Научная статья на тему 'Металлообрабатывающая промышленность республики Коми'

Металлообрабатывающая промышленность республики Коми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Металлообрабатывающая промышленность республики Коми»

окружающей среды, управление этими лесами должно иметь целью прежде всего сохранение их естественных характеристик.

5. Расходы государства на ведение лесного хозяйства значительно превышают доходы от использования лесов. Для управления процессом стоимостной оценки лесных ресурсов государство, как собственник, должно располагать информацией о доходах и затратах лесопользователей. Это позволит устанавливать оптимальные ставки платы за отпускаемую на корню древесину.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атаманчук Г.В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. - М.: Юрид. лит., 1975.

2. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). - Изд-е 2-е, доп. -М.Политиздат, 1973.

3. Горбовой В. Ф. Предмет и система советского лесного права. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984.

4. Клейнхоф А.Н. Теория и практика формирования рыночных отношений в лесном хозяйстве // Лесное хозяйство. - 1996. - №2.

5. Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. - М.: Наука, 1974.

6. Лунев А.Е. Природа, право, управление. - М.: Наука, 1981.

7. Научные основы государственного управления в СССР.-М.: Наука, 1968.

8. Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - 2-е изд-е. - М.: Зерцало, 1997.

9. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. -М.: Мысль, 1990.

10. Савченко А. Экономические основы управления государственной собственностью // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - №6.

11. Шейнин Л.Б. Государственное управление природными ресурсами и плата за их использование. - М.: РНФ, 1994.

12. Шварц Е.А. Отказаться от мифов прошлого в вопросах лесного хозяйства, экономического развития и биоразнообразия // Природно-ресурсные ведомости. -2003. - № 7 (166). - Февраль.

В. В. Митенев, И. И. Торлопов

МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Машиностроение в республике начиналось с организации механических ремонтных мастерских. Первенец индустрии Коми - Ухтинский механический завод свою историю ведет с 1929 г., с небольшой мастерской, рассчитанной на техническое обслуживание геологоразведочной экспедиции. С этого же момента начинается и летопись индустриального центра республики - города Ухты. Другое старейшее машиностроительное предприятие

Коми - Сыктывкарский механический завод появился в 1938 г., с созданием центральных ремонтно-механических мастерских для ремонта лесозаготовительной техники. По мере развития промышленности на территории Республики Коми были построены еще несколько заводов, предназначенных для удовлетворения потребностей различных министерств и ведомств бывшего СССР. В результате сегодня в Ухте имеется восемь действующих

Митенев Владимир Васильевич — к.э.н., старший научный сотрудник Вологодского

НКЦ ЦЭМИ РАН.

Торлопов Иван Иванович — исполнительный директор некоммерческого партнерства «Машиностроение Коми».

крупных и средних машиностроительных и металлообрабатывающих заводов, в Сыктывкаре - четыре, в Воркуте - три, по одному заводу - в городах Усинск и Жэшарт.

Наибольшего расцвета машиностроение получило в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Численность работавших в отрасли достигала 12 тыс. чел. Удельный вес машиностроения в общем объеме производства республики составил в 1990 г. 8%.

Довольно сильный машиностроительный потенциал был создан для устойчивой работы лесозаготовительной отрасли Коми. Заводы лесного машиностроения, а это Сыктывкарский машиностроительный завод, Княжпогос-тский и Ухтинский заводы лесного машиностроения, Сыктывкарский опытный судомеханический завод, создавали и обеспечивали ремонт практически всего комплекса машин и механизмов лесозаготовки и сплава. В канун экономических реформ за год было произведено:

• 766 сучкорезных машин ЛП-30;

• 139 сучкорезно-раскряжовочных машин

Л0-120;

• 51 валочно-пакетирующая машина ЛП-17;

• 233 лесоштабелера ЛТ-163.

А кроме того, капитально ремонтировалось:

а) более тысячи тракторов ТТ-4 и ТДТ-55;

б) 1700 двигателей СМД, А01МЛ, ЯМЗ;

в) 6256 автомобилей МАЗ.

В 1990-е годы машиностроение республики существенно сдало свои позиций. Более чем в 4 раза сократилась численность работающих в отрасли, рабочие и специалисты заводов месяцами не получали зарплату, имеющиеся мощности простаивали. Отрасль была «лидером» среди других промышленных производств республики по масштабам сокращения выпуска продукции. Стоимость основных фондов постоянно уменьшалась. Начиная с 1991 г. капитальные вложения не покрывали выбытие и износ основных фондов. За последние десять лет в машиностроении не введено в эксплуатацию ни одного производственного объекта. В 1993 г. Сыктывкарский опытный судоремонтный завод передан Комижилком-хозу и перестал существовать как машино-

строительное предприятие. Прекратился выпуск сплоточных агрегатов, барж, автопоездов, ремонт катеров и другой техники сплавщиков.

Под воздействием экономических преобразований производство в машиностроительной отрасли все более ориентируется на платежеспособный спрос. Предприятия вынуждены переходить на выпуск простой и дешевой продукции. В результате объемы выпуска башенных кранов, деревообрабатывающих станков, сучкорезных машин и некоторых других видов продукции упали ниже предельно допустимого уровня, обеспечивающего замену изношенного и выбывающего оборудования у постоянных его потребителей в регионе.

Доля отрасли «машиностроение и металлообработка» в сравнении с 1990 г. уменьшилась в пять раз и составила в 2002 г. всего 1,6% в общем выпуске промышленной продукции в республике (рис. 1).

Машиностроение и металлообработка

—1 1,6

I 1.2 1.2 1,3

1 йЯШ

1 111

* Р

1

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Рис. 1. Динамика доли машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства в Республике Коми.

В настоящее время отрасль продолжает находиться в состоянии глубокого кризиса. Поскольку заводы машиностроения являются базой технического оснащения для большинства других отраслей и промышленных предприятий, напрашивается вывод о том, что развитие экономики Республики Коми будет осложняться отставанием металлообрабатывающих производств.

В целом в экономике республики за последние пять лет произошел ряд позитивных изменений. В 2001 г. произведено промышленной

Таблица I

Отраслевая структура производства промышленной продукции, в % к итогу

Отрасли промышленности 1990 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г

Промышленность, всего 100 100 100 100

Эле ктроэнергетика 5,1 8,9 10,0 12,9

Топливная В т. ч.: 35,3 60,9 61,6 55,5

- нефтедобывающая 9,7 41,9 39,6 39,5

- нефтеперерабатывающая 5,7 2,2 2,1 2,0

- газовая 3,1 3,7 4,8 2,3

- угольная 16,8 13,1 15,1 11,7

Машиностроение и металлообработка 8,0 1,2 1,3 1,6

Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 30,0 21,9 20,7 23,5

Промышленность строительных материалов 6,2 1,5 1,3 1,2

Легкая 6,4 1,4 1,3 1,4

Пищевая 6,4 3,3 2,9 2,6

Мукомольно-крупяная 1,5 0,3 0,1 0,0

продукции на сумму 68,5 млрд рублей. Но пока это в сопоставимых ценах всего лишь 66% к уровню 1990 г. Темпы роста производства продукции в отраслях ведущих промышленных комплексов были различны.

Отраслевая структура производства промышленной продукции (табл. I) дает представление о динамике и структурных сдвигах в промышленности.

Из приведенных данных хорошо виден опережающий рост сырьевых отраслей. Увеличивается удельный вес производства топлива за счет роста почти в три раза добычи нефти при резком снижении доли нефтеперерабатывающей и угольной отраслей. Характерным остается низкий уровень доли перерабатывающих производств в общих объемах промышленности, в том числе машиностроения и выпуска пищевых изделий.

Вместе с тем, в последние три года наметились некоторые положительные тенденции в машиностроении и металлообработке. После значительного спада производства, продолжавшегося до 1999 г., наблюдается его оживление. Предприятия осваивают новые виды продукции, расширяют перечень оказываемых услуг. Восстановили старые и наработали новые связи с потребителями продукции и поставщиками комплектующих изделий. Ряд машиностроительных заводов прошел стадии реформирования и реорганизации.

Большинством предприятий руководит новое поколение менеджеров. Постепенно наращивается выпуск традиционной профильной продукции. Заводы начали работать более ритмично. Прекратились остановки предприятий с выводом работников в вынужденные отпуска. Улучшилось положение с выплатой заработной платы. Стабилизировалась численность работников машиностроительной отрасли. Индекс выпуска продукции отрасли в 2001 г. сложился на 8,5 пункта выше, чем в предыдущем. Хотя при этом в самом машиностроении производство сократилось еще на 10%, в промышленности металлоконструкций и изделий

- на 14% при росте объемов ремонтных работ.

Собственно машиностроение занимает незначительный удельный вес в структуре отрасли машиностроения и металлообработки (табл. 2).

Таблица 2

Динамика отраслевой структуры машиностроения и металлообработки Республики Коми в 1992 - 2000 гг. (в%)

Показатели Годы

1992 1995 2000

Товарная продукция, всего 100 100 100

В т. ч.: - машиностроение 38,2 41,0 35,4

- производство металлоконструкций 8,7 7,2 8,3

- ремонт машин и оборудования 53,1 51,8 56,3

Среднегодовая стоимость ОПФ, всего 100 100 100

Вт. ч.: - машиностроение 45,4 41,2 41,2

- производство металлоконструкций 6,3 5,9 5,9

- ремонт машин и оборудования 48,3 52,9 52,9

В то же время экономическое положение заводов остается крайне сложным. Продолжается увеличение долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами. Основная причина в том, что платежи предприятий вместо погашения долга идут на погашение пени и штрафов. Ситуацию усугубляет и незагрузка производственных мощностей предприятий. Основные проблемы, стоящие перед заводами,

- это нехватка оборотных средств, отсутствие инвестиций в отрасль. Начисленные пени и штрафы составляют более половины всей задолженности перед бюджетом и фондами.

Дальнейшее сокращение объемов производства в отрасли неминуемо вызовет соответствующее высвобождение численности занятых, которым будет весьма затруднительно найти новое место работы. Новые места будут создаваться предпочтительно в добывающих отраслях промышленности республики, а в машиностроении и металлообработке, по имеющимся прогнозам, их создание в ближайшем будущем не планируется.

Сегодня предприятия машиностроения Коми имеют в основном обслуживающий характер. Потребности лесопромышленного комплекса в производстве и ремонте лесозаготовительной техники, технологическом оборудовании, механизмах для лесосплава удовлетворяют Сыктывкарский и Ухтинский заводы лесного машиностроения. На Воркутинс-

ком механическом и Интинском ремонтно-ме-ханическом заводах производится оборудование для угледобычи.

Особое место среди машиностроительных предприятий республики занимает сыктывкарский завод «Орбита». По первоначальному проекту он строился как станкостроительное предприятие, выпускающее специальное технологическое оборудование оборонного назначения на основе самых передовых технологий и разработок. В связи с конверсией предприятий ВПК было решено перепрофилировать его на производство гражданской продукции и товаров народного потребления. С 1994 г. завод перешел в собственность Республики Коми и стал рассматриваться в качестве головного предприятия, которое будет определять технический уровень машиностроения в этом субъекте РФ.

Специализация машиностроительных предприятий республики связана с особенностями ее природно-географического положения. Главной отличительной особенностью является ориентированность на оснащение техникой строительной, нефтедобывающей и химической отраслей, что подтверждается данными табл. 3 и показано на рис. 2.

В структуре производства основных видов продукции машиностроения и металлообработки также происходят постоянные изменения (табл. 4).

Таблица 3

Объем продукции и численность промышленного персонала по отраслям машиностроительного комплекса Республики Коми в 2001 году

Отрасли Объем промышленной продукции, млн руб. В% к 2000 г. Численность промперсонала, тыс. чел. В% к 2000 г.

Машиностроение и металлообработка 802,0 96,5 7,3 87

Машиностроение 304,7 89,6 2,4 90

В т. ч. - подъемно-транспортное 66,7 131,6 0,5 161

- химическое и нефтяное 127,7 115,7 0,5 105

- станкостроение 10,4 86,1 0,1 104

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- строительно-дорожное и коммунальное 40,7 49,2 0,5 78

- машиностроение для пищевой промышленности 1,7 2,2 0,0 -

- другое 57,4 83,4 0,8 70

Промышленность металлоконструкций и изделий 110,7 86,1 0,5 119

Ремонт машин и оборудования 386,5 104,4 4,2 80

Другие подотрасли

19%

Маимностроение для пищевой промышленности

1%

Строительно-дорожное и комму нальное 13%

Станкостроение 3%

Подъемно-транспортное

22%

Химическое и нефтяное 42%

Рис. 2. Структура отрасли машиностроения в Республике Коми по объему продукции в 2001 г.

Таблица 4

Производство основных видов продукции машиностроения и металлообработки

Виды продукции 1990 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Оборудование электросварочное, ед. 240 7 14 9

Станки деревообрабатывающие, ед. 53 4 1 -

Машины сучкорезные, ед. н/д 71 26 15

Краны на автоходу, ед. - 5 11 -

Оборудование и запчасти для лесозаготовок, лесобирж и лесосплава, млн руб. 37,2 47,9 19,1 10,7

Запчасти к тракторам, тыс. руб. 127 2885 1773 769

Литье чугунное, т 6793 236 385 564

Литье стальное, т 5930 219 348 254

Литье цветное, т 300 19 23 18

Поковки, т 4506 308 345 236

Штамповки, т 494 19 24 -

Металлоконструкции сварные, т 38185 3398 4251 3879

В связи со спадом производства во многих ведущих отраслях специализации народного хозяйства Республики Коми значительно сократился спрос на машины и оборудование производственного назначения. Снижение спроса вызвано еще и тем, что продукция машиностроительных заводов Коми имеет недостаточную эксплуатационную надежность, невысокое качество изготовления, а отсюда более низкую экономическую эффективность. Это объясняется как общими, так и специфическими недостатками функционирования отрасли машиностроения и металлообработки республики. К специфическим можно отнести производство технических устройств и оборудования, не приспособленных к природно-климатическим условиям региона.

Все машиностроительные предприятия республики являются предметно-специализи-рованными. Однако объемы их производства в абсолютных единицах не столь значитель-

ны, чтобы говорить о большой степени монополизации производства. Вместе с тем, вполне возможно выделение из их состава и перевод в категорию самостоятельных предприятий структурных единиц по производству изделий общемашиностроительного применения и технологически специализированных производств с сохранением сложившейся кооперации.

В 2002 г. объемы машиностроения и металлообработки резко снизились и составили 23% от уровня 1990 г. и не более 1% от объемов выпуска продукции промышленности республики в целом в данном году. По машиностроению объем производства продукции был равен 377,984 млн рублей, или 103% от уровня 2001 г. Количество убыточных предприятий на начало текущего года превысило половину их общего числа. В отрасли занято 2269 работающих, что меньше прошлого года на 539 человек. Средняя зарплата в прошлом

году составила 4979 рублей, рост к предыдущему году - 22,1 %. В целом отрасль сработала с убытками, которые выразились в сумме 5471 млн рублей. Дебиторская задолженность уменьшилась на 13,6%, кредиторская - выросла на 24,5%.

Причиной такого положения дел в машиностроении послужили многие объективные условия, в том числе:

• неустойчивая работа лесозаготовительной и угольной отраслей промышленности, на которые сориентирована большая часть предприятий;

• чрезвычайно медленная внутренняя реструктуризация предприятий в ОАО «Сыктывкарский машиностроительный завод», ОАО «КМЗ», ОАО «Прогресс» (на ОАО «СМЗ» менее чем за год сменилось 2 конкурсных управляющих, 4 команды управления);

• отсутствие оборотных средств для освоения серийного производства машин и оборудования, конкурентоспособных с импортной техникой, а также для конструкторских и проектных работ;

• низкий технический уровень производственных мощностей, износ основных фондов (более 50%);

• отток квалифицированных кадров с предприятий и конструкторских бюро (за последние 10 лет прекратили существование КБ «Комилеспром», ПКБ «Вычегдалесосплав», завод «Орбита», ОАО «СМЗ»);

• высокая процентная ставка по кредитам в банках России.

Стабилизация, отмеченная в 2001 г., и некоторый рост объемов производства, несмотря на спад в 2002 г., позволяют предположить, что в целом отрасль имеет перспективы дальнейшего развития. Наблюдается рост отдельных видов продукции практически для всех народнохозяйственных отраслей, но определяющими потребителями по-прежнему являются лесной комплекс и нефтегазовая промышленность.

Дальнейшего увеличения объемов производства в металлообработке предполагается достичь за счет средств самих предприятий, т.к. для внешних инвесторов отрасль остается малопривлекательной. Развитие машиностроительного комплекса республики, определяе-

мое отраслями-потребителями его продукции, направлено на удовлетворение их запросов и возможно только при дальнейшей активизации производственной деятельности этих отраслей, сотрудничестве металлообрабатывающих и минерально-сырьевых производств.

Наибольшие потери отрасль понесла в лесном машиностроении. Сейчас необходимо оснащать лесозаготовительную отрасль новой техникой. Импортная техника в 4-5 раз дороже, требует определенного режима эксплуатации. Эти факты дают хорошие шансы для развития в необходимых объемах производства отечественных машин, таких, как: бесчокер-ные трелевщики, сучкорезные машины, валоч-но-пакетирующие машины, лесопогрузчики, лесоштабелеры, машины по прокладке дорог (плитоукладчики), многая другая специализированная техника.

Для того чтобы грамотно построить политику в отрасли лесного машиностроения, необходимо создать программу «Разработка и выпуск машин для лесного комплекса». В целях формирования данной программы требуется привлечь, на конкурсной основе, имеющийся в Республике Коми научный потенциал. Финансирование программы должно производиться из республиканского бюджета.

Среди других мер положительное значение имели бы: освобождение предприятий от налогов при внедрении инвестиционных проектов до их полной окупаемости; предоставление гарантий правительства республики по кредитам под инвестиционные проекты заводов; рациональный протекционизм со стороны региональных органов власти и управления по отношению к машиностроительным предприя тиям в их конкурентной борьбе; всемерное использование лизинга для приобретения станков, оборудования для обновления производственной базы.

Перспективное развитие предприятий машиностроительно-металлообрабатывающей отрасли промышленности Республики Коми намечается в направлении создания новых высокотехнологичных производств, при сохранении традиционных и освоении новых видов продукции, организации сервисных центров по обслуживанию техники российских производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.