2410-6070_ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА_№3 / 2021
УДК 51-7
Лунев П.И.
учитель географии, МОУ «Краснооктябрьская СОШ» с. Красный Октябрь, Белгородский район, Белгородская область, РФ
Коротких О.В.
учитель математики, МОУ «Краснооктябрьская СОШ» с. Красный Октябрь, Белгородский район, Белгородская область, РФ
Кондратова Т.В.
учитель математики, МОУ «Краснооктябрьская СОШ» с. Красный Октябрь, Белгородский район, Белгородская область, РФ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ И ГЕОГРАФИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ТЕМЫ - МАСШТАБ
Аннотация
Масштаб в курсе математики 6 класса изучается на примере географической карты. В курсе географии 6 класса данная тема рассматривается с использованием математических знаний. В статье раскрывается вопрос изучения этой темы, как межпредметное (теперь метапредметное) взаимодействие разных предметов, ради формирования знаний, навыков работы с географической картой, по определению расстояний между разными объектами.
Ключевые слова:
Масштаб, математика, география, географическая карта, расстояние.
Мы изучаем в средней школе географию и геометрию. В переводе с греческого языка, они означают землеописание и землемерие соответственно. Первой из них появилась геометрия - наука, которая занимается измерением расстояний между географическими объектами на нашей планете. География же занимается вопросами описания и изучения Земли.
Первые рисунки в пещерах появились раньше письменности. На наскальных рисунках появлялись чертежи, изображающие планы конкретных местностей. По мере накопления математических знаний, появилась возможность составлять планы местностей с использованием масштаба. Он, масштаб, позволил большие территории переносить на плоскость с учетом определенных отношений между реальными объектами и их изображением на бумаге. Так что же такое масштаб?
В учебнике математика для 6 класса под редакцией Виленкина Н.Я. дано определение масштаба как отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности [2]. Это означает, что участки местности можно изобразить в уменьшенном виде с помощью масштаба. Например, отрезок 500 м можно изобразить в виде отрезка 1см. В данном примере масштаб карты равен 1: 500, другими словами - карта составлена в масштабе одна пятисотая.
В учебнике географии для 6 класса Домогацкого Е.М., масштаб показывает, во сколько раз изображение объекта на карте уменьшено по сравнению с его реальными размерами на местности [1]. В географии масштаб 1:100000 называется численным. Масштаб 1:100 000, означает, что 1см на карте равен 100 000 см на местности. В курсе географии, чтобы на плане или карте легче было узнавать расстояние на местности, у численного масштаба пишут пояснения: в 1 см - 10 км, в 1 см - 4 км, в 1 см - 700 м и т.п. То есть сантиметры переводят в метры и километры. Такой масштаб называется именованным. Он расшифровывает численный масштаб. Такой масштаб позволяет более наглядно увидеть расстояние между географическими объектами. Кроме численного и именованного - выделяют ещё линейный, когда на карте изображается небольшая линейка с сантиметровыми делениями, где нанесено какое расстояние на местности соответствует 1см в масштабе данной карты.
Линейный масштаб нужен, чтобы не вычислять, а прямо измерять на карте.
100 0 100 200 300 400 500 ки
II и N I
Масштаб в 1 см 100 км.
С помощью циркуля-измерителя, измеряем расстояние на карте между двумя точками. Ставим левую ножку циркуля на нуль, правая окажется между делениями 400 и 500 км. Отрезок, отходящий влево от нуля, разделен на 5 частей, каждая из них соответствует 20 километрам. Циркуль сдвинуть влево, чтобы правая ножка оказалась на ближайшем делении масштаба (это будет 400 км); тогда левая отодвинется от нуля на полтора деления, то есть на величину, соответствующую 30 км. Сложив отрезки вправо и влево от нуля, получим 430 км. Таким образом, с помощью циркуля-измерителя можно довольно быстро определить расстояние по карте между разными географическими объектами.
Решение задачи по определению расстояния между разными объектами, с использованием плана местности форзаца учебника географии для 6 класса Домогацкого Е.М. Масштаб плана 1:10 000, в 1см 100 м. От моста через реку Иволга до церкви в с. Дорохово - 5,1 см. Используя масштаб в 1см 100 м, мы умножаем 100 м на 5.1= 510 метров.
Для изображения поверхности нашей планеты, масштаб может быть различным. Чтобы изобразить больший участок Земли, необходимо в большее количество раз уменьшить расстояния на карте по сравнению с действительным. На этой карте трудно подробно изобразить территорию, для этого она слишком мелкомасштабна. Из-за этого нужно отбирать те объекты, которые необходимы именно для цели данной картой - такой процесс называется географической генерализацией.
Подробно можно изобразить парк, улицу, село, квартал города. На такой карте можно будет увидеть дорожки в парке, дома вдоль улицы, расположение улиц села и т.д.
Поэтому карты могут иметь разный масштаб в зависимости от величины изучаемой территории.
Есть определенная зависимость между масштабом и величиной изображаемой территории: чем больше величина территории, тем мельче масштаб карты; чем крупнее масштаб, тем подробнее карта.
Без карты нет географии, карту нельзя создать без математических построений. Поэтому изучение географии немыслимо без знания математики.
Практическое применение масштаба. Каждому офицеру необходимо знание карты в авиации, в мореходстве - при прокладывании маршрута; в сельском хозяйстве - при определении площади посевных земель; в строительстве - при прокладке дорог и проектировании жилых и административных зданий.
Список использованной литературы:
1. Домогацких Е. М., Алексеевских Н. И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций - 5 - е изд. - М.:ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 224с.:ил. -(инновационная школа). Стр. 33
2. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И. Математика: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 24 -е изд. - М.,Мнемозина. 2016. - 288с. : ил. Стр. 134
3. Журнал «География» №42/2003. Лазаревич К. С. Линейный масштаб
© Лунев П.И., Коротких О.В., Кондратова Т.В., 2021