Научная статья на тему 'МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ - АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ - АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ФГОС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхутдинова Ф.Ф.

На сегодняшний день особенно актуальной для образовательных организаций становится реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) при обучении школьников. ФГОС, устанавливая требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, уделяют особое внимание метапредметным результатам обучения, включающим освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные). В этой связи автор вначале подробно рассматривает феномен «метапредметности» в образовательной деятельности, сопутствующие ему дидактические понятия, предлагает своё понимание данного вопроса, далее знакомит с подходами к его определению и продуктивными формами реализации метапредметного подхода в деятельности образовательных организаций. В статье анализируются понятие метапредметность и её составные части. Важность метапредметности в современном образовании в сочетании с ФГОС. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны как раз для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPOBJECT - RELEVANCE AND PERSPECTIVES

Today, the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standards (FSES) in teaching schoolchildren is becoming especially relevant for educational organizations. The Federal State Educational Standards, setting the requirements for the results of mastering the main educational program by students, pay special attention to meta-subject learning outcomes, including inter-subject concepts and universal educational actions (regulatory, cognitive, communicative) mastered by students. In this regard, the author first examines in detail the phenomenon of "meta-subjectivity" in educational activities, didactic concepts accompanying it, offers his own understanding of this issue, then introduces approaches to its definition and productive forms of implementing the meta-subject approach in the activities of educational organizations. The article analyzes the concept of metasubjectivity and its components. The importance of meta-subjects in modern education in combination with the Federal State Educational Standard. The meta-subject approach in education and, accordingly, meta-subject educational technologies were developed precisely in order to solve the problem of disunity, splitting, isolation from each other of different scientific disciplines and, as a result, academic subjects.

Текст научной работы на тему «МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ - АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Научная статья

Педагогические науки

УДК: 378

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ - АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. На сегодняшний день особенно актуальной для образовательных организаций становится реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) при обучении школьников. ФГОС, устанавливая требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, уделяют особое внимание метапредметным результатам обучения, включающим освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные). В этой связи автор вначале подробно рассматривает феномен «метапредметности» в образовательной деятельности, сопутствующие ему дидактические понятия, предлагает своё понимание данного вопроса, далее знакомит с подходами к его определению и продуктивными формами реализации метапредметного подхода в деятельности образовательных организаций. В статье анализируются понятие метапредметность и её составные части. Важность метапредметности в современном образовании в сочетании с ФГОС. Метапред-метный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны как раз для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Ключевые слова: метапредметность, универсальных учебных действий, ФГОС, образовательные технологии

Для цитирования: Шайхутдинова Ф.Ф. Метапредметность - актуальность и перспективы // Казанский вестник молодых учёных. 2022. Т. 6. № 5. С. 35-44.

На примере развития информационных технологий мы воочию видим, как с каждым днем ускоряется темп перемен нашей жизни. Сегодня, когда информация обновляется с чудовищной быстротой, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3-4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия, которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Шайхутдинова Ф.Ф.

3606000495@edu.tatar.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Постоянные модернизационные процессы в образовании неизбежны в связи с изменениями, происходящими в мире. Как говорил Джон Дьюи: «Если мы будем сегодня учить детей так, как учили вчера, украдём у них завтра».

Новые социальные запросы, которые отражают переход России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, обращены к проблеме формирования универсальных учебных действий в системе общего образования. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», трудно не согласиться с изречением И. Канта: «Не мыслям следует учить, а мыслить». Действительно, в настоящее время на первый план выходит обучение умению работать с информацией. Не трансляции отдельных знаний дифференциации, обработки и использования актуальной для субъекта и отработке навыков в рамках отдельных предметов, а обучению интегрирующим, всеобщим для всех предметных областей способам получения, обучения информации [2].

Ученики приходят в школу с жаждой познать мир, объяснить окружающие его явления, научиться решать жизненные проблемы, сравнивать и увидеть главное, получить возможность раскрыться, использовать в будущем свои способности и т.д. И если в начальных классах интерес к учёбе и стремление познать находится на высоком уровне, то со вступлением в среднее звено, показатели начинают падать. В чём же причина такой тенденции? Дело в том, что учитель начальных классов ведёт все основные уроки сам и у него есть возможность отслеживать интересы своих воспитанников, отвечать на интересующие их вопросы, помогать находить и связывать причинно-следственные связи. Таким образом, у ребят складывается целостная картина мира. В 5 классе дети начинают заниматься под руководством уже не одного, а нескольких педагогов и чаще всего «параллельная» логика в освоении учебного материала начинает теряться. В результате, у учащихся «собираются» обрывочные знания по разным дисциплинам. Цифры, даты, страны, люди, правила, условия, знаки... И так из года в год... Как всё связать и что с этим делать? Не удивительно, что часто на простые вопросы из школьной программы современные подростки не могут ответить. В руках неразумных, односторонне развитых людей не использованные по назначению знания, могут быть для их обладателя не только бесполезными, но даже опасными.

Наиболее близкие к этой проблеме мысли высказывал В. Вернадский, который писал о необходимости учитывать в процессе образования подлинное место человека в мире, обеспечивать комплексность знания, рождающегося во взаимосвязи различных наук, смотреть на образовательную систему не как на «искусственную среду», являющуюся результатом умственной, рациональной деятельности человека и складывающуюся из теорий, формул, понятий, а как на часть социального целого.

В настоящее время приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала каждого ребёнка [8], где важной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, которые тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных способов деятельности, способных обеспечить формирование органической картины мира в сознании ребенка [5].

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения [3].

Одной из причин актуализации метапредметного образования является процесс интеграции наук и технологий. М.В. Ковальчук, совершая исторический экскурс на 300 с лишним лет назад, доказывает, что в то время существовала только одна научная специальность - натурфилософия, естествознание, и только один «тип» ученого - натурфилософ, естествоиспытатель, который изучал мир, единую и неделимую природу. По мере роста наших знаний о природе человечество начало искусственно делить единую природу на сегменты для их более легкого изучения. Так возникли физика, химия, биология, геология и т.д. В результате этих процессов человечество постепенно сформировало узкоспециализированную систему науки и образования, которая существует и успешно функционирует и по сей день.

Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую...). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

1. стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

2. исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

3. проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

4. сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

5. моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).

6. конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

7. прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего» [9].

Примерами метазнаний являются:

- Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);

- Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);

- Базы знаний, представления об их устройстве.

Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки. Философия физики, например, анализирует, проблему несовпадения онтологической и физической проекций: понимание физикой времени как течения наиболее стабильного процесса и онтологическое понимание времени как течения времени вообще или смены фаз: прошлое, настоящее, будущее. К философии физики относится также проблема причинности, проявляющейся только в физическом мире, а в связи с последней — и проблема корреляции.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин [10]. С одной стороны метапредметность закладывает у учащихся теоретические основы и стартовый опыт осуществления общеучебных умений, избавляет учите-

лей от тавтологий и разнобоя, предоставляя возможность активно использовать и развивать уже сформированные умения. С другой стороны - инициируют необходимость организации в школе проектной и исследовательской деятельности, формируют у учащихся общий стартовый уровень знаний и умений, необходимых для компетентного выполнения проекта и учебного исследования [4].

Основными формами реализации метапредметности в учебном учреждении являются метод проектов, ролевые игры, исследовательская деятельность, имитационное моделирование, тренинги, введение приёмов интеграции научного и творческого подходов в обучении [11], а также организация и проведение нестандартных и интегрированных уроков и внеклассных мероприятий.

Метапредметное учебное занятие состоит из нескольких основных этапов, которые в зависимости от поставленных целей и задач, могут варьироваться [6].

Любой вопрос или тема программы излагаются вначале самими учениками на их уровне представлений, образов и мышления. Достигается это путем создания особых образовательных ситуаций, проблемных вопросов. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются. Оценки учителя типа «верно-неверно» отсутствуют.

После того, как ученики создали собственный образовательный продукт -рисунок, схему, таблицу и т.п., учитель знакомит их с культурно-историческими версиями решения той же проблемы, которую решали ученики. Приводит и обсуждает с учениками цитаты из первоисточников, сравнивает определения, которые дали ученики, с теми, которые имеются у учёных, размещены в словарях и энциклопедиях. В это время возможна работа с учебниками, энциклопедиями и словарями. В результате дети развивают свои предварительно сформулированные понятия, либо переопределяют их, выбирая близкую им позицию другого ученика или ученого. В любом случае происходит сопоставление изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием.

В итоге каждый ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось. Данный этап - рефлексивный. Его задача заключается в осознании каждым учеником результатов, трудностей, способов собственной деятельности. На базе рефлексивного этапа происходит самооценка и оценка образовательных результатов [7].

Ведущее место в учении выделено методам поискового сравнительного и эврестического характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Приоритеты методики преподавания метапредмета проявляются в междисциплинарной интеграции, содействующей становлению целостного мировоззрения посредствам постижения фундаментальных проблем мироздания (по терминологии А.В.Хуторского), обучение через интерактивность. Такие занятия способствуют целенаправленному формированию когнитивной и деятельност-ной составляющих владения учащимися универсальных учебных действий, развивают креативное мышление.

Нужно отметить, очень умный, логичный учебный процесс даёт мало пищи для положительных эмоций, а у многих школьников вызывает скуку, страх и

другие отрицательные переживания, мешающие учиться в полную силу. Прежде всего, нужно пробудить желание учиться, только потом можно заниматься развитием творческих способностей и приучать к самообразованию. Современные школьники определили в качестве основного фактора положительного отношения к отдельным предметам эрудированность учителя, его способность создания условия на уроке для, возможности использовать знакомые материалы, полученные по другим дисциплинам и связи полученных знаний с жизнью.

Роль учителя как «живого носителя знаний» просто неоценима. Ведь знания можно получить разными способами начиная с чтения книг и заканчивая заучиванием сложных определений. Однако, связать и раскрыть всю полноту и важность осознанного понимания секретов окружающей действительности - это может только человек, который берёт ответственность за будущее нового поколения. Но положительные результаты возможны только при условии совместной деятельности учеников и учителя. Подлинная задача педагога - руководить данной работой, указывать направления, отзываться на всякий возникающий вопрос и вариант в его решении, ободрять тех, кто находится в поиске своего собственного решения. Такая работа, заставляя учителя быть на чеку, требует от него большой внутренней честности, постоянного интереса не только к своему предмету, его основательного и глубокого знания, но и ко всему материалу школьной программы. Ведь к ней нельзя подготовиться, к ней надо быть всегда готовым.

Только в этом случае, справочники, энциклопедии, монографии, статьи в сборниках научных трудов, тезисы, доклады, журналы будут не просто источниками информации, а возможностью отыскать «недостающие элементы пазла» для полного представления целостной картины изучаемой темы.

В нашей школе учителя - предметники смежных дисциплин, не смотря на строгую регламентацию программы, объединяясь, проводят интересные интегрированные уроки. Причём, случаются невероятные «связи» между предметами. Так, например, при освоении темы «Вулканы», понадобилась помощь учителей географии, истории, химии, рисовании и литературы. Результативными оказались проекты учащихся 7-8 классов на темы «Образ огня в искусстве и науке», «Музыкальная математика», «Искусство и логика» и т.д. Возможность проявить умение анализировать и синтезировать информацию, сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать понятия, применять предметные знания в новых ситуациях предоставляются учащимся при участии в мероприятиях, которые выходят за рамки учебного процесса: интеллектуальные игры, квесты, конкурсы «Самый, самый...», «Мир без границ», «Есть у меня мечта» и т.д. Создание собственного образовательного продукта - один из результатов эффективного решения личностных и социальных познавательных проблем, где творческая деятельность занимает важное место. Но главное - особая творческая атмосфера в школе, единство учеников и учителей - предметников, желание познать окружающий мир и все явления в нём в полном объёме и положительная динамика учебной мотивации наших воспитанников.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.

В последние годы в дидактике появилось новое направление: метапроект-ное обучение (Колесина К.Ю.), источниками которого могут являться: метод проектов; крупноблочная организация учебного процесса; проблемное обучение; исследовательское обучение, задачный подход, межпредметная интеграция, включая ее транс - и кросс-интеграционные варианты.

Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

На сегодняшний день идет разносторонний поиск возможностей реализации метапредметности в процессе обучения исходя из того, что нет однозначного понимания её сущности. Так, учитывая высокий коэффициент инновационно-сти решения проблемы метапредметности в педагогике, нужно понимать, что требуется специально организованная подготовка учителей, а для того чтобы проведя систему занятий, продиагностировать полученные учениками результаты, скорректировать дальнейшую методику, необходима поддержка со стороны профессиональных учёных, специалистов в данной области.

Метапредметный подход в обучении - перспективный шаг на пути модернизации образования, ведущий к созданию предпосылок в формировании современного целостного представления об окружающей действительности.

Литература

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - 2011.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.

3. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

4. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак". М., 2001. 285 с.

5. Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - 2009.

6. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.

7. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Та-тур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /www. standart. edu. ru/ (дата обращения: 12.11.2022)

8. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2008. № 2. С. 39. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний

/http://festival.1september.ru/articles/100689/ (дата обращения: 13.11.2022).

10. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/ (дата обращения: 12.11.2022).

11. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика, 1999. № 7. С. 15-22.

Original article Pedagogical Science

METAPOBJECT - RELEVANCE AND PERSPECTIVES F.F. Shaikhutdinova

Kazan (Privolzhsky) Federal University Kazan, Russia

Abstract. Today, the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standards (FSES) in teaching schoolchildren is becoming especially relevant for educational organizations. The Federal State Educational Standards, setting the requirements for the results of mastering the main educational program by students, pay special attention to meta-subject learning outcomes, including inter-subject concepts and universal educational actions (regulatory, cognitive, communicative) mastered by students. In this regard, the author first examines in detail the phenomenon of "meta-subjectivity" in educational activities, didactic concepts accompanying it, offers his own understanding of this issue, then introduces approaches to its definition and productive forms of implementing the meta-subject approach in the activities of educational organizations. The article analyzes the concept of metasubjectivity and

its components. The importance of meta-subjects in modern education in combination with the Federal State Educational Standard. The meta-subject approach in education and, accordingly, meta-subject educational technologies were developed precisely in order to solve the problem of disunity, splitting, isolation from each other of different scientific disciplines and, as a result, academic subjects.

Keywords: metasubjectivity, universal educational activities, Federal State Educational Standards, educational technologies

For citation: Shaikhutdinova F.F. Metasubjectivity - Relevance and Prospects. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022;6(5):35-44 (in Russ.)

References

1. Asmolov A. G. How to design universal educational activities in primary school. From action to thought. - 2011.

2. Babansky Yu.K. Optimization of the educational process. - M.: Enlightenment, 1982.

3. Galyan S.V. Metasubject approach in teaching schoolchildren. Methodological recommendations for teachers of secondary schools. - Surgut: RIO Surgut, 2014.

4. Gromyko Yu.V. "Metapredmet "Sign". M., 2001. 285 p.

5. Kondakov A.M. The concept of federal state educational standards of general education. - 2009.

6. Kolesina K.Yu. Metaproject training: theory and technologies of implementation in the educational process: Abstract. diss. ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Rostov-on-Don: SFU, 2009. 35 p.

7. Kovaleva G.S., Krasnovsky E.A., Krasnianskaya K.A., Loginova O.B., Tatur O.A. Model of the evaluation system of the results of the development of general education programs. [electronic resource]. Access mode: /www. standart. edu. ru/ (date of request: 12.11.2022)

8. Kuznetsov A.A. About school standards of the second generation / A.A. Kuznetsov. // Municipal education: innovations and experiment, 2008. No. 2. p. 39. Fedorova S.S. Technology of assigning meta-names /http://festival

.1september.ru/articles/100689 / (accessed: 11/13/2022).

10. Fomenko I.A. Creation of a system for the formation of a new content of education based on the principles of meta-subject. [electronic resource]. Access mode: fomenko.edusite.ru/p35aa1.html / (date of request: 12.11.2022).

11. Khutorskoy A.V. Heuristic type of education: results of scientific and practical research // Pedagogy, 1999. No. 7. pp. 15-22.

Сведения об авторе Шайхутдинова Флюза Фаварисовна

- учитель музыки и искусства Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Джалильская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» Сармановского муниципального района РТ. E-mail: 3606000495@edu.tatar.ru Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 22 августа 2022.

Одобрена после рецензирования: 30 августа 2022.

Принята к публикации: 10 сентября 2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication Fluza F. Shaykhutdinova - music and art teacher of the Municipal budgetary educational Institution "Jalil Secondary School No. 1 with in-depth study of individual subjects" of the Sarmanovsky municipal district of the Republic of Ta-tarstan

E-mail: 3606000495@edu.tatar.ru

Conflicts of Interest disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info Submitted: August 22, 2022. Approved after peer reviewing: August 30, 2022.

Принята к публикации: September 10, 2022.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.