Научная статья на тему 'Метафизика телесности в творчестве Габриэля Марселя'

Метафизика телесности в творчестве Габриэля Марселя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
373
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИЯ / EXISTENCE / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / EXISTENTIALISM / БЫТИЕ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / ТАИНСТВО / MYSTERY / ТЕЛО / ТЕЛЕСНОСТЬ / CORPOREALITY / ВОПЛОЩЕНИЕ / ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / FRENCH PHILOSOPHY / МЕТАФИЗИКА / METAPHYSICS / ОНТОЛОГИЯ / ONTOLOGY / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / PHENOMENOLOGY / ГАБРИЭЛЬ МАРСЕЛЬ / GABRIEL MARCEL / INCARNATION / MY BODY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусейнов Фарид Ибрагимович

Автор исследует категорию «моего тела» в философии французского философа Габриэля Марселя. В данной статье рассматривается место данной проблематики в истории современной французской философии. Автор демонстрирует феноменологический метод, разбирает ключевые термины из марселевской философии, концепции телесности, место темы телесности относительно других тем в творчестве Марселя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphysics of corporeality in the works of Gabriel Marcel

The author explores the category of "my body" in the philosophy of the french philosopher Gabriel Marcel. This article discusses the place of this problem in the history of modern french philosophy. The author demonstrates the phenomenological method, key terms in philosophy of Marsel, the concept of corporeality, place themes of corporeality in the works of Marcel.

Текст научной работы на тему «Метафизика телесности в творчестве Габриэля Марселя»

Ф.И. ГУСЕЙНОВ кандидат философских наук, доцент кафедры философии Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова'

Метафизика телесности в творчестве Габриэля Марселя

Если брать французскую линию экзистенциализма, то в вузовских учебниках по философии традиционно основное место уделяется взглядам двух философов - лауреатов Нобелевской премии Жан-Поль Сартра и Альбера Камю. Гораздо меньше отводится страниц, так называемому, «религиозному крылу» в лице Габриэля Марселя (18891973). Данное деление возникло с легкой руки Ж.-П. Сартра, который в программной лекции «Экзистенциализм - это гуманизм» разделил экзистенциализм на атеистический и религиозный. Кроме Сартра все остальные философы резко возражали против причисления себя к данному течению, но традиция сохранила все философские имена, составляющие славу экзистенциализма как философского направления. Сартровская классификация стала, несмотря на свою ошибочность, популярной и до сих пор продолжает преподаваться студентам в рамках курса истории зарубежной философии. К французским мыслителям экзистенциального типа, также причисляют супругу Ж.-П. Сартра, написавшую знаменитую работу «Второй пол» Симону де Бовуар и Мориса Мерло-Понти.

Такое положение с философским творчеством Габриэля Марселя вполне объяснимо. Долгое время почти совсем не было переводов оригинальных текстов французского философа, соответственно они были недоступны отечественному читателю. Постепенно со временем ситуация с переводами стала заметно улучшаться, благодаря усилиям отечественных авторов В.В. Бибихина, В.Ю. Быстрова, В.П. Визгина, И.Н. Полонской, Г.М. Тавризян. За последние годы вышло несколько философских произведений на русском языке и одна книга по драматургии с четырьмя пьесами.

Как известно, взгляды свои Марсель принципиально не систематизировал, они у него разбросаны по книгам, дневникам, докладам, очеркам. Ученые обращают внимание на трудности, поджидающие нынешних и будущих марселеведов: «Позиция Марселя столь откровенно антисистемна, - пишет польский исследователь Ю. М. Бохеньский - что связно изложить его учение труднее, чем взгляды любого другого экзистенциалиста. Фактически представить его в

' Гусейнов Фарид Ибрагимович,е-таП: metafizika@mail.ru

систематическом виде еще никому не удалось»1. Сам он свое творчество сравнивал с архипелагом: «говоря о моем творчестве в целом, можно провести параллель с Грецией, включающую как континентальную, так и островные территории. Континентальная часть в моем случае - философские сочинения, здесь я как бы ощущаю соседство других мыслителей нашей эпохи, таких как Ясперс, Бубер и Хайдеггер. Острова же - это театральные пьесы»2. Задача, стоящая перед исследователем творчества Марселя заключается в том, чтобы, в процессе интеллектуального осмысления, проследить движение мысли и эксплицировать смыслы во всем многообразии марселевского философского наследия3.

Первой программной философской работой Марселя стала статья «Экзистенция и объективность»(1926). Поль Рикёр, большой знаток творчества французского философа, который в 1948 году написал книгу «Габриэль Марсель и Карл Ясперс», а также посещал в студенческие годы философские семинары Марселя и, в целом, сделал очень много для пропаганды творчества Марселя, назвал эту статью «философским манифестом»4. Годом позже был опубликован знаменитый «Метафизический дневник»(1927), в конце которого было включено второе издание марселевского манифеста. Марсель его часто называет в своих текстах просто Дневник. Данный текст, по свидетельству исследователей, «открыл одновременно с «Бытием и временем» М. Хайдеггера, новую страницу в истории философской мысли ХХ века»5. Метафизический дневник и состоит из трех самостоятельных частей и велся философом с перерывами почти 30 лет с 1914-1943 годы. Каждая часть выходила отдельными книгами, но все они объединены общей философской формой дневниковых записей, сделанных в виде «серии последовательных размышлений»6. Первая книга, вышедшая в 1927 году, состоит из двух частей, соответственно первая охватывает период с 1914-1915 годы, вторая - 1915-1918 годы. Вторая книга, охватывает период с 1928-1933 годы и вышла под названием «Быть и иметь»(1933). Третья книга охватывает период с 1938-1943 и вышла в 1959, в русском переводе под названием «Присутствие и бессмертие»(2007).

Во второй части первого Дневника Марсель выдвинул ключевое понятие «экзистенция», которое у него выкристаллизовывалось с 19151918 годы. В философском манифесте, Марсель дает итог своих размышлений над экзистенцией. Философ часто употребляет, как наиболее подходящее для отображения сути человеческой ситуации,

1

Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. М, 2000, с. 152.

2Поль Рикёр - Габриэль Марсель. Беседы. В кн.: Габриэль Марсель. Трагическая мудрость философии. М., 1995, с.161.

3 Гусейнов Ф.И. Введение в философию Габриэля Марселя // Известия Московского государственного технического университета МАМИ, 2013, Т. 2, № 4, с. 29-34.

Поль Рикёр. Габриэль Марсель и феноменология. В кн.: Поль Рикёр в Москве. М., 2008,с.423.

5Визгин В. Присутствие художника. Габриэль Марсель. Присутствие и бессмертие.М.,2007,с.14.

6Габриэль Марсель. Быть и иметь. Новочеркаск,1994,с.9.

выражение «человеческий удел» (la condition humaine), заимствованное у французского писателя Андре Мальро, написавшего одноименную книгу. «Любая достойная этого имени философия невозможна без углубленного познания удела человеческого, нас самих, как существ живущих и мыслящих»7.

Человек - это особого рода сущее. Если все другие живые существа обречены на «вечное повторение» одного и того же, то человек обладает способностью порождать цель, поднимающую его жизнь на более высокий духовный уровень. В этом главное отличие человека от других витальных форм. Эту способность ставить цель, Марсель называет «способностью к святости». Таким образом, у человека есть не одна, как общепринято думать, а две фундаментальные способности -«способность к рациональности» и «способность к святости».

Две опасности могут угрожать человеку, подчеркивает Марсель, -физическая и духовная. Если первая всем понятна - это всевозможные болезни, войны, природные катаклизмы, то вторая многими до конца не осознается. Вторая опасность заключается в том, что обладая способностью жить на более высоком духовном уровне, тем не менее, человек может потерять свое бытие и человеческое достоинство. В ХХ веке искажение смысла человеческого существования достигло своего максимума и стало историческим фактом. Апогеем являются громадные моральные и материальные потери, которые человечество понесло в результате двух мировых войн.

Потребность к достижению высшей цели, приводит человека к поиску смысла жизни. Размышлять и помогать найти смысл жизни людям - утверждает Марсель - вот долг истинного философа. Философ, как часовой, стоящий на ночной вахте должен «неутомимо бороться со сном, который на уровне ума, может выражаться в разнообразных формах. Это сон привычки, предрассудка, догматизма»8. Главная задача философии одна - «наделить нашу жизнь смыслом»9. Философия, согласно философу, призвана прояснить очертания мира, задевающего глубины нашего существа и выяснить условия, при которых высшие духовные ресурсы человека, «силы очарования» (Марсель) сохранятся и разовьются. Сегодня под напором истории, говорит французский мыслитель, видение людей радикально изменилось. Великие философские системы прошлого, типа Платона или Спинозы, сегодня «не работают». Надо понимать, подчеркивает мыслитель, что «уже не представляется возможным ставить эту проблему, пользуясь языком, принятым скажем в «Федоне» или в

7Габриэль Марсель. Опыт конкретной философии. М., 2004, с. 3

8Габриэль Марсель. Философское завещание. Габриэль Марсель. Присутствие и бессмертие, с.306-307.

9Габриэль Марсель. К трагической мудрости и за ее пределы. В кн.: Проблема человека в западной философии. М., 1988,с.411.

«Этике»10. Триумфальные достижения науки за последние три века изменили сознание людей и этот факт невозможно игнорировать.

Размышления над современными смысложизненными вопросами привели Марселя к поиску новых понятийных средств. Адекватный категориальный аппарат, созданный Марселем для изложения своих философских идей, включает большое количество аутентичных понятий. В пору даже составить собственный марселевский словарь философских терминов. Метод, которым пользуется Марсель, ближе к феноменологическому, но не совсем в гуссерлевском смысле, так как французский мыслитель применяет его своеобразно и понимает под ним привязку к конкретным ситуациям. Свои взгляды он предпочитал называть «конкретной философией», противопоставляя ее «духу абстракции», который царил в его студенческие годы на философском факультете Сорбонны. Отдельно следует отметить особую роль, которую у него играют примеры: «мысль, не опирающаяся на примеры, -пишет Марсель - рискует раствориться в вакууме, она может быть искажена преданной языковой структурой. Для меня привести пример означает в каком-то смысле доказать самому себе, доказать моему собеседнику, что я говорю не в пустыне: я бы даже сказал, что роль примера сродни орошению»11. Надо помнить, что у него в основе всегда лежит личный опыт. Марсель был участником Первой мировой войны, руководил службой в Красном Кресте, занятой розысками пропавших без вести военнослужащих. Этим фактом объясняется специфический выбор Марселем тем для своих размышлений: «я склонялся больше к тому, - пишет Марсель - чтобы сосредоточить свою мысль на аномалиях, от которых любой рационализм уклоняется или избегает: ощущение, единство души и тела, паранормальные психологические факты...»12.

Марсель выступил с критикой классического рационализма и постулировал, как исходное, деление мира на объективный и экзистенциальный. Объективный - мир, в котором используется понятия субъекта и объекта и который на основе законов формальной логики и рациональных методов изучает наука. Философия, в отличие от науки, имеет дело с особым типом сущего и занимается нерепрезентативными, необъективируемыми феноменами, т.е. такими, где деление на субъект и объект преодолевается и не представляется возможным. Специфика их в том, что они принципиально неверифицируются и не поддаются внешнему рассмотрению со стороны. В них категории субъекта и объекта теряют смысл и оппозиция внешнего и внутреннего преодолевается. Если сравнивать философию и науку, то можно сказать, что предмет науки - объективация, предмет философии -экзистенция. Последняя представляет собой необъективируемый срез

10

Габриэль Марсель. К трагической мудрости и за ее пределы, с. 411

11 Поль Рикёр -Габриэль Марсель. Беседы, с.166.

12Габриэль Марсель. Метафизический дневник. СПб, 2005, с. 6

реальности, связанный с человеческим существованием. «Отправной точкой моего исследования является то, что неоспоримым оказывается не логическое и рациональное, а экзистенциальное»13.

Два центральных термина марселевской философии - это проблема и метапроблема (таинство). Проблема, подчеркивает Марсель, относится к сфере науки. Она похожа на шлагбаум перед нами, который препятствует дальнейшему движению или еще она похожа на камень, о который спотыкается разум. Метапроблема - это ситуация, в которую я весь целиком вовлечен и в которой есть нечто «таинственное», так как больше нет привычного объекта и субъекта. Например, если мы возьмем такой феномен как «любовь», то становится очевидным, что я не могу рассматривать свою любовь со стороны, как наблюдатель и экспериментатор, потому что я вовлечен и охвачен данным феноменом всем своим существом целиком. Под таким ракурсом открывается новая оптика на целый срез сущего, на который долгое время не обращали внимания философы. Предметом своего анализа Марсель сделал такие феномены как телесность, любовь, верность, проблема зла, встреча, дар, надежда, свидетельство и др.

Среди вопросов, над которыми размышляет Марсель, проблематика собственного тела занимает основное место. Марселю удалось, по словам Поля Рикёра, создать великую философию собственного тела. Речь не идет об античном греко-римском культе тела, в несколько гипертрофированном виде возрождающемся и ставшим модным в наши дни, когда забота о теле вытесняет, привычную в предыдущие столетия, заботу о душе. Марсель положил начало тому типу анализа, которому во французской философии было суждено большое будущее. «Наверное, этого не следует забывать сегодня, когда французская философия словно загипнотизирована проблемами языка, - говорит Рикёр в беседе с Марселем - Вы открыли путь философии собственного тела и дали

Л Л

философии средство мыслить воплощение»14. В своих текстах Марсель заложил основу того, что позднее было названо «феноменологией восприятия», по его стопам пошли Жан-Поль Сартр, Морис Мерло-Понти, Мишель Фуко.

Тема «собственного тела» выкристаллизовывалась параллельно с понятием «экзистенция». Уже вконце первой части «Метафизического дневника» Марсель записал: «проблема реальности тела оказывается центральной проблемой, от решения которой зависит все»15. Почему такое важную роль уделяет этому понятию Марсель? В выражении «я существую» приставка «ex-» в слове exister (существовать) чрезвычайно значима, так как передает движение в направлении внешнего мира, центробежную тенденцию. «Мир существует для меня в строгом смысле слова «существовать» в той мере, - пишет Марсель - в какой я вступаю с

13

Габриэль Марсель. Опыт конкретной философии. М., 2004, с. 12

14Поль Рикёр - Габриэль Марсель. Беседы, с.152.

15 Габриэль Марсель. Метафизический дневник, с. 224.

ним в те же отношения, в какие я вступаю с моим собственным телом, то есть в той мере, в какой я воплощен»16. Воплощение - центральное понятие марселевской метафизики, означающее такое состояние, которое проявляется в виде связи с телом. Такова фундаментальная в ясперсовском смысле, т.е. неслучайная, непреодолимая ситуация человека как воплощенного бытия. Марсель говорит, что об этом теле я не могу сказать, ни что оно мое, ни что оно не мое, ни что оно для меня (объект): «Здесь сразу оказывается преодоленной противоположность субъекта и объекта»17.

Притяжательное местоимение первого лица в теории собственного тела играет важную роль. Тело - это всегда не какое-то анатомическое тело вообще, но «мое тело». Говоря, что некая вещь существует, я тем самым признаю, говорит Марсель, что она принадлежит той же системе, что и «мое тело». Мое тело есть такая точка отсчета, по отношению к которой занимают положение и определяются все формы существующего. Здесь располагается демаркационная линия, отделяющая существование от несуществования. «Что мы хотим сказать, - спрашивает Марсель - когда говорим, что Виктор Гюго или

Л й

Наполеон больше не существуют?» Или когда говорим «Цезарь существовал». Марсель указывает, что когда я говорю «Цезарь существовал», я не только хочу сказать, что он мог быть мною воспринят, но еще, что между существованием Цезаря и моим, т.е. моим органофизическим присутствием во мне самом, существует объективно устанавливаемая временная преемственность. Возникает нечто типа магнетического поля, в котором распределяются цепи пространственно-временных связей, упорядоченные по отношению к моему актуально данному существованию. Это поле Марсель называет «экзистенциальной сферой».

Мое тело - есть модель мира. Отсюда следует, что от того, какой тон я займу по отношению к своему телу или от того, как я буду к нему относиться, таким будет мое отношение к окружающему миру. Для выяснения отношения между мной и моим телом, Марсель подвергает строгому критическому разбору ряд теорий, и в первую очередь концепцию ощущения как сообщения и концепции тела как инструмента.

Суть первой концепции Марсель проясняет с помощью метафоры острова в океане. Смысл логической операции в том, что мышление ставит объекты в положение островов, где объект омывается пространством как остров, доступный наблюдателю, субъекту со всех сторон. Между субъектом и объектом устанавливается связь, на основе которой впоследствии создается любая наука. Стремление мыслить мир научно и рассматривать его на основе картезианскогоеодИо как объективный, приводит к превращению всех вещей в объекты, а их

16Там же, с. 457-458.

17

Габриэль Марсель. Быть и иметь. Новочеркасск.,1994, с. 11

18Gabriel Macel. Le Mystere de l"etre, 1997, p. 28.

существования в предикаты. На основе представления, что существование есть признак, далее вводится понятие о «критерии существования», который должен экспериментально подтвердить или опровергнуть соответствие признака определенному содержанию. Многие философы, ученые и простые люди на уровне обыкновенного здравого смысла считают общепринятым интерпретировать ощущение как чего-то «что исходит от Х...и схватывается субъектом, что мы далее,

Л о

ради удобства языка, будем называть посланием»19. От объекта как от передатчика через телесное ощущение передается определенная информация, которая чувственно воспринимается субъектом. «Чувство - пишет Марсель - способ, которым два передатчика связаны друг с

ОГ)

другом»20. То же самое происходит, когда мое самосознание делает объектом рефлексии меня самого. На основе вышеуказанной абстрактной схемы мое тело мне кажется посредником между мной и вещью, которую я созерцаю. В довольно сокращенном виде такова суть первой концепции.

Вторая концепция является развитием первой и касается отношений меня с моим телом. Существует множество вариантов моих отношений с моим телом (отшельник, аскет, йог, гедонист, хозяин и собака, самоубийца, арендодатель, машина и др.) которые рассматривать здесь нет возможности. Все эти варианты сводятся к одной общей идее, что мое тело отделяется от меня и выступает как инструмент. Это положение основано на двух предпосылках: во-первых, что «я имею тело» и, во-вторых, «я пользуюсь своим телом». Марсель очень тонко замечает, что когда я пользуюсь каким-нибудь инструментом, я в действительности продолжаю и специализирую определенный способ действия, который уже является свойственным моему телу (моим членам или моим чувствам). Например, лопата или молоток, линзы или нож, телескоп или микрофон, как инструменты соотносятся с моим телом, они усиливают тот или иной мой орган. Если я рассматриваю свое тело как инструмент, то законен вопрос, инструментом чего могло бы оно быть? Мы вступаем тут на путь бесконечной регрессии и приходим к абсурдному понятию-гибриду: «Как только мы пытаемся уточнить смысл этого вопроса, то обнаруживаем, что должны вообразить физическую душу, наделенную определенными

О л

способностями и их продолжением»21. Работа рефлексии разрушает изначальное мое единство на «инструмент» и «пользователя». В результате возникает мой «фиктивный двойник» и происходит своего рода «идеальное развоплощение». Такова вкратце суть второй концепции. Этот тупиковый путь Марсель предлагает покинуть и перейти на экзистенциальный уровень.

19

Габриэль Марсель. Метафизический дневник, с. 551.

20Там же.

21

Там же, с.561.

Итак, вернемся к вопросу, какой тон я должен занять по отношению к моему телу? С точки зрения экзистенции, интервала между мной и моим телом нет, поэтому я не могу выйти из себя и посмотреть на себя как на другого. Благодаря данной мне способности извне наблюдать мое тело (например, когда я смотрю на себя в зеркало в прямом и переносном смыслах), я неизбежно испытываю искушение мысленно освободиться и как бы отречься от него - как можно было бы отречься от друга. Устанавливая дуализм между мной и моим телом, рассматривая свое тело отдельно от себя, я смотрю на него как на объект, в третьем лице, без притяжательного местоимения, как на не «мое тело». В итоге, пишет Марсель, «я отбираю у него этот абсолютный приоритет, в силу которого мое тело полагается как

ориентир или как центр, вокруг которого упорядочивается мой опыт, моя

00

Вселенная»22. Вопреки многовековым результатам философского опыта и здравому смыслу, говорит Марсель, нельзя дать словам себя обмануть. Парадокс в том, что сам субъект конституируется путем самоотрицания, он существует при условии, что воспринимает себя несуществующим. Тогда мир превращается в иллюзорный спектакль, в документальный фильм, а человеческое существование в призрачный сон. Появляется то, что Марсель именует кинематографическим взглядом на реальность. «Я уже довольно давно понял, - пишет Марсель - что все существующее оказывается для меня чем-то похожим на продолжение моего тела в каком-то направлении - моего тела являющегося именно моим, то есть не объективным»23.

Подведем небольшой итог марселевской метафизики собственного тела.«Мое тело» есть феномен непрозрачный, непроницаемый, нерепрезентативный. Как только я делаю его интеллигибельным, я искажаю онтологический статус человека воплощенного. Философия Марселя ломает привычное понимание отношения бытия и сознания, души и тела. В процессе рефлексии экзистенции, как мистический, в некотором смысле священный тип реальности, предстают антиномиями, недоступными дискурсу. Со времен Сократа, как первого древнегреческого, и шире европейского просветителя, принято было думать, что сознание - это свет разума, святящий в неразумной тьме. Марсель меняет это представление. Неправильно мыслить, говорит Марсель, сознание как освещенный круг, вне которого темнота. На самом деле, напротив, темнота - в центре.

Существует традиция давать книгам названия по именам конкретных философов, типа «Шопенгауэр как воспитатель» (Ницше) или «Мишель Фуко как воспитатель» (новая философия). Это есть свидетельство того, что идеи данных философов не просто оригинальны, но оказывают на своих читателей благотворное и духовно

22

Габриэль Марсель. Метафизический дневник, с.563.

23Тамже, с. 457.

преображающее влияние, какое обычно оказывают воспитатели на новое поколение. Эту замечательную традицию в полной мере можно распространить на философию Марселя. Это действительно так, несмотря на то, что всю свою исполненную драматизма жизнь, он никогда не стремился выступать в позе учителя мудрости и был, как известно, не профессором на кафедре, а «частным мыслителем». «Марсель, как воспитатель» учит, что отношение к миру должно быть не как к чужому или «чьему-то абстрактному», а как к «моему миру», т.е.единому со мной. Такой взгляд на мир (и на мое тело) не позволяет мне отстраненно и безразлично наблюдать за происходящим вокруг (и со мной самим). Как раз, наоборот, меня непосредственно затрагивает все, что случается в моей экзистенциальной сфере. В годы Первой мировой войны Марсель в молодом возрасте не стал стоять в стороне и пошел на фронт в службу Красного Креста, хотя по состоянию здоровья он бы мог отсидеться дома24. Это неравнодушное отношение в годы огромной трагедии, как уникальный личный опыт, легло в основу марселевских экзистенциальных размышлений. Не раз он повторял, что философом экзистенции его сделала война. Во главу угла Марсель учит ставить доверие своим непосредственным чувственным данным. Этический и аксиологический аспекты в творчестве французского философа завязаны на понятии человеческого достоинства, в которое составным элементом входит способность конкретного живого человека чувствовать свою нерасторжимую и животворящую причастность вселенной.

Гусейнов Ф.И. Метафизика телесности в творчестве Габриэля Марселя.

Автор исследует категорию «моего тела» в философии французского философа Габриэля Марселя. В данной статье рассматривается место данной проблематики в истории современной французской философии. Автор демонстрирует феноменологический метод, разбирает ключевые термины из марселевской философии, концепции телесности, место темы телесности относительно других тем в творчестве Марселя.

Ключевые слова: экзистенция, экзистенциализм, бытие, существование, таинство, тело, телесность, воплощение, французская философия, метафизика, онтология, феноменология, Габриэль Марсель.

Guseynov F. I. Metaphysics of corporeality in the works of Gabriel Marcel. The

author explores the category of "my body" in the philosophy of the french philosopher Gabriel Marcel. This article discusses the place of this problem in the history of modern french philosophy. The author demonstrates the phenomenological method, key terms in philosophy of Marsel, the concept of corporeality, place themes of corporeality in the works of Marcel.

Keywords: existence, existentialism, incarnation, the mystery, my body, corporeality, french philosophy, metaphysics, ontology, phenomenology, Gabriel Marcel.

24Gabrie!Macel. La dignite humaine.P., 1964, p. 56-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.