Научная статья на тему 'МЕТАФОРИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ'

МЕТАФОРИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
181
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вторичная картина мира / интернет-коммуникация / интернет-пространство / идеализированная когнитивная модель / интернет-метафора / концептуальная метафора / метафоричность / secondary picture of the world / Internet communication / Internet space / idealized cognitive model / Internet metaphor / conceptual metaphor / metaphoricity

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Е.Ю. Воякина

Метафорический тип номинации, реализующийся в формате концептуальных моделей, является важным принципом формирования языковой картины мира интернет-коммуникантов. В статье анализируется принцип метафоричности как основной принцип организации интернет-коммуникации. Дается характеристика метафоризации как когнитивного процесса, неразрывно связанного с восприятием, которое протекает с помощью идеализированных когнитивных моделей. Рассмотрены причины использования метафор в интернет-коммуникации, среди которых выделяется отсутствие терминологического аппарата формирующейся виртуальной среды. На основании эмпирического материала приводятся наиболее распространенные концептуальные метафоры, используемые для описания явлений и процессов, протекающих в интернет-среде. Обосновывается роль метафоры в формировании вторичной картины мира интернет-пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICITY AS THE BASIC PRINCIPLE OF ORGANIZING INTERNET COMMUNICATION

The metaphorical type of nomination, which is realized in the format of conceptual models, is an important principle in the formation of a linguistic picture of the world in Internet communication. The article analyzes the metaphoricity principle as the main principle of organizing Internet communication. Metaphorization is characterized as a cognitive process inextricably linked with perception which proceeds with the help of idealized cognitive models. The author considers reasons for the use of metaphors in Internet communication, among which the lack of terminological apparatus of the emerging virtual environment is highlighted. Based on the empirical material, the most common conceptual metaphors used to describe the phenomena and processes occurring in the Internet environment are given. The role of metaphor in the formation of a secondary picture of the world in the Internet space is substantiated.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ»

привести к орфоэпическому совпадению двух слов, ср.: худ' - худ2, одно из которых исконно табасаранское (худ1), а другое - русское или заимствованное через русский язык (худ2); 2) при заимствовании из других языков разных слов, которые могут совпадать по произношению в межгюльском говоре табасаранского языка, ср.: диван' (перс.) - диван2 (из русск.), руль' (голл.) - руль2 (фр.) и др.

Омонимичны в говоре не только начальные формы, но и ряд косвенных, ср.: хулиз лигуб ('смотреть на канаву') - хулиз лигуб ('смотреть на холл'), Ъисккала-тариг1 жигьилар ъуч духьна ('Под складами собралась молодежь') - Ъиеккала-тариг2 гурттар (мн.ч.) гахьну ('В нижние емкости упало белье (собир.)') и др.

Омонимы в основном представлены среди существительных и структурно в начальной форме обычно состоят из одного слога, косвенные же формы явля-

Библиографический список

ются многосложными. Исконные лексемы, состоящие из нескольких слогов, являются иноязычными заимствованиями: 8 омонимичных пар состоят из двух слогов, два - из трех. Если пара «к1амп1ани' ('кампания') - к1амп1ани2 ('компания')» образована в результате адаптации иноязычных слов через посредство русского языка, то омонимы «Ъисккалат' ('склад') - Ъисккалат2 (букв.: 'нижняя емкость для воды')» появились как следствие внутриязыковых явлений после приспособления заимствования склад к законам табасаранского языка.

Очевидно, что со временем некоторые омонимичные пары исчезнут из речи носителей говора. При этом не исключено появление новых омонимов в дискурсивном поведении межгюльцев, что может быть рассмотрено как естественный языковой процесс.

1. Атакаева Ф.Ш. К вопросу о разграничении омонимов и многозначных слов в ногайском языке. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве России: материалы Международной научно-практической конференции. Карачаевск: КЧГУ 2019: 12-17.

2. Магометов А.А. Табасаранский язык: (исследование и тексты). Тбилиси: Мецниереба, 1965.

3. Руткевич С.А. Стилистическое использование омонимов, полисемантов, речевых клише в рекламной речи. Веснж Вцебскага дзяржаунага ун!верс1тэта. 2002; № 2 (24): 79-84.

4. Ваджибов М.Д. Омонимия как результат фонетических изменений (на материале табасаранского языка). Сборник статей студентов и аспирантов. Махачкала: ИПЦ ДГУ 1995: 28-32.

5. Зязикова А.М., Дударова Л.М. Влияние литературной традиции на использование омонимов в речи. Рефлексия. 2017; № 2: 46-48.

6. Ваджибов М.Д. О роли русского языка в обогащении лексики межгюльского говора табасаранского языка. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 496-498.

7. Пазова Л.М. К вопросу о полных и неполных омонимах. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2010; № 1: 99-103.

8. Головня А.И. Омонимия как системная категория языка. Минск: БГУ, 2007.

References

1. Atakaeva F.Sh. K voprosu o razgranichenii omonimov i mnogoznachnyh slov v nogajskom yazyke. Formirovanie professional'noj kompetentnosti buduschego specialista v obrazovatel'nom prostranstve Rossii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Karachaevsk: KChGU, 2019: 12-17.

2. Magometov A.A. Tabasaranskij yazyk: (issledovanie i teksty). Tbilisi: Mecniereba, 1965.

3. Rutkevich S.A. Stilisticheskoe ispol'zovanie omonimov, polisemantov, rechevyh klishe v reklamnoj rechi. Vesnik Vicebskaga dzyarzhaynaga universit'eta. 2002; № 2 (24): 79-84.

4. Vadzhibov M.D. Omonimiya kak rezul'tat foneticheskih izmenenij (na materiale tabasaranskogo yazyka). Sbornik statej studentov i aspirantov. Mahachkala: IPC DGU, 1995: 28-32.

5. Zyazikova A.M., Dudarova L.M. Vliyanie literaturnoj tradicii na ispol'zovanie omonimov v rechi. Refleksiya. 2017; № 2: 46-48.

6. Vadzhibov M.D. O roli russkogo yazyka v obogaschenii leksiki mezhgyul'skogo govora tabasaranskogo yazyka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 496-498.

7. Pazova L.M. K voprosu o polnyh i nepolnyh omonimah. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2010; № 1: 99-103.

8. Golovnya A.I. Omonimiya kaksistemnaya kategoriya yazyka. Minsk: BGU, 2007.

Статья поступила в редакцию 30.09.22

УДК 811.111

Voyakina E.Yu, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Tambov State Technical University (Tambov, Russia), E-mail: voyackina.elena@yandex.ru

METAPHORICITY AS THE BASIC PRINCIPLE OF ORGANIZING INTERNET COMMUNICATION. The metaphorical type of nomination, which is realized in the format of conceptual models, is an important principle in the formation of a linguistic picture of the world in Internet communication. The article analyzes the metapho-ricity principle as the main principle of organizing Internet communication. Metaphorization is characterized as a cognitive process inextricably linked with perception which proceeds with the help of idealized cognitive models. The author considers reasons for the use of metaphors in Internet communication, among which the lack of terminological apparatus of the emerging virtual environment is highlighted. Based on the empirical material, the most common conceptual metaphors used to describe the phenomena and processes occurring in the Internet environment are given. The role of metaphor in the formation of a secondary picture of the world in the Internet space is substantiated.

Key words: secondary picture of the world, Internet communication, Internet space, idealized cognitive model, Internet metaphor, conceptual metaphor, metaphoricity.

ЕЮ. Воякина, канд. филол. наук, доц., Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, E-mail: voyackina.elena@yandex.ru

МЕТАФОРИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Метафорический тип номинации, реализующийся в формате концептуальных моделей, является важным принципом формирования языковой картины мира интернет-коммуникантов. В статье анализируется принцип метафоричности как основной принцип организации интернет-коммуникации. Дается характеристика метафоризации как когнитивного процесса, неразрывно связанного с восприятием, которое протекает с помощью идеализированных когнитивных моделей. Рассмотрены причины использования метафор в интернет-коммуникации, среди которых выделяется отсутствие терминологического аппарата формирующейся виртуальной среды. На основании эмпирического материала приводятся наиболее распространенные концептуальные метафоры, используемые для описания явлений и процессов, протекающих в интернет-среде. Обосновывается роль метафоры в формировании вторичной картины мира интернет-пространства.

Ключевые слова: вторичная картина мира, интернет-коммуникация, интернет-пространство, идеализированная когнитивная модель, интернет-метафора, концептуальная метафора, метафоричность.

На сегодняшний день развитие сферы информационно-коммуникационных технологий достигло небывалых высот, продолжая совершенствоваться и усложняться. Интернет-коммуникация как относительно новая форма массовой коммуникации является сейчас неотъемлемой частью жизни практически любого человека, определяя его особенности поведения, ценностные ориентиры и жизненные позиции.

Осмысление и репродукция различного рода информации в интернет-пространстве позволяет проследить тенденции не только общественного развития, но и языкового поведения членов социума. Данный феномен вызывает интерес

со стороны исследователей из различных областей науки, в том числе и лингвистов, изучающих вопросы функционирования языка Интернета и формирующегося интернет-дискурса, феномена языковой виртуальной личности, протекания языковых и речевых процессов в интернет-среде в целом, жанровое разнообразие сетевого дискурса, лингвокультурологические, прагматические, социолингвистические, когнитивные и психолингвистические особенности интернет-коммуникации и др. [1-6]. Проводимые исследования дают основание говорить о формировании нового направления лингвистики - интернет-лингвистики (термин Д. Кристала), обладающей междисциплинарным характером и объединившей

все многообразие существующих исследований языковых и речевых процессов, протекающих в интернет-среде [7].

Особое место в интернет-коммуникации отводится метафоре, которая пронизывает все интернет-пространство. Причем речь идет не только о метафорических номинациях, используемых для обозначения различных сетевых процессов и самой коммуникации в интернет-среде (глобальная паутина, сеть, интернет-серфинг и др.), но и в целом о метафорической организации интернет-коммуникации и сетевого контента.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что современная интернет-коммуникация, являясь нестабильной, постоянно изменяющейся формой массовой коммуникации, требует многостороннего исследования не только со стороны отдельных лингвистических и экстралингвистических особенностей ее функционирования, но и основных принципов ее организации, которым и является, на наш взгляд, метафоричность. Метафорический тип номинации, реализующийся в формате концептуальных моделей, является важным принципом формирования языковой картины мира интернет-коммуникантов. Поэтому представляется важным исследовать метафорический характер организации интернет-коммуникации.

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть метафорический характер организации интернет-коммуникации, а также обосновать роль метафоры в формировании вторичной картины мира интернет-коммуникантов.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач, заключающихся в выборке фактического материала, а именно -метафорических номинаций из текстов Национального корпуса русского языка, в которых упоминаются различные интернет-реалии, а также в выявлении и характеристике наиболее распространенных концептуальных интернет-метафор на основании указанного эмпирического материала.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые дается характеристика интернет-коммуникации как единого метафорически организованного коммуникативного пространства на основе анализируемых концептуальных интернет-метафор, показывается взаимосвязь процессов метафоризации и восприятия интернет-коммуникации реципиентом, актуализируется роль метафоры в формировании вторичной картины мира интернет-пространства.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования связана с вкладом в дальнейшую разработку теории метафоры и интернет-лингвистики, а именно - с выявлением возможностей метафорического и в целом тропеического характера организации интернет-коммуникации, возможностью использования полученных выводов при исследовании и интерпретации различных форм сетевого контента, а также в теоретических и практических курсах общего языкознания, стилистики, межкультурной коммуникации, прагмалингви-стики, лингвокультурологии и интерпретации текста.

Материалом исследования послужили тексты Национального корпуса русского языка 2003-2022 гг (ruscorpora.ru), в которых описываются различные сетевые явления и процессы.

Методы, используемые в рамках данного исследования, включали аналитический, описательный, сравнительный, метод сплошной выборки фактического материала, а также метод корпусного анализа.

Рассуждая о метафоричности интернет-коммуникации, важно отметить, что под метафорой подразумевается процесс неявной суперпозиции различных семитических полей, который позволяет структурировать исходный домен X через призму домена цель Y и, следовательно, говорить о ней [8]. Метафора позволяет воспринимать одно понятие с точки зрения другого, не думая, что они объективно одинаковы. Следовательно, речь идет о процессе, посредством которого человек определяет сходство между двумя разными концептуальными областями, и в этом смысле метафора не ограничивается экспрессивной или эстетической ролью. Согласно Дж. Лакоффу, наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по своей сути [9].

С позиций когнитивной лингвистики метафора неразрывно связана с восприятием, которое проходит с помощью идеализированных когнитивных моделей (описываемых такими лингвистами-когнитологами, как Фоконье, Лангакер, Лакофф, Джонсон и др.) [9-11]. Указанные идеализированные когнитивные модели строятся на основе знаний человека о мире и его жизненного опыта и структурируют то, как мы думаем, действуем и говорим. Однако следует отметить, что у различных людей данные идеализированные когнитивные модели могут различаться и подвергаться многочисленным трансформациям в соответствии с контекстом высказывания и жизненным опытом коммуникантов.

Любой тип коммуникации в любом языке содержит ряд концептуальных метафор, реализующих идеализированные когнитивные модели, и интернет-коммуникация не является исключением, даже наоборот - представляет собой единое метафорически организованное коммуникативное пространство, предполагающее долю субъективизма. Российский психолог А.Е. Войскунский подчеркивает, что метафоричность общения в Интернете объясняется метафоричностью осмысления человеком самой интернет-среды [12]. Уже наличие достаточно широкого ряда метафор, используемых для обозначения интернет-коммуникации, свидетельствует о метафорическом характере организации интернет-пространства. Так, Интернет называют Всемирной паутиной, или сетью, на которой мы серфим, получаем почту в почтовые ящики, заглядываем в чаты, открываем окна, листаем страницы, перемещаемся по информационным магистралям, осу-

ществляем навигацию и т. д. Большая часть данных метафор заимствована из английского языка, на котором Интернет увидел свое лингвистическое рождение, и затем они стали использоваться в других языках путем буквального перевода или калькирования.

По мнению Томаса Куна, изменение научных парадигм приводит к изменению восприятия реальности, и метафора в данном случае является способом восприятия данной реальности. Кроме того, метафора симптоматична, т. е. она отражает актуальное состояние, процессы развития, изменения окружающей действительности, отраженной в интернет-коммуникации. Роль метафоры особенно ярко проявляется во время научных открытий, которые она сопровождает в том смысле, что позволяет, прежде всего, по-новому воспринимать действительность, неким образом структурировать ее. Кэтрин Инглиш отмечает, что метафоризация является распространенным способом моделирования нашего понимания какого-либо нового явления. Метафора не просто описывает реальность, она дает рождение этой реальности [13]. Таким образом, метафора как бы «переописывает» реальность, дает новое представление описываемых событий и явлений действительности, а каждое новое явление допускает появление все новых метафор, и, как это ни парадоксально, именно эти метафоры дают рождение этой новой реальности.

Основная функция метафоры с когнитивной точки зрения состоит в концептуализации одного относительно абстрактного домена сквозь призму другого относительно конкретного домена, что работает и с интернет-метафорами. Другими словами, интернет-метафоры служат для целей структурирования того, как и что мы думаем о явлениях и процессах, реализуемых в интернет-среде, то есть отражает наше восприятие вопросов, обсуждаемых в интернет-пространстве. Однако стоит отметить, что большинство интернет-пользователей мало осведомлены о метафорическом происхождении выражений, существовании аналогических связей между первичным и вторичным значением, что особенно характерно для стертых метафор.

В попытке понять, почему интернет-коммуникация основывается на принципе метафоричности, необходимо рассмотреть причины использования метафор в данном типе коммуникации. Рассмотрим пример метафоры «серфинг в сети/интернете»: Ради чистоты эксперимента для дальнейшего серфинга по русскому буктьюбу воспользуюсь related videos (здесь и далее примеры взяты из Национального корпуса русского языка, ruscorpora.ru) [14]. Появление данной метафоры для описания поиска информации в сети Интернет связано с отсутствием терминологического аппарата формирующейся виртуальной среды, когда цели, процессы и параметры нового технологического феномена были еще неясны. В связи с острой потребностью в терминологии прибегали к метафорическим номинациям, отражающим аналогичные процессы в других областях знания.

Кроме того, говорящий обычно использует данные метафоры неосознанно, не задумываясь о тропеической природе выражения. Так, употребляя термин «информационная магистраль» (метафорическая номинация, в которой особое внимание уделялось скорости передачи информации), в сознании говорящего не возникает образ «шоссе», поскольку происходит своего рода переключение референта исходного домена, доказательство почти полной лексикализации метафоры. Хотя иногда встречаются и примеры, где представлено четкое сравнение, дается первичное и метафорическое значения слова: Понимаете, серфинг в океане требует умения концентрироваться, преодолевать, принимать мгновенные решения. Серфинг в сети - расслабленная бесцельная болтанка [14].

Лексикализованный характер подобных метафор подкрепляется особым орфографическим оформлением - отсутствием кавычек, что указывает на стертый характер метафоры. Так, описание Интернета как «сети» - это уже стертая метафора, концепция восприятия виртуального пространства, т. е. это уже не способ описания, а способ мышления. Подтверждением вышесказанного также является написание лексемы «Интернет» со строчной буквы, т. е. наблюдается переход от имени собственного к имени нарицательному. Таким образом, метафоры помогли преодолеть проблемы невидимости и неосязаемости инфраструктуры Интернета и заполнить лингвистические пробелы там, где не существовало буквальных выражений.

Подобные примеры восприятия сетевых процессов подрывают традиционный взгляд на метафору как на средство создания образности или экспрессивности высказывания, вместо этого под метафоричностью понимается способ представления и организации виртуальной реальности. Ведь в случае с интернет-реалиями их можно назвать только метафорой, поскольку не существует «буквальных» выражений для обозначения виртуальной коммуникации и связанных с ней процессов. Таким образом, интернет-коммуникация базируется на принципе метафоричности, при котором метафоры используются для восполнения недостатка лингвистических номинаций, то есть когда не существует «буквального» выражения для обозначения того или иного сетевого явления.

По сути, весь язык, используемый в настоящее время для общения в Интернете, имеет метафорическую природу, хотя пользователи часто не осознают эту реальность, потому что она встроена в культурный контекст, который широко принят обществом. Шоссе, сети, облака, матрицы, границы, железные дороги, волны, библиотеки, торговые центры и площади - все это примеры метафор, которые использовались для обозначения неких явлений и процессов, протекающих в Интернете. Со временем эти метафоры стали неотъемлемой частью культурных коммуникаций, подсознательно формируя когнитивные рамки и вос-

приятие пользователей, которые определяют будущее развитие Интернета. Причем метафорическая организация интернет-пространства склонна к постоянной трансформации, вследствие чего возникают все новые метафоры либо пересматриваются уже существующие на предмет того, точно ли они отражают реалии Интернета.

Говоря о метафорической организации интернет-коммуникации, следует дать характеристику основным концептуальным метафорам, на которых строится восприятие человека о виртуальном мире.

Наиболее популярной концептуальной метафорой, используемой для описания виртуальных феноменов, является метафора «ИНТЕРНЕТ - ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ». Поиск информации в интернет-среде зачастую сравнивается с движением, путешествием, ходьбой, прогулкой, поскольку мы путешествуем по Интернету, информационным магистралям благодаря программному обеспечению, браузерам: Дальнейшие выпуски сохранили высокий уровень профессионализма и вкуса, каждый может убедиться в этом, зайдя на сайт журнала [14]; А если смартфона под рукой не оказалось, то убедиться в оригинальности масла можно с помощью компьютера: для этого нужно перейти по ссылке, ввести 12-значный код, указанный на этикетке, и следовать дальнейшим инструкциям [14].

Понятие движения, путешествия, мобильности, безусловно, связано с тем фактом, что простым щелчком мыши можно перейти с одной страницы на другую, с одного сайта на другой, не прикладывая особых усилий. С помощью данной концептуальной метафоры человек описывает различные перемещения в виртуальном пространстве: мы посещаем виртуальные музеи, получаем доступ к архивам, проводим исследования в электронных библиотеках или делаем покупки онлайн. Метафоры, используемые таким образом, позволяют концептуализировать информацию, найденную в интернет-среде, как физические объекты, которые мы ищем.

Основная причина, которая, по-видимому, преобладает в бессознательном выборе рассматриваемой концептуальной метафоры, находится в нашем телесном опыте: чтобы чего-то добиться в «реальной» жизни, требуется движение тела или ума. Таким образом, метафоры, употребляемые для описания интернет-пространства, выбираются исходя из нашего физического опыта.

Другая частотная концептуальная метафора, используемая для описания интернет-среды, является метафора «ИНТЕРНЕТ - ЭТО ПРОСТРАНСТВО»: Документ предусматривает работу международной группы гражданских и военных специалистов, которые будут мониторить киберпространство и оперативно реагировать на кибератаки [14]; Да, интернет - это площадка свободы, но не вседозволенности [14].

Собранные нами эмпирические данные свидетельствуют о том, что люди концептуализируют информацию как физические объекты, расположенные в определенных точках пространства. Этими информационными объектами можно манипулировать, перемещать и сохранять.

Парадокс заключается в том, что пользователи склонны воспринимать Интернет как пространство, место, в котором они движутся в поисках информации, тогда как сам Интернет, по сути, не является местом, и вовсе не пользователь путешествует в поисках информации, а информация перемещается, чтобы добраться до конкретного пользователя. Даже термин «веб-сайт» характеризует Интернет как место (site - место, в переводе с английского). Интересно также отметить, что интернет-метафоры структурированы таким образом, что в них присутствует значение пространственного смещения (для обозначения виртуального перемещения).

Еще одной концептуальной метафорой, используемой для характеристики интернет-пространства, является метафора «ИНТЕРНЕТ - ЭТО МОРЕ / ОКЕАН», что в основном связано с представлением интернета как морской бесконечности, безбрежности, не имеющей границ:

В частности, «бессмысленный интернет-серфинг» вызвал у него меланхолию, а видеозаписи природных пейзажей заставили заняться «самоанализом [14]; Это еще раз свидетельствует о том, что виртуальный «океан» из триллионов бумажных долларов, заполонивших мир, ни в малой степени не обеспечен реальными ресурсами США [14]; Но порой погружение в виртуальный мир дарует и негативные эмоции [14]; Когда сегодня говорят об искусственном интеллекте, в большинстве случаев имеют в виду прикладные технологии ИИ: навигация в смартфоне, фильтры и так далее [14]; А затем создавала каждой учетную запись на сайте и отправляла в интернет-плавание [14]. Данные примеры восходят к морскому домену-источнику. Стоит подчеркнуть, что именно восприятие понятия необъятности послужило основой для концептуализации Интернета в морских терминах.

Кроме того, в коллективном бессознательном море океан представляется как некое тайное неизведанное место, являющееся потенциальным источником опасности. Таким представлялся человеку Интернет, открывающий бесконечное пространство информации без пределов, без границ, на этапе своего зарождения

Библиографический список

и дальнейшего развития. Об этом свидетельствует наличие терминов «кибербо-лезнь» или «цифровая морская болезнь».

К интернет-метафорам данной концептуальной области также относится метафора «пиратский», содержащая негативную коннотацию: В качестве примера саморегулирования Кириенко привел удаление «Яндексом» ссылок на пиратский контент по просьбам правообладателей [14].

Анализируя данный тип концептуальной метафоры, следует отметить, что большое количество метафор рассматриваемой концептуальной области заимствованы из английского языка, что свидетельствует об англоязычном происхождении интернета: Помимо онлайн-игр больше всего стримеры зарабатывают на рекламе брендов электроники, компьютерных комплектующих и доставки еды [14]; Суетящиеся люди и информационный флуд высасывают из меня энергию [14]; Мошенники связывались с клиентами банков через телефонные звонки и sms, а также присылали письма на электронную почту, содержащие фишинг, вирусы или вредоносные ссылки [14].

Еще одной распространенной концептуальной метафорой является метафора «ИНТЕРНЕТ - ЭТО ВИРУС». Слыша о хакерских атаках, мы встречаемся с такими номинациями, как «вирус», «болезнь», «эпидемия» и др.: Сетевой вирус Stuxnet атаковал атомную станцию в Бушере [14]; По данным многочисленных китайских СМИ, «интернет-болезнь» пытались вылечить как током, так и серьезными физическими нагрузками [14]; Источник заразы: шесть самых зловещих вирусов в истории интернета [15]; Эпидемия интернет-утечек: плата за откровенность в Сети [16]. Данная концептуальная метафора обычно содержит негативную коннотацию.

Обсуждая вопрос метафоричности интернет-коммуникации и рассуждая об интернет-пространстве как о неком «вторичном мире», следует отметить, что Интернет является открытым виртуальным миром, потенциально не имеющим границ, технологическим инструментом, средой, в которой современный человек проводит большую часть своей жизни, делая покупки, получая и оказывая различного рода услуги, общаясь, управляя своей повседневной жизнью. Интернет, который мы раньше противопоставляли «реальной» жизни, каким-то образом стал элементом этой «реальной» жизни. Таким образом, окружающая действительность, перемещаясь в сетевое пространство, представляет собой вторичную картину мира, реализуясь, в том числе, и на принципе метафоричности.

Таким образом, проанализировав массив текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка 2003-2022 гг, в которых описываются различные сетевые явления и процессы, можно сделать следующие выводы:

- на основании анализа фактического материала была дана характеристика интернет-коммуникации как единого метафорически организованного коммуникативного пространства. Метафоризация рассматривается как когнитивный процесс, неразрывно связанный с восприятием, которое проходит с помощью идеализированных когнитивных моделей, а метафоричность представляет собой один из способов представления и организации виртуальной реальности;

- выявлено, что основной причиной использования метафор в интернет-коммуникации является отсутствие терминологического аппарата формирующейся виртуальной среды. В связи с острой потребностью в терминологии и для восполнения недостатка лингвистических номинаций сетевых явлений и процессов происходит обращение к метафорическим номинациям, отражающим аналогичные процессы в других областях знания;

- установлено, что интернет-метафоры выбираются неслучайно, т. е. не являются полностью произвольными, а частично зависят от восприятия среднестатистического интернет-пользователя. Однако данная зависимость взаимна, поскольку интернет-метафоры также структурируют наше восприятие интернет-среды. Интернет-метафоры определяют восприятие возможностей Интернета на индивидуальном и общественном уровне;

- метод корпусного анализа позволил выявить и охарактеризовать основные концептуальные метафоры, используемые для описания интернет-явлений и процессов. Анализ показал, что наиболее распространенными концептуальными метафорами являются «ИНТЕРНЕТ - ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ», «ИНТЕРНЕТ -ЭТО ПРОСТРАНСТВО», «ИНТЕРНЕТ - ЭТО МОРЕ/ОКЕАН», «ИНТЕРНЕТ - ЭТО ВИРУС»;

- анализ фактического материала позволил подтвердить гипотезу о том, что окружающая действительность, перемещаясь в сетевое пространство, представляет собой вторичную картину мира, реализуясь, в том числе, и на принципе метафоричности. Метафоры активно участвуют в формировании вторичной картины мира интернет-пространства.

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы изучения метафоричности в интернет-коммуникации. Оно может быть продолжено в рамках описания роли метафоры в различных сетевых жанрах, а также расширено в направлении лингвокультурологии, прагмалингвистики, переводоведении и других отраслей лингвистики.

1. Ахренова Н.А. Теоретические основы интернет-лингвистики. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013; № 10 (28): 22-26.

2. Блох М.Я., Молчанова Е.С. Метафоры и сравнения в жанрах интернет-дискурса. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2021; № 3: 6-14.

3. Галичкина Е.Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство. Волгоград: Парадигма, 2012.

4. Горошко Е.А., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное. Вопросы психолингвистики. 2010; Т. 2, № 12: 105-123.

5. Карасик В.И. Сетевая языковая личность. Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2021; № 6 (848): 33-45.

6. Компанцева Л.Ф. Интернет-лингвистика: когнитивно-прагматический и лингвокультурологический подходы: монография. Луганск: Знание, 2008.

7. Crystal D. Internet Linguistics: A Student Guide. London, New York: Routledge Taylor & Francis Group, 2011.

8. Sweetser E. Metaphor, mythology, and everyday language. Journal of Pragmatics. 1995; № 24: 585-593.

9. Lakoff G. Metaphors We Live By. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1980.

10. Fauconnier G., Turner M. Mental Spaces: Aspects of Meaning Construction in Natural Language. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1998.

11. Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: the cognitive Basis of Grammar. Berlin: Mouton de Gruyter, 1999.

12. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета. Вопросы философии. 2001; № 11: 64-79.

13. English K. Understanding science: when metaphors become terms. Théorie et pratique des discours specializes. 1998; 151-163.

14. Национальный корпус русского языка 2003-2022. Available at: https://ruscorpora.ru

15. Источник заразы: шесть самых зловещих вирусов в истории интернета. Известия. Available at: https://iz.ru/885015/ivan-nosatov/istochnik-zarazy-shest-samykh-zloveshchikh-virusov-v-istorii-interneta?ysclid=l8h47aqavv783945278

16. Эпидемия интернет-утечек: плата за откровенность в Сети. Vesti.ru. Available at: https://www.vesti.ru/article/2027413?ysclid=l8h49kc2we889652025

References

1. Ahrenova N.A. Teoreticheskie osnovy internet-lingvistiki. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2013; № 10 (28): 22-26.

2. Bloh M.Ya., Molchanova E.S. Metafory i sravneniya v zhanrah internet-diskursa. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika. 2021; № 3: 6-14.

3. Galichkina E.N. Komp'yuternaya kommunikaciya: lingvisticheskij status, znakovye sredstva, zhanrovoe prostranstvo. Volgograd: Paradigma, 2012.

4. Goroshko E.A., Zhigalina E.A. Virtual'noe zhanrovedenie: ustoyavsheesya i spornoe. Voprosypsiholingvistiki. 2010; T. 2, № 12: 105-123.

5. Karasik V.I. Setevaya yazykovaya lichnost'. Vestnik MGLU. Gumanitarnye nauki. 2021; № 6 (848): 33-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kompanceva L.F. Internet-lingvistika: kognitivno-pragmaticheskiji lingvokul'turologicheskijpodhody: monografiya. Lugansk: Znanie, 2008.

7. Crystal D. Internet Linguistics: A Student Guide. London, New York: Routledge Taylor & Francis Group, 2011.

8. Sweetser E. Metaphor, mythology, and everyday language. Journal of Pragmatics. 1995; № 24: 585-593.

9. Lakoff G. Metaphors We Live By. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1980.

10. Fauconnier G., Turner M. Mental Spaces: Aspects of Meaning Construction in Natural Language. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1998.

11. Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: the cognitive Basis of Grammar. Berlin: Mouton de Gruyter, 1999.

12. Vojskunskij A.E. Metafory Interneta. Voprosy filosofii. 2001; № 11: 64-79.

13. English K. Understanding science: when metaphors become terms. Théorie et pratique des discours specializes. 1998; 151-163.

14. Nacional'nyj korpus russkogo yazyka 2003-2022. Available at: https://ruscorpora.ru

15. Istochnik zarazy: shest' samyh zloveschih virusov v istorii interneta. Izvestiya. Available at: https://iz.ru/885015/ivan-nosatov/istochnik-zarazy-shest-samykh-zloveshchikh-virusov-v-istorii-interneta?ysclid=l8h47aqavv783945278

16. 'Epidemiya internet-utechek: plata za otkrovennost' v Seti. Vesti.ru. Available at: https://www.vesti.ru/article/2027413?ysclid=l8h49kc2we889652025

Статья поступила в редакцию 26.09.22

УДК 82.01

Gadylshin T.R., postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: tgadylshin@inbox.ru

LOT AND FATE IN F. NORRIS'S "THE OCTOPUS". The article seeks to explore the influence of various social and psychological factors on the fate of the characters in F. Norris's novel "The Octopus." Most of the Russian works devoted to this novel originated in the Soviet period (1950s-1970s). The novel was studied entirely within the framework of the Marxist paradigm, while the naturalistic component of the novel was seriously underestimated. The relevance of the article is connected with the rethinking of the ideas of art, predestination and moral responsibility developed in the novel, herewith it is important to show that "The Octopus" is much broader than the view of the capitalism as an absolute evil. Norris's interpretation of the concept of natural selection is also original, and the author's sympathy for his characters makes it possible to depict the humanistic orientation of the novel.

Key words: F. Norris, naturalism, capitalism, determinism, corporation, the tragedy of an artist, natural selection, epic.

Т.Р. Гадылшин, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, E-mail: tgadylshin@inbox.ru

ЖРЕБИЙ И РОК В РОМАНЕ Ф. НОРРИСА «СПРУТ»

В статье исследуется влияние социальных и психологических факторов на судьбы персонажей романа Ф. Норриса «Спрут». Большинство посвященных писателю отечественных трудов были созданы в 1950-1970-е гг. и рассматривают произведение в основном в рамках марксистской парадигмы, теории борьбы классов, натуралистская же составляющая романа не учитывается. Актуальность статьи связана с переосмыслением значимых для романа представлений об искусстве, предопределении и моральной ответственности человека. При этом важно показать, что идеи автора «Спрута» гораздо шире представления о капитализме как об абсолютном зле. Самобытна и трактовка Норрисом концепции естественного отбора, сочувствие автора своим персонажам позволяет обнаружить общую гуманистическую направленность романа.

Ключевые слова: Ф. Норрис, натурализм, капитализм, детерминизм, корпорация, трагедия художника, естественный отбор, эпос.

«Спрут» (The Octopus, 1901) - предпоследний прижизненный роман американского писателя Фрэнка Норриса (Norris, Frank, 1870-1902), по мнению ряда специалистов, вершина его творчества, magnum opus. Грандиозность творческого замысла Норриса отмечает его современник, коллега по писательскому цеху Джек Лондон (London, Jack, 1876-1916): «И теперь Фрэнк Норрис сделал это; в век машин он добился того, что было особой привилегией человека, жившего в героический век; словом, он спел "Эпос пшеницы"» [1, с. 67]. Книга о конфликте фермеров и железнодорожной компании (Тихоокеанской и Юго-Западной железных дорог) поднимает множество насущных и актуальных для рубежа XIX-XX вв. вопросов. Ведущей становится центральная для натурализма тема противостояния природы и цивилизации: Норрис показывает, насколько возросло давление на старый, аграрный, уклад жизни со стороны корпораций. На первый план в романе выходят мотивы индустриализации, жадности, азарта, жестокости и беспомощности человека перед лицом обстоятельств. Персонажи «Спрута», внезапно осознав эфемерность бытия, пытаются адаптироваться к стремительным переменам в мире наступившего капитализма и преодолеть травмы прошлого. Норрис демонстрирует неспособность человека принять объективную реальность, поскольку природа событий зачастую носит для него неуловимый характер.

Как суметь сохранить человеческое достоинство в тягостную минуту? С такой проблемой регулярно сталкиваются герои «Спрута». В ходе развития сюжета они стремятся избавиться от перманентного состояния внутренней тревоги и преодолеть внезапное душевное опустошение. К. Белов отмечает, что чем «решительнее человек идёт по пути технологического прогресса, тем больше ему приходится платить за свои завоевания» [2, с. 689]. Так, хозяин ранчо Лос-Му-эртос Магнус Деррик, возжелавший «завалить» своей пшеницей весь мир, к концу романа превращается в полоумного, раздавленного жизнью старика; маклер железной дороги Берман, безразличный к человеческому горю и выжимающий из обездоленных фермеров последние центы, погибает в жерле элеватора под нескончаемым потоком зерна; амбициозные Хэррен и Энникстер, упорно пытавшиеся сопротивляться более могущественному сопернику, умирают в результате перестрелки. Судьбы других действующих лиц «Спрута» не менее печальны: Хилма Три, став вдовой, пребывает в безутешном горе; машиниста Дайка, взбунтовавшегося против железной дороги, сажают в тюрьму; беззащитную Минну Хувен, оказавшуюся в городе без средств к существованию, совращают и делают проституткой. Норрис поднимает закономерные для писателя-натуралиста вопросы: насколько герои романа виновны в постигшем их несчастье, иными словами, самостоятельно ли они избирают себе жребий? Могли ли герои предот-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.