Научная статья на тему 'Метафорическая модель "Архитектура - это человек" в архитектурном дискурсе'

Метафорическая модель "Архитектура - это человек" в архитектурном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / CONCEPTUAL METAPHOR / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / METAPHORICAL MODEL / АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИСКУРС / ARCHITECTURAL DISCOURSE / АНТРОПОМОРФНАЯ МЕТАФОРА / ANTHROPOMORPHIC METAPHOR / ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ / DISCOURSE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попов Денис Сергеевич, Алексеева Лариса Михайловна

В статье рассматривается метафорическая модель «Архитектура это человек», ее фреймы и слоты, характеризующие метафорику архитектурного дискурса как антропоморфную. Приводятся и анализируются примеры метафорического словоупотребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Попов Денис Сергеевич, Алексеева Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL MODEL ^ARCHITECTURE IS HUMAN" IN ARCHITECTURAL DISCOURSE

The article reviews the metaphorical model «Architecture is Human» and its frames and slots and their functioning in architectural discourse. Metaphorical process in architectural discourse is characterized as anthropomorphic. The examples of each frame and slot are provided with analysis.

Текст научной работы на тему «Метафорическая модель "Архитектура - это человек" в архитектурном дискурсе»

Список литературы

1. Fellbaum Ch. (ed.) WordNet - An Electronic Lexical Database. Massachusetts: MIT Press, 1998. 423 p.

2. Hearst M.A. Automatic Acquisition of Hyponyms from Large Text Corpora // Proceedings of the 14th conference on Computational linguistics. V. 2, Nantes, France, Association for Computational Linguistics, Morristown, NJ, USA, 1992. P. 539-545.

3. Hearst M.A. Automated Discovery of WordNet Relations. In: Fellbaum, C. (ed.) WordNet: An Electronic Lexical Database. MIT Press, Cambridge, 1998. P. 132-152.

4. Miller, G. et al. Five Papers on WordNet. Princeton University: Cognitive. Science Laboratory, 1993. URL: http://wordnetcode.princeton.edu/5papers.pdf (accessed 05.07.2017).

5. Snow, R., Jurafsky, D., Ng, A. Learning syntactic patterns for automatic hypernym discovery. In Proceedings of Advanced in Neural Information Processing systems. Vancouver, British Columbia: 2004. P. 1297-1304.

6. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. Москва: Русский язык, 1993. 248 с.

7. Киселев Ю.А. Разработка автоматизированных методов выявления семантических отношений для электронных тезаурусов. Дис. ... к. техн. н. Самара, 2016. 170 с.

8. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. Москва: Эдиториал УРСС, 2000. 352 с.

9. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. Москва: Высшая школа, 1989. 216 с.

10. Мухин М.Ю., Огородникова Е.А. Глагольная лексика в структуре электронных тезаурусов: проблема выделения тропонимических отношений // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке: Материалы докладов и сообщений Международной научной конференции, посвященной юбилею Заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора Л.Г. Бабенко / Ред. Т.М. Воронина, М.В. Дудорова, Б.Ю. Норман, А.М. Плотникова, Х. Томмола. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. С. 422-431.

11. Толковый словарь русских глаголов / Ред. Л. Г. Бабенко. Москва: Аст-Пресс, 1999. 698 с.

Ogorodnikova E.A.

Master Student, Ural Federal University

APPLYING OFLEXICO-SYNTACTICPATTERNS TOHYPER-HYPONYMIC RELATIONS FORMALISATION IN AN EXPLANATORY DICTIONARY

The article examines the possibility of applying of lexico-syntacticpatterns method to the extraction of verbal hyper-hyponymic relation. Such a method was used for nouns analyses but its efficiencyfor verbs hasn 't been studied yet

Key words: thesaurus, lexico-syntactic patterns, verb, hyponymy, semantics

УДК 81'42

Попов Денис Сергеевич

Магистрант, факультет современных иностранных языков и литератур, Пермский государственный национальный исследовательский университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15. Тел.: 8 (342) 2396-477, e-mail: psu@mail.ru

Алексеева Лариса Михайловна

Доктор филологических наук, профессор кафедры лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15. Тел.: 8 (342) 2396-477, e-mail: psu@mail.ru

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ «АРХИТЕКТУРА - ЭТО ЧЕЛОВЕК» В АРХИТЕКТУРНОМ ДИСКУРСЕ

В статье рассматривается метафорическая модель «Архитектура - это человек», ее фреймы и слоты, характеризующие метафорику архитектурного дискурса как антропоморфную. Приводятся и анализируются примеры метафорического словоупотребления.

Ключевые слова: концептуальная метафора, метафорическая модель, архитектурный дискурс, антропоморфная метафора, дискурсивный анализ.

Введение

В когнитивной лингвистике метафора является связующим звеном между понятийными областями сферы-мишени и сферы-источника. Сфера-источник является сигнификативным дескриптором и выражена в словах и словосочетаниях различных тематических разделов, сфера-мишень является денотативным дескриптором и отражает явления окружающей действительности. В когнитивной лингвистике метафорические модели изучаются в дискурсе. Под дискурсом понимается вербально опосредованная профессиональная деятельность [Алексеева, Мишланова, 2002, с. 41].

Архитектурный дискурс является вербальным воплощением того мира архитектуры, который окружает человека повсюду: дома, памятники, интерьеры, экстерьеры, существующие в одной знаковой системе. Вербальное воплощение архитектурных объектов происходит с помощью метафоры, способной передать их художественную суть. С древних времен человек вкладывал особый смысл в построение жилья, дом всегда носил сакральный смысл. Люди Месопотамии строили дома в форме окружности, кельтские строения так же имеют круглую форму, форму наиболее устойчивой фигуры. «They modeled their design after the Mandalas. The word Mandela means a circle in the classical Indian language of Sanskrit. It represents wholeness» [Barie Fez-Barringten, 2010].

Другим путем обогащения архитектурного дискурса метафорами является определение архитектуры в первую очередь как искусства. Следовательно, как у любого искусства, у архитектуры существовали ценители и критики.«^ architects fail to create legible metaphors, critics and viewers will do the job for them. When classical architecture was revived during the Renaissance, every educated person knew that it symbolized admiration for the achievements of the ancient world» [Turner, 2005].

В архитектурном дискурсе метафора выполняет номинативную, концептуальную, контекстобра-зующую, прагмативную и инструментальную функции. Таким образом, метафора - многофункциональна. Она помогает избежать излишней усложненности, давая понятиям узнаваемые названия. При этом метафора создает эмоциональный фон изложения, носит описательный характер. Метафоры, использованные авторами в контексте описания определенных архитектурных реалий, зачастую вступают во взаимодействие с сущностью самих реалий, способствуя формированию у читателей более полного представления об определенном архитектурном явлении, строении, его атмосфере и стиле.

Кроме того, архитектурный дискурс можно представить, как своего рода «копилку», которая в течение многих веков «обогащалась». Кроме того, архитектурный дискурс представляется, как своего рода «копилка», которая в течение многих веков обогащалась все новыми явлениями: каждая новая эпоха в искусстве приносила вместе с собой новые архитектурные элементы, которые, в свою очередь, находили отражение в языке. В связи с этим, исследование архитектурного дискурса представляется важным с позиции изучения общих когнитивных особенностей в осмыслении архитектуры как искусства строительства и в сопоставлении с другими видами профессиональной деятельности человека.

Архитекторы визуализируют и вербализуют возникающие образы и идеи, которые, как правило, ссылаются на наиболее знакомые архетипы культуры и сознания. Образ человека как наиболее близкого объекта метафоризации, затрагивает практически все стороны архитектуры.

Целью исследования стал анализ метафорической модели «Архитектура — это человек» и ее репрезентаций как проявление антропоморфного характера архитектурного дискурса. Материалом исследования послужили 232 метафорических словоупотребления, выявленные в различных теоретических и методических учебных пособиях по архитектуре, периодических электронных и бумажных изданиях.

Анализ метафорической модели осуществлялся на основе методики А.П. Чудинова, которая включает характеристику сферы-источника, сферы-мишени метафорической модели, ее фреймы и слоты [Чудинов, 2001].

Основная часть

В ходе исследования были выявлены следующие фреймы метафорической модели:

Anatomy (анатомическое строение), relationship (человеческие отношения), character (характер), house ware (предметы быта), human activities (деятельность человека), religion (религия), mythology (мифология).

Фрейм anatomy (анатомическое строение) - наиболее распространен, что можно объяснить находящими свое начало еще в древних временах ассоциациями частей дома с частями тела человека. Фрейм представлен слотами:

Части лица (face, eyes, eyebrows, mouth, oculus, nose), части тела (back, arms, hands, body, legs, shoulders), ткани (skeleton, bones, tooth, muscular, skin, collarbones), внутренние органы (heart, lungs, veins).

"The structure is conceived as an insight skeleton that manages to be present without being intrusive, by creating color uniformity and a relationship between the skin and its frame all along the building" [New York Times].

"The living room and kitchen and the stairs: the literal heart of the home, but also the lungs, because the technical equipment and air conditioning ducts have been integrated" [architectmagazine.com].

Этот фрейм иллюстрирует представление человека о строении, как об организме, у которого есть скелет - каркас, кожа - облицовка, части лица - окна, двери и внутренние органы - помещения и комнаты различной степени важности. Стоит отметить, что сравнение строения здания с анатомическим строением человека основано на схожести функций, которые тот или иной орган выполняет. Таким образом, гостинная, кухня или спальная комната выступают в роли сердца, коридоры становятся венами, кровеносными сосудами и т.д.

Фрейм relationship (человеческие отношения) в архитектурном дискурсе, как правило, связан с взаимодействием форм, фактур, архитектурных элементов. Этот фрейм немногочислен и представлен слотами:

Вступление в брак (engage, marriage), ссора (quarrel, divorce, offend), семейные узы (child, son, sibling, family, daughter).

"Engaged column : A column partially attached to a wall and projecing from 1/3 to 3/4 of the extent of its diameter [Buffaloah Illustrated Architecture Dictionary].

"The residences resemble each other like siblings with black cubic forms fitting loosely together like pieces of a jigsaw puzzle that have been pulled apart and laid out casually on the land" [architectmagazine.com].

Фрейм иллюстрирует схожие с предыдущим процессы метафоризации. Здание - это человек, который состоит в определенных отношениях как с окружением, так и со своей внутренней организацией. Цвета и элементы разных эпох могут «ссориться», «вступать в брак», быть похожими друг на друга как «близнецы» и даже «оскорблять» друг друга. Этот фрейм наделяет качествами людей уже не само здание, а его элементы: стены, колонны, окна и т.д. Архитектура в целом предстает в виде социальной общности, семьи.

Фрейм houseware (предметы быта) представлены слотами:

Инструменты (saw, hammer), домашняя утварь (plate, saltcellar, flatiron, saltbox, cheesegrater), хозяйство (bed, key, wheel, barrel, rat-trap, pinwheel), профессиональные принадлежности (float, walkie-talkie).

"Saw-tooth roof: a roof comprising a series of ridges with dual pitches either side " [Buffaloah Illustrated Architecture Dictionary].

Фрейм представлен в основном терминами-метафорами, образованными на основе визуального сходства. Тем не менее, он включает ряд описательных метафор, укрепившихся в сознании обывателей.

"The Flatiron Building, originally the Fuller Building, the name "Flatiron" derives from its resemblance to a cast-iron clothes iron"[architectmagazine.com].

Другим примером использования антропоморфной метафоры являются небоскребы Лондона, получившие прозвища salt cellar (солонка) и walkie-talkie (рация) на основе внешнего сходства.

В обоих случаях основным является процесс визуальной метафоризации. Так, определенные архитектурные элементы и даже целые строения находят отражение в архитектурном дискурсе в виде привычных бытовых предметов, с которыми у них обнаруживаются внешние сходства. Подобные визуальные метафоры нередко становятся терминами-метафорами, плотно укореняясь в архитектурном дискурсе.

Фрейм human activities (деятельность человека) является многочисленным, но нечастотным и представлен слотами:

Профессия (soldier, sailor, nave, lancet, shot gun), язык (language, vocabulary, lexicon, idiom), религия (trinity, ziggurat, iconic), мифология (Atlas, Cyclops, Valhalla), театр (theatre, stage, curtain), музыка (flute, piano, rhytm, sequence).

"Inside, irregularly weathered pine floors recycled from old factories temper a language of concrete and steel" [The New York Times].

В ходе исследования было обнаружено, что архитектурный дискурс достаточно скудно представлен метафорической моделью War (Война), поэтому было решено объединить некоторые элементы этой модели в фрейм human activities (деятельность человека), слот профессия.

"Due to strict planning laws the design had to be adapted so as not to disturb the line of sight to the Cathedral, hence it acquired the nickname "the stealth bomber" [www.wanderwisdom.com].

"Soldier: A brick laid vertically with its long narrow side exposed" [Buffaloah Illustrated Architecture Dictionary].

Слоты религия и мифология широко представлены метафорами античной архитектуры и относящимися к античности терминами-метафорами, однако присутствует и ряд описательных метафор.

"Evoking the spirit of a Great Hall in an English country house and featuring the iconic cylindrical stair tower" [architectmagazine.com].

"Cyclopean window, offended popular taste " [The New York Times].

"Atlas: a support sculpted in the form of a man, which may take the place of a column, a pier or a pilaster. "[Buffaloah Illustrated Architecture Dictionary].

Слоты мифология, религия, театр и музыка включены в метафорическую модель «Архитектура это человек», прежде всего, с точки зрения того, что оба эти явления - продукт человеческой деятельности.

Заключение

За последнее время представление о метафоре как основной когнитиной единице специального знания значительно изменилось благодаря новым исследованиям ее функций и роли в процессе репрезентации знания. Как показало наше исследование, метафорическая модель «Архитектура — это человек» способствует восприятию образа здания в архитектуре с помощью признаков, свойственных самому человеку, начиная с его внешнего вида и характера и заканчивая родом деятельности, профессией. Данная модель наиболее разносторонне представляет архитектурный дискурс, отражая элементы интерьера, экстерьера, взаимодействие фактур и оформления, что подтверждает антропоморфный характер метафорики архитектурного дискурса. Перспективы исследования связаны с изучением антропоморфной метафорики в архитектурном дискурсе других языков и культур.

Список литературы

1. Алексеева Л.М. Термин и метафора. Пермь: Изд-во «Перм. гос. ун-т», 1998. 250 с.

2. Алексеева Л.М., Мишланова С.Л., Полякова С.В. Метафора в дискурсе: учеб. пособие. Пермь: Изд-во «Перм. гос. ун-т», 2013. 240 с.

3. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической метафоре. Монография. Екатеринбург: Изд-во «Урал. гос. пед. ун-т», 2001. 238 с.

4. Ashkenas J., Desantis A. A New Whitney // The New York Times, April 19, 2015. URL:http://www.nytimes.com/ interactive/ 2015/04/19/arts/artsspecial/ new-whitney-museum.html?_r=0 (дата обращения: 15.09.2017).

5. Betsky A. Moving Through Arnhem Station // Architect Magazine, March 18, 2016. http://www.architectmagazine.com /design/buildings/moving-through-arnhem-station_o (датаобращения: 3.09.2017).

6. Buffaloah Illustrated Architecture Dictionary. URL: http://www.buffaloah.com/a7DCTNRY/vocab.html (дата-обращения: 15.09.2017).

7. Fez-Barringten B. The Partial History of Metaphors in Selected Periods of Architecture. URL: http://www.academia.edu/ 1792267/The_partial_history_of_metaphors_in_selected_periods_of_architecture (дата обращения: 15.09.2017).

8. Nullens C. Nicknames of London Buildings.URL: https://wanderwisdom.com/travel-destinations/nicknames-of-london-buildings (дата обращения: 3.09.2017).

9. Turner T. Essays on Cities and Landscapes by Tom Turner. URL: http://www.gardenvisit.com/history_ the-ory/library_online_ebooks/architecture_city_as_landscape (дата обращения: 3.09.2017).

Popov D.S.

Master Student, Linguodidactics Department, Perm State University

Alekseeva L.M.

Doctor of Philology, Professor, Linguodidactics Department, Perm State University

METAPHORICAL MODEL «ARCHITECTURE IS HUMAN» IN ARCHITECTURAL DISCOURSE

The article reviews the metaphorical model «Architecture is Human» and its ^frames and slots and their functioning in architectural discourse. Metaphorical process in architectural discourse is characterized as anthropomorphic. The examples of each ^ frame and slot are provided with analysis.

Key words: conceptual metaphor, metaphorical model, architectural discourse, anthropomorphic metaphor, discourse analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.