Научная статья на тему 'Метафорические модели как средство анализа образной и ценностной сторон концепта «Позитивное мышление»'

Метафорические модели как средство анализа образной и ценностной сторон концепта «Позитивное мышление» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОНЦЕПТ / ОБРАЗНАЯ СТОРОНА / ЦЕННОСТНАЯ СТОРОНА / METAPHORIC MODEL / CONCEPT / IMAGE ASPECT / VALUE ASPECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карпова Ирина Андреевна

Исследование концептов представляет собой сложную задачу. Статья посвящена проблеме изучения способов анализа концепта. Один из методов описания концепта это исследование метафорических моделей, лежащих в его основе. Автор предлагает обратиться к рассмотрению метафорической модели «позитивное мышление это борьба», выявленной на основе дискурса американских социальных психологов. Выдвигается идея о том, что позитивное мышление метафоризуется в терминах борьбы и связано с ценностными ориентирами американцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Карпова Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORIC MODELS AS A MEANS FOR ANALYZING IMAGE AND VALUE ASPECTS OF THE CONCEPT "POSITIVE THINKING"

Concept study presents a complicated problem. The article deals with the study of ways to analyze concepts. One of the methods consists in the analysis of metaphoric models the concept is based on. The author resorts to the metaphoric model "positive thinking is a contest" that was elicited from the discourse of American social psychologists. The author proposes that positive thinking acquires metaphoric expression in contest terms and is connected with value guidelines of Americans.

Текст научной работы на тему «Метафорические модели как средство анализа образной и ценностной сторон концепта «Позитивное мышление»»

© 2011

И. А. Карпова

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВО АНАЛИЗА ОБРАЗНОЙ И ЦЕННОСТНОЙ СТОРОН КОНЦЕПТА «ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ»

Исследование концептов представляет собой сложную задачу. Статья посвящена проблеме изучения способов анализа концепта. Один из методов описания концепта — это исследование метафорических моделей, лежащих в его основе. Автор предлагает обратиться к рассмотрению метафорической модели «позитивное мышление — это борьба», выявленной на основе дискурса американских социальных психологов. Выдвигается идея

о том, что позитивное мышление метафоризуется в терминах борьбы и связано с ценностными ориентирами американцев.

Ключевые слова: метафорическая модель, концепт, образная сторона, ценностная сторона.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью изучения кон -цептов в рамках лингвокультурологии с точки зрения того материала, который они дают для исследования концептуальной картины мира человека и ее национальной специфики. Лингвокультурология в настоящее время является одним из наиболее активно развивающихся направлений современной лингвистики, однако категориальный состав этой области знания еще недостаточно разработан и вызывает полемику в работах лингвистов. К спорным вопросам относится проблема выявления лингвокультурных концептов, список которых уникален для каждой культуры, и определения их структуры. Помимо этого, актуальность настоящего исследования определяется интересом к межкультурному взаимодействию. Эффективность межкультурной коммуникации прямо пропорциональна уровню взаимопонимания между коммуникантами. Следовательно, для достижения взаимопонимания необходимо осознавать и правильно толковать те национально-специфические особенности, убеждения, ценности, которые присущи представителям той или иной культуры. В связи с активной экспансией американской ценностной системы в условиях глобализации в данной статье речь идет, в первую очередь, о коммуникации с представителями американской культуры.

Неизменный оптимизм американцев отмечался многими исследователями (А. Токвиль, Дж. Сантаяна, Ф. Тромпенаарс, О. А. Леонтович) как отличительная, типологическая черта представителей американской культуры. В Америке, начиная с 50-х годов ХХ века, после выхода в свет работы «Сила позитивного мышления» американского психолога и священника Норманна Пила термин «позитивное мышление» стал применяться в психологической литературе как научного, так и научно-популярного плана, что привело к появлению нового направления в психологии — позитивной психологии. Материалом для исследования концепта «позитивное мышление» являются книги таких американских социальных пси-

Карпова Ирина Андреевна — аспирантка кафедры лексики английского языка факультета иностранных языков Московского педагогического государственного университета. E-mail: karpova-i_a@mail.ru

хологов как Луиза Хей, Хилари Джонс, Наполеон Хилл, Норман Винсент Пил, Скотт Вантрелла, Майкл Нейл, в которых утверждается, что позитивное мышление — это залог жизненного успеха, здоровья, финансового благополучия, и все проблемы предлагается решать посредством позитивного отношения к жизни.

Согласно теории Р. И. Павилёниса, построение концептов происходит путем трансформации изначальной довербальной информации, полученной по различным каналам чувственного восприятия, в вербализированную или частично вербализированную «картину мира»1. Исследование образной основы концепта может помочь объяснить то, как происходит его формирование. Как отмечает А. А. Залевская в своих рассуждениях о структуре концепта, «знание у человека никогда не бывает строго абстрактным, оно непременно увязано с рядом сенсорно-аффективных процессов»2. Существует гипотеза о том, что концепты в голове человека сосредоточены на определенном ментальном (психическом) уровне, на который «стекается» вся информация, полученная извне, и перерабатываются результаты зрительного, слухового, тактильного, моторного восприятия вместе с языковым освоением этого опыта. Данная гипотеза была выдвинута Р. Джекен-доффом3, а в отечественной лингвистике развивается Е. С. Кубряковой4.

Согласно мнению многих исследователей, в качестве инструмента анализа образной и ценностной сторон концепта могут быть использованы метафорические модели5. Под метафорической моделью вслед за Дж. Лакоффом мы понимаем устойчивое соответствие между областью источника и областью цели, фиксированное в языковой традиции данного общества6.

В рамках данной статьи на основании 500 отобранных контекстов реализации концепта «позитивное мышление» нами выделяется метафорическая модель «позитивное мышление — это борьба», с помощью которой анализируется образная и ценностная стороны концепта «позитивное мышление». В рамках метафорической модели «позитивное мышление — это борьба» позитивное мышление концептуализируется в терминах борьбы. Американское общество воспринимает позитивное мышление как жесткое противоборство негатива и позитива, о чем свидетельствуют следующие примеры:

Learn to use positive techniques to fight these negative urges, and you’ll be more than halfway to the success1.

Positive thinking is a kind of weapon in this war to eliminate any negative thoughts on your way to well-being8

Как видно из данных примеров, позитивное мышление сравнивают с борьбой, направленной против негативных мыслей. Негативные мысли при этом концептуализируются как противники, что объективируется в языке с помощью лексемы enemy (Only with positive thinking you will be able to battle against an inner enemy,

1 Павиленис 1983, 106.

2 Залевская 2001, 83.

3 Jackendoff 1984, 54.

4 Кубрякова 1996, 94.

5 Лакофф 2004; Маслова 2004.

6 Лакофф 2004, 201.

1 Biswas-Diener 2001, 158.

8 Hilary 2000, 9.

your negative thoughts9). При анализе метафорической модели «позитивное мышление — это борьба» обращает на себя внимание большое количество различных глаголов со значением борьбы, встречающихся в отобранном материале. Анализ употребления данных глаголов в дискурсе американских социальных психологов показал, что позитивное мышление представляет собой средство, помогающее при защите от противника и нападении на него. Под дискурсом американских социальных психологов мы понимаем разновидность общения между людьми, занимающимися изучением позитивного мышления в рамках позитивной психологии. Взаимодействие двух противников начинается с атаки одного из участников — негатива, позитивное мышление при этом выступает как способ защиты: Positive thinking shields, protects you from negative thoughts10.

Positive thinking helps in guarding against problems11.

Анализ выделенных глаголов со значением защиты от противника (to protect, to guard, to shield) показал, что, во-первых, они являются синонимичными, а во-вторых, в качестве доминанты в синонимическом ряду можно выделить глагол to protect, обладающий более общим значением.

Противоборство сторон продолжается как череда атак и контратак. Употре -бление таких глаголов, как to confront, to counter, to counteract, to ward off в следующих примерах подтверждает данное предположение:

Thinking positively you’ll be able to confront your problems12.

Positive thinking can counteract stress and negative thoughts13 With positive thinking you’ll ward off negative thoughts14.

Лексемы to confront, to ward off, to counteract являются синонимами, однако to counteract имеет значение, отличающее этот глагол от остальных, а именно «парируя удар, одновременно нанести встречный удар». Употребление данного глагола при описании позитивного мышления свидетельствует о том, что такая стратегия поведения характерна для американцев, привыкших не только защищаться, но и нападать, т. е. действовать активно в любых ситуациях: Positive thinking is a response that requires immediate action15. Подобная уверенность и настрой на решительные действия, на преодоление сложностей и борьбу с неприятелем являются проявлением позитивного мышления американцев.

В текстах книг американских социальных психологов позитивное мышление выступает как вспомогательное средство борьбы не только при защите, но и при открытом и активном наступлении на неприятеля. Использование таких глаголов как to attack, to fight, to combat, to struggle, to battle в рамках одного предложения со словосочетанием positive thinking подтверждает данное предположение:

Attack doubt as soon as it creeps in with positive, rational thinking, and it will vanish16.

9 Biswas-Diener 2001, 46.

10 Hill 1998, 14.

11 Biswas-Diener 2001, 101.

12 Hilary 2000, 104.

13 Biswas-Diener 2001, 15.

14 Hilary 2000, 15.

15 Biswas-Diener 2001, 32.

16 Ventrella 2001, 134.

When the fight seems hardest and most hopeless, when your center gives way and your right recedes, “the situation is excellent”. Attack! Attack! Attack and you will save the best part of yourself— your courage and faith11.

Если в первом примере автор прямо говорит о том, что надо использовать позитивное мышление как оружие для борьбы, то во втором и в третьем примерах автор не характеризует позитивное мышление прямо как военную стратегию. Тем не менее, тот факт, что человек решается атаковать в таком отчаянном положении, когда ситуация кажется безнадежной, свидетельствует о проявлении позитивного мышления и использования его в качестве вспомогательного средства борьбы.

Однако помимо позитивного мышления, с точки зрения американских социальных психологов, необходимо прилагать определенные усилия, чтобы победить противника: It’s the combination of positive thinking and constant and determined effort that breaks down all resistance1^. Американцы придерживаются мнения, что жизненный успех зависит от стараний самого человека. Подобная жизненная позиция свидетельствует о принадлежности американцев к индивидуалисткой культуре.

Позитивное мышление как оружие, которым владеет человек, дает ему уверенность в себе и ощущение силы над противником, необходимой для победы:

Positive thinking helps to gain confidence and poise19.

Positive thinking gives you a sense of strength, a feeling ofpower20.

A personality is determined by inheritance and environment and is extremely difficult to alter or improve. Yet we can, by taking positive thought, strengthen it and make it more forceful, more attractive21.

Исследуемый материал показал, что наиболее часто встречающимися лексемами, выражающими идею силы, которую дает позитивное мышление, являются лексемы power, force, strength и производные от них слова различной частеречной принадлежности: empowering; forceful; strengthen, strengthened.

Интересно отметить, что уверенность американцев в своих силах и власти над противником благодаря позитивному мышлению дает им основания полагать, что они способны контролировать не только себя, но и окружающий мир, о чем свидетельствуют следующие примеры:

Positive thinking helps you to take command over the problem22.

Perhaps most importantly, positive thinking is a matter of good choices under the personal control of you and your clients23.

Конечным итогом любого сражения становится победа или поражение. В силу этого решение различных проблем с помощью позитивного мышления, т. е. итог борьбы с ситуацией осмысливается в терминах победы, что объективируется в дискурсе американских социальных психологов посредством, во-первых, глаголов со значением конфронтации, подразумевающих полное уничтожение неприя-

11 Carnegie 1956, 84.

18 Peale 1982, 14.

19 Carnegie 1956, 1.

20 Biswas-Diener 2001, 8.

21 Carnegie 1956, 110.

22 Peale 1982, 44.

23 Biswas-Diener 2001, 84.

теля или его завоевание (to break (down), to beat, to destroy, to conquer, to overcome, to win), во-вторых, с помощью лексем victory, victorious, triumph, winning.

Наиболее часто встречающейся из данных единиц является victory, участвующая в формировании объектных словосочетаний с указанным словом в качестве зависимого компонента. Глаголы (to gain, to win, to achieve, to find, to look for), выражающие активный характер обозначаемых действий, направленных на победу (victory), свидетельствуют, во-первых, о деятельностном подходе американцев к реальности, а во-вторых, о важности победы для представителей американской культуры:

Positive thinking will help you to achieve victory 24.

The person who thinks positively and has faith in God, even though his problem remains unchanged, shall indeed gain victory over it25.

Исследованный материал показывает, что, с точки зрения американцев, позитивное мышление приводит к победе (the triumph of positive thinking over the negative26; Positive thinking is a winning attitude27), а человек, мыслящий позитивно и достигший желаемого, характеризуется как победитель — «a winner».

Тем не менее, победа, по мнению американцев, не достается просто так, и, как сказал Теодор Рузвельт, необходимо не просто преодолеть тысячу препятствий, а надо выиграть, несмотря на тысячу отказов и поражений, что свидетельствует о неистребимом позитивном настрое американцев: The boy who is going to make a great man, must make up in his mind not merely to overcome a thousand obstacles, but to win in spite of a thousand repulses and defeats. Theodore Roosevelt28.

Таким образом, исследование образной стороны концепта «позитивное мышление» показало, что в его основе лежит метафорическая модель «позитивное мышление — это борьба». Согласно проведенному анализу ценностного ком -понента в рамках данной метафорической модели, позитивное мышление тесно связано с активным подходом американцев к действительности. Само название метафорической модели «позитивное мышление — это борьба» свидетельствует о том, что у американцев позитивное мышление ассоциируется с активными действиями по отношению к противнику. Позитивное мышление представляет собой средство борьбы, помогающее при защите и нападении. При этом с точки зрения американских социальных психологов, позитивное мышление обязательно должно сочетаться с приложением определенных усилий, что подтверждается использованием лексемы effort в одном контексте со словосочетанием positive thinking.

Необходимым условием активных действий в любой борьбе является уверенность в своих силах. Как показал анализ метафорической модели «позитивное мышление — это борьба», источником этой уверенности выступает позитивное мышление в сочетании с трудовой деятельностью. Уверенность в собственных силах в сочетании с ощущением силы над противником благодаря позитивному мышлению дает американцам основания полагать, что они способны контроли-

24 Peale 1982, 135.

25 Biswas-Diener 2001, 201.

26 Peale 1982, 119.

21 Ventrella 2001, 21.

28 Carnegie 1956, 101.

ровать окружающий мир, что подтверждается употреблением лексем command, control при описании механизмов использования позитивного мышления как средства борьбы с неприятелем.

ЛИТЕРАТУРА

Залевская А. А. 2001: Текст и его понимание. Тверь.

Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. 1996: Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова (ред.) М.

Лакофф Дж. 2004: Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении. М.

Леонтович О. А. 2005: Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: монография. М.

Маслова В. А. 2004: Когнитивная лингвистика. Мн.

Павиленис Р. И. 1983: Проблема смысла. Современный логико-дискурсивный анализ языка. М.

Сантаяна Дж. 2003: Характер и мировоззрение американцев. М.

Токвиль А. 1992: Демократия в Америке. М.

Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. 2004: Национально-культурные различия: в контексте глобального бизнеса. Мн.

Biswas-Diener R., Dean B. 2007: Positive Psychology Coaching. New Jersey.

Carnegie D. 1956: How to Develop Self-Confidence& Influence People by Public Speaking. New York; London; Toronto.

JackendoffR. 1984: Sense and reference in psychologically based semantics // Talking minds. Cambridge (Mass.).

Hay Louise L. 2004: You Can Heal Your Life. California, New York; London; Sydney; Johannesburg; Vancouver; Hong Kong; New Deli.

Hilary J., Frank G. 2000: Personal Progress through Positive Thinking. London.

Hill. N., RittM. J. 1998: Napoleon Hill’s Keys to Positive Thinking. 10 Steps to Health, Wealth and Success. Wise.

Peale N. V 1982: Positive Imaging. The Powerful Way to Change Your Life. New York.

Ventrella S. W. 2001: The Power of Positive Thinking in Business. Ten Traits for Maximum Results. London.

METAPHORIC MODELS AS A MEANS FOR ANALYZING IMAGE AND VALUE ASPECTS OF THE CONCEPT “POSITIVE THINKING”

I. A. Karpova

Concept study presents a complicated problem. The article deals with the study of ways to analyze concepts. One of the methods consists in the analysis of metaphoric models the concept is based on. The author resorts to the metaphoric model “positive thinking is a contest” that was elicited from the discourse of American social psychologists. The author proposes that positive thinking acquires metaphoric expression in contest terms and is connected with value guidelines of Americans.

Key words: metaphoric model, concept, image aspect, value aspect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.