Научная статья на тему 'МЕТАКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ РЕПУТАЦИИ'

МЕТАКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ РЕПУТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Метаконцептуальность / креативная репутация / алгоритм эмпирического анализа / импликационная гипотеза / принцип параллелизма / глубинность креативного мышления / Metaconceptuality / creative reputation / algorithm of empirical analysis / implication hypothesis / principle of parallelism / depth of creative thinking

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александра Михайловна Коростелева

В статье систематизируются существующие представления о метаконцептуальности развития креативной деятельности, обобщаются результаты воздействия изменений некоторых показателей креативности на эффективность деятельности; предлагается оценка ключевых факторов креативного успеха посредством установления уровня влияния нескольких групп показателей на общее состояние креативного потенциала и креативной репутации; представлен ряд соображений относительно использования эмпирического анализа при разработке моделей оценки глубинности креативного мышления. Автором предложен специальный подход к оцениванию и наблюдению за уровнем развития креативной репутации. При построении методологии исследования уровня креативной репутации применен комбинированный подход посредством импликации системного, функционального, программно-целевого и гипотетического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METACONCEPTUAL ASSESSMENT OF CREATIVE REPUTATION DEVELOPMENT TRENDS

The article systematizes existing ideas about the metaconceptuality of the development of creative activity, generalizes the results of the impact of changes in some indicators of creativity on the effectiveness of activity; an assessment of the key factors of creative success is proposed by establishing the level of influence of several groups of indicators on the general state of creative potential and creative reputation; a number of considerations are presented regarding the use of empirical analysis in developing models for assessing the depth of creative thinking. The author proposes a special approach to assessing and monitoring the level of development of creative reputation. When constructing a methodology for studying the level of creative reputation, a combined approach was used through the implication of systemic, functional, program-target and hypothetical analysis.

Текст научной работы на тему «МЕТАКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ РЕПУТАЦИИ»

Коростелева А.М.

МЕТАКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ РЕПУТАЦИИ

Аннотация. В статье систематизируются существующие представления о метаконцептуально-сти развития креативной деятельности, обобщаются результаты воздействия изменений некоторых показателей креативности на эффективность деятельности; предлагается оценка ключевых факторов креативного успеха посредством установления уровня влияния нескольких групп показателей на общее состояние креативного потенциала и креативной репутации; представлен ряд соображений относительно использования эмпирического анализа при разработке моделей оценки глубинности креативного мышления. Автором предложен специальный подход к оцениванию и наблюдению за уровнем развития креативной репутации. При построении методологии исследования уровня креативной репутации применен комбинированный подход посредством импликации системного, функционального, программно-целевого и гипотетического анализа.

Ключевые слова. Метаконцептуальность, креативная репутация, алгоритм эмпирического анализа, импликационная гипотеза, принцип параллелизма, глубинность креативного мышления.

Korosteleva A.M.

METACONCEPTUAL ASSESSMENT OF CREATIVE REPUTATION DEVELOPMENT TRENDS

Abstract. The article systematizes existing ideas about the metaconceptuality of the development of creative activity, generalizes the results of the impact of changes in some indicators of creativity on the effectiveness of activity; an assessment of the key factors of creative success is proposed by establishing the level of influence of several groups of indicators on the general state of creative potential and creative reputation; a number of considerations are presented regarding the use of empirical analysis in developing models for assessing the depth ofcreative thinking. The author proposes a special approach to assessing and monitoring the level ofdevelopment of creative reputation. When constructing a methodology for studying the level of creative reputation, a combined approach was used through the implication of systemic, functional, program-target and hypothetical analysis.

Keywords. Metaconceptuality, creative reputation, algorithm of empirical analysis, implication hypothesis, principle ofparallelism, depth of creative thinking.

Введение

Креативная активность представляет собой важный стратегический фактор роста стабильности в обществе, улучшения социально-экономической ситуации в стране, регионе, отрасли, поступательного эволюционного развития воспроизводства рабочей силы и общественного воспроизводства в целом, а также непрерывности процессов в условиях системного политического и экономического противостояния. Потребность в креативной деятельности постоянно и существенно повышается, оказывает

ГРНТИ 06.77.02 EDN OUMLLD © Коростелева А.М., 2023

Александра Михайловна Коростелева - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: dept.kkfob@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 16.11.2023.

влияние на эффективность управленческих решений по развитию сложных процессов и снижению рисков негативных внешних и внутренних воздействий в хозяйственной и иной деятельности различных организаций. Эти объективные процессы требуют дальнейшего углубления и корректировки теоретического и эмпирического обоснования, совершенствования комплекса методических подходов, практического обеспечения повышения их эффективности.

Новый этап функционирования российской экономики, интенсивной модернизации финансовой системы, производственной деятельности организаций определяет и особые требования к развитию креативного потенциала, при этом рассматриваются возможности роста наукоемких бизнес-услуг, основанных на новых или модернизированных технологиях. Более того, рентабельность креативной деятельности приобретает приоритетный и стратегический характер, поскольку рентабельность использования разработок приносит прибыль на протяжении всего жизненного цикла.

Разработка интегрированных решений для продуктов сопряжена с определенными трудностями почти на всех стадиях разработки продукта, чаще всего она выполняется различными подразделениями организации, что нередко обостряет проблемы с совместимостью. В идеале креативная репутация должна измерять синхронное изменение качества, новизны и ценности любого креативного продукта: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, разработок селекционного типа, конфигурацию товарных знаков, полезность инжиниринговых услуг, мобильность научных исследований, рациональных ноу-хау и др.

Обзор исследований метаконцептуального развития креативной репутации

Понятие «креативность» достаточно часто встречается в трудах теоретиков и практиков начиная с середины XX в., тем не менее еще в конце XIX в. в работе немецкого ученого Л. Штайна констатируется [6], что «государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан», а также «призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех граждан», «демонстрировать новую сущность государства». Как правило, основными инструментами анализа результативности и эффективности креативной деятельности в российской и зарубежной социально-экономической литературе рассматриваются: «затраты - результативность», «затраты - выгодность», «затраты - полезность», «затраты - аккумулятивность», «затраты -инновационность», «затраты - альтернативность», «затраты - мобильность», «затраты - эффективность» и др., что свидетельствует о многомерности анализа.

Метаконцептуальную оценку современных тенденций развития креативного потенциала рассмотрим с точки зрения ряда концепций: концепции устойчивого развития, концепции инновационного развития, концепции наукоёмкого подхода, концепции прорывного развития, концепции удовлетворения совокупных потребностей. Определить уровень устойчивости креативного развития возможно посредством соотношения и динамики таких показателей как доля инновационной продукции в объеме отгруженных товаров, уровень прорывного развития - соотношением и динамикой доли товаров с применением нанотех-нологий в объеме отгруженных товаров, уровень инновационного развития - динамикой индекса инвестиционной активности (например, доля инвестиций на 1 рубль оплаты труда), уровень наукоёмкого подхода - индексом патентоспособности, а удовлетворение совокупных креативных потребностей - соотношением и динамикой численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками.

В качестве обобщающего показателя в статье рассматривается сравнение индексов развития креативного потенциала в российской экономике в целом. Концепция устойчивого развития креативного потенциала базируется, главным образом, на оценке изменения потенциала организации, инвестиционной и финансовой привлекательности хозяйственной деятельности. Данная методика «активно используется в бизнес планировании, КР1 и стратегическом менеджменте компаний» [5]. Общетеоретическая конкретизация методологии анализа креативного потенциала заключается в уточнении и дополнении известных специальных методов оценки эффективности креативного потенциала, внесении коррективов в понимание структуры показателей креативного потенциала, определении тенденций стратегического развития креативного потенциала. Оценить устойчивость развития креативного потенциала можно посредством соотношения и динамики таких показателей как доля инновационной продукции в объеме отгруженных товаров, зарплатоотдача НИОКР.

Концепция прорывного развития креативного потенциала - соотношением динамики доли товаров с применением нанотехнологий в объеме отгруженных товаров по видам экономической деятельности, зар-платоотдачи в отдельной наносистеме. Под прорывным развитием могут пониматься различные варианты

развития экономического процесса, ускоренный экономический рост которого превышает общие тенденции развития экономического процесса, реализация которого осуществляется главным образом посредством формирования креативных систем, интегрированных как на мезо-, так и на макроуровнях.

Концепция инновационного развития креативного потенциала рассматривается практически в любой хозяйственной деятельности и может быть оценена динамикой индекса инвестиционной активности организации, долей инвестиций на 1 рубль затрат как общих, так и по отдельным статьям расходов. Задачи креативного развития, с точки зрения этой концепции, сводятся к специальному стимулированию системного развития высокотехнологичных отраслей промышленности; обеспечению роста финансирования НИОКР; опережающему развитию наукоемких отраслей, их укомплектование кадрами. Концепция наукоёмкого подхода к развитию креативного потенциала - индексом патентоспособности, внутренними затратами на исследование и разработки, связанные с конкретным видом финансирования, результативность исследований и разработок, их использование и торговля технологиями, при этом важно учитывать и отслеживать опасность расточительного потребления ресурсов и недобросовестную конкуренцию.

Концепция удовлетворение совокупных креативных потребностей - соотношением и динамикой численности числа организаций, персонала, занятого научными исследованиями и разработками, динамикой численности исследователей по областям науки. Уровень удовлетворения креативных потребностей зависит от качества и стабильности финансовых потоков для пополнения бюджетов всех уровней, развития экономики и науки, создания нового типа наукоемкой экономики. Количество элементов наукоёмкости экономики и их взаимосвязь и взаимодействие определяются также и уровнем устойчивости и надежности анализируемой наукоёмкой системы, которая под воздействием внешней и внутренней среды имеет тенденцию к сохранению своей научной и инновационной сущности.

В качестве обобщающего показателя в статье рассматривается динамика индексов развития креативной активности по результатам НИОКР, поскольку, по мнению специалистов и практиков социально-экономического профиля, «современный мир представляет собой динамичную систему, проходящую очередной этап глобализации с расширением многовекторности международной интеграции, созданием межконтинентальных интеграционных объединений» [4].

Апробация алгоритма оценки уровня развития креативной репутации

Метаконцептуальную оценку креативной репутации предлагается оценивать по способности креативного потенциала достигать поставленных целей (а - индекс устойчивого развития креативного результата); по степени соответствия планируемым результатам (в - индекс прорывного развития креативного результата); по обеспеченности размеров объемов инновационных обязательств финансовыми ресурсами (у - индекс инновационного развития креативного результата); по достаточности обеспечения научными кадрами (5 - индекс наукоемкого развития креативного результата), а также по способности научного работника к генерации новаций (е - индекс развития креативных потребностей). Методика оценки креативной репутации с эмпирической точки зрения может содействовать более правильному объяснению причин неполноты креативной информации для осуществления инвестиционных решений.

Стоит упомянуть, что состав и структура индексных показателей существенным образом зависят от применяемой концепции. Так, формирование состава показателей индекса а должно учитывать глобальную цель современного этапа развития экономики (вхождение в число крупнейших, использование новейших технологий, повышение инновационной активности). Индексу в свойственны агрегированные показатели среднего бизнес-сектора, в котором присутствуют элементы монополистической конкуренции и в котором взаимодействует множество креативно активных промышленных предприятий среднего бизнеса, малых инновационных компаний, инновационных стартапов и других представителей предпринимательского сектора. Индекс у отражает результаты деятельности организаций фундаментальной и прикладной науки (академии наук, научно-исследовательские институты, лаборатории), научных и образовательных учреждений как основных поставщиков креативного персонала.

Организационные связи подсистем социально-экономической системы секторов «государство -наука - бизнес» оказывают существенное влияние на индекс 5 (индекс наукоемкого развития креативного результата). Известно, что «государственный сектор выступает разработчиком нормативной базы для определения правовых контуров интеллектуальной собственности и инновационной системы, использует программно-целевой подход, отражают параметры и результаты креативной деятельности,

позволяющие выбрать стратегию развития подсистем и организации в целом» [1]. Наконец е, как индекс развития креативных потребностей, включает многогранные компоненты: предпосылки и условия развития науки, национальные интересы и приоритеты, интеллектуальные традиции и восполнение человеческих ресурсов, распространение новых научных знаний; спрос на научные знания и др.

Следует отметить, что импликационная гипотеза, как результат наблюдений за динамикой известных показателей и характером присутствия определенных теоретических и прикладных закономерностей анализа этих показателей, может с высокой вероятностью содействовать разработке алгоритма ме-таконцептуальной оценки тенденций развития креативной репутации. Одной из особенностей современного развития креативного мышления является широкий доступ к информации, интеллектуальным ресурсам, технологиям, что позволяет «извлекать из предметных областей различные описания, алгоритмы, эмпирические правила, использовать их при решении задач», устанавливать методы рассуждения, расшифровывать информацию о действительности, встраивать их в процесс решения [2].

Кроме того, в контексте методологии импликации, когда одно следует из другого, заметим, что импликационная модель креативной репутации (обозначим символом КR) может быть записана так: креативная система • креативный сектор • креативные методы • креативная мысль • креативная идея • креативная репутация (КR). При этом, креативная система может быть рассмотрена как совокупность элементов или объектов, взаимодействующих как единое целое; креативный сектор - как стадии воспроизводства: производство, потребление, обмен, распределение; креативные методы - как путь исследования: схемы, матрицы, модели; креативная мысль - как процесс поиска связей, соотношений фактов по различным признакам; а креативная идея может быть рассмотрена как организационная форма (явная и неявная) выражения ценности продукта (патент, процесс, технология, опыт и др.).

Функции каждого экономического агента также разнообразны: человек в креативной экономике -это, прежде всего, знания, творческий процесс, база предметных знаний и способностей; у предприятия в креативной экономике - структура творческой деятельности, коэффициент творческой активности, построение системы управления ресурсами; государство в креативной экономике поддерживает инновационные отрасли, подготовку научных кадров, национальную инновационную систему; в задачи иностранного сектора в креативной экономике входит формирование рынка инновационной продукции, инновационных способностей, отраслей специализации. Построение модели креативности, а именно представление о специально синтезированном объекте, его конкретных или имитируемых свойствах, создание системной модели действия может включать следующую последовательность действий: коэффициент ^ индекс ^ уровень ^ интегральный индекс креативности.

В таблицах 1 и 2 приводится алгоритм расчета некоторых описанных выше индексов за несколько периодов экономического развития предприятия, активно действующего в креативном секторе. В качестве основных показателей в статье рассматривается объем НИОКР, эффект от результатов использования НИОКР, численность персона и количество действующих патентов.

Таблица 1

Алгоритм расчета креативной репутации предприятия, выполняющего исследования и разработки: исходные данные

Показатель Т1 (2019) Т2 (2020) Т3 (2021)

1 Эффект от результатов НИОКР, млрд руб. 12,3 13,1 14,9

1.1 Относительное изменение, индекс - 1,065 1,137

2 Объем НИОКР, млрд руб. 14,2 25,1 28,8

2.1 Относительное изменение, индекс 1,767 1,147

3 Численность персонала, тыс. чел. 554,3 558,8 560,7

3.1 Относительное изменение, индекс 1,009 1,004

4. Производительность труда, (ПТ ниокр на 1 работающего), руб. [2] : [3] 25618 44919 51365

4.1 Относительное изменение, индекс - 1,754 1,144

5 Патенты, ед. 3128 3259 3394

5.1 Относительное изменение, индекс - 1,042 1,042

Анализируя результаты, приведенные в таблицах 1 и 2, можно сделать следующие выводы:

• горизонтальный анализ индексов а, в, у в части изменения относительных показателей свидетельствует о многофакторности экономической деятельности как в позитивном развитии, так и в переменности динамики показателей. Как видно из таблицы 2, наиболее позитивным является развитие креативной полезности, а наиболее проблемным - индекс развития креативного результата;

• вертикальный анализ, как характеристика удельного веса отдельных элементов креативной репутации, показывает, что наиболее проблемным звеном является индекс креативной полезности;

• трендовый анализ в части сопоставления тенденций (а + в + у) в динамике указывает на тенденцию снижения уровня креативной репутации;

• коэффициентный анализ посредством изучения уровня и динамики показателей, формирующих индексы а, в и у, констатирует позитивность креативной деятельности, однако, разброс и разнонаправ-ленность индексов в таблице 1 характеризуют несогласованность креативной политики;

• факторный анализ в части влияния причин на изменение исследуемых позиций имеет в некотором роде синонимические эффекты. Допустим, что идеальным среднеарифметическим соотношением является (а + в + у) /3 =1, если ситуация иная, например, в периоде Тз среднеарифметическое значение меньше единицы, то в целом уровень креативной репутации недостаточный, имеет тенденцию к снижению и требуется корректировка креативной деятельности. Кроме того, если диапазон значений оставляющих индексов широк, то следует выявлять причины столь значительных колебаний.

Таблица 2

Алгоритм расчета индекса креативной репутации

Показатель Расчет Т2 (2020) Т3 (2021)

а Индекс креативной полезности [11]: [2.1] 0,603 0,992

в Индекс развития креативного результата [4.1]:[3.1] 1,739 1,140

У Индекс патентоэффективности [1.1]:[5.1] 1,022 1,092

Индекс креативной репутации (1КЯ) а + в + у 3,364 2,137

Среднеарифметическое значение 1КЯ (а + в + у) /3 1,122 0,713

Среднегеометрическое значение 1КЯ х в х у 1,275 1,073

Заключение

Таким образом, конструирование алгоритма расчета креативной репутации преимущественно зависит от полноты знания о проблеме, четкого представления о структуре ядра идеи, применении различных конструкций термина «креативная репутация» [3]. Не менее полезной может стать и некая нестандартная методология, сущность которой заключается в определении аудитории заинтересованных лиц, сектора экономики, группы работников и др. При этом, значимые результаты для теории и практики могут быть достигнуты посредством учета таких показателей как своевременность, совместимость, убедительность. Однако следует иметь ввиду что всегда появляются новые нерешённые проблемы, нерентабельные исследования, нереализованные результаты, поэтому в дальнейшем предполагается учитывать реальность креативной ситуации, допустимость применения в анализе креативной репутации, реализуемость конструкции расчета блоков показателей.

Задачи современного этапа функционирования экономики в условиях противодействия и преодоления системного внешнего давления, быстрого внедрения новых стратегий, интенсивной модернизации производственных и распределительных процессов, несомненно, включают разработку и применение новых методологических подходов к переоценке креативных ресурсов. Изменяющееся глобальное пространство изменяет и подходы к инновационному развитию общества и оценке креативной репутации.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Андреев О.С. Развитие инновационной экономики на основе трансформации наукоемкого сектора: дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2023.

2. Барабанов О.О. Импликация // Труды XI международных Колмогоровских чтений: сборник статей. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. С. 49-53.

3. Коростелева А.М. Современное представление о моделях человека в системе социально-экономических координат // Креативная экономика. 2016. Т. 3, № 1. С. 63-80.

4. Саламов Д.Ч. Развитие инновационной экономики, основанной на трансформации наукоемких предприятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eИbrary.m/item.asp?id=50768413 (дата обращения 15.11.2023).

5. Школа инвестиционной оценки проектов, акций, бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://finzz.ru/koefficient-ustojchivosti-ekonomicheskogo-rosta.html (дата обращения 15.11.2023).

6. Штайн Л. Настоящее и будущее правовой научно-государственной системы. М.: Политиздат, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.