Научная статья на тему 'МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
894
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безбородова Людмила Александровна, Жук Александр Сергеевич

Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном образовании достижение метапредметных результатов у младших школьников зафиксировано во ФГОС НОО 2021 года, а метапредметность выступает как ведущее условие для восприятия детьми целостной картины мира. Проблема исследования заключается в определении педагогических условий эффективного формирования метапредметных универсальных учебных действий у младших школьников на предметах эстетического цикла. Целью статьи является рассмотрение проблемы достижения метапредметных образовательных результатов в начальной школе. Задачами стали анализ понятия метапредметности в образовании, обобщение содержания метапредметных образовательных результатов, характеристика работы учителя в начальной школе. Теоретико-методологическую основу исследования составляют:концепция развития универсальных учебных действий (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов); концепция универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Г. В. Бурменская и др.); теория содержания начального образования (С. П. Баранов, Н. Ф. Виноградова, А. Е. Дмитриев, М. М.Поташник);идея о соотношении модели и оригинала в обучении младших школьников (С. П.Баранов, А. Ж. Овчинникова, Е. Н. Землянская, М. Я. Ситниченко). Авторами использовались такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, наблюдение, беседа, изучение результатов деятельности учащихся, педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в том, что подтверждена эффективность реализации в образовательном процессе начальной школы педагогических условий формирования метапредметных УУД у младших школьников; определен ведущий метод обучения - творческий проект в условиях интеграции предметов эстетического цикла. В данной статье авторами рассматривается проблема достижения метапредметных образовательных результатов обучения в начальной школе. Основной задачей образования является всестороннее развитие личности учащегося, поэтому внимание к метапредметным результатам обучения педагогически оправдано. Метапредметность является условием восприятия целостной картины мира людьми. Авторами раскрыто содержание метапредметных образовательных результатов, охарактеризованы условия работы в данном направлении. В числе важных педагогических условий названы: реализация системно-деятельностного и метапредметного подхода в обучении; уровневый подход к пониманию метапредметности; изменение позиции школьника в процессе обучения; использование новых технологий и средств обучения в начальной школе, учет достижения новых образовательных результатов, закрепленных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безбородова Людмила Александровна, Жук Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METADISCIPLINARY EDUCATIONAL OUTCOMES IN PRIMARY SCHOOL

The relevance of the article is due to the fact that in modern education, the achievement of meta-subject results among younger students is recorded in the Federal State Educational Standard of the Elementary General Education of 2021; and meta-subjectivity acts as a leading condition for the perception of a holistic picture of the world by children. The problem of the research is what are the pedagogical conditions for the effective formation of meta-subject universal educational activities in younger students on the subjects of the aesthetic cycle? The purpose of the article is to consider the problem of achieving meta-subject educational results in elementary school. The tasks were to analyze the concept of meta-subjectivity in education, generalize the content of meta-subject educational results, and characterize the teacher’s work in elementary school. The theoretical and methodological basis of the study is: the concept of development of universal learning activities (L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev, P. Ya. Galperin, D. B. Elkonin, V. V. Davydov, A. G. Asmolov); the concept of universal educational activities (A. G. Asmolov, I. A.Volodarskaya, G. V. Burmenskaya and others); the theory of the primary education content (S. P. Baranov, N. F. Vinogradova, A. E. Dmitriev, M. M. Potashnik); the idea of the relationship between the model and the original in teaching younger students (S. P. Baranov, A. Zh. Ovchinnikova, E. N. Zemlyanskaya, M. Ya. Sitnichenko). The article used such research methods as the analysis of psychological, pedagogical and educational literature, observation, conversation, studying the results of students' activities, and a pedagogical experiment. The practical significance of the study lies in the fact that the effectiveness of the implementation in the educational process of elementary school of the pedagogical conditions for the formation of meta-subject universal educational activities among younger students has been confirmed; the leading teaching method has been determined - a creative project in the context of the integration of subjects of the aesthetic cycle. In this paper, the authors consider the problem of achieving meta-subject educational learning outcomes in primary school. The main task of education is the comprehensive development of the student’s personality, therefore, attention to meta-subject learning outcomes is pedagogically justified. Metasubject is a condition for people to perceive a holistic picture of the world. The authors revealed the content of meta-subject educational results, characterized the working conditions in this direction. Among the important pedagogical conditions are named: the implementation of a system-activity and meta-subject approach in teaching; a level-based approach to understanding meta-subjects; a change in the student’s position in the learning process; the use of new technologies and teaching tools in primary school, taking into account the achievement of new educational results fixed by the Federal State Educational Standard of Primary General Education.

Текст научной работы на тему «МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.31 DO110.26170/2079-8717_2022_05_06

ББК Ч420.243 ГРНТИ 14.25.07 Код ВАК 5.8.1

Безбородова Людмила Александровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства, Московский педагогический государственный университет; 119435, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1; e-mail: purity2002@mail.ru

Жук Александр Сергеевич,

учитель начальных классов, ГБОУ Школа № 1245 г. Москвы; 117534, Россия, г. Москва, ул. Кировоградская, 42, корп. 2; e-mail: as_zhuk90@mail.ru

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: метапредметные образовательные результаты; начальная школа; младшие школьники; метапредметность; педагогические условия; универсальные учебные действия

АННОТАЦИЯ. Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном образовании достижение метапредметных результатов у младших школьников зафиксировано во ФГОС НОО 2021 года, а метапредметность выступает как ведущее условие для восприятия детьми целостной картины мира. Проблема исследования заключается в определении педагогических условий эффективного формирования метапредметных универсальных учебных действий у младших школьников на предметах эстетического цикла. Целью статьи является рассмотрение проблемы достижения метапред-метных образовательных результатов в начальной школе. Задачами стали анализ понятия мета-предметности в образовании, обобщение содержания метапредметных образовательных результатов, характеристика работы учителя в начальной школе. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция развития универсальных учебных действий (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов); концепция универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Г. В. Бурменская и др.); теория содержания начального образования (С. П. Баранов, Н. Ф. Виноградова, А. Е. Дмитриев, М. М. Поташник); идея о соотношении модели и оригинала в обучении младших школьников (С. П. Баранов, А. Ж. Овчинникова, Е. Н. Землянская, М. Я. Ситниченко). Авторами использовались такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, наблюдение, беседа, изучение результатов деятельности учащихся, педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в том, что подтверждена эффективность реализации в образовательном процессе начальной школы педагогических условий формирования метапредметных УУД у младших школьников; определен ведущий метод обучения - творческий проект в условиях интеграции предметов эстетического цикла. В данной статье авторами рассматривается проблема достижения метапредметных образовательных результатов обучения в начальной школе. Основной задачей образования является всестороннее развитие личности учащегося, поэтому внимание к метапредметным результатам обучения педагогически оправдано. Метапредметность является условием восприятия целостной картины мира людьми. Авторами раскрыто содержание метапред-метных образовательных результатов, охарактеризованы условия работы в данном направлении. В числе важных педагогических условий названы: реализация системно-деятельностного и мета-предметного подхода в обучении; уровневый подход к пониманию метапредметности; изменение позиции школьника в процессе обучения; использование новых технологий и средств обучения в начальной школе, учет достижения новых образовательных результатов, закрепленных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Безбородова, Л. А. Метапредметные образовательные результаты в начальной школе / Л. А. Безбородова, А. С. Жук. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 5. - С. 57-65. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2022_05_0б.

Bezborodova Lyudmila Alexandrovna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Theory and Practice of Primary Education of Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

Zhuk Alexander Sergeevich,

Primary School Teacher, School No. 1245, Moscow, Russia

METADISCIPLINARY EDUCATIONAL OUTCOMES IN PRIMARY SCHOOL

KEYWORDS: meta-subject educational results; Primary School; younger students; metasubjectivity; pedagogical conditions; universal learning activities

ABSTRACT. The relevance of the article is due to the fact that in modern education, the achievement of meta-subject results among younger students is recorded in the Federal State Educational Standard of the Elementary General Education of 2021; and meta-subjectivity acts as a leading condition for the perception of a holistic picture of the world by children. The problem of the research is what are the pedagogical con-

© Безбородова Л. А., Жук А. С., 2022

ditions for the effective formation of meta-subject universal educational activities in younger students on the subjects of the aesthetic cycle? The purpose of the article is to consider the problem of achieving meta-subject educational results in elementary school. The tasks were to analyze the concept of meta-subjectivity in education, generalize the content of meta-subject educational results, and characterize the teacher's work in elementary school. The theoretical and methodological basis of the study is: the concept of development of universal learning activities (L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev, P. Ya. Galperin, D. B. Elkonin, V. V. Davydov, A. G. Asmolov); the concept of universal educational activities (A. G. Asmolov, I. A. Vo-lodarskaya, G. V. Burmenskaya and others); the theory of the primary education content (S. P. Baranov, N. F. Vinogradova, A. E. Dmitriev, M. M. Potashnik); the idea of the relationship between the model and the original in teaching younger students (S. P. Baranov, A. Zh. Ovchinnikova, E. N. Zemlyanskaya, M. Ya. Sitnichenko). The article used such research methods as the analysis of psychological, pedagogical and educational literature, observation, conversation, studying the results of students' activities, and a pedagogical experiment. The practical significance of the study lies in the fact that the effectiveness of the implementation in the educational process of elementary school of the pedagogical conditions for the formation of meta-subject universal educational activities among younger students has been confirmed; the leading teaching method has been determined - a creative project in the context of the integration of subjects of the aesthetic cycle.

In this paper, the authors consider the problem of achieving meta-subject educational learning outcomes in primary school. The main task of education is the comprehensive development of the student's personality, therefore, attention to meta-subject learning outcomes is pedagogically justified. Metasubject is a condition for people to perceive a holistic picture of the world. The authors revealed the content of meta-subject educational results, characterized the working conditions in this direction. Among the important pedagogical conditions are named: the implementation of a system-activity and meta-subject approach in teaching; a level-based approach to understanding meta-subjects; a change in the student's position in the learning process; the use of new technologies and teaching tools in primary school, taking into account the achievement of new educational results fixed by the Federal State Educational Standard of Primary General Education.

FOR CITATION: Bezborodova, L. A., Zhuk, A. S. (2022). Metadisciplinary Educational Outcomes in Primary School. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 57-65. DOI: 10.26i70/2079-8717_2022_05_06.

Настоящее время характеризуется глобальными переменами во всех сферах жизни социума. Все более необходимо становление таких людей, которые оказались бы способными к постоянному и своевременному обновлению и обобщению знаний, могли бы самостоятельно овладевать ими, творчески преобразовывать действительность. Именно по этой причине особое внимание отводится образованию. Перед обществом стоит задача модернизации всей системы образования, которая предполагает обеспечение непрерывности образования в ходе жизни человека; совершенствование и внедрение разнообразных технологий и форм обучения; реализацию эффективных образовательных программ и т. д. В системе непрерывного образования важное место отведено начальной школе. Начальное образование обладает мощным потенциалом в процессе становления гармоничной личности учащегося и является базой для последующего обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования провозглашает принципиально новые образовательные результаты, которые становятся более системными и касаются не только обучения, но и развития де-тей1. В данном документе отражены три группы планируемых образовательных результатов - предметные, личностные и ме-

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru /fgos/fgos- noo.

тапредметные.

Как отмечает Е. Н. Землянская, в условиях модернизации системы общего образования образовательные результаты приобрели новое понимание:

- предметные результаты являются многоаспектным явлением и определяют четкие требования к освоению результатов по каждой учебной дисциплине;

- предметный компонент образования является категорией развития, поэтому результаты освоения основных образовательных программ должны отражать степень прогресса по отношению к предыдущей ступени [4].

В нормативных образовательных документах, в Федеральном образовательном стандарте обозначено, что образовательный результат представляет собой комплекс мо-тивационных, когнитивных изменений, особенности решения важных учебных и практических задач. Предусматривается как количественный, так и качественный анализ достижений учащегося в ходе образования [5].

Под личностными результатами образования обычно подразумевают такие, которые включают сформированные ценностные ориентации и установки учащихся, которые относятся к себе самому, к окружающим людям, к процессу обучения, к результативности собственной учебной и внеучебной деятельности и т. д. Усвоение знаний, умений и навыков в пределах определенной учебной дисциплины составляет перечень предмет-

ных результатов образования. К метапред-метным результатам образования в литературных источниках и нормативных документах относятся такие, которые отражают способы деятельности, применяемые в ходе обучения в целом, а также в разных жизненных ситуациях и проблемах.

Есть ряд исследований, в которых авторы сосредотачивают свое внимание на понятии метапредметности. С опорой на работы В. В. Давыдова можно предположить, что в основе метапредметного обучения младших школьников находится такая организация образовательного процесса, в котором прослеживается некоторая надпред-метность. Метапредметные умения позволяют всесторонне анализировать информацию и осуществлять разнообразную деятельность теоретического, критического, творческого характера. Они дают возможность усваивать способы и средства разрешения учебных и жизненных противоречий, проблемных и творческих задач [3].

Образовательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ее содержание соответствовало требованиям метапредметности, не уходя при этом от конкретной дисциплины, а расширяя ее границы и возможности. Все обучение опирается при этом на принципы человекообразно-сти и предполагает разнообразную деятельность - эвристическую, продуктивную, рефлексивную. Соблюдение метапредметного подхода в образовании важно в плане развития у детей мотивации к обучению, творческих способностей, рефлексивных умений и открытия ими целостной картины мира.

Сформированные метапредметные умения дают возможность в процессе работы учащихся эффективно выполнять поставленные перед ними регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи.

В работе Н. Ф. Виноградовой отмечается целесообразность и обоснованность ме-тапредметного подхода в образовании. Это важно в связи с переходом к новому содержанию и структуре образовательной деятельности. Достижение метапредметных результатов обучения позволяет более эффективно строить деятельность познания, коммуникации и рефлексии у младших школьников [1]. Метапредметные умения важно включать в программное содержание проведения уроков по разным дисциплинам, а также в специальные занятия и мероприятия [10].

В процессе метапредметного обучения педагог получает возможность выйти за границы предметного содержания дисциплин и, как следствие, получить более эффективные результаты образовательной деятельности. В исследовании Н. В. Фоменко отмеча-

ется, что метапредметность в образовательной деятельности предполагает акцент в обучении детей на развитии рефлексивности мышления в процессе преподавании традиционных учебных дисциплин [12].

Н. В. Пудовкина представила мета-предметность в качестве умений анализа информации и перехода ее в разные знаковые системы за счет мыслительных логических операций [7].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования метапредметны-ми результатами образования считаются такие, которые отражают освоенные школьниками универсальные учебные действия (среди которых выделяются группы познавательных, регулятивных и коммуникативных действий), важные для постепенного овладения основными компетенциями личности, обозначенными как ведущие умения учиться, а также овладения рядом межпредметных понятий1.

Появляется необходимость в изменении целевой направленности начального обучения. В приоритете - нацеленность на метапредметное обучение, которое строится на диалоге, кооперации и сотрудничестве младших школьников с педагогом и сверстниками. Многие ученые говорят о том, что освоение метапредметных умений дает возможность глубже изучить все дисциплины школьного курса обучения в начальной школе, а также позволяет детям лучше социализироваться и адаптироваться в повседневной жизни. Формирование метапред-метных умений позволит детям овладеть в будущем метадеятельностью, понимаемой в качестве универсального способа жизнедеятельности каждого человека.

Востребованной в настоящее время является подготовка выпускников начальной школы самостоятельно решать задачи и проблемные ситуации, анализируя при этом планируемые и достигнутые результаты. Это обосновано тем, что расширяются требования (коммуникативные, информационные, организационные) к тому, чтобы школьники могли проявить себя в самых разных жизненных сферах и областях деятельности. На этом основании можно говорить, что становится актуальным достижение младшими школьниками метапредмет-ных образовательных результатов.

Метапредметность в обучении предполагает выход за рамки традиционного зна-ниевого подхода, важным признается умение оперировать полученными знаниями при решении новых, проблемных, учебных

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo.

и повседневных задач, что актуально для полноценного освоения жизненного опыта и дальнейшего становления личности активной, инициативной, творческой.

Обобщение содержательной стороны метапредметных образовательных результатов дает основание заключить, что они отражают процесс овладения умениями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать возможности для их достижения, в том числе при решении проблемных и творческий задач; овладения умениями планирования, контроля, анализа и оценки собственной учебной деятельности; овладения умениями применять разные способы достижения поставленных задач и т. д. Важным также выступает развитие качеств рефлексии (познавательной, личностной). Младшие школьники в процессе обучения должны освоить способы применения зна-ково-символических средств в ходе реализации учебных действий, активно использовать речевые и информационно-коммуникативные технологии в работе. У детей развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др., формируются коммуникативные навыки, навыки аргументации своих суждений, навыки работы в группе. В рамках разных предметных дисциплин усваиваются базовые понятия, представления о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) и о взаимосвязях между ними.

Анализ трудов известных отечественных ученых (Л. С. Выготский [2], В. В. Давыдов [3], С. Л. Рубинштейн [8], Д. Б. Эль-конин [13] и т. д.) позволяет утверждать, что младший школьный возраст является сен-зитивным для достижения вышеуказанных метапредметных результатов обучения. В младших классах особое значение имеет готовность учеников применять приобретенные знания и универсальные учебные действия в решении реальных ситуаций. Это говорит о том, что содержание каждого предмета должно тесно перекликаться с другими и быть нацелено на развитие у детей умений применять полученные знания и навыки в обычной жизни и при решении новых для них задач и проблем. В связи с этим актуализируется важность рассмотрения вопроса об условиях достижения мета-предметных результатов обучения.

Важность формирования у младших школьников метапредметных образовательных результатов обучения обоснована многочисленными исследованиями, однако на практике этот процесс может осложняться самыми разными факторами. В частности, тем, что многие педагоги до сих пор руководствуются строгой регламентированно-

стью при разработке программ учебных дисциплин. Имеются сложности временно-пространственной организации образовательного процессе в школе. Не учитываются возможности и способности учеников.

К условиям достижения метапредмет-ных результатов обучения относится система педагогических мер воздействия и особенностей развивающей образовательной среды, которые будут сочетать в себе как внутренние компоненты (влияющие на личностное развитие учащихся), так и внешние (касающиеся процессуальных характеристик процесса образования). Описание условий достижения метапредметных результатов обучения в начальной школе предполагает и меры педагогического воздействия (задачи, методы, технологии и т. д.), и описание особенностей взаимодействия разных субъектов образовательного процесса, и закономерности процесса обучения.

Условиями достижения метапредмет-ных результатов обучения в начальной школе можно обозначить: реализацию систем-но-деятельностного подхода в обучении младших школьников; уровневый подход к включению метапредметности в содержание образовательного процесса; изменение позиции школьника в процессе обучения; использование разнообразных активных, информационно-коммуникативных технологий и средств обучения.

Системно-деятельностный подход в обучении детей в настоящее время полагается основополагающим. Согласно трудам Н. В. Бородкиной, О. И. Тихомировой перспективной является организация разных видов деятельности детей на уроках (эвристической, исследовательской, проективной, продуктивной, рефлексивной и т. д.) [11].

Уровневый подход к пониманию и внедрению метапредметности в образовательном процессе, на наш взгляд, наиболее обоснованно раскрыт в статье Н. В. Гасни-ковой и О. Г. Селивановой [9]. Авторы говорят о том, что обучающая, развивающая и воспитательная стороны образовательного процесса на современном этапе развития общества должны отражать принципы ме-тапредметности. Это предполагает, что содержательная сторона образования раскрывается через категории метазнаний, метау-мений, ценностей и смыслов. На любом уроке учитель должен помнить, что мир целостный, поэтому знания и умения нельзя разделить по отдельным урокам. Цели ме-тапредметного обучения реализуются на таких уровнях, как внутрипредметный, межпредметный и надпредметный.

Внутрипредметный уровень предполагает уход от линейного к концентрическому способу подачи материала. Для этого важ-

но, чтобы педагоги пересмотрели свои рабочие программы на предмет установления преемственности и рекурсивности. Логика преподавания предмета строится с учетом того, какая картина мира будет выстраиваться в итоге у учеников.

Межпредметный уровень предполагает согласованность материала из разных учебных дисциплин, что дает возможность для более широкого анализа объектов и явлений. Здесь уместно говорить о целесообразности интеграции содержания учебного материала.

Надпредметный уровень подразумевает согласованность методических подходов учителей, согласованность разных образовательных областей и т. д. В методическом отношении данный уровень может быть реализован посредством введения метапред-метных уроков.

Изменение позиции школьника в процессе обучения связано с тем, что сами школьники в настоящее время должны выступать как субъекты управления процессом достижения метапредметных результатов образования. Это положение обосновано тем, что для школьников важны осознание своих образовательных потребностей и осуществление активных действий для их реализации. Для этого важно постепенное и целенаправленное расширение субъективного опыта обучающихся. Только так становятся возможными гармоничное формирование личности человека и развитие его способностей.

Уже в младшем школьном возрасте возможно организовать обучение так, чтобы учащиеся управляли своей учебной деятельностью: ставили цели, планировали свою работу, осуществляли рефлексию, самоконтроль и самооценку [6]. К примеру, современная концепция развивающего обучения (Д. Б. Эльконин [13], В. В. Давыдов [3]) ориентирована на новое понимание учебной деятельности и ее компонентов: учащиеся должны понимать и принимать учебные задачи; активно строить свои учебные действия (изменять, сравнивать,

обобщать, моделировать), выполнять контроль и оценку своей работы. Когда учащийся понимает смысл выполняемых учебных действий, он лучше осуществляет рефлексию и самоконтроль, более заинтересован в достижении результата. Поэтому современное образование на принципах метапред-метности тесно связано с развитием рефлексивной деятельности, которая способствует становлению ценностно-смысловой сферы личности и позволяет детям более успешно учиться в дальнейшем.

С нашей точки зрения, метапредметные умения позволяют поэтапно усваивать содержание обучения и вместе с тем стимулировать развитие личности и психических способностей младших школьников. Мета-предметные умения включают следующие основные блоки, согласно которым анализируются полученные образовательные результаты: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.

Формирование метапредметных умений младших школьников должно проходить с учетом особенностей возрастного и психологического развития младших школьников, а также с опорой на индивидуально-дифференцированный подход. Внимание уделяется как познавательной, так и личностной сфере, а также особенностям межличностного взаимодействия учеников на уроках и во внеурочной работе.

Процесс обучения предполагает, что на основании оценки зоны ближайшего развития метапредметных действий (уровней, нормативов) оформляются содержание, методы и приемы взаимодействия педагога и учеников и прочие характеристики учебной деятельности младших школьников. Условно модель достижения метапредметных образовательных результатов младших школьников на предметах эстетического цикла можно представить в виде следующего рисунка.

Рис. Модель достижения метапредметных образовательных результатов младших школьников на предметах эстетического цикла

В качестве своеобразных критериев для оценки сформированности метапредметных умений младших школьников мы можем назвать следующие: в какой мере соответствуют они возрасту и психологическим характеристикам ребенка; в какой мере они соотносятся с имеющимися на данный момент нормативными требованиями. Воз-растно-психологические нормы имеются для всех видов метапредметных умений, они отражают поэтапность и последовательность их развития.

Оцениваются следующие характеристики метапредметных умений младших

школьников: уровень (форма) реализации действия, развернутость, адекватность, осознанность, обобщенность, критичность и характеристики освоенности определенного действия.

Обобщение литературных данных о специфике формирования метапредметных умений позволяет говорить о том, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также сильно зависят от характера активно-деятельностной стратегии обучения. Только в деятельности появляются новообразования в развитии психики и личности ребенка.

Кроме того, метапредметные умения

включены в единую целостную систему, а развитие каждого из видов учебных действий, в свою очередь, связано со всеми другими действиями и подчиняется логике воз-растно-психологического развития ребенка.

Процесс достижения метапредметных образовательных результатов предполагает, что важно грамотно подбирать необходимый учебный материал, определять программное содержание и этапность работы. Метапредметные умения будут формироваться только в том случае, если педагог умело организует исследовательскую, познавательную деятельность учащихся, позволяя им самим определить проблему урока и выбрать способы ее разрешения, самостоятельно построить свою познавательную, творческую деятельность. Метапредметные умения младших школьников возможно формировать только при условии выхода за рамки одного конкретного предмета или дисциплины. Целесообразна интеграция разных видов деятельности.

Как в процессе урочной, так и во внеурочной деятельности с целью достижения метапредметных образовательных результатов работа должна предполагать определенную структуру: мотивация к деятельности, подготовка к деятельности, непосредственная деятельность (познавательная, исследовательская, коммуникативная, речевая), обмен информацией, формулирование выводов, подведение итогов, оценивание результатов и рефлексия. Самое важное, что в каждом виде деятельности важно руководствоваться едиными подходами к определению содержания метапредметности, к задачам и технологиям деятельности (при учете своеобразия форм работы).

Среди методов обучения должны преобладать: самостоятельная работа, поисковый и исследовательский подходы к усвоению знаний, умений и навыков. На уроках лучше всего использовать активные методы обучения, творческие задания, познавательно-исследовательские упражнения. Контроль обязательно следует строить так, чтобы учащиеся стремились пополнить багаж своих знаний и умений. Работа, направленная на достижение метапредметных образовательных результатов в начальной школе, предполагает, что всем участникам образовательно-воспитательного процесса должно быть комфортно. Это обеспечивается через создание положительной атмосферы, уважительного взаимодействия всех участников работы. Принимаются любая инициатива, творческое решение, нестандартный ответ школьника.

Целесообразным является индивидуальный подход к каждому ребенку. Например, учитываются склонности детей к тому

или иному виду деятельности, жанру искусства и т. д. В этом плане следует давать больше свободы школьникам и отводить специальное место для самовыражения. При этом, например, организация уроков эстетического цикла в начальной школе предполагает постоянное обращение к чувствам и переживаниям детей. Только так ребенок может понять искусство во всей его глубине и многообразии.

Важна вариативность в работе, это предполагает, что педагоги в ходе деятельности должны владеть различными формами взаимодействия (традиционные и нетрадиционные). В настоящее время все больше могут быть востребованы технологии мультимедиа, презентации, виртуальные экскурсии и мастер-классы и т. д. Это позволяет расширить рамки изучаемой информации.

Очень важно обучать детей самоанализу своей работы, при этом школьника следует подводить к тому, чтобы он стремился к дальнейшему познанию, изучению, творчеству. Для этого педагог должен внимательно относиться к тому, как он дает оценку работе школьника, показывает ли пример грамотного анализа.

Среди средств обучения важное место занимает дидактический материал, который использует педагог на уроках и во внеурочной деятельности. В качестве дидактического материала могут использоваться презентации, видеоматериалы, дополнительная литература и т. д. При этом данный материал можно использовать на уроках, для выполнения домашних заданий, для оценки и контроля полученных знаний и умений и т. д.

Важное значение также имеет исследовательская деятельность учащихся, обеспечивающая высокий уровень познания. Такие знания являются максимально прочными, применимыми в разных ситуациях. В ходе исследований развиваются познавательная самостоятельность учащихся, умения самостоятельно планировать и осуществлять свою деятельность. Исследования также способствуют развитию логического мышления, творческих способностей детей.

Наконец, полагаем важным использование на уроках разнообразных активных, информационно-коммуникативных технологий и средств обучения. Однако здесь следует помнить, что наиболее выраженный развивающий эффект может быть достигнут не за счет увеличения разнообразия технологий, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждой из них.

Для получения хороших метапредмет-ных образовательных результатов будут востребованными такие формы организа-

ции учебной деятельности, как парная работа, работа в небольших группах, разноуровневые и творческие задания, игры и дискуссии. Также можно проводить конкурсы, олимпиады, проекты и т. д. Все это дает возможность учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности, позволяет им раскрыть себя и дает стимул для дальнейшего саморазвития.

В качестве вывода можно резюмиро-

вать, что в настоящее время есть острая необходимость в решении проблем, связанных с достижением метапредметных результатов обучения учащихся. С особенной остротой встает проблема реализации наиболее эффективных условий и инновационных технологий данной работы, которые отвечали бы современным социально-экономическим, моральным и образовательным условиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова, Н. Ф. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. - 2015. - Т. 3, № 6. - С. 3-10.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ ; Астрель, 2010. - 671 с.

3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1986. - 456 с.

4. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. - М. : Издательство «Юрайт», 2015. - 507 с.

5. Землянская, Е. Н. Методология исследовательской деятельности в начальном образовании : учебное пособие / Е. Н. Землянская. - Москва : МПГУ, 2019. - 216 с.

6. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. - СПб. : КАРО, 2015. - 160 с.

7. Пудовкина, Н. В. Формирование метапредметных учебных действий в начальной школе / Н. В. Пудовкина // Евразийская педагогическая конференция : сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 119-133.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2014. - 713 с.

9. Селиванова, О. Г. Управление процессом достижения школьниками метапредметных результатов образовательной деятельности / О. Г. Селиванова, Н. В. Гасникова // Вестник Вятского государственного университета. - 2018. - № 4. - С. 119-129.

10. Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : сб. ст. XIII Между-нар. науч.-практ. конф. «Артемовские чтения» (г. Пенза, 23-24 марта 2017 г.) / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. М. А. Родионова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. - 282 с.

11. Тихомирова, О. В. Достижение метапредметных и личностных результатов средствами деятель-ностного подхода : учеб. пособие / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина. - 2-е изд., стереотип. - Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. - 160 с.

12. Фоменко, Н. В. Формирование метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности / Н. В. Фоменко, М. П. Ширинкина // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : коллективная монография. - Уфа, 2017. -

С. 215.

13. Эльконин, Д. Б. О структуре учебной деятельности / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1997.

REFERENCES

1. Vinogradova, N. F. (2015). Formirovanie u mladshikh shkol'nikov universal'nykh uchebnykh deistvii [Formation of Universal Educational Actions in Younger Schoolchildren]. In Nachal'noe obrazovanie. Vol. 3. No. 6, pp. 3-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vygotsky, L. S. (2010). Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology] / ed. by V. V. Davydov. Moscow, AST, Astrel'. 671 p.

3. Davydov, V. V. (1986). Problemy razvivayushchego obucheniya [Problems of Developing Learning]. Moscow, Pedagogika. 456 p.

4. Zemlyanskaya, E. N. (2015). Teoriya i metodika vospitaniya mladshikh shkol'nikov [Theory and Methodology of Education of Younger Schoolchildren]. Moscow, Izdatel'stvo «Yurait». 507 p.

5. Zemlyanskaya, E. N. (2019). Metodologiya issledovatel'skoi deyatel'nosti v nachal'nom obrazovanii [Methodology of Research Activity in Primary Education]. Moscow, MPGU. 216 p

6. Dautova, O. B., Ignatieva, E. Yu. (Eds.). (2015). Metapredmetnye i lichnostnye obrazovatel'nye re-zul'taty shkol'nikov: Novye praktiki formirovaniya i otsenivaniya [Meta-Subject and Personal Educational Results of Schoolchildren: New Practices of Formation and Evaluation]. Saint Petersburg, KARO. 160 p.

7. Pudovkina, N. V. (2018). Formirovanie metapredmetnykh uchebnykh deistvii v nachal'noi shkole [Formation of Meta-Subject Educational Actions in Primary School]. In Evraziiskayapedagogicheskaya konferentsiya: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pp. 119-133.

8. Rubinsteyn, S. L. (2014). Osnovy obshcheipsikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg, Piter. 713 p.

9. Selivanova, O. G., Gasnikova, N. V. (2018). Upravlenie protsessom dostizheniya shkol'nikami metapredmetnykh rezul'tatov obrazovatel'noi deyatel'nosti [Managing the Process of Achieving Metasubject Results of Educational Activity by Schoolchildren]. In Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 4, pp. 119-129.

10. Rodionov, M. A. (Ed.). (2017). Sovremennoe obrazovanie: nauchnye podkhody, opyt, problemy, perspektivy [Modern Education: Scientific Approaches, Experience, Problems, Prospects]. Penza, Izdatel'stvo PGU. 282 p.

11. Tikhomirova, O. V., Borodkina, N. V. (2016). Dostizhenie metapredmetnykh i lichnostnykh rezul'tatov sredstvami deyatel'nostnogo podkhoda [Achievement of Metasubject and Personal Results by Means of an Activity Approach]. 2nd edition. Yaroslavl, GAU DPO YaO IRO. 160 p

12. Fomenko, N. V., Shirinkina, M. P. (2017). Formirovanie metapredmetnykh kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deistvii u mladshikh shkol'nikov v usloviyakh vneurochnoi deyatel'nosti [Formation of Meta-Subject Communicative Universal Educational Actions in Younger Schoolchildren in Extracurricular Activities]. In Teoreticheskie iprakticheskie aspekty psikhologii ipedagogiki: kollektivnaya monografiya. Ufa, p. 215.

13. Elkonin, D. B. (1997). O strukture uchebnoi deyatel'nosti [On the Structure of Educational Activity]. In Feldstein, D. I. (Ed.). Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh: Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow, Institut prakticheskoi psikhologii, Voronezh, NPO MODEK.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.