Научная статья на тему 'МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЭММАНУЭЛЯ МАКРОНА ВО ФРАНЦУЗСКОМ ПРЕДВЫБОРНОМ МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ'

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЭММАНУЭЛЯ МАКРОНА ВО ФРАНЦУЗСКОМ ПРЕДВЫБОРНОМ МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
128
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТЕОРИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ / МЕДИАДИСКУРС / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЭКСПЕРТНОГО АНАЛИЗА «ЛИНГВИСТИКА» / ЭММАНУЭЛЬ МАКРОН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богоявленская Ю. В., Стремякова М. С.

Исследование показывает, что образ президента-кандидата концептуализируется в предвыборном массмедийном дискурсе с помощью метафор, относящихся к субсфере «Социум». Выявлены и описаны наиболее продуктивные (монархичeская мeтафора, мeтафора игры и спорта, тeатральная мeтафора, магичeская, милитарная), менее продуктивные (криминальная, экономическая, а также метафора семьи), также низкочастотные модели (мифологическая, религиозная). Установлено, что в структуре образа Эммануэля Макрона представлены как универсальные метафорические модели с исходными понятийными сферами «Война», «Спорт и игры», «Театр и кино», так и персонифицированные метафоры, отражающие индивидуальные характеристики политика: монархическая, магическая, криминальная, семейная, экономическая, религиозная и мифологическая. Рассмотрены особенности взаимодействия метафор со сферой-мишенью «Эммануэль Макрон» в текстах массмедийного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Богоявленская Ю. В., Стремякова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL MODELING OF THE IMAGE OF EMMANUEL MACRON IN THE FRENCH PRE-ELECTION MASS MEDIA DISCOURSE

The article is devoted to the analysis of the French president Emmanuel Macron's metaphorical image during the election campaign. In the article the notion of metaphorical model refers to the linking pattern between the source sphere and the target sphere, which has developed in the minds of native speakers. Metaphorical models make up a metaphorical image - a mental formation structured by a set of conceptual metaphors. The study shows that in the pre-election mass media discourse the image of the president and candidate is conceptualized with the help of metaphors related to the "Society" sub-sphere. The most productive (monarchical metaphor, metaphor of games and sports, theatrical metaphor, magical, military), less productive (criminal, economic, and family metaphor), as well as low-frequency models (mythological, religious) are identified and described. It is established that the structure of the image of Emmanuel Macron presents both universal metaphorical models with the initial conceptual spheres of "War", "Sports and games", "Theater and cinema", and personalized metaphors reflecting the individual characteristics of the politician: monarchical, magical, criminal, family, economic, religious and mythological. The article considers how the metaphors interact with the target sphere "Emmanuel Macron" in the texts of mass media discourse. It is concluded that when creating the image of Macron, the media use metaphors to verbalize a predominantly negative assessment.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЭММАНУЭЛЯ МАКРОНА ВО ФРАНЦУЗСКОМ ПРЕДВЫБОРНОМ МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

Филологические науки. Научный журнал. 2022. Том 8 (74). № 4. С. 161-172._

4. ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

УДК 811.111

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЭММАНУЭЛЯ МАКРОНА ВО ФРАНЦУЗСКОМ ПРЕДВЫБОРНОМ МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ

Богоявленская Ю. В., Стремякова М. С.

Департамент лингвистики

ФГАОУ ВО « Уральский федеральный университет

им. Первого президента России Б. Н. Ельцина»,

Екатеринбург, Россия;

«Французский институт» при Посольстве Франции в России,

Санкт-Петербург, Россия

E-mail: jvbog@yandex ru; mariyastremyakova@gmail com

Исследование показывает, что образ президента-кандидата концептуализируется в предвыборном массмедийном дискурсе с помощью метафор, относящихся к субсфере «Социум». Выявлены и описаны наиболее продуктивные (монархическая метафора, метафора игры и спорта, театральная метафора, магическая, милитарная), менее продуктивные (криминальная, экономическая, а также метафора семьи), также низкочастотные модели (мифологическая, религиозная). Установлено, что в структуре образа Эммануэля Макрона представлены как универсальные метафорические модели с исходными понятийными сферами «Война», «Спорт и игры», «Театр и кино», так и персонифицированные метафоры, отражающие индивидуальные характеристики политика: монархическая, магическая, криминальная, семейная, экономическая, религиозная и мифологическая. Рассмотрены особенности взаимодействия метафор со сферой-мишенью «Эммануэль Макрон» в текстах массмедийного дискурса. Ключевые слова: политическая метафора, метафорическое моделирование, теория концептуальной метафоры, медиадискурс, Информационная система экспертного анализа «Лингвистика», Эммануэль Макрон.

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия политический дискурс стал объектом пристального внимания лингвистов, а теория концептуальной метафоры дала новое направление исследованиям в этой области. Существует немало работ, посвященных изучению политических метафор в личностном, историческом, массмедийном и институциональном дискурсах (см. обзор в [5, с. 44-87]). Востребованность метафоры в политическом массмедийном дискурсе обусловлена, как отмечают многие авторы, высоким оценочным потенциалом, способностью воздействовать на субъектов политической деятельности и формировать позитивное или негативное мнение [2, с. 179]. В фокус исследовательского внимания попадают метафорические образы государств, президентов, известных политиков, событий. Политическая ситуация меняется, трансформируется и структура их метафорического образа, транслируемого в СМИ: одни метафорические модели демонстрируют стабильную составляющую образа, свидетельствуя о том, что они имеют устойчивое ядро, другие - трансформируются или уступают место иным метафорам. Динамика политической метафорики, а также сопоставительный анализ метафорических систем все чаще становятся предметом современных исследований [13], позволяющих ответить на вопрос как именно

161

эволюционируют метафорические системы в зависимости от политической ситуации. Установлено, в частности, что показатель метафорического индекса, расчет которого учитывает частотность метафор, прагматический потенциал их сфер-источников и другие критерии, значительно увеличивается в предвыборный период [5, с. 111]. Немаловажен и анализ метафорических образов политических деятелей, от которых зависят судьбы государств. Метафора - прекрасный индикатор их оценки в обществе. Одной из ключевых фигур европейской и мировой политики является президент Франции Эммануэль Макрон, включенный в список людей «определивших облик десятилетия» по данным «Financial Times». Весной 2022 г. первый срок его полномочий истек; новые выборы во Франции стали для политика серьезным испытанием. После ожесточенной борьбы, только по итогам второго тура президент был переизбран. В числе его главных соперников оказались Марин Ле Пен, вдвое улучшившая свой результат по сравнению с предыдущими президентскими выборами в 2017 г., и Жан-Люк Меланшон, в третий раз баллотирующийся на пост президента.

Образ президента - лидера государства складывается «из оценки его личностных и профессиональных качеств, субъективно-объективных характеристик и отношений, а также вербального и невербального поведения» [2, с. 179]. Метафорической оценке подвергаются профессионализм, моральный, этический и эстетический облик и ряд других качеств [10, с. 116].

Целью нашей работы является анализ метафорического образа Эммануэля Макрона во французском предвыборном массмедийном дискурсе. Объeкт исслeдования: мeтафоричeскиe словоупотрeблeния в тeкстах французских СМИ, актуализирующиe концeптуальную сфeру-мишeнь «Эммануэль Макрон». Прeдмeтом выступают особeнности мeтафоричeского модeлирования его образа в ситуации выборов главы государства. Под метафорической моделью понимается схема связи между сферой-источником и сферой-мишенью, сложившейся в сознании носителей языка. Под метафорическим образом мы понимаем ментальную единицу, устойчивое представление об объекте окружающего мира, структурируемое набором концептуальных метафор.

В качестве источника материала использовались тeксты общeствeнно-политичeской тeматики, извлеченные методом сплошной выборки из французских средств массовой информации различной политичeской направлeнности: «Le Point», «Gala», «Le Figаш», «L'Express», «L'Obs», «Mаriаnne», «Libération», «Politis», «Le Parisien», «Courrier intematinal», «RTL», «Télérama», «Challenges». Хронологические рамки материала ограничены периодом предвыборной кампании во Франции: с 1 марта по 6 мая 2022 года. Всего было отобрано 176 текстовых фрагментов, включающих метафоры со сферой-мишенью «Эммануэль Макрон». Материал обрабатывался в Информационной системе экспертного анализа «Лингвистика», расположенной по адресу https://linguistiса-urgi.urfu.ru/ (разработчики: Богоявленская Ю. В., Александров С. А.). В системе, представляющей собой электронную среду для научно-исследовательской работы, пользователь может создавать коллекции текстов, выстраивать классификационные деревья, проводить анализ по их параметрам, генерировать статистические отчеты и др. (более подробно о характеристиках системе и этапах анализа в системе см. [3]). Теоретической базой работы являются монографии и статьи А. П. Чудинова [11; 12], Э. В. Будаева [5], О. А. Солоповой, М. Ю. Илюшкиной [14], С. В. Кушнерук [7], Ю. В. Богоявленской [4], М. В. Плотниковой, О. Г. Скворцова [9] и других представителей Уральской школы политической лингвистики [6; 8; 10;11].

162

Богоявленская Ю. В., Стремякова М. С.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ материала показывает, что среди сфер-источников метафорической экспансии в сферу-мишень «Эммануэль Макрон» лидирует субсфера «Социум», составляющая 58,52 % от общего количества метафорических словоупотреблений). Рассмотрим особенности развертывания метафорического образа французского президента-кандидата на второй срок в рамках этой субсферы.

Вслед за О. И. Михневич [8, с. 54], мы дифференцируем метафорические модели по количественным показателям: высокочастотные модели составляют 10% и более, среднечастные - 5-10%, низкочастотные - менее 5%.

Как показано на рис. 1, к высокочастотным моделям, основанным на понятийных сферах социальной субсферы, относятся метафорические модели со сферами-источниками «Монархия» (16,5 %), «Спорт и игры» (16,5 %), «Театр и кино» (14,56 %), «Магия» (12,62 %), «Война» (11,65 %). К среднечастотным - «Мир преступности» (7,77%), «Семья» (5,83 %) и «Экономика» (5,83 %). Модели со сферами-источниками «Религия» (4,85 %) и «Мифология» (3,88 %) являются низкочастотными. Заметим, что в монографиях А. П. Чудинова [11; 12] метафоры родства включаются в сферу источников политической метафоры «Человек». Однако, поскольку семья является социальным институтом общества, мы относим эту модель к субсфере «Социум».

Высокая частотность моделей со сферами метафорической экспансии «Спорт и игры», «Театр и кино», «Война» связана с тем, что в национальном сознании французов, как и русских, выборы часто понимаются, структурируются на основе концептов «спорт», «война», «театр», «игра» (более подробно о российских политических метафорах см. [11, с. 94]). Полученный результат был вполне ожидаем, поскольку эти модели транслируют универсальные образы, свойственные многим политическим лидерам (см., например, [8, с. 54]). Специфическими составляющими образа президента Макрона являются магическая, монархическая, криминальная, экономическая и мифологическая метафоры.

Рис. 1. Метафорические модели, репрезентирующие президента Франции Эммануэля Макрона во французских СМИ

163

Далее обратимся к рассмотрению метафор, формирующих образ французского президента.

Наиболее широкое распространие, наряду со спортивной, получила монархическая метафора. Концепты монархической власти регулярно фиксируются в качестве источника для описания личности президента, а также его окружения: «Un président-сап^а!, soudeux d'être réélu, vouait que l'on trouvât projet pour son поиуеаи quinquennаt: alléger l'impossible aux rois, ^est un аЬш [17]; «Ье politique en fаit sа сour, s^llie аux сollаb' du roi» [17]; Alexis Kohler, lui, reste à l'Efysée, аu plus près du roi [17]; «Présidentielle : Emmanuel Macron roi à Paris» [22].

Метафора Макрона-монарха часто разворачивается в текстах, используется в его сильных позициях - заголовках, подзаголовках. Приведенные ниже примеры иллюстрируют, как с легкой подачи журналистов, обозначение второго президентского срока превращается в римскую цифру после имени короля - «Макрон II»: «En у аjoutаnt ta revаlorisаtion des sаlаires des enseigrants, ta hаusse des dépenses mil^res, les bаisses d'impôts et surtout les innombrables ptans d'investissement dаns des мseсteurs devenir" divers et vаriés, le œût budgétаire аnnuel du "Macron IF айе^ les 50 milliаrds d'euros» [20]; «ÇA SONNE CREUX CHEZ... MACRONII» [26].

Усилению монархической метафоры способствует и реальный контекст, в который помещен президент пятой Республики: он работает в роскоши Eлисeйского дворца и окружен ореолом императорского величия. Но положение «Макрона Второго» более шаткое, чем «Макрона Первого»; при победе во втором туре он будет избран не потому, что французы этого хотят, а потому, что у них нет иного выбора. В следующих заголовках подчеркивается, что, добиваясь верховной власти, президент остается без единомышленников - «одиноким королем», «(почти) голым королем»: «EMMANUEL MACRON. LE ROI SEUL» [25], « Macron II: le roi est (presque) nu» [16].

После первого избрания в 2017 году президент обещал, что Франция «пойдет вперед на двух ногах», сейчас же он избирается «при отсутствии и правой, и левой»: «Macron I avait promis en 2017 de faire marcher la France sur ses deux jambes. Macron II est élu sur la disparition de la gauche et de la droite» [25]. Удачное взаимодействие монархической и физиологической метафор позволяют создать автору яркий образ непростой ситуации, перед которой оказывается президент: для избрания на первый срок он позиционировал себя «ни правым, ни левым», чтобы собрать голоса оппозиционных партий, теперь же он лишен поддержки и тех, и других.

Необходимо отметить, что подобное взаимодействие метафор не является исключением. Они могут относиться к одной метафорической модели, но могут и комбинироваться. Такие развернутые метафоры обеспечивают цельность текста, усиливают его прагматический потенциал. В следующем фрагменте монархическая метафора passer des dorures d'un palais гармонично взаимодействует с развернутой спортивной метафорой (au combat de boxe; Lui aussi est un battant; l'exercice; s'échauffer en se confrontant à d'autres concurrents) для создания контраста: президенту придется покинуть позолоченные покои дворца, чтобы выйти на боксерский ринг и сразиться с реальным противником. Но готов ли он к бою?: «Mаis passer des dorures d'un palais au combat de boxe, sаns répétition а^те, est loin d'être évident. Ьа leçon vаut pour Emmаnuel Mасron. Lui aussi est un battant, sаuf que pendаnt dnq аш, lorsqu'il est venu à !а télévision, c'était en majesté ; lorsqu'il а pаrtiсipé аu grаnd débаt - il а аdoré l'exercice - с^ай en solaire,

164

_Богоявленская Ю. В., Стремякова М. С._

sans adversaire, sans limite de temps ; lorsqu'il а eu l'occasion de 5 'échauffer en se confrontant à d'autres concurrents, avant le premier tour, il a refusé» [17].

В cфeрe выcокочaстотной спортивной (игровой) метафоры рeaлизуетcя концeптуaльнaя мeтaфоричecкaя модeль «ПРЕЗИДЕНТ ФРАНЦИИ - ЭТО ИГРОК»: «À l'évidence, le chef de l'État joue en fond de court» [23]; Une attaque balayée d'un revers de main par le président candidat» [7]; «DUPALAISАURING. Le fameux débat télévisé de l'entre-deux-tours ne ressemblera pas forcément au précédent. Il va le défoncer» [17].

Поведение MaKpoHa во время телевизионных дебaтов MaKpoH - Ле Пен, итог которых предрешaет победу та выборaх, концептуaлизируетcя KaK тенниcный Mara, переходящий в бокcерcкий поединок. Преподaвaтель орaторcкого иcкуccтвa Инcтитутa политичеcких тук Амели Блaнкер, комментирующaя результаты дебaтов, иотользует целый ряд метaфор то cферой-иcточником mennuc и бокс. La maître de conférences en rhétorique à Sciences Po a d'abord utilisé la métaphore du tennis: «On pourrait dire qu'il monte au filet et qu'elle joue en fond de cours». Avant de conclure simplement: «Il est en attaque et elle en défense»; «Sa ligne de défense c'était d'aller au front»;«Il a un côté un peu boxeur alors qu'elle est plus statique» [26]. Подобные метaфоры позитивно окрaшены, тaк гак реaлизуют cMbi^bi, cвязaнные c профеccионaльными кaчеcтвaми cпортcменa: нaпориcтоcть, crna, умение выбрaть прaвильную тaктику, упорство та пути к победе.

Мaкрон не только aтaкует, но и caM иногдa cтaновитcя объектом «нaпaдения» - в предвыборной гонке вcе возможно. Одшко дейcтвия его противников могут обернутьcя против них же caмих: «Pourquoi le tacle de Pécresse contre Macron risque de se retourner contre elle» [15]; «Présidentielle 2022: "Le pouvoir absolu rend fou", tacle Pécresse en référence à Macron» [26].

В рaмкaх игровой метaфоры действия Мaкронa тaкже концептуaлизируютcя гак гарточтая игрa, в которой он «рaзыгpывaет» ту или иную гарту, в том чшле козырную: «Droits d'auteur. Macron joue la carte de la souveraineté européenne [21]», «Pourtant privé de cet atout, l'actuel locataire de l'Élysée la joue hiératique, sans effet de surprise» [24]; «Fédérateur et résolu à tout faire pour défendre la paix, Emmanuel Macron s'est posé en président protecteur des Français, son meilleur atout pour une réélection» [21]. Президент предcтaет в претое гак опытный игрок, умеющий вести политичеcкие «игры».

Театральная метафора. Kax отмeчaют отeчeствeнныe иccлeдовaтeли, мeтaфорa тeaтрa - это один из нaиболee рacпрострaнeнных фрeймов интeрпрeтaции политики. В cловaрe политичecких мeтaфор А. Н. Бaрaновa и Ю. Н. Кaрaуловa [1] прeдстaвлeны cлeдующиe мeтaфоричecкиe рeпрeзeнтaции: комeдия - cbe-зд, aттрaкцион - eucmymenue в ducKyccuu, кaнaтоходeц - rop6auee, клоун - Ельцин, зритeлъ - 3anad, cmamucmbi -denymambi, cneKmamb - выборы, cbe-зд, meamp a6cypda - зaceдaниe CoeMma, и другие. Тeaтрaльнaя мeтaфорa, тaкже гак и cпортивнaя, доcтaточно трaдиционнa для политичecкого медиaдиcкурca.

Kax отмечaет А.П. Чудинов, «прaгмaтичecкий потeнциaл этой мeтaфоричecкой модeли опрeдeляeтcя ярким концeптуaльным вeктором нeиcкрeнноcти, иcкуccтвeнноcти, имитaции рeaльноcти: cубъeкты политичecкой дeятeльноcти нe живут подлинной жизнью, a вопрeки cвоeй волe дополняют чьи-то прeднaчeртaния» [12]. Тетрaльные роли политига вeрбaлизуютcя в мeтaфоричecких номигациях. Приведем в кaчеcтве примерa одну из cтaтeй издaния «Marianne», в которой рaзворaчивaетcя мeтaфоричecкaя модeль «ПРЕЗИДЕНТ МАКРОН - ЭТО АКТЕР ПАНТОМИМЫ». В н©й угaдывaeтcя рaзочaровaниe и дaжe рaздрaжeниe, котороe вызывaeт у зритeлeй-избирaтeлeй это

165

бессмысленное и неэффективное мероприятие на фоне неизбежного переизбрания действующего президента: «Unepantomime quinquennale сhаque fois moins ейюасе et plus аbsurde» [23].

После решающих дебатов между двумя турами голосования самой обсуждаемой темой стало поведение президента-кандидата Макрона во время словесной дуэли с его оппонентом Марин Ле Пен: «Il a joué le candidat, pas le président»: Emmаnuel Mасron étаit-il vraiment si «аrrogаnt» lors du débаt? [17]; «Pourtant, depuis qu'il a enfilé son costume de candidat, Еттап^! Масгоп fаit surtout le ^oix de ta сontinuité аu détriment de ta nouveаuté» [24].

Мeтафоричeская модель «ПРЕЗИДЕНТ МАКРОН - ЭТО AKTEP» рeализуeтся также с помощью кинематографической метафоры: «Moqueur, nаrquois, sourire en сот, voire сompаrаison аveс OSS 117, le célèbre agent secret interprété pаr Jeаn Dujаrdin аu сinémа... » [17]; «Emmаnuel Mасron а-t-il eu l'air de manquer autant d'humilité qu'HubertBonisseur de La Bath, alias OSS 117?» [17].

Отличительная черта президентства Макрона - медиатизация и даже «нетфликсизация» его политической деятельности. Благодаря усилиям его команды, самые значимые события первого срока были зафиксированы и смонтированы в формате Ютьюб-сериала. 5-летний срок его президентства концептуализируется как сериал из нескольких сезонов: «Pour mémoire, en 2017 - saison 1 du macronisme -, le bureаu pаrisien de MсKinseу inv^it, dаns ses «10 enjeux pour ta Frаnсe à l'horizon 2022», à «limiter tous les dispositifs pouvаnt mater à sortir prémаturément de ta vie а^^е» [23]; «En saison 2, élu, il entend repousser l'âge ^а! de ta retraite de q^tre mois pаr аn jusqu'à 65 ens [23].

Наряду с частотными универсальными метафорическими моделями политических деятелей, в нашем материале была выявлена специфическая модель «ПРЕЗИДЕНТ МАКРОН - ЭТО МАГ», обладающая негативной коннотацией. Нереализованные обещания вызвали разочарование сторонников Макрона, что отразилось в следующих метафорах: Ces élus de droite chez qui la "magie"Macron n'opère plus [17]; «On connaissait la passion du président sortant pour l'univers féerique. Celui-là même qui confiait en 2017 que «la politique, c'est mystique», avait évoqué la fameuse «poudre de perlimpinpin» et pris soin d'assurer, la même année, que «l'argentmagique, ça n'existe pas» [23].

Как у настоящего волшебника, у Макрона есть все необходимые аксессуары: «порошок фей» и «волшебная палочка», но «чудес» не происходит - национальная система образования не реформируется в мгновение ока, а чаяния Евросоюза не сбываются: «Quand le magicien Macron sème sa poudre de perlimpinpin sur l'Éducation nationale» [27]; «La baguette magique de Macron ne fait plus de miracle» [16].

Eщe одна отличительная характеристика образа Макрона находится на пересечении магической и сексуальной метафор. Критикуя кандидата за несбыточные обещания, журналисты называют его иллюзионистом: «EMMANUEL MACRON, C'EST LE MAÎTRE DES ILLUSIONS» [17]; «Emmаnuel Mасron est un illusionniste» [17]; «Cаndidаt à sа réé^^ion, le Président mise sur l'аvenir et l'innovаtion pour répondre аu défi сlimаtique. Une écologie 2.0 illusoire qui permet de repousser les сhаngements struсturels» [24].

В следующем примере модель «ЭММАНУЭЛЬ МАКРОН - ИЛЛЮЗИНИСТ» (С 'est un illusionniste) коррелирует с моделью «ЭММАНУЭЛЬ МАКРОН - CОБЛAЗНИTEЛЬ» (séduit une partie de votre électorat): «Emmаnuel Mасron séduit une partie de votre électorat. Est-il pour аШа^ de droite? - Emmаnuel Mасron n'est pаs de droite. С 'est un illusionniste. Il utilise les mots de ta droite, mаis il ne fаit pаs sа politique» [19].

166

_Богоявленская Ю. В., Стремякова М. С._

Отмeчaемоe многими aнaлитикaми обaяниe Эммaнуэля Мaкронa, оcмыcляeтcя в концeптуaльном вeкторe обмaнa, cоблaзнeния, в том чдоле путeм cоздaния иллюзии: «Il donne l'illusion d'un sentiment plus qu'empathique, d'enveloppement de l'alterego, assurant à son interlocuteur qu'il a bien sûr raison, mais, en réalité, il n'en fait qu'à sa tête» [17].

Вто приведенные метaфоры трaнcлируют отривдтельную оценку президентa-кaндидaтa: его обещaния выполнены лишь чacтично, что влечет обвинения в его aдреc. Не cлучaйно появление ярлыга «обмaнщик», который чacто иcпользует Мелaншон для диcкредитaции Мaкронa в cоциaльных cетях и претое

Милитарная метафора. «Метaфоричеcкий милитaризм» является универcaльным для политичеcкого диcкурca m рaзных языкaх и cвязывaетcя иccледовaтелями c глобaльной зaкономерноcтью cовременной политичеcкой метaфорики [5, c. 137]. В cфeру экcпaнcии милитaрной мeтaфоры попaдaют cорaтники и cторонники дейcтвующего прeзидeнтa; они получaют номинaции «гвaрдии», «cтрaтeгов» и «отрядa»: «DES COURBES SONDАGIÈRES qui s'envolent, des oppositions qui peinent à imprimer... et une élection jouée d'avance? Voilà le piège qui guette Emmanuel Macron et ses troupes, à pile un mois du premier tour» [21]; «Désunie, la garde rapprochée du président-candidat se divise en trois clans (technos, collaborateurs, politiques) prêts à tout pour influencer l'homme et son projet» [17].

Дaжe прeдвыборнaя имения Мaкронa cтрaтeгичecки cплaнировaнa гак «дeмокрaтичecкий Блицкриг» зa три нeдeли до шрвого турa: «Les stratèges du président-candidat avaient planifié une campagne-éclair. Un «Blitzkrieg» démocratique sur le thème de la France unie lancé à trois semaines du premier tour» [17].

Неудaчи во внутренней политике, в чacтноcти в cоциaльной cфере, вызывaют негативный отклик, критику, caркaзм и томнения в его умении прогнозировaть cитуaцию: «Le «stratège» Emmanuel Macron veut donc «rendre plus stricte l'assurance chômage quand trop d'emplois sont non pourvus» [24].

Криминальная метафора. Метaфоры c иcточниковой cферой «Мир преступности» cоcтaвляют метaфоричеcкую модель c ^ответствующей доходной понятийной cферой. В нaпряженный период между двумя турaми претенденты m президентский пост, cрочно принявшиеcя «озеленять» cвои прогрaммы, обоcтренно реaгировaли m действия топерников. Вaлери Пекреcc, в чacтноcти, обвинилa Эммaнуэля Мaкронa в «крaже» чacти ее предвыборной прогрaммы. Фрaнцузcкие cредcтвa мaccовой информaции рacтирaжировaли ее обвинения, в которых президент концептуaлизируетcя кaк грaбитель, вор: «Mieux qu'un pillage de dernière minute des programmes des autres candidats par Emmanuel Macron proposant une «Fête de la nature» qui existe déjà et un Premier ministre «en charge de la planification écologique», quand Jean Castex préfère un aller-retour en jet à une procuration» [15]. Одшко в этой cитуaции преcca оценилa cловa Пекрето гак «^мую неловкую», «^мую контрпродуктивную» попытку критики: «Pouvait-on concevoir pire critique que celle de Valérie Pécresse "contre" le programme d'Emmanuel Macron? Lui reprocher amèrement d'avoir "copié", "photocopié", "pillé", "volé", "contrefait" (tous les synonymes y sont passés) les propositions LR était la plus maladroite, la plus contre-productive des mises en cause» [15].

Другой политичеcкий противник Мaкронa, Жaн-Люк Мелaншон, не cтеcняетcя резких вырaжениях. В его речaх Мaкрон предcтaет гак «бaндит c большой дороги», «укрaвший влacть» во Фрaнции: «C'est un bandit de grand chemin», déplore Jean-Luc Mélenchon, qui insiste, «Lui-même dit qu 'il a fait un hold-up sur le pouvoir!». [18].

167

Метафора семьи. Метафорика со сферой-источником «Семья» используется для разных целей. Метафора «отец нации» указывает на то, как себя позиционирует президент, пытающийся объединить французов перед лицом опасности, разворачивающейся войны: «C'est en indéboulonnable père de la Nation qu'il a voulu rassembler et rassurer ses concitoyens au sujet d'une «attaque brutale» constituant une «épreuve sans précédent» [19]; «Allocution sur la guerre en Ukraine: Macron renforce sa stature de «père de la Nation» [19].

Ближайшее окружение Макрона, члены его команды, предстают как закрытые, семейные «кланы»: Les observateurs les plus avisés de la scène et de la campagne distinguent trois clans répartis comme ceci: [...]. [17]

Для оценки прохладных отношений Макрона с избирателями-преподавателями, испытывающим недовольство, привлекается метафора развода: «Et le divorce avec les enseignants d'être définitivement entériné» [24].

Экономическая метафора. Для создания образа Макрона привлекаются также концепты из экономической сферы. Это можно объяснить тем, что в сознании французов он человек, получивший прекрасное профессиональное образование в Национальной школе администрации ENA, «кузнице» экономической элиты, а также бывший инвестиционной банкир в Банке Ротшильдов. Более того, с 2014 г. по 2016 г. Макрон был министром экономики, промышленности и информационных технологий, а также известен как автор «закона Макрона» о либерализации экономической сферы и усилении конкуренции между участниками рынка.

В массмедиа президент-кандидат предстает как превосходный результат усилий его учителей: «Emmаnuel Mасron est un produit des filières de l'excellence» [17]; «Pourtant privé de œt atout, l'a^el loсataire de l'Éfysée ta joue hiératique, sans effet de surprise. Ce qui était inittalement sa marque de fabrique» [23].

Слова, в прямом значении относящиеся к финансовой понятийной сфере, метафорически обозначают характер управления государством. Для Макрона Франция -«стартап», молодая быстро развивающаяся компания, в основе которой лежит инновационная бизнес-идея и технология «Aujourd'hui, il gère la France comme une startup, avec une chaîne de commandement dirigée par lui seul, sans regard extérieur» [19]; «Emmanuel Macron est peut-être le président de la start-up nation mais pas celui de la souveraineté numérique, lourdement fragilisée sous le mandat d'Emmanuel Macron» [24].

Крайне отрицательная оценка дается управленцу Макрону в комбинации криминальной (Coups de canif, fausse), магической (illusion) и экономической (start-up nation) метафорах: «Coups de canif dans le contrat, illusion technologique, fausse modernisation de l'État: les désappointés de la «start-up nation» racontent» [21].

Религиозная метафора. Метафора с источниковой сферой «Религия» представлена спектром метафорических словоупотреблений, связывающих французского президента с религиозными реалиями. Например, пресса оценивает отношение Макрона к своей программе при помощи набора слов, относящихся к именно этой понятийной сфере: LE «NOUVEAUMONDE» valait bien un nouveau testament. Dès l'annonce de sa candidature, en 2017, Emmanuel Macron a fait de son programme présidentiel une sorte de Bible» [20].

По итогам своего пятилетнего правления президент-кандидат должен держать ответ, и французы упрекают его в грехе высокомерия и пренебрежения мирскими делами: «Peu semblent pourtant œnsdents de l'enjeu: reœudre les dé^irmes d'un paуs lassé et éruptif, qui reproche encore à Emmanuel Macron un péché d'arrogance et une certaine déconnexion» [17].

168

_Богоявленская Ю. В., Стремякова М. С._

С концeптуaльным полeм религиозной метафоры может переcекaтьcя монaрхичеcкaя метaфорa: президент cтaновитcя «королем-иcцeлитeлем», «королем-провидцем»: «Macron, un «roi thaumaturge» [19]; «Il faut en finir avec le roi thaumaturge». Voilà la phrase prononcée par Olivier Faure ce mardi 30 mars, selon l^FP» [19]; «L'entourage du chef de l'Etat rêverait bien sûr de voir le récit s'achever là et la presse se contenter de narrer l'intuition d'un président visionnaire qui, tel un monarque thaumaturge, ferait entrer dans la modernité un territoire meurtri par la grâce de notre idiome national» [17].

В приведенном примере мeтaфоричecкaя модeль «ЭММАНУЭЛЬ МАКРОН -КОРОЛЬ-ЧУДОТВОРЕЦ» рeaлизуeт cвою прaгмaтичecкую функцию, провоцируя у читaтeля иронию и c^rara в отношeнии прeзидeнтa-«чудотворцa».

В тecном cоприкоcновeнии c рeлигиозной рeaлизуeтcя мифологическая метафора, в которой прeзидeнт Фрaнции cрaвнивaeтcя c нeбожитeлeм, точнee - c Юпитером, богом нeбa, днeвного cвeтa, грозы, отцом втох богов в дрeвнeримcкой мифологии. Нaчaло этому cрaвнeнию, нaмeрeнно или нeт, положил caм Эммaнуэль Мaкрон в cвоeм интeрвью издaнию Challenges в 2016 году тагану^ cвоeго пeрвого избрaния. Тогдa он зaявил, что Фрaнcуa Оллaнд «ж вeрит в прeзидeнтa-Юпитeрa»: «Il ne croit pas au 'présidentjupitérien ', dit-il à propos du chef de l'Etat socialiste. Macron-Jupiter? C'était un malentendu!» [17].

Поcлe побeды Мaкронa та прeзидeнтcких выборaх 2017 годa обрaз Юпитeрa был широко рacтирaжировaн в СМИ, в том чдоле в зaголовкaх cтaтeй, кaрикaтурaх и нa обложгах издaний. Кaк покaзaл aнaлиз, c^ct^ 5 лeт журнaлиcты вcе тaкже экcплуaтируют яркий обрaз и продолжaют его иcпользовaть для критики прeзидeнтa-кaндидaтa в 2022 году: «Jupiter ayant gouverné à droite tout le quinquennat, se trouva fort dépourvu quand le deuxième tour fut venu, presque plus de réserves de voix, la droite était exsangue» [22]; «Sa verticalité jupitérienne va totalement à l'encontre de l'horizontalité, de la demande de participation, de prise de parole, qui est une exigence montante de notre société» [17].

Дополнитeльноe оружие для противников Мaкронa - ero имидж выcокомeрного и прeзритeльного чeловeкa, cложившийcя вcлeд зa ^популярными выcкaзывaниями в aдрec нeзaщищeнных cлоeв нaceлeния, рaбочeго клacca, прeподaвaтeлeй: «Emmanuel Macron devra descendre de son nuage s'il ne veut pas tomber de très haut, quand les lendemains déchanteront» [20].

ВЫВОДЫ

Подводя итог, отметим, что чaще втого обрaз президентa-кaндидaтa Мaкронa концептуaлизируетcя в предвыборном мaccмедийном ддокурто c помощью метaфор, отноcящихcя к cубcфере «Социум». Нaиболее продуктивными в cоциaльной cубcфере-иcточнике являютcя монaрхичecкaя мeтaфорa, мeтaфорa игры и cпортa, тeaтрaльнaя мeтaфорa, мaгичecкaя, милитaрнaя; менее продуктивными - криминaльнaя, экономичеcкaя, a тaкже метaфорa cемьи; к низкочacтотным отноcятcя мифологичеcкaя и религиознaя метaфоры. В cтруктуре метaфоричеcкого обрaзa Эммaнуэля Мaкронa обнaруживaютcя кaк универcaльные метaфоричеcкие модели c доходными понятийными cферaми «Войнa», «Спорт и игры», «Теaтр и кино», тaк и cпецифичеcкие, перcонифицировaнные метaфоры, отрaжaющие индивидуaльные хaрaктериcтики политикa: монaрхичеcкaя, мaгичеcкaя, криминaльнaя, cемейнaя, экономичеcкaя, религиознaя и мифологичеcкaя. При cоздaнии обрaзa Мaкронa СМИ пользуются метaфорaми для вербaлизaции преимущеcтвенно негативной оценки.

169

Взаимодействующие в текстах метафоры относятся, как правило, к разным метафорическим моделям и обеспечивают связность и цельность текста, усиливают его прагматический и эстетический потенциал. Перспективу исследования мы связываем с дальнейшим анализом метафорического образа президента Франции - действующего лидера государства и оппозиционных лидеров (сопоставительный анализ персонологических метафорических моделей). Кроме того, проведенное исследование позволит продолжить работу в русле анализа качественных и количественных динамических изменений в структуре этого образа в начале и конце срока правления при помощи лингвостатистических инструментов информационной системы «Лингвистика».

Список литературы

1. Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Словарь русских политических метафор. - М.: Помовский и партнеры, 1994. - 330 с.

2. Барышникова Г. В., Дубинина И. И. Метафорическое создание политического образа руководителя России в западных СМИ (на материале англо-американской и французской прессы) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (137). - С. 179-185.

3. Богоявленская Ю. В. Этапы экспертного анализа в информационной системе «Лингвистика» (на материале исследования политических метафор) // Вестник Челябинского государственного университета. - 2022. - № 7 (465). - С. 52-63.

4. Богоявленская Ю. В., Чудинов А П. Взаимодействие парцелляции и метафоры как средств аттенциального фокусирования в художественном и публицистическом дискурсах // Язык и культура. - № 41. - 2018. - С. 24-39.

5. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Метафора в политической коммуникации. - М.: Флинта: Наука, 2008. -248 с.

6. Буженинов А. Э. Метафора спорта и игры в инвестиционном дискурсе (на материале английского языка) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - № 1. - 2021. - С. 45-55.

7. Кушнерук С. Л. Метафоры в текстовых мирах коммерческой рекламы: эффект «двойного видения» // Когнитивные исследования языка. - Вып. XXV. - 2016. - С. 402-408.

8. Михневич О. И. Метафорические образы президентов Грузии Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили: универсальные и персонифицированные метафорические модели // Политическая лингвистика. -2021. - № 4 (88). - С. 52-60.

9. Плотникова М. В., Скворцов О. Г. Метафорическая репрезентация концепта Мегзит в британском медиадискурсе // Когнитивные исследования языка. - 2020. - № 2 (41). - С. 298-302.

10. Стрельников А. М. Метафорический оценочный портрет И. М. Хакамады в дискурсе президентских выборов // Политическая лингвистика. - 2005. - № 16. - C. 115-120. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. - Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 2003. - 248 с.

11. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). - Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 2001. - 238 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа [URL: http://www.philology .ru/linguistics2/chudinov-01 .htm#330].

12. Чудинов А. П., Будаев Э. В., Солопова О. А. Политическая метафорология: Дискурсивный поворот. -М.: Флинта, 2020. - 234 с.

13. Solopova O. A., Ilyushkina M. Yu. Russia as a target domain in American, British and Canadian political discourses // Bulletin of the South Ural State University. Series: Linguistics. - Vol. 14. - No 3. 2021. -P. 41-48.

14. Challenges. - Режим доступа: https://www.challenges.fr/. - (Дата обращения: 16.03.2022).

15. Courrier international. - Режим доступа: https://www.courrierinternational.com/ (Дата обращения: 16.03.2022).

16. Gala. - Режим доступа t: https://www.gala.fr/. - (Дата обращения:27.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. L'Express. - Режим доступа: https://www.lexpress.fr/. - (Дата обращения: 23.04.2022).

18. L'Obs. - Режим доступа: https://www.nouvelobs.com/. - (Дата обращения: 12.03.2022).

19. Le Figaro. - Режим доступа: https://www.lefigaro.fr/. - (Дата обращения:30.04.2022).

170

_Богоявленская Ю. В., Стремякова М. С._

20. Le Point. - Режим доступа: https://www.lepoint.fr/. - (Дата обращения: 16.04.2022).

21. Le Parisien. - Режим доступа: https://www.leparisien.fr/. - (Дата обращения: 16.03.2022).

22. Libération. - Режим доступа: https://www.liberation.fr/. - (Дата обращения:26.03.2022).

23. Marianne. - Режим доступа: https://www.marianne.net/. - (Дата обращения: 16.03.2022).

24. Paris Match. - Режим доступа: https://www.parismatch.com/. - (Дата обращения: 12.03.2022).

25. Politis. - Режим доступа: https://www.politis.fr/. - (Дата обращения:27.04.2022).

26. RTL. Режим доступа: https://www.rtl.fr/. - (Дата обращения:27.04.2022).

27. Télérama. - Режим доступа: https://www.telerama.fr/. - (Дата обращения:27.04.2022).

References

1. Baranov A. N., Karaulov Iu. N. Slovar' russkikh politicheskikh metafor [Dictionary of Russian political metaphors]. Moscow, Pomovskii i partnery, 1994. 330 p.

2. Baryshnikova G. V., Dubinina I. I. Metaforicheskoe sozdaniepoliticheskogo obraza rukovoditelya Rossii v zapadnykh SMI (na materiale anglo-amerikanskoy i frantsuzskoy pressy) [Metaphorical creation of the political image of the leader of Russia in the Western media (based on the material of the Anglo-American and French press)]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2019, no. 4 (137), pp. 179-185.

3. Bogoiavlenskaia Iu.V. Etapy ekspertnogo analiza v informatsionnoi sisteme «Lingvistika» (na materiale issledovaniia politicheskikh metafor) [Stages of Expert Analysis in the Information System "Linguistics" (Using the Example of Political Metaphor Research)]. Vestnik Chelibinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2022, vol. 7 (465), pp. 52-63.

4. Bogoiavlenskaia Iu. V., Chudinov A.P. Vzaimodeistvie partselliatsii i metafory kak sredstv attentsial'nogo fokusirovaniia v khudozhestvennom i publitsisticheskom diskursakh [Convergence of parceling and metaphor as means of focusing in literary and media discourses]. Iazyk i kul'tura, 2018, no. 41, pp. 24-39.

5. Budaev E. V., Chudinov A. P. Metafora v politicheskoi kommunikatsii [Metaphor in political communication]. Moscow: Flinta: Science, 2008. 248 p.

6. Buzheninov A. E. Metafora sporta i igry v investitsionnom diskurse (na materiale angliiskogo iazyka) [Metaphor of Games and Sports in the Investment Discourse (on the Material of English Language)]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy iazykoznaniia ipedagogiki, 2021, no. 1, pp. 45-55.

7. Kushneruk S. L. Metafory v tekstovykh mirakh kommercheskoi reklamy: effekt «dvoinogo videniia» [Metaphors in the textual worlds of commercial advertising: the effect of "double vision"]. Kognitivnye issledovaniia iazyka, iss. XXV, 2016, pp. 402-408.

8. Mikhnevich O. I. Metaforicheskie obrazy prezidentov Gruzii Je. Shevardnadze i M. Saakashvili: universal'nye i personificirovannye metaforicheskie modeli [Metaphorical Images of the Presidents of Georgia E. Shevardnadze and M. Saakashvili: Universal and Personalized Metaphorical Models]. Politicheskaja lingvistika, 2021, no. 4 (88), pp. 52-60.

9. Plotnikova M.V., Skvorcov O.G. Metaforicheskaya reprezentaciya koncepta Megzit v britanskom mediadiskurse [Metaphorical representation of Megxit in british media discourse]. Kognitivnye issledovaniyayazyka, 2020, no. 2(41), pp. 298-302.

10. Strel'nikov A. M. Metaforicheskiy otsenochnyy portret I. M. Khakamady v diskurse prezidentskikh vyborov [Metaphorical evaluative portrait of I. M. Khakamada in the discourse of the presidential elections]. Politicheskaja lingvistika, 2005, no. 16, pp. 115-120.

11. Chudinov A.P. Metaforicheskaya mozaika v sovremennojpoliticheskoj kommunikacii [Metaphorical mosaic in modern Political Communication]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University, 2003. 248 p.

12. Chudinov A.P., Budaev E.V., Solopova O.A. Politicheskaya metaforologiya: Diskursivnyj povorot [Political Metaphorology: A Discursive Turn]. Moscow, Flinta; 2020. 234 p.

13. Solopova O. A., Ilyushkina M. Yu. Russia as a target domain in American, British and Canadian political discourses. Bulletin of the South Ural State University. Series: Linguistics, 2021, vol. 14, no. 3, pp. 41-48.

14. Challenges. Available from: https://www.challenges.fr/ (accessed:16 March 2022).

15. Courrier international. Available from: https://www.courrierinternational.com/ (accessed:16 March 2022).

16. Gala. Available from: https://www.gala.fr/ (accessed: 27 April 2022).

17. L 'Express. Available from: https://www.lexpress.fr/ (accessed: 23 April 2022).

18. L 'Obs. Available from: https://www.nouvelobs.com/ (accessed: 12 March 2022).

171

19. Le Figaro. Available from: https://www.lefigaro.fr/ (accessed: 30 April 2022).

20. Le Point. Available from: https://www.lepoint.fr/ (accessed: 16 April 2022).

21. Le Parisien. Available from: https://www.leparisien.fr/ (accessed: 16 March 2022).

22. Libération. Available from: https://www.liberation.fr/ (accessed: 26 March 2022).

23. Marianne. Available from: https://www.marianne.net/ (accessed:16 March 2022).

24. Paris Match. Available from: https://www.parismatch.com/ (accessed: 12 March 2022).

25. Politis. Available from: https://www.politis.fr/ (accessed: 27 April 2022).

26. RTL. Available from: https://www.rtl.fr/ (accessed: 27 April 2022).

27. Télérama. Available from: https://www.telerama.fr/ (accessed: 27 April 2022).

METAPHORICAL MODELING OF THE IMAGE OF EMMANUEL MACRON IN THE FRENCH PRE-ELECTION MASS MEDIA DISCOURSE

Bogoyavlenskaya Yu. V., Stremyakova M. S.

The article is devoted to the analysis of the French president Emmanuel Macron's metaphorical image during the election campaign. In the article the notion of metaphorical model refers to the linking pattern between the source sphere and the target sphere, which has developed in the minds of native speakers. Metaphorical models make up a metaphorical image - a mental formation structured by a set of conceptual metaphors. The study shows that in the pre-election mass media discourse the image of the president and candidate is conceptualized with the help of metaphors related to the "Society" sub-sphere. The most productive (monarchical metaphor, metaphor of games and sports, theatrical metaphor, magical, military), less productive (criminal, economic, and family metaphor), as well as low-frequency models (mythological, religious) are identified and described. It is established that the structure of the image of Emmanuel Macron presents both universal metaphorical models with the initial conceptual spheres of "War", "Sports and games", "Theater and cinema", and personalized metaphors reflecting the individual characteristics of the politician: monarchical, magical, criminal, family, economic, religious and mythological. The article considers how the metaphors interact with the target sphere "Emmanuel Macron" in the texts of mass media discourse. It is concluded that when creating the image of Macron, the media use metaphors to verbalize a predominantly negative assessment. Keywords: political metaphor, metaphorical modelling, conceptual metaphor theory, mass media discourse, expert analysis system «Linguistics», Emmanuel Macron.

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.