Научная статья на тему 'МЕТАМОДЕРН И ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КАК ВАРИАНТЫ ОТВЕТА НА ВЫЗОВ ПОСТМОДЕРНИЗМА'

МЕТАМОДЕРН И ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КАК ВАРИАНТЫ ОТВЕТА НА ВЫЗОВ ПОСТМОДЕРНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТАМОДЕРН / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ПОСТКЛАСИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Честнов Илья Львович

В статье рассматриваются перспективы метамодерна и постклассической методологии. Эти подходы призваны дать ответ на вызов постмодернизма. Автором обосновываются преимущества постклассической концепции права по сравнению с метамодерном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAMODERN AND POST-CLASSICAL JURISPRUDENCE AS OPTIONS FOR RESPONDING TO THE CHALLENGE OF POSTMODERNISM

The article discusses the prospects of metamodernism and postclassical methodology. These approaches are intended to respond to the challenge of postmodernism. The author substantiates the advantages of the postclassical concept of law in comparison with the metamodern

Текст научной работы на тему «МЕТАМОДЕРН И ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КАК ВАРИАНТЫ ОТВЕТА НА ВЫЗОВ ПОСТМОДЕРНИЗМА»

6. Монтескье, Ш.-Л. Избранные произведения / Ш.-Л. Монтескье. — Москва : Госполитиздат, 1955. - 800 с.

7. Социокультурная антропология права : [коллективная монография] / [Н. А. Данилова и др.]; под ред. Н. А. Исаева, И. Л. Честнова. — Санкт-Петербург : Алеф-Пресс, 2015. — 840 с. — (Jurisprudence). - ISBN 978-5-905966-32-3.

8. Четвернин, В. А. Введение в курс общей теории права и государства : учеб. пособие / В. А. Четвернин. — Москва : Ин-т государства и права Рос. акад. наук, 2003. - 204 с. ISBN 5-20103/58-7.

9. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права / Г. Ф. Шершеневич. — Москва : Бр. Башмаковы, 1912. - 833 с.

References

1. CHetvernin, V. A. Vvedenie v kurs obsh-chej teorii prava i gosudarstva : ucheb. posobie / V. A. CHetvernin. — Moskva : In-t gosudarstva i prava Ros. akad. nauk, 2003. — 204 s.

2. Denisov, S. A. Obshchaya teoriya administra-tiv-nogo gosudarstva / S. A. Denisov. — Ekaterinburg : Gumanitarnyj un-t, 2010. — 682 s. — ISBN 978-5-7741-0124-5.

3. Dyuvernua, N. L. CHteniya po grazhdans-komu pravu. Т. 1. Vvedenie i chast' obshchaya. Vyp. 1 / N. L. Dyuvernua. — Sankt-Peterburg : Tip. M. M. Stasyulevicha, 1898. - 210 s.

Метамодернизм как язык описания культуры начала XXI века — один из нескольких вариантов поиска ответа на те вопросы, которые поставил перед современной культурой (включая науку) постмодернизм. Вместе с альтермодернизмом, диджимодернизмом, автомодернизмом1 и другими направлениями в современной культуре метамодернизм уместно отнести к общему, «зонтичному» понятию — пост-постмодернизм.

Принимая во внимание, что в современных условиях культура выступает онтологи-

1 Альтермодернизм акцентирует внимание

на современных течениях в искусстве и эстетике в нач. XXI века, диджимодернизм посвящен цифровому измерению перемен в постсовременном обществе и культуре, автомодернизм исследует новые «радикальные технологии». См. подробнее: Павлов А. В. Постпостмодернизм : Как социальная и культурная теории объясняют наше время. М., 2019.

4. Dzhejmison, F. Postmodernizm, ili Kul'tur-

naya logika pozdnego kapitalizma / Fredrik Dzhejmison ; per. s angl. D. Kralechkina; pod nauch. red. A. Olejnikova. — Izd. 2-e, ispr. — Moskva : Izd-vo In-ta Gajdara, 2019. - 799, [12] s. - ISBN 978-593255-557-6.

5. Lebon, G. Psihologiya narodov i mass / Gustav Lebon; [per. s fr. A. Fridmana, E. Pimenovoj]. — 3-e izd. — Moskva : Akademicheskij proekt, 2015.

— 239 s. — (Psihologicheskie tekhnologii). — ISBN 978-5-8291-1557-9.

6. Montesk'e, SH.-L. Izbrannye proizvedeniya / SH.-L. Montesk'e. - Moskva : Gospolitizdat, 1955. -800 s.

7. SHershenevich, G. F. Obshchaya teoriya prava / G. F. SHershnevich. — Moskva : Br. Bashmakovy, 1912. - 833 s.

8. Sociokul'turnaya antropologiya prava : [kollek-tivnaya monografiya] / [N. A. Danilova i dr.]; pod red. N. A. Isaeva, I. L. CHestnova. — Sankt-Peter-burg: Alef-Press, 2015. — 840 s. — (Jurisprudence).

- ISBN 978-5-905966-32-3.

9. Zor'kin, V. D. Pravo metamoderna: posta-novka problemy. Lekciya na IX Peterburgs-kom mezhdunarodnom forume (SPb., 16 maya 2019goda / V. D. Zor'kin // Rossijskaya Gazeta. RGRU : ofic. sajt. - URL: https://rg. ru/2019/05/16/zorkin-priverzhennost-vernoj-filosofii-prava-pozvoliaet-tvorit-dobro.html (data obrashcheniya: 20.12.2019).

УДК 34

ческим и гносеологическим основанием всех социальных практик, все эти течения, свидетельствующие об изменении социальности, имеют прямое отношение к юриспруденции. В. Д. Зорькин, выступая на Петербургском юридическом форуме 2019, отметил: философия метамодерна — новый подход к осмыслению культуры, импульс к формированию которой (как и в ситуации с философией постмодернизма) был получен из сферы искусства. Суть этой новой «культурной логики современности» — в стремлении подняться над крайностями модернизма и постмодернизма и увидеть мир в единстве его многообразия. «Для правовой теории, — утверждает В. Д. Зорькин, — и прежде всего для понимания права, лежащего в ее основе... требуется, как мне кажется, "расшатывание догматов", потому что без преодоления устоявшихся теоретических

И Л. ЧЕСТНОВ

МЕТАМОДЕРН И ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КАК ВАРИАНТЫ ОТВЕТА НА ВЫЗОВ ПОСТМОДЕРНИЗМА

стереотипов невозможно противостоять кризису в правовой сфере. При этом в ме-тамодерпистском подходе привлекает идея синтеза различных типов правопонимания, развивающихся в рамках модерна, постмодерна и даже премодерна как особых парадигм мышления»1.

Теоретическая одномерность современного правопонимания, отрывающая право от социокультурного контекста обществ с иной, неевропейской (точнее — не-западной) исторической судьбой, стала одним из факторов нынешнего кризиса права и правовой демократии. Решение проблемы следует, как мне представляется, искать на пути смены все еще доминирующей модернистской парадипны правовой теории с ее ярко выраженным европоцентризмом, которая (как это ни парадоксально) порождает постмодернистскую правовую практику с ее циничными двойными стандартами. Внутренняя взаимосвязь между модернизмом теории и постмодернизмом практики выглядит парадоксальной только на первый взгляд. Именно в силу жесткости теоретических конструкций, присущих европейскому праву модерна, приверженцы такого право-понимания легко отказывают в правовом характере иным типам культуры. И допускают применительно к ним практику двойных стандартов и силового давления под флагом доктрин «гуманитарной интервенции», «ответственности по защите» и т. п.2

1 Зорькин В. Д. Право метамодерна: постановка проблемы. Лекция на IX Петербургском международном юридическом форуме (СПб., 16 мая 2019 года) // Российская Газета. RGRU : офиц. сайт. URL: https://rg.ru/2019/05/16/zorkin-priverzhennost-vernoj-filosofii-prava-pozvoliaet-tvorit-dobro.html (дата обращения: 27.12.2019).

2 Там же. В то же время В. Д. Зорькин указывает, что «эту постмодернистскую практику не надо, конечно, путать с современными подходами к пониманию права, развивающимися в рамках постмодернистской парадигмы, которые в силу присущего им конкретно-ситуационного подхода несут в себе более многомерный взгляд на право. Концепт права метамодерна, поднимающийся и над правом модерна, и над постмодернистскими типами правопонимания, предлагает более емкое осмысление правовых ценностей. Он, конечно же, должен вобрать в себя представления о человеке как о высшей ценности. Но это должен быть не абстрактный индивид как носитель абстрактных идей свободы, равенства и братства, а живой кон-

Метамодернистская философия, по мнению В. Д. Зорькина, «содержите себе потенциал для преодоления того одностороннего, европоцентричного подхода к пониманию ценностей права и правовой демократии, доставшегося нам в наследство от эпохи модерна, который при желании так легко трансформируется в другую крайность — в циничную постмодернистскую практику. Только на пути такого широкого и в этом смысле — метамодернистского подхода к осмыслению права, позволяющего аккумулировать в себе эвристический потенциал самых разных типов правопонимания, возможно преодоление кризиса права и правовой демократии, который уже очевиден для любого неангажированного наблюдателя»3.

Стоит ли отказываться от постмодернизма, так и не успев в нем толком разобраться (как заявляет А. С. Александров)4, в пользу новой концепции метамодерна? Основные претензии к постмодерну со стороны новомодного подхода, возникшего преимущественно в искусствоведении, сводятся к его — постмодерна — аисторичности («конец истории» Ф. Фукуямы), поверхностности (отсутствию глубины), ироничности как безэмоциональности и вырождению экономики в «мыльные пузыри» финансового капитала5.

кретный человек, являющийся представителем конкретного социума, члены которого соединены общей судьбой на своей земле». Там же.

3 Там же.

4 Александров А. С., Александрова И. А., Те-рехин В. В. Шесть критических эссе о праве и правосудии // Постклассическая онтология права : коллективная монография / А. С. Александров, И. А. Александрова, Н. В. Андрианов [и др.]; под ред. И. Л. Честнова. СПб., 2016. С. 562. (Толкование источников права).

5 Наиболее последовательный и авторитетный теоретик постмодернизма Ф. Джеймисон выделяет следующие «конститутивные черты постмодернизма: новое отсутствие глубины, которое становится все более заметным и в современной "теории", и в совершенно новой культуре изображения или симулякра; все большее ослабление историчности, как в нашем отношении к публичной истории, так и в новых формах нашей частной темпоральности, чья "шизофреническая" структура (следуя Лакану) будет определять вовне типы синтаксиса или синтагматических отношений в более темпоральных искусствах; важный новый тип эмоционального

Конечно, постмодернизм можно упрекать и в этом, и в другом, например в моральном релятивизме, консюмеризме и т. п. Однако все это свидетельствует о его — постмодернизма — гипервлиятельности: «Та или иная идея, — пишет М. Эпштейн, — достигает пика популярности, когда становится притчей во языцех. Ее обвиняют во всех смертных грехах, поминают к месту и не к месту, приписывают чудодейственное или злокозненное влияние. <...> Итак, во всем происходящем в XXI веке виноват, конечно же, постмодернизм. И это свидетельство его триумфа: он превратился в мем, который на устах даже у тех людей, которые мало читают и для которых культура лишь развлечение»1.

Поиски новой искренности, серьезности, основательности или глубины — дело, конечно, достойное уважения. Однако важно, чтобы эти поиски не выродились в очередную утопию, чреватую тоталитаризмом, важнейшим противоядием против которого, как это ни парадоксально, является ирония2. С другой стороны, сам постмодернизм не является завершенной теорией, он постоянно эволюционирует и наполняется новым содержанием в связи с изменением культуры глобализирущегося человечества.

В этой незавершенности и изменчивости проявляются фундаментальные гфинципы постсовременности — неопределенности, дополнительности и вытекающий из них принцип релятивности. При этом важно

базового тона — я буду называть это "интен-сивностями", — который лучше всего понять, вернувшись к прежним теориям возвышенного; глубокое конститутивное отношение всего этого к новой большой технологии, которая сама является фигурой новой большой экономической системы мира...». — Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. Олейникова. Изд. 2-е, испр. М., 2019. С. 92 - 93.

1 Эпштейн М. Постмодернизм в России. СПб., 2019. С. 9 — 10. (Новый культурный фонд).

2 В этой связи невозможно не вспомнить Го-

ринский призыв улыбаться, так все глупости и — добавлю от себя — подлости на Земле «делаются с серьезным выражением лица». — Десять цитат из книг Горина // ЭКСМО. Издательская группа : сайт. URL: https://eksmo.ru/interview/10-tsitat-iz-knig-grigoriya-gorina-ID5031772/(дата обращения: 28.12.2019).

заметить, что принципы неопределенности и дополнительности — это никакой не постмодернизм, а самая респектабельная квантовая физика. Они вместе с ограничительными теоремами К. Геделя в математике ознаменовали поворот к неклассической рациональности. Замечу, что это не отрицание рациональности, но ее переинтерпретация через коммуникативную интерсубъективность. Отсюда — неизбежность релятивизма, за который ругают последними словами приверженцев постмодернизма. Однако релятивизм можно трактовать по-разному (ре-лятивно): в онтологическом или онтическом смысле, в гносеологическом, моральном и т. д. При этом подавляющее большинство постмодернистов (или тех, кого именуют постмодернистами) как раз не отрицают необходимость руководствоваться ценностями, как правило — либеральными (Р. Рорти, Ж. Деррида, Ж-Ф. Лиотар, М. Фуко). Релятивность же — это не вседозволенность или равноценность всех точек зрения, но обусловленность изучаемого позицией наблюдателя, используемыми им (наблюдателем) способами наблюдения и описания, классификациями и категоризациями, историческим и социокультурным контекстом, определяющим содержание наблюдаемого. Да, ни одна точка зрения не может претендовать на абсолютную истину, особенно если принять позицию либерала К. Поппера о фальсификации как критерии научности, но это не отрицает большую или меньшую аргументированность разных эпистемологий (теорий научного познания). По поводу же ценностного релятивизма замечу, что такие философы-логики, как Р. Хэар, Смит-Ноэль и др., утверждали невозможность обоснования первичных (исходных) ценностей кроме как актом дицизии (креации, или сотворения). Отсюда вытекает зависимость ценностей от контекста сообщества, в котором они — ценности — сконструированы3.

Полагаю, что отчасти стоит согласиться с точкой зрения М. Эпштейна, считающего необходимым проводить различие между «(1) "постмодерностью", большой,

3 См. подробнее: Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998. 292 с.

многовековой эпохой, следующей после Нового времени, и (2) "постмодернизмом", первым периодом постмодерности, который следует за модернизмом, последним периодом Нового времени»1. Постмодерн, если его понимать как «логику культуры позднего капитализма» (Ф. Джеймисон), лучше описывает изменения в постиндустриальном, информационном, глобализирующемся обществе перманентного риска, нежели концепция метамодерна2. Более того, те же факторы, которые, по мнению сторонников концепции метамодерна, привели к его возникновению, многие ученые относят к контексту постмодерна. Речь идет о характеристике 2000-х годов, когда «поколение миллениалов достигло совершеннолетия; зрелость и доступность цифровых и возобновляемых технологий достигли критического порога; появился БРИКС, готовясь занять видное положение на геополитической арене; эра "легких ископаемых" и фантазии о ядерном изобилии уступили место "тяжелой нефти" и мечтам об энергетической независимости, подпитываемым технологиями гидроразрыва пласта; на Запад обрушилась так называемая "четвертая" волна терроризма; война в Ираке дестабилизировала регион, заново обанкротив не только американское казначейство, но и воинскую честь; проект "Европа" сошел с рельсов после того, как голландцы и французы сказали "нет" европейской конституции; иммиграционная политика и идеалы муль-тикулътурализма привели к возрождению националистического популизма: гегемония США пошла на спад; Арабская весна свалила сразу нескольких диктаторов, в течение долгого времени служивших законным ино-

1 Эпштейн М. Указ. соч. С. 15.

2 Как указывает А. В. Павлов, «популярность данной концепции вовсе не означает ее высокое качество в плане содержания и то, что она лучше многих других. Она не учитывает многих феноменов и тенденций социальной и культурной сферы, а также ее теоретические основания являются во многом шаткими...». — Павлов А. Метамодернизм: критическое введение // Ме-тамодернизм : Историчность, аффект и глубина после постмодернизма / под ред. Р. ван ден Ак-кера [и др.]; пер. с англ. В. М. Липки; вступит, ст. А. В. Павлова. М., 2019. С. 14. (Фигуры философии).

странным интересам; безнадежные долги, наконец, неизбежно стали для богатых северных стран такой же проблемой, какой всегда были для бедных южных государств; а финансовые кризисы запустили еще один раунд неолиберализации (на этот раз посредством различных строгих мер), несущий в себе угрозу и все углубляющийся практически вошедший в норму тренд в сторону финансовой нестабильности, экономического неравенства, шаткости рабочих мест и экологической катастрофы»3.

Таким образом, постсовременностъ — как бы ее ни называть — бросает серьезный вызов культуре, включая науку4, на который необходимо найти адекватный ответ. Такой ответ в области юриспруденции предлагает постклассическая теория права, достаточно активно формирующаяся в начале XXI века в нашей стране. Основными характеристиками постклассической юриспруденции, с моей точки зрения5, являются следующие. Право не существует как некая объективная данность — оно всегда интерсубъекгивно и обусловлено способом его конструирования, в том числе научного описания6 и воспроиз-

3 Ван ден Аккер Р., Вермюлен Т. Периодизи-руя 2000-е, или Появление метамодернизма // Метамодернизм. С. 63 — 64.

4 Изменения, происходящие сегодня в науке, гораздо лучше описываются не переходом от модерна к постмодерну, а от него, предположим, к метамодерну, а схемой В. С. Степина: классическая наука, неклассическая, постнеклассическая. Неклассическая физика — респектабельнейшая из наук — формирует принципы дополнительности и релятивности знания, зависимости знания от позиции наблюдателя. Постнеклассическая наука — это, прежде всего, синергетика и социальная эпистемология, включающие процесс научного познания в социокультурный, ценностный контекст. — Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2003. 744 с.

5 См.: Честнов И. Л. Постклассическая теория права : монография. СПб., 2012. 649 с. (Jurisprudence); Его же. Правовая реальность как предмет постклассической философии права // Российский журнал правовых исследований. 2019. Т. 6, № 2 (19). С. 28 - 34; Его же. Юридическое познание с позиций постклассической теории права // Криминалиста. 2019. № 3 (28). С. 85—88.

6 Об этом, как о «рефлексивной эпистемологии», т. е. зависимости результата научного иссле-

водства практиками людей — носителей статуса субъектов права. Право — это система знаков, конструируемая властью в широком смысле этого слова (включая все значимые социальные группы). Бытие права связано с его воплощением в практиках как правоприменителей, так и широких народных масс. Такие поведенческие и одновременно дискурсивные практики конкретизируют официальное право (законодательство в широком смысле слова) и наполняют его конкретным содержанием. Одновременно право — как законодательство, так и юридически значимые практики, — обусловлено историческим и социокультурным контекстом.

Принципиально важную роль в постклассическом правопонимании играет признание человека в его фактической данности центром, основанием правовой реальности. Это связано с тем, что практики конкретных людей, носителей статуса субъектов права, по конструированию и воспроизводству права образуют ее — правовой реальности — содержание. Такого рода практиками осуществляется интериоризация внешних факторов в юридические значения и персональные правовые смыслы. Поэтому невозможно отрывать право от человека, от его потребностей, интересов, мотивации, которые, собственно говоря, порождают мир права. При этом о человеке следует вести речь как о социализированной в соответствующей правовой культуре личности, обладающей правовой идентичностью и компетенцией, образующей содержание правового статуса этого конкретного человека.

Представленный постклассический подход позволяет наполнить практическим содержанием юридическую догматику и формирует гораздо более адекватное представление о таком сложном, многомерном феномене, как право. Он не отрицает важность догматической юриспруденции, но утверждает необходимость дополнения традиционного для отечественной юридической науки подхода новым, постклассическим измерением права.

дования от включенности в него автора, убедительно пишет Д. Дзоло. — Дзоло Д. Демократия и сложность: реалистический подход / пер. с англ. А. А. Калинина [и др.]. М., 2010. С. 37, 39. (Серия «Политическая теория»).

Библиографический список

1. Александров, А. С. Шесть критических

эссе о праве и правосудии / А. С. Александров, И. А. Александрова, В. В. Терехин // Постклассическая онтология права : [коллективная монография] / [А. С. Александров, И. А. Александрова, Н. В. Андрианов и др.]; под ред. И. Л. Честнова.

- Санкт-Петербург: Алетейя, 2016. — (Толкование источников права). - ISBN 978-5-906860-66-8.

- С. 561-684.

2. Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / Фредрик Джеймсон ; пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. Олейникова. — Изд. 2-е, испр. — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. — 799, [12] с.

- ISBN 978-5-93255-557-6.

3. Дзоло, Д. Демократия и сложность: реалистический подход / Данило Дзоло; пер. с англ. А. А. Калинина [и др.]. — Москва : Изд. дом Гос. ун-та Высш. шк. экономики, 2010. — 313, [1] с. — (Серия «Политическая теория»). — ISBN 978-57598-0736-0.

4. Зорькин, В. Д. Право метамодерна: постановка проблемы. Лекция на IX Петербургском международном юридическом форуме (СПб., 16 мая 2019 года) / В. Д. Зорькин // Российская Газета. RGRU : офиц. сайт. — URL: https:// rg.ru/2019/05/16/ zorkin-priverzhertnost-vernoj-filosofii-prava-pozvoliaet-tvorit-dobro. html (дата обращения: 27.12.2019).

5. Метамодернизм : Историчность, аффект и глубина после постмодернизма / под ред. Р. ван ден Аккера [и др.] ; [пер. с англ. В. М. Липки; вступит, ст. А. В. Павлова]. — Москва : Рипол Классик, 2019. — 494 с. — (Фигуры философии).

- ISBN 978-5-386-13462-4.

6. Павлов, А. В. Постпостмодернизм : Как социальная и культурная теории объясняют наше время / А. В. Павлов. — Москва : Дело, 2019. — 560 с. - ISBN 978-5-85006-166-1.

7. Розов, Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н. С. Розов. Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1998. — 292 с. - ISBN 5-7615-0455-3.

8. Степин, В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция / В. С. Степин. — Москва : Прогресс-Традиция, 2003. — 744 с. — ISBN 5-89826-053-6.

9. Честнов, И. Л. Постклассическая теория права : [монография] / И. Л. Честнов. — Санкт-Петербург : Алеф-Пресс, 2012. — 649 с. — (Jurisprudence). - ISBN 978-5-905966-02-6.

10. Честнов, И. Л. Правовая реальность как предмет постклассической философии права / И. Л. Честнов // Российский журнал правовых исследований. - 2019. - Т. 6, № 2 (19). - С. 28-34.

11. Честнов, И. Л. Юридическое познание с позиций постклассической теории права / И. Л. Честнов // Криминалистъ. — 2019. — №3 (28). - С. 85-88.

12. Эпштейн, М. Постмодернизм в России / Михаил Эпштейн. — Санкт-Петербург : Азбука, 2019. — 608 с. — (Новый культурный фонд). — ISBN 978-5-389-15249-6.

References

1. Aleksandrov, A. S. SHest' kriticheskih esse о prave i pravosudii / A. S. Aleksandrov, I. A. Alek-sandrova, V. V. Terekhin // Postklassicheskaya ontologiya prava : [kollektivnaya monografiya] / [A. S. Aleksandrov, I. A. Aleksandrova, N. V. An-drianov i dr.]; pod red. I. L. CHestnova. — Sankt-Pe-terburg : Aletejya, 2016. — (Tolkovanie istochnikov prava). - ISBN 978-5-906860-66-8. - S. 561-684.

2. CHestnov, I. L. Postklassicheskaya teoriya prava : [monografiya] / I. L. CHestnov. — Sankt-Peter-burg : Alef-Press, 2012. — 649 s. — (Jurisprudence).

- ISBN 978-5-905966-02-6.

3. CHestnov, I. L. Pravovaya real'nost' kak pred-met postklassicheskoj filosofii prava / I. L. CHestnov // Rossijskij zhurnal pravovyh issledovanij. — 2019.

- T. 6, №2 (19). - S. 28-34.

4. CHestnov, I. L. YUridicheskoe poznanie s pozicij postklassicheskoj teorii prava / I. L. CHestnov // Kriminalist". - 2019. - № 3 (28). - S. 85-88.

5. Dzhejmison, F. Postmodernizm, ili Kul'turnaya logika pozdnego kapitalizma / Fredrik Dzhejmson; per. s angl. D. Kralechkina; pod nauch. red. A. Olej-nikova. — Izd. 2-е, ispr. — Moskva: Izd-vo In-ta Gaj-dara, 2019. - 799, [12] s. - ISBN 978-5-93255-557-6.

6. Dzolo, D. Demokratiya i slozhnost': realisti-

cheskij podhod / Danilo Dzolo; per. s angl. A. A. Kalinina [i dr.]. — Moskva : Izd. dom Gos. un-ta Vyssh. shk. ekonomiki, 2010. — 313, [1] s. — (Seriya «Poli-ticheskaya teoriya»). - ISBN 978-5-7598-0736-0.

7. Epshtejn, M. Postmodernizm v Rossii / Mihail Epshtejn. — Sankt-Peterburg: Azbuka, 2019. — 608 s. - (Novyj kul'turnyj fond). - ISBN 978-5-389-15249-6.

8. Metamodernizm : Istorichnost', affekt i glu-bina posle postmodernizma / pod red. R. van den Akkera [i dr.]; [per. s angl. V. M. Lipki; vstupit. st. A. V. Pavlova], - Moskva : Ripol Klassik, 2019. -494 s. - (Figury filosofii). - ISBN 978-5-386-13462-4.

9. Pavlov, A. V. Postpostmodernizm : Kak social' naya i kul'turnaya teorii ob"yasnyayut nashe vremya / A. V. Pavlov. — Moskva : Delo, 2019. — 560 s. - ISBN 978-5-85006-166-1.

10. Rozov, N. S. Cennosti v problemnom mire: filosofskie osnovaniya i social'nye prilozheniya kon-struktivnoj aksiologii / N. S. Rozov. Novosibirsk : Izd-vo Novosib. un-ta, 1998. - 292 s. - ISBN 5-76150455-3.

11. Stepin, V. S. Teoreticheskoe znanie. Struktura, istoricheskaya evolyuciya / V. S. Stepin. — Moskva: Progress-Tradiciya, 2003. - 744 s. - ISBN 5-89826053-6.

12. Zor'kin, V. D. Pravo metamoderna: postanov-ka problemy. Lekciya na IX Peterburgskom mezh-dunarodnom yuridicheskom forume (SPb., 16 maya 2019 goda) / V. D. Zor'kin // Rossijskaya Gazeta. RGRU : ofic. sajt. - URL: https://rg.ru/2019/05/16/ zorkin-priverzhennost-vernoj-filosofii-prava-pozvoliaet-tvorit-dobro.html (data obrashcheniya: 27.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.