Научная статья на тему 'Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски'

Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
347
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД / ЦИФРОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПЛАТОН / ИДЕЯ / ПРОГРАММА / АЛГОРИТМ / РАЗУМ / РАССУДОК / OPTICAL SIGHT / DIGITAL COMMUNICATION / DIGITAL SPACE / DIGITAL DAILY ROUTINE / INTERNET ADDICTION / VIRTUAL PERSONALITY / PLATO / IDEA / PROGRAM / ALGORITHM / MIND / INTELLECT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мамедов Агамали Куламович, Писарева Лариса Юрьевна

В статье исследуются проблемы цифровизации повседневности и связанных с ней изменений в процессах коммуникации, затронувшие человечество в конце ХХ века. Отмечена связь между онтологическим пониманием сущности бытия первых философов, в том числе Платона, и современными концепциями цифрового общества, которые они предвосхитили. Используя метод оптического взгляда на социальную реальность, проведен анализ подходов к оценке роли Интернета и цифровой коммуникации в жизни общества. В качестве основного фактора влияния Интернета на формирование современной личности называется Интернет-зависимость (аддикция). Выделено два диаметрально противоположных отношения к цифровизации общества и Интернет-аддикции - как к зависимости, дающей отрицательный результат и как к зависимости, имеющей практически значимые свойства и характеристики. Выводом исследования является обозначение потребности в новых приемах познания реальности, направленных на наиболее глубокое проникновение внутрь перехода «реальной личности» в ее «виртуальную копию» в цифровой коммуникации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SOCIETY METAMORPHOSIS: DIFFICULTY OF GROWTH AND RISK

The article explores the problems of digitalization of daily routine and the related changes in communication that affected humanity at the end of the twentieth century. It is noted the connection between the ontological understanding of the first philosophers, including Plato, of the essence of Being and the modern concepts of the digital society, which they anticipated. Using the method of optical view of social reality it is carried out the analysis of approaches to assessing the role of the Internet and digital communication in society. The main factor of influence of the Internet on the formation of a modern personality it is called Internet addiction. Two diametrically opposite attitudes to the digitalization of society and Internet addiction have been distinguished - as a dependency that yields a negative result and as a dependency that has practically significant properties and characteristics. The conclusion that is drawn in the study is the identification of the need for new methods of cognition of reality aimed at the deepest penetration into the transition of the "real person" into its "virtual copy" in digital communication

Текст научной работы на тему «Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски»

Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски

Мамедов Агамали Куламович

д.с.н., профессор, заведующий кафедрой социологии коммуникативных систем Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. akmnauka@yandex.ru

Писарева Лариса Юрьевна

к.с.н., доцент кафедры экономики и управления территориальным развитием Финансово-экономического института СВФУ им. М.К. Аммосова. pisareva@inbox.ru

В статье исследуются проблемы цифровиза-ции повседневности и связанных с ней изменений в процессах коммуникации, затронувшие человечество в конце ХХ века. Отмечена связь между онтологическим пониманием сущности бытия первых философов, в том числе Платона, и современными концепциями цифрового общества, которые они предвосхитили. Используя метод оптического взгляда на социальную реальность, проведен анализ подходов к оценке роли Интернета и цифровой коммуникации в жизни общества. В качестве основного фактора влияния Интернета на формирование современной личности называется Интернет-зависимость (аддикция). Выделено два диаметрально противоположных отношения к циф-ровизации общества и Интернет-аддикции -как к зависимости, дающей отрицательный результат и как к зависимости, имеющей практически значимые свойства и характеристики. Выводом исследования является обозначение потребности в новых приемах познания реальности, направленных на наиболее глубокое проникновение внутрь перехода «реальной личности» в ее «виртуальную копию» в цифровой коммуникации. Ключевые слова: оптический взгляд, цифровая коммуникация, цифровое пространство, цифровая повседневность, Интернет-зависимость, виртуальная личность, Платон, идея, программа, алгоритм, разум, рассудок.

Введение. Коммуникация стремительно меняет свои свойства и характеристики, являя миру совершенно новый формат социального взаимодействия. Начало качественного сдвига было положено открытием и внедрением ра-дио(1895, Попов), телеграфной (1840-е, Морзе) и телевизионной связи (19301939, Зворыкин), которая обеспечила возможность взаимодействия на расстоянии. Каждые 40 лет истории ХХ века накапливали новые способы удаленной коммуникации, создавая предпосылки для входа человечества в цифровое пространство как в Космос нового бытия. Реальность со всей очевидностью разворачивается сегодня перед нами по мысли Античных философов. Пифагорейцы первыми распознали структуру бытия как бесконечное и разнообразное соотношение «целого» и «его частей», поддающееся описанию символами. Они смогли понять основные элементы программы, алгоритмам работы которой, подчинена реальность материального мира вещей и явлений. Положив, более 2,5 тыс. лет назад, начало развитию профессиональной умственной деятельности, математика (в переводе с греческого mathema означает знание) как наука о цифровом описании реальности, по-прежнему остается на передовой линии постижения цифрового кода, способного управлять любыми взаимодействиями в природе, включая социальные. В своей по-настоящему революционной работе «Кибернетика, или управление и связь в машине и животном» Норберт Винер [1] в период с 1948 по 1961 годы описал возможность создания машин, работающих на принципах обработки последовательности предложенных вариантов действий, предвосхитив принцип ра-

боты компьютерных программ и подтолкнувших создание высокопродуктивных вычислительных машин и персональных компьютеров в их современном формате.

Программы, которые приводят в действие огромное количество процессов в устройстве компьютера, позволяя создавать не только информацию в форме текстов, дизайн-проектов, фотографий, мелодий, видеофильмов, но и объекты более вещественного характера, например распечатанные на 3D принтере объемные фигуры, детали и даже дома, т.е. все то, что составляет мир вещей как таковой, воплотили принципы работы человеческого мозга. Возможно, это достижение свидетельствует также о цифровой природе человеческого разума (рассудка) как главной функции мозга. Разум, данный человеку как высшая способность мыслить, в целом функционирует по принципу разработки программных продуктов, используя кодировку двоичной системы счисления (0, 1 и переход на следующий разряд счета). Вырабатывая алгоритм действий, мозг обрабатывает поступающую с помощью органов чувств информацию об окружающей среде, расчленяя ее на простейшие компоненты, и принимает нужные решения либо пропуская сигнал, либо его останавливая, применяя принцип двоичной системы счисления. По каналу, где сигнал был остановлен, дальнейший поток связей также останавливается. Мозг - это уникальный самообучающийся орган. Все предыдущие результаты обработанных данных об объекте или событии формируют нечто похожее на упакованный результат принятого решения, которая хранится в памяти и используется в мышлении как устойчивый и не требующий расчленения элемент информации. Успехи современного машинного обучения в целом подтверждают программную основу функционирования человеческого мозга. Таким образом, возможно цифровая среда и цифровое пространство - это естественная для

человека среда обитания, ранее скрытая от нашего непосредственного восприятия.

В этой связи возникает вопрос, насколько оправданы наши опасения, связанные с постепенной утратой чувственно-эмоциональной компоненты нашего восприятия мира. Сможем ли мы в будущем сохранить свою чувственную природу в полном объеме или потери эмоциональной полноты социального взаимодействия в коммуникации неизбежны?

Исследование заявленной проблематики предлагается начать, используя метод оптической настройки взгляда на социальную реальность, когда действительность рассматривается одновременно в ее глубинном, расчлененном состоянии и едином, обобщенном восприятии, когда анализ, не мешает синтезировать распадающиеся кусочки реальности и позволяет правильно формулировать очередной вопрос для осмысления.

Рассмотрим с этой позиции некоторые аспекты развития цифровой коммуникации и ее влияние на чувственно-эмоциональный компонент человеческого восприятия реальности. В анализе предпринята попытка сфокусированного (оптического) рассмотрения отдельных процессов цифровизации повседневности, которая, надеемся, поможет обозначить данную проблематику для современной социологии.

Цифровизация повседневности.

Телевещание изменило структуру повседневной реальности социума, заместив часть свободного времени на опосредованную коммуникацию. Более 2 часов ежедневно люди стали посвящать восприятию реальности, создаваемой как копия или образ различных объектов и ситуаций. При этом восприятие обеспечивалось удаленно, что стало возможным благодаря новому пониманию работы рецепторов мозга. Образ объекта и любого процесса воспроизводился посредством мерцания точек на специальном экране. Мерцающие точки создавали копию или отражение

реальности. Зачастую этот образ был настолько убедительным, что у телезрителей возникало спонтанное желание заговорить с удаленным телеведущим. Эту возможность уже через очередные 40 лет обеспечили реализованные идеи Норберта Винера по созданию самообучающихся машин и появлению компьютеров, а впоследствии и сети их пространственного взаимодействия -Интернета.

Углубляясь в изучение принципов работы мозга и его интеллектуальной функции, он предложил обратить внимание на самообучение как основной закон работы мышления или сознания человека. Эти процессы носят характер энергетических импульсов, замыкающих или прерывающих протекание необходимого сигнала. Т.е. мозг выдает нужную команду всем органам человеческого тела после обработки огромного количества различных импульсов, каждый из которых является суммой или произведением другого потока импульсов, т.е. подчинен необходимости бесконечной обработки усложняющегося потока количественных данных, превращаемых в единицы информации. Созданные единицы информации на определенном этапе могут превратиться в знание и быть сохранены в специальных ячейках человеческой памяти. Расширяющийся объем памяти -это способность мозга к саморазвитию и обучению своего разума. Мозг воспринимает реальность способом, который отчуждает объект или ситуацию от ее проявления в жизни, оставляя в сознании абстракции, готовые для вычислительной обработки данных по заданному алгоритму как упорядоченному набору четко определенных правил решения проблемы. Алгоритм или программа действий представляет собой средство для решения конкретной задачи. В его основе лежит принцип, позволивший создать искусственный интеллект. То, как работает сегодня компьютер - это воспроизведение основных параметров работы человеческого

мозга. Программы для компьютера создаются с помощью символов и универсальных команд. Для физиологии мозга обработка поступающих данных осуществляется с помощью различных алгоритмов, созданных в процессе предыдущего опыта обработки данных. Мозг постоянно создает новые дополнительные алгоритмы или программы, позволяющие обрабатывать более сложные потоки данных. Соответственно, человек является существом, действия которого могут быть ограничены параметрами его мыслительных возможностей: скоростью обработки данных, проработанностью связей между отдельными блоками сохраненной ранее в памяти информации. Проникая все глубже в тайны работы мозга, современные нейрофизиологи и когнитивные психологи готовы признать цифровую сущность сознания, работающего как машинный код на основе двоичной системы счисления: «0 и 1», «да и нет», «есть сигнал, нет сигнала». Чувства, с помощью которых мы воспринимаем или считываем действительность, также можно вписать в цифровую картину мира, придав им свойства принимающих антенн, необходимых для ввода данных о реальности. И действительно. Музыка - это лишь колебания молекул воздуха, а слуховой аппарат -это устройство для их восприятия. Мир предметный - это набор пространственных характеристик предмета (длина, ширина, масса, объем, скорость, геолокация) и его морфология (молекулярная структура), а обоняние, зрение, ощущения - это чувства для их восприятия или считывания. Таким образом, реальность постепенно сворачивается в бесконечный поток количественных параметров, которые создаются нами путем изменения и комбинирования их сочетаний в каждом конкретном предмете или явлении. Взаимодействие с объективным миром наполняет нашу повседневность, создавая реальность комфортной/дискомфортной, полноценной/ ущербной жизни. В конструировании реальности участвует каждый индивид и

его окружение, создавая или приобретая нужные для жизни предметы и услуги, предоставляя друг другу способы использовать свои умения, создавая нужное для активной жизнедеятельности настроение. Построенный дом, выпеченный хлеб, прекрасная стрижка, написанная музыка, прочтенная лекция, выращенный урожай, доставленный и выставленный на продажу товар, совместный ужин или поход в кино можно считать реализованными программами, авторами которых является наш разум. Интересно, что содержание объектов реальности раскладывается на набор скомбинированных параметров цвета, прочности, веса, размера и их внутреннего молекулярного и еще глубже атомного строения, что также может свидетельствовать о цифровой сущности реальности. Понимание реальности приобретает сегодня черты платонизма. По Платону у каждой вещи есть ее первоначальный источник - идея или программа ее создания. Именно Платон впервые вводит понятие «идеи», которая является прообразом предметного мира. В диалоге «Тимей» Платон признает наличие трех родов сущего - вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором они существуют [2]. Известная цитата из данной работы Платона напоминает об этих связях: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибну-щая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно».

Признавая первичность «идей» Платон наделяет их первопричинным, вечным и неизменным состоянием, относящимся к сфере умопостигаемого. При этом достичь какого-либо уровня понимания «идей» способен лишь самый просветлённый человеческий разум, а рассудок позволяет нам видеть, понимать и производить умопостигаемые подобия идей в форме математических или цифровых абстракций. По Платону вселенная на базовом уровне - это идеи, описать которые частично способен язык математики. Как бы ни парадоксально звучали рассуждения Платона в разные периоды человеческой истории, ключевые позиции его онтологической концепции обретают сегодня новую актуальность в теории познания как наиболее точное представление структуры бытия. Мир вещей (материальный, физический мир) - это ни что иное, как реализованная идея, генерированная рассудком как комбинация других идей, существовавших и существующих независимо от самой вещи. Точно также как стол является творением человеческих рук, управляемых идеей его создания, так и природа представляет собой творение, существовавшее изначально как идея и продолжающее существовать как развитие этой идеи. Наука все ближе подходит к платоновскому объяснению мироздания. Современная аналитическая философия [Суинберн, 2004; Платинга,2011] дает рациональное объяснение преднамеренного сотворения мира, подтверждая тезис о первичности идеи созидания всего сущего. Таким образом, экспансия цифрового пространства, замещающего привычные формы существования, в данном свете может рассматриваться как движение к сущему, более полное понимание первооснов Бытия.

Пространство, в котором существует человеческий род, все больше предстает перед нами как пространство, заполненное результатами нашей мыслительной деятельности. Мыслительные усилия, представляющие работу с поня-

ц Гп::а 1

тиями различного уровня абстрагирования, работу с символами, создают семантический контекст, который преобразуется в устную и письменную речь, команду для действий, представляя собой информационный поток. Мысль бесконечно порождается работой рассудка-разума как обобщенный итог предваряющей ее мысли. Человеческий мозг представляет собой самообучающийся элемент органического мира, работа которого возможно построена на принципах разработки программного продукта. Это дает все больше оснований считать, что человечество прошло огромный путь, приобретая опыт взаимодействия с окружающей средой, который может быть представлен как выработка все более сложных идей, описывающих ее основные свойства и дальнейшая комбинация этих идей для постоянного движения вперед в сторону глубокого проникновения в мир реальности. В этом смысле, цифровизация пространства нашей реальности, это та неизбежность, которая свидетельствует лишь о развитии понимания сути бытия.

Подростковая интернет-зависимость или вхождение в цифровое пространство.

Совершенно, на первый взгляд незаметно, исподволь информационно-телекоммуникационные технологии и Интернет вошли в нашу жизнь, сделав калькой «общества театра» [5] и, по сути, подчинили нас. Сегодня мы не представляем себе, например, общение, ключевую коммуникационную практику, без сотового телефона и мобильной связи. Мы обрели возможность не только осуществлять связь с кем угодно и на любом расстоянии, но и погрузиться в специально конструируемую виртуальную реальность, если хотим испытать новые ощущения. Мы начинаем день с прочтения электронной почты и Интернет-новостей, а главным экспертом-консультантом по всем вопросам для нас является ведущий "You tube" канала. Современные средства коммуникации тотально сопровождают нас повсюду, и мы не представляем

свою жизнь без электронных атрибутов. Быстрое распространение новых информационных технологий становится маркером современности, помимо этого системно цифровизируется быт и повседневность как таковая.

Наиболее отчетливо признаки погружения в цифровое пространство проявляются в молодом поколении. При этом специалисты в области подростковой психологии полагают, что активное применение средств цифровизации является симптомом новой болезни - «Ин-тернет-аддикция».

Термин, введенный в 1996 году американским психиатром А.Голдбергом в качестве шутки, «интернет-зависимость» («интернет-аддикция») [6], был призван обозначить поведение со сниженным уровнем самоконтроля при работе с компьютером и Интернетом. Диагностические критерии для определения зависимости от Интернета, предложенные Голдбергом, построены на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм (гэмблинг). Впоследствии интернет-зависимость принимается сообществом как серьезный социально-психологический симптом, термин был актуализирован и получил следующие синонимы: интернет-поведенческая зависимость, нетаго-лизм, виртуальная аддикция, избыточное использование интернета [7, 8].

Считается, что новые средства коммуникации не стали спасением, облегчающим нашу жизнь, напротив, мы постепенно, но неуклонно попадаем под их влияние и становимся все более зависимыми от современных средств коммуникации? Действительно, как оценить, например, влияние Интернета на человека, семью и социум в целом.

В настоящее время интернет-зависимость становится фактором, во многом определяющим не только проблематику взаимоотношений в современных семьях, но и поле современного развития института семьи. И хотя с конца 90-х годов формулировка «патологическое использование Интернета» (Pathological Internet Use, сокращенно

Р1и) стала обозначать форму психического расстройства [6, 8], проблематика интернет-зависимости до сих пор не является предметом комплексных исследований. Официальная медицина совсем недавно забила тревогу, но все же пока еще не придает интернет-зависимости статус диагноза. Это, в какой-то степени, объяснимо: например, в России сеть Интернет наиболее активно использует лишь треть населения [9]. Тем не менее, социологи и медики отмечают заметный рост интернет-зависимых. Эта ситуация характерна не только для России, но и для других стран, в которых уровень распространения информационно-коммуникационных технологий гораздо выше. Так, по официальным данным в России от интернет-зависимости страдает около 5% населения (данные колеблются в пределах 4-6%) [10]. В Америке более 10%. И цифра эта продолжает увеличиваться. Особенно от интернет-зависимости страдают в возрастной категории от 13 до 17 лет, чья психика не только неустойчива и дискретна, но и некритически восприимчива ко всему новому. По данным корейских исследователей, среди старших школьников возможная Интернет-аддикция регистрируется у 38% подростков [11]. В России процент ниже - 25% подростков страдают Ин-тернет-аддикцией. Опасность вызывает не только процентное соотношение, но и то, что темп роста Интернет-зависимых подростков во много раз превышает аналогичный у взрослых, то есть подростки становятся все более активными пользователями сети, в связи с чем, увеличиваются и случаи Интернет-аддикции среди молодежи [11].

Современные исследования данной проблематики (К. Янг) выделяют до 10 симптомов, среди которых основными считаются следующие:

1. пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети;

2. навязчивая потребность в Сети -игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах;

3. информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;

4. киберсексуальная зависимость -непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;

5. компьютерная зависимость -навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки - Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты) [12]

Значимыми факторами привлекательности, лежащими в основе развития интернет-зависимости у подростков, являются анонимность личности в сети Интернет, доступность информации и интерактивных (в том числе и порнографических) зон, отсутствие контроля со стороны взрослых, внутренние чувства подростка, имеющие на подсознательном уровне больший уровень доверия к онлайн контактам, нежели чем к реальному общению с родными [13].

В частности можно выделить (по аналогии с дифференциацией Кимберли С. Янг следующие аспекты «ухода» подростка от реальности:

1. Виртуальный мир предоставляет возможность анонимных социальных интеракций (особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая анонимное использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п). Интернет притягивает тем, что создает иллюзорный мир, в котором подросток чувствует себя комфортней, чем в реальной жизни, так как, оставаясь анонимным, он может свободно делиться своими проблемами;

2. Интерактивные компоненты сети обуславливают восприятие виртуального мира как зеркального отражения реального, «<сближают» эти миры в сознании подростка, создавая иллюзию реальности виртуального пространства. У тинэйджеров появляется широкая возможность поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям. В результате

F1

Ц гп::а 1

это облегчает создание интернет-зависимости, которая негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой, что в первую очередь, ведет к отдалению подростка от родных и друзей в реальной жизни, к разладам в семье;

3. Возможность создания альтернативных онлайн персонажей, в зависимости от настроения и желания самого подростка. Он может реализовать свои представления, фантазии с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вер-бализировать собственные представления и/или фантазии, невозможные для реализации в обычном мире, например, ролевые игры в чатах и т.д.). Это помогает уйти от реального мира с его эмоциональными проблемами (стресс, депрессия, беспокойство), или же от простых жизненных сложностей .Мгновенное бегство в фантастический мир Интернета (например, «хочу быть взрослым - без проблем: создам себя 30-летним!», «<хочу быть сильным - без проблем: стану рыцарем!») служит поддержкой для привыкания, за которым следуют психологические разногласия в реальном общении, трудность, а порой и невозможность в социальной идентификации и социальной адаптации;

4. Усиление различных отклонений от нормы, ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных или же вовсе запрещенных картинок (порнография), которые широко распространены на многих сайтах. Такое поведение очень часто начинается как любопытство и заканчивается как влечение.

Проблема аддикций в целом, и Ин-тернет-аддикций в частности, начинается в период, когда желание «прыжка» от реальности в виртуальный мир доминирует в сознании, представляется центральной (зачастую навязчивой) идеей, ибо реальный мир становится чужим в силу психологических аспектов, и уси-

ливается одиночество на фоне равнодушия взрослых, делая подростка одиноким, непринятым и непонятым в его ближайшем социуме.

Исследователи интернет-зависимости (К.Янг и Д. Гринфилд) [14] отмечают, что причины аддикции, как правило, обусловлены низкой самооценкой, склонностью к депрессии, ощущением своей незащищенности, одиночеством подростка. Немаловажным является и то, что ситуация не понята или не принята близкими, которые не стремятся разобраться в проблеме вместе с подростком, а «выдают» готовые, основанные на своем опыте решения. В результате подросток переносит свое неприятие (непонимание ситуации или проблемы) на конкретные аспекты своей жизни. Он тяготится учебой, социальным окружением и стремится от них «уйти» в мир, где ему все понятно и приемлемо (подростковый эскапизм, т.е. бегство в "виртуальную реальность"), в которой наряду с «решением» проблем он реализует и такие потребности как поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение). Он получает и возможность ощутить себя "виртуозом" в применении компьютера для работы в Интернете, т.е. повысить самооценку, осознать свою собственную значимость.

С другой стороны, решение проблем, которые подросток находит в цифровом пространстве, до появления Интернета осуществлялось другими способами, зачастую приводящими к гораздо более серьезным последствиям. Психологические проблемы подросткового нигилизма, связанные с потребностью в скрытности, игнорирования домашних забот, школьных обязанностей, изменения в характере в сторону безучастия и замкнутости, потеря интереса к жизни, общее безразличие к семей-

ным отношениям возникали и возникают в каждом новом поколении «отцов и детей». Однако именно в период экспансии Интернета и цифровизации общественной жизни, мы видим угрозу человеческому взаимодействию, общению, сосуществованию и правильному развитию. Нас пугает вероятность того, что подросток с серьезными психологическими проблемами, не найдя понимания от взрослых, видя их равнодушие или негативную реакцию родных, могут выбрать виртуальное общение как приоритетное, усугубив свои проблемы.

Насколько обоснованы опасения выбора виртуального общения взамен общения с родителями, которые в силу субъективных или объективных причин не могут обучить своего ребенка умению общаться и заводить друзей среди непосредственного окружения, в пределах физической среды обитания, либо если эта среда неспособна ответить на запросы в общении самого ребенка? Усугубляются ли проблемы социальной адаптации подростка тем, что он находит возможность расширить свой круг общения в глобальных пределах посредством безграничных возможностей коммуникации, которые таит в себе Интернет?

Отвечая, на поставленные вопросы, мы можем прийти прямо к противоположным предположениям если изменим фокус нашего взгляда при изучении влияния Интернета на социализацию индивида и формирование личности.

Во-первых, виртуальный мир несет в себе потенциал расширения количества интеракций, не связанных с материальными затратами, которые были необходимы ранее для познания всего разнообразия проявлений окружающей среды путем путешествий по странам и регионам. Чем масштабнее запрос молодого поколения на анализ моделей поведения, выбор собственной модели и поиск единомышленников, тем больше времени ему необходимо тратить на Интернет-коммуникацию. В этой связи, повышается запрос молодежи на

знание иностранных языков, т.к. потенциал общения не имеет национальных границ, которые испытывало поколение, не имевшее Интернета. Возможно, в этом проявляется положительное влияние Интернета на качество социального взаимодействия, которое не ограничивается сегодня физическим местонахождением индивида, но напротив, расширено до границ всей Планеты и позволяет удовлетворить любые запросы. Завести знакомство в потенциале можно не только с индивидом со сходными интересами, но также с любимым актером, музыкантом, найти общие темы для обсуждения с известным писателем, вступить в общение с влиятельным философом. Найти человека, который разрешит проблему твоего одиночества и предоставит радость общения, возможно, является лучшим средством для снятия стресса и выхода из депрессии. Быть выслушанным и понятым - это суть устремлений формирующегося индивида. Таких возможностей приобщения к единой планетарной ноосфере человечество не имело со времен начала своей истории.

Во-вторых, уход молодого поколения в цифровое пространство обеспечивает снижение их присутствия в пространстве физического взаимодействия, снижая тем самым возможность формирования дворовых команд, которые в эпоху до Интернета были постоянным источником нарушения спокойствия жизни окружающих. Интернет, таким образом, делает социальное взаимодействие менее брутальным.

В-третьих, Интернет впервые предоставил социуму возможность моделировать ролевые ситуации - от прогноза развития семейных отношений, до самых серьезных военных конфликтов, используя компьютерные игры-симуля-торы. Интернет пространство как виртуальное поле сражений и выяснения отношений является прекрасным инструментом для отработки навыков принятия решений в ситуации неопределенности.

В-четвертых, цифровое пространство помогает находить ответы на вопросы, которые оставались прерогативой узкого круга специалистов с ограниченным доступом. В эпоху удаленной коммуникации появилась возможность получать помощь в любых областях знаний и практической деятельности от экспертов, выбор и доступ к которым через Интернет также сегодня практически не ограничен. Интернет является площадкой, где обмен мнениями происходит в крайне интенсивной форме, зачастую превышающей устоявшиеся форматы образования. Обучение происходит в режиме нон-стоп. Это формирует способность мыслить свободнее и критичнее, так как предлагаемые подходы представляют собой крайне разнообразную палитру мнений, что заставляет анализировать и выбирать. Интернет увеличивает по сравнению с периодом до его появления количество молодежи, способной рассуждать здраво и принимать решения критически.

Таким образом, сфокусированный взгляд, переворачивает первичный тезис о том, что Интернет является источником зависимости как «патологии личности или, по крайней мере, его болезни», в тезис о том, что Интернет -это источник зависимости как «способе разрешить практические проблемы одиночества и принятия критических решений».

Появление виртуальной личности.

Другим важным свойством цифрового пространства и коммуникации становится возможность создания бесконечного потока образов реальных вещей, которые до прихода Интернета, были лишь физическими копиями предметов. Например, в Новейшее время -это одинаковые платья, серийный автомобиль, типовое здание, во времена Платона - копии статуи или переписанный свиток. С копиями личности мы имеем дело в эпоху цифровой коммуникации. В классическом научном дискурсе «виртуальное» противостоит «материальному». Виртуальная личность, в

отличие от реальной (телесной или «традиционной»), не имеет физического, материального тела и представляет собой управляемый невещественный объект, состоящий из письменного или речевого коммуникационного потока. В узком смысле её можно определить как комплекс знаков, существующий в электронной среде, которая выступает носителем этих знаков. Однако, как было отмечено выше, реализация значений знаков происходит, прежде всего, в головах (сознании) субъекта и объекта коммуникации. Как и реальная личность, виртуальная личность может вызывать у другого участника коммуникации отклик в форме чувств, образов и мыслей. Появление виртуальной личности обозначается присвоением собственного имени. К ее основным свойствам относится способность к созданию бесконечного количества клонов, а также способность к неограниченной коммуникации как автономным действиям. Все прочие качества являются производными от указанных.

Отсутствие единственного уникального (определяющего) имени для обозначения себя, делает затруднительным или практически невозможным различение реальных и вымышленных субъектов виртуального взаимодействия. Например, анонимные комментарии в онлайн дискуссиях воспринимаются как безличные, даже тогда, когда содержат оригинальные идеи и обладают признаками индивидуального стиля. С другой стороны, записи, сделанные рядом людей, подписанные одним и тем же именем, создают впечатление, что они относятся к одной личности.

В случае отсутствия действия со стороны объекта, выступающего в роли виртуальной личности, трудно определить, является ли этот объект субъектом, то есть является ли он личностью как таковой. Для устранения указанного рода неопределённости следует принимать в расчёт не только семантическую составляющую виртуальной личности, но и результат её деятельности - внед-ренность различных идей в другие умы.

Тогда уже существующий в киберпро-странстве контент и его автор могут восприниматься как «раздвоенное живое» за счёт инвестирования психической энергии субъекта в его виртуального клона. В этом случае в цифровой коммуникации участвуют: творец виртуальной личности и его клон, воспринимающие её субъекты (читатели, зрители, пользователи и т.д.) и «привратники» (издатели, критики, эксперты и т.д.). В случае, когда внешние силы воздействуют и направляют, или даже предопределяют действия виртуальной личности как коммуниканта, мы можем говорить о нём исключительно как об объекте, а не субъекте взаимодействия.

Двойственность в отношениях между виртуальной личностью и создателем проявляется в отождествлении (полном или частичном), её с автором и стремлении оторваться, обособиться от создателя, вести независимое феноме-нологичное существование. Виртуальная личность может пониматься и как форма реализации поэтической стратегии самоизобретения. Западный исследователь У. Спенгеманн в анализе жанра автобиографии от Августина до Кафки выделил три модуса самоописания: исторический, философский и поэтический [15].

Каждому модусу соответствует определённая процедура: историческому - самообъяснение, философскому - самоисследование, поэтическому -самовыражение и самоизобретение.

Именно эти стратегии используются для представления личности онлайн. Так, «curriculum vitae», являющийся практически обязательным элементом домашних страниц, в целом относится к историческому модусу и представляет собой компендиум осевых этапов развития личности. Рефлексивное самоисследование характерно для экспериментальных или игровых сетевых проектов, изучающих взаимоотношение между онлайновым и оффлайновым «я» и проблему «я» в целом. В онлайно-

вых дневниках, как правило, доминирует стратегия самовыражения. В целом, говоря о создании виртуальной личности, мы констатируем актуализацию творческого начала, творческого самоизобретения.

Появление виртуальной личности, являясь феноменом цифровой эпохи, имеет непосредственное воздействие на чувственно-эмоциональный компонент человеческого восприятия. Использование Интернета для получения информации и ситуационного моделирования не искажает наше человеческое эмоциональное начало в той мере, в какой это происходит при внедрении в коммуникацию виртуальной личности.

Как справедливо замечает известный автор Индра Синха в своем романе «Ки-берцыгане: о любви, жизни и путешествиях на электронном фронтире»: «До недавнего времени мы были одиноки в своем воображении. С какой бы яркостью пьеса, фильм или книга не оживляли персонажей в наших умах, мы всегда образуем аудиторию, состоящую из одного. В киберпространстве впервые мы творим воображаемые миры, которые, в самом деле, могут быть совместными, в которых каждый из нас присутствует полностью, со всей мощью свободного и спонтанного действия. Нам больше не нужно следовать сценарию. Мы можем играть внутри воображения друг друга» [16:131]. Созданные персонажи обладают достаточной самостоятельностью, своего рода отдельным (отделенным) и независимым существованием от воли их создателя. Кроме того, они имеют ещё одно примечательное сходство - отождествление создателя с созданным виртуальным творением. Эти два вида отношений между автором и его персонажами на первый взгляд кажутся противоречащими друг другу. Тем не менее, противоречие может быть разрешено, если мы примем во внимание тезис, что «большинство из нас знают себя весьма приблизительно». В процессе создания воображаемых миров или участия в виртуальном мире человек парадоксальным образом достигает самопознания через объективацию своего

F1

Ц Fn::¿ 1

«я» (или некоторых его сторон) в персонаже, который он сам создает или в которого играет (геймеризация практик) [17]. Поэтому создание виртуальной личности можно рассматривать одновременно и как творческий акт, и как путь к самопознанию, реализацию творческого потенциала. При этом в творении зачастую могут принимать участие несколько акторов: «Твой персонаж не является лишь твоим творением. Он создается и постоянно пересоздается тобой и твоим партнёром совместно» [16:120].

Согласимся, что виртуальная личность, вступающая в цифровую коммуникацию, это создаваемая на наших глазах новая реальность, исследование которой требует особых приемов познания, ориентированных на анализ «виртуальной личности», на взгляд внутрь ухода «реальной личности» в цифровое пространство. Каковы шансы человечества на сохранения физического пространства в сравнении с пространством «виртуальным»? Насколько глубоким будет переход человечества в виртуальное будущее?

Исчезновение в виртуальной среде демаркационных граней между реальным и нереальным позволяет говорить о возможном исчезновении привычных и исследованных эмоциональных состояний человека в процессе коммуникации и порождении новых реакций в новых реалиях. «Когда ты участвуешь в ролевой игре ,ты - персонаж. Сценария нет. Ты открываешь рот и удивляешься тому, что из него исходит. У твоего персонажа есть своя жизнь и свои друзья. Ты можешь не соглашаться с тем, что он вытворяет, но это уже не твое дело. Мы, кукловоды, носители масок, обязаны не вмешиваться, но нам нужно хорошо знать персонажей, так же, как мы знаем себя.... Большинство из нас знают себя весьма приблизительно.» [16:120].

Заключение.

Для рефлексии и получения целостного представления о статусе личности в киберпространстве требуется теоретико-социологический подход, особый

концептуальный анализ, предполагающий в качестве введения в тематику включение следующих направлений исследования:

1.Социум как элемент развивающегося цифрового пространства. Продолжение философского осмысления онтологии и метафизики бытия;

2. Личность есть объект, которому с необходимостью приписывается (в силу ряда причин) набор качеств социальности субъекта, но статус существования онтологически не актуализирован и не определен. [18].

3. Виртуальная личность как участник коммуникации.

4.Роль компьютерных программ в конструировании и управлении практическими ситуациями в жизни социума;

Очевидно, что интернет-зависимость - это зеркальное отражение современного развития информационных технологий и повсеместной цифровиза-ции нашей жизни. Давая оценку новой коммуникационной среде, в которую входит человечество, мы отмечаем два полярных взгляда на ее роль в обществе. Первая позиция заключается в боязни потери привычных, устоявшихся практик, формирования каиберзависи-мости и неспособности к полноценному общению в реальной жизни [19]. Если бы искусственный интеллект социальной сети создал алгоритм, побуждающий виртуальных друзей встречаться в реальном мире, он действительно способствовал бы объединению.

На сегодня ни одна социальная сеть не преодолела разрыва между общением онлайн и офлайн. По выражению Харари, виртуальная коммуникация превращает нас в аудиовизуальных животных, которые состоят из пары глаз и пары ушей, пальцев для тюканья по клавиатуре, а также кредитки, оплачивающей контент онлайн-услуги.

Другое мнение, также исключительно в своей оценке цифровизации. Понимая неизбежность развития технических возможностей, сторонники информационного бума стремятся извлечь из него максимальную выгоду,

разрабатывая системы, адаптированные к использованию программ, алгоритмов и сетей [20]. Виртуальная среда по своим свойствам сопоставима с человеческим разумом. Нематериальность, бестелесность, пластичность позволяют ей создавать огромное количество разнообразных образов, форм и значений. И в этом свойства новой социальной реальности тождественны воображению.

Пользуясь аналогией работы человеческого мозга, осмелимся предположить, что такая ситуация позволяет сделать только один выбор для перехода на следующий этап мыслительных усилий. На следующем уровне анализа выбранная позиция будет противопоставлена следующей, если она будет четко сформулирована и готова к осмыслению.

Литература

1.Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. / Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Пова-рова; Под ред. Г.Н. Поварова. - 2-е издание. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. -344 с. (Weiner, N. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine, Reissue Of The 1961 Second Edition- MIT Press. 2020)

2.Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 // Философское наследие, т. 117. РАН, Институт философии. Общая редакция А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо—Годи.М.: Мысль, 1994. С. 594— 606.

3.Суинбёрн Р. Существование Бога = The existence of God / Российская акад. наук, Ин-т философии, О-во христианских философов; пер. с англ. М. О. Кедровой. — М.: Языки славянской культуры, 2014. — 462 с. (Swinburne R. The Existence of God. — Second ed. — Oxford: Clarendon Press, 2004. — 363 p.)

4. Plantinga A. Where the Conflict Really Lies: Science, Religion and Naturalism. New York: Oxford University Press, 2011

5. Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод C. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство "Логос" 1999. - 224с. (Debord G. La societa du spectacles." Gallimard. Paris. 1969)

6.Goldberg I. Internet addictive Disorder (IAD) diagnostic criteria. Available at: http://web.urz.uniheidel-berg.de/Netzdienste/anleitung.

7.Egger O., Rauterberg M. Internet Behaviour and Addiction. Semester thesis // Work & Organisational Psychology Unit (IfAP) , Swiss Federal Institute of Technology (ETH) Zurich, 1996. - 173 p.

8. Morahan—Martin, Janet and Schu-maker, Phyllis. Incidence and Correlates of Pathological Internet Use. Paper presented at the 105th annual meeting of the American Psychological Association, August 18, 1997. Chicago, IL.

9.Пресс—выпуск ВЦИОМ № №3346. 27% граждан признались, что если интернет исчезнет, их жизнь сильно изменится. [Электронный ресурс]: ВЦИОМ 2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1 16148 (дата обращения: 01.06.2020)

10.Шаталина М.А. К проблеме интернет—зависимости в молодежной среде./ Современные исследования социальных проблем: Сборник статей Общероссийской научно—практической конференции. Вып. 5. «Социально—педагогические и психологические исследования» / Под общ. ред. сов. РАЕ Я.А. Максимова - Красноярск: Научно—инновационный центр, 2009. — C. 252— 255.

11.Егоров А., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет—зависимостью// Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т. 5. № 2. С. 20—27.

12. Янг К.С. Диагноз — Интернет— зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24—29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Korkiya E. D., Lipatova M. E., Mamedov A. K. Virtual personality: A search for new identity // Indian journal of science and technology. — 2016. — Vol. 9, no. 36. — P. 1-6.

14.Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. C. 90—100.

15.Spengemann William C., The Forms of Autobiography: Episodes in the History of a Literary Genre. New Haven: Yale Univ. Press, 1980. Esp. PP. XIII— XVII.

16.Sinha, I. The Cybergypsies: A Frank Account of Love, Life and Travels on the Electronic Frontier. London: Scribner, 1999. - 405 p.

17.Коркия Э. Д., Мамедов А. К. Идентичность в виртуальной реальности: новые альтернативы // Теория и практика общественного развития (электронный журнал). — 2017. — № 2. — С. 9-13.

18.Горный Е. Онтология виртуальной личности / Бытие и язык: Сб. статей по материалам международной конференции. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт); Новосибирское книжное издательство, 2004. - С. 78—88.

19. Харари Ю.Н. 21 урок для XXI века. Изд-во Синдбад.2019, 440 с.

20. Ефимочкина Н.Б., Коркия Э.Д., Мамедов А.К. Роскошь в культурных контекстах: вариативность развития. М., 2020. - С.214-217.

Digital society metamorphosis: difficulty of

growth and risk Mammadov A.K., Pisareva L.Yu. Moscow State University M.V. Lomonosov

The article explores the problems of digitaliza-tion of daily routine and the related changes in communication that affected humanity at the end of the twentieth century. It is noted the connection between the ontological understanding of the first philosophers, including Plato, of the essence of Being and the modern concepts of the digital society, which they anticipated. Using the method of optical view of social reality it is carried out the analysis of approaches to assessing the role of the Internet and digital communication in society. The main factor of influence of the Internet on the formation of a modern personality it is called Internet addiction. Two diametrically opposite attitudes to the digi-talization of society and Internet addiction

have been distinguished - as a dependency that yields a negative result and as a dependency that has practically significant properties and characteristics. The conclusion that is drawn in the study is the identification of the need for new methods of cognition of reality aimed at the deepest penetration into the transition of the "real person" into its "virtual copy" in digital communication.

Keywords: Optical sight, digital communication, digital space, digital daily routine, Internet addiction, virtual personality, Plato, idea, program, algorithm, mind, intellect. References

1. Wiener N. Cybernetics, or Management and

communication in the animal and machine. / Per. from English I.V. Soloviev and G.N. Povarova; Ed. G.N. Cooks. - 2nd edition. -M .: Science; The main edition of publications for foreign countries, 1983. -344 p. (Weiner, N. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine, Reissue Of The 1961 Second Edition - MIT Press. 2020)

2.Platon. Collected Works in 4 vols. T. 3 // Philosophical Heritage, vol. 117. RAS, Institute of Philosophy. General editorship of A.F. Losev, V.F. Asmus, A.A. Tahoe — Godi, Moscow: Thought, 1994, pp. 594-606.

3. Swinburn R. The Existence of God = The

existence of God / Russian Acad. Sciences, Institute of Philosophy, Society of Christian Philosophers; per. from English M.O. Kedrova. - M .: Languages of Slavic culture, 2014 .-- 462 p. (Swinburne R. The Existence of God. - Second ed. - Oxford: Clarendon Press, 2004 .-- 363 p.)

4. Plantinga A. Where the Conflict Really Lies:

Science, Religion and Naturalism. New York: Oxford University Press, 2011

5. Debor G. Society of the play. Per. with fr. /

Translation C. Offeras and M. Yakubovich. M .: Publishing house "Logos" 1999. - 224 p. (Debord G. La societe du spectacles. "Gallimard. Paris. 1969)

6. Goldberg I. Internet addictive Disorder (IAD)

diagnostic criteria. Available at: http://web.urz.uniheidelberg.de/Netzdienste /anleitung.

7. Egger O., Rauterberg M. Internet Behavior

and Addiction. Semester thesis // Work & Organizational Psychology Unit (IfAP), Swiss Federal Institute of Technology (ETH) Zurich, 1996 .-- 173 p.

8. Morahan — Martin, Janet and Schumaker,

Phyllis. Incidence and Correlates of Pathological Internet Use. Paper presented at the 105th annual meeting of the American

Psychological Association, August 18, 1997. Chicago, IL.

9.Press — VTslOM issue No. 3346. 27% of citizens admitted that if the Internet disappears, their lives will change dramatically. [Electronic resource]: VTslOM 2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1161 48 (accessed: 06/01/2020)

10.Shatalina M.A. To the problem of Internet addiction in the youth environment. / Modern research on social problems: Collection of articles of the Ail-Russian scientific-practical conference. Vol. 5. "Socio-pedagogical and psychological research" / Ed. ed. owls RAE Ya.A. Maksimova - Krasnoyarsk: Scientific and Innovation Center, 2009. - C. 252—255.

11. Egorov A., Kuznetsova N., Petrova E. Peculiarities of the personality of adolescents with Internet addiction // Mental health issues for children and adolescents. 2005. V. 5. No. 2. P. 20-27.

12. Young K.S. Diagnosis - Internet — addiction // World Internet. 2000. No. 2. P. 24-29.

13.Korkiya E. D., Lipatova M. E., Mamedov A. K. Virtual personality: A search for new identity // Indian journal of science and technology. -2016. - Vol. 9, no. 36. - P. 1-6.

14.Voyskunsky A.E. Actual problems of dependence on the Internet // Psychological journal. 2004. V. 25. No. 1. C. 90-100.

15.Spengemann William C., The Forms of Autobiography: Episodes in the History of a Literary Genre. New Haven: Yale Univ. Press, 1980. Esp. PP. XIII — XVII.

16.Sinha, I. The Cybergypsies: A Frank Account of Love, Life and Travels on the Electronic Frontier. London: Scribner, 1999 .-- 405 p.

17.Corkia E.D., Mamedov A.K. Identity in virtual reality: new alternatives // Theory and practice of social development (electronic journal). - 2017. - No. 2. - S. 9-13.

18. Gorny E. Ontology of virtual personality / Genesis and language: Sat. articles on the materials of the international conference. Novosibirsk: Novosibirsk Institute of Economics, Psychology and Law (Novosibirsk Classical Institute); Novosibirsk Book Publishing House, 2004. -S. 78-88.

19. Harari Yu.N. 21 lessons for the 21st century. Sinbad Publishing House. 2019, 440 p.

20. Efimochkina N.B., Korkiya E.D., Mamedov A.K. Luxury in cultural contexts: variability of development. M., 2020 .-- S.214-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.