УДК 692.6
СОКОЛОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ, канд. техн. наук, доцент, [email protected]
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ЛЕСТНИЦА КАК ДЕКОРАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИНТЕРЬЕРА
В статье представлен анализ основных факторов, влияющих на проектирование и изготовление металлических лестниц, выявлены технические и психологические причины стилевых предпочтений, показаны возможности и условия превращения лестницы в арт-объект.
Ключевые слова: металлическая лестница, технология, стиль, производство.
SOKOLOV, ALEKSANDR PETROVICH, Cand. of tech. sc., assoc., prof., [email protected]
Tomsk State University of Architecture and Building,
2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia
METALLIC LADDER AS DEKORATIVE ELEMENT OF INTERIOR
The analysis of main factors influencing the design and manufacture of metallic ladders is given in the paper. The technical and psychological reasons of stylish preferences are revealed, and possibilities and conditions of transforming ladders into art-object are shown.
Keywords: metal ladder, technology, style, production.
Обзор литературы показал, что лестницы реже описываются в публицистической и специальной литературе по сравнению с другими объектами интерьера, например мебелью. Это можно объяснить несколькими причинами: 1) «эргономической заданностью» многих параметров лестницы, обусловленной эргономическими требованиями, сужающей рамки возможных вариантов реализации таких объектов, 2) технологическими ограничениями при проектировании и производстве, 3) «стилевой инвариантностью».
Первая причина - «технизированная заданность» - ведёт к выработке некоторых стереотипов в проектировании лестниц, причём с учётом складывающихся тенденций. Так, например, проявивший себя в интерьере и мебели стиль «необарокко» применительно к лестницам привёл к тому, что лестницы, как правило, были выведены из интерьера залов в лестничные проёмы или специальные лестничные помещения. При этом возможная эстетическая выразительность лестниц была потеряна или скрыта для восприятия. Набравший силу в 80-х годах прошлого века стиль «хай-тек» ввёл лестницу в интерьеры крупных помещений общественных и жилых зданий именно как полноценный элемент стиля. Однако и в этом случае она не стала самостоятельным объектом внимания специалистов, а лишь демонстрировала склонность заказчика
© А.П. Соколов, 2009
к кичу. В других же случаях лестница, как правило, по-прежнему выводится из интерьера значимых объектов.
Вторая причина - технологические ограничения - выражается в ограничении сроков на проектирование и строительство зданий, что в свою очередь тянет за собой сокращение сроков на проектирование и изготовление лестниц. В этих условиях «необарокко» проигрывает «хай-теку». Последний за счёт комплиментарности к компьютерным технологиям сокращает сроки проектирования, а за счёт приближенности к индустриальным методам производства сокращает сроки строительства. Однако стиль «хай-тек», по сравнению, например, со стилем «необарокко», имеет меньшую «выразительность». Термин «выразительность» взят в кавычки, так как здесь подразумевается не эффективность выражения какой-то идеи, заложенной в объекте дизайна, а в другом аспекте. С точки зрения исполнителя-дизайнера, в стиле «хай-тек» он в выражении своих эстетических предпочтений и возможностей ограничен идеологией этого стиля, выражающейся во внедрении высоких технологий. Будучи реализованным в интерьере в рафинированном виде, «хай-тек» создаёт ощущение присутствия в космическом корабле [4]. Пропагандируемые стилем «хай-тек» технологии высокопроизводительны, но нивелируют, обезличивают дизайнерские проекты. С точки же зрения заказчика, возможны два варианта. В первом варианте заказчик стремится получить объект «как у других», и в этом случае очень уместен стиль «хай-тек». Во втором варианте заказчик во что бы то ни стало стремится получить эксклюзивный объект, и в этом случае при реализации лестницы в стиле «хай-тек» он не получит статусной удовлетворённости. Последнее обстоятельство, по мнению В.Л. Глазычева [1], является настолько важным, что заказчик может предпочесть другие, более «помпезные» стили.
Вопрос предпочтения является психологическим вопросом, точнее, эстетико-психологическим. Так сложилось, что на развитие стиля «хай-тек» оказало влияние философское течение «модернизм», и он сам стал ветвью постмодернизма. Имея в своей основе принцип сборности и взаимозаменяемости любых элементов конструкции, стиль «хай-тек» отличается в основном прямоугольными формами. Его можно даже назвать «кубизмом», естественно в кавычках. С учётом сказанного можно выявить некоторые закономерности. Если заказчик хочет вписать лестницу в интерьер помещения, и при этом он хочет ограничить площадь, занимаемую лестницей, то предпочтительнее выбрать винтовую лестницу, которая является наиболее компактной. Однако винтовая лестница с ярко выраженной «криволинейной» графикой не вписывается в контекст «кубизма», и поэтому предпочтение не будет отдаваться стилю «хай-тек» [3].
Поскольку лестница является архитектурным элементом, то к ней можно отнести все теоретические наработки, сделанные в рамках различных стилей. Основное предназначение лестницы - связывать помещения, расположенные на разных этажах и уровнях. Отношение к лестнице как к объекту, чья основная функция заключается в сказанном ранее, привело к тому, что её стремятся выполнить в стилистике не столько интерьера помещения, сколько в стилистике здания в целом. Определяющими в этом случае чаще являются затраты на проектирование и изготовление лестницы, а не эстетические за-
просы заказчика, и предпочтение отдается в этом случае индустриальным методам производства. Однако в настоящее время лестница должна выполнять дополнительные функции и «работать» в системе дизайна в координатах «стиль» - «антистиль» [1], и в этом плане возможностей «хай-тека» недостаточно. Кроме того, заказчики всё чаще требуют осуществления камерности интерьера, его созвучности гармонии с человеком. Поэтому формируется движение, в русле которого архитекторы и дизайнеры возвращают в интерьеры образцы классицизма, барокко и модерна, те образцы, которые показали свою связь с антропометрией и культурным наследием [6]. Реализация идей, заложенных в классицизме, барокко или модерне, может быть осуществлена в современных изделиях либо на основе традиционных технологий [2, 5], либо на основе современных технологий, уменьшающих долю ручного труда. В частности, использование различных видов сварки облегчило изготовление металлических лестниц, решёток, мебели и увеличило их разнообразие.
Проблемы изготовления металлических лестниц в стиле классицизма, барокко или модерна с точки зрения технологичности совпадают. Если их не учитывать, то например, металлическая лестница может быть легко вписана в интерьер зала в любом из этих стилей. Вместе с тем имеются и особенности выполнения лестниц в каждом из этих стилей. В частности, в стиле классицизма, с присущим ему жёстким ритмом, за счёт повторяемости элементов упрощается и проектирование, и изготовление лестницы. Однако жёсткий стиль классицизма затрудняет вписывание лестницы в интерьер помещения, если в нём имеются элементы, не согласующиеся с ритмом лестницы, в частности, трудно сочетать лестницу и окно, если окно ранее было запозициони-ровано. Возможно, этим объясняется то, что лестница в указанном стиле помещается в отдельную лестничную нишу или лестничную клетку. Стилю барокко также присуща повторяемость, что позволяет разбить лестницу на одинаковые детали и упростить этим её изготовление. Со стилем модерн всё обстоит как раз наоборот. Основной идеей модерна было стремление ввести природу в интерьер помещения, придать всем предметам, окружающим человека, биоморфную, растительную форму. Природа же «избегает» жесткой повторяемости, поэтому ритм модерна мягкий, тягучий и даже пластичный. Это, с одной стороны, упрощает вписывание объекта - лестницы в таком стиле в любое помещение, в любой контекст, а с другой стороны, усложняет ее изготовление, т. к. в стиле модерн лестница, хоть и может быть разбита на детали, но они не повторяются.
Различные стили имеют и свои особенности проектирования. «Хай-тек» хорошо вписывается в систему компьютерного проектирования, которое с индустриальным производством находится в соотношении комплиментар-ности. Применение компьютерного проектирования в других стилях имеет сложности, и его часто дополняют макетированием. В любом проектировании узким местом или «контрольной точкой» является стыковка элементов лестницы. При компьютерном проектировании стыковки виртуальные, а при макетировании - виртуальные и реальные. Недостатком компьютерных моделей является то, что часто не видна нестыковка в объёме: в плоском изображении - хорошо, а в объёмном представлении - нестыковка. Механические ва-
рианты проектирования отражают реальные проблемы стыковки частей проекта. При макетировании эти нестыковки выявляются сразу, но этот метод требует больших затрат ручного труда, и результаты труда плохо тиражируются в отличие от результатов компьютерного проектирования. При макетировании проявляются персональные творческие особенности автора-проектировщика, заложенные культурой, а при компьютерном проектировании эти особенности замещаются идеологией программирования, часто ничего общего с культурой не имеющей. В проектировании всё большее распространение получает программа «ЗБ-тах», но «идеологически» эта система ориентирована на очень затратные по времени на данный момент технологии производств.
Имеющая в настоящий момент всё большее распространение идея полифункциональности подталкивает к тому, что лестницы превращаются в арт-объект, и в этом плане наиболее предпочтительным является стиль модерн, так как он, через заложенные в нём идеи, ставит во главу угла семантику живой природы, и в этом воспитательное значение модерна. Замечено, что природные ритмы не вызывают раздражения. Так, например, в интерьере можно в любой композиции расположить горшки с цветами, не все из них будут выразительными, но ни одна из них не вызовет раздражения. Создание выразительных композиций интерьерных пространств - задача архитектора-дизайнера, поэтому модерн - это путь объединения художника и мастера. Модерн - стиль кривых линий, стиль чёткой графики. Неповторимость модерна позволяет достичь большого разнообразия образов интерьера без больших перестановок элементов композиции. Известно выражение Ф.Л. Райта: «Доктора могут похоронить свои ошибки вместе с пациентом, архитектору остаётся засадить своё здание плющом». Спорное утверждение. Скорее, закрываются плющом компромиссы заказчика и исполнителя. Проект будет реализован тем точнее, чем ближе психологический настрой проектировщика к настрою заказчика, особенно, если заказчик имеет выраженное чувство стиля или он имеет образец для подражания.
Приближённо в проектировании можно выделить два основных подхода. Первый: художник при написании картины или при выполнении другого арт-объекта отталкивается от эскиза, причём в этом случае эскиз может быть весьма схематичным. Второй: эскиз технического проекта начинается с проектирования функциональных блоков и связи между ними, что отражается в техническом задании. Дизайнерский проект находится между этими двумя подходами, т. е. дизайнер выполняет функции управляющего в проекте. Разделение проекта на составляющие элементы упрощает технологию и вводит систему управления. Так в дизайне происходит отчуждение художника от его детища. Такова цена за увеличение производительности труда. Вопрос о выходе художника из этой проигрышной ситуации должен быть заменён на вопрос о возможности расширения социальной ниши, занимаемой художником, а это достигается расширением теоретической подготовки и повышением уровня мастерства при работе с различными материалами. Кстати, то и другое находится в соотношении взаимного обогащения, и можно привести примеры, подтверждающие это положение. В данном случае речь пойдёт о возможности
использования металла при проектировании лестницы в стиле модерн. В своё время именно этот конструкционный материал стал основой появления стиля модерн. Именно он вернул в интерьер природу, человечность и индивидуальную неповторимость различных интерьерных пространств. Именно поэтому он пользовался огромной популярностью у заказчиков. Именно поэтому он не сдаёт своих позиций и в настоящее время.
На рис. 1 приведена схема конструкции металлической лестницы, а на рис. 2 - развёртка нижней секции ограждения. Лестница разработана для конкретного интерьера.
Для удобства изготовления и монтажа ограждение было разбито на три секции разной длины. Средняя секция может выниматься для обеспечения доступа к окну. При проектировании ограждения были использованы все достоинства стиля модерн. Это позволило выполнить среднюю секцию ограждения, учитывая не только функциональные требования, но и не создавая при этом эстетической «напряжённости» стыковки элементов лестницы.
Изготовление ограждения лестницы было выполнено по следующей технологии. После присоединения ступеней к столбу на каждой ступени были установлены съёмные вертикальные стойки, к которым был прикреплён лист ДВП. На этом листе методом масштабирования была нанесена развёртка всех секций ограждения. Методом пластической деформации были изготовлены участки тетивы и перил. Участки тетивы присоединялись с помощью болтов к ступеням, а участки перил фиксировались на стойках. После этого к участкам тетивы и перил с помощью сварки «прихватывались» детали решётки, изготовленные методом пластической деформации. В результате этих операций были получены три секции ограждения, и после отсоединения их от ступеней дальнейшая обработка секций ограждения осуществлялась вне помещения. На рис. 3 и 4 представлены фотографии собранной лестницы.
Рис. 1. Конструкция лестницы:
1 - столб; 2 - ступень; 3 - ограждение
Рис. 2. Развёртка нижней секции ограждения: 1 - перила; 2 - решётка; 3 - тетива
Верхние ступени лестницы (рис. 4) имеют сильно изогнутую, даже причудливую форму, однако это не прихоть, а возможно единственный способ выполнения требований, поставленных в задании на проект лестницы.
Получившаяся форма ступеней гармонично воспринимается в интерьере и соответствует стилю модерн. Кривизна линий, диктуемая стилем, позволяет органично вписать лестницу в имеющийся проём. Кроме того, использование для столба стальной трубы как основного конструктивного элемента упрощает технологию изготовления лестницы. Такое решение дало возможность запроектировать и реализовать следующую лестницу (рис. 5, 6).
Рис. 5. Лестница. Вид на ограждение Рис. 6. Лестница. Вид на ограждение сбоку
спереди
Сравнивая виды лестницы спереди и сбоку, можно заметить, что на виде сбоку получился очень эстетичный графический рисунок, совершенно не предсказуемый видом спереди. Само движение по этой лестнице предполагает постоянно меняющийся видеоряд восприятия частей конструкции.
Уникальные и подчас сложные условия проектирования интерьерных пространств порождают уникальные идеи и конструкторские решения. А они, в свою очередь, позволяют получить уникальные проекты. Ценность художественного изделия определяется его неповторимостью, индивидуальностью. Можно, как это существует в современной практике, элемент интерьера, например лестницу, включить в архитектурный проект здания, но в отдельных случаях можно обойтись без этого. Есть ситуации, когда проще сначала выполнить архитектурный проект, контурно «застолбив» место для элемента интерьера, а затем вписать, точнее, вживить этот элемент в имеющийся каркас. В этом случае можно говорить о более органичном решении интерьера. Кстати, проектирование при таком подходе упрощается.
Используемый в практике метод технического проектирования силён повторяемостью за счёт своей проверенности, надёжности. Опыт проектирования обобщается, что-то просто включается в арсенал проектировщиков как оптимальный вариант, а что-то включается в свод строительных норм и правил. Эти нормы и правила, возвращающиеся к проектировщику, содержат некоторые допуски. Экономя пространство, проектировщик стремится пройти по нижним уровням допусков, и этот процесс по виртуозности граничит с искусством.
Обобщение опыта проектирования может идти по пути классификации с целью сокращения затрат на проектирование. Классификация в технической области - это определённость, детерминированность, и основным критерием здесь является минимум затрат. Основой классификации в художественной области в рамках стиля является выразительность. Минимум затрат включается в критерий оценки выбранного решения опосредованно через выразительность в рамках стиля.
Находки у художников могут быть итогом долгих поисков, а могут появиться случайно. В обоих случаях им присуща выразительность, образность и «читаемость». Образность, возможно, проявляется и воспринимается на подсознательном уровне и закладывается культурой или даже генетически. «Читаемость» проявляет себя при частой повторяемости. Этот эффект сродни эффекту моды с её ретроспективностью и попытками «вернуть хорошо забытое старое» или «решить» проблемы настоящего за счёт наследия прошлого.
Произведения искусства ценны единичностью при выразительности и читаемости, а при целевой ориентированности на перспективу они должны быть меньше связаны с модой.
В нашем случае многогранность восприятия кривых «растительных» линий в винтовой лестнице усиливается функциональностью, компактностью и эстетикой, а главное - неповторимостью и индивидуальностью. Только в этой ситуации можно говорить, что цельность восприятия арт-объекта в эстетическом смысле не существует без определения цели и её достижения.
Библиографический список
1. Глазычев, В.Л. О дизайне: очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.Л. Глазы-чев. - М. : Искусство, 1970. - І92 с.
2. Глизманенко, Д.Л. Сварка и резка металлов / Д.Л. Глизманенко. - М. : Высшая школа, 1974. - 479 с.
3. Иконников, А.В. Стайлинг, «хай-тек» и семантика предметной формы / А.В. Иконников // Техническая эстетика. - 1982. - № 7. - С. 5-9.
4. Кухта, М.С. Основы дизайна / М.С. Кухта, Л.Т. Жукова, М.Г. Гольдшмидт. - Томск : Изд-во Том. политехн. ун-та, 2009. - 288 с.
5. Современная художественная ковка / В.С. Ледзинский, А.А. Теличко, А.Г. Навроцкий [и др.]. - М. : Металлургия, 1994. - 480 с.
6. Токарев, Е.А. Традиции классики в контексте архитектуры крупных городов / Е.А. Токарев // Вестник ТГАСУ. - 2009. - № 2. - С. 51-57.