Метафоры с источником 'ценность металла' в русской языковой картине мира
/^спирант кафедры «Рухкого языка и общего языкознания» ИФИЯМФГБОУ ВО "Иркутский государственный университет" г. Иркутск, Россия, Специальность 10.02.01 «Русский язык»
664003, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 8Д каб. 29
И cwnhm312@yandex.ru
Статья из рубрики "Языкознание"
Аннотация.
В данной статье рассматривается проблема эксплуатации признака металлов 'ценность' в русской языковой картине мира. Ценность трактуется как экспериенциальная характеристика, которая возникает и существует в неотрывной связи с человеком. В русской языковой картине мира металлы вписаны в аксиологическую шкалу: платина, золото, серебро, бронза осознаются как высокоценные, а медь, олово и свинец концептуализируются как имеющие низкую цену.В повседневной жизни и в литературном пространстве знания об этих металлах часто используются как когнитивная основа при характеристике других объектов. В ходе исследования используется когнитивно-дефиниционный метод, заключающийся в выявлении и описании когнитивных признаков языковых материалов, а также сопоставительный метод и метод лингвистического наблюдения. Научная новизна работы заключается в том, что опора на экспериенциальные признаки металлов помогает носителям языка освоить другие области и получить новую информацию. Из проведённого исследования языкового материала, можно сделать вывод, что метафора с источником 'ценность металла' активно эксплуатируется для демонстрации аксиологии различных объектов, что говорит о важности данного способа квалификации объектов и подчёркивает востребованность данного вида метафоры.
Ключевые слова: ценность, аксиологическая шкала, когнитивная деятельность, русский язык, языковая картина мира, экспериенциальный признак, перцептуальный признак, метафора, металл, область-источник
DOI:
10.7256/2454-0749.2019.1.29020
Дата направления в редакцию:
24-02-2019
Дата рецензирования:
22-02-2019
да1а публикации:
25-02-2019
Дж. Лакофф и М. Джонсон в книге «Метафоры, которыми мы живем» отмечают, что «нельзя отделить метафору от их эмпирических оснований, только с помощью эмпирических оснований метафора может восприниматься и быть адекватно
представленной, а также выполнять свою функцию в понимании текстов» Тем самым ставится вопрос о природе знаний, лежащих в основе метафоры. В другой работе Дж. Лакофф, изучая когнитивную деятельность, говорит, что она «есть в своей сущности продукт человеческого опыта и воображения - восприятия, двигательной активности и культуры, с одной стороны, и метафоры, метонимии и ментальной образности в целом, с
другой» [8, С 23]. Из этого следует, что Дж. Лакофф выделяет разные признаки, которые учитываются при познании. Во-первых, это данные, полученные при восприятии, двигательной активности и воспринятые через культуру. Во-вторых, это сведения, основанные на воображении, т. е. на информации, которая «выходит за пределы
буквального отражения, или репрезентации, внешней реальности» [8, С 13], т. е. на метафоре, метонимии и других проявлениях образности. При этом «"опыт" здесь понимается в широком смысле. "Опыт" в этой интерпретации включает все, что формирует актуальный или потенциальный опыт отдельного живого существа или сообществ живых существ - не только восприятие, моторное движение и т. д., но особенно внутреннее генетически приобретенное строение организма и характер его взаимодействия с физическим и социальным окружением» [8, С 14]. Л.И. Горбунова в своей работе предлагает узкое понимание опыта, поскольку «анализ языкового материала и выводов, накопленных системно-структурной и когнитивной лингвистикой, позволяют утверждать, что информация, отнесенная Дж. Л акоффом к сфере опыта, весьма разнородна по природе. Поэтому представляется необходимым разграничить, во-первых, информацию, непосредственно отображающую действительность (форма, цвет, размер, запах объекта - перцептуальные признаки объектов), и, во-вторых, те свойства объектов материального мира, которые не могут быть познаны через прямое наблюдение, например, сфера использования объекта, способ его воздействия на
человека, место в системе ценностей и т. п. [3, С—54]. Л.И. Горбунова предлагает разделить признаки объектов на перцептуальные (те, которые осознаются через зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильные ощущения и обоняния, которые являются внутренним свойством объекта и результатом восприятия органами чувств) и экспериенциальные признаки («те свойства объектов материального мира, которые не могут быть познаны через прямое наблюдение, например, сфера использования объекта, способ его воздействия на человека, место в системе ценностей», которые становятся доступны «только в результате взаимодействия
человека с объектом или в результате обучения, т. е. опыта в узком смысле» [3, С 54]). Экспериенциальный признак «способность звезды служить ориентиром возникает только тогда, когда ее в качестве такового использует человек. Свойство злаков быть декоративными (кормовыми, пищевыми), т. е. украшать (служить кормом для животных или пищей для человека), не присуще растению как элементу живой природы и возникает только тогда, когда это свойство приписывается ему людьми в результате его использования» [3, С 54].
По мнению Н.Д. Арутюновой, в сознании человека ценностная картина базируется на личностной оценке качеств объектов и явлений реальности. Оценка «задана физической
и психологической природой человека, его бытием и чувствованием, она задаёт его
мышление и деятельность, отношение к другим людям и предметам действительности»
С-24]. Проявляя своё соображение об находящемся вокруг его мире, человек постоянно налагает на него «светотеневую сеть общечеловеческих и индивидуальных
представлений о добре и зле (хорошем и плохом)» ^—С,10]. Места объекта на аксиологической шкале во многом обусловлено его экспериенциальными свойствами.
Металлы являются одной из важнейших составляющих жизни современного человека, формируют целостную денотативную область, и освоение знаний о них имеет большое значение в языковой картине мира. Данная область отражает мировосприятие носителей языка в том числе через метафору. Важнейшим источником метафоры является экспериенциальное свойство металлов 'ценность', поскольку в жизни цивилизации металлы занимали занимают очень значительное место, поэтому обладают стоимостью как объекты купли-продажи. Это обстоятельство отражается в дефинициях названий
некоторых металлов. Например, в Толковом словаре Ожегова-9 указывается, что золото, платина и серебро являются драгоценными металлами, а «Толковый словарь
живого великорусского языка» ^ подчёркивает, что золото является самым дорогим металлом. При этом в «Новом словаре русского языка» отмечается ценность только у платины, причём более высокая, чем у золота, а золото и серебро характеризуются как благородные металлы. Однако сравнение ценности платины и золота позволяет понять, что золото тоже весьма ценный металл. На данном участке языковая картина мира полностью соответствует научной.
Ценность серебра и золота обусловила использование этих металлов как эквивалентов стоимости других товаров, а также то, что на основе ассоциации 'высокая стоимость -ценность' представления о высокой цене металлов стали связываться с интерпретацией ценности как 'важности', 'нужности', 'больших достоинств, достижений', 'статусности' и
под.-Ш Н.И. Гриценко в своей диссертации показала, что эти металлы имеют высокую значимость и в бытовой жизни человека. Например, «одежду христианских священников принято расшивать золотыми и серебряными нитями. Также существуют мифы и сказки, связанные с золотом и серебром: мифы об аргонавтах и золотом руне» С-116"1.
Устойчивое представление о градации металлов по этому признаку сформировало «металлическую» шкалу ценности, используемую для характеристики объекта по значимости, достоинствам, достижениям, в которой участвуют золото и серебро как регулярные маркеры первого и второго места. Регулярное и частотное употребление метафор с таким смыслом, широта охвата ими разных аспектов действительности говорит о центральности места, которое занимают золото и серебро в поле ценности в русской языковой картине мира.
Для русской языковой картины мира характерна оппозиция «золотой 'очень ценный' -серебряный 'ценный, но все же обладающий меньшими достоинствами'»:
1) Сказано - серебро, не сказано - золото (Погов.);
2) Сказанное слово - белое серебро, сбереженное - красное золото (Погов.);
3) Сон после обеда - серебро, а до обеда - золото (Погов.);
4) Не битый - серебряный, битый - золотой (Погов.);
5) Первый день гость - золото, второй - серебро, третий - медь, и домой едь (Погов.);
6 ) Кроме того, название «серебряный век» предполагает, что в художественном отношении литература этого времени уступает литературе пушкинской эпохи («золотого века») (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия).
Метафорические названия сроков жизни в браке также часто связаны с представлениями о металлах (чугунная, медная, оловянная, стальная. никелевая, бронзовая свадьба). В наименования закладываются разные смыслы, связываемые с
различными свойствами металлов-2!, но то, что 25 и 50 лет совместной жизни, очень высоко ценимые русским социумом, именуются серебряной и золотой свадьбой, несомненно, отражают именно ценностный аспект и градацию золотого и серебряного.
Третье место в шкале ценности может быть представлено вариативно. Например, на фоне золота и серебра бронзой в сфере различного рода соревнований. При этом бронза - это всегда тоже ценность:
7 ) Как и положено, победителей ожидают три наградных номинации - бронзовая, серебряная и золотая (Е. Налимова);
8) Алексей Якименко (на фото слева) в пятый раз взял еврозолото, а проигравший ему в полуфинале Камиль Ибрагимов (справа) получил бронзу (А. Беляев).
Контексты подчеркивают, что наименования регалий в самой незначительной степени обусловлены материалом, из которого изготовлены:
9 ) Знак отличия ГТО имеет форму стилизованной многоконечной звезды, в центре которой расположена окружность с изображением бегущего спортсмена на фоне красного цвета для золотого знака отличия, синего - для серебряного значка, а для бронзового решили выбрать зеленый цвет с изображением восходящего солнца (П. Панов).
Ценностный, а не материальный аспект смысла подчеркнут и в формулировке одного из значений существительного золото в «Новом словаре русского языка» [6]. 'золотая медаль или золотые медали как высшая награда за выдающиеся успехи в спортивных соревнованиях, на конкурсе и т.п.', и фиксируются и аналогичные значения слов
серебро и бронза в «Новом словаре русского языка» [6].
Место в соревновании вообще может быть не связано с металлической наградой, что однозначно выводит на первый план именно смысл 'значимый, имеющий большие достоинства':
10) Бронзовый призер золотой сенаторской гонки - представитель заксобрания Камчатского края Валерий Пономарев (А. Сивкова, С. Подосенов);
1 1 ) Как и положено, победителей ожидают три наградных номинации - бронзовая, серебряная и золотая (Е. Налимова).
В периодизации третье место после золотого и серебряного часто именуется железны й, метафорическая основа этой номинации носит характеризующий смысл ('индустриальный', 'бездушный', 'жестокий'), который в свою очередь связан и со смыслом 'более низкая' или 'очень низкая ценность':
12) Литературный XIX век - золотой. Конец Х1Х-начало XX в.- серебряный. XX век и его литературу, имея в виду в первую очередь социалистический реализм, принято именовать - железным (О. Клинг);
13) Бунин был из золотого века, а уже шел серебряный и совсем близко был железный! (С. Сокол);
14) Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный беспечный брошен человек! (А Блок).
Время, следующее за серебряным веком и отличающееся от него качественно в худшую сторону, может ассоциироваться со свинцом:
15) Свинцовый век, пришедший на смену серебряному, разметал по свету утонченных юношей, порочных гимназистов и миловидных послушников, оставив для Николая Романовича и ему подобных опасные связи с алчными и жестокими молодыми людьми, с которыми ухо востро, потому что предадут, разоблачат, оклевещут, посадят... (Л. Улицкая).
Расположение за пределами первой тройки однозначно считается провалом, здесь начинается отрицательная зона шкалы ценности:
16) Лобачевой и Авербуху светит и бронза, и серебро, и золото, но точно, что не медный грош четвертого места (И. Порошин).
В шкале ценности, представленной метафорами металлов, медь, часто противопоставленная серебру и золоту, маркирует крайне низкую ценность и значимость:
1 7) Н а медные деньги (учиться, быть воспитанным) 'на скудные, ничтожные средства; недостаточно'(Фразе.);
1 8 ) Гроша медного (или ломаного) не стоит 'ничего не стоит, никуда не годится'(Фразе.);
19) Только у молодца и серебреца, что медненький грошик (Посл.);
20) Видена девка медяна, а не видена золотая (Посл.);
21) Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица (Посл.);
22) И она соглашается лишь для того, чтобы наутро понять, что в очередной раз приняла за золотую монету медный грош (Секс на первом свидании);
23) Мы разучились нищим подавать, дышать над морем высотой соленой, встречать зарю и в лавках покупать за медный мусор - золото лимонов (А. Степанов).
Такое восприятие подчеркивается использованием сниженных медяшка, медяк (пример24), семантикой существительного мусор (пример23) Отрицательная зона шкалы связывается с некоторыми другими металлами:
24) И я в большом унынии прикидываю тщательно: кружок я алюминия, медяшка? Или платина? (И. В. Елагин);
25) Вырастали золотые, шёлковые, из дали манили и тешили, а сошли к нам и вот уж из олова, где же золото? (Н. С. Тихонов);
26) Суждена тебе жизнь дворцовая, Сребром-золотом осиянная;
А моя судьба - ох! - свинцовая Моя долюшка - оловянная. Серебро твое - чисто золото Не пошло на сплав свинцу-олову. Дума черная стуком молота
Простучала мне буйну голову (В. Г. Бенедиктов);
27) Писали же после золотого века Пушкина, Лермонтова и Гоголя, хуже, но - писали. Отошел и серебряный, и бронзовый век. Но есть еще медный, оловянный,
деревянный, глиняный, картофельный, наконец, говенный, и все это еще будет литература - прежде чем окончательно наступит век синтетический, бесконечный, как вечность (А. Битов);
28) У доброго молодца только и золотца, что оловянна пуговка (Погов).
В последнее время в градационную шкалу включается платина как образец чего-то более значимого, обладающего большими достоинствами, чем золото:
29) Помимо золотых, есть также бриллиантовые, алмазные, платиновые, бронзовые, серебряные номера, флэш-рояли и «бабочки» (И. Смирнова);
3 0) Для «золотых» и «платиновых» членов клуба предусмотрена гибкая система скидок (В. Александров);
31) Золотой концерт и платиновая пластинка... Хорошая сказка, веришь -живешь (А. Кириллин);
3 2) Можно стать обычным и привилегированным членом клуба. Первым вручают «золотую» карточку, вторым - «платиновую» (В. Александров);
33) Первыми музыкантами, получившими «платиновую» премию по итогам интернет-продаж собственных песен, стали рэперы из «Outkast» . (Новости);
34) По количеству предоставляемых услуг: VIP (серебряная, золотая, платиновая), обычная (базовая) и с ограничением услуг (М. Капсулецкая);
3 5) Вы узнаете золотое, платиновое и серебряное правило тренировок на этом тренажере (Т. Рогов);
36) Вполне возможно, что с дистанции времени (не сейчас, а позже) подводное течение другой литературы в эпоху Железного века и сам конец XX - начало XXI века в России назовут платиновым (О. Клинг).
Анализ метафорических выражений позволяет сделать еще один важный вывод: золото и (реже) серебро в русской языковой картине являются образцами того, что обладает достоинствами, т.к. знания об этих металлах используются как когнитивная основа при отнесении объектов к положительной зоне шкалы оценки, причем безотносительно к сравнению этих металлов по ценности. Серебро и золото - эталоны, безусловные образцы хорошего, ценимого:
3 7) Хорошие дети, золотые дети, но — что греха таить! — какие-то разболтанные (И.
Грекова);
38) Мы юностью нашей богаты, мы встретим их солнечным днем, всем золотом наших закатов и всех наших зорь серебром (М. А. Светлов);
39) ... Дом хрустальный на горе для нее. Сам, как пес бы,
так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи! (В. Высоцкий);
40) Серебро и золото, красота какая! Стойкость серебристая, гордость золотая (К. Эрберг).
Этот компонент представлений о золоте эксплицируется в словарях: «Компонент фразеологизма золотить/позолотить связан с эталоном, мерилом высшего качества - с золотом. Фразеологизм выступает как стереотипное представление о ситуации, когда
что-л. неприятное, некрасивое маскируется под приятное, красивое» --11В подобных метафорах как их источник встречается и серебро (пример 41) или золото и серебро одновременно без элемента сопоставления (пример 42):
4 1 ) «Но мифы лгут, - возражал Льюис, - хотя это и посеребренная ложь» (С. Алексеев);
42) Нет, вот как я тут позолочу да там посеребрю, а ежели и это не помогает, так где ползком, а где и на задних лапках... так-то, папенька-крестный (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Метафорические устойчивые наименования некоторых ценных и значимых фрагментов действительности также часто отсылают к представлению о ценности золота: черное золото 'о нефти или каменном угле'; мягкое золото 'о ценных мехах пушных, зверей'); белое золото (' о хлопке').
Обилие устойчивых выражений, эксплуатирующих метафору, связывающую золото и серебро с ценимым, считающимся хорошим, говорит о важности данного способа квалификации объектов для языкового коллектива: золотые руки 'о том, кто умело, искусно все делает, справляется с любой работой'; золотая середина 'об образе действий, поведении, чуждом риска, крайности'; золотое сечение 'гармоническая пропорция, в которой одна часть относится к другой как все целое к первой части'; золотое время терять (или упускать ) 'терять время, ценное для каких-л. дел, занятий'; золотой век 'подъем, вершина, процветание, лучшая пора, расцвет, пик, наилучший, беззаботный период жизни, время благоденствия', также золотое правило, золотые слова, золотой фонд .
Расширение сферы референции выражения золотой век также подчёркивает важность и востребованность данного вида метафоры:
4 3 ) Для таких репортёров, как Артём Бутейко, настал золотой век, только успевай подгребать чужие окурки со следами губной помады, только подставляй микрофон и камеру под щедрый поток интимных откровений (П. Дашкова);
44) Товарищи технологи, машиностроители и энергетики, теплотехники и коммунальщики,
особенно слесари-котельщики и сантехники! Для вас наступает золотой век (из газеты Техника - молодёжи 1998-02).
Важнейшим элементом знаний, связываемых в русской языковой картине мира с золотом и серебром, является включение в личную сферу говорящего. Серебром и золотом именуется только значимое, важное, приятное человеку, то, что, с его точки зрения, обладает большими достоинствами, т.е. связанное с широким спектром положительных эмоций:
45) Такие я встречал людские души: Овеяны серебряной печалью.
И любит буйная моя мятежность
Их детскую серебряную нежность (З. Н. Гиппиус);
46) Золотые берега дорогого детства стали чуть виднеться ... (С. И. Кирсанов).
Частотное использование такого рода выражений в качестве обращения к близкому человеку также проявляет указанный когнитивный аспект:
47) Да доча ты моя! Да золотко ты моё золотое! Да разумница ты из разумниц (В. Астафьев);
48) Странно подумать, что был ты ребёнком, и матушка на коленях тебя качала, называла «золотцем» и «телёночком», и не было для нее ничего дороже на свете (Ю. М. Нагибин);
49) Я сидел у дерева, и рядом со мной холодела живая человеческая золотинка, мой друг, мой товарищ, мой брат Леша (В. Драгунский).
Использование в контекстах метафор с источником золото наряду с метафорами с источником серебро или с гибридным источником говорит о когнитивном равноправии этих металлов, т.к. эти метафорические выражения имеют одинаковое значение или используются для усиления положительной аксиологии:
50) Приходи, кое-что тебе скажу, кое-что покажу, - говорила Людмила, подпрыгивая и напевая, подёргивая юбочку, отставляя розовые пальчики, - приходи, миленький, серебряный, позолоченный (Ф. К. Сологуб);
5 1) Это значит - летом ли, зимней ли порошей постучит в оконце звонкое ружье, золотой-серебряный, друг ты мой хороший (И. Л. Сельвинский).
На аксиологической шакале имеется еще один фрагмент, ассоциативно осмысляемый через представления о золоте. Он относится к крайней точке отрицательной зоны и эксплицирован значениями следующих слов: золото 'навоз, назём, удобрение, особ. сок
из-под гнойного назьма и человеческий помет' золотарь (устар.). 'то же, что ассенизатор. || прил. золотарский', золотая рота 'деклассированные слои общества, опустившиеся, обнищавшие люди', золотить 'ругать последними словами'.
Таким образом, диапазон денотатов метафорических обозначений подключает и психологические и чувственные характеристики субъектов. Примечательно, что у всех этих единиц имеется значение, соотносимое с положительным явлением. Значения, отсылающие в противоположную зону аксиологической шкалы, скорее всего,
появляются в результате ироничной или даже саркастической реакции. Этот факт позволяет расширить представление о том, какого рода оппозиции характерны для
русской языковой картины мира и описаны в литературе -10, 12].
Ср.: ценный '1. Имеющий большую цену (в 1 знач.), дорогой. Ценная вещь'. '2. перен. С большими достоинствами, важный, нужный'
См., например: Годовщины свадеб и их названия по годам https ://svadebka.ws/artide/godovschmy-svadby-po-godam/
Библиография
1. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка /Н.Д. Арутюнова // Проблемы структурной лингвистики.-М.: Наука, 1984. С. 5-23.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт /Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1988. 341с.
3. Горбунова Л.И. Экспериенциальный аспект категоризации материальной действительности // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, №2: Филология. С. 53-63.
4. Гриценко Н.И. Названия металлов в русском языке: семантика-словообразовательный и лингвокультурологический аспекты: Дис....канд. филол. наук. Майкоп, 2003. 206с.
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. Т. 1 / В. И. Даль.-М.: Рипол классик, 2006. 754с.
6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2-х т. М.: Рус. яз, 2000. 1209с.
7. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256с.
8. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Языки славянской культуры, 2004. 792с.
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. 944с.
10. Пеньковский А.Б. «Радость» и «удовольствие» в представлении русского языка. - В кн.: Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. 696с.
11. Телия В.Н. Большой фразеологический словарь русского языка. / Под ред. В.Н. Телии. М.: АСТ-Пресс Книга, 2010. 784с.
12. Шмелев А.Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души». -В кн.: Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997. 547с.