Научная статья на тему 'Метафизика Готфрида Лейбница'

Метафизика Готфрида Лейбница Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2250
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФИЗИКА / БОГ / ТЕЛО / ДУША / СУБСТАНЦИЯ / СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ ФОРМА / МИРОВАЯ ГАРМОНИЯ / МОНАДА / ЭНТЕЛЕХИЯ / METAPHYSICS / GOD / BODY / MIND / SUBSTANCE / SUBSTANTIAL FORM / WORLD HARMONY / MONAD / ENTELECHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Долгих Андрей Юрьевич

В статье представлены все основные составляющие метафизики Готфрида Лейбница - решение вопроса о взаимодействии души и тела, творение Богом мира как гармоничной совокупности субстанций, типология монад (субстанциальных форм), учение о конечных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gottfried Leibniz’s Metaphysics

In the article there are all the main parts of Gottfried Leibniz’s metaphysics the solution of the problem of the body-and-mind interaction, God’s creation of the world as the harmonic unity of substances, typology of monads (substantial forms), teachings of final aims.

Текст научной работы на тему «Метафизика Готфрида Лейбница»

УДК 111:1(09)(430)

А. Ю. Долгих МЕТАФИЗИКА ГОТФРИДА ЛЕЙБНИЦА

В статье представлены все основные составляющие метафизики Готфрида Лейбница - решение вопроса о взаимодействии души и тела, творение Богом мира как гармоничной совокупности субстанций, типология монад (субстанциальных форм), учение о конечных целях.

In the article there are all the main parts of Gottfried Leibniz's metaphysics - the solution of the problem of the body-and-mind interaction, God's creation of the world as the harmonic unity of substances, typology of monads (substantial forms), teachings of final aims.

Ключевые слова: метафизика, Бог, тело, душа, субстанция, субстанциальная форма, мировая гармония, монада, энтелехия.

Keywords: metaphysics, God, body, mind, substance, substantial form, world harmony, monad, entelechy.

Философское творчество Готфрида Лейбница (1646—1716) нередко расценивается как рационалистическое. В этом смысле Лейбниц оказывается в ряду таких мыслителей Нового времени, как Декарт и Спиноза, и противопоставляется Бэкону, Гоббсу, Локку и Юму, т. е. британским эмпирикам. Известное недоверие к чувственному опыту и подчеркнутая метафизичность — вот, как представляется, главные основания такого определения места Лейбница. Но нельзя не отметить и особенностей, выделяющих его в списке философов-рационалистов. Это прежде всего высокая степень укорененности в философской традиции. Декарт склонен был порывать с ней; он хотел искать истину не в устаревших книгах, а в себе самом и в книге природы. Ради этой истины он готов был подвергнуть сомнению любое учение прошлого. Правда, осуществить этот замысел в полноте Декарту не удалось, но по крайней мере он провозглашал такие намерения. Спиноза выстраивает свою систему уже с большей опорой на традицию. Из ближайшего к нему по времени Средневековья он заимствует в основном терминологию, ученую латынь, т. е. как бы форму изложения, содержательно же его пантеистическая точка зрения скорее античная, а именно стоическая. Но при этом Спиноза мало ссылается на предшественников. Он выводит свое учение, если так можно выразиться, не исторически, а логически — геометрическим методом.

Лейбниц делает следующий шаг на пути примирения с традицией. Прежде всего, он выделяет три основные ступени развития философии —

© Долгих А. Ю., 2011 16

древние (прежде всего, Демокрит и Аристотель), схоластики (Фома Аквинский, Альберт фон Боль-штедт, Роджер Бэкон) и новые философы (в основном это механики, среди которых, конечно, выделяется Декарт). Лейбниц, как он сам считает, через все это прошел, и все это его не удовлетворило.

В одной только материи нельзя найти объяснение действию, нельзя найти принцип истинного единства. Значит, от Аристотеля назад к Демокриту, т. е. к атомам? Но материальное не может быть полностью единым. Отсюда вытекает необходимость вернуться к незаслуженно забытым субстанциальным формам схоластиков. Это не просто атомы, это атомы-субстанции, природа которых в их силе, это нечто вроде души. Эти формы не помогут в решении частных вопросов физики, но общую картину без них не нарисовать.

Субстанции не умирают, смерти вообще нет. Доказательство этому — открытия Мальпиги и Левенгука (имеются в виду маленькие животные), пробуждения мух и тому подобные явления. Субстанции как неделимые остаются всегда, тогда как делимое естественно разрушается — распадается и вновь соединяется.

Смерть издавна представляют как отделение души от тела. Декарт не объяснил связь души и тела. Картезианцы немного продвинулись вперед. Они говорили: все происходит с помощью Бога. Когда я хочу поднять руку, Бог ее поднимает; движение от одного тела к другому передает тоже Бог. Это так называемая система окказиональных причин (учение, стоические корни которого не заметить может лишь несведущий в философии, добавляем мы от себя).

Лейбниц делает следующий шаг в решении этого вопроса. Бог изначально сотворил души и вообще все таким образом, что все, что в них происходит, происходит в силу их собственной природы, но при этом согласованно со всем остальным. Это мировая гармония. И это своего рода доказательство бытия Бога: такого рода слаженность в мире не могла возникнуть случайно. Например, когда душа чего-то желает, тело начинает это делать в силу собственной природы, а не потому, что душа оказала на него воздействие. Связь субстанций, таким образом, идет только через Бога. Важно и то, что в этом случае сохраняется свобода души и всего, ибо все действует в силу своей природы. В механике эти положения тоже применимы: тело отвечает на действие другого тела вследствие внутренней необходимости, а не потому, что на него подействовали извне.

Так Лейбниц разрешает главное метафизическое затруднение своего века. Однако, к его сожалению, он не был первым: несколько раньше

А. Ю. Долгих. Метафизика Готфрида Лейбница

очень похожее решение уже предлагал голландец Арнольд Гейлинкс...

Это была «Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душой и телом». Теперь подробности, извлеченные из «Рассуждения о метафизике».

Здесь Лейбниц отталкивается от обычных мнений своего времени: то, что сотворил Бог, хорошо лишь потому, что оно сотворено Богом; на всякое совершенство всегда найдется еще более совершенное совершенство; Бог мог бы сотворить мир и лучше.

Лейбниц против всего этого. Совершенство Бога — это могущество и знание, оно превосходит совершенство фигур и чисел. Как можно хвалить Бога, если известно, что с тем же успехом он мог бы создать противоположное? Ведь если воля не имеет основания в разуме, это произвол, тирания. Любовь к Богу подразумевает согласие с его волей; но как могли бы мы согласиться со случайным и произвольным? Окажись мы в таком положении, мы были бы вечными бунтовщиками против божественной воли.

Бог сотворил мир по некоторому общему порядку. Бог выбрал самый совершенный мир — простейший по замыслу, богатейший по явлениям. Или иначе: средства Бога просты, а цели многообразны. Конечная цель Бога — наилучшее, наисовершенное. Частные цели Бога нам неведомы, а эта общая доступна. Новые же философы ошибочно сводят все либо к необходимости материи, либо к случайности.

Бог допускает то зло, которое не противоречит законам природы и из которого он может извлечь большее благо. Например: нужен ли был Иуда? На земле ответить на этот вопрос нельзя. Ясно только, что зло с избытком восполняется благом. Но Бог не есть причина зла. Дело в том, что все творение от природы ограниченно и несовершенно. В частности, это делает людей способными к греху.

Сотворенные субстанции зависят от Бога и только от него; друг от друга не зависят. Все, что может случиться с ними (в том числе с людьми), следствие их же существа, а не внешнего влияния других субстанций. Общность субстанций — в Боге. Благодаря ему они представляют собой единый согласованный мир. Бог сохраняет субстанции и непрерывно поддерживает их неким излучением. Отдельная субстанция есть субъект, который уже не может быть предикатом. Предикативность имеет основание в природе вещей. Предикат может включаться в субъект прямо (при этом можно образовать тождественное предложение — аналитическое суждение, если использовать кантианскую терминологию) или потенциально (в возможности). Так вот, Бог,

мысля отдельные понятия, видит в нем основания и причины всех предикатов. Он знает, например, об Александре, царе Македонии, a priori, тогда как мы — только из истории.

Субстанции могут быть сотворены и уничтожены. Субстанции неделимы и необъединяемы. Число их постоянно. И каждая — целый мир, зеркало Бога и всего остального мира, подражание Богу.

Субстанциальные формы, как уже говорилось, бесполезны для физики. Там объясняют геометрически, механически и эмпирически. И ничего не дают высказывания вида «часы действуют, поскольку обладают часопоказательной силой». Но для метафизики они нужны, и отвергать их полностью нельзя. Общие принципы телесной природы и самой механики — метафизичны! Они коренятся в неделимых формах и натурах. Я, говорит Лейбниц, защищаю субстанциальные формы, хотя это и необычно для наших дней. Несколько иначе это можно изложить так. Многое в природе можно объяснить двумя видами причин — действующей и конечной (и тем самым примирить механиков с теологами). Действующие причины раскрыть сложнее (особенно когда речь идет о частных явлениях), но они полезнее; конечные причины открыты, но бесполезны для физики.

Сущность тела — это не только протяженность, вид, движение. Вообще, эти понятия не так уж и отчетливы, как некоторые воображают. Так, движение не вполне реально. Если два тела меняются местами, какое из них двигалось, а какое покоилось? — Это можно определить только по силе, но не по самому движению. Следовательно, сила реальна, и она отлична от величины, вида и движения. Новые философы говорят: Бог сохраняет в мире количество движения. Они здесь опираются на представление о том, что количество движения тождественно силе. Но это неверно. Возьмем два тела весом в 1 и 4 фунта. Пусть они падают с разных высот: первое тело — с высоты, в 4 раза большей, чем второе. Падая, они приобретут силы, равные произведению их веса на высоту. И эти силы будут равны. Но скорости у них в конце падения, как показал Галилей, будут различны: у первого тела — в 2 раза больше, чем у второго. Значит, количества их движения будут соотноситься как 2:4. Таким образом, количество движения разное! И хотя разумно, что в мире сохраняется одна и та же сила, постоянного механического движения не бывает — из-за трения.

Так вот, в теле есть нечто сходное с душой — субстанциальная форма. Ведь все обладает известным постоянством, тождеством. Не будь некоего начала тождества, тело не просуществовало бы и мгновения. Но, конечно, не всякие такие

сущности, а только разумные души сознают свои действия. Они всегда сохраняют основу самосознания и, следовательно, всегда способны принимать награды и наказания.

Понятие отдельной субстанции заключает в себе все, что с ней может произойти. Так было сказано выше. Но разве это приговор для свободы? — Совсем нет. Дело в том, что нужно различать достоверное и необходимое, необходимость абсолютную (математическую) и необходимость по предположению. И кстати говоря, если Бог все предвидит, от этого события еще не становятся необходимыми. Абсолютно необходимо то, противоположность чего заключает в себе противоречие, т. е. в суждении о такой необходимости связь субъекта и предиката вытекает из их природы (вскоре Кант назовет такие суждения аналитическими). А необходимость по предположению в себе самой случайна, ибо противоположное ей не заключает в себе противоречия.

Взгляд Бога всегда истинный. Наше восприятие тоже истинно, обманываемся же мы суждениями, которые исключительно наши. Познание бывает двух видов — смутное и отчетливое. Смутное — это когда, например, что-то нравится или не нравится, но не понятно, почему это так. Отчетливое — когда можем объяснить признаки, например отличить настоящее золото от поддельного. В свою очередь отчетливое подразделяется на адекватное и интуитивное. Первое предполагает ясное постижение всего, что входит в определение вплоть до первых понятий; второе — ясное мгновенное схватывание. Но такое бывает редко. Что касается определений, то они делятся на номинальные (из них не вытекает, возможна ли вещь) и реальные (возможность вещи очевидна). Реальные определения могут доказываться опытом, априорно (это будет причинное определение) и таким путем, когда анализ доходит до первичных понятий (совершенное, сущностное определение). А вообще, конечно, большая часть знания — предположительное.

Много препятствий для познания создало понятие об идеях. Неправильное его использование привело к разным заблуждениям, например к доказательству существования Бога из его идеи как совершенного существа. Забывали при этом, что есть и ложные идеи.

Многие отождествляют идею с формой как различием мысли. Другие говорят, что идея — непосредственный предмет мысли или постоянная форма, которая сохраняется и тогда, когда мы о ней не думаем. На самом деле идея — это состояние души, и выражает она природу, форму или сущность. Когда такое состояние представлено — это уже понятие. Идея всегда в нас, ибо извне душа не принимает ничего, никаких образов, — окон у души нет. Понятия из ощуще-

ний не происходят. Все формы мы всегда имеем в себе (в этом смысле Платон был очень прав, только, конечно, никакого предсуществования душ не было). Идею вещи имеешь только тогда, когда уверен в ее возможности.

Свойство субстанций — действовать и претерпевать. Более совершенно то, что действует. Менее совершенно — что претерпевает. От действия — удовольствие, от страдания — боль. Но преимущество настоящего может быть разрушено последующим злом, ибо, как известно, можно грешить, получая удовольствие. Действие всегда выражает свою причину, а Бог — причина всего. Поэтому высшее достоинство субстанции — выражать славу Бога.

В строгом метафизическом смысле на душу действует только Бог. Лишь с ним мы общаемся непосредственно. Бог — единственный непосредственный объект. Все вещи мы видим через него. Например, когда мы видим солнце, это Бог дает нам его идею и сохраняет ее. Бог сохраняет и беспрерывно производит наше бытие. Содействуя нам, он сам всего лишь следует установленным им законам. Поэтому наши мысли самопроизвольны и свободны. Бог определяет нашу волю к выбору наилучшего, но не принуждает ее при этом, а значит, воля находится в состоянии безразличия.

Изменения тела не влияют на душу, разрушение тела не может разделить неделимое. Тело принадлежит нам, но не связано с нашей сущностью. Ощущения всегда немного смутны, так как все тела мироздания сочувствуют другу, и, значит, каждое получает впечатления обо всех остальных.

Субстанции не уничтожаются — они меняются. Телесные субстанции, отражая все сущее, делают это менее совершенным образом, чем духи. Из-за отсутствия мышления у тел нет нравственности. Но разумная душа, знающая себя, могущая сказать «я», сохраняет существование и остается одной и той же в нравственном смысле. Она тождественна как личность; память или сознание этого «я» делают ее способной к награде и наказанию. А без воспоминания о себе бессмертие было бы бессмысленным. Бог всегда будет сохранять и нашу субстанцию, и нашу личность, т. е. память и сознание.

Бог не только творец, он глава всех личностей (разумных субстанций). Духи — существа самые совершенные и наилучшим образом выражающие Бога. Они могут познавать и любить его. Духи занимают и волнуют Бога бесконечно больше, чем остальные вещи, ибо последние — лишь орудия духов. Но наша слава и наше почитание, конечно, ничего не добавляют к божественному удовлетворению, так как они — следствие его совершенства.

А. Ю. Долгих. Метафизика Ютфрида Лейбница

Бог дал духам наибольшее совершенство и вместе с тем возможность совершенствоваться дальше. Духи выражают скорее Бога, чем мир; тела выражают скорее мир, чем Бога. Другие существа — лишь средства для духов в их прославлении Бога.

Дары Бога необусловлены. Это чистые дары, и люди не могут требовать их. Бог избрал тех, чью веру и милосердие он предвидел. Но опять же вопрос: почему Бог дал благодать веры не всем? Говорят, что Бог осенил благодатью тех, кто изначально был предрасположен к добру. Возражение: естественное предрасположение — тоже следствие благодати, но обычной, а она уже становится причиной благодати чрезвычайной, и получается, что в конечном счете все сводится к благодати. Отсюда разумный вывод: понимание этого нам тоже недоступно (как, например, и в случае с Иудой).

Высший закон Бога — счастливое и цветущее состояние его государства, блаженство его обитателей. Счастье для личности — это то же самое, что совершенство для существа вообще. Царство Бога не теряет ни одной личности, мир — ни одной субстанции. Бог требует только искренней доброй воли, а его подданные не могут желать большего, чем совершенное счастье. Бог хочет лишь, чтобы его любили.

Древние философы мало знали обо всем этом. Только Иисус Христос выразил это ясно и просто — он показал царство Бога. Евангелие изменило весь ход человеческих дел. Ни один из наших поступков не забывается, ни одно праздное слово. Праведники будут как светила, и ничто не сравнится с тем блаженством, которое Бог готовит любящим его.

К выведенным им из забвения субстанциальным формам Лейбниц потом возвращался неоднократно. Однако в сочинении под условным названием «Монадология» (в рукописи оно не имеет заголовка), которое считается кратким изложением всех основ его метафизической системы, он вводит иную терминологию: здесь у него появляются «монады» и «предустановленная гармония» — понятия, ставшие (вместе с «принципом достаточного основания») вывеской его философии (как «идеи» Платона или «единое» Плотина).

Под монадами здесь подразумеваются простые субстанции [=формы], из которых состоят суб-

станции сложные, или вещи (есть, конечно, еще совершенная субстанция — Бог). Монады делятся на обычные энтелехии, души и духи. Энтелехия является причиной живого существа, душа — причиной животного, дух — причиной мыслящего животного. И поскольку материя не бывает без форм, всякая ее часть неизбежно оказывается живой естественной машиной, состоящей в свою очередь из живых естественных машин меньшего размера, но не меньшего качества. И так до бесконечности: «.в малейшей части материи существует целый мир творений, живых существ, животных, энтелехий, душ». И чуть дальше: «.члены этого живого тела полны других живых тел, растений, животных, из которых каждое имеет опять свою энтелехию, или господствующую душу» (Лейбниц Г. Монадология // Соч.: в 4 т. М., 1982-1989. Т. 1. С. 425). Здесь, как видим, Лейбниц приближается еще и к так называемому гилозоизму или даже к панпсихизму, т. е. к такому взгляду на вещи, который предполагает всеобщность жизни в мироздании, всемирную одушевленность. Поэтому и нет в строгом смысле, как уже говорилось, ни настоящего рождения, ни настоящей смерти, - есть только развитие, превращение из одного живого в другое. Души и тела не столько соединяются, сколько находятся в согласии. Душа следует своим законам, тело - своим, но при этом они сообразуются между собой в силу предустановленной между всеми субстанциями гармонии.

Подводя итог, можно сказать следующее. Точка зрения Лейбница представляется ясной и не нуждающейся в особых дополнительных пояснениях. В этом учении как бы сошлись многие ветви философии. Здесь и Платон, и Аристотель, и Стоя, и Эпикур. Но больше всего, пожалуй, христианства. Однако это христианство не простонародное, а утонченное, можно сказать, философское. Здесь мы ощущаем влияние Августина, отголоски споров о двойном предопределении, а значит, появляются Готшальк, Кальвин и протестанты. В «Монадологии» он отрицает возможность существования совершенно отделенных от тела душ и духов (только Бог свободен от тела), в чем тоже видится печать аристотелиан-ства. Поэтому в некоторых отношениях Лейбниц знаменует собой возрождение эллинской и схоластической философии в эпоху Нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.