Научная статья на тему 'Метафизика Дара в русской религиозной философии'

Метафизика Дара в русской религиозной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФИЗИКА / ДАР / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / АНТИНОМИИ / METAPHYSICS / GIFT / RUSSIAN PHILOSOPHY / ANTINOMIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костерина Алла Борисовна, Фатеева Надежда Андреевна

Раскрываются концепции русских религиозных философов конца ХIХ - ХХ в., относящиеся к осмыслению метафизических оснований Дара в русской культуре, отмечается многогранность и противоречивость его проявления через безмерность и бесформенность, всечеловечность и беспочвенность, незавершенность и целостность и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHYSICS OF GIFT IN RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY

The article discovers the conceptions of the Russian religious philosophers of the end of the 19th 20th centuries, relating to comprehension of metaphysical grounds of Gift in Russian culture, it marks many-sidedness and contradictoriness of its representation through immensity and shapelessness, incompleteness and integrity, etc.

Текст научной работы на тему «Метафизика Дара в русской религиозной философии»

УДК 2-1

А. Б. Костерина, Н. А. Фатеева

МЕТАФИЗИКА ДАРА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Раскрываются концепции русских религиозных философов конца Х1Х - ХХ в., относящиеся к осмыслению метафизических оснований Дара в русской культуре, отмечается многогранность и противоречивость его проявления через безмерность и бесформенность, всечеловечность и беспочвенность, незавершенность и целостность и т. д.

Ключевые слова: метафизика, Дар, русская философия, антиномии

The article discovers the conceptions of the Russian religious philosophers of the end of the 19th - 20th centuries, relating to comprehension of metaphysical grounds of Gift in Russian culture, it marks many-sidedness and contradictoriness of its representation through immensity and shapelessness, incompleteness and integrity, etc.

Keywords: metaphysics, gift, Russian philosophy, antinomies

Как в православном учении нет «чистилища», т. е. нейтральной сферы, так нет его и в русской философии. Отчасти поэтому из тем, подвергающихся осмыслению в отечественной философии, почти полностью исключены «нейтральные» онтологические, обсуждавшиеся в основном в рамках натурфилософской теории. И наоборот, метафизические темы, связанные с предельными вопросами бытия, всегда находились в центре внимания русских мыслителей, взгляды которых в значительной степени коррелировали со святоотеческим пониманием Дара.

Наиболее глубокие суждения о сущности Дара были высказаны св. Григорием Паламой, сумевшем обобщить мистический опыт, накопленный православием. Дар творчества, по его мнению, не просто дан, но задан человеку. Это есть своеобразное «послушание творчества»: задание в бескорыстном служении творить и создавать нечто новое. Истинное творчество есть абсолютное прибавление к тому, что существует в мироздании. Это космический акт, продолжение божественного творения мира. Но то, что для Бога является естественным и самопроизвольным, у человека требует зачастую высочайшего напряжения духовных и физических сил. «Творчество для человека -это кеносис, самоистощание, это жертва, восхождение на Голгофу» [8, с. 179]. Здесь Дар как искупительная жертва - высшая жертва. Величайшая заслуга Григория Паламы в том, что он впервые детально исследовал соотношение творчества и благодати (Дара), т. е. дал глубинную интерпретацию самой сути творческого Дара. «Благодать - не “вещь”, которую Бог дарует природе либо для восполнения недостатков, либо для оправдания, либо для прибавления тварного сверхъестественного, она есть сама Божественная жизнь», -отмечает Григорий Палама [5, с. 226]. Под воздействием благодати (Дара) устанавливаются и движутся согласно природе внутренние силы души и тела.

Русские философы искали осмысление Дара в судьбе отечественной культуры, считая, что национальный Дар - есть совершенно особый дар, данный Богом целому народу. По И. А. Ильину, «Бог дает Дары своего Святого Духа - всем народам, но мерою

различною и особливою... нет народа обделенного и отвергнутого, хотя есть народы не соблюдшие, растратившие и зарывшие талант свой в землю» [3, с. 391].

Размышляя о сущности русского Дара, отечественные философы рассматривали многогранность его проявления. В качестве первого фактора, определяющего суть национального Дара, причем фактора не «внешнего, а внутреннего, духовного» (Бердяев), философы называли пространство России. «Всякий народ несет в самом себе то особое начало, которое направляет его Путь на протяжении веков и определяет его место среди человечества. Это образующее начало у нас - элемент географический», - писал Чаадаев [6, с. 187]. И. А. Ильин также считал, что дар, полученный нами от нашей природы, способствовал формированию национального характера: «Мы сами не знаем, когда и как мы вжились в нашу природу и вжили ее в себя, но получили мы от нее много: и страстность, и созерцательность, и неуравновешенность, и свободолюбие, и склонность к лени, и братскую спайку» [4, с. 393].

Отечественные философы отмечали противоречивость русского Дара, обусловленного «географическим фактором». С одной стороны, от безграничности и безмерности пространств России - широта и необъятность русской души. «Русская душа ушиблена ширью» (Н. Бердяев). С другой стороны, бескрайние просторы России породили болезнь «бесформия», которая в полной мере проявилась в русской культуре. По Бердяеву, «оформление своей души и оформление своего творчества затруднено было для русского человека... Формы русского государства делали русского человека бесформенным» [2, с. 65-66]. Безмерность для русского человека есть живая конкретная реальность, она и дана ему как незавершенность, бесформенность. Это есть центробежная рассеивающая сила русского пространства, которая порождает противоположную силу - центростремительную, собирающую, объединяющую, целостную. Это как два полюса единой антиномии.

Дар незавершенности, данный нашим пространством, уравновешивается Даром целостности.

В идеале целостности, по Зеньковскому, заключается

64

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 2 (30)

А. Б. Костерина, Н. А. Фатеева Метафизика Дара в русской религиозной философии

одно из главных вдохновений русской философской мысли, когда Истина, Добро и Красота не мыслятся как три отдельные самостоятельные категории, но как одно целое, эстетика не воспринимается без этики, теория без практики.

Это представление, основанное на абсолютной органике себя с пространством, распространилось и на мироощущение: понимание себя в мире, мира в себе. Вероятно от избыточности пространства и воздуха вовне ощущается чрезвычайная плотность внутреннего. Так, в творчестве - русский художник -чем бы он ни занимался - литературой, музыкой или живописью - непременно обращался к неразрешимой задаче - примирения себя с Даром художественным, с творчеством, этим беспощадно замыкая себя и закрывая себя в себе. В противовес этому творческий Запад более ориентирован на усилия внешние -примирения своего Дара с миром.

Благодаря Дару целостности, в России сложилось особое понимание искусства, которое понималось как божий Дар, предназначение, определяющий и Путь, и Судьбу художника. Жизнь и творчество, в таком случае, воспринималось как одно целое, а не две разные сферы. Потому искусство не было светским развлечением, самоценным занятием, а было способом духовного преобразования.

Среди Божьих даров, предпосланных России, философы отмечали Дар всечеловечности, вселенскости. В письме к А. Н. Тургеневу (1835) Чаадаев пишет: «Провидение создало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами; что оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества; что все наши мысли в жизни, науке и искусстве должны отправляться от этого и к этому приходить» [6, с. 240]. Национальный Дар не противоречит вселенскому. Наоборот, путь к вселенскому лежит только через национальное. Вселенскость, всечеловечность -особый дар для каждой культуры, особый Дар России.

Одним из самых противоречивых даров России, по мнению русских мыслителей, является ее беспочвенность. Антиномичность этого дара состоит в том, что он приобретает разные смыслы в земной и небесной судьбе России. Беспочвенность для земной судьбы ассоциируется с отсталостью, в

метафизическом же плане - это благо, дарованное нам свыше. Вот почему Чаадаев пишет: «Никакая сила в мире не заставит нас выйти из того круга идей, на котором построена вся наша история, который составляет всю поэзию нашего существования, который признает лишь право дарованное и отметает всякую мысль о праве естественном» [6]. Воспринимая беспочвенность, отсутствие традиций, «закоренелых предрассудков, старых привычек, упорной рутины» как Дар, ниспосланный нам Провидением, Чаадаев именно в этой «безосновности» видит залог великой судьбы России. «Россия, если только она уразумеет свое призвание, должна принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей, ибо она не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы...» [6, с. 240].

Н. А. Бердяев считал, что парадокс русской культуры XIX в. и заключался в том, что ее беспочвенность, несвязанность прочной традицией, была не только ее слабостью и недостатком, но и ее силой и качеством, «была источником ее необычайной свободы, неведомой народам Запада, слишком связанным своей историей, органической традицией» [1, с. 6]. Другой русский философ Лев Шестов в своей замечательной работе «Апофеоз беспочвенности» высказал не менее парадоксальную мысль: «Беспочвенность - основная, самая завидная и наиболее для нас непостижимая привилегия божественного... Пред лицом Бога падают все наши устои и рассыпаются все наши почвы» [8, с. 226]. Так и беспочвенность плоха для земного пути культуры, но благостна для небесного пути. Антиномичность этого Дара состоит в том, что он приобретает разные смыслы в земной и небесной судьбе России. Беспочвенность для земной судьбы ассоциируется с отсталостью, в метафизическом же плане - это благо, дарованное нам свыше.

Таким образом, в познании Дара русские философы шли не от абстрактных научных категорий, а от национального. Они пытались через рациональное постижение Божественного Промысла, через категории разума добраться до «мыслей Бога» о сущности Дара, через которые открывается истинная судьба России.

1. Бердяев, Н. А. О характере русской религиозной мысли XIX века // Н. А. Бердяев о русской философии. Ч. 2. - Свердловск, 1991.

2. Бердяев, Н. А. Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности): сб. ст. 1914-1917 гг. / Н. А. Бердяев. -М., 1990. (Репринт издания 1918 г.).

3. Ильин, И. А. О национальном призвании России (ответ на книгу Шубарта) / И. А. Ильин // Шубарт, В. Европа и душа Востока. - М.: Рус. идея, 1997. - С. 368-405.

4. Ильин, И. А. О русской культуре: собр. соч.: в 10 т. / И. А. Ильин. - М., 1996. - Т. 6. - Кн. 2.

5. Мейендорф, Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы / И. Мейендорф. - СПб., 1997.

6. Чаадаев, П. Я. Статьи и письма / П. Я.Чаадаев. - М., 1989.

7. Шестов, Л. На весах Иова // Соч.: в 2 т. Т. 2. - М., 1993.

8. Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия. Россия / И. Экономцев. - М., 1992.

Сдано 6.04.2012

65

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 2 (30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.