Научная статья на тему 'Метафора как общий элемент научного и художественного текстов'

Метафора как общий элемент научного и художественного текстов Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
246
42
Поделиться
Ключевые слова
МЕТАЯЗЫК / METALANGUAGE / ТЕРМИН / TERM / ТЕРМИНОЛОГИЗАЦИЯ / МЕТАФОРА / METAPHOR / МЕТАФОРИЗАЦИЯ / METAPHORIZATION / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / FICTIONAL TEXT / ЕДИНИЦЫ ПРОИЗВОДСТВА РЕЧИ / UNITS OF SPEECH PRODUCTION / TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Немыка Анна Анатольевна, Схаляхова Саида Шамсудиновна, Хачемизова Мира Азнауровна

Статья посвящена изучению метафоры как термину метаязыка лингвистики и ее способности выступать общим элементом не только научного, но и художественного текстов. Актуальность темы обусловлена тем, что в последнее время специальные термины очень широко употребляются не только в научных текстах, но также и в художественных. Проблема состоит в том, что до недавнего времени в научных исследованиях термину предписывалось быть строго однозначным, ему отказывали в таких свойствах, как коннотативность, эмотивность, прагматичность, оценочность, антропоморфность. И если по отношению к терминам ряда отраслей в этом плане уже создаются научные исследования, утверждающие обратное, то по отношению к терминам метаязыка лингвистики таких исследований существует еще недостаточное количество для того, чтобы проблема считалась разрешенной, аргументированной и доказанной. В статье приводятся мнения лингвистов, опирающихся на положения когнитивной науки и представления о роли термина в познании мира и метафоры как орудия познания, этапы формирования термина. На основании изучения такого термина метаязыка лингвистики, как метафора, а также терминов названий единиц производства речи обосновывается тот факт, что термины способны быть полноправными членами не только научного языка, но и художественного, что термины метаязыка лингвистики могут обретать в художественном тексте многозначность, оценочность, а слова общей лексики способны метафоризироваться и выступать в функции лингвистических терминов.

Похожие темы научных работ по языкознанию , автор научной работы — Немыка Анна Анатольевна, Схаляхова Саида Шамсудиновна, Хачемизова Мира Азнауровна,

METAPHOR AS A COMMON ELEMENT OF SCIENTIFIC AND FICTIONAL TEXTS

The article is dedicated to the study of metaphor as a term of metalanguage and to its ability to serve as a common element of both scientific and fictional texts. Topicality of the article is grounded by the fact that nowadays special terms are widely used not only in scientific but also in fictional texts. The problem consists in the fact that so far the scientific term has been regarded as unambiguous and such its properties as connotative character, emotivity, pragmatism, evaluative character and anthropomorphic character have been neglected. As concerns the special terms of some domains scientific researches affirming an opposite idea are being created when the amount of studies investigating the terms of linguistic metalanguage is still insufficient to consider this problem to be solved. In the article the opinions of different linguists are given. These opinions rest upon propositions of cognitive science and on reception of metaphor as a tool of world cognition. The article also dwells upon stages of term formation. On the ground of study of such a term of linguistic metalanguage as metaphor and of different terms that serve as units of speech production the idea is affirmed that terms can be full members not only of scientific language but also of fictional one. The terms of linguistic metalanguage may become polysemantic and evaluative in fictional texts when colloquial words are liable to metaphorization and may perform functions of linguistic terms.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Метафора как общий элемент научного и художественного текстов»

УДК 1'373.612.2

НЕМЫКА Анна Анатольевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия annemyka@yandex. ш

СХАЛЯХОВА Саида Шамсудиновна, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Россия

ХАЧЕМИЗОВА Мира Азнауровна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

МЕТАФОРА КАК ОБЩИЙ ЭЛЕМЕНТ НАУЧНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТОВ

Статья посвящена изучению метафоры как термину метаязыка лингвистики и ее способности выступать общим элементом не только научного, но и художественного текстов. Актуальность темы обусловлена тем, что в последнее время специальные термины очень широко употребляются не только в научных текстах, но также и в художественных. Проблема состоит в том, что до недавнего времени в научных исследованиях термину предписывалось быть строго однозначным, ему отказывали в таких свойствах, как коннотативность, эмотивность, прагматичность, оценочность, антропоморфность. И если по отношению к терминам ряда отраслей в этом плане уже создаются научные исследования, утверждающие обратное, то по отношению к терминам метаязыка лингвистики таких исследований существует еще недостаточное количество для того, чтобы проблема считалась разрешенной, аргументированной и доказанной. В статье приводятся мнения лингвистов, опирающихся на положения когнитивной науки и представления о роли термина в познании мира и метафоры как орудия познания, этапы формирования термина. На основании изучения такого термина метаязыка лингвистики, как метафора, а также терминов - названий единиц производства речи обосновывается тот факт, что термины способны быть полноправными членами не только научного языка, но и художественного, что термины метаязыка лингвистики могут обретать в художественном тексте многозначность, оценочность, а слова общей лексики способны метафоризироваться и выступать в функции лингвистических терминов.

Ключевые слова: метаязык, термин, терминологизация, метафора, метафоризация, художественный текст, единицы производства речи

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-201-204

NEMYKA Anna A., Kuban State University, Krasnodar, Russia annemyka@yandex. ru

SKHALYAKHOVA Saida Sh., Maykop State Technological University, Maykop, Russia

KHACHEMIZOVA Mira A., Adyghe State University, Maykop, Russia

METAPHOR AS A COMMON ELEMENT OF SCIENTIFIC AND FICTIONAL TEXTS

The article is dedicated to the study of metaphor as a term of metalanguage and to its ability to serve as a common element of both scientific and fictional texts. Topicality of the article is grounded by the fact that nowadays special terms are widely used not only in scientific but also in fictional texts. The problem consists in the fact that so far the scientific term has been regarded as unambiguous and such its properties as connotative character, emotivity, pragmatism, evaluative character and anthropomorphic character have been neglected. As concerns the special terms of some domains scientific researches affirming an opposite idea are being created when the amount of studies investigating the terms of linguistic metalanguage is still insufficient to consider this problem to be solved. In the article the opinions of different linguists are given. These opinions rest upon propositions of cognitive science and on reception of metaphor as a tool of world cognition. The article also dwells upon stages of term formation. On the ground of study of such a term of linguistic metalanguage as metaphor and of different terms that serve as units of speech production the idea is affirmed that terms can be full members not only of scientific language but also of fictional one. The terms of linguistic metalanguage may become polysemantic and evaluative in fictional texts when colloquial words are liable to met-aphorization and may perform functions of linguistic terms.

Keywords: metalanguage, term, terminology, metaphor, metaphorization, fictional text, units of speech production

Цель данной статьи - выявить точки пересечения научного и художественного типов текста, для чего рассматриваются особенности терминосистемы и метаязыка лингвистики. Источниками послужили научные работы, посвященные терминам и метафоре как термину, а также художественные тексты, включающие метафорическое употребление терминов метаязыка лингвистики, в частности произведения С.Д. Довлатова.

Терминосистема, в том числе лингвистическая, не есть строго закрытый, «кастовый», никогда не понимаемый для непосвященных лексикон. Многие ее элементы либо терминологизи-ровались, придя из языка общеупотребительного, либо сами перешли в широкое всеобщее употребление и понятны многим, не только специалистам. А.А. Брагина показывает, что у термина могут сохраняться коннотации, поскольку термин является элементом общелитературного языка, строится по его же законам, тем самым тесно связан с лексической системой языка [1]. Поэтому вполне естественно, что некоторые лингвистические термины способны полноценно и полноправно функционировать как в научном, так и в художественном дискурсах. Наиболее яркий и активный (и, может быть, наиболее понятный для нелингвистов) среди этих терминов -метафора: «...использование метафор и терминов (и метафорических терминов) имеет свою специфику в научной и литературной сферах» [2, с. 198]. Во многом это обусловлено тем, что метафоры широко распространены в любом типе речи, являются и способом языка, и способом

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

познания, а также тем, что «термины-метафоры, с одной стороны, обладают всеми свойствами термина, а с другой стороны, имеют форму метафоры, т.е., согласно общепринятым в лингвистике представлениям о структуре метафоры, это двуплановые образования с выраженным категориальным сдвигом» [3, с. 483]. Метафора представляет собой этап образования термина [3, с. 482], поскольку «метафора знаменует собой лишь начало мыслительного процесса», что она «орудие, а не продукт мыслительного процесса» [4, с. 10]. И хотя метафоро-творчество считается, как правило, прерогативой художественных текстов, однако экспрессия, образность, эмоциональность необходимы не только языку художественной литературы, но и научному тексту [5, с. 193].

Вопрос о том, как уживается метафора с наукой, когда по многим параметрам она дисгармонирует с языком науки, исследовался рядом авторов. Существует большое количество работ, посвященных метафоре научного текста (Н.Д. Арутюнова, Г.С. Баранов, Г.Г. Кулиев, С.С. Гусев, Е.О. Опарина), научно-популярного текста (Л.С. Билоус, В.Ф. Крюкова, Н.В. Позднякова), текстов средств массовой информации (А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов, М.Р. Желтухина, Е.И. Чепанова, Т.А. Ширяева). Среди лингвистических исследований последних лет о метафориза-ции терминов в различных науках особого внимания, на наш взгляд, заслуживают работы С.Л. Мишлановой, С.Г. Дудецкой о метафоре в медицинском дискурсе, диссертационная работа М.А. Бурмистровой, посвященная изучению когнитивной метафоры в научном тексте, и диссертационная работа М.Л. Мотько, посвященная метафоре в языке лингвистики, выполненная на материале английского языка, а также работы Е.О. Шибановой, В.В. Антимировой, Ю.Е. Калугиной, Е.М. Антоновой.

В.В. Петров, рассматривая роль метафоры в научном тексте, отмечает, что прежде чем текст, художественный или научный, появляется на бумаге, он создается в сознании человека. А мышление нельзя загнать в какие-либо практические рамки, мышление характеризуется образностью, художественностью. Для того чтобы выразить новую идею, новое понятие, которое еще не приобрело своей номинации, ученые часто прибегают к метафоре. Следовательно, можно сделать вывод о том, что метафора способствует продвижению науки вперед, открывает новые горизонты исследований и служит средством объяснения нового научного знания, используя язык уже известных и понятных номинаций [6, с. 204]. Наиболее полно, на наш взгляд, семантическое обоснование метафоризации термина представила в ряде своих работ Л.М. Алексеева.

Присутствие метафоры в научном тексте, как отмечает М.Л. Мотько, становится максимально лимитированным нормами стиля, и в фокусе исследователя находятся лишь живые, авторские метафоры и номинативные метафоры, используемые при терминопорождении с целью заполнить брешь в словаре, тем не менее процессы научного познания и метафоризации связаны глубоко и нерасторжимо [7, с. 87, 93]. Это обусловлено следующим. За метафорой скрыт образ, следовательно, специфика метафорической номинации заключается в том, что она есть иконический знак (по Рикёру), обусловливающий стереоскопическое, многомерное «видение» познаваемого объекта реального или умопостигаемого мира. «Именно в этом заключается способность метафоры синтезировать потенции понимания и объяснения, в этом ее диалогизм, в этом ее прагматика. Метафора обеспечивает возможность при минимуме языковых средств передать максимум информации, а ее способность создавать "умозрительные" образы делает эту информацию убедительной, что естественным образом способствует успешности коммуникации (в том числе и научной)» [7, с. 94]. М.Л. Мотько приходит к выводу о том, что роль метафоры в научном познании заключается в ее способности сводить воедино мир человека и мир порожденного им абстрактного теоретического конструкта, формирующегося в процессе научного познания, рационального в своей представленности (понятия, теории, концепции), но метафорического в своем основании [7, с. 96].

Среди терминов-метафор метаязыка лингвистики ученые рассматривают, например, такие как языковая агрессия — языковое насилие — языковой террор — речевое убийство, языковое манипулирование — языковое зомбирование, речевое мошенничество — речевое воровство — речевое хулиганство, языковой нигилизм, лингвоцинизм и т.д. Современный этап в изучении метафорической номинации в терминологии обусловлен когнитивным подходом. Метафоры - ключ к познанию.

Обратимся к художественным текстам. В следующем контексте лингвистический термин «метафора» (хотя на самом деле речь идет не о нем, а о близком ему - сравнении) становится оценочным - ему еще придается наукообразное определение: «восходящая метафора», если сравнение делается с положительной, поэтической оценкой, и «нисходящая» - если с отрицательной, грубой: «Помню, Иосиф Бродский высказывался следующим образом: - Ирония есть нисходящая метафора...-Объясняю, - сказал Иосиф, - вот послушайте. "Ее глаза как бирю-

за" - это восходящая метафора. А "ее глаза как тормоза" - это нисходящая метафора» (С. Довлатов. Записные книжки).

Лингвистические термины однозначны, стилистически и оценочно нейтральны, но как единицы литературного произведения они могут становиться многозначными, обретать конно-тативность, разноплановую оценочность, могут становиться антропоморфными, метафоризи-роваться. Пример: «У Лимонова плоть - слово. А надо, чтобы слово было плотью. Этому вроде бы учил Мандельштам» (С. Довлатов. Записные книжки).

Метафорами в функции терминов метаязыка лингвистики могут становиться и буквы, причем очень своеобразными метафорами - употребляясь в своем прямом значении. Люди записывают речь, мысли, действительно, буквами, но в определенном контексте требование писать буквами означает необходимость писать просто и ясно, на понятные и близкие всем темы: «Борис Бахтин провозглашал: "Не пиши ты эпохами и катаклизмами! Не пиши ты страстями и локомотивами! А пиши ты, дурень, буквами - А, Б, В..."» (С. Довлатов. Ремесло). Довлатов, раздумывая о том, как представить поэта Уфлянда в своей книге, делится с читателем размышлениями: «Может, вылепить его из парадоксов? Веселый мизантроп... Тщедушный богатырь...» (С. Довлатов. Записные книжки). Здесь снова оценочной и смыслообразующей текстовой единицей является метафора (вместо «описать» - «вылепить»).

Таким образом, становится очевидным, что термины способны быть полноправными членами не только научного языка, но и художественного.

Поэтому значимость знания специальной, в том числе лингвистической, лексики в настоящее время возрастает, кроме прочего, также в связи с тем, что она употребляется не только в научной литературе, но и в иных дискурсах - в публицистической, художественной литературе. Наиболее показательна в этом плане метафора - и как явление, и как средство познания, и как термин, и как этап образования термина.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Брагина А.А. Значение и оттенки значения в термине // Терминология и культура речи. - М.: Наука, 1981. - С. 3747.

2. Баринова Е.Е. Научный термин в современной художественной литературе (А. Битов, Н. Байтов, Л. Улицкая) // Критика и семиотика. - 2011. - Вып. 15. - С. 197-207.

3. Мишланова С.Л. Анализ восприятия медицинских метафорических терминов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. Т.12. - № 3 (2). - С. 482-486.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 5-32.

5. Черкащенко И.С. Особенности перевода метафорических терминов лингвистического дискурса // Вюник Сумсь-кого державного уыверситету. Серiя Фтолопчы науки. - 2004. - № 4 (63). - С. 188-193.

6. Петров В.В. Научные метафоры: природа и механизм функционирования // Философские основания научной теории. - Новосибирск, 1985. - С. 196-220.

7. Мотько М.Л. Метафора в метаязыке лингвистики: на материале английского языка: дис. ... канд. филол наук. -Горно-Алтайск, 2007.

REFERENCES

1. Bragina A.A. Meaning and shades of meaning in terms. [Znachenie I ottenki znachenija v termine]. Terminilogija I kultu-ra rechi - Terminology and Culture of Speech. Moskva, 1981, pp. 37-47. (inRuss.)

2. Barinova E.E. The scientific term in modern fiction (A. Bitov, N.Bajtov, L. Ulickaja). [Nauchnyi termin v sovremennoj hudozhestvennoj literature (A. Bitov, N. Bajtov, L. Ulickaja)]. Kritika I semiotika - Critic and Semiotic, 2011, no. 15, pp. 197-207. (inRuss.)

3. Mishlanova S.L. Analysis of perception of medical metaphorical terms. [Analiz vosprijatija meditsintskikch meta-foricheskikch terminov]. Izvestija Samarskogo nauchnogo tsentra rossijskoi akademii nauk - News of Russian Academy of Sciences. 2010. Т. 12. № 3 (2). pp. 482-486. (inRuss.)

4. Arutyunova N.D. Metaphor and Discourse. [Metafora I diskurs]. Teorija metafory - Theory of Metaphor. Moskva, 1990. pp. 5-32. (inRuss.)

5. Cherkashchenko I.S. Peculiarities of Translation of Metaphorical Terms of Linguistic Discourse. [Osobennosty perevoda metaforicheskikch terminov lingvisticheskogo diskursa]. Vestnik sumskogo derzhavnogo universiteta.Serija filologiches-kie nayki - News of Sumy State University. Humanities. 2004. № 4 (63). pp. 188-193. (inRuss.)

6. Petrov V.V. Scientific Metaphors: Nature and Mechanism of Functioning. [Nauchnye metafory: priroda i mekchanizm funktsyonirovanija]. Filosofskie osnovanija nauchnoi teorii.Novosibirsk - Philosophical Grounds of Scientific Theory. Novosibirsk. 1985. pp. 196-220. (inRuss.)

7. Motko M.L. Metaphor in linguistic metalanguage: on the basis of English language: author. dis. ... cand. philol. sciences. [Metafora v metajazyke lingvistiki: na material anglijskogo jazyka]. Gorno-Altaysk, 2007. (inRuss.)

Информация об авторе

Немыка Анна Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка как иностранного, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, annemyka@yandex.ru

Схаляхова Саида Шамсудиновна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Россия

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Хачемизова Мира Азнауровна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра английской филологии, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

Получена:21.02.2016

Для цитирования статьи: Немыка А.А., Схаляхова С.Ш., Хачемизова М.А. Метафора как общий элемент научного и художественного текстов. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 2. с. 201-204

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-201-204

Information about the author

Nemyka Anna A., Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Russian as a Foreign Language, Kuban State University,

Krasnodar, Russia, annemyka@yandex.ru

Skhalyakhova Saida Sh., Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Maykop State Technological University, Maykop, Russia

Khachemizova Mira A., Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of English Philology, Adyghe State University, Maykop, Russia

Received: 21.02.2016

For article citation: Nemyka A.A., Skhalyakhova S.Sh., Khachemizova M.A. Metaphor as a common element of scientific and fictional texts. [Metafora kak obshchiy element nauchnogo i khudozhestvennogo tekstov]. Krasnodar. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 2. Pp. 201-204. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-201-204