Научная статья на тему 'Метафора и символ в поэтическом языке М. Ю. Лермонтова'

Метафора и символ в поэтическом языке М. Ю. Лермонтова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11456
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРАТОРСКИЙ СТИЛЬ / МЕТАФОРА / СЛОВО-СИМВОЛ / СУБЕКТИВНОСТЬСУБЪЕКТИВНОСТЬ / ЭКСПРЕССИЯ / ОЦЕНКА / EVALUATION. / ORATORICAL STYLE / METAPHOR / WORD-SYMBOL / SUBJECTIVITY / EXPRESSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лекант Павел Александрович

Традиционные метафоры и символы в поэзии Лермонтова украшаются эпитетами, а индивидуальные метафоры реализуют главные свойства яркость и неожиданность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphor and Symbol in the Poetic Language of M.J. Lermontov

Traditional metaphors and symbols in the Lermontov's poetry are decorated with epithets, and the individual ones realize its main characteristics brightness and surprise.

Текст научной работы на тему «Метафора и символ в поэтическом языке М. Ю. Лермонтова»

П.А. ЛЕКАНТ

(Московский государственный областной университет г. Москва, Россия)

УДК 82.161.1.1( Лермонтов М. Ю.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,444

МЕТАФОРА И СИМВОЛ В ПОЭТИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Аннотация: Традиционные метафоры и символы в поэзии Лермонтова украшаются эпитетами, а индивидуальные метафоры реализуют главные свойства - яркость и неожиданность.

Ключевые слова: ораторский стиль, метафора, слово-символ, субъективность, экспрессия, оценка.

Метафора - перенос значения сова из сферы номинации (названия) в сферу характеризации, образного употребления - в языке Лермонтова является одним из самых ярких, многогранных, многоцветных поэтических средств. По словам В.В. Виноградова, «Лермонтов придаёт лирическому стилю необыкновенную эмоциональную силу и ораторское напряжение, превращая лирику в патетическую исповедь» [Виноградов 1938: 44]. Этот вывод Виноградов иллюстрирует текстом «Демона»:

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы...

- вот они метафоры!

Свойственные русскому языку формы и контексты употребления метафоры Лермонтов обогащает, расширяет за счёт иных приёмов, тропов и пр., представляет читателю самый главный признак метафоры - неожиданность. Надо сказать, что он отдаёт должное традиционным поэтическим метафорам, основанным на словах-символах океан, ковёр, туман, дым, хрусталь, чаша и пр., которые употреблены в строго определённой форме словосочетания с родительным падежом характеризуемого существительного: дым славы («Он некрасив.»); Мы пьём из чаши бытия С закрытыми глазами (Чаша жизни). Такую элементарную форму метафоры Лермонтов расширяет и дополняет

другими образными средствами - сравнениями, эпитетами, -создавая сложную, выразительную картину. Например: И солнце сквозь хрусталь волны Сияло сладостней луны (Мцыри); Вечерней мглы покров воздушный Уж холмы Грузии одел (Демон). Невероятная сила и глубина образа-символа кинжал получила завершение в яркой оценочной метафоре классической формы: Проснёшься ль ты, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? (Поэт). Эту метафору невозможно отделить от текста стиха. В другом контексте кинжал символизирует любви залог немой: Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза - жемчужина страданья (Кинжал).

Выразительная поэтическая сила метафоры может принадлежать собственно образцу, идеальной форме: бремя познанья, яд ненависти, караваны светил и под. Но и эти устоявшиеся метафорические смыслы Лермонтов расширяет, уточняет, углубляет. Например: Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил, Кочующие караваны В пространство брошенных светил (Демон); Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно (Дума); И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд (Демон). По Виноградову, в ораторском стиле Лермонтова «главная экспрессивная роль поручена эпитетам» [Виноградов 1982: 307]. Включение эпитета в метафорическую структуру характерно для поэтического языка Лермонтова: Забытой тайною хранима, Перед иконой золотой Стоишь ты, ветвь Ерусалима, Святыни верный часовой (Ветка Палестины); Но злобы мрачные забавы Недолго нравилися мне (Демон).

Убийственным сарказмом звучат метафорические комплексы в риторическом высказывании: Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья (Смерть поэта). Л.А. Новиков добавляет к ораторскому стилю Лермонтова форму «декламационного стиха» [Новиков 1963: 22].

Опытный Лермонтов, в расцвете творческих сил, создавал сложные метафорические картины с участием излюбленных

слов-символов океан, пустыня, облака, звёзды, хоры; неуловимый, воздушный, волшебный и др. Например: На воздушном океане, Без руля и без ветрил, Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил; Средь полей необозримых В небе ходят без следа Облаков неуловимых Волокнистые стада (Демон); Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит («Выхожу один я на дорогу.») - всё есть в этих картинах: великое, возвышенное, божественное.

Метафора, сама основанная на сравнении, в поэзии Лермонтова укладывается в образных картинах с формами сравнения, расшитая золотыми нитями эпитетов. Например: Да будет дух его спокоен И в правде твёрд, Как божий херувим, Пускай не знает он до срока Ни мук любви, ни славы жадных дум («Ребёнка милого рожденье...»).

Эпитет обычно содержит оценку - положительную или отрицательную, - которую автор «предлагает» читателю. У Лермонтова она нередко носит характер самооценки, раскрывающей душу лирического героя. Например: И в этот миг таинственной отрады Душа моя мятежная полна (Сосед). Любитель и мастер антитезы, Лермонтов «сталкивает» в контексте эпитеты с кричаще противоположной оценкой. Например: И знаю: молодость адень иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе (Отчего).

Слова-символы (собственно символы) немногочисленны в русском языке. Они представляют некие общехудожественные, даже общекультурные понятия-олицетворения, например: камень - крепость, несокрушимость; туман - вечность, бесконечность, неизвестность; море - воля, свобода; океан - мощь, могущество; птица - воля, свобода; пустыня - одиночество. Эти общие смыслы слов-символов в поэтическом языке Лермонтова детализируются и обретают образную силу.

В юные годы Лермонтов отдал должное поэтике моря, как символу свободы, воли, простора; волнам, ветру. Например: Для чего я не родился Этой синею волной? Как бы шумно я катился Под серебряной луной («Для чего я не родился. »); Мир небывалый, но живой, Блестящий вместе и туманный Тогда открылся предо мной... И в море каждая волна Была душой одарена (Мо-

ряк). Спокойные, идиллические картины сменяются бурными, мятежными: Играют волны, ветер свищет... (Парус); является мотив бури, рядом с символом моря встаёт океан: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? («Я жить хочу.»).

В зрелые годы поэт открывает новые образные грани символа море - волны: сила их не беспредельна. Например: Укор невежд, укор людей Души высокой не печалит; Пускай шумит волна морей - Утёс гранитный не повалит... («Я не хочу, чтоб свет узнал.»); здесь утёс - символ непобедимости, стойкости, гордый символ величия.

В этот период расширяется образный диапазон символа буря. Метафорический смысл его обращается на выражение страстей, переживаний. Например: Любил я и в былые годы, В невинности души моей, И бури шумные природы И бури тайные страстей («Любил я и в былые годы.»); Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостной сомнений и страстей («Как часто пёстрою толпою окружён.»). В поэтическом контексте образ-символ буря приобретает оттенки грусти, сожаления, разочарования - увяла, тайные, тягостных, что в целом характерно для стиля Лермонтова. Лермонтову удалось создать «оригинальный стиль эмоциональной исповеди» [Виноградов 1982: 299].

Туман, символ вечности, бесконечности, - один из «заветных» образов поэта, характеризующих его мироощущение, настроение. Юношеский бесподобный «Парус», как будто сплетённый из слов-символов, открывается туманом: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом - бесконечность светлая, радующая ожиданием свободы, воли, и сам, скажем, «лирический герой» - мятежный.

Через десятилетие зрелый, мудрый поэт обращается к туману-символу: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит... («Выхожу один я на дорогу.»). Мотив вечности, полноты жизни (навеки!) выходит на первый план: Жду ль чего? жалею ли о чём?

К туману-символу Лермонтов обращался нечасто. Две грани символического смысла: вечность и бесконечность - сливаются в «Демоне»: Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он

следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил... <... > Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил (Демон). По мнению Д.Н. Шмелёва, «ораторский пафос сочетается, а иногда чередуется с плавностью ритмикоинтонационного движения стиха» [Шмелёв 1964: 10].

Одним из главных природных символов является камень. Он олицетворяет надёжность, прочность, несокрушимость. Камень

- символ бытия. Образный смысл слова-символа камень у Лермонтова расчленён. Образ несокрушимости - упомянутый выше утёс гранитный: ... волна морей утёс гранитный не повалит («Я не хочу, чтоб свет узнал.»). Автор посвятил утёсу отдельное стихотворение; особый, неожиданный образ: Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне (Утёс); великан несокрушимый наделён человеческими качествами - нежностью, грустью одиночества.

Другое содержание образа-символа камень - неволя, забвение, тяжесть. Например: Есть остров на том океане - Пустынный и мрачный гранит; На острове том есть могила, А в ней император зарыт (Воздушный корабль); Надежда есть -ждёт правый суд: Простить он может, хоть осудит! Моя ж печаль бессменно тут, И ей конца, как мне, не будет; И не вздремнуть в, могиле ей! Она то ластится, как змей, То жжёт и плещет, будто пламень, То давит мысль мою, как камень -Надежд погибших и страстей несокрушимый мавзолей!.. (Демон) [см.: Лекант 2013: 27].

Слова-символы живой природы Лермонтов употребляет широко, разнообразно: это названия деревьев, птиц, зверей. Не всегда за этими словами закреплён устойчивый образный смысл, каковы орёл, змея; например: Уж проходят караваны Через те скалы, Где носились лишь туманы Да цари-орлы (Спор); Прочь, прочь, слеза позорная, Кипи, душа моя! Твоя измена чёрная Понятна мне, змея! (Свиданье).

Имена деревьев, как правило, не имеют символического смысла и получают образное содержание в контексте произведения. Деревья красивы по-разному - скромно, или пышно, или

роскошно, гордо. В образном строе стиха красота получает разную оценку: проникновенное, грустное любование («На севере диком стоит одиноко.»); горечь от страшной расправы над гордыми пальмами и осуждение их: И стали три пальмы на Бога роптать... (Три пальмы); резкое отрицание гордыни и самолюбования: - На что мне тебя? - отвечает младая чинара. -Ты пылен и жёлт - и сынам моим свежим не пара. Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю! Я солнцем любима; цвету для него и блистаю. (Листок).

Особое, можно сказать, заветное, звучание находит у Лермонтова слово-символ дуб: мощь, защита, вечность: Надо мной чтоб, вечно зеленея, Тёмный дуб склонялся и шумел («Выхожу один я на дорогу.»). Этот образ «не мелькает» в языке Лермонтова; поэт словно берёг его для своеобразного завещания.

Мотив воли, свободы у Лермонтова не мог пройти мимо образа-символа птицы. Юный поэт провозглашает этот мотив со страстью, с оттенком грусти: Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? (Желание) - а зрелый награждает образ-символ орла титулом царя: . где носились лишь туманы Да цари-орлы (Спор). Образ-символ орла Лермонтов включает в контекст картины вольной жизни: . в тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы (Мцыри).

Кроме рассмотренного арсенала слов-символов, имеющих так или иначе общий образный смысл, Лермонтов выбрал собственный любимый символ - кинжал, упомянутый выше; (он же булат, клинок); он олицетворяет надёжность, твёрдость, верность. Например: Да, я не изменюсь и буду твёрд душой, Как ты, как ты, мой друг железный (Кинжал); За твой единый взгляд Я рад отдать красавца сечи, Грузинский мой булат («Как небеса твой взор блистает.»). Образ разящей, неотвратимой силы представлен в структуре сравнения: Могучий взор смотрел ей в очи! Он жёг её. Во мраке ночи Над нею прямо он сверкал, Неотразимый, как кинжал (Демон).

Мы видим, что метафора и символ, как образные средства, предельно близки. Хотя мы рассмотрели лишь некий фрагмент поэтического языка Лермонтова, можно полагать, что эти на-

блюдения соответствуют выводу В.В. Виноградова: «В лермонтовском языке художественная сила и выразительность сочетаются с предельной смысловой глубиной» [Виноградов 1982: 327].

ЛИТЕРАТУРА

Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка ХУП-Х1Х веков. - М., 1982.

Виноградов В.В. Язык Лермонтова // Русский язык в школе. - 1938. № 3.

Лекант П. А. Образные средства экспрессии и эмоциональности в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» // Вестник МГОУ. - Серия «Русская филология». - 2013. № 6.

Новиков Л.А. Лингвистическое толкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» // Русский язык в школе. - 1963. №6

Шмелёв Д.Н. О поэтическом языке Лермонтова // Русский язык в национальной школе. - 1964. №6.

© Лекант П. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.