Научная статья на тему 'Метафизика интереса в учении И. Канта'

Метафизика интереса в учении И. Канта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
823
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / JURISPRUDENCE / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / PHILOSOPHY OF LAW / УЧЕНИЕКАНТА / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ / POLITICAL AND LEGAL THOUGHT / МЕТАФИЗИКА / METAPHYSICS / ИНТЕРЕС / INTEREST / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС / PUBLIC INTEREST / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС / STATE INTEREST / МОТИВ / MOTIVE / КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / CATEGORICAL IMPERATIVE / ВОЛЯ / WILL / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / THE DOCTRINE OF KANT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Азнагулова Гузель Мухаметовна

В философском учении Иммануила Канта немаловажное место уделено понятию «интерес», не остались вне внимания мыслителя и проблемы морали, связи интереса и воли. Проведенный анализ показал, что интерес, имеющий по своему происхождению биосоциальную и нейропсихологическую природу, с содержательной стороны И. Кантом характеризуется нравственно-психоло-гическими, эстетическими, биологическими, духовными, политическими, экономическими, правовыми и иными аспектами. Автором установлено, что неоценимое преимущество учения И. Канта состоит в том, что оно выдвигает принципиальные препятствия своего рода правила отбора потенциально возможных действий на пути достижения личной пользы, а именно: принцип нравственности, который сводится им к идее свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHYSICS OF INTEREST IN THE PHILOSOPHY OF KANT

Immanuel Kant placed the utmost importance on the development of the concept of "interest" in his philosophical doctrine; the thinker did not ignore issues of morality, connection between interest and will. The analysis shows that from the conceptual angle I. Kant characterized the interest having in its origin neuropsychological and biosocial nature, by moral and psychological, aesthetic, biological, spiritual, political, economic, legal and other aspects. The author of the article states that the invaluable advantage of Kant's doctrine is that it creates fundamental obstacles a kind of selection rules of potential actions in the way of attaining personal profit, namely, the principle of morality, which he reduced to the idea of freedom.

Текст научной работы на тему «Метафизика интереса в учении И. Канта»

УДК 340

МЕТАФИЗИКА ИНТЕРЕСА В УЧЕНИИ И. КАНТА

АЗНАГУЛОВА Гузель Мухаметовна

кандидат юридических наук, доцент, первый заместитель директора Института права, доцент кафедры теории государства и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: AGM09@mail. ru

В философском учении Иммануила Канта немаловажное место уделено понятию «интерес», не остались вне внимания мыслителя и проблемы морали, связи интереса и воли. Проведенный анализ показал, что интерес, имеющий по своему происхождению биосоциальную и нейропсихоло-гическую природу, с содержательной стороны И. Кантом характеризуется нравственно-психологическими, эстетическими, биологическими, духовными, политическими, экономическими, правовыми и иными аспектами. Автором установлено, что неоценимое преимущество учения И. Канта состоит в том, что оно выдвигает принципиальные препятствия - своего рода правила отбора потенциально возможных действий - на пути достижения личной пользы, а именно: принцип нравственности, который сводится им к идее свободы.

Ключевые слова: юриспруденция, философия права, учениеКанта, политико-правовая мысль, метафизика, интерес, общественный интерес, государственный интерес, мотив, категорический императив, воля, общество.

METAPHYSICS OF INTEREST IN THE PHILOSOPHY OF KANT

AZNAGULOVA Guzel Mukhametovna

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Deputy Director of the Institute of Law, Assistant Professor of the chair of Theory of State and Law of the FSBEI HE "Bashkir State University ", Ufa, Russia. E-mail: AGM09@mail.ru

Immanuel Kant placed the utmost importance on the development of the concept of "interest" in his philosophical doctrine; the thinker did not ignore issues of morality, connection between interest and will. The analysis shows that from the conceptual angle I. Kant characterized the interest having in its origin neuropsychological and biosocial nature, by moral and psychological, aesthetic, biological, spiritual, political, economic, legal and other aspects. The author of the article states that the invaluable advantage of Kant's doctrine is that it creates fundamental obstacles - a kind of selection rules of potential actions -in the way of attaining personal profit, namely, the principle of morality, which he reduced to the idea of freedom.

Key words: jurisprudence, philosophy of law, the doctrine of Kant, political and legal thought, metaphysics, interest, public interest, state interest, motive, categorical imperative, will, society.

Становление капиталистической общественно-экономической формации в Западной Европе, охватывающее конец XVII и начало XIX веков, реформы социальной, экономической и политической и иных сфер шли в тесной связи с развитием общефилософской и политико-правовой мысли, составивших содержание европейского Просвещения, где достойное место занимает немецкое Просвещение, явившее мировой культуре такие яркие имена, как Г.В. Лейбниц, X. Вольф, X. Томази, Г.Э. Лессинг, И.В. Гете и другие.

Христиан Томази занимает заметное место в истории права [1, с. 143-157]на том основании, что он предвосхитил идею различия между правом и моралью; идеи свободы, перешедшие из теории в практическую сферу - идеи, которые с иными философскими основаниями нашли развитие у титанического мыслителя, основоположника немецкой классической философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.) [2, с. 135], ранние годы творчества которого могут быть отнесены в философской историографии к эпохе немецкого Просвещения. Он определял Просвещение как более высокую ступень развития человека, как его способность свободно и безгранично пользоваться своим разумом для познания всего сущего.

В данной статье мы ставим задачу рассмотрение метафизики интереса в учении И. Канта о нравственности. Если принять точку зрения М. Хайдеггера и согласиться, что метафизика является центральным учением в философии, то «...разбор ее основных черт превращается в сжатое изложение главного содержания философии» [3; 4, с. 116-157].

Понимание обширности и глубины этой задачи, частично реализованной в упомянутой монографии М. Хайдеггера, принуждает нас ограничиться определением метафизики, приведенной в «Новой Философской энциклопедии» Института философии РАН, а именно: «метафизика (греческий -ше1а1арЬув1ка - то, что после физики) - философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия) [5].Следует здесь привести рассуждения самого И. Канта о метафизике. Он разделял древнегреческую философию на три науки: а) физику, которая изучает законы природы; б) этику как науку о законах свободы; в) логику - науку, не имеющую эмпирической части, являющейся формальной философией, изучающей форму рассудка и разума, общие правила мышления без различения объектов. Философию, где учение излагается из априорных принципов, И. Кант называет чистой философией, которая «если она только формальная называется логикой; если она занимается лишь определенными предметами рассудка, то она называется метафизикой» [6, с. 219]. Поэтому уместной является идея о метафизике природы и метафизике нравственности [6, с. 219].Из подобного разделения следует, что физика наряду с эмпирической частью имеет также и рациональную составляющую и, аналогично, этика имеет эмпирическую часть (практическая антропология) и рациональную часть (учение о морали).

Важное место в философии И. Канта занимает его политико-правовое учение, изложенное в трудах «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.), «К вечному миру» (1795 г.), «Метафизика нравов» (1797 г.) и другие. Идеями, изложенными в первую очередь в отмеченных трудах, И. Кант открыл новое течение в общефилософской и политико-правовой мысли. Теория правового государства, основоположником которой он по праву считается, имеет важное современное значение и привлекает внимание многих ведущих исследователей современных проблем государства и права.

Особое внимание в своем творчестве И. Кант уделял учению о человеке, который есть «самый главный предмет в мире», отличается от всего живого наличием сознания. Он утверждает, что «.все разумные существа подчинены закону, по которому каждое из них должно обращаться с самим с собой и со всеми другими не только как со средством, но также как с целью самой по себе» [6, с. 275].

Кантовское рассмотрение человека как самого по себе как цель представляет абстрактную форму учения о правах человека, приводящего к противоречию с принципом справедливости, разрешение которого требует согласования интересов частного лица и большинства людей.

И. Кант затрагивает проблему интереса [7] с точки зрения разработки системы морали и критики практического разума. Его труд «Основы метафизики нравственности» [6, с. 219310] (1785 г.) имеет выдающееся историческое значение и содержит понятие «категорический императив», который означает всеобщий характер морали как области должного.

Понятие морали по Канту основывается на идее объективного принципа, навязываемого воле, принадлежит к сфере безусловного должного, а само долженствование как действие не обусловлено никакими интересами и целями субъекта. «Императивы, - отмечает И. Кант, - согласно тому как они были нами раньше представлены, а именно всеобщий, подобный естественному порядку законосообразности поступков или всеобщего превосходства разумных существ как целей самих по себе, исключали, правда, из своего повелевающего значения всякую примесь какого-нибудь интереса как мотива как раз потому, что они были представлены категорическими; но они были только приняты как категоричные, потому что нам необходимо было принять такого рода императивы, если мы хотели уяснить понятие

33

долга» [6, с. 273] (по Канту долг есть объективная необходимость поступка по обязательности - прим. А.Г.). При этом идея объективного принципа навязывается воле таким образом, что воля «.должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так, чтобы она рассматривалась также как самой по себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя) [6, с. 273]. Далее в том же контексте И. Кант добавляет: «... если мы мыслим такую волю (волю, устанавливающую всеобщие законы - прим. А.Г.), то хотя воля, починенная законам, и может еще быть связана с этим законом посредством какого-то интереса, однако воля, которая сама есть высшая законодательница, тем самым уже не может зависеть от какого-нибудь интереса.» [6, с. 273]. Следовательно, выдвигается принцип автономии воли, а интерес человека не выступает причинением его воли (курсив - А.Г.). Целесообразно здесь сделать небольшие пояснения. И. Кант, вводя в философский оборот термин максимы как чисто субъективных основоположений для разных людей, отличает их от практических законов, имеющих объективный характер, и посему обязательных для всех «разумных существ». При этом максимы могут определяться категорическими императивами. Он пишет: «.я должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеобщий закон» [6, с. 238].

В то же время И. Кант утверждает, что «.интерес есть то, благодаря чему разум становится практическим, то есть становится причиной, определяющей волю. Поэтому только о разумном существе говорят, что оно проявляет к чему-нибудь интерес; существа, лишенные разума, имеют только чувственные побуждения. Непосредственный интерес в поступке разум находит только тогда, когда общезначимость максимы этого поступка служит достаточным определяющим основанием воли» [6, с. 306], то есть категорический императив являет собой правило, характеризуемое объективной и всеобщей значимостью вне зависимости от каких бы то ни было субъективных условий» [6, с. 306].

В течение многовекового этапа генезиса понятие «интерес» претерпел самые различные и разнообразные толкования. Интерес выступал как феномен, не зависящий от морали (Н. Макиавелли); как сущностная характеристика человека (Т. Гоббс); как порядочность, честность и добродетель (Ф.М. Аруэ Вольтер); как общественная и государственная польза (Д. Дидро); как основа общей воли государства (Ж.Ж. Руссо); как движущая сила для людей (К.А. Гельвеций); как явление, связанное с потребностями (П.А. Гольбах).В отличие от всех этих учений неоценимое преимущество учения Канта состоит в том, что оно выдвигает принципиальные препятствия - своего рода правила отбора потенциально возможных действий -на пути достижения личной пользы, а именно: принцип нравственности, который сводится им к идее свободы. Поэтому у И. Канта понятие интереса логически вытекает из понятия мотива и означает мотив воли, а понятие максимы имеет своим основанием понятие интереса. Следовательно, максима «лишь тогда в моральном отношении подлинна, когда она основывается только на интересе к соблюдению закона. Все три понятия - мотива, интереса и максимы - применимы только к конечным существам: все они предполагают ограниченность природы существа, так как субъективный характер его произвольного выбора не сам собой соответствует объективным законам практического разума; это потребность быть чем-то побуждаемым к деятельности, так как этой деятельности противодействует внутреннее препятствие. Следовательно, к божественной воле они не применимы» [8, с. 405]. Можно предположить тогда, что при определенных обстоятельствах интерес может выступать как опосред-ственная причина моральных действий. Кажущееся противоречие снимается тем фактом, что у морального интереса есть как объективные, так и субъективные основания. В то же время выводы И. Канта не основаны на социальной обусловленности интереса и морали, а вытекают из возведения в абсолют должного в противопоставлении к сущему как необходимому в конкретных исторических условиях.

Библиографические ссылки

1. Коркунов Н.М. История философии права. Изд. 8-е.М. : ЛЕНАНД, 2014.

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. 2-е изд. М. : Гардарики, 2010.

3. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мир - конечность - одиночество. М. : В. Даль, 2013.

4. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 116-157.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. Нац. обществ.-науч. фонд ; предс. научно-ред. совета В.С. Степин. М. : Мысль, 2000-2001. 2-е изд. исп. и доп. М. : Мысль, 2010 [Электронный ресурс]. URL:http//iphras.ru/enc.htm.

6. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965.

7. Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1984.

8. Кант И. Критика практического разума. Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965.

References

l.Korkunov N.M. Istoriya filosofii prava (History of Philosophy of Law), Izd.8-e. M. LENAND, 2014. 2.Spirkin A.G. Filosofiya (Philosophy), Uchebnik 2-e izd. M. Gardariki, 2010.

3.Khaidegger M. Osnovnye ponyatiya metafiziki. Mir - konechnost' - odinochestvo (Basic concepts of metaphysics. World - finiteness - loneliness), M. V. Dal', 2013.

4.Khaidegger M. Osnovnye ponyatiya metafiziki (Basic concepts of metaphysics), Voprosy filosofii.1989. No. 9, рр .116-157.

5.Novaya filosofskaya entsiklopediya (New Encyclopedia of Philosophy).V 4 t. / In-t filosofii RAN. Nats.obshchestv. - nauch. fond. - Preds. nauchno-red. soveta V.S. Stepin. M. Mysl', 2000-2001. 2-e izd. is-prav. idopol. M.: Mysl', 2010. Elektronnyi resurs. URL:http//iphras.ru/enc.htm.

6.Kant I. Osnovy metafiziki nravstvennosti (Grounds of Metaphysics of Morals). Soch. v 6 t. T. 4. Ch. 1. M. Mysl', 1965.

7.Ekimov A.I. Interesy i pravo v sotsialisticheskom obshchestve (Interests and law in socialist society), Leningrad. Izd-vo LGU, 1984.

8.Kant I. Kritika prakticheskogo razuma (Critique of Practical Reason), Sochineniya v 6 t. T. 4. Ch. 1. M. Mysl', 1965.

Дата поступления: 25.06.2016 Received: 25.06.2016

УДК 340

ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЫ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

СУЛТАНОВ Ахсан Харисович

кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры истории и теории государства и права ФГКОУВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа. Россия. E-mail: harisovich58@mail.ru

Одним из самых ярких лозунгов, свидетельствовавших о коренном переломе в имперском пространстве Европы, стал призыв к самоопределению народов. Подобный феномен появился в Европе, где находились центры трех крупнейших

THE RIGHT OF NATIONS TO SELF-DETERMINATION IN EUROPEAN STATES:

PAST AND PRESENT

SULTANOV Akhsan Kharisovich

Candidate of Sciences (History), Head of the Department of History and Theory of State and Law of the FSGEI HE "Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Ufa, Russia. E-mail: harisovich58@mail.ru

One of the brightest mottos, which gave evidence on the radical turn in the imperial area of Europe, was the plea for self-determination of people. Such a phenomenon appeared in Europe, where the centers of three largest states - the British, Russian and 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.