Научная статья на тему 'Метафоричность и ассоциативность мышления зрителя как фактор восприятия идейного замысла художника'

Метафоричность и ассоциативность мышления зрителя как фактор восприятия идейного замысла художника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
616
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЕТАФОРИЧНОСТЬ / АССОЦИАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА / ART PERCEPTION / METAPHORICITY / ASSOCIATIVITY / CREATIVE THINKING / ARTISTIC IMAGE / WORKS OF ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абакумова Елена Викторовна, Орлова Марина Александровна

Рассматриваются особенности художественного восприятия зрителем произведений искусства. Цель выявление специфики восприятия идейного замысла художника через призму метафор и ассоциаций. Впервые проведён комплексный анализ специфики метафоричности и ассоциативности восприятия художественного произведения. Раскрыта взаимосвязь особенности мышления художника и необходимости понимания зрителем этой специфики. Основные положения исследования могут быть использованы при составлении курсов лекций и семинаров по истории изобразительного искусства, а также подготовки молодых специалистов в области изобразительного искусства и искусствоведения. Использование формально-логических методов исследования с методом художественно-стилистического анализа позволило прийти к выводу, что художественное восприятие трактуется как процесс творческого изучения художественного образа, ассоциаций, метафор, как диалог произведений искусства с субъектом восприятия. Для полноценного восприятия идейного замысла художественного произведения, зрителю необходимо знать специфику ассоциативного и метафоричного мышления художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphoricity and associativity of the viewer's thinking as the factor of the perception of the artist’s ideological conception

The paper deals with the features of art perception by the viewer of works of art. The purpose of this work is to identify specifics of perception of an ideological conception of the artist through a prism of metaphors and associations. The complex analysis of specifics of metaphoricity and associativity of perception of the work of art is for the first time carried out. The publication discloses interrelation between the artist’s thinking and need of understanding by the viewer of these specifics. Basic conclusions of this research can be used in drawing up courses of lectures and seminars on history of the fine arts, as well as in training of young specialists in the field of the fine arts and art criticism. Use of formal and logical methods of research with method of the art and stylistic analysis allowed the authors to come to a conclusion that art perception is treated as a process of creative studying an artistic image, associations and metaphors and as a dialogue of works of art with the subject of perception. For complete perception of an ideological conception of the work of art, the viewer needs to know specifics of associative and metaphoric thinking of the artist.

Текст научной работы на тему «Метафоричность и ассоциативность мышления зрителя как фактор восприятия идейного замысла художника»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 7.01:159.923 ББК 85:88.4 А 13

Абакумова Е.В.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств Адыгейского государственного университета, e-mail: evamaykop@yandex.ru

Орлова М.А.

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств Адыгейского государственного университета, e-mail: marina_orlova01@mail.ru

МЕТАФОРИЧНОСТЬ И АССОЦИАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ИДЕЙНОГО ЗАМЫСЛА ХУДОЖНИКА

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматриваются особенности художественного восприятия зрителем произведений искусства. Цель - выявление специфики восприятия идейного замысла художника через призму метафор и ассоциаций. Впервые проведён комплексный анализ специфики метафоричности и ассоциативности восприятия художественного произведения. Раскрыта взаимосвязь особенности мышления художника и необходимости понимания зрителем этой специфики. Основные положения исследования могут быть использованы при составлении курсов лекций и семинаров по истории изобразительного искусства, а также подготовки молодых специалистов в области изобразительного искусства и искусствоведения. Использование формально-логических методов исследования с методом художественно-стилистического анализа позволило прийти к выводу, что художественное восприятие трактуется как процесс творческого изучения художественного образа, ассоциаций, метафор, как диалог произведений искусства с субъектом восприятия. Для полноценного восприятия идейного замысла художественного произведения, зрителю необходимо знать специфику ассоциативного и метафоричного мышления художника. Ключевые слова:

Художественное восприятие; метафоричность; ассоциативность; творческое мышление; художественный образ; произведения искусства.

Abakumova E.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Fine Arts and Design of the Institute of Arts, Adyghe State University, e-mail: evamaykop@yandex.ru

Orlova M.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of Department of Fine Arts and Design of the Institute of Arts, Adyghe State University, e-mail: marina_ orlova01@mail.ru

METAPHORICITY AND ASSOCIATIVITY OF THE VIEWER'S THINKING AS THE FACTOR OF THE PERCEPTION OF THE ARTIST'S IDEOLOGICAL CONCEPTION

Abstract:

The paper deals with the features of art perception by the viewer of works of art. The purpose of this work is to identify specifics of perception of an ideological conception of the artist through a prism of metaphors and associations. The complex analysis of specifics of metaphoricity and associativity of perception of the work of art is for the first time carried out. The publication discloses interrelation between the artist's thinking and need of understanding by the viewer of these specifics. Basic conclusions of this research can be used in drawing up courses of lectures and seminars on history of the fine arts, as well as in training of young specialists in the field of the fine arts and art criticism. Use of formal and logical methods of research with method of the art and stylistic analysis allowed the authors to come to a conclusion that art perception is treated as a process of creative studying an artistic image, associations and metaphors and as a dialogue of works of art with the subject of perception. For complete perception of an ideological conception of the work of art, the viewer needs to know specifics of associative and metaphoric thinking of the artist.

Keywords:

Art perception; metaphoricity; associativity; creative thinking; artistic image; works of art.

Процесс восприятия зрителем произведения, созданного художником, является актуальным в контексте постижения идейного замысла автора, а в конечном итоге, овладения культурным наследием, осмысления прошлого в контексте настоящего. По мнению М.С. Кагана, изобразительную творческую деятельность можно представить «в виде модели диалога художника с миром и с воспринимаемыми им образами, которыми населена художественная действительность, и с творцами-художниками» [1]. А.Г. Маклаков рассматривает восприятие как сложный процесс, который направлен на постижение того, что оказывает воздействие на человека в определенный момент времени [2: 56-65]. В ходе данного процесса происходит прием и переработка информации, а также целостное отображение явлений, предметов, событий и их эмоционально окрашенной оценки.

Исследователь А.Д. Логвиненко в своем труде «Психология восприятия» рассматривает вопрос о том, нужно ли учиться воспринимать и

видеть. Большинство психологов не пришли к общему мнению в этом вопросе. Нативисты считали, что способность воспринимать предметы и охватывающее нас пространство происходит с помощью органа зрения и мозга, исходя из этого является врожденной. Термин «нативист» (который происходит от слова натура, природа) впервые стал применять английский психолог и философ Дж. Локк, он также был первооткрывателем в изучении данной проблемы. Дж. Локк считал, что восприятие базируется на существующих у человека врожденных способностях, он называл их «способности ума» [3: 5-10]. Эмпиристы полагали, что органы чувств и нервная система необходимое, но в тоже время недостаточное условие потенциала к восприятию. Ученые утверждали, что человек должен входить во взаимодействие с окружением, с окружающими нас предметами искусства, природой, так как это способствует умению верно воспринимать окружающий мир, данный вид восприятия по их мнению является продуктом

формирования личностного опыта [4: 77].

Философы обусловливают восприятие как первые ступени субъективного познания. Восприятие проходит в целом процессе познания с ощущениями и зависит от различных связей, особенностей, сторон, элементов предметов и явлений. В течение восприятия и ощущений вливается предыдущий опыт как определенные представления и знания. Благодаря тому, что восприятие базируется на предшествующем опыте, то процесс познания человеком воспринимаемых объектов возможно осмыслить в полной мере и понять его суть. По мнению Л.С. Выготского, художественное восприятие отличается от термина «восприятие», который рассматривается с точки зрения культурологии, философии, психологии. Художественное восприятие (данный вид автор называет «высоким») - основывается на способности человека к пониманию мира в гармонии разума и чувств. Такой вид восприятия позволяет постигать художественный объект как целостный, воспринимая его эмоциональную составляющую, суть, индивидуальные черты и связь с окружением, не абстрагируя содержание от формы. Данный вид восприятия позволяет мыслить метафорично и ассоциативно [5:77]. Зритель, мыслящий метафорично и ассоциативно, способен прочитать метафору автора произведения, обладающего этой особенностью мышления творческого человека.

Художник при создании произведения, предполагает зрителя, который обладает определённым жизненным опытом и сможет откликнуться при восприятии художественного произведения на эмоциональный посыл автора. Ассоциация - ключ к пониманию замысла автора, который включает в процесс и зрителя. Эта психологическая связь представлений о предмете и ассоциаций, которые вызывают в зрителе определённые эмоции.

Могут быть самыми простыми, но это уже способность понимать изобразительный язык автора (солнце - лето, юг, отдых; айсберг - холод; очаг - тепло, дом, родина; чистое небо - мир, покой, безмятежность). Следует предположить, что каждый народ имеет ещё и свой ассоциативный ряд, порождаемый обычаями, традициями, нравственными, этическими нормами. Постичь этот ассоциативный ряд зритель может только посредством проникновения в культурный слой народа. Цвет -важный фактор психологического воздействия на зрителя. Мощное воздействие цветов обусловлено как их физиологическим воздействием, так и ассоциациями [6]. Это предполагает работу зрителя, пытливого и любопытного. Талантливому художнику необходим талантливый зритель, обладающий свободным полётом мысли. Зритель, также, как художник, должен обладать даром свободного ассоциирования, находить ассоциации между отдалёнными идеями, находить новые ассоциации, интуитивно следовать за художником, постигая его идейный замысел.

Существует мышление, аналогичное ассоциативному, - это так называемое метафоричное мышление. Метафора в переводе с греческого (ше1арИога) - перенос. Такой творческий приём используют во всех видах искусства, в том числе, и в изобразительном, позволяя создать художественный образ. Нашу жизнь пронизывают метафоры. Метафора - это особый способ мышления о мире и взаимодействии человека с ним. Находя сходство между отдельными предметами или явлениями, соединяя несоединимое, человек создаёт новую реальность, создаёт параллельный мир внутренней жизни. Творческий человек может поведать об этом мире, сравнивая его с каким-то известным предметом, явлением. Один из приёмов познания мира - сравнение, который положен в основу метафоры. Найти метафору

- значит найти сравнение данного явления, действия или предмета опосредовано через другое явление, действие или объект. Такой объект является идеальным. Он - результат психических процессов. Творчество начинается со сбора аналогов. В переводе с греческого аналогия (апаЬвдЬа) - сходство, соответствие. Художник при решении творческих задач ищет метафору, в основу которой положен принцип аналогизиро-вания. Удачно найденная метафора рождает образные художественные представления, эмоционально воздействующие на зрителя. Важно, чтобы зритель, опираясь на собственный жизненный опыт, знания, находил аналогии, сходства и различия, переносил свойства одного предмета, явления или действия на другие. Зритель должен обладать творческим мышлением художника, чтобы понять изобразительный язык художника. В этом смысле зритель также должен обладает одарённостью мыслить метафорично. Ведь именно метафора, использующая личностный опыт, знания, ассоциации обеспечивает процесс понимания художественного произведения. Метафоричность мышления активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу художника и зрителя. С поиска метафоры начинается творческий процесс, когда нет готового ответа для решения задачи. В этом смысле метафора является универсальным способом мышления и открытия мира от известного к неизвестному, в поиске сравнений, аналогий и опорой на ассоциации. Именно на это качество метафоры опирались великие художники, создавая художественный образ. В произведении «Девочка с персиками» В. Серов, создавая художественный образ юной, 11-летней Веры Мамонтовой - дочери известного мецената и богатого промышленника, сравнивал её с персиком в руках. Метафорично в своей основе творчество импрессионистов - Моне, Гогена, представляющих зрителю

свой субъективный мир, мир метафор. Цвет в произведениях художников вызывает различные ассоциации, опирается на жизненный опыт и также является основой метафор, создающих художественный образ. Художники и музыканты стали искать взаимосвязи в эти 2-х искусствах и проводить ассоциативные параллели, которые иногда были результатом интуитивных личных ассоциаций, и иногда результатом счастливой аномалии-синопсии. Такими аномалиями обладали Скрябин, Чюрленис и другие художники и музыканты. Они видели звук цветным, краски для них звучали определённым звуком. Учёные объясняют это явление близким расположением нервных клеток, реагирующих на звук к клеткам, реагирующим на цвет. Трудно назвать это явление аномалией. Скорее это дар божий от природы.

В. Ван Гог писал: «Я постоянно надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюблённых сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне. Или выразить надежду какой-то звездой, пыл души блеском заходящего солнца».

Творчество Сальвадора Дали и всех сюрреалистов пронизано сравнениями, творческими аналогиями, сложными ассоциативными параллелями, рождающимися метафорами, приглашающими к сотворчеству зрителя. Метафоричность мышления - «...это признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры - значить подмечать сходство» [7]. Художник проявляются в таких свойствах мышления как ассоциативная оригинальность и чувственность к нюансам. Затем происходит синтез, в результате которого в воображении создаётся образ новой реальности.

Метафора - форма мышления в процессе творчества или восприятии творческого продукта. Она предполагает, что события, явления, объекты, в целом различные, согласуются друг с другом. В этом и состоит творческий акт - в выявлении общих признаков в сравниваемых явлениях - метафоризации, а затем в создании собственного художественного образа. Метафора позволяет творческому человеку работать в фантастическом, «невозможном» контексте, для выражения своих мыслей использовать личные ассоциации, видеть в простом явлении или предмете сложное символическое значение. Художник предполагает, что зритель способен «прочитать» его метафору, а значит он приобщает его к процессу творчества. Художественное восприятие требует конструктивной работы многообразных механизмов психики - репродуктивных и продуктивных, непосредственно- отражательных, интеллектуальных, следует заметить, что их соотношение разнообразно на всех уровнях восприятия. Исходя из этого, различны те умения и навыки, которые нужны для полного восприятия и каждый уровень восприятия специфичен.

Н.Н. Волков рассматривает в своей книге три фактора, которые оказывают влияние на восприятие картины: к первой группе факторов относятся внешние условия; ко второй - настроенность зрителя, подготовленность; к третьей -разъяснение, а именно объяснение ее выразительных средств и идей [7: 3]. По мнению автора к факторам

внешним относятся: пространство, в котором находится картина, и освещение картины, автор считает, что немаловажную роль играет возвышение, на котором расположены картины, и качество репродукций.

Во время экспозиции картин в музее негативными условиями являются - приглушенное освещение, местоположение картин слишком близко друг к другу или на большом расстоянии от точки взгляда зрителя - все это мешает восприятию картин. Важно предварительно настроить зрителя на восприятие идеи замысла художника. Это может быть эмоциональный рассказ экскурсовода в музее. Значимо пояснение зрителю замысла произведения искусства, с помощью каких выразительных средств художник пытался вызвать у зрителя определенные ассоциации. Например, ломаные, острые линии в произведении искусства будут восприниматься как агрессия, а плавные, мягкие как покой и умиротворение.

Мы пришли к выводу, что художественное восприятие - это многогранная структура, в которой взаимодействуют перцептивные и интеллектуальные акты освоения в произведениях художественных образов, ассоциаций, метафор и творческого осмысления, также духовного и практического влияния произведений искусства. Художественное восприятие многосторонне соединяет эмоциональные переживания, понимание логики мысли автора, развет-вленность и богатство художественных метафор и ассоциаций.

Примечания:

1. Каган М.С. Взаимоотношение наук, искусства и философии как историко-культурная проблема // Гуманитарий: ежегодник. СПб.: Политиздат, 1988. № 1 (20). С. 32.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. СПб.: Питер, 2001. 592 с.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 480 с.

4. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1987. 81 с.

5. Немов Р.С. Психология: в 3 т. Т. 1. М.: Просвещение: Владос, 1994. 166 с.

6. Абакумова Е.В. Цвет как средство выражения в живописи и музыке // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2015. Вып. 4 (168). С. 153.

7. Волков Н.Н. Восприятие искусства. М.: Искусство,1985. 281 с.

References:

1. Kagan M.S. The relationship of science, art and philosophy as a historical and cultural problem // The Humanitarian: a yearbook. SPb.: Politizdat, 1988. No.1 (20). P. 32.

2. Maklakov A.G. General psychology: a textbook. SPb.: Piter, 2001. 592 pp.

3. Vygotsky L.S. Psychology of art. Rostov-on-Don: Phoenix, 1998. 480 pp.

4. Logvinenko A.D. Psychology of perception. M.: Publishing House of MSU, 1987. 81 pp.

5. Nemov R.S. Psychology: in 3 vol. Vol. 1. M.: Prosveshchenie: Vlados, 1994. 166 pp.

6. Abakumova E.V. Color as a means of expression in painting and music // Bulletin of the Adyghe State University. Maikop, 2015. Iss. 4 (168). P. 153.

7. Volkov N.N. The perception of art. M.: Iskusstvo, 1985. 281 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.