УДК 159.99
МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ НЕГАТИВНОЙ КАРТЫ
НАРКОТИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.Г. Жиляев, Т.И. Палачева
Аннотация. В статье рассмотрена проблема первичной профилактики наркотизации детей младшего школьного возраста. Авторами показаны преимущества работы со сказкой в практике психологической работы с детьми начальной школы по профилактике злоупотребления алкоголем и наркотиками. На основе разработанной парадигмы анализа сказок раскрываются особенности проведения метафорического тренинга негативной карты наркотизации для детей этого возраста, анализируются известные сказочные сюжеты с психологических позиций.
Ключевые слова: метафора, метафорический тренинг, инициация, волшебная сказочная модель мира, патогенные агенты, модели поведения.
METAPHORICAL TRAINING NEGATIVE CARD
ANESTHESIA IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
A. Zhilyaev, T. Рalacheva
Abstract. The article considers the problem of primary prevention of drug addiction of children of primary school age. The authors have shown the advantages of working with the tale in the practice of psychological work with primary school children for the prevention of alcohol and drug abuse. Based on the paradigm of analysis of the tales reveals the features of the metaphorical training negative card anesthesia for children in this age group, analyzes the well-known fairy tales from a psychological standpoint.
Keywords: metaphor, metaphorical qualification, initiation, magical fairy-tale world model, pathogenic agents, behaviors.
В последние годы нижняя планка возраста, с которого начинают пробовать наркотики, опустилась до уровня 11 - 12 лет. Поэтому проблема профилактики ранней наркотизации младших школьников становится весьма актуальной.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное усвоение самых разных правил как учебных, так и общественной жизни. Дети быстро усваивают информацию из внешнего мира. Кроме того, в этом возрасте дети восприимчивы к тому, что говорят им взрослые. Поэтому профилактику отклоняющего поведения необходимо осуществлять в младшем школьном возрасте до того, как дети приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять одурманивающие вещества. Желательно, чтобы полученная информация была доступна для детской психики и усвоена ребенком. В целях формирования первых навыков осторожности в случаях психологической агрессии и предложений тех или иных наркотизирующих агентов разработан метафорический тренинг формирования негативной карты наркотизации в младшем школьном возрасте, который направлен на информирование детей о вреде наркотиков как критерия нездоровья, которое осуществляется на
примере сказок на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков.
Еще Аристотель указывал на логическую и психологическую сущность метафоры: понятие метафоры является психологическим, так как метафора активизирует психическую
деятельность человека; это средство эмоционального воздействия.
Джойс Миллс и Ричард Кроули писали об утонченности терапевтической метафоры: «Смысл рассказанного «попадает в точку», но каким-то удивительно отстраненным путем. Проблема хоть и высвечивается, но предстает спокойно расплывчатой; повествование хоть и пробуждает скрытые возможности и способности, но неким обобщенным и отнюдь не напористым образом» [6].
Джойс Миллс и Ричард Кроули, рассматривая классические сказки с точки зрения терапевтического воздействия, отметили в них ряд общих черт: создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает; представляют метафорический кризис в контексте их обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает; дают герою возможность осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.
Метафора, по мнению многих
исследователей, дает возможность сделать предметом воздействия для каждого человека его собственную внутреннюю жизнь [1;2].
Известный психоаналитик Б. Беттельхейм писал: «Сейчас как никогда детям нужны сказки и их герои, которые в одиночестве познают окружающий мир» [2]. Это фраза не теряет актуальности и в настоящее время. Б. Беттельхейм отмечал, что волшебная сказка не только развлекает, она также просвещает детей относительно самих себя, поощряет развитие их индивидуальности, преподносит им смысл на многих разных уровнях и обогащает их жизни самыми разнообразными способами. По Б. Беттельхейму, из волшебных сказок дети могут узнать о внутренних проблемах человеческих существ и об адаптивных решениях их затруднений, чем из любого другого понятного им типа истории. Волшебные сказки тонко и исключительно косвенно обеспечивают моральное обучение, необходимое детям посредством историй, которые кажутся ребенку осмысленными и правильными.
Сказка в концепции Юнга выступает средством встречи ее читателя с самим собой. Сказочный сюжет является отражением внутреннего мира читателя, в сказке описывается индивидуация как процесс своеобразного внутреннего путешествия [8].
В рамках бихевиорального подхода сказки рассматриваются как описания моделей поведения. Работая со сказкой, можно помочь клиенту усваивать продуктивные модели, реконструировать непродуктивные модели желаемого поведения. Идеи, изложенные в сказках, могут быть напрямую перенесены в жизнь. Сказки формируют своеобразный банк образцов поведения в тех или иных жизненных обстоятельствах.
В качестве преимуществ работы со сказкой, предложенной в рамках психологического подхода, отмечается следующее. Ребенок, поместив себя на иррациональный уровень, адресованный его бессознательному, быстро идентифицирует себя со сходными, на его взгляд, символами и персонажами. Таким образом, психологическая работа проходит на значимом для него материале. В рамках такого подхода ребенок оказывается «вписанным» в законы сказочной модели мира, которые сопровождают работу психолога и делают ее менее «опасной». К таким законам можно отнести в частности то, что в сказке добро побеждает зло, ирреальное сменяется реальным и др. Так, сама сказочная модель мира «автоматически» выводит ребенка на позитивные установки в конце работы, независимо от ее эффективности в процессе.
А.Н. Веракса отмечает, что «с психоаналитической точки зрения сказки помогают ребенку обратиться к себе и проливают свет на известную взрослым истину: основная причина, по которой в нашей жизни что-то происходит не так, заключается в нас самих» [3]. Автор указывает на близость сказки ребенку, потому что она не учит и не поучает его, где он сам, сопереживая и идентифицируя себя с героем, проживает все его страдания и трудности и приходит к пониманию того, что действительно ценно.
Психологами не раз отмечалось, что метафорический смысл сказки часто усваивается только на подсознательном уровне и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурирования ценностей, взглядов и позиций. Это и позволяет считать сказки и метафоры важным психотерапевтическим приемом, помогающим ребенку упорядочить свой внутренний мир [1;7].
Сказка позволяет ребенку не только свободно мечтать и фантазировать, но и сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира в безопасной форме, в форме метафоры. Мир взрослых предсказуем, систематизирован и определен, а мир детей, наоборот, не имеет четких границ. Благодаря сказке ребенок познает мир и развивается как личность. При этом информацию ребенок получает недирективным путем, без сложных нравоучений; именно такой путь является самым эффективным.
Как замечает А.В. Гнездилов [4], если взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о мире переходит в активное состояние. Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем предназначении, исследуя собственные способности и возможности.
Приведенный краткий обзор обнаруживает общее для всех теорий уважение к метафоре как особому и эффективному средству общения.
Метафоры облегчают осознание последствий злоупотребления одурманивающими веществами, системы отношений между героями, снижают воздействие негативных эмоций при получении болезненной для ребенка информации. Профилактическая работа с ребенком в режиме метафорического тренинга с привлечением сказки может стать источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций, с помощью которых он способен оценить себя и других.
Рассматривая психологические особенности детей младшего школьного возраста, остановимся на факторах, которые могут служить сверхраннему принятию решения о наркотизации. У детей в этом возрасте нет своего сложившего отношения к алкоголю, табаку, иным веществам, информация о которых уже накапливается в личности. Основное решение о возможности употребления тех или иных наркотизирующих веществ (ПАВ) неотделимо от позиции ребенка внутри семьи. Такое решение может быть принято ребенком, прежде всего, в результате отсутствия семьи как оболочки, опосредующей его общение с миром.
Это может быть реальное отсутствие семьи (безнадзорность, беспризорность), но значительно чаще встречается чувство отсутствия семьи, связанное с формально холодными внутрисемейными отношениями, когда ребенок ощущает себя вне семьи, что является для него фактором выраженного экзистенциального стресса. Данная ситуация может потребовать формирования новых механизмов реагирования, связанных, в том числе, и с употреблением табака и алкоголя. Ребенок хочет почувствовать себя самостоятельным, взрослым, ответственным. В этих случаях отсутствие реальной или виртуальной семьи не отличаются друг от друга.
Второй вариант - это пример подражания, когда значимые для ребенка взрослые употребляют алкоголь, табак, иные наркотизирующие вещества, при этом формируя отношение созависимости, в которую втягивается ребенок.
Рассмотрим несколько общих
закономерностей развития личности, присущих этому возрастному периоду. Прежде всего, для данной аудитории характерно образное, игровое мышление. Поэтому эффективны образные конструкции, понятные ребенку, вызывающие у него негативное отношение к наркотизации табаку и алкоголю. При формировании негативной карты наркотизации с учетом социокультурных реалий можно использовать метафорические образы, являющиеся психологическим багажом детской личности, а именно сюжеты сказок. При этом непосредственное употребление названий алкогольных напитков, курения, наркотиков, абсолютно недопустимо. Использование сюжетов общеизвестных сказок как народных, так и авторских: история иголки, воткнутой в волосы («Финист - ясный сокол»); история с принцессой, уколовшейся веретеном, («Спящая красавица»); эпизод с отравленным яблоком («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») и многие другие позволяет ребенку получить первые
навыки осторожности в случаях психологической агрессии и предложений тех или иных наркотизирующих агентов. Целью такой коммуникации является формирование у ребенка такой модели поведения, в которой будет доминировать негативное отношение к последствиям наркотизации. Основное сообщение можно сформулировать следующим образом: «Употребление незнакомых веществ может очень сильно навредить». Любая модель поведения воспринимается лучше, если проходит в виде тренинга, то есть при активном участии объекта воздействия, что будет соответствовать поставленной в тренинге задаче.
Использование волшебной сказочной модели мира для профилактической антинаркотической работы с детьми младшего школьного возраста заключается в том, что ребенку предлагается сюжет сказки, в которой присутствует одурманивающее зелье, и возникают ситуации, когда герой принимает решение его употребить или его им опаивают [5]. Дальнейшая работа психолога идет через интерпретацию сказочных образов в режиме разработанной четкой парадигмы, учитывающей следующие основные моменты подачи материала младшим школьникам.
Определение детьми поворотного момента сказки предполагает ответы на вопросы: Когда происходит «плохое»? Можно было бы этого избежать? Нахождение сути ситуации, поиски причин актуального конфликта для героя формируют у ребенка умение размышлять, искать верное решение.
Вычленение главного направления предполагает ответы на вопросы: Что можно сделать, чтобы избежать этого «плохого»? Как это сделать? Построение такого оптимального сказочного сценария формирует способность осознанно действовать, видеть позитивные способы решения сложившейся ситуации, обеспечивает личности ее позитивное проживание.
Указание в сказочном сюжете на переход в социальные роли: из чужого — во врага, из знакомого - в друга позволяет утвердить ребенка в мысли, что нельзя доверять чужому, незнакомому человеку: чужой значит чуждый, он враг; знакомый тот, кого хорошо знаешь, кому доверяешь, он друг.
Определение смыслового направления статьи - отказа от предложения принять (использовать) одурманивающее вещество строится на основе ответа на вопрос: Для чего сказочному герою следует отказаться от предложения принять одурманивающее вещество?
Использование сюжета с позитивным вариантом вызывает переживание прочитанных сказочных сценариев, что обусловливает изменение жизненных сценариев. Сюжет с позитивным сказочным вариантом обеспечивает личностное развитие ребенка, показывает, как поступать и совершать те или иные поступки, ведь учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках, лучше в этом случае обучаться, размышляя над поступками сказочных героев.
Распознавание сигналов опасности на примере сказки, по которым можно увидеть, что предлагается одурманивающее зелье, помогает насторожиться, узнать момент, чтобы проходить мимо неадекватных предложений.
Сигналы опасности в сказках определяются следующими моментами.
В сказках присутствуют символические образы наркотизации: наливное яблочко, чудодейственный порошок, диковинные ягоды, веретено и т.п., наделенные внешней сверхпривлекательностью или
чудодейственными свойствами. Выбор момента предъявления одурманивающего вещества показывает, что отрицательные персонажи сначала располагают сказочного персонажа, проявляя хитрость, повышенное внимание к нему, чтобы опоить его, при этом пользуются особой сверхдоверчивостью сказочного персонажа.
В сказках присутствует указание на отрицательных персонажей сказки — злых волшебников, завистливых сестер, злых колдуний, предлагающих одурманивающее вещество или действующих опосредованно через других отрицательных персонажей - служанок, старушонок, черниц и т.д.
К сигналам опасности в сказках относится определение мотивации человека, предлагающего зелье, или мотивации использования зелья самим персонажем: зависть отрицательного героя («Сказка о мертвой царевне»), обида («Карлик Нос»), непослушание («Сестрица Аленушка, братец Иванушка»), любопытство («Халиф-аист») и др. При встрече с отрицательным персонажем у героев сказки (людей, зверей и т.п.) возникают неприятные ощущения (маленькому Якобу неприятна старуха-покупательница, пес Соколко волнуется при виде яблока, отравленного зельем).
В сказках содержится указание на последствия употребления одурманивающего вещества героем сказки, вплоть до изменения с физическим аспектом: герой превращается в карлика, козленочка, у героя вырастают рога, либо он падает замертво, засыпает и т.д. На
примере сказочного героя ребенок делает вывод, что употребление зелья изменяет состояние человека и является препятствием к достижению счастья.
Определение этих сигналов опасности позволяет детям отрабатывать навыки выявления и оценивания мотивации поведения окружающих в конкретной ситуации, в том числе и в момент предъявления одурманивающего зелья. В этих целях детям задаются при анализе сказки вопросы следующего содержания:
- Кто и с какой целью пытается опоить героя сказки?
- Какие чувства вызывает персонаж сказки, предлагающий одурманивающее вещество? Приятен или неприятен он тебе?
- Из каких соображений он это делает?
- Как он дает это вещество? Нет ли в его позе, жестах, мимике, что может насторожить (вкрадчивости, хитрости, давления на героя и т.д.)?
- Каковы последствия употребления вещества сказочным героем?
- От кого в сказке можно принять предлагаемый продукт?
Таким образом, ребенок обучается выявлять сигналы опасности с точки зрения наркотизации.
Метафорический тренинг может состоять из анализа известных сказочных сюжетов с психологических позиций. Пример 1.
Разбор эпизода с отравленным яблоком из сказки о спящей царевне и семи богатырях. (Злая королева изображает из себя добрую старушку. Она принесла царевне отравленное яблоко. Та съела его и погрузилась в волшебный сон, из которого самостоятельно не может выйти.) Не говоря ни слова о наркотиках, мы разбираем с детьми следующие факторы данной ситуации:
1. Вред или пользу принесло царевне это яблоко.
2. Тот, кто передал яблоко, был ли врагом царевны или нет.
3. Если бы рядом были богатыри (друзья царевны) возможно ли было отравить царевну или нет.
4. Как отравительница завоевала доверие царевны в данном эпизоде.
5. Правильно ли вела себя царевна, когда отогнала пса, который почувствовал неладное и хотел предупредить царевну об опасности.
6. Что можно было сделать в таком случае?
При разборе аспектов состояния героев, после
того как они вступили в контакт с некими патогенными агентами, ребенок усваивает, что эти контакты могут быть опасны. При работе с этим эпизодом возможен выбор ребенком нужной модели поведения, при которой царевна не
погружается в сон, а выходит замуж за царевича Елисея. Ребенок будет выбирать такую модель поведения, которая спасает героиню от неприятностей.
Таким образом, ребенок обучается выявлять опасные с точки зрения возможной наркотизации эпизоды. Он учится остерегаться особенностей поведения зависимых людей. Его учат воздерживаться от принятия тех или иных провоцирующих предложений. Все это вместе взятое создает у ребенка эмоциональный фон, негативный по отношению к системам поведения, неизбежно сопровождающим наркотизацию, а не к самим веществам, которые могут меняться и которые сам ребенок опознать не в состоянии.
В том случае, когда ребенок придумывает сказку, подобной той, которая обсуждалась на занятии, есть больше возможностей еще раз поработать с содержанием известной ему сказки, но уже вместе с родителями. В целом, в рамках такого подхода ребенок оказывается «вписанным» в законы сказочной модели мира, он не может нарушить законы сказочного мира, потому что ребенок в этом случае опирается на заданный сказочный сюжет, усвоенный в результате встречи с народной сказкой.
Работа с этой аудиторией не может проводиться без участия референтной группы (членов семьи). Она призвана оказать поддерживающий эффект. Даже в том случае, когда родители ребенка сами употребляют те или иные психоактивные вещества в присутствии
ребенка, они могут быть включены в психопедагогическую программу профилактики употребления ПАВ. Их участие может быть инициировано вопросами, обращенными к родительской аудитории. Например, ребенок может задать родителям вопросы: «Почему ты куришь или пьешь, можешь ли ты жить без этого и хочешь ли ты, чтобы я делал также, то есть начинал употреблять те или иные вещества?» Направленность этих вопросов такова, что при ответе родитель, даже являясь сам зависимым и наркотизирующимся, невольно проводит психолого-профилактическую работу,
рассказывая своему ребенку о том, что является основой психопрофилактики, рассказывая о вреде, о желании, сложностях, связанных с зависимым поведением, и, наконец, конечно, о желании видеть ребенка, не употребляющим табак, алкоголь и наркотики.
Так, в режиме метафорического тренинга формируются представления о негативных последствиях одурманивающих веществ; создаются ценностные ориентации;
вырабатываются адаптивные и эффективные стратегии поведения у детей младшего школьного возраста.
Предлагаемый тренинг с детьми младшего школьного возраста можно проводить в рамках внеклассных мероприятиях на классных часах, а также на занятиях предмета «Окружающий мир», в психокоррекционной работе психолога с этой возрастной группой детей.
Литература:
1. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии / Ф. Баркер. - Воронеж, 1996.
2. Беттельхейм Бруно. О пользе волшебной сказки / Б. Беттельхейм. - 1976.
3. Веракса А.Н. О пользе волшебной сказки: психоаналитический подход / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - № 4. -С. 36-39.
4. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) / А.В. Гнездилов. -СПб.: Речь, 2003. - 292 с.
5. Жиляев А.Г. Интенсивные методики оценки
психологического состояния, выявления и коррекции психологической дезадаптации / А.Г. Жиляев. - Казань, 2004. - 91 с.
6. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» / Дж. Миллс, Р. Кроули. -М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - М.: ФОРУМ, 2013.
8. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. - М.: Прогресс; Универс, 1994.
Сведения об авторах:
Жиляев Андрей Геннадьевич (г. Москва, Россия), доктор медицинских наук, Федеральное медико-биологическое агентство, e-mail: [email protected]
Палачева Татьяна Ивановна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, руководитель сектора апробации и внедрения инновационных технологий Республиканского информационно -методического центра в сфере социального обслуживания», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
A. Zhilyaev (Moscow, Russia), doctor of medical Sciences, Federal medical-biological Agency, e-mail: [email protected]
T. Palacheva (Kazan, Russia), candidate of psychological Sciences, head of sector testing and implementation of innovative technologies of the Republican information and methodological center in the sphere of social services", e-mail: [email protected]