УДК: 1751(81)
РО!: 10.31249/ер1/2024.01.05
Леонов Т.В.
МЕТАФОРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ МЕНТАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ®
Аннотация. Дискуссионным вопросом в психотерапии является использование тестов на интерпретацию образного языка как диагностического инструмента для выявления психических заболеваний. В психотерапевтической практике принято, что совместное конструирование метафор способствует формированию осознанности пациентом своего состояния и окружающего мира. В обзорной статье освещаются работы, в которых исследуется использование метафоры для диагностики психических расстройств и оказания терапевтической помощи пациентам.
Ключевые слова: метафора; образный язык; ментальные расстройства; психотерапия.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва, [email protected]
Поступила: 29.08.2023
Принята к печати: 30.01.2024
© Леонов Т.В., 2024
Leonov T.V.
Metaphorical method in diagnosing and treating mental disorders®
The National Research University «Higher School of Economics», Russia, Moscow, [email protected]
Abstract. The metaphor sparks interest of psychotherapists and researchers in the field of psychiatry. The use of testing on the interpretation of figurative language as a diagnostic tool for identifying mental illnesses is a debatable issue. In psychotherapeutic practice, it is believed that joint construction of metaphors contributes to the patient's self-awareness and the awareness of the world around. The current review covers the scope of research that analyses the use of metaphor for diagnosing mental disorders and providing therapeutic assistance to patients.
Keywords: metaphor; figurative language; mental disorders; psychotherapy.
Received: 29.08.2023 Accepted: 30.01.2024
Введение
Главной задачей психотерапевтов и исследователей в области психотерапии является поиск оптимальных вариантов помощи человеку. Первый этап помощи - описание трудностей и диагностирование проблем, с которыми пациент сталкивается. Назначение лечения, сеансы психотерапии, медикаментозное вмешательство -все это продолжение работы врача с пациентом.
В данной работе содержится обзор исследований, посвященных использованию метафор в психотерапевтической практике. Многие исследователи полагают, что психотерапевтический потенциал метафоры позволяет проводить диагностику болезни. В статье анализируется определение метафоры с точки зрения психотерапевтической практики, использование метафоры при диагностике болезни Альцгеймера, шизофрении, пограничного расстройства личности и расстройства аутистического спектра (РАС), а также использование метафорического метода при лечении пациентов от последствий анорексии, дислексии и булимии.
Общеизвестно, что участникам коммуникативного процесса необходимо учитывать различные лингвистические, культурные, социальные и контекстуальные факторы для того, чтобы в полной
© Leonov T.V., 2024
мере понимать суждения говорящих. В особенности это касается случаев употребления иронии и метафор [Ferreira, 2021]. Интерпретация утверждений является одним из коммуникативных навыков, который исследователи увязывают с теорией разума. С позиции данной теории трудности с восприятием образного языка отрицательно сказываются на понимании говорящего. Образный язык трактуется как намерение говорящего использовать косвенную форму выражения для передачи сообщения слушателю, который должен понимать значение этого выражения [ibid.]. Авторы статьи полагают, что у детей с нарушениями речи возникают трудности с пониманием образного языка, в том числе с интерпретацией метафор, со словарным запасом и семантической репрезентацией [ibid.].
Понимание и применение метафоры зависит от умения человека активировать «нужную» информацию, т.е. информацию, которая относится к интерпретации и воспроизведению метафоры [Ferreira, 2021]. При этом существует также и «ненужная» информация, которую необходимо «подавить» для понимания говорящего [ibid.]. Ссылаясь на существующие исследования, авторы утверждают, что дети могут понимать метафору с раннего возраста [Ferreira, 2021; Öz?ali§kan, 2007]. Способность к пониманию метафор возникает в дошкольном возрасте, если речь работающих с детьми экспертов адаптирована и соответствует задачам, с которыми могут справиться дети. В шесть лет эта способность активно развивается, тогда как понимание сложных метафор появляется в возрасте от 9 до 12 лет [ibid.].
Эксперимент с опознанием и пониманием метафор был проведен в Португалии [Ferreira, 2021]. Выборка состояла из 30 детей восьми лет (11 мальчиков и 19 девочек), носителей португальского языка, посещающих частную школу Порту. Критериями отбора стали возраст, соответствующее норме языковое развитие, согласно оценке учителя и логопеда, отсутствие потери слуха или неврологических нарушений. Дети должны были прочитать два португальских рассказа на родном языке и выявить в тексте все метафоры. В результате эксперимента были сделаны следующие выводы: дети, которым читали португальские рассказы на родном языке, могли понимать образный язык (метафору и иронию); мальчики определили больше метафор, чем девочки; дети, у которых были случаи речевых / языковых расстройств в семье (у родителей или
близких родственников), определили и поняли меньше метафор, чем дети без подобных диагнозов в семьях; недоношенный ребенок, а также двое детей, родители которых имеют низкий уровень образования, показали худшие результаты; дети с братьями и сестрами показали лучшие результаты, чем единственные дети в семье. Таким образом, дети способны узнавать и понимать метафоры, в особенности те, у кого есть братья и сестры, а также родители с качественным образованием. Дети, в семьях которых наблюдались неврологические нарушения среди близких родственников, показывают более низкие результаты в распознавании метафор.
Метафора может быть использована в медицинских целях при работе с пациентами. Голландские ученые с помощью процедуры обнаружения метафор (metaphor identification method или MIP) собрали комментарии пациентов о важности работы медсестер в практикующих психиатрических клиниках [How patients ... , 2023]. Анализ выявил особенности влияния медсестер на состояние пациента на личностном уровне (эмоциональная связь, доверие) и на профессиональном (влияние на благополучие пациента, особый уход, совместное принятие решений). Данные анализа были получены с помощью выявленных и проанализированных метафор в речи пациентов, в которой отмечены концептуальные метафоры nurse is a travel aid, means trust, is a combat unit, is hope, and a helpdesk / encyclopedia (медсестра - это помощь в путешествии, доверенное лицо, боевая единица, олицетворение надежды, служба поддержки / энциклопедия) [ibid.]. Следовательно, «метафорический метод» используется для установления обратной связи пациентов с ментальными расстройствами, что может быть использовано для улучшения условий пациентов или, как в цитируемой работе, для определения значимости медсестер в лечении пациентов.
К такому же выводу приходят и испанские лингвисты, изучающие язык пациентов или так называемый «психиатрический язык» (psychiatric language) [Reynolds, 2023]. Эксперты предлагают использовать языковые модели, которыми пользуются пациенты в коммуникации с врачами, чтобы перейти от подхода, ориентированного на диагностику болезни, к подходу, ориентированному на человека, что может оказать более эффективную помощь в исцелении пациентов. В работе обсуждается использование образного языка в диагностическом процессе для описания болезней, болей и эмоций
пациентов. Авторы убеждены в том, что использование метафор врачами способствует более глубокому анализу симптомов, что впоследствии влияет на скорость исцеления пациентов [Reynolds, 2023].
Согласно современной методике психоанализа симптомы болезни указывают на трудности, которые нужно осознать, а не на проблемы, с которыми нужно справиться [Charles, 2021]. Ассоциативно-апперцепционный характер мышления человека порождает возможность общего метафорического «фонда» у пациентов и специалистов и содержит большое количество метафор, благодаря чему можно преодолеть разрыв между разницей телесного опыта, ощущениями, переживаниями, мыслями и навыками в использовании языка. Переход на метафорический язык позволяет специалисту подойти к непосредственным ощущениям пациента, но одновременно это может противоречить цели медицины - излечению пациента или минимизации влияния симптомов болезни на его состояние.
Метафорический метод полезен не только для обратной связи, но и для диагностики заболеваний. Для ментальной обработки метафоры в речи требуется память, способная «подавить» буквальное значение выражения. Нарушения в работе некоторых когнитивных навыков могут быть связаны с болезнью Альцгеймера [Sensitive measures ... , 2021]. Несмотря на постоянное пользование лексиконом и способности к созданию логически связанной речи у пациента, использование им образного языка как навык может быть нарушено. Эксперимент проводился со здоровыми людьми (cognitively normal adults) и экспериментальной группой (35 человек) пациентов с болезнью Альцгеймера (participants with a clinical diagnosis of amnestic Mild Cognitive Impairment). Каждую группу участников попросили выполнить несколько заданий на группировку слов из списка по определенной тематике и установление ассоциаций. Еще одно задание было на определение смысла предложения, которое содержало метафору. Участникам было предложено четыре варианта предложений с разными значениями, три из которых были неправильными.
Исследование показало, что понимание и обработка значений метафор могут быть нарушены (по сравнению с пониманием буквального предложения) у пациентов с болезнью Альцгеймера [Sensitive measures . , 2021]. Предположительно, непонимание метафор может
быть связано с когнитивными изменениями, происходящими при этой болезни, тогда как понимание прямого значения выражений остается прежним. Следовательно, понимание метафоры - это когнитивное достижение [Sensitive measures ... , 2021]. Этот сложный процесс, требующий «подавления» буквального значения, возможен благодаря когнитивной гибкости, позволяющей сравнивать понятия из разных областей знаний и выделять их общие черты.
Таким образом, метафора может быть использована для диагностирования не только болезни Альцгеймера, но и других заболеваний. Так, в эксперименте с чтением рассказов и интервью были проанализированы ответы больных с диагностированной шизофренией [Metaphor processing ... , 2020]. У них были обнаружены нарушения когнитивных, языковых и коммуникативных функций, проявляющиеся в невозможности адекватного самовыражения в той или иной ситуации, неспособности понять отношение слушателя и его намерения и др.
В исследовании роли метафоры при диагностировании шизофрении следует различать понимание метафоры пациентами и ее использование больными в речи.
Анализ понимания метафор пациентами с диагностированной шизофренией был проведен совместно исследователями из Польши и США [ibid.]. Всего в исследовании приняли участие 120 человек в возрасте от 19 до 58 лет, из которых у 40 человек была диагностирована параноидная шизофрения; у 40 - параноидная шизофрения и расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ; и 40 здоровых испытуемых. Всем участникам эксперимента предложили пройти тест на нахождение метафоры в тексте, тест на объяснение значения метафоры, тест на соотнесение метафоры и иллюстрирующего ее изображения и тест на объяснение метафоры, исходя из изображения. Согласно результатам, у испытуемых с шизофренией (обеих групп) были выявлены трудности с объяснением значения метафор. Сложности наблюдались и в интерпретации метафор в контексте, в выборе значения метафоры в тексте из трех предложенных вариантов, в неправильном соотнесении метафоры с предъявляемыми картинками, иллюстрирующими значение метафоры [Metaphor processing ... , 2020].
Большинство исследователей потенциала использования метафоры для диагностирования шизофрении обращают внимание на
перцептивные навыки, на определение и понимание метафоры, тогда как продуктивный навык использования метафоры изучается меньше [Metaphor production ... , 2021]. Установлено, что нарушение понимания метафор проявляется в неправомерной конкретизации ее значения, низкой точности интерпретации выражений. Эта неспособность пациентов воспринимать непрямое значение является устойчивой чертой шизофрении, поэтому она используется в качестве диагностического инструмента расстройства шизофренического спектра. Однако возникает вопрос о нетождественности процессов понимания и использования метафоры как когнитивных явлений и об одинаковой значимости этих двух аспектов речевой деятельности для диагностирования шизофрении. Авторы исследования ставят под сомнение тенденцию рассматривать понимание и использование метафор как тождественные явления [ibid.].
С целью изучения различий в образной речи между пациентами с диагностированной шизофренией и лицами без этого диагноза исследователи провели следующий эксперимент. Пятерым пациентам с диагностированной шизофренией из университетской психиатрической клиники Врапче в Загребе и пятерым здоровым людям поставили две задачи: пересказать детский рассказ «Лягушка, где ты?» на основе визуальных стимулов, а также ответить на ряд вопросов открытого характера (Почему люди ходят в школу? Зачем людям деньги?). Авторы исследования использовали диктофон, чтобы записать ответы испытуемых экспериментальной группы (пациенты с диагностированной шизофренией) и контрольной группы (пациенты без диагностированной шизофрении) [ibid.].
В транскрибированных аудиозаписях примерами образных выражений являлись концептуальные метафоры ДЕЙСТВИЕ - ЭТО ДВИЖЕНИЕ, РАЗУМ - ЭТО ТЕЛО и ЗНАНИЕ - ЭТО ВИДЕНИЕ. Различия в ответах респондентов свидетельствовали о нарушении способности пациентов к построению связного текста, потере контроля над ассоциативными связями. Пациенты с диагностированной шизофренией часто неправильно понимают и интерпретируют метафоры, тогда как у многих больных сохраняется способность правильно использовать в речи метафору, метонимию и гиперболу, понимать иронию [Metaphor production ... , 2021].
Возможность использования метафоры как диагностического инструмента для выявления расстройств шизофренического
спектра отмечают и немецкие ученые [Felsenheimer, 2020]. Тест на понимание образного языка широко используется в дифференциальной диагностике. Немецкие авторы подтверждают выводы, сделанные на основании рассмотренных выше экспериментов [Metaphor production ... , 2021; Metaphor processing ... , 2020], о том, что неверное понимание метафор свидетельствует о наличии шизоидной симптоматики или аутизма, об этом говорят и результаты исследования связи метафор и аутизма [Rucinska, 2020]. Исследователи проверяют понимание метафор у пациентов с пограничным расстройством личности, которое характеризуется нестабильностью в межличностных отношениях, излишней эмоциональностью и неустойчивым самоощущением наряду с гиперчувствительностью [Felsenheimer, 2020]. Роль метафоры, по мнению авторов, проявляется двояко. 1. Она считается терапевтическим инструментом. 2. Она является стратегией, которая помогает пациентам осознать причинно-следственные связи и проявление своей психопатологии. Образный язык помогает людям использовать свои знания о мире, чтобы усвоить новое понятие, - этот вывод подтверждается результатами других исследований [The language of crisis ... , 2020]. Метафоры помогают высказаться по определенной проблеме, снижая при этом категоричность утверждения [Felsenheimer, 2020].
Метафора также может использоваться в качестве диагностического инструмента при работе с пограничным расстройством личности. Эксперты различают конвенциональную метафору (в русской лингвистике - стертую, языковую) (conventional metaphor) и новую метафору (в русской лингвистике - окказиональную, индивидуально-авторскую) (novel metaphor) [Felsenheimer, 2020]. Первый вид довольно легко понимается из-за многократного использования таких образных выражений в быту, тогда как второй вид требует когнитивных усилий, обрабатывается мозгом медленнее, задействуя различные зоны полушарий мозга.
Чтобы подтвердить гипотезу, согласно которой неспособность определить содержание метафоры может использоваться как элемент диагностирования пограничного расстройства личности, ученые провели эксперимент с контрольной (здоровые люди 18-55 лет) и экспериментальной (пациенты 18-55 лет кафедры психиатрии и психотерапии Тюбингенского университета, Германия) группами.
Эксперимент проходил в виде теста, в котором содержались окказиональные метафоры, стертые метафоры и бессмысленные утверждения (например, «спорт лимонов») [Felsenheimer, 2020]. На первом этапе участники должны были указать, знакомы ли они с представленной фразой. Затем участникам нужно было соотнести утверждение со стимулом, который содержал либо правильное метафорическое значение, либо буквальное значение, либо не имел смысла, либо с утверждением «эта фраза не имеет смысла».
Были выявлены следующие тенденции. Результаты испытуемых с диагностированным пограничным расстройством личности были хуже, чем у контрольной группы. Экспериментальные группы сумели интерпретировать как стертые, так и новые метафоры. Разница между количеством правильно идентифицированных метафор у двух групп незначительна. При этом разница между количеством правильно идентифицированных стертых метафор среди двух групп меньше, чем разница между количеством правильно идентифицированных окказиональных метафор. Из этого следует, что пациентам было гораздо сложнее проделать когнитивную работу по определению окказиональных метафор [ibid.]. Исследователи объясняют это более низкой осведомленностью испытуемых. При анализе только тех метафор, которые были обозначены обеими группами как известные, количественная разница правильных ответов существенно уменьшалась. Таким образом, статистически можно сделать вывод о том, что пациенты с пограничным расстройством личности определяют метафоры хуже, особенно окказиональные. Этот вывод совпадает, по мнению авторов, с общепринятым мнением в клинической практике о том, что понимание образного языка, а именно иронии, пословиц и метафор, нарушено при шизофрении и аутизме, тогда как пограничное расстройство личности не является заболеванием, которое можно диагностировать при помощи метафорического метода [Felsenheimer, 2020].
Метафорический метод применяется и в диагностике расстройств аутистического спектра. Аутизм характеризуется «неработающими» навыками воображения, или недостатком метафорического мышления [Rucinska, 2020; Novel prefrontal ... , 2020]. Ученые предлагают сосредоточиться на интерактивных методах в отличие от тренингового подхода. Субъекты должны взаимодействовать с
метафорами в формате системной диалогической терапии. Такой подход к использованию метафор пациентами с расстройством аутистического спектра (РАС) «пересматривает и дополняет существующие практические методы и вмешательства, направленные на улучшение навыков воображения у аутистов» [Rucinska, 2020]. В связи с отставанием в речевом развитии и ограниченностью навыка символического мышления дети с РАС хуже понимают и употребляют метафоры; трудности происходят из-за скудного словарного запаса у таких детей; при этом особенности нарушения понимания метафор остаются открытым вопросом [Rucinska, 2020; Kasirer, 2016]. Однако при помощи речевого тренинга детей с РАС можно обучить абстрактному мышлению с использованием метафор [ibid]. Люди с РАС хуже понимают и употребляют стертые метафоры по сравнению с их сверстниками, тогда как понимание инновационных метафор у обеих групп находится на одном уровне, в то время как придумывание инновационных метафор получается лучше у пациентов с РАС [Rucinska, 2020; Automatic metaphor ... , 2013; Explaining metaphors ... , 2012; Mashal, 2011].
Цель работы, посвященной анализу речи детей с РАС, заключалась в том, чтобы критически переосмыслить мнение о том, что дети с РАС не способны понимать и использовать метафору [Rucinska, 2020]. Авторы приводят фрагменты из терапевтической беседы между ребенком по имени Ной с диагнозом «аутизм» и его психотерапевтом. При последующем анализе исследователи выявили, что Ной мог интерпретировать метафоры, использованные терапевтом в разговоре, а также спонтанно их употреблять. Они заявляют, что этот пример не может эмпирически подтвердить какие-либо выводы, пытаясь показать, что неспособность использовать метафоры среди людей с РАС не стоит обобщать. Системная терапия с использованием метафор может предложить новые способы помощи пациентам с РАС [Rucinska, 2020].
Выводы данного исследования не коррелируют с анализируемыми работами упомянутых ранее авторов, которые утверждают, что у людей с расстройством аутистического спектра очевидны трудности с освоением коммуникативного навыка [Ferreira, 2021; Hale, Tager-Flusberg, 2005]. Однако эти выводы напрямую связаны с терапевтическим подходом к метафоре, когда совместное
построение метафоры (co-construction of metaphor) может благотворно сказываться на пациенте.
Помимо двух возможных способов применения «метафорического метода» - работы с пациентами и диагностики заболеваний - метафора может быть использована как психотерапевтический инструмент. Об этом упоминается в двух рассматриваемых исследованиях [Felsenheimer, 2020; Rucinska, 2020]. Терапевтические интервенции, в которых метафоры выполняют роль элемента символической игры, являются формами взаимодействия с пациентами с РАС. Исследователи подчеркивают важность создания контекста, который поможет установить связь между терапевтом и пациентом в форме метафорического взаимодействия. На данном этапе важно следовать двум установкам: терапевтам нужно помнить о том, что им и их клиентам следует говорить метафорически; говоря метафорически, терапевты должны убедиться, что они с пациентами обсуждают одно и то же [Rucinska, 2020].
В частности, это касается расстройств пищевого поведения: анорексии и булимии. Страдающие от данных болезней отмечают трудности в попытках вербализировать свой телесный опыт, как и в готовности нормально питаться. Причиной этого считается передача девиантных семейных паттернов от родителей детям. В обществах, где внешность имеет большое значение, а лишний вес или излишняя худощавость оцениваются негативно, у пациентов наблюдаются тревога, сдерживание или избегание тревожных эмоций. Интенсивное сдерживание и контроль эмоций ребенка в связи с неверным пониманием родителями их потребностей приводят к анорексии, тогда как булимия проявляется в виде неспособности к саморегуляции [Charles, 2021; Vlahaki, 2012].
Невысказанные негативные эмоции могут быть выражены в речи и охарактеризованы косвенно, не травмируя при этом психику ребенка [Charles, 2021]. В исследовании приводится анализ медицинских ситуаций с двумя сестрами, у которых были диагностированы анорексия (старшая) и булимия (младшая). В течение длительного периода времени обе сестры отдельно посещали сеансы психотерапии, где терапевт пытался вербализировать их переживания, в том числе и метафорически пытаясь объяснить сложные ситуации, термины или свои предположения. Сестры тоже использовали метафоры для объяснения причинно-следственных
связей своих состояний и эмоций. Диалог строился посредством совместного конструирования метафоры. Старшая сестра рассказывает психотерапевту про свои сны, где она дотрагивается до цветов, и они увядают, из-за чего она чувствует, что ее родители рассердятся. Как следствие, постоянное ощущение тревоги, угрозы, исходящей от нее самой, влияет на ее жизнь, поскольку она считает, что все, к чему она прикасается, увядает. Вместе с терапевтом она анализирует метафоричность снов, проговаривая чувства, эмоции, создавая метафору ЖИЗНЬ - ЭТО ЦВЕТОК, которая проявляется во сне, а затем создавая безопасное пространство для своих размышлений (reflective space) [Charles, 2021].
Благодаря этим встречам старшая сестра начала осознавать свои неотчетливые мысли и действия и распознавать связи между чувствами и значениями с помощью метафор. Младшая сестра стала делать успехи в регулировании своих эмоций и чувств, предприняла первые попытки взять на себя инициативу и проявить самостоятельность. По утверждению эксперта, обе пациентки смогли сделать осознанный выбор благодаря проговариванию ментальных конструкций, существовавших прежде в абстрактном виде. Данный результат подтверждает пользу от применения метафоры в психотерапии, что сходится с предыдущими выводами [The language of crisis ... , 2020]. В работе психотерапевта важно внедрять невербализованные смыслы в метафоры пациента, чтобы тот смог осмыслить свои чувства и переживания.
Метафоры также часто помогают пациентам понять причину своей дислексии и вывести в речь содержание своего подсознания, переживания и восприятие мира [Coçkun, Dikilitaç, 2022]. Следовательно, можно рассматривать дислексию как болезнь, которую пациенты находят сложной для понимания. В некоторых случаях дислексия может протекать спокойно, и дети могут не чувствовать ее влияния до окончания средней школы [Coçkun, Dikilitaç, 2022; Swarbrick, Marshall, 2004]. При этом в основном дислексия создает трудности при изучении родного языка (в особенности при чтении или письме), а также при изучении иностранного языка. Ученики могут отставать от сверстников в освоении навыков грамотности и обладать меньшим словарным запасом [Coçkun, Dikilitaç, 2022; Different underlying ... , 2010], могут чувствовать подавленность и неполноценность в связи со своими школьными неудачами.
Особенно остро это проявляется, если учащиеся не знают, что они дислексики.
Именно поэтому данное исследование было направлено на выявление опыта изучения родного и английского как иностранного у взрослой девушки с дислексией [Co§kun, Dikilita§, 2022]. Основной инструмент для понимания ее внутреннего мира - анализ метафор, используемых ею в речи. В ходе исследования ученые а) убедились с помощью контрольного списка Международной ассоциации дислексии, что у испытуемой есть дислексия; б) составили список подсказок, с помощью которых интервьюер побуждал испытуемую к использованию метафор (подсказки относились к таким концептуальным метафорам, как ЦВЕТОК - ЭТО РЕПРОДУКЦИЯ); в) провели интервью об опыте и эмоциях испытуемой и ее восприятии себя при изучении английского языка; г) провели интервью с ее преподавателем в университете и анализ личного дневника студентки, чтобы более объективно описать данный опыт с помощью метода триангуляции [ibid.].
Посредством интервью исследователи выявили несколько повторяющихся паттернов, которые можно связать, в общем и целом, с тремя концептуальными метафорами [ibid.]. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК - ЭТО ЦВЕТОК (концептуальная метафора, которая используется студенткой при описании своего опыта изучения этого языка в университете). Он дает «новое начало» жизни, «удачу», как маргаритка. Однако она считает, что владение данным языком - признак элиты, тех, кто лучше остальных, а не людей с ментальными проблемами, что приводит к следующей метафоре: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК - ЭТО РОЛЛС-РОЙС. Этот автомобиль, как и язык, с ее точки зрения, принадлежат только особенным людям. Она же сама не считает себя принадлежащей к этой группе, потому как для нее АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК - ЭТО МЕНТАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ: «он занимал все время», «выпивал из нее все соки» [Co§kun, Dikilita§, 2022].
В конце концов девушка уточнила, что она хотела бы относиться к английскому языку как спорту или игре, где есть некоторые сложности, которые необходимо преодолеть, но одновременно актуализация метафоры АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК - ЭТО СПОРТ позволяет ей испытывать удовольствие и удовлетворение [ibid.].
Заключение
Таким образом, обзор ряда зарубежных исследований показывает, что теоретики и практики психотерапии предлагают использовать метафору в качестве диагностического инструмента не только для диагностирования определенных заболеваний, но и для изучения внутреннего мира пациента. Метафора как инструмент психотерапии может быть использована, чтобы вербализировать эмоции пациента или помочь ему усвоить новые понятия. Она способствует рефлексии и установлению связи между пациентом и психотерапевтом. Преодоление вербального блока осуществляется за счет совместного конструирования метафор пациентом и врачом.
Список литературы
Automatic metaphor processing in adults with Asperger syndrome: a metaphor interference effect task / Hermann I., Haser V., van Elst L.T., Ebert D., Müller-Feldmeth D., Riedel A., Konieczny L. // Eur. Arch. Psychiatry Clin. Neurosci. -2013. - Vol. 263 (Suppl. 2). - P. S177-S187. Charles M. Meaning, metaphor, and metabolization: the case of eating disorders // The
American Journal of Psychoanalysis. - 2021. - Vol. 81(4). - P. 444-466. Cogkun Z.N., Dikilitag K. Uncovering fears, challenges, and motives of an adult learner with dyslexia through metaphors // LEARN Journal: Language Education and Acquisition Research Network. - 2022. - Vol. 15(1). - P. 64-90. Different underlying neurocognitive deficits in developmental dyslexia: a comparative study / Menghini D., Finzi A., Benassi M., Bolzani R., Facoetti A., Giovagnoli S., Ruffino M., Vicari S. // Neuropsychologia. - 2010. - Vol. 48(4). - P. 863-872. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2009.11.003 Explaining metaphors in high-functioning Autism Spectrum Disorder children: a brief report / Melogno S., D'Ardia C., Pinto M.A. Levi G. // Res. Autism Spectr. Disord. -2012. - Vol. 6. - P. 683-689. Felsenheimer A., Kieckhaefer C., Rapp A.M. Familiarity, empathy and comprehension of metaphors in patients with borderline personality disorder // Psychiatry Research. -
2020. - Vol. 291. - P. 113-152.
Ferreira C., Alegria R., Rocha J.A. Metaphor and Irony comprehension in typically developing school children: a pilot study // Revista de Investigación en Logopedia. -
2021. - Vol. 11(1). - P. 13-21.
Hale C.M., Tager-Flusberg H. Social communication in children with autism: the relationship between theory of mind and discourse development // Autism. - 2005. -Vol. 9(2). - P. 157-178. How patients with severe mental illness experience care provided by psychiatric mental health nurse practitioners / van Dusseldorp L., Groot M., van Vught A., Goossens P.,
Hulshof H., Peters J. // Journal of the American Association of Nurse Practitioners. -2023. - Vol. 35(5). - P. 281-290.
Kasirer A., Mashal N. Comprehension and generation of metaphors by children with autism spectrum disorder // Res. Autism Spectr. Disord. - 2016. - Vol. 32. - P. 53-63.
Mashal N., Kasirer A. Thinking maps enhance metaphoric competence in children with autism and learning disabilities // Res. Dev. Disabil. - 2011. - Vol. 32. - P. 2045-2054.
Metaphor processing dysfunctions in schizophrenia patients with and without substance use disorders / Karabanowicz E., Tyburski E., Karasiewicz K., Sokolowski A., Mak M., Folkierska-Zukowska M., Radziwillowicz W. // Frontiers in psychiatry. -2020. - Vol. 11. - P. 331.
Metaphor production by patients with Schizophrenia - a case analysis / Despot K.S., Sekulic Sovic M., Vilibic M., Mimica N. // Metaphor and Symbol. - 2021. -Vol. 36(3). - P. 119-140.
Novel prefrontal synthesis intervention improves language in children with autism / Vyshedskiy A., Khokhlovich E., Dunn R., Faisman A., Elgart J., Lokshina L., Gankin Y., Ostrovsky S., de Torres L., Edelson S.M., et al. // Healthcare. - 2020. -Vol. 8. - P. 566.
Ozgah^kan §l. Metaphors we move by: children's developing understanding of metaphorical motion in typologically distinct languages // Metaphor and Symbol. - 2007. -Vol. 22(2). - P. 147-168.
Pragglejaz Group. MIP: a method for identifying metaphorically used words in discourse // Metaphor and Symbol. - 2007. - Vol. 22(1). - P. 1-39. DOI: 10.1080/ 10926480709336752
Reynolds A.S. A smorgasbord of essays on metaphor and analogy // Metaphors and analogies in sciences and humanities: words and worlds / ed. by S. Wuppuluri and A.C. Grayling. - Springer, 2023. - 615 p.
Rucinska Z., Fondelli T., Gallagher S. Embodied imagination and metaphor use in autism spectrum disorder // Healthcare. - 2021. - Vol. 9(2). - P. 200.
Sensitive measures of cognition in Mild Cognitive Impairment / Klooster N., Humphries S., Cardillo E., Hartung F., Xie L., Das S., et al. // Journal of Alzheimer's Disease. - 2021. - Vol. 82(3). - P. 1123-1136.
Swarbrick J., Marshall A. The everything parent's guide to children with dyslexia: all you need to ensure your child's success. - Simon & Schuster, 2004. - 320 p.
The language of crisis: metaphors, frames and discourses / ed. by Huang M., Holm-green L.L. - John Benjamins Publishing Company, 2020. - Vol. 87. - 309 p.
VlahakiI. "Two in a body": from the mother's anorexia to the daughter's bulimia // International Forum of Psychoanalysis. - 2012. - Vol. 21(4). - P. 195-201.
References
Hermann, I., Haser, V., van Elst, L.T., Ebert, D., Muller-Feldmeth, D., Riedel, A., Konieczny, L. (2013). Automatic metaphor processing in adults with Asperger syndrome: a metaphor interference effect task. Eur. Arch. Psychiatry Clin. Neurosci, 263 (Suppl. 2), S177-S187.
Charles, M. (2021). Meaning, metaphor, and metabolization: the case of eating disorders. The American Journal of Psychoanalysis, 81(4), 444-466.
Co^kun, Z.N., Dikilita§, K. (2022). Uncovering fears, challenges, and motives of an adult learner with dyslexia through metaphors. LEARN Journal: Language Education and Acquisition Research Network, 15(1), 64-90.
Menghini, D., Finzi, A., Benassi, M., Bolzani, R., Facoetti, A., Giovagnoli, S., Ruf-fino, M., Vicari, S. (2010). Different underlying neurocognitive deficits in developmental dyslexia: a comparative study. Neuropsychologia, 48(4), 863-872. DOI: https://doi.org/10.10167j.neuropsychologia.2009.11.003
Melogno, S., D'Ardia, C., Pinto, M.A., Levi, G. (2012). Explaining metaphors in high-functioning Autism Spectrum Disorder children: a brief report. Res. Autism Spectr. Disord, 6, 683-689.
Felsenheimer, A., Kieckhaefer, C., Rapp, A.M. (2020). Familiarity, empathy and comprehension of metaphors in patients with borderline personality disorder. Psychiatry Research, 291, 113-152.
Ferreira, C., Alegria, R., Rocha, J.A. (2021). Metaphor and Irony comprehension in typically developing school children: a pilot study. Revista de Investigación en Logopedia, 11(1), 2.
Hale, C.M., Tager-Flusberg, H. (2005). Social communication in children with autism: the relationship between theory of mind and discourse development. Autism, 9(2), 157-178.
Van Dusseldorp, L., Groot, M., van Vught, A., Goossens, P., Hulshof, H., & Peters, J. (2023). How patients with severe mental illness experience care provided by psychiatric mental health nurse practitioners. Journal of the American Association of Nurse Practitioners, 35(5), 281-290.
Kasirer, A., Mashal, N. (2016). Comprehension and generation of metaphors by children with autism spectrum disorder. Res. AutismSpectr. Disord., 32, 53-63.
Mashal, N., Kasirer, A. (2011). Thinking maps enhance metaphoric competence in children with autism and learning disabilities. Res. Dev. Disabil., 32, 2045-2054.
Karabanowicz, E., Tyburski, E., Karasiewicz, K., Sokolowski, A., Mak, M., Folkierska-Zukowska, M., Radziwillowicz, W. (2020). Metaphor processing dysfunctions in schizophrenia patients with and without substance use disorders. Frontiers in psychiatry, 11, 331.
Despot, K.S., Sekulic Sovic, M., Vilibic, M., Mimica, N. (2021). Metaphor production by patients with Schizophrenia - a case analysis. Metaphor and Symbol, 36(3), 119-140.
Vyshedskiy, A., Khokhlovich, E., Dunn, R., Faisman, A., Elgart, J., Lokshina, L., Gankin, Y., Ostrovsky, S., de Torres, L., Edelson, S.M., et al. (2020). Novel prefrontal synthesis intervention improves language in children with autism. Healthcare, 8, 566.
Ozjali^kan, §l. (2007). Metaphors we move by: children's developing understanding of metaphorical motion in typologically distinct languages. Metaphor and Symbol, 22(2), 147-168.
Pragglejaz Group (2007). MIP: a method for identifying metaphorically used words in discourse. Metaphor and Symbol, 22(1), 1-39. DOI: 10.1080/10926480709336752
Reynolds, A.S. (2023). A smorgasbord of essays on metaphor and analogy. In Wuppu-luri S. and Grayling A.C. (eds.): Metaphors and analogies in sciences and humanities: words and worlds. Springer.
Rucinska, Z., Fondelli, T., Gallagher, S. (2021, February). Embodied imagination and metaphor use in autism spectrum disorder. Healthcare, 9(2), 200.
Klooster, N., Humphries, S., Cardillo, E., Hartung, F., Xie, L., Das, S., et al. (2021). Sensitive measures of cognition in Mild Cognitive Impairment. Journal of Alzheimer's Disease, 82(3), 1123-1136.
Swarbrick, J., Marshall, A. (2004). The everything parent's guide to children with dyslexia: All you need to ensure your child's success. Simon & Schuster.
Huang, M., Holmgreen, L.L. (Eds.). (2020). The language of crisis: metaphors, frames and discourses (Vol. 87). John Benjamins Publishing Company.
Vlahaki, I. (2012). "Two in a body": from the mother's anorexia to the daughter's bulimia. International Forum of Psychoanalysis, 21(4), 195-201.
Сведения об авторе
Леонов Тимофей Витальевич - аспирант Школы иностранных языков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва, [email protected]
About the author
Leonov Timofey Vitalievich - PhD student, The National Research University "Higher School of Economics", Russia, Moscow, [email protected]