Научная статья на тему 'МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "СТРАХ" В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ АНДЖЕЛЫ КАРТЕР (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ "BLACK VENUS")'

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "СТРАХ" В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ АНДЖЕЛЫ КАРТЕР (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ "BLACK VENUS") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
35
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ "СТРАХ" / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА / ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА / ЦВЕТОВАЯ МЕТАФОРА / МОРБИАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА И ЕЕ ВЕРБАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ / МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кацитадзе Инна Мангуровна, Петкова София Олеговна

Данное исследование выполнено в русле активно развивающегося когнитивно-дискурсивного направления современной лингвистики, рассматривающего язык как источник сведений о когнитивных процессах, протекающих при восприятии объективной действительности, о структуре концептуальной системы и когнитивных механизмах её функционирования. Актуальность работы объясняется необходимостью исследования специфики метафорической репрезентации эмоции «страха» с позиций когнитивной лингвистики и концептологии, а также особенностей индивидуально-авторской реализации данного концепта в художественном дискурсе английской писательницы Анджелы Картер. Феномен такого сложного явления, как метафора отражает взаимообусловленность мышления и особенностей языковой реализации интенций человека, а проблема всестороннего научного анализа метафорических наименований обусловлена тем, что метафора выступает наиболее продуктивным и ярким способом развития и обогащения языка. Целью статьи является выявление метафорической специфики концепта «страх» на примере рассказов «Black Venus» Анджелы Картер с учетом их жанровой принадлежности. В силу разнообразия метафорических номинаций ключевого концепта сделан вывод о важном месте концепта «fear» в художественном мире А. Картер в целом, и в частности, о его органичности в жанре магического реализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL REPRESENTATION OF THE CONCEPT "FEAR" IN THE ARTISTIC DISCOURSE OF ANGELA CARTER (BY THE EXAMPLE OF THE STORIES "BLACK VENUS")

This study is carried out in line with the actively developing cognitive-discursive direction of modern linguistics, which considers language as a source of information about the cognitive processes that occur during the perception of objective reality, about the structure of the conceptual system and the cognitive mechanisms of its functioning. The relevance of the work is explained by the need to study the specifics of the metaphorical representation of the emotion of "fear" from the standpoint of cognitive linguistics and conceptology, as well as the features of the individual author's implementation of this concept in the artistic discourse of the English writer Angela Carter. The phenomenon of such a complex phenomenon as a metaphor reflects the interdependence of thinking and the peculiarities of the linguistic realization of human intentions, and the problem of a comprehensive scientific analysis of metaphorical names is due to the fact that the metaphor is the most productive and vivid way to develop and enrich the language. The purpose of the article is to identify the metaphorical specifics of the concept of "fear" on the example of the stories "Black Venus" by Angela Carter, taking into account their genre. Due to the variety of metaphorical nominations of the key concept, a conclusion was made about the important place of the concept "fear" in the artistic world of A. Carter in general, and in particular, about its organic nature in the genre of magical realism.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "СТРАХ" В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ АНДЖЕЛЫ КАРТЕР (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ "BLACK VENUS")»

KATSITADZE Inna Mangurovna and others METAPHORICAL REPRESENTATION OF THE CONCEPT ..

Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)

e-ISSN: 2712-9780

V7TK" 8 17S1 /¡Wt\ 102022 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0

y А14 о. I / J I |(cc) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129780 2022 11 02 07 lfcae3MI^Mhttps://cTeativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «СТРАХ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ АНДЖЕЛЫ КАРТЕР (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ "BLACK VENUS") © Автор(ы) 2022

КАЦИТАДЗЕ Инна Мангуровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков

Южный федеральный университет 344006, Россия, Ростов-на-Дону, imkacitadze@sfedu.ru

SPIN: 8014-6848 AuthorID:787175 Researcher ID: V-7766-201 ORCID: 0000-0002-4959-8328

ПЕТКОВА София Олеговна, студент 6 курса заочного отделения направления «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профиль «Русский язык и иностранный язык» Южный федеральный университет 344006, Россия, Ростов-на-Дону, spetkova@sfedu.ru Аннотация. Данное исследование выполнено в русле активно развивающегося когнитивно-дискурсивного направления современной лингвистики, рассматривающего язык как источник сведений о когнитивных процессах, протекающих при восприятии объективной действительности, о структуре концептуальной системы и когнитивных механизмах её функционирования. Актуальность работы объясняется необходимостью исследования специфики метафорической репрезентации эмоции «страха» с позиций когнитивной лингвистики и концептологии, а также особенностей индивидуально-авторской реализации данного концепта в художественном дискурсе английской писательницы Анджелы Картер. Феномен такого сложного явления, как метафора, отражает взаимообусловленность мышления и особенностей языковой реализации интенций человека, а проблема всестороннего научного анализа метафорических наименований обусловлена тем, что метафора выступает наиболее продуктивным и ярким способом развития и обогащения языка. Целью статьи является выявление метафорической специфики концепта «страх» на примере рассказов "Black Venus" Анджелы Картер с учетом их жанровой принадлежности. В силу разнообразия метафорических номинаций ключевого концепта сделан вывод о важном месте концепта "fear" в художественном мире А. Картер в целом, и в частности, о его органичности в жанре магического реализма.

Ключевые слова: концепт «страх», когнитивная лингвистика, художественный концепт, лингвокультурный концепт, метафорическая репрезентация концепта, лингвокультурное содержание концепта, цветовая метафора, морбиальная метафора, эмоциональная сфера и ее вербальное отражение, магический реализм.

METAPHORICAL REPRESENTATION OF THE CONCEPT "FEAR" IN THE ARTISTIC DISCOURSE OF ANGELA CARTER (BY THE EXAMPLE OF THE STORIES "BLACK VENUS")

© The Author(s) 2022

KATSITADZE Inna Mangurovna, PhD, Associate Professor of the Department of Intercultural Communication and Methods of Teaching Foreign Languages South Federal University 344006, Russia, Rostov-on-Don, imkacitadze@sfedu.ru PETKOVA Sofia Olegovna, student of the 6th year of distance learning in the direction "Pedagogical education" (with two training profiles), profile "Russian language and foreign language" South Federal University 344006, Russia, Rostov-on-Don, spetkova@sfedu.ru Abstract. This study is carried out in line with the actively developing cognitive-discursive direction of modern linguistics, which considers language as a source of information about the cognitive processes that occur during the perception of objective reality, about the structure of the conceptual system and the cognitive mechanisms of its functioning. The relevance of the work is explained by the need to study the specifics of the metaphorical representation of the emotion of "fear" from the standpoint of cognitive linguistics and conceptology, as well as the features of the individual author's implementation of this concept in the artistic discourse of the English writer Angela Carter. The phenomenon of such a complex phenomenon as a metaphor reflects the interdependence of thinking and the peculiarities of the linguistic realization of human intentions, and the problem of a comprehensive scientific analysis of metaphorical names is due to the fact that the metaphor is the most productive and vivid way to develop and enrich the language. The purpose of the article is to identify the metaphorical specifics of the concept of "fear" on the example of the stories "Black Venus" by Angela Carter, taking into account their genre. Due to the variety of metaphorical nominations of the key concept, a conclusion was made about the important place of the concept "fear" in the artistic world of A. Carter in general, and in particular, about its organic nature in the genre of magical realism.

Keywords: fear concept, cognitive linguistics, artistic concept, linguocultural concept, metaphorical representation of the concept, linguocultural content of the concept, color metaphor, morbial metaphor, emotional sphere and its verbal reflection, magical realism.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее дискуссионных вопросов в лингвистике при рассмотрении концепта, по-прежнему, считается его связь с понятием. На сегодняшний день не существует единственной и унифицированной его трактовки, что свидетельствует о богатом исследовательском потенциале данного вопроса.

Как известно, концепт является калькой с латинского conceptus в обобщенном значении «понятие». В связи с этим термин «концепт» долгое время считался

синонимичным термину «понятие». Концепт, в отличие от понятия, которое отражает наиболее существенные и общие признаки того или иного объекта, выделяет не только существенные, но и все существующие признаки. Исследование лингвокультурного содержания концептов, их типологии, а также методологии, является актуальной проблемой современной лингвистики [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Напомним, что исследование концептов осуществляется в рамках многих подходов. Наиболее распро-

Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)

e-ISSN: 2712-9780

КАЦИТАДЗЕ Инна Мангуровна и другие МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ...

страненным является когнитивныи подход, яркими представителями которого являются А.П. Бабушкин и И.А. Стернин [7], В.И. Карасик [8-9], Д.С. Лихачев [10] и др. С точки зрения данного подхода термин «концепт» активно употребляется в когнитивистике и часто выступает термином, служащим «объяснению единиц ментальных или психических ресурсов сознания» [11, с. 90].

Исследования последних лет отражены в работах Н.Н. Болдырева [12], В.З. Демьянкова, [13], Т.Б. Радбиль [14] и др.

Согласно лингвокультурологическому подходу, концепт - «сгусток» культуры, проявляющиися в сознании человека [15, с. 43]. По мнению А.В. МасловоИ, линг-вокультурными концептами являются обусловленные культурой «ядерные (базовые) единицы картины мира, обладающие экзистенциональной значимостью как для отдельной языковой личности, так и для лингвокультур-ного сообщества в целом» [16, с. 51].

Концептуально-культурологический подход совмещает когнитивную и лингвокультурологическую теории концепта. Этого подхода придерживаются З.Д. Попова и И.А. Стернин [17].

Наиболее удачным считаем мнение Н. Ф. Алефиренко о концепте как о сложном и многоярусном ментальном образовании, в «состав которого помимо обыденно-понятийного содержания, входят еще оценочные и реля-тивно-оценочные смыслы, показывающие отношение человека к познаваемому объекту» [18, с. 155].

МЕТОДЫ

В нашем исследовании применяются следующие методы: метод описания, метод сплошной выборки метафорических номинаций, метод концептуального анализа, метод контекстного и текстового анализа.

Целью исследования является выявление специфики объективации концепта «страх» через метафорические номинации в англоязычном художественном дискурсе (на материале рассказов сборника «Черная Венера»).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Многогранность концепта очевидна. Это дало возможность ученым выделить некоторые его типы. С.А. Аскольдов, к примеру, выделяет два типа: познавательные и художественные. Говоря о познавательных концептах, автор акцентирует внимание на том, что к ним «не примешиваются чувства, желания, вообще иррациональное», что не скажешь о художественных концептах. Ведь по мнению ученого, художественный концепт «чаще всего является комплексом того и другого, т. е. сочетание понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений» [19, с. 269].

По Н.В. Пестовой художественный концепт - «это система и структура образных контекстов и разноуровневых языковых средств, которыми уникально выражаются объективные и субъективные авторские и читательские представления и суждения о признаках и свойствах объектов и явлений в реальном или фантазийно-ассоциативном мире, а также приемы разрушения суверенности этого мира, диктуемые авторским миро-видением» [20, с. 132].

Интересными находим мнения Л.В. Грехневой, полагающей, что художественный концепт выступает единицей индивидуальной картины мира писателя, репрезентированной в художественном творчестве, «сформировавшейся на основе индивидуальных, общенациональных и историко-литературных особенностей видения мира» [21, с. 130], и О.Ю. Шишкиной, рассматривающей его как «ментально-языковую единицу, которая имеет имя, изначально формируется в сознании поэта/ писателя и репрезентируется в художественном произведении (или совокупности произведений) с помощью языковых средств и стилистических приемов (тропов, повторов) [22, с.11].

Итак, эмоциональная сфера и ее вербальное отражение очень часто становится предметом научных исследований именно в силу многослойности и противо-

речивости таких ключевых для человека эмоции, как, например, страх и любовь, а также в силу их психолого-философской природы.

Страх - уникальное явление, как и его антипод «любовь», определяющее жизненный вектор. Абсолютно каждому человеку на Земле знакомо чувство страха, а еще больше состояние борьбы со своими страхами. Это не зависит от его национальной принадлежности, веры или рода деятельности. Страх «свойственен всем без исключения культурам в качестве составной части человеческого бытия» [23, с. 207].

Психология определяет страх как «отрицательную эмоцию, возникающую в результате реальной или воображаемой опасности» [24, с. 629].

С точки зрения философии страх выступает ключевым понятием экзистенциализма. Известный философ С. Кьеркегор различал обычный / эмпирический страх, вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределённый, безотчетный страх-тоску -метафизический страх, неизвестный животным, предметом которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом [25, с. 25].

Что касается когнитивного подхода при исследовании концепта «страх», то следует подчеркнуть, что он позволяет выйти за пределы изучения непосредственного языкового значения, раскрыть картину разнообразия связей с деятельностью человека, познавательными и мыслительными процессами, «приблизившись тем самым к выявлению механизмов и структур, лежащих в основе метафоризации». Метафора становится неотъемлемой частью сознания, ментальным инструментом, служащим категоризации и оценке, объяснению и обработке информации, формированию эмоционального отношения и представлений об объекте действительности, т.е. моделированию картины мира [26, с. 157].

Концепт «страх» находит яркое отражение в творчестве английской писательницы Анджелы Картер, относящееся к периоду постмодернизма, что оказывает влияние на специфику ее коротких рассказов, анализируемых в данной статье. Однако точно определить жанр произведений А. Картер не представляется возможным. С одной стороны, в ее творчестве заметны романы с элементами готической фантастики, к которым и относится «Черная Венера». С другой стороны, ее творчеству присуще слияние и переплетение черт разных жанров. По мнению Л.П. Коноваловой, главной причиной «жанровой полифонии» Анджелы Картер является использование ею приемов массовой литературы и высокоинтеллектуальной прозы, а также органичное сочетание развлекательного и серьезного [27, с. 236].

Ведущим жанром в художественном мире А. Картер можно считать жанр «магического реализма», поскольку в ее творчестве сочетаются реализм и фантастика, когда «чудесное» органично вытекает из «обычного». Грань между реальным и вымышленным, чем-то мистическим едва ощутима. Можно сказать, что «страх» возникает именно в момент, когда переплетаются мистика и реальность, лишая человека возможности четкого осознания происходящего. Страх и мистика, таким образом, выступают взаимодополняющими явлениями.

Сборник рассказов "Black Venus" включает в себя 8 рассказов: 1) "Black Venus"; 2) "The Kiss"; 3) "Our Lady of the Massacre"; 4) "The Cabinet of Edgar Allan Poe"; 5) "Overture and Incidental Music for A Midsummer Night's Dream"; 6) "Peter and the Wolf"; 7) "The Kitchen Child"; 8) "The Fall River Axe Murders".

Помимо собственно синонимических номинаций «страха», а также их дериватов, в рассказах А. Картер активно используются метафоры, которые позволяют расширить возможности лексической объективации исследуемого концепта. Метафора играет немаловажную роль в категоризации, концептуализации и оценке действительности, а также в некотором обобщении человеческого опыта в восприятии мира. В рамках когнитив-

KATSITADZE Inna Mangurovna and others METAPHORICAL REPRESENTATION OF THE CONCEPT ..

Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)

e-ISSN: 2712-9780

ного подхода метафора представляет собой ментальное явление, фиксирующее базовый когнитивный процесс в конвенциональных коммуникативных единицах.

Метафорическое концептуальное исследование помогает представить образ, лежащий «в основе восприятия той или иной сущности, и особенно эффективным становится при изучении вербализации абстрактных концептов, отражающих в сознании человека некие философские, психологические, социальные категории [28, с. 140-141]. Страхи героев «Черной Венеры» базируются именно на сочетании данных категорий. Старые и новые страхи, которые часто носят психолого-философский характер, чудесным образом переплетены в сознании героев, во многом определяющих их действия, равно как магия и реальность взаимодействуют друг с другом.

Все найденные нами примеры были распределены по группам, исходя из сферы-источника метафоры.

1. Морбиальная метафора, которая основывается на понятиях болезней, их лечении или неизлечимости и, как следствие, смерти.

Например: ...she only shone because the dying fire lit his presents to her ("Black Venus") [29, с. 8]. При описании главной героини А. Картер использует метафору the dying fire, описывающую смерть через огонь (die - умирать).

или: ...the whole world will end and the dead rise up out of their coffins ("Our Lady of the Massacre") [29, с. 32]. В этом примере грядущий конец света представлен через описание восставших из могил мертвецов, что делает чувство страха еще более явным, гнетущим и разрушительным.

2. Экзистенциональная метафора, объективирующая в образе смерти «тишину».

Например: Stillness, mortal stillness in the room below, where Master and Mistress share the matrimonial bed ("The Fall River Axe Murders") [29, с.118]. В данном примере метафора mortal stillness заключается в отражении понятия смерти по отношению к абстрактному понятию «тишина». «Мертвая тишина» может быть не всегда связана напрямую со смертью, но в данном случае возникает ощущение грядущих неотвратимых событий.

3. Цветовая метафора.

Эмоция страха обычно ассоциируется с темнотой, черным цветом. В связи с этим для усиления атмосферы страха в сборнике рассказов отмечаются метафоры, связанным с данным цветовом символом. Например:

Although his regard made her luminous, his shadow made her blacker than she was, his shadow could eclipse her entirely ("Black Venus") [29, с. 8]. Цветовая метафора, основывающаяся здесь на лексеме black (черный), используется для инфернального образа героини, тем не менее не вызывающего дикий ужас, приписываемый «черному цвету».

или: He thinks she is a vase of darkness; if he tips her up, black light will spill out. She is not Eve but, herself, the forbidden fruit, and he has eaten her! ("Black Venus") [29, с. 13].

Здесь метафора дополняется лексемами darkness (чернота), black light (черный свет), что и усиливает «страх» за счет цветовых символов.

4. Религиозная метафора. С концептом «страх» тесно связаны понятия черта, сатаны, дьявола и других инфернальных номинаций.

Например: The cat drew silently alongside, as if on purpose, adding a touch of satanic glamour, so you could imagine both were having silent conversations with the demons in the flames ("Black Venus") [29, с. 12]. В приведенном примере в одном предложении используется сразу две метафоры с указанной сферой-источником: satanic glamour (сатанинское очарование) и demons in the flames (демоны в огне), которые усиливают коннотацию страха, часто в силу противоречивости.

- дух/душа: The kitchen brigade made such a din that

the housekeeper retreated to revive herself with another tot of rum in her private parlour, for, faced with a mutiny amongst the pans, she discovered little valour in her spirit and went to sulk in her tent ("The Kitchen Child") [29, с. 105]. В этом случае метафора основывается на понятии spirit (дух), которое способно вызвать чувство страха. Необъяснимое.

Как и вера, специфичная форма осознания мира - религия - не нуждается в обосновании и доказательствах, она представляет собой «сложное социальное и духовное явление, корни которого уходят в глубь общественной истории» [30, с. 172]. А наличие сложностей, противоречий, формировавшихся на протяжении длительного времени, может свидетельствовать именно о человеческих страхах перед ними, а равно и о необходимости борьбы с ними.

5. Военная метафора.

В области военной метафоры концепт «страх» получает репрезентацию через боль, пытки, названия военных подразделений и т.п., как в следующем примере: This woman, with her jaw of a concentration-camp attendant, and such eyes ("The Fall River Axe Murders") [29, с. 136]. Для описания ужасающего внешнего вида персонажа используется номинация должности военного-сопровождающего в концлагере, отсылающего читателя к образу некого «злодея».

6. Соматическая метафора.

Под соматической метафорой мы понимаем номинацию элементов частей тела человека и других компонентов человеческого тела для описания страха в рассказах А. Картер. Вот несколько примеров:

- человеческое сердце: the baby tumbles out of my arms and cracks his head open on a stone, sets up a terrible shrieking, even the hardest heart would have run directly to him ("Our Lady of the Massacre") [29, с. 48]. В рамках данной метафоры понятие «черствого» сердца приравнивается к человеку, обезумевшему от страха;

- кровь: And the river watering this earthly paradise running blood ("Our Lady of the Massacre") [29, с. 49]. В данном примере понятие blood (кровь) используется для создания мрачной пугающей атмосферы;

7. Когнитивная (концептуальная) метафора, обладающая способностью создавать новую реальность.

- разум: A creaking, an ominous rattling scares the little wits out of you ("The Cabinet of Edgar Allan Poe") [29, с. 61]. В этом примере страх человека, пугающегося грохота, переносится на его разум (wits). Данный пример свидетельствует о серьезной «укоренённости» анализируемого явления.

8. Бытовая метафора.

К бытовой метафоре относится использование номинации орудия труда для отражения исследуемого концепта.

Например: Beneath a bulbous dome alternately lapis lazuli and veridian, the bones of Tamburlaine, the scourge of Asia, lie in a jade tomb. We are visiting an authentically fabulous city. We are in Samarkand ("The Kiss") [29, с. 26]. В этом примере используется понятие scourge (бич, кнут), которое является довольно распространенной метафорой, отражающей проблемы бытового характера, также пугающие человека.

ВЫВОДЫ

Таким образом, концепт «страх» находит свое отражение во всех рассказах сборника «Черная Венера» Анджелы Картер. Лексемы со значением «страха» в составе метафор выступают в роли наиболее яркого средства вербализации концепта «страх» в силу самой природы этого чувства, несущего разрушительную силу. Именно метафорическая характеристика анализируемого концепта через призму индивидуально-авторской картины мира, а также жанровой специфики рассказов, дает возможность увидеть глубину, противоречивость и символичность данного концепта, когда чувство «страха» представлено не только привычными образами-сим-

Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)

e-ISSN: 2712-9780

КАЦИТАДЗЕ Инна Мангуровна и другие МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ...

волами «огня», «мертвецов», «черного цвета», «демонов», но и менее привычными, такими, как «тишина», «дух», «разум».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зырянова М.Н. К вопросу о типологии концептов // Электронный научно-методический журнал ОмскогоГАУ. — 2019. №4 (19).

2. Сарычева Е.И., Козлова Т.Е. Концепт и его сущность. Концепт в аспекте лингвокультурологии//Молодой ученый. — 2018. № 40 (226). С.231-234.

3. Воркачев С.Г. Лингвокультурная концептология и ее термино-система//Поэтическая лингвистика. 2014. № 3 (49). С12-20.

4. Зиновьева Е.И. Лингвокультурология. От теории к практике. Учебник. — СПб.: СПбГУ, 2016. — 182 с.

5. Дмитриева О.А., Мурзинова И.А. Теория лингвокультурных типажей. Уч. пособие, 3-е издание. — 2016. 150 с.

6. Воркачев С.Г. Ex pluribus unum: лингвокультурный концепт как синтезное образование// Вестник РУДН, серия Лингвистика, 2016. Том 20, № 2. С. 17-27.

7. Бабушкин. А.П., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика и семасиология. Монография. - Воронеж: ООО «Ритм», 2018. - 229 с.

8. Карасик В. И. Языковая матрица культуры. — М.: Гнозис, 2013. — 320 с.

9. Карасик В. И. Аксиогенная ситуация как категория лингво-культуры. - М., 2021. С. 59—67. URL: http://e-lib.mslu.by/bitstream/ edoc/6967/1/pdf (дата обращения: 17.07.2022).

10. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка //Известия АН СССР. Серия литература и язык. — Т. 52. — 1993. — № 1. — С. 4—8.

11. КубряковаЕ. С., ДемьянковВ. З., ПанкрацЮ. Г., и др. Краткий словарь когнитивных терминов. — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 245 с.

12. Болдырев Н.Н., Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. М.: Языки славянской культуры, 2018.

13. Демьянков В.З. Коммуникативное знание в когнитивной и коммуникативной компетенциях // Когнитивные исследования языка. Выпуск 34. COGNITIO и COMMUNICATIO в современном глобальном мире: Мате- 571. Теоретико-методологические проблемы когнитивной лингвистики и антропоцентрическая парадигма научных исследований риалы VIIIМеждународного конгресса по когнитивной лингвистике 10-12 октября 2018 года. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018. С. 52-55.

14. Т.Б. Радбиль. Язык и мир. Парадоксы взаимоотражения. 2-е изд. — М.: Издательский дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2017. - 592 с.

15. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. — 3-е изд. — М.: Академический проект, 2004. — 982 с.

16. Маслова В. А. Лингвокультурология. Введение: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.. Попова, З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Монография. — Воронеж: Изд-во «Истоки», 2007. — 250 с.

18. АлефиренкоН. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: Учебное пособие. 6-е изд. — М.: Флинта, 2020.— 288 с.

19. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. — М.: Академия, 1997. С. 267—279.

20. Пестова Н. В. Случайный гость из готики: русский, австрийский и немецкий экспрессионизм. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. — 297 с.

21. Грехнева Л. В. Концепт «Чувственность» в творчестве Н. М. Карамзина // Вестник Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского. — 2014. — № 2 (2). — С. 130—133.

22. Шишкина О. Ю. Художественный концепт «Поэт» в идио-стиле М. И. Цветаевой и его лингвистическая репрезентация: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. — Череповец: Нижегородский гос. ун-т им. Лобачевского, 2003. — 24 с.)

23. Чеснокова Л. С. Концепт метафизического страха (Angst) в немецкой литературе // Вестник Омского государственного педаго-гическогоуниверситета. — 2012. — № 4 (18). — С. 206—210.

24. Философский энциклопедический словарь / авт.-сост. C.C. Аверенцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев, С. М. Ковалев, Н.М. Ланда, В.Г. Панов, В.С. Степин, П.Н. Федосеев. — 2 изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.

25. Кьеркегор С. Страх и трепет. -М.: Республика, 1993. с.120-

122.

26. Селезнева В. С. Метафорическая репрезентация концепта «город» в немецкоязычной картине мира// Контрастивные исследования языков и культур. Материалы международной научной конференции. Минский государственный лингвистический университет. -Минск. 2018. с.156-157.

27. Коновалова Л. П. Полижанровая структура романа А. Картер «Ночи в цирке» // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием (8 февраля 2013 г.). Ч. 2. — Екатеринбург: УрФУ, 2013. — С. 236—243.

28. Воронова С. К., Паскова Н. А. Метафорическая репрезентация концепта «memory» (на материале произведения Стива Уотсона «Before I go to sleep)// Языкознание. - 2018. С.137-144.

29. Сборник рассказов „Black Venus ". Электронный ресурс: https:// www.rulit.me/author/karter-andzhela/black-venus-download-241562.html

30. Фатьянова И. В. Актуализация концепта «война» в современ-

ном русском и англо-американском политическом дискурсе. Studia Germanica, Romanica et Comparatistica. Том 15. Номер 1—2. 2019.С.168-181.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 19.08.2022 Revised date: 28.09.2022 Accepted date: 25.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.