Научная статья на тему 'МЕТАФИЗИКА ОДНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: ОПЦИЯ ПЕРЕМОТКИ МЕДИАПЛЕЙЕРА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ФУНКЦИЯ'

МЕТАФИЗИКА ОДНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: ОПЦИЯ ПЕРЕМОТКИ МЕДИАПЛЕЙЕРА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ФУНКЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТОР / МЕЛОЧИ ЖИЗНИ / ЭНТЕЛЕХИЯ / МЕДИА-УСТРОЙСТВО / ФУНКЦИЯ ПЕРЕМОТКИ / ГНОСТИЦИЗМ / АПОКАТАСТАСИС / ACTOR / TRIFLES OF LIFE / ENTELECHY / MEDIA DEVICE / REWIND FUNCTION / GNOSTICISM / APOKATASTASIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цуканов Е.А.

В статье рассматривается роль современных высокотехнологичных медийных устройств в организации пространства жизни с учетом как физических, так и метафизических составляющих. Автор обосновывает мысль, согласно которой тот или иной внешне незаметный объект или феномен повседневности сегодня постепенно превращается из изгоя в полноценного социополитического актора, наделенного силой трансформации действительности. Один из таких акторов - опция перемотки медиаплейера - наделен огромной преобразовательной энергией, суть которой двояка: одновременно она может реализовываться как в деструктивном, так и созидательном плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHYSICS OF ONE FIXTURE: MEDIA PLAYER REWIND OPTION IS GREATER THAN FUNCTION

The article examines the role of modern high-tech media devices in the organization of the space of life, taking into account both physical and metaphysical components. The author justifies the idea that an externally invisible object or phenomenon of everyday life today gradually turns from an outcast to a full social and political actor endowed with the power of transformation of reality. One of such actors - the option of rewinding the media player - is endowed with a huge transformative energy, the essence of which is twofold: at the same time it can be realized both in destructive and creative terms.

Текст научной работы на тему «МЕТАФИЗИКА ОДНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: ОПЦИЯ ПЕРЕМОТКИ МЕДИАПЛЕЙЕРА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ФУНКЦИЯ»

УДК 130.2

МЕТАФИЗИКА ОДНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: ОПЦИЯ ПЕРЕМОТКИ МЕДИАПЛЕЙЕРА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ФУНКЦИЯ

Е.А. Цуканов

Высшая школа печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного

университета промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Перербург e-mail: tsukanov_1975@inbox.ru

В статье рассматривается роль современных высокотехнологичных медийных устройств в организации пространства жизни с учетом как физических, так и метафизических составляющих. Автор обосновывает мысль, согласно которой тот или иной внешне незаметный объект или феномен повседневности сегодня постепенно превращается из изгоя в полноценного социополитического актора, наделенного силой трансформации действительности. Один из таких акторов - опция перемотки медиаплейера - наделен огромной преобразовательной энергией, суть которой двояка: одновременно она может реализовываться как в деструктивном, так и созидательном плане.

Ключевые слова: актор, мелочи жизни, энтелехия, медиа-устройство, функция перемотки, гностицизм, апокатастасис.

Если размышлять о мире в духе философии Бруно Латура, то априори стоит признать базовую установку его акторно-сетевой теории (АСТ): мелочей в действительности не существует. Все то, что было принято игнорировать ранее, в эпоху философско-культурологической классики (эпоху т.н. больших нарративов), теперь все чаще выступает с демократической претензией на то, чтобы править бал и определять текущую повестку дня. Б. Латур сотоварищи перевернули представления исследователей о подлинной роли «тысячи мелочей» настолько, что сегодня уже становится непонятно, на чем на самом деле держится универсум во всех его проявлениях? То ли на плечах прекрасных героев и мудрых гениев, то ли на бытовой элементарщине, вроде чайников и утюгов, гвоздей, перил и торговых ценников [6, с. 101].

Возьмем, к примеру, период истории, который в нашей стране стандартно именуется «Перестройкой» (шесть лет до распада советской системы). В историографии типична мысль о том, что великий Советский Союз развалился в силу объективных закономерностей, имеющих

внушительные масштабы: кризис административно-командной экономики, дискредитация коммунистической доктринальности, неграмотная национальная и международная политика партии и правительства. Все верно, однако здесь не учитываются «интересы» менее пафосных акторов, которые наравне со всем перечисленным и с не меньшим успехом принимали участие в подтачивании могущества СССР. Приведем лишь один из них - это резкая смена музыкального фона в стране победившего социализма. Всего лишь за десятилетие страна перескочила из контролируемого цензурой достаточно гомогенного музыкального пространства советской эстрады к БЫ-анархии стилей и направлений отечественного роко-попа, во всем копирующего западные стандарты. Изрядно вестернизированное музыкальное «гуляй-поле» конца 80-х - начала 90-х, несомненно, выступило как мощный фактор ликвидации большевизма на одной шестой части суши. Однако, к сожалению, не всегда он учитывается при анализе составляющих данного исторического процесса. И, тем не менее, откат аудитории, скажем, от «Крылатых качелей» Е. Крылатова и Ю. Энтина к «Группе крови» В. Цоя и «Глупым снежинкам» «Ласкового мая» имел серьезное политическое значение. Этот момент, кстати, хорошо укладывается в схему рассуждений относительно политической сущности музыки, нарисованную Сократом в трактате «Государство» у Платона. Рассуждая о правильном воспитании государственных стражей, Сократ обращает внимание собеседников на важнейшую роль в этом вопросе мусического искусства: «...оно всего более проникает в глубь души, - утверждает мыслитель, - и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека, если он правильно воспитан, если же нет, то наоборот» [10, с. 168]. Сократ полагает, что великое дестабилизирующее зло могу принести мельчайшее уродство, неритмичность и дисгармония как близкие родственники злоречия и злонравия [10, с. 167]. Процветанию общества и государства в сократовской системе координат мешает разнообразие музыкальных ритмов, которые в идеале надо свести к минимуму; в целях чистоты аудиополя рекомендуется даже отказаться от услуг некоторых инструментов, издающих слишком жалостливые и многоголосые звуки, типа флейты [10, с. 165]. Лейтмотивом в тексте трактата звучит наставление, что музыка не безобидна в деле государственного

строительства, и что не все равно, что слушать обществу, вознамерившемуся строить справедливость и порядок. Некоторая музыка изнеживает и расслабляет настолько, что препятствует любому полезному делу: «Если человек допускает, - подчеркивает Сократ, -чтобы мусическое искусство завораживало его звуками флейт, и через уши, словно через воронку, вливало в его душу сладостные, нежные и печальные лады <...>; если он проводит всю жизнь то жалобно стеная, то радуясь под воздействием песнопений, тогда если был в нем яростный дух, он на первых порах смягчается <...>. Но если, не делая передышки, он непрестанно поддается такому очарованию, то он как бы расплавляется, ослабляет свой дух, пока не ослабит его совсем, словно вырезав прочь из души все сухожилия, и станет он тогда «копьеносцем некрепким» [10, с. 179].

Стоит отметить, что желание Платона и Сократа построить идеальное государство, в том числе, и за счет жесткой регламентации музыкального творчества - это зона их персональной ответственности, для нас же в этой теме важно было убедиться, что мелочи (типа нежного голоса Юры Шатунова и кошачьей пластики Виктора Цоя) являются влиятельной трансформирующей силой и агентурой политической экспансии. Кстати, актуализируя сказанное, под этим углом зрения интересно было бы рассмотреть причины торможения путинских национальных проектов. Быть может, окажется, что несмолкающий даже ночью музыкальный разнокалиберный хор голосов, льющийся в аудиополе страны из всех источников информации, также вносит свою «скромную» лепту в дело государственной стагнации. И тогда логически возникнет необходимость проведения тщательного мусического аудита ради снижения психологической нагрузки на массовое сознание россиян т.н. «демократии шума», о которой давно говорят специалисты [4, с. 109].

Не бывает мелочей и в спорте [2]. Это фактически цитата из интервью тренера мужской сборной Норвегии по биатлону Зигфрида Мазе. Мы отлично понимаем, что заклинивший на дистанции боёк винтовки, сломанная не к месту лыжа, порванная амуниция и т.п. отнимают у спортсмена драгоценные секунды и лишают его места на пьедестале, отчего страдает репутация его родной страны и растет рейтинг стран-соперниц. Инфовбросы в медиаполе от конкурентов на тему употребления допинга с паузой в полтора олимпийских цикла [7]

накануне больших соревнований, скоординированная обвинительная риторика в отношении отдельных атлетов, а также неожиданные пищевые отравления сегодня необходимо признать равноправными участниками успехов и неудач в спорте, наравне с изнуряющими тренировками и мудрыми тренерскими рекомендациями.

Мелочей не бывает в медицине [13] и бизнесе [11], культуре [5] и религии [17], науке [16] и образовании [18], но вернемся к музыке в сочетании с видео, которые полны секретов и тайн, особенно сегодня, в век торжества высоких технологий и нестандартных инженерных решений. Нам удалось обнаружить, что элементарная функция перемотки, заложенная разработчиками в систему служебных обязанностей проигрывающей техники (магнитофоны, плееры и т. п.) имплицитно содержит в себе достаточно неочевидные смыслы, едва ли вообще дешифруемые рядовым пользователем. А между тем, под внешним слоем банальной технологичности скрывается нечто, имеющее отношение к онтологии, метафизике и, может быть, даже мистике. Иными словами, функция перемотки, на наш взгляд, обладает серьезным философским потенциалом, выявлением которого в рамках данной статьи мы предлагаем заняться с применением метода герменевтического анализа.

Под перемоткой (англ. rewind) мы будем понимать процедуру произвольного поиска определенного места в аудио- или видеозаписи, используемую слушателем или зрителем по своему усмотрению обычно с целью получения дополнительной возможности наслаждения произведением за счет повтора или акцентирования внимания на особо важных фрагментах информационного продукта.

Герменевтический анализ как часть универсальной философии понимания [12, с. 5-6] предполагает интеллектуальное проникновение и углубление исследователя в изучаемый объект, минуя находящиеся на поверхности феноменальные слои данного объекта, ставшие привычными для обывательского восприятия в силу инерционной специфики органов чувств, к сути и энтелехии вещи. Энтелехия здесь берется в аристотелевском значении как сущностное знание о чем-то, самоосуществление чего-либо, его таинственная цель и душа [1, с. 36].

Речь в нашем разговоре должна идти о том, что хитроумная функция перемотки как особое устройство, вмонтированное сегодня

фактически в любой медиа-гаджет, делает возможным то, что невозможно в условиях обычной жизни. Она позволяет по усмотрению человека перемещаться в рамках воспринимаемого информационного продукта вперед или назад на любые расстояния. Можно, к примеру, вернуться к уже отсмотренному эпизоду, или, наоборот, подсмотреть или подслушать будущее, перемотав изображение или музыкальный ряд ближе к концу. Если рассматривать видео- или аудиофайлы как своего рода жизнь в миниатюре, эон, имеющий в физическом хронотопе точку альфа и точку омега (фильм, клип или песенная композиция в этом смысле эоничны), то разбираемый феномен вырывает нас в область абсолютной метафизики. Власть над этим эоном у владельца записи по истине безгранична: возможность совершения акта перемотки, скажем, любимого фильма (песни) неограниченное число раз наделяет субъекта действия космогонической и даже эсхатологической миссией. Обладатель гаджета в данном необычном контексте превращается в божество, способное по собственному усмотрению как угодно манипулировать целыми мирами: захочет - включит (создаст-сотворит), захочет - перемотает, захочет - и вовсе сотрет (уничтожит-устроит портативный армагеддон). Как будто исполняется страшное пророчество Исайи: «Звезды на небе истлеют, и небо свернется как свиток.» [Ис. 34:4]. Таким парадоксальным образом, наше желание постоянно что-то смотреть или слушать через проигрыватель с применением аппаратной функции перемотки обрастает дополнительными - демиургическими -подробностями. Разберем этот нюанс более детально.

Нам кажется, что здесь латентно реализуется давно забытая всеми, но не исчезнувшая проблематика гностицизма, возникшая, как известно, на заре христианства в качестве его мрачной альтернативы. Напомним, что гностицизм был квалифицирован в качестве ереси ортодоксальными отцами Церкви [14] из-за весьма специфического взгляда на вселенную как продукт творчества «неправильного» божества, называемого демиургом. Демиург идентифицировался как самозванец, выкравший эксклюзивное право творить миры у подлинного Бога, что в гностических текстах стало главным аргументом в объяснении всех бед и неустройств, присутствующих в жизни [15]. В связи с тем, что мир казался неправильным, он приговаривался к принудительной и последовательной ликвидации особым отрядом носителей знания (избранных пневматиков).

Данная весьма опасная идеология перманентно атаковала человеческий социум в различных уголках земного шара в разное время. Иногда, как в случае с французскими катарами, от нее удавалось отбиться, иногда же она перерастала маргинальный уровень и проникала в поры различных дискурсов, включая философию, науку, политику. Чтобы не быть голословными, проиллюстрируем опасность гностической темы на примере сайентологии, - учения, пронизавшего современную глобальную политику, и, так называемой арабской оранжевой революции 2011 года, от которой до сих пор исходит аура террористической угрозы. А. Дворкиным [3, с. 64] и А. Музыкантским [8] доказано, что в обоих случаях наличествует гностический компонент, формирующий сложное депрессивно-ригористическое мировосприятие, чреватое опасными срывами в онтологическое ничто.

Повальное увлечение современной аудиторией регулярным прослушиванием через специальную аппаратуру любимых музыкальных композиций стимулируется сегодня большим количеством популярных интернет-сервисов, наподобие 8рой1у или Арр1еМшю. Это, во-первых, порождает огромную армию в той или иной степени абстрагированных от неидеального мира меломанов, пребывающих в более совершенной, искусственно сгенерированной цифровой реальности, а, во-вторых, дает полную иллюзию управляемости этим райским миром через манипуляцию чартами и отдельными синглами в стримминговом (потоковом) режиме. Аналогично этому функционируют и сетевые видео-сервисы, такие как ivi.ru и Megogo.net, поддерживающие платное, но дешевое вещание в сотнях государств. В контексте сказанного выглядит вполне закономерным и легко объяснимым агрессивное неприятие обыденной действительности в молодежных средах, погруженных в аудиовизуальное великолепие сервисов, дающих хоть и призрачное, но интенсивное ощущение «полноты» бытия. Предположительно именно отсюда растут корни нынешней молодежной моды на политический протест как эрзац принципиального отвержения наличной действительности гностиками.

Однако у любого явления есть две стороны. Можно надеяться, что аудиовизуальное медиаоборудование не является исключением. Его гностические смыслы и возможности с лихвой компенсируются позитивной апокатастасической символикой. Греческий термин

апокатастасис (всеобщее восстановление) использовался ранними христианскими богословами, размышлявшими о финальной судьбе человечества. Так, с точки зрения Оригена Александрийского (III в.), заложившего фундамент православной догматики, в конце времен по милости Бога мистическим образом спасутся все существа, включая раскаявшегося дьявола [9, с. 327]. И хотя данное ультраоптимистическое обетование оригенизма было анафематствовано на Вселенском Соборе, его реликты периодически дают о себе знать, пробиваясь через культурную почву в различных отраслях теории и практики. Апокатастасис в применении к аппаратной функции перемотки превращается в продвинутый тренажер усовершенствования мира наличной данности, а не бегства от него. Данная отрефлексированная юзером возможность упражнения в отборе самого лучшего материала, к которому должно быть причастно наше сознание в идеале, научит не отстраняться, а любить мир таким, каков он есть с сохранением его лучших качеств.

В заключении необходимо еще раз отметить, что повседневность, просвечиваемая в оптике акторно-сетевой теории, предстает перед исследователем в образе слаженной коалиции сил, играющих единую, тонко организованную партию. Среди участников этой коалиции есть те, кто хорошо заметен, осанист и колоритен, а есть те, кто мал и ростом и весом, однако от этого не перестает быть влиятельным во всех отношениях субъектом. Анализ показал, что если пристально вглядываться в едва заметные «мелочи жизни», такие как дверной доводчик (этим занимался Б. Латур) или функцию аппаратной перемотки в медиаустройствах (этим занимаемся мы), можно увидеть неожиданные выходы в область отвлеченной метафизики. В частности, была выявлена энтелехийная связь функции rewind с гностическими минорными интуициями, с другой стороны, она уравновешивается связью с учением Оригена об апокатастасисе, дарящем пользователю надежду и оптимизм. По какому пути будут в дальнейшем развиваться медиатехнологии -гностическому или апокатастасическому - покажет время, но уже ясно одно: пора кардинально пересмотреть отношение к жизненным мелочам.

Список литературы

1. Аристотель. О душе. - Москва, 1937.

2.Вайцеховская, Е. Мазе Зигфрид. Биография. - URL: https://mayfairclub.ru/maze-zigfrid-biografiya-trener-muzhskoi-sbornoi-francii-zigfrid-maze-budet/ (дата обращения: 19.02.2020).

3.Дворкин, А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е. - Нижний Новгород, 2002.

4.Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. - Москва, 2001.

5.Кассихина, Ольга. В культуре мелочей не бывает. - URL: http://mopo.lukoil.ru/4373/4379/12748/index.html (дата обращения: 19.02.2020).

6.Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. - Москва, 2014.

7.Морозова, Ольга. Биатлониста Евгений Устюгова лишили золота Олимпиады в Сочи из-за допинга. Россия потеряла первое место в медальном зачете. - URL: https://snob.ru/sport/tass-biatlonista-evgeniya-ustyugova-lishili-zolota-olimpiady-v-sochi-iz-za-dopinga/ (дата обращения: 19.02.2020).

8.Музыканский, А.И. Предельная форма симулякра. Арабские революции как пример манихейского переворота // Россия в глобальной политике. №2. Март-апрель 2011. -URL: https://globalaffairs.ru/number/Predelnaya-forma-simulyakra-15180 (дата обращения: 19.02.2020).

9.Ориген. О началах. Против Цельса. Санкт-Петербург, 2008.

10.Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.3. - Москва, 1994.

11.Семенов, Иван. В бизнесе мелочей не бывает. - URL: https://volbusiness.ru/v-biznese-melochej-ne-byivaet.html (дата обращения: 19.02.2020).

12.Соболева, М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. - Москва, 2014.

13.Стравчинский, Вадим. Медицинские мелочи или «Дьявол кроется в деталях». -URL: https://zelenograd-news.ru/news/society/meditsinskie_melochi_ili_dyavol_kroetsya_v_detalyakh/ (дата обращения: 19.02.2020).

14.Творения Святаго Епифания Кипрскаго. Часть первая. - Москва, 1863.

15.Трофимова, М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. - Москва, 1979.

16.Фалилеев, А.И. Топонимические мелочи // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XI. Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. 18-20 июня, 2007 г. - Санкт-Петербург, 2007. - С. 310-315.

17.Хопко, Фома. 55 принципов христианской жизни. - URL: http://www.pravoslavie.ru/112409.html (дата обращения: 19.02.2020).

18.Шаин, Ефим. Неприятные мелочи. Заметки о здравом смысле // Учительская газета. - № 47. - 19 ноября 2019 г.

METAPHYSICS OF ONE FIXTURE: MEDIA PLAYER REWIND OPTION IS GREATER THAN FUNCTION

E.A. Tsukanov

The Higher School of the Press and Media Technologies of St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg e-mail: tsukanov_1975@inbox.ru

The article examines the role of modern high-tech media devices in the organization of the space of life, taking into account both physical and metaphysical components. The author justifies the idea that an externally invisible object or phenomenon of everyday life today gradually turns from an outcast to a full social and political actor endowed with the power of transformation of reality. One of such actors - the option of rewinding the media player - is endowed with a huge transformative energy, the essence of which is twofold: at the same time it can be realized both in destructive and creative terms.

Keywords: actor, trifles of life, entelechy, media device, rewind function, gnosticism, apokatastasis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.