6. Монтескье, Ш.-Л. Избранные произведения / Ш.-Л. Монтескье. — Москва : Госполитиздат, 1955. - 800 с.
7. Социокультурная антропология права : [коллективная монография] / [Н. А. Данилова и др.]; под ред. Н. А. Исаева, И. Л. Честнова. — Санкт-Петербург : Алеф-Пресс, 2015. — 840 с. — (Jurisprudence). - ISBN 978-5-905966-32-3.
8. Четвернин, В. А. Введение в курс общей теории права и государства : учеб. пособие / В. А. Четвернин. — Москва : Ин-т государства и права Рос. акад. наук, 2003. - 204 с. ISBN 5-20103/58-7.
9. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права / Г. Ф. Шершеневич. — Москва : Бр. Башмаковы, 1912. - 833 с.
References
1. CHetvernin, V. A. Vvedenie v kurs obsh-chej teorii prava i gosudarstva : ucheb. posobie / V. A. CHetvernin. — Moskva : In-t gosudarstva i prava Ros. akad. nauk, 2003. — 204 s.
2. Denisov, S. A. Obshchaya teoriya administra-tiv-nogo gosudarstva / S. A. Denisov. — Ekaterinburg : Gumanitarnyj un-t, 2010. — 682 s. — ISBN 978-5-7741-0124-5.
3. Dyuvernua, N. L. CHteniya po grazhdans-komu pravu. Т. 1. Vvedenie i chast' obshchaya. Vyp. 1 / N. L. Dyuvernua. — Sankt-Peterburg : Tip. M. M. Stasyulevicha, 1898. - 210 s.
Метамодернизм как язык описания культуры начала XXI века — один из нескольких вариантов поиска ответа на те вопросы, которые поставил перед современной культурой (включая науку) постмодернизм. Вместе с альтермодернизмом, диджимодернизмом, автомодернизмом1 и другими направлениями в современной культуре метамодернизм уместно отнести к общему, «зонтичному» понятию — пост-постмодернизм.
Принимая во внимание, что в современных условиях культура выступает онтологи-
1 Альтермодернизм акцентирует внимание
на современных течениях в искусстве и эстетике в нач. XXI века, диджимодернизм посвящен цифровому измерению перемен в постсовременном обществе и культуре, автомодернизм исследует новые «радикальные технологии». См. подробнее: Павлов А. В. Постпостмодернизм : Как социальная и культурная теории объясняют наше время. М., 2019.
4. Dzhejmison, F. Postmodernizm, ili Kul'tur-
naya logika pozdnego kapitalizma / Fredrik Dzhejmison ; per. s angl. D. Kralechkina; pod nauch. red. A. Olejnikova. — Izd. 2-e, ispr. — Moskva : Izd-vo In-ta Gajdara, 2019. - 799, [12] s. - ISBN 978-593255-557-6.
5. Lebon, G. Psihologiya narodov i mass / Gustav Lebon; [per. s fr. A. Fridmana, E. Pimenovoj]. — 3-e izd. — Moskva : Akademicheskij proekt, 2015.
— 239 s. — (Psihologicheskie tekhnologii). — ISBN 978-5-8291-1557-9.
6. Montesk'e, SH.-L. Izbrannye proizvedeniya / SH.-L. Montesk'e. - Moskva : Gospolitizdat, 1955. -800 s.
7. SHershenevich, G. F. Obshchaya teoriya prava / G. F. SHershnevich. — Moskva : Br. Bashmakovy, 1912. - 833 s.
8. Sociokul'turnaya antropologiya prava : [kollek-tivnaya monografiya] / [N. A. Danilova i dr.]; pod red. N. A. Isaeva, I. L. CHestnova. — Sankt-Peter-burg: Alef-Press, 2015. — 840 s. — (Jurisprudence).
- ISBN 978-5-905966-32-3.
9. Zor'kin, V. D. Pravo metamoderna: posta-novka problemy. Lekciya na IX Peterburgs-kom mezhdunarodnom forume (SPb., 16 maya 2019goda / V. D. Zor'kin // Rossijskaya Gazeta. RGRU : ofic. sajt. - URL: https://rg. ru/2019/05/16/zorkin-priverzhennost-vernoj-filosofii-prava-pozvoliaet-tvorit-dobro.html (data obrashcheniya: 20.12.2019).
УДК 34
ческим и гносеологическим основанием всех социальных практик, все эти течения, свидетельствующие об изменении социальности, имеют прямое отношение к юриспруденции. В. Д. Зорькин, выступая на Петербургском юридическом форуме 2019, отметил: философия метамодерна — новый подход к осмыслению культуры, импульс к формированию которой (как и в ситуации с философией постмодернизма) был получен из сферы искусства. Суть этой новой «культурной логики современности» — в стремлении подняться над крайностями модернизма и постмодернизма и увидеть мир в единстве его многообразия. «Для правовой теории, — утверждает В. Д. Зорькин, — и прежде всего для понимания права, лежащего в ее основе... требуется, как мне кажется, "расшатывание догматов", потому что без преодоления устоявшихся теоретических
И Л. ЧЕСТНОВ
МЕТАМОДЕРН И ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КАК ВАРИАНТЫ ОТВЕТА НА ВЫЗОВ ПОСТМОДЕРНИЗМА
стереотипов невозможно противостоять кризису в правовой сфере. При этом в ме-тамодерпистском подходе привлекает идея синтеза различных типов правопонимания, развивающихся в рамках модерна, постмодерна и даже премодерна как особых парадигм мышления»1.
Теоретическая одномерность современного правопонимания, отрывающая право от социокультурного контекста обществ с иной, неевропейской (точнее — не-западной) исторической судьбой, стала одним из факторов нынешнего кризиса права и правовой демократии. Решение проблемы следует, как мне представляется, искать на пути смены все еще доминирующей модернистской парадипны правовой теории с ее ярко выраженным европоцентризмом, которая (как это ни парадоксально) порождает постмодернистскую правовую практику с ее циничными двойными стандартами. Внутренняя взаимосвязь между модернизмом теории и постмодернизмом практики выглядит парадоксальной только на первый взгляд. Именно в силу жесткости теоретических конструкций, присущих европейскому праву модерна, приверженцы такого право-понимания легко отказывают в правовом характере иным типам культуры. И допускают применительно к ним практику двойных стандартов и силового давления под флагом доктрин «гуманитарной интервенции», «ответственности по защите» и т. п.2
1 Зорькин В. Д. Право метамодерна: постановка проблемы. Лекция на IX Петербургском международном юридическом форуме (СПб., 16 мая 2019 года) // Российская Газета. RGRU : офиц. сайт. URL: https://rg.ru/2019/05/16/zorkin-priverzhennost-vernoj-filosofii-prava-pozvoliaet-tvorit-dobro.html (дата обращения: 27.12.2019).
2 Там же. В то же время В. Д. Зорькин указывает, что «эту постмодернистскую практику не надо, конечно, путать с современными подходами к пониманию права, развивающимися в рамках постмодернистской парадигмы, которые в силу присущего им конкретно-ситуационного подхода несут в себе более многомерный взгляд на право. Концепт права метамодерна, поднимающийся и над правом модерна, и над постмодернистскими типами правопонимания, предлагает более емкое осмысление правовых ценностей. Он, конечно же, должен вобрать в себя представления о человеке как о высшей ценности. Но это должен быть не абстрактный индивид как носитель абстрактных идей свободы, равенства и братства, а живой кон-
Метамодернистская философия, по мнению В. Д. Зорькина, «содержите себе потенциал для преодоления того одностороннего, европоцентричного подхода к пониманию ценностей права и правовой демократии, доставшегося нам в наследство от эпохи модерна, который при желании так легко трансформируется в другую крайность — в циничную постмодернистскую практику. Только на пути такого широкого и в этом смысле — метамодернистского подхода к осмыслению права, позволяющего аккумулировать в себе эвристический потенциал самых разных типов правопонимания, возможно преодоление кризиса права и правовой демократии, который уже очевиден для любого неангажированного наблюдателя»3.
Стоит ли отказываться от постмодернизма, так и не успев в нем толком разобраться (как заявляет А. С. Александров)4, в пользу новой концепции метамодерна? Основные претензии к постмодерну со стороны новомодного подхода, возникшего преимущественно в искусствоведении, сводятся к его — постмодерна — аисторичности («конец истории» Ф. Фукуямы), поверхностности (отсутствию глубины), ироничности как безэмоциональности и вырождению экономики в «мыльные пузыри» финансового капитала5.
кретный человек, являющийся представителем конкретного социума, члены которого соединены общей судьбой на своей земле». Там же.
3 Там же.
4 Александров А. С., Александрова И. А., Те-рехин В. В. Шесть критических эссе о праве и правосудии // Постклассическая онтология права : коллективная монография / А. С. Александров, И. А. Александрова, Н. В. Андрианов [и др.]; под ред. И. Л. Честнова. СПб., 2016. С. 562. (Толкование источников права).
5 Наиболее последовательный и авторитетный теоретик постмодернизма Ф. Джеймисон выделяет следующие «конститутивные черты постмодернизма: новое отсутствие глубины, которое становится все более заметным и в современной "теории", и в совершенно новой культуре изображения или симулякра; все большее ослабление историчности, как в нашем отношении к публичной истории, так и в новых формах нашей частной темпоральности, чья "шизофреническая" структура (следуя Лакану) будет определять вовне типы синтаксиса или синтагматических отношений в более темпоральных искусствах; важный новый тип эмоционального
Конечно, постмодернизм можно упрекать и в этом, и в другом, например в моральном релятивизме, консюмеризме и т. п. Однако все это свидетельствует о его — постмодернизма — гипервлиятельности: «Та или иная идея, — пишет М. Эпштейн, — достигает пика популярности, когда становится притчей во языцех. Ее обвиняют во всех смертных грехах, поминают к месту и не к месту, приписывают чудодейственное или злокозненное влияние. <...> Итак, во всем происходящем в XXI веке виноват, конечно же, постмодернизм. И это свидетельство его триумфа: он превратился в мем, который на устах даже у тех людей, которые мало читают и для которых культура лишь развлечение»1.
Поиски новой искренности, серьезности, основательности или глубины — дело, конечно, достойное уважения. Однако важно, чтобы эти поиски не выродились в очередную утопию, чреватую тоталитаризмом, важнейшим противоядием против которого, как это ни парадоксально, является ирония2. С другой стороны, сам постмодернизм не является завершенной теорией, он постоянно эволюционирует и наполняется новым содержанием в связи с изменением культуры глобализирущегося человечества.
В этой незавершенности и изменчивости проявляются фундаментальные гфинципы постсовременности — неопределенности, дополнительности и вытекающий из них принцип релятивности. При этом важно
базового тона — я буду называть это "интен-сивностями", — который лучше всего понять, вернувшись к прежним теориям возвышенного; глубокое конститутивное отношение всего этого к новой большой технологии, которая сама является фигурой новой большой экономической системы мира...». — Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. Олейникова. Изд. 2-е, испр. М., 2019. С. 92 - 93.
1 Эпштейн М. Постмодернизм в России. СПб., 2019. С. 9 — 10. (Новый культурный фонд).
2 В этой связи невозможно не вспомнить Го-
ринский призыв улыбаться, так все глупости и — добавлю от себя — подлости на Земле «делаются с серьезным выражением лица». — Десять цитат из книг Горина // ЭКСМО. Издательская группа : сайт. URL: https://eksmo.ru/interview/10-tsitat-iz-knig-grigoriya-gorina-ID5031772/(дата обращения: 28.12.2019).
заметить, что принципы неопределенности и дополнительности — это никакой не постмодернизм, а самая респектабельная квантовая физика. Они вместе с ограничительными теоремами К. Геделя в математике ознаменовали поворот к неклассической рациональности. Замечу, что это не отрицание рациональности, но ее переинтерпретация через коммуникативную интерсубъективность. Отсюда — неизбежность релятивизма, за который ругают последними словами приверженцев постмодернизма. Однако релятивизм можно трактовать по-разному (ре-лятивно): в онтологическом или онтическом смысле, в гносеологическом, моральном и т. д. При этом подавляющее большинство постмодернистов (или тех, кого именуют постмодернистами) как раз не отрицают необходимость руководствоваться ценностями, как правило — либеральными (Р. Рорти, Ж. Деррида, Ж-Ф. Лиотар, М. Фуко). Релятивность же — это не вседозволенность или равноценность всех точек зрения, но обусловленность изучаемого позицией наблюдателя, используемыми им (наблюдателем) способами наблюдения и описания, классификациями и категоризациями, историческим и социокультурным контекстом, определяющим содержание наблюдаемого. Да, ни одна точка зрения не может претендовать на абсолютную истину, особенно если принять позицию либерала К. Поппера о фальсификации как критерии научности, но это не отрицает большую или меньшую аргументированность разных эпистемологий (теорий научного познания). По поводу же ценностного релятивизма замечу, что такие философы-логики, как Р. Хэар, Смит-Ноэль и др., утверждали невозможность обоснования первичных (исходных) ценностей кроме как актом дицизии (креации, или сотворения). Отсюда вытекает зависимость ценностей от контекста сообщества, в котором они — ценности — сконструированы3.
Полагаю, что отчасти стоит согласиться с точкой зрения М. Эпштейна, считающего необходимым проводить различие между «(1) "постмодерностью", большой,
3 См. подробнее: Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998. 292 с.
многовековой эпохой, следующей после Нового времени, и (2) "постмодернизмом", первым периодом постмодерности, который следует за модернизмом, последним периодом Нового времени»1. Постмодерн, если его понимать как «логику культуры позднего капитализма» (Ф. Джеймисон), лучше описывает изменения в постиндустриальном, информационном, глобализирующемся обществе перманентного риска, нежели концепция метамодерна2. Более того, те же факторы, которые, по мнению сторонников концепции метамодерна, привели к его возникновению, многие ученые относят к контексту постмодерна. Речь идет о характеристике 2000-х годов, когда «поколение миллениалов достигло совершеннолетия; зрелость и доступность цифровых и возобновляемых технологий достигли критического порога; появился БРИКС, готовясь занять видное положение на геополитической арене; эра "легких ископаемых" и фантазии о ядерном изобилии уступили место "тяжелой нефти" и мечтам об энергетической независимости, подпитываемым технологиями гидроразрыва пласта; на Запад обрушилась так называемая "четвертая" волна терроризма; война в Ираке дестабилизировала регион, заново обанкротив не только американское казначейство, но и воинскую честь; проект "Европа" сошел с рельсов после того, как голландцы и французы сказали "нет" европейской конституции; иммиграционная политика и идеалы муль-тикулътурализма привели к возрождению националистического популизма: гегемония США пошла на спад; Арабская весна свалила сразу нескольких диктаторов, в течение долгого времени служивших законным ино-
1 Эпштейн М. Указ. соч. С. 15.
2 Как указывает А. В. Павлов, «популярность данной концепции вовсе не означает ее высокое качество в плане содержания и то, что она лучше многих других. Она не учитывает многих феноменов и тенденций социальной и культурной сферы, а также ее теоретические основания являются во многом шаткими...». — Павлов А. Метамодернизм: критическое введение // Ме-тамодернизм : Историчность, аффект и глубина после постмодернизма / под ред. Р. ван ден Ак-кера [и др.]; пер. с англ. В. М. Липки; вступит, ст. А. В. Павлова. М., 2019. С. 14. (Фигуры философии).
странным интересам; безнадежные долги, наконец, неизбежно стали для богатых северных стран такой же проблемой, какой всегда были для бедных южных государств; а финансовые кризисы запустили еще один раунд неолиберализации (на этот раз посредством различных строгих мер), несущий в себе угрозу и все углубляющийся практически вошедший в норму тренд в сторону финансовой нестабильности, экономического неравенства, шаткости рабочих мест и экологической катастрофы»3.
Таким образом, постсовременностъ — как бы ее ни называть — бросает серьезный вызов культуре, включая науку4, на который необходимо найти адекватный ответ. Такой ответ в области юриспруденции предлагает постклассическая теория права, достаточно активно формирующаяся в начале XXI века в нашей стране. Основными характеристиками постклассической юриспруденции, с моей точки зрения5, являются следующие. Право не существует как некая объективная данность — оно всегда интерсубъекгивно и обусловлено способом его конструирования, в том числе научного описания6 и воспроиз-
3 Ван ден Аккер Р., Вермюлен Т. Периодизи-руя 2000-е, или Появление метамодернизма // Метамодернизм. С. 63 — 64.
4 Изменения, происходящие сегодня в науке, гораздо лучше описываются не переходом от модерна к постмодерну, а от него, предположим, к метамодерну, а схемой В. С. Степина: классическая наука, неклассическая, постнеклассическая. Неклассическая физика — респектабельнейшая из наук — формирует принципы дополнительности и релятивности знания, зависимости знания от позиции наблюдателя. Постнеклассическая наука — это, прежде всего, синергетика и социальная эпистемология, включающие процесс научного познания в социокультурный, ценностный контекст. — Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2003. 744 с.
5 См.: Честнов И. Л. Постклассическая теория права : монография. СПб., 2012. 649 с. (Jurisprudence); Его же. Правовая реальность как предмет постклассической философии права // Российский журнал правовых исследований. 2019. Т. 6, № 2 (19). С. 28 - 34; Его же. Юридическое познание с позиций постклассической теории права // Криминалиста. 2019. № 3 (28). С. 85—88.
6 Об этом, как о «рефлексивной эпистемологии», т. е. зависимости результата научного иссле-
водства практиками людей — носителей статуса субъектов права. Право — это система знаков, конструируемая властью в широком смысле этого слова (включая все значимые социальные группы). Бытие права связано с его воплощением в практиках как правоприменителей, так и широких народных масс. Такие поведенческие и одновременно дискурсивные практики конкретизируют официальное право (законодательство в широком смысле слова) и наполняют его конкретным содержанием. Одновременно право — как законодательство, так и юридически значимые практики, — обусловлено историческим и социокультурным контекстом.
Принципиально важную роль в постклассическом правопонимании играет признание человека в его фактической данности центром, основанием правовой реальности. Это связано с тем, что практики конкретных людей, носителей статуса субъектов права, по конструированию и воспроизводству права образуют ее — правовой реальности — содержание. Такого рода практиками осуществляется интериоризация внешних факторов в юридические значения и персональные правовые смыслы. Поэтому невозможно отрывать право от человека, от его потребностей, интересов, мотивации, которые, собственно говоря, порождают мир права. При этом о человеке следует вести речь как о социализированной в соответствующей правовой культуре личности, обладающей правовой идентичностью и компетенцией, образующей содержание правового статуса этого конкретного человека.
Представленный постклассический подход позволяет наполнить практическим содержанием юридическую догматику и формирует гораздо более адекватное представление о таком сложном, многомерном феномене, как право. Он не отрицает важность догматической юриспруденции, но утверждает необходимость дополнения традиционного для отечественной юридической науки подхода новым, постклассическим измерением права.
дования от включенности в него автора, убедительно пишет Д. Дзоло. — Дзоло Д. Демократия и сложность: реалистический подход / пер. с англ. А. А. Калинина [и др.]. М., 2010. С. 37, 39. (Серия «Политическая теория»).
Библиографический список
1. Александров, А. С. Шесть критических
эссе о праве и правосудии / А. С. Александров, И. А. Александрова, В. В. Терехин // Постклассическая онтология права : [коллективная монография] / [А. С. Александров, И. А. Александрова, Н. В. Андрианов и др.]; под ред. И. Л. Честнова.
- Санкт-Петербург: Алетейя, 2016. — (Толкование источников права). - ISBN 978-5-906860-66-8.
- С. 561-684.
2. Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / Фредрик Джеймсон ; пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. Олейникова. — Изд. 2-е, испр. — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. — 799, [12] с.
- ISBN 978-5-93255-557-6.
3. Дзоло, Д. Демократия и сложность: реалистический подход / Данило Дзоло; пер. с англ. А. А. Калинина [и др.]. — Москва : Изд. дом Гос. ун-та Высш. шк. экономики, 2010. — 313, [1] с. — (Серия «Политическая теория»). — ISBN 978-57598-0736-0.
4. Зорькин, В. Д. Право метамодерна: постановка проблемы. Лекция на IX Петербургском международном юридическом форуме (СПб., 16 мая 2019 года) / В. Д. Зорькин // Российская Газета. RGRU : офиц. сайт. — URL: https:// rg.ru/2019/05/16/ zorkin-priverzhertnost-vernoj-filosofii-prava-pozvoliaet-tvorit-dobro. html (дата обращения: 27.12.2019).
5. Метамодернизм : Историчность, аффект и глубина после постмодернизма / под ред. Р. ван ден Аккера [и др.] ; [пер. с англ. В. М. Липки; вступит, ст. А. В. Павлова]. — Москва : Рипол Классик, 2019. — 494 с. — (Фигуры философии).
- ISBN 978-5-386-13462-4.
6. Павлов, А. В. Постпостмодернизм : Как социальная и культурная теории объясняют наше время / А. В. Павлов. — Москва : Дело, 2019. — 560 с. - ISBN 978-5-85006-166-1.
7. Розов, Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н. С. Розов. Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1998. — 292 с. - ISBN 5-7615-0455-3.
8. Степин, В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция / В. С. Степин. — Москва : Прогресс-Традиция, 2003. — 744 с. — ISBN 5-89826-053-6.
9. Честнов, И. Л. Постклассическая теория права : [монография] / И. Л. Честнов. — Санкт-Петербург : Алеф-Пресс, 2012. — 649 с. — (Jurisprudence). - ISBN 978-5-905966-02-6.
10. Честнов, И. Л. Правовая реальность как предмет постклассической философии права / И. Л. Честнов // Российский журнал правовых исследований. - 2019. - Т. 6, № 2 (19). - С. 28-34.
11. Честнов, И. Л. Юридическое познание с позиций постклассической теории права / И. Л. Честнов // Криминалистъ. — 2019. — №3 (28). - С. 85-88.
12. Эпштейн, М. Постмодернизм в России / Михаил Эпштейн. — Санкт-Петербург : Азбука, 2019. — 608 с. — (Новый культурный фонд). — ISBN 978-5-389-15249-6.
References
1. Aleksandrov, A. S. SHest' kriticheskih esse о prave i pravosudii / A. S. Aleksandrov, I. A. Alek-sandrova, V. V. Terekhin // Postklassicheskaya ontologiya prava : [kollektivnaya monografiya] / [A. S. Aleksandrov, I. A. Aleksandrova, N. V. An-drianov i dr.]; pod red. I. L. CHestnova. — Sankt-Pe-terburg : Aletejya, 2016. — (Tolkovanie istochnikov prava). - ISBN 978-5-906860-66-8. - S. 561-684.
2. CHestnov, I. L. Postklassicheskaya teoriya prava : [monografiya] / I. L. CHestnov. — Sankt-Peter-burg : Alef-Press, 2012. — 649 s. — (Jurisprudence).
- ISBN 978-5-905966-02-6.
3. CHestnov, I. L. Pravovaya real'nost' kak pred-met postklassicheskoj filosofii prava / I. L. CHestnov // Rossijskij zhurnal pravovyh issledovanij. — 2019.
- T. 6, №2 (19). - S. 28-34.
4. CHestnov, I. L. YUridicheskoe poznanie s pozicij postklassicheskoj teorii prava / I. L. CHestnov // Kriminalist". - 2019. - № 3 (28). - S. 85-88.
5. Dzhejmison, F. Postmodernizm, ili Kul'turnaya logika pozdnego kapitalizma / Fredrik Dzhejmson; per. s angl. D. Kralechkina; pod nauch. red. A. Olej-nikova. — Izd. 2-е, ispr. — Moskva: Izd-vo In-ta Gaj-dara, 2019. - 799, [12] s. - ISBN 978-5-93255-557-6.
6. Dzolo, D. Demokratiya i slozhnost': realisti-
cheskij podhod / Danilo Dzolo; per. s angl. A. A. Kalinina [i dr.]. — Moskva : Izd. dom Gos. un-ta Vyssh. shk. ekonomiki, 2010. — 313, [1] s. — (Seriya «Poli-ticheskaya teoriya»). - ISBN 978-5-7598-0736-0.
7. Epshtejn, M. Postmodernizm v Rossii / Mihail Epshtejn. — Sankt-Peterburg: Azbuka, 2019. — 608 s. - (Novyj kul'turnyj fond). - ISBN 978-5-389-15249-6.
8. Metamodernizm : Istorichnost', affekt i glu-bina posle postmodernizma / pod red. R. van den Akkera [i dr.]; [per. s angl. V. M. Lipki; vstupit. st. A. V. Pavlova], - Moskva : Ripol Klassik, 2019. -494 s. - (Figury filosofii). - ISBN 978-5-386-13462-4.
9. Pavlov, A. V. Postpostmodernizm : Kak social' naya i kul'turnaya teorii ob"yasnyayut nashe vremya / A. V. Pavlov. — Moskva : Delo, 2019. — 560 s. - ISBN 978-5-85006-166-1.
10. Rozov, N. S. Cennosti v problemnom mire: filosofskie osnovaniya i social'nye prilozheniya kon-struktivnoj aksiologii / N. S. Rozov. Novosibirsk : Izd-vo Novosib. un-ta, 1998. - 292 s. - ISBN 5-76150455-3.
11. Stepin, V. S. Teoreticheskoe znanie. Struktura, istoricheskaya evolyuciya / V. S. Stepin. — Moskva: Progress-Tradiciya, 2003. - 744 s. - ISBN 5-89826053-6.
12. Zor'kin, V. D. Pravo metamoderna: postanov-ka problemy. Lekciya na IX Peterburgskom mezh-dunarodnom yuridicheskom forume (SPb., 16 maya 2019 goda) / V. D. Zor'kin // Rossijskaya Gazeta. RGRU : ofic. sajt. - URL: https://rg.ru/2019/05/16/ zorkin-priverzhennost-vernoj-filosofii-prava-pozvoliaet-tvorit-dobro.html (data obrashcheniya: 27.12.2019).