Научная статья на тему 'Металитературный миф А. М. Ремизова о Гоголе и гоголиана начала ХХ века'

Металитературный миф А. М. Ремизова о Гоголе и гоголиана начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
436
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОСЕМАНТИКА / МИФОПОЭТИКА / РЕМИНИСЦЕНТНЫЙ ФОН / ПАРОНИМИЧЕСКАЯ АТТРАКЦИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / PHONOSEMANTICS / MYTHOPOETICS / REMINISCENCE BACKGROUND / PARONIMIC ATTRACTION / PHENOMENOLOGICAL REFLEXION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Блищ Н. Л.

В статье реконструируется новая контекстуальная призма видения образа Гоголя, рожденная творческой интуицией Ремизов, на фоне общеэмигрантского литературного представления о классике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meta-literary A.Remizov’s myth about Gogol and the beginning of the XX century gogoliana. The article deals with the new interpretation of Gogol personality proposed by A.Remizov as opposed to general view of the writer elaborated by Russin emigration literature.

Текст научной работы на тему «Металитературный миф А. М. Ремизова о Гоголе и гоголиана начала ХХ века»

Русская литература ХХ-ХХ! веков: направления и течения

СПУСТЯ СТО ЛЕТ:

ДИАЛОГ С ТРАДИЦИЕЙ

Н.Л. БЛИЩ

(Белорусский государственный университет, г. Минск, Беларусь)

УДК 821.161.1.09(Ремизов) ББК Ш5(2Рос=Рус)6-4

МЕТАЛИТЕРАТУРНЫЙ МИФ А.М. РЕМИЗОВА О ГОГОЛЕ И ГОГОЛИАНА НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Аннотация: В статье реконструируется новая контекстуальная призма видения образа Гоголя, рожденная творческой интуицией Ремизов, на фоне общеэмигрантского литературного представления о классике.

Ключевые слова: звукосемантика, мифопоэтика, реминисцентный фон, паронимическая аттракция, феноменологическая рефлексия.

Н.В. Гоголь обладал особым художественно-эстетическим статусом для А.М. Ремизова и провоцировал на авторскую эксклюзивную интерпретацию тайны судьбы и творчества. Разыгрывая гоголевские сюжеты в современных декорациях и лицах, Ремизов, вопреки представлению о разработанности в литературоведении гоголевской темы, испытывал постоянный исследовательский интерес. «Гоголь — современнейший писатель — Гоголь! К нему обращена душа новой возникшей русской литературы по слову и по глазу»1, - напишет Ремизов в начале своей эмигрантской жизни, подспудно апеллируя к римскому периоду в судьбе Гоголя.

Цикл о Гоголе, работа над которым стала многолетним творческим подвижничеством, вошел в состав книги «Огонь вещей. Сны и предсо-нье». По легенде, Ремизов стремился закончить книгу к столетней годовщине гоголевской кончины2. Помимо гоголевского цикла сюда были

1 Ремизов А.М. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. Петербургский буерак. - М.: Русская книга, 2002. С. 332.

2 В письме к своей многолетней корреспондентке, ученице и меценатке Н. Кодрянской Ремизов сообщает: «И начал круговое построение “Мертвых душ”: круг Ноздрева. Надо закончить к февралю 1952 г. (сто лет со смерти Гоголя)» [2, с. 185-186]. Уже совсем плохо видящий, тяжело больной Ремизов упорно работал над главами «Мертвых душ», реконструируя их графически и словесно на свой лад: «Успею ли

Русская литература ХХ-ХХІ веков: направления и течения

включены главы, посвященные Достоевскому, Пушкину, Тургеневу и Лермонтову, опубликованные ранее в эмигрантских журналах3. Эссе о Гоголе также печатались в эмигрантской периодике, а отдельные фрагменты были включены в книги «Учитель музыки» и «Иверень» (Ремизов активно работал над ними в последние годы жизни).

Воспринятые Ремизовым однажды гоголевские темы не исчезали, а многократно преломлялись, видоизменялись и снова повторялись, поэтому проследить стилевые метаморфозы Ремизова возможно только в синхроническом диапазоне, рассматривая все написанное писателем о Г оголе как единый текст. Г. Адамович не без основания заметил, что «К Гоголю у Ремизова отношение особое, и не только к языку его. Ни о ком другом не говорит он с таким восхищением и даже трепетом: «гений», «магия», «оркестр» — эти слова у него сбережены для Гоголя, без единой отрицательной оговорки. Нет сомнения, что величайшее явление нашей литературы для Ремизова — именно Гоголь»4.

Ремизовский миф о Г оголе - один из главных в литературоведческих рассуждениях писателя. Он звучит диссонансом утвердившемуся прежде взгляду на писателя: мифотворец Ремизов испытывал ревностное отношение ко всем, кто что-либо писал о Г оголе. Его суждения о Г оголе - это конспиративная форма авторефлексии: постигая «тайну Гоголя», Ремизов обнажает альковы собственных мотиваций, соответственно, его комментарии к Гоголю являются по сути «подпольными» автокомментариями. Он считал себя законным наследником Гоголя, указывал на глубинное, невербальное общение с классиком, находя в его судьбе и творчестве свои отражения и отождествляясь с его героями. В эссе-некрологе о В. Розанове «Выхожу один я на дорогу...» Ремизов обращается к философу с упреком: «Розанов, отвернувшийся от Гоголя, проглядевший и подземную тайну «Вия», и райскую тайну «Старосветских помещиков», и тайну слова Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, и тайну наваждения «Вечеров», «Ревизора»,

«Мертвых душ», а возненавидевший за то, что Гоголь не женился — «в

кончить к 22 февралю с/с - иду медленно упорно, рисую с подписями», - пишет он в ноябре 1951 года. И все-таки Ремизов успевает к концу февраля 1952 года: «Сегодня широкая Масленица. Закончил Гоголя» [Кодрянская Н. Ремизов в своих письмах. Париж, 1977. С. 239-241].

3 История создания книги «Огонь вещей» подробно исследована Е. Обатниной. См.: Метафизический смысл русской классики («Огонь вещей» А.М. Ремизова как опыт художественной герменевтики) // Ремизов А.М. Огонь вещей. Сны и предсонье / Сост., подгот. текста, вступит. Статья и коммент. Е.Р. Обатниной. - СПб., Изд.-во Ивана Лимбаха, 2005. 368 с.

4Адамович Г. Одиночество и Свобода: литературно-критические статьи. - СПб.: Ьо§ов, 1993. С. 101.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

утробе матери скопцом зарожден!» — ничего не нашел другого, как отплеваться ... »5. Эта реакция связана с рядом публицистических идей, высказанных философом в юбилейных статьях («Загадки Гоголя» (1909) «Гений формы» (1909). «Магическая страница у Гоголя» (1909)). Стремясь к реинтерпретации Гоголя, Ремизов наводит идейноинтонационные мосты с Розановым. В цикле эссе о Гоголе Ремизов будто отвечает философу, «проглядевшему» гоголевские тайны и не открывшему суггестивные возможности гоголевского слова. В резюмированном виде ремизовские «ответы» выглядят следующим образом: «подземная тайна «Вия» скрыта в «глубинной глуби» украинской песни; «райская тайна» «Старосветских помещиков» заключена в том, что в повести «дано в математически-чистом виде блаженное райское состояние человека, освобожденного от мысли и желаний»6; а «тайна слова» Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича открывается в том, что обидное слово, ставшее причиной ссоры, - травестированная эмблема самого автора.

В ремизовском символистском мифе Гоголь предстает родившимся «отмеченным», «с сердцем угольно-черным, черствым, пус-тынным»7, он ищет света любви человека к человеку, а «когда свет этой любви погаснет в его сердце», — пишет Ремизов, — «он принесет себя в жертву, заморит голодом, и я верю, вернет этот свет»8. По мысли Ремизова «подвиг самосожжения ничтожен перед голодной смертью»9. Рассуждения Ремизова о жизнетворческом суициде Гоголя конгениальны идеям К.В. Мочульского, который был автором одной из самых известных эмигрантских книг о Гоголе «Духовный путь Гоголя». В этом исследовании Гоголь предстает как человек, родившийся «с чувством космического ужаса и видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, воспринимавший мир (под знаком смерти), боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, — этот же человек сгорал страшной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу»10. Безусловно, оба - и ученый и писатель -находились под влиянием общеэмигрантского дискурса «мифа» о стремлении Гоголя к внутреннему совершенству, о роковой предопределенности его смерти.

5 РемизовА.М. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. Петербургский буерак. С. 316.

6 Ремизов А.М. Огонь вещей. Сны и предсонье / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Е.Р. Обатниной. - СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. С. 92.

7 Там же. С. 109.

8 Там же. С. 95.

9 Там же. С. 110.

10Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя. - Paris: YMCA-Press, 1976. С. 48.

Русская литература ХХ-ХХІ веков: направления и течения

Используя матрицу страдающего художника, Ремизов раскрашивает свой миф сюжетами о «бесноватом» и «лунном» Г оголе-сновидце, дополняя и развивая мысли А. Бема о роли вытесненных желаний и сновидений в творческом процессе11 и Н. Осипова12 о том, что многие яркие картины в произведениях Гоголя связаны с проявлением тяжелых форм душевной болезни13. Уподобление творчества безумию, а безумия творчеству - устойчивая метафора в модернизме, а для Реми-зова-символиста - важнейший смысловой комплекс. Называя Гоголя и Блока «лунными братьями», Ремизов подчеркивал, тем самым, что в обоих живет поэтический огонь, питаемый мистическими, иррациональными силами, а также намекал на похожесть судеб - сумасшествие и мученическую смерть почти в одном и том же возрасте.

С самого начала Ремизов идет на нарочито открытые биографические сближения с Гоголем и использует различные формы металитера-турной мимикрии. В его творчестве не мог сформироватся укорененный в акмеистской эстетике величественный петербургский текст. Образ имперского города не связан также и с высоким пушкинско-блоковским контекстом. У Ремизова возник именно гоголевский демонически окрашенный Петербург. Сборник «Бедовая доля» (1909) опутан паутиной снов гоголевских героев, повести о бедных чиновниках Стратилатове («Неуемный бубен», 1909), Маракулине («Крестовые сестры», 1911), Боброве («Пятая язва» 1912) полны гоголевских реминисценций. История литературной судьбы писателя воспроизводит хрестоматийные мотивы страданий и унижений бедностью маленького человека и тему фантастического бесовского города. Своеобразным ответом Ремизова на петербургское «гостеприимство» явилась изданная уже посмертно книга «Петербургский буерак», своей тайной символикой обращенная к экстралитературным явлениям. В этой книге в образах «бесов» выведены представители литературно-

художественной и театральной богемы Петербурга, а сам автор в этих бесовских кругах «без грима и маски разыгрывал сумасшедшего»14. Однако если в гоголевских текстах в качестве демонически окрашенных персонажей выступали «жиды», «бабы», «москали», чиновники,

11 Бем А. Достоевский. Психоаналитические этюды. - Прага, 1938.

12 Осипов Н. Странное у Гоголя и Достоевского. - Прага, 1927.

13 Психиатр В. Чиж создал патографию Гоголя и установил, что тот страдал черной меланхолией. Все подробности описания свидетельствуют о том, что Гоголь страдал от нервной анорексии. См.: Чиж В.Д. Болезнь Гоголя (1904) // Болезнь Гоголя. Записки психиатра. - М., 2001; Чиж В.Ф. Плюшкин как тип старческого слабоумия // Врачебная газета. 1902. № 10. С. 217-220.

14 РемизовА.М. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. Петербургский буерак. С. 251.

Русская литература ХХ-ХХІ веков: направления и течения

то ремизовская демонология связана с жизнетворческой мистификацией, обусловленной семиотикой оценок театрально-художественного Петербурга.

«Хвостики» - так, ссылаясь на определение самого Г оголя, называет Ремизов восемь новелл из «Вечеров...». Как известно, Гоголь был предельно внимателен к мельчайшим деталям нарративной выразительности и активно использовал мотив хвоста в художественных текстах15 для указания на бесовский или тайный эротический подтекст. Ремизов с каламбурной тонкостью реализовывал оба значения гоголевских подтекстов: «Когда я рисую картинки, я всегда должен где-нибудь сбоку нарисовать два хвоста, похожих на плетки, один покороче, другой подлиннее и с неизменной надписью: “et personne n’y comprend rein”, “никто ничего не понимает и никому невдомек”»16. Многие рисунки из альбомов Ремизова, посвященных Гоголю, свидетельствуют о том, что семиотика хвоста связана со скрытым эстетически сублимированным эротическим планом. Однако если у Г оголя этот план был исключительно метафизическим, то у Ремизова - вполне физическим. Например, на рисунке за подписью «Смазливая нянька. Жеребец» из альбома «Ноздрев»17 в привычном ракурсе мы видим обнаженную ведьму, скачущую не то на метле, не то на лошади, однако при изменении расстояния возникают очертания гипертрофированных мужских гениталий. В литературной игре в «ОБЕЗВЕЛВОЛПАЛ» традиция рисования символических знаков-хвостов на обезьяньих грамотах, на наш взгляд, коннотативно связана с тайной гоголевской символикой.

В металитературном мифе Ремизова Гоголь - мастер перевоплощений: он то «рожоный» (колдун), то «вывороченный черт», изгнанный из пекла и «сжигаемый мечтой воплотиться»18. Образ демонического Г оголя составлен из мозаичных деталей, принадлежащим его же

15 Гоголь охотно «цеплял» хвосты своим образам. В «Ночи перед Рождеством» черт, укравший месяц, носил «хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды». В «Сорочинской ярмарке» появится чертова баба, которая «сидела на высоте воза, в нарядной шерстяной зеленой кофте, по которой, будто по горностаевому меху, нашиты были хвостики, красного только цвета». В дальнейшем мотив хвоста становится гоголевской визитной карточкой. В «Повести о том, как поссорились....» он сообщает, что «Иван Никифорович родился с хвостом назади», однако позже опровергает себя, объясняя, что, как «известно, что у одних только ведьм, и то у весьма немногих, есть назади хвост, которые, впрочем, принадлежат более к женскому полу, нежели к мужескому».

16 Мережковский Д. Гоголь и черт. - СПб., 1906. С. 7.

17 Ремизов А.М. Огонь вещей. Сны и предсонье. С. XXVI.

18 Там же. С. 91.

Русская литература ХХ-ХХІ веков: направления и течения

собственным персонажам, - например, Басаврюку и Чичикову: «Я узнаю его по отблеску «красной свитки»: на нем брусничный с искрой фрак, на шее радужная вязаная косынка <... > серебряная с финифтью табакерка, на руках перчатки, — чувствительные щупы, <...> На ногах сафьяновые сапоги — Торжок: резная вкладка всяких цветов»19. Интересно, что в беловой рукописи, представляющей раннюю редакцию эссе «Сердечная пустыня», Ремизов изображает Гоголя безвкусным провинциальным щеголем: «А наряжен пестро — бланжевые нанковые штаны и голубой небесного цвета короткий жилет, или коричневый фрак на красной подкладке, фалды держит отвороченными» (Архив А. Ремизова и С. Ремизовой-Довгелло. Амхерст - Центр Русской культуры)20. По свидетельствам биографов и современников Гоголя, писатель любил коллекционировать яркие шейные платки и сапоги. Черты щегольства, яркие цвета модного гардероба и драгоценные аксессуары указывают на традиционные признаки литературного черта.

Развивая миф о Гоголе - «вывороченном черте», Ремизов, безусловно, помнил об исследовании Д.С. Мережковского «Гоголь и черт» (1906). По мысли философа, Гоголь - это «угрюмый монах, пророчествующий о «бестелесных видениях», о «загробных страшилищах», а бесовское в писателе - это «столь особенное, столь чуждое нашему христианскому «ложу нескверному», иногда для нас прямо жуткое, «демоническое» сладострастие Гоголя»21. Изображая Гоголя искушаемым бесами сладострастия и склонным к автоэротизму монахом, Мережковский, возможно, размышлял и о собственном идейно обусловленном монашестве. Напомню, что образ Мережковского в воспоминаниях Ремизова маркирован атрибутикой футлярного чеховского героя: «На похоронах Мережковского, стоя за гробом, я понял, что в жизни он был ходячим гробом»22.

Свою легенду о Гоголе-«вывороченном черте» Ремизов, в отличие от Мережковкого, строит не на антиномии греховности - покаяния, а на психолингвистических особенностях стиля классика. Контекстуальными синонимами, или «шифтерами» слова «черт» у Гоголя являются слова шут, актер, лгун, мошенник, семантически взаимодействующие с мотивами игры. Интересно, что слово «игрец» в русских говорах означает «актер, лицедей, шут, потешник» и одновременно

19 Ремизов А.М. Огонь вещей. Сны и предсонье. С. 133.

20 Там же. С. LXVI.

21 Мережковский Д. Гоголь и черт. - СПб, 1906. С. 19.

22 Ремизов А.М. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. Петербургский буерак. С. 242.

Русская литература ХХ-ХХІ веков: направления и течения

«нечистый или злой дух» или «домовой»23. Одержимость игрой, нарочитая театральность, страсть к лицедейству и мистификациям - все это суть демонстративные компоненты биографического текста Гоголя, однако в еще большей степени они были присущи самому Ремизову, который оправдывал свои «безобразия» унаследованной от Гоголя «веселостью духа».

Все ремизовские авторефлексии о природе творчества вызывают стойкую ассоциацию с Гоголем. Обусловленной литературными генами считает Ремизов свою склонность к психологическим перепадам настроения: неукротимая «веселость духа» легко сменялась приступами «необъяснимой тоски», или теми гоголевскими состояниями, когда «скучно до петли». «Необъяснимая тоска, о которой говорит Гоголь и есть то состояние, всегда разрешающееся творчеством»24 - так видит Ремизов источник творческого вдохновения. Писатель признавался: «...природные «безобразия», независящие от человеческой воли и никогда не намеренные, не раз выводили меня своим юмором из пропастей и отчаяния. Отсюда моя любовь к Гоголю и вообще к неожиданным происшествиям, где непременно и смех и слезы, отсюда и мое не «по себе» с людьми безулыбыми, расчетливыми и вообще сурьезны-

25

ми» .

Ремизов выводит следующую формулу гоголевского жизнетвор-чества: «Гоголь выдумал себе всю свою жизнь и ни одно его признание нельзя принимать за чистую монету»26. В эссе «Миф» он «развинчивает» гоголевский механизм создания легенды о Пушкине как о явлении «чрезвычайном и исключительном». Гоголь, по версии Ремизова, возводил в культ идею исключительной роли Пушкина в его судьбе, «произнося имя Пушкина с гордостью, любовью и восхищением»27 потому, что сам факт знакомства с поэтом повышал гоголевскую литературную репутацию. «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собой!»28, - этим заявлением Гоголь умышленно подкреплял свою легенду. Историю о том, как Гоголь читал Пушкину начало «Мертвых душ» и как лицо поэта, по гоголевскому определению, «охотника до смеха», будто бы становилось все сумрач-

23 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 2003. Т. 1. С. 8.

24 РемизовА.М. Огонь вещей. Сны и предсонье. С. 107.

25 РемизовА.М. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. Подстриженными глазами. Иверень. - М.: Русская книга, 2000. - 704 с. - С. 94.

26 Там же. С. 362.

27 РемизовА.М. Огонь вещей. Сны и предсонье. С. 105.

28 Там же. С. 106.

Русская литература ХХ-ХХІ веков: направления и течения

нее, Ремизов считает литературной мистификацией, сочиненной самим Гоголем. «Боже, как грустна наша Россия!» воскликнул Пушкин голосом тоски», - напишет Ремизов, считая, что «пушкинское восклицание вспоминается Гоголем не из жизни, а из своего сна о Пушкине»29. Ремизов ставит под сомнение и апеллирование Г оголя к Пушкину как к близкому другу, вспоминая, что и биографы свидетельствуют «о сдержанном и даже подозрительном отношении Пушкина к Г оголю»30.

Стержневым мифотворческим сюжетом Ремизова стала легенда о «птичьей» этимологии своей фамилии. Кажется несколько странным, что Ремизов - любитель розыгрышей и мистификаций - настойчиво избегал интерпретационных параллелей своей фамилии с карточным приемом («ремизить» - вводить в заблуждение, «вводить в ремиз» -подсиживать), а настаивал именно на «птичьей» версии, не взирая на буквенные различия. Свою биографическую легенду Ремизов начинает колядкой о «Ремизе-птице», которая сюжетно восходит к словарной статье Даля: «Ремез» — «пташка Parus pendulinus, из рода синичек, которая вьет гнездо кошелем; за искусство ее зовут первой пташкой у Бога»31. Присутствует в словаре Даля и толкование другого названия птицы: Гоголь - «близкий крохалю красивый нырок или утка Fuligula,

32

круглоклювая» .

В поэме «Мертвые души» Гоголь не случайно «проговорился», чем обозначил невротическую реакцию на свою «птичью» фамилию:

«Выражается сильно российский народ и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург и на край света. И как уж потом не хитри и не облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, чисто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица»33.

Как известно, у писателя была двойная фамилия Гоголь-Яновский, однако в качестве литературного имени он предпочел первую часть. Возможно, что артистической натуре писателя больше импонировало переносное значение фамилии: «гоголь — щеголь, франт, волокита» и известная паремия: «Он гоголем ходит — хватом, франтом, самодовольно, подняв голову»34. Психоаналитик начала ХХ века

29 РемизовА.М. Огонь вещей. Сны и предсонье. С. 105.

30 Там же. С. 106.

31 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. С. 91.

32 Там же. Т. 1. С. 364.

33 Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 5 т. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1951. С. 100.

34 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. С. 364.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

О. Ермаков, с работами которого, судя по многочисленным незакавы-ченным цитациям, Ремизов был знаком35, проводит интересную параллель: «Гоголь — показывающий себя гусь-самец, а Чичек — показывающий себя щеголь»36. Отталкиваясь от рифмы гоголь-щеголь, Ремизов делает довольно смелый вывод об обусловленной фамилией нарцисси-ческой сосредоточенности Гоголя. В книге «Учитель музыки» реми-зовский герой, оказавшийся под впечатлением орфическо-романтической концепции символистов, приводит поэтическую богу-мильскую легенду о сотворении тверди земной из горстки песчинок, «которую гордый лунный Гоголь поднял со дна Моря для солнечного Демиурга»37, чем частично опровергает предыдущее мнение.

Эмоционально-смысловые доминанты в биографическом тексте Ремизова воспроизводят мотивы орнитологического родства с Гоголем. Птичьи фамилии, метафоры, образы в произведениях Гоголя Ремизов воспринимает как знаки авторского присутствия. Это и «птицы-тройки» в «Мертвых душах», и дрозд в клетке у Собакевича, и заклятое слово «гусак» в повести о том, как поссорились закадычные друзья. В портретах Гоголя Ремизов видел исключительно «птичьи» черты: длинный нос, худощавость и малорослость, броские цвета одежды, -считая, что все это связано с сознательной орнитологической мимикрией писателя. Сам Ремизов - создатель богатейшей в русской литературе художественно-орнитологической «коллекции». Это и образ индейского петушка в рассказе «Петушок», и кричащие петухом обезьяны, и легенды о древнеславянских птицах Сирине и Алконосте, и отряд авторских двойников в «Учителе музыки» - журналист Курятников, баснописец Куковников, поэт Полетаев, экономист Птицын, начитавшийся Бердяева Петушков. Ремизов сознательно культивировал собственное птицеподобие, часто используя образ птицы в автошаржах38.

35 О тотальной близости идей Ремизова положениям работы Ермакова И.Д. «Очерки по психоанализу творчества Н.В. Гоголя» (1915), свидетельствует стилевая манера фрагмента из беловой рукописи эссе Ремизова «Страшная месть»: «Гоголь сопливый мальчишка, текло из ушей, ему давали тычка просто за гнусный вид - за этот висячий нос. Но потом он стал коноводом - за ним ходили, подчиняясь во всем, а случилось это после того, как он стал направо и налево раздавать не подзатыльники, а вклеивать обиднее подзатыльников смешные прозвища». [Цит. по: Ремизов А.М. Огонь вещей. Сны и предсонье. С. LXXII].

36 Ермаков И.Д. Очерки по психоанализу творчества Н.В. Гоголя (1915). - М.; Пг.: Госиздат, 1924. С. 178.

37 Ремизов А. Учитель музыки / Подг. к печ., вступ. ст. и примеч. Антонеллы д’Амелия. - Paris: La presse libre, 1983. С. 194.

38 Письмо Присмановой А.С. // НОР РГБ. Ф.218, к.315, ед. х. 3.; Письма М.О. Гершензону // НОР РГБ. Ф. 746, к. 40, ед. хр. 50.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

Вспомним, что у обоих художников мир всегда определяется слухом и голосом. Г оголь запечатлен в мемуарах как пересмешник, легко имитирующий интонации, что не ускользнуло от внимания Ремизова: «Обладая необычайной магической силой слова, Гоголь знал и волшебство голоса — звучание слова»39. Сам Ремизов «подбирал слова по слуху», отсюда и параллельные гоголевским собственные ощущения «благодати видения слова», что позволяло раскрывать потенциальные возможности языкотворчества. С точки зрения Ремизова, художественная проза отличается от всякой другой именно ритмом: «по ритму автора можно узнать точнее, чем по образной системе»40. В метали-тературных эссе «Огонь вещей» Ремизов подчеркивает, что хотя Гоголь - и «чужого неба» и «чужого лада», однако именно он «так нерушимо зачаровал» его «словом и ритмом»41. Вот почему Ремизов принял «с восторгом высокопарное Гоголевское слово в серебре польского пышного наряда»42.

Ремизов - сторонник «природного русского лада». По его теории, литературный язык в Петровскую эпоху подвергся сильному влиянию европейских языков. Он часто высказывал резкие суждения о писателях, попавших, с его точки зрения, под «латинское» влияние, не избежал этой участи и любимый им Г оголь. «Нерусскость» Г оголя акцентирована эссеистом: неоднократно указывается на стилевое влияние польского барокко, на «польскую витиеватость», о которой в свое время писал в «Слове о витийстве» (1745) К. Тредиаковский. Ремизов иронично замечает, что гоголевские герои - это «хохлы, переряженные в кацапов»43, и Г оголь в «Мертвых душах» заставил своего героя перекрестится по православному обычаю только потому, что этим «думал окончательно переодеть своих хохлов в нас, московских кацапов»44. И несмотря на то, что «сама гоголевская поэма <...> крепко держится на гвоздях русской пословицы», она перевита «звучными малороссийскими “думками”»45. В «Мертвых душах» он слышит «серебряные трубы киевской словесной выспри ,..»46, потому что «Гоголь болтался в мешанине польского и русского слова»47. В характеристиках языка Гоголя

39 РемизовА.М. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. Подстриженными глазами. Иверень. С. 40.

40 Ремизов А.М. Огонь вещей. Сны и предсонье. С. 221.

41 Там же. С. 222.

42 РемизовА.М. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. Подстриженными глазами. Иверень. С. 120.

43 РемизовА.М. Огонь вещей. Сны и предсонье. С. 120.

44 Там же. С. 151.

45 Там же. С. 149.

46 Там же. С. 135.

47 РемизовА.М. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. Подстриженными глазами. Иверень. С. 212.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

Ремизов очень близок со своим собратом по символизму А. Белым, писавшим о смешении пластов украинского и великоросского, о стилевых приметах «провинциально-чиновничьего и мелкопоместного говоров» и «высокопарице канцелярского слога»48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Философия снотворчества Ремизова - самое яркое подтверждение продолжения традиции Гоголя как во внешнем совпадении творческих приемов и установок, так и во влиянии магии «обморачивающего» гоголевского стиля. В литературе ХХ века нет равных Ремизову по количеству гипнологических текстов: сны записывались им в дневниках, включались впоследствии в автобиографические книги, сны издавались отдельными сборниками («Бедовая доля» (1909) и «Мартын Задека. Сонник» (1954)). Подобно Гоголю, он воспринимал историческую реальность как сновидение, а его сны обладают такой степенью материальности, что сливаются и соревнуются с реальностью в своей абсурдности. В мифе о Гоголе-сновидце Ремизов рисует творческую судьбу предшественника как ряд многоступенчатых снов: «Гоголь в каждом своем сне воплощается в человека и венец его воплощений: Павел Иванович Чичиков - край человеческого его нечеловеческой

природы»49.

48 Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование. - М.: МАЛП, 1996.

49 РемизовА.М. Огонь вещей. Сны и предсонье. С. 109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.