Научная статья на тему 'МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ'

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метафорические ассоциативные карты / сознание / арттерапия в работе психолога / проективные методики / ассоциации / работа с ассоциативными картами.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Зульфия Зокировна Нурматова

В данной статье представлено краткое описание и происхождение метафорических карт, их предназначение в качестве инструмента и помощника психолога и педагога для эффективной работы со студентами техникумов. С помощью карт во время консультаций создается пространство диалога. Благодаря этому педагог и психолог проектирует линию взаимодействия со студентом. В общении со студентами карты используются для развития интуиции, воображения, коммуникации, умения решать возникающие трудные жизненные ситуации конструктивными, социально приемлемыми способами. В статье выделяется, что в процессе работы со студентами происходит трансформация негативных переживаний в позитивные, беспокойство сменяется принятием ситуации и созданием проекции будущего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Зульфия Зокировна Нурматова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ

Зульфия Зокировна Нурматова

Заместитель директора по учебной и воспитательной работе Бекабадского Техникума Общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино, Ташкентская

область. Республика Узбекистан.

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлено краткое описание и происхождение метафорических карт, их предназначение в качестве инструмента и помощника психолога и педагога для эффективной работы со студентами техникумов. С помощью карт во время консультаций создается пространство диалога. Благодаря этому педагог и психолог проектирует линию взаимодействия со студентом. В общении со студентами карты используются для развития интуиции, воображения, коммуникации, умения решать возникающие трудные жизненные ситуации конструктивными, социально приемлемыми способами. В статье выделяется, что в процессе работы со студентами происходит трансформация негативных переживаний в позитивные, беспокойство сменяется принятием ситуации и созданием проекции будущего.

Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, сознание, арт-терапия в работе психолога, проективные методики, ассоциации, работа с ассоциативными картами.

Студенческий возраст — это этап развития личности через кризис взросления, знакомство с новыми социальными ролями, формирование навыка трудолюбия, а также развитие умения решать возникающие трудные жизненные ситуации конструктивными, социально приемлемыми способами, не нарушая состояния психологической стабильности своей личности.

Некоторые молодые люди на данном возрастном этапе сталкиваются со сложностями, связанными с преодолением этого кризиса, и тогда у них появляется чувство неполноценности, некомпетентности во многих жизненных вопросах. В таких случаях помощь психолога просто необходима.

Психологическое консультирование студентов техникумов является одной из главных задач психологического сопровождения участников образовательного процесса. Наряду с основными базовыми методами

285

April 26, 2024

психологического консультирования, такими как беседа, интервью, активное и эмпатическое слушание, наблюдение, педагог-психолог вправе выбирать и использовать в своей работе и другие методы, воспитание и социализация личности которые являются профессиональными наработками отдельных психологических теорий и школ.

Новые государственные образовательные стандарты ставят перед нами высокие цели по сохранению и укреплению физического и психического здоровья студентов, их эмоционального благополучия. Для выполнения этих целей существует новое, интересное, современное, но в тоже время удобное и эффективное средство. Проективные методы диагностики хорошо известны и популярны в психологии. Метафорические ассоциативные карты - это уникальный инструмент и помощник, как психолога, так и педагога. Ведь современному педагогу необходимо обладать психологическими знаниями, так как они являются важным условием педагогической деятельности, помогают педагогу выделять те реальные трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе усвоения им учебного материала. Метафорические ассоциативные карты — это не новое направление в психологии, это действенный и разносторонний инструмент, наглядное средство в работе психолога.

В профессиональных кругах их называли по-разному: О-карты, проективные карты, терапевтические карты, метафорические карты, ассоциативные карты, метафорические ассоциативные карты и др.

Метафорическим ассоциативным картам почти 40 лет - в 1975 году канадский искусствовед и художник Эли Раман, желая вынести искусство из галерей и приблизить его к людям, создал первую колоду карт под названием «О» или «Oh» (от англ. Oh — междометия, означающего удивление). В 1983 году психотерапевт Моритц Эгетмейер, с которым познакомился Эли Раман, разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого возможно подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах - так возникли Метафорические Ассоциативные карты. Психотерапевт Джо Шлихтер разработал правила и принципы использования карт как психологического инструмента.

Первые карты «О» появились в Германии в 1985 году. Эли Раман и Моритц Эгетмейер представили игры публике в Эссене, когда там проходили дни игр. Сделано это было в изначальном, терапевтически-ассоциативном формате: вслепую вытягивались карты — одна с картинкой, другая с текстом, и нужно было прокомментировать, какие спонтанные чувства, мысли и

286

April 26, 2024

ассоциации возникали при этом. Многие представители крупных производителей с любопытством рассматривали эти карты. Но в выставочных павильонах невозможно было создать ту доверительную атмосферу, которая необходима для использования карт в терапевтических целях.

Неожиданно Моритцу Эгетмейеру пришла в голову мысль сопровождать картинки историями, чтобы облегчить освоение публикой совершенно нового вида игр. Эта идея явилась толчком, который позже привел к созданию «Саги» (SAGA) — второй колоды метафорических ассоциативных карт.

Эта история повторялась и дальше — сама работа и взаимодействие с картами и людьми, использующими их, стимулировали и способствовали появлению новых концепций карт и соответственно новых колод. Так, например, психологи и психотерапевты, работающие в направлении оказания помощи в кризисных ситуациях, жертвам насилия, терактов и т.д. обратились в «О-издательство» с запросом на создание специфической колоды карт. Впоследствии родилась колода «Преодоление» (СОРЕ) как результат интернационального сотрудничества издателя из Германии (Моритц Эгетмейер), художника из России (Марина Лукьянова) и всемирно известного психотерапевта из Израиля (Офра Аялон).

Сегодня карты «О» переведены на многие языки, в том числе и на русский, а кроме них существует еще 17 уникальных карточных колод, которые могут использоваться, как сами по себе, так и в любых комбинациях с любыми другими колодами ассоциативных карт.

Благодаря Моритцу Егетмейеру и его издательству "ОН-Verlag" карты распространились по всему миру и завоевывают все новых и новых поклонников.

В настоящее время в Узбекистане психологами и коучами весьма активно разрабатываются новые колоды метафорических ассоциативных карт и претворяются в практику.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) - это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для студента в настоящее время. В настоящее время существует

287

April 26, 2024

огромное количество колод МАК, которые можно разделить на следующие категории:

- универсальные, применяющиеся в работе с запросами различного характера в широком круге проблем ;

- коучинговые ;

- портретные («Лица», «Мир людей» и др.); ресурсные («Места силы», «Ресурсы», «Возможности и силы» и др.)

Работа с ассоциативными картами — процесс небыстрый, стандартный сеанс может занимать два часа, однако все очень индивидуально. Первым шагом в этом процессе служит установление контакта со студентом и постановка вопроса или ситуации, затем уже начинается работа с самими картами. Вытягивать карты можно как открытым, так и закрытым способами.

При открытом (произвольном) способе человек сам перебирает изображения, выбирая среди них наиболее подходящие для себя. Этот метод более спокойный и безопасный, он помогает расслабиться. Закрытый способ (вслепую) похож на действия с гадальными картами, которые берут, не видя их, — это добавляет элемент игры и даже ощущение судьбоносности. Данный метод более сложный, требует глубокой проработки.

Студенты техникума приходят на консультации с различными запросами. Проанализировав тематику консультаций было замечено что на первом месте у них стоят проблемы психологического и личностного характера (вопросы самооценки, стресс, депрессивные и тревожные состояния, личностное развитие и др.). На втором месте — проблемы во взаимоотношениях в семейной системе (конфликты в семье, проблемы в отношениях с родителями, свекровями, второй половинкой, проблемы зависимостей членов семьи). Далее — отношения со сверстниками в группе, в коллективах, с друзьями, вопросы отношения полов. И на последнем месте — проблемы в обучении и конфликты с преподавателями.

Педагог владеющий психологическими знаниями может видеть связь усвоения знаний и умственного развития воспитанников; умеет глубоко и всесторонне анализировать эффективность используемых форм и методов работы с детьми.

Изначально метафорические ассоциативные карты являются проективной методикой: важен не заложенный изначально психотерапевтом в эту картинку смысл, а душевный отклик каждого студента на попавшуюся ему картинку.

288

April 26, 2024

Главный плюс метафорических ассоциативных карт - это простота использования и безопасность для студента, что снижает его внутреннее сопротивление. Образ первичен в формировании сознания человека, поэтому обращение к образу интернационально (карты - интернациональны) и срабатывает для людей любого возраста и ментальности, с любым уровнем интеллектуального развития. Образ глубоко на подсознании.

Как и во всякой игре или в терапевтический работе психолога конечно же желательно придерживаться некоторых правил, для успешной работы с метафорическими картами:

- Конфиденциальность. Как в личной сессии, так и в групповой работе необходимо бережно относиться к информации, которой делятся участники, все сказанное в процессе работы не разглашается.

- Уважение. В групповой работе следует обратить внимание на взаимоуважение между участниками и заботе об их комфорте и безопасности. Внимание к чувствам и словам других участников условие, необходимое для эффективного взаимодействия.

- Свобода. Предупредите участников, что при работе с МАК не существует правильных и неправильных ответов, чувств, образов. Не обязательно буквально воспринимать изображение, дайте волю фантазии.

- Спонтанность. Чем быстрее и свободнее реакция на карту, тем веселее и результативнее будет работа. Критическое мышление пока может отдохнуть.

- Безопасность. Участник может отказаться от карты, без объяснения причин, не показывая ее окружающим. Однако, при индивидуальной работе с профессиональным психологом, подобная ситуация может дать ценный материал для дальнейшего общения.

- Приоритеты. Хозяин карты - хозяин процесса. Он первым высказывает свое видение, может отказаться от обратной связи, его мнение не может быть неверным. Однако, если он просит поддержки от окружающих, можно поделиться своими соображениями.

В процессе работы, у каждого специалиста формируется свой список правил и методов работы с МАК, отражающие его индивидуальность и личный стиль, но важно всегда помнить о безопасности клиента.

Метафорические ассоциативные карты позволяют осуществить обход рационального мышления, снять защиту и внутреннее сопротивление, создать условия для диалога между внешним и внутренним миром человека, помогают

289

April 26, 2024

реконструировать травматическое событие, сформулировать и выразить его словам, или - вербализовать, что само по себе влечет терапевтический эффект.

Метафорические ассоциативные карты успешно используются в тренингах, интерактивных беседах, в индивидуальных консультациях, незаменимы при организации группового взаимодействия студентов и взрослых всех возрастов.

Конечно, МАК — не единственная методическая техника в арсенале психолога, но использование карт во время консультаций со студентами техникума помогает увидеть зерно проблемы и вывести ее наружу для дальнейшей проработки. Кроме того, студентам становится легче рассказывать о непростых жизненных моментах и ситуациях и таким образом трансформировать свою проблему в цель.

У карт есть интересная особенность: они всегда, даже при большом выборе, выпадают «в тему», что очень впечатляет студентов и вдохновляет их на дальнейшую работу с психологом.

В заключение хочется отметить, что данная методика является сильным инструментом и отличается простотой, экологичностью и эффективностью. МАК карты имеют положительный отклик среди психологов в Узбекистане и претендуют на хорошую перспективу как инструмент в работе педагогов и психологов а также для внедрения в учебно-образовательный процесс.

REFERENCES

1. Воронкова, Э. Ф. Метафорические ассоциативные карты как инструмент успешной консультативной работы психолога со студентами / Э. Ф. Воронкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 118-122.

2. Чурсинова О.В. «Метафорические ассоциативные карты как эффективный инструмент педагога-психолога в работе с девиантными подростками» // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.8-1, 2019

3. Мартынова М.А. Метафорические карты и возможности их применения в работе практического психолога // Материалы V Международной научной конференции «Современная психология». - Казань: Бук, 2017. - С. 65-78.

4. Киршке В. Клубника за моим окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. - Издатель Моритц Эгетмейер. 2010. - С. 128.

290

April 26, 2024

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

_mumovayechimlaL

5. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Принципы и способы использования ассоциативных карт в психологии и психотерапии // Смальта. - 2015. - №1. - С. 19-23.

6. https://www.b17.ru/article/15482/

291

April 26, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.