Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 6 (123). С. 59-70. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 6 (123), pp. 59-70.
Научная статья УДК 81'44
https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-5 EDN: ONNIDM
Метафоры со сферой-магнитом «Музыка» в антиутопическом романе К. Воннегута
«Механическое пианино»
Ольга Сергеевна Камышева
Шадринский государственный педагогический университет,
Шадринск, Россия,
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-5430-3371
Аннотация. Цель данной статьи - исследовать метафоры со сферой-магнитом «Музыка» в романе К. Воннегута «Механическое пианино». В результате исследования были выделены три фрейма: «Механическое пианино», «Игра на музыкальных инструментах» и «Звучание музыки». При этом метафоры фрейма «Звучание музыки» проявили наибольшую частотность. Музыкальное искусство характеризуется преимущественно посредством антропоморфных метафор. Согласно полученным данным, метафоры со сферой-магнитом «Музыка» функционируют как стертые, так и как оригинальные. В отдельных случаях встречаются двухслойные и развернутые оригинальные метафоры. Оригинальные и стертые метафоры часто являются синестетическими, что позволяет наиболее точно с помощью слов передать музыкальные характеристики и впечатления главного героя.
Ключевые слова: музыкальная метафора, ментальная сфера «Музыка», сфера-магнит, фрейм, слот
Для цитирования: Камышева О. С. Метафоры со сферой-магнитом «Музыка» в антиутопическом романе К. Воннегута «Механическое пианино» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 6 (123). С. 59-70. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-5
Metaphors with the magnet-sphere "Music" in K. Vonnegut's dystopian novel "Player Piano"
Olga S. Kamysheva
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia,
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-5430-3371
Abstract. The purpose of this article is to explore the metaphors with the magnet-sphere "Music" in K. Vonnegut's novel "Player Piano". As a result of the study, three frames were identified: "Player Piano", "Playing musical instruments" and "The sound of music". At the same time, the metaphors of the "Sound of music" frame showed the greatest frequency. Musical art is characterized primarily through anthropomorphic metaphors. As for the structure of metaphors with the "Music" magnet-sphere, according to the data obtained, the studied metaphors function as both dead and original. In
Камышева О. С., 2024
some cases, there are two-layered and expanded original metaphors. Both original and dead metaphors are often synthetic, which makes it possible to convey the musical characteristics and impressions of the main character most accurately with the help of words. Keywords: musical metaphor, mental sphere "Music", magnet-sphere, sphere-source, frame, slot For citation: Kamysheva O. S. Metaphors with the magnet-sphere "Music" in K. Vonnegut's dystopian novel "Player Piano". Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 6 (123), pp. 59-70. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-5
Введение
К. Воннегут - известный американский писатель-фантаст. Его творчество относят, как правило, к постмодернизму. За свою жизнь он написал четырнадцать романов и более пятидесяти рассказов. В своих произведениях писатель, разочаровавшись в развитии человечества, критикует капитализм и технический прогресс. Художественные произведения К. Воннегута особенно актуальны сейчас, когда в современном мире машины постепенно заменяют труд человека и человечество начинает отказываться от истинных ценностей.
Несмотря на повышенный общественный интерес к творчеству К. Воннегута, в настоящее время научные исследования, посвященные изучению языковых и стилистических особенностей его творчества, только начинают появляться. Большинство
таких работ выполнены в рамках теории языка и литературоведения (Е. В. Абрамен-
12 3 4
ко , Е. В. Антропова , В. Е. Беляева, Г. В. Стрельцова , В. В. Дмитрук , Н. Ю. Фили-
стова5). В данном исследовании впервые изучается язык романа К. Воннегута с точки зрения одного из перспективных направлений современного языкознания - когнитивной лингвистики. При этом в качестве материала исследования выступает музыкальная метафора, что позволяет неординарно подойти к раскрытию основной сюжетной линии одного из самых известных произведений К. Воннегута «Механическое пианино» и понять замысел автора.
Цель данной статьи - исследовать метафоры со сферой-магнитом «Музыка» в романе К. Воннегута «Механическое пианино».
1 Абраменко Е. В. Категории метатекста и времени как прагматический способ смыслооб-разования в научно-фантастическом повествовании Курта Воннегута: дис. ... канд. филол. наук. Майкоп: [б. и.], 2022. 191 с.
2 Антропова Е. В. Жанровые особенности номинации в текстах антиутопии (на материале русского и английского языков) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. Вып. 2 (844), С. 60-71. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_2_844_60
3 Беляева В. Е., Стрельцова Г. В. Творчество К. Воннегута как отражение личной травмы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2023. № 1. С. 77-86. https://doi.org/10.18384/2310-7278-2023-1-77-86
4 Дмитрук В. В. Творчество К. Воннегута: социально-критические тенденции, жанр, поэтика: дис. ... канд. филол. наук. Киев: [б. и.], 1984. 202 с.
5 Филистова Н. Ю. Лингвистические особенности категории времени (на материале романа К. Воннегута "Slaughterhouse-Five") // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 377-379. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00797 EDN: GOKFLW
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) выбрать из романа К. Воннегута «Механическое пианино» метафоры со сферой-магнитом «Музыка»;
2) классифицировать данные метафоры согласно фреймо-слотовой концепции;
3) проанализировать метафоры со сферой-магнитом «Музыка» в различных контекстах романа;
4) выявить наиболее частотные метафоры со сферой-магнитом «Музыка» в романе, акцентируя внимание на их коннотативной окраске;
5) охарактеризовать основные сферы-источники данных метафор, отметив их количественные данные;
6) описать сферы-магниты музыкальных метафор, выделив из них наиболее продуктивные;
7) определить специфику структуры исследуемых метафор, объяснив особенности их употребления.
Когнитивная лингвистика - одно из основных направлений современного языкознания, которое получило широкое развитие в конце XX века. Когнитивная лингвистика полностью изменила взгляды ученых на многие языковые явления и процессы. Язык стал изучаться через призму концептуальной картины мира, что позволяет, как полагают лингвисты, понять сознание и внутренний мир человека.
На сегодняшний день в зарубежной и отечественной лингвистике наиболее изучена когнитивная сущность метафоры. При этом метафора рассматривается не столько как стилистический прием, сколько как способ познания. Первоначально исследования концептуальной метафоры проводились на материале стертых мета-фор1. В настоящее время когнитивные механизмы метафоры изучаются в различных видах художественного дискурса, и такие исследования, на наш взгляд, представляют наибольший интерес, поскольку каждый писатель или поэт обладает своей неповторимой и оригинальной концептуальной картиной мира. В этом случае метафора может послужить своего рода ключом, который приоткрывает «дверь» авторской картины мира.
В когнитивной лингвистике метафора часто представлена с помощью модели "X - У", где X - это сфера-магнит, а У - сфера-источник. В отечественном языкознании была разработана фреймо-слотовая методика исследования метафорических моделей, что позволило в рамках каждой сферы выделить основные фреймы и более мелкие их составляющие - слоты2. Использование такой методики помогает исследователю провести более детальный, подробный анализ языкового материала, и, следовательно, получить более точные результаты.
В данной работе теории концептуальной метафоры и метафорического модели-
з
рования применяются на материале романа К. Воннегута «Механическое пианино» .
1 Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Москва. Едиториал УРСС, 2004. 252 с.
2 Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2003. 248 с.
3 Vonnegut K. Player Piano. New York: Dial Press Trade Paperbacks, 2006. 341 p.
Главный герой романа - Пол Протеус, способный потомственный инженер. Его отец был причастен к промышленной революции, которая произошла, согласно сюжету романа, после Третьей мировой войны. В результате произошедших перемен общество было поделено на два класса. К первому классу относятся выдающиеся инженеры и ученые, которые создали автоматизированные заводы. Такие заводы функционируют самостоятельно, не требуя человеческого труда. Инженеры и ученые составляют элиту общества, пользуясь своими привилегиями. Второй класс -люди, которые оказались не востребованы в новом обществе. Им предлагается только работа в качестве социальных работников или военных. Несмотря на то, что Пол Протеус живет в очень хороших условиях и в окружении понимающих его коллег и друзей, он постепенно начинает задумываться о несправедливости современного общества. В конце романа главный герой организует восстание, пытаясь изменить ситуацию.
В романе К. Воннегута «Механическое пианино» читатель воспринимает описываемые события через мировоззрение Пола Протеуса. Полагаем, что музыкальные метафоры позволяют лучше понять его внутренний мир.
Основная часть
Пол Протеус обращает внимание на звучание окружающей его музыки: военных маршей, рэгтаймов, известных песен и музыки из рекламы. Он слушает музыку в живом исполнении и из разных устройств (радио, радиолы, телевизора и механического пианино). При внимательном прочтении романа было обнаружено 26 метафор со сферой-магнитом «Музыка». Анализируемый материал позволил выделить следующие фреймы: «Механическое пианино», «Игра на музыкальных инструментах» и «Звучание музыки». Рассмотрим их подробно.
Фрейм «Механическое пианино»
Механическое пианино - это инструмент, который может играть музыку без участия человека. Клавиши пианино двигаются в соответствии с рисунками на вращающемся барабане.
Понятие «механическое пианино» фигурирует в названии романа. Находясь в сильной позиции текста, «механическое пианино» воспринимается как метафора общества, в котором основную роль играют не люди, а машины.
Звучание реального механического пианино также описывается в романе.
Слот «Клавиши»
Один из инженеров опускает монетку, и устройство начинает играть. Клавиши инструмента подобно человеку прыгают и бегают, вызывая восторг у коллег Пола. Ср.:
"Iplayed this song in your honor, Doctor, " shouted Rudy above the racket. "Wait till it's over. " Rudy acted as though the antique instrument were the newest of all wonders, and he excitedly pointed out identifiable musical patterns in the bobbing keys - trills,
spectacular runs up the keyboard, and the slow, methodical rise and fall of keys in the bass. "See - see them two go up and down, Doctor! Just the way the feller hit 'em. Look at
'em go!
1
Слот «Звучание механического пианино»
Пол Протеус, обладая музыкальных слухом, оценивает механическое пианино иначе. Музыка рэгтайма в исполнении искусственного пианино воспринимается им то как жужжание насекомого, то как «разбитый» перезвон, метафорический образ тем самым наделяется негативным эмотивным потенциалом. Ср.:
"Music, " said Rudy grandly. "Let's have music!" He reached over Paul's shoulder and
popped a nickel into the player piano. Paul stepped away from the box. Machinery
2
whirred importantly for a few seconds... .
... then the piano started clanging away at "Alexander's Ragtime Band" liked cracked carillons .
Таким образом, механическое пианино, в отличие от других устройств, вызывает у Пола Протеуса лишь антипатию и отвращение.
Фрейм «Игра на музыкальных инструментах»
Пол Протеус часто обращает внимание на игру музыкантов.
Слот «Игра военных на барабанах»
На улице главный герой встречает военных, т. е., как правило, «ненужных» людей. Они машинально «бьют в барабаны». В данном случае находит место стертая музыкальная метафора агрессивных действий. Ср.:
Private First Class Hacketts was in the middle of the First Squad of the Second Platoon of B Company of the First Battalion of the 427th Regiment of the 107th Infantry Division of the Ninth Corps of the Twelfth Army, and he stayed right there, and put his left foot
4
down every time the drummer hit the bass drum .
The host, bearing their hero aloft like another banner beside the Stars and Stripes, followed the Indians toward the bridge across the Iroqois, cheering, skirling, smashing, dynamiting, and beating drums .
От такой «агрессивной игры» музыкальный инструмент образно испытывает дрожь. Ср.:
"Oh, there's some tricks, " said Alfy. "Watch the bass drum quiver instead of what the guy's doing with the traps" .
1 Vonnegut K. Player Piano. New York: Dial Press Trade Paperbacks, 2006. P. 32.
2 Там же. P. 31.
Там же. 1 Там же. P. 64. 1 Там же. P. 323.
Слот «Игра музыкантов в оркестре»
На концерте главному герою кажется, что оркестранты проявляют агрессию, «набрасываясь» с силой слона на мелодию, как будто они участвуют в военных действиях. Данная метафора является оригинальной, включающей несколько метафорических составляющих. Ср.:
The band at the far end of the hall, amplified to the din of an elephant charge, smashed and hewed at the tune as though in a holy war against silence. It was impossi-
2
ble even to be cordial to oneself in the midst of the uproar .
Слот «Игра на фортепиано»
Подобная оригинальная метафора обнаруживается при описании страстной игры друга и соратника Пола, Финнерти: он как будто бьет по клавишам хлыстом. Ср.:
Paul shuffled over to the piano and laid his hand on Finnerty's shoulder. "Let's go home."
Finnerty continued to lash at the keys. "Staying!" he shouted above the music. "Go home!'"1.
Таким образом, игра на разных музыкальных инструментах воспринимается главным героем как агрессия музыкантов, тем самым, вероятно, вызывая у него и читателей неприятные чувства.
Фрейм «Звучание музыки»
Главный герой описывает звучание военных оркестров, популярных мелодий и органной музыки.
Слот «Звуки военных оркестров»
Военные оркестры медных инструментов довольно громко исполняют патриотические песни. Полагаем, что метафоры взрыва реализуют динамику fortissimo, наделяя метафорический образ отрицательной коннотацией, поскольку звуки взрыва довольно неприятны для человеческого восприятия. Ср.:
"Here come some more!" called the man with the thick glasses from the door. From
far off came the sound of marching, and the thump of a bass drum. The noise came closer,
4
a whistle blew, and a brass band exploded with music .
The band exploded into "The Stars and Stripes Forever," and Kroner was half led from the tree by other oldsters who had known Bassett well .
1 Vonnegut K. Player Piano. New York: Dial Press Trade Paperbacks, 2006. P. 98.
2 Там же. P. 196.
3 Там же. P. 105.
4 Там же. P. 86.
5 Там же. P. 201.
The band blasted out the fight song of the Blue Team1.
Также марширующие играют на рожке и волынках, тембры которых ассоциируются с пронзительным звучанием человеческих голосов - криками и стонами. Считаем, что такие метафоры также обладают негативной оценочной коннотацией. Ср.:
An automobile had just come from the north side of the river, and its driver honked irritably at the marchers, who blocked his way. The horn and the bagpipes squalled at one
2
another until the last rank of marchers had turned down the side street .
3
Bagpipes and drums howled from the street below .
Слот «Звучание популярных мелодий»
Пол Протеус часто слушает популярные мелодии в салоне, из громкоговорителя, с экрана телевизора или по радио. При этом находят место самые разнообразные оригинальные метафоры. Большинство из них функционируют как синестетические (звуковой метафорический образ передается посредством других чувственных характеристик: зрительных, тактильных, вкусовых и обонятельных). Предполагаем, что такие метафоры делают музыкальный образ объемным и наглядным, а также передают важные музыкальные свойства.
Так, визуальные метафоры текущей жидкости репрезентируют медленный темп мелодий. Ср.:
Paul frowned at the screen for a moment, tried to jiggle as the saxophonist jiggled, and
to fit a song to the rhythm. Suddenly his mind clicked, and the tune was flowing in his im-
4
agination as surely as though the sound had been turned on .
The shouts and songs that floated over the greensward from the saloon, Paul noted, had a piping quality .
Старая песня «Звездная пыль» в исполнении оркестра, вероятно, знакома Полу. Он пытается уловить мелодию, цепляясь за ее метафорическую нить. Ср.:
Paul decided to buckle down and get his money back. He looked hard at the screen, and took his time. The whole orchestra was in view now, and, once he thought he'd picked up the thread of a melody, he looked from musician to musician for confirmation. "An old, old one, " he said. "Stardust." .
Разнообразные яркие популярные мелодии, которые сменяют друг друга, рассматриваются главным героем как калейдоскоп. Данная метафора является двухслойной, поскольку «калейдоскоп» образно становится радостным. Предполагаем, что таким образом фокусируется внимание на мажорном ладе музыки. Ср.:
1 Vonnegut K. Player Piano. The USA: Dial Press Trade Paperbacks, 2006. P. 197.
2 Там же. P. 88.
3 Там же. P. 317.
' Там же. P. 97. 1 Там же. P. 225. ' Там же. P. 98.
After the anthem came a cheery kaleidoscope of "Pack Up Your Troubles," "I Want a Girl," "Take Me Out to the Ball Game, " "Working on the Railroad. " .
Музыкальный образ может быть передан посредством обонятельного. Главному герою кажется, что песня "Mood Indigo" наполняет воздух. Ср.:
2
The bartender twisted the volume knob, and "Mood Indigo " filled the air . Песня "Summer Loves" передается через одновременно зрительные, вкусовые и обонятельные характеристики: музыкальное звучание напоминает Полу Протеусу сладкий медовый пирог, который растекся в воздухе. Ср.:
"Summer Loves, " said Paul, looking at the television screen judiciously. "What's that? "
"The band - they're playing 'Summer Loves.'" He whistled a few bars. "How can you tell, with the volume off? " "Go ahead, turn it up. "
Apathetically, she turned the knob, and "Summer Loves, " as sweet and indigestible
3
as honey cake, oozed into the air .
Оригинальная метафора обнаруживается в следующем контексте: динамика piano и спокойный характер песни «Спокойной ночи, милая» - это одновременно бормотание и шепот. Метафора осложняется тем, что песня дополнительно ассоциируется с призраком. Ср.:
WHEN THE SPIRIT OF THE MEADOWS churned up to the dock at the Mainland, the public address system, turned low, was murmuring "Good Night, Sweetheart," a sweet
wraith of music, a whisper above the voice in the pines, the lapping of the great blue wa-
4
ter, the whir of the eagle wing .
В романе можно встретить стертые метафоры, передающие звучание музыки. Внезапно затихшая мелодия - это смерть. Ср.:
The song died in a clatter in the loudspeaker, a cough, and then a command... . Попурри из известных песен постепенно затихает, напоминая увядание. Ср.:
The band, wearing summer tuxedos, struck up a medley of Meadows favorites. The mu-
Слот «Звучание органной музыки»
Пол Протеус очень редко обращается к классической музыке. Вероятно, в обществе потребления классика звучит не часто и не особо ценится.
Величественный, неторопливый темп органной музыки, которая странным образом проникает в рекламу стирального порошка, воспринимается как движение чело-
1 Vonnegut K. Player Piano. New York: Dial Press Trade Paperbacks, 2006. P. 189.
2 Там же. P. 98.
3 Там же. P. 114.
4 Там же. P. 246.
5 Там же. P. 187.
6
Там же. P. 211.
века. Полагаем, что музыкальная метафора здесь используется иронически, показывая несуразность смешивания массовой культуры и истинного искусства. Ср.:
In came the organ music, the announcer, and the washless, rinseless wash power, and Paul turned down the volume .
Таким образом, в романе К. Воннегута «Механическое пианино» звучание военных оркестров сравнивается со взрывами, криками и стонами, указывая на негативное отношение к нему главного героя. В военных оркестрах участвуют «ненужные» несчастные люди, которым в новом обществе с трудом находится место. Сухая и чрезмерно громкая музыка в их исполнении раздражает Пола. Противоположное отношение у главного героя возникает к старым популярным хитам, как отголоску прежней счастливой жизни, которой были присущи человечность и лирика. Для характеристики такой музыки используются преимущественно яркие оригинальные метафоры, большая часть которых является синестетическими. Такие метафоры передают музыкальные характеристики: лад, темп, динамику и характер. Метафора органной музыки встречается в единственном контексте. Можно предположить, что для настоящей классической музыки в совершенном обществе машин нет места.
Выводы
Подводя итоги, представим количественные данные исследуемых метафор (см. табл. 1).
Таблица 1
Метафоры со сферой-магнитом «Музыка» в романе К. Воннегута «Механическое пианино». Фреймы и слоты
Фреймы, слоты Количество метафор В процентах от общего числа метафор %
Фрейм «Механическое пианино» 5 19,2
Слот «Клавиши» 3 11,5
Слот «Звучание механического пианино» 2 7,8
Фрейм «Игра на музыкальных инструментах» 5 19,2
Слот «Игра военных на барабанах» 3 11,5
Слот «Игра музыкантов в оркестре» 1 3,8
Слот «Игра на фортепиано» 1 3,8
Фрейм «Звучание музыки» 16 61,5
Слот «Звучание военных оркестров» 5 19,2
Слот «Звучание популярных мелодий» 10 38,5
Слот «Звучание органной музыки» 1 3,8
Всего 26 100
Согласно табл. 1, в романе К. Воннегута «Механическое пианино» среди метафор со сферой-магнитом «Музыка» метафоры фрейма «Звучание музыки» наиболее ча-
1 Vonnegut K. Player Piano. New York: Dial Press Trade Paperbacks, 2006. P. 261.
стотны. При этом здесь доминируют метафоры звучания популярных мелодий. Именно старые хиты вызывают особый отклик в душе главного героя. Современная музыка механического пианино и военных тяготит и даже раздражает его. Такие метафоры обладают отрицательной коннотативной окраской (см. табл. 2).
Таблица 2
Метафоры со сферой-магнитом «Музыка» в романе К. Воннегута «Механическое пианино». Сферы-источники
Сферы-источники Составляющие сферы-источника Количество метафор В процентах от общего числа метафор %
Человек Движение, агрессивные действия, физиологические процессы, голос 13 50
Природа Звуки насекомых, повадки животных, процесс увядания, жидкость, воздух, природное вещество 7 27
Неодушевленный предмет или вещество Взрывчатое вещество, колокола, нить, калейдоскоп 6 23
Всего 26 100
Согласно результатам табл. 2, музыкальное искусство характеризуется в романе К. Воннегута «Механическое пианино» преимущественно посредством антропоморфных метафор, т. е. по образу и подобию человека. Предполагаем, что это обусловлено антропоморфным видением мира как главным героем, так и самим писателем. (см. табл. 3).
Таблица 3
Метафоры со сферой-магнитом «Музыка» в романе К. Воннегута «Механическое пианино». Структура метафор
Структура метафор Количество метафор В процентах от общего числа метафор %
Оригинальные
Простые 11 42,2
Развернутые 2 7,8
Двухслойные 3 11,5
Общее количество оригинальных метафор 16 61,5
Стертые
Простые 10 38,5
Всего 26 100
Что касается структуры метафор со сферой-магнитом «Музыка», то, согласно полученным данным, такие метафоры функционируют как стертые, так и как оригинальные. При этом оригинальные простые метафоры несколько доминируют. В отдельных случаях встречаются двухслойные и развернутые оригинальные метафоры. Как оригинальные, так и стертые метафоры часто являются синестетическими, что позволяет наиболее точно передать с помощью слов музыкальные характеристики и впечатления главного героя.
Список литературы / References
Абраменко Е. В. Категории метатекста и времени как прагматический способ смысло-образования в научно-фантастическом повествовании Курта Воннегута: дис. ... канд. филол. наук. Майкоп: [б. и.], 2022. 191 с.
Abramenko E. V. Categories of metatext and time as a pragmatic way of meaning formation in the science fiction narrative of Kurt Vonnegut: Cand. thesis in Philological Sciences. Maikop, 2022. 191 p. (In Russ.)
Антропова Е. В. Жанровые особенности номинации в текстах антиутопии (на материале русского и английского языков). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 2021, вып. 2 (844), с. 60-71. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_2_844_60
Antropova E. V. Genre features of nomination in dystopias (an analysis of Russian and English texts). Bulletin of Moscow State Linguistic University. Humanities, 2021, iss. 2 (844), pp. 60-71. (In Russ.) https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_2_844_60
Беляева В. Е., Стрельцова Г. В. Творчество К. Воннегута как отражение личной травмы. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология, 2023, № 1, с. 77-86. https://doi.org/10.18384/2310-7278-2023-1-77-86
Beliaeva V. E., Strel'tsova G. V. K. Vonnegut and his works as a reflection of personal trauma. Bulletin of the Moscow Region State University. Series. Russian Studies in Philology, 2023, no. 1, pp. 77-86. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2310-7278-2023-1-77-86
Дмитрук В. В. Творчество К. Воннегута: социально-критические тенденции, жанр, поэтика: дис. ... канд. филол. наук. Киев: [б. и.], 1984. 202 с.
Dmitruk V. V. K. Vonnegut's creativity: social-critical tendencies, genre, poetics: Cand. thesis in Philological Sciences. Kiev, 1984. 202 p. (In Russ.)
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Москва. Едиториал УРСС, 2004. 252 с.
Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Moscow. Editorial URSS, 2004. 252 p. (In Russ.)
Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2003. 248 с.
Chudinov A. P. Metaphorical mosaic in modern political communication. Ekaterinburg: Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2003. 248 p. (In Russ.)
Филистова Н. Ю. Лингвистические особенности категории времени (на материале романа К. Воннегута "Slaughterhouse-Five"). Мир науки, культуры, образования, 2020, № 4 (83), с. 377-379. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00797 EDN: GOKFLW
Filistova N. Iu. Linguistic peculiarities of the category of time (on the basis of K. Vonnegut's novel "Slaughterhouse-Five"). The world of science, culture and education, 2020, no. 4 (83), pp. 377-379. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00797 EDN: GOKFLW
Vonnegut K. Player Piano. New York: Dial Press Trade Paperbacks, 2006. 341 p.
Сведения об авторе
Ольга Сергеевна Камышева - кандидат филологических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0001-5430-3371, [email protected], Шадринский государственный педагогический университет (д. 3, ул. К. Либкнехта, 641871 Шадринск, Россия); Olga S. Kamysheva - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0001-5430-3371, [email protected], Shadrinsk State Pedagogical University (3, ul. K. Libknekhta, 641871 Shadrinsk, Russia).
Статья поступила в редакцию 09.03.2024; одобрена после рецензирования 29.03.2024; принята к публикации 12.04.2024.
The article was submitted 09.03.2024; Approved after reviewing 29.03.2024; Accepted for publication 12.04.2024.