Научная статья на тему 'Метафизика человека в наследии Ф. М. Достоевского: онтологический аспект'

Метафизика человека в наследии Ф. М. Достоевского: онтологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
184
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОЛОГИЯ ДУШИ / ONTOLOGY OF SOUL / ВЕРТИКАЛЬНО-ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / DIALECTICS OF THE NATURE AND ESSENCE OF THE PERSON / СВОБОДА / FREEDOM / АПОКАЛИПТИК / НИГИЛИСТ / NIHILIST / РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL ONTOLOGICAL ANTHROPOLOGY / "ПОДПОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК" / APOCALYPTICIST / "VERTICALLY HORIZONTAL HUMAN NATURE" / "THE UNDERGROUND PERSON"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Капец Владимир Петрович

В статье исследуются природа человека в творчестве Ф.М. Достоевского и онтологические основания понимания сущности человека. Анализируется психологическая и религиозно-философская онтологические антропологии, созданные мыслителем. Акцентируется внимание на том, что человек противоречивое, парадоксальное, иррациональное существо. Осмысливаются параллельные и взаимоотталкивающие идеи Достоевского с другими мыслителями: Б. Паскалем, С. Киркегором, Ф. Ницше, Л.И. Шестовым. Утверждается, что влияние Достоевского на современную культуру и философию огромно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphysics of the person in the heritage of F.M. Dostoevsky: an ontological aspect

This article examines human nature in Dostoevsky's works and the ontological bases of the understanding of human nature. The attention is focused on that the person is a contradictory, paradoxical, and irrational being. The parallel and mutually repellant ideas of Dostoyevsky and other thinkers are comprehended: B. Pascal, S. Kierkegaard, F. Nietzsche, and L.I. Shestov. It is inferred that Dostoyevsky's influence on contemporary culture and philosophy is great.

Текст научной работы на тему «Метафизика человека в наследии Ф. М. Достоевского: онтологический аспект»

Научные сообщения

В. П. Капеи,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета*

Метафизика человека в наследии Ф.М. Достоевского: онтологический аспект

Тема человека была актуальна во все времена. К ней обращались религиозные деятели, литераторы, философы.

Конечно, можно согласиться с известным мыслителем М. Бубером в том, что есть гуманистические (антропологические) эпохи, в которых проблема человека отличается остротой и яркостью, а есть негуманистические (неантропологические) эпохи, в которых проблема человека сглажена. И тем не менее вопрос о человеке никогда полностью не исчезал: даже когда стали говорить о смерти субъекта, имплицитно он все равно присутствовал.

Актуально обращение к проблеме человека и в наследии Ф.М. Достоевского, который и при жизни, и сейчас недооценён. Сегодня признается, что он - великий писатель, философ, мыслитель, а его влияние на русскую философию, наверное, можно сравнить с влиянием Гёте на немецкую философию (в частности, на деятельность Г. Гегеля). Мы знаем о влиянии Ф.М. Достоевского на творчество В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, Л.И. Шестова, В.В. Розанова и др. Известен и тот факт, что Л.Н. Толстой в свой последний путь отправился с романом Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Знают Ф.М. Достоевского и за рубежом: во-первых, там он - самый читаемый русский писатель; а во-вторых, известно пристальное внимание к его творчеству Ницше (многие идеи Ф.М. Достоевского взяты философом), М. Хайдеггера, В. Шубарта, Р. Лаута. Х. Чемберлен - идеолог фашизма - резко критиковал Ф.М. Достоевского.

Ф.М. Достоевского называют писателем, философом, мыслителем, пророком, гением... И это заслуженно. Его волновали вопросы о Боге, человеке и бессмертии. Творчество Достоевского притягивает внимание огромного числа людей, потому что он предчувствовал и описал контуры

* Капец Владимир Петрович, e-mail: slava0482@mail.ru

нового человека, т. е. создал новую антропологию. Если Данте показал антично-средневекового человека в иерархическом космосе с раем и адом, а Шекспир раскрыл гуманистического (душевного) человека, то Достоевский нарисовал опять духовного человека, его диалектику: путь личности изнутри, через тьму, через чистилище, ад к духовности.

Итак, актуальность учения Достоевского состоит в том, что он одним из первых в Европе с Ф. Ницше прочувствовал и выстроил антропологию Нового времени. Будучи истинно русским человеком и размышляя о своем пути, он раскрывает природу русского человека, которого считает спасателем мира. Для Достоевского человек - загадка и в то же время разгадка бытия.

О Достоевском писали, говорили, размышляли многие литераторы, философы, религиозные деятели, политики. Для одних он был «жестоким талантом» (Н.К. Михайловский), для других - «подпольным человеком» (Л. Шестов), для третьих - писателем, но не философом (М. Хагемай-стер), для четвертых - защитником «униженных и оскорбленных», для пятых - проповедником зла (Л.И. Шестов, З. Фрейд), для шестых - настоящим православным, для седьмых он остался моралистом, «тюремщиком» (З. Фрейд), для восьмых он выразился в русской идее. У крупных мыслителей много тем, идей, и поэтому их необходимо рассматривать внимательно, системно, цельно, чтобы верно понимать. Творчество Ф.М. Достоевского изучали и размышляли над ним многие отечественные и зарубежные писатели, критики, политики, богословы, философы, литературоведы. Среди отечественных исследователей можно отметить В.В. Розанова, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, К.Н. Леонтьева, С.Л. Франка, Л.И. Шестова, М.М. Бахтина, Д.С. Мережковского, А.В. Гу-лыгу, П.Н. Евдокимова, А.С. Долинина и др. Из зарубежных исследователей необходимо назвать: Б. Брачера, Р. Гвардини, А. Любака, А. Жида, М. Хагемайстера, Г. Лаута, З. Фрейда, А. Камю и др.

Большое внимание творчеству Ф.М. Достоевского уделяют сегодня1. Не потеряют интерес к сочинениям философа элита и все общество и в будущем, потому что он - классик отечественной и мировой мысли ввиду того, что по-своему и глубоко попытался раскрыть вечные метафизические темы: Бог, человек, душа.

Целью нашего исследования является анализ онтологических оснований метафизики человека в наследии Ф.М. Достоевского. Отсюда вытекают следующие задачи:

1) рассмотрение онтологии души в антропологии мыслителя;

2) воспроизведение природы человека в творчестве Ф.М. Достоевского в онтологическом ракурсе:

а) сентиментального и трагического гуманизма;

б) специфики природы русского человека;

1 См.: Исупов К. Метафизика Достоевского. М. : Центр гуманитарных инициатив, 2016. 208 с.

3) pro et contra: выявление притяжения и отталкивания Достоевского с другими мыслителями.

Общей методологией исследования антропологии Ф.М. Достоевского являются герменевтика (интерпретация человеческого существования) и феноменология (анализ внеопытных форм бытия личности).

Для адекватного понимания классика такого масштаба необходимы духовное вживание, созерцание и вслушивание во внутренний мир мыслителя. Мы предлагаем вертикально-горизонтальную картографию природы человека. Методологию безграничности: путь человека начинается нисхождением в подземелье, вниз, в отрицательное - это низшая часть вертикали: подпольный человек, Ставрогин, Раскольников, Кириллов, Иван Карамазов. И здесь же путь начинается вверх к положительным отметкам: Алёша Карамазов, Мышкин, Зосима и положительный образ человека в «Легенде о Великом Инквизиторе». А горизонталь природы человека - это полярные качества человека: рациональное - иррациональное; произвол - свобода; нормальность - сумасшествие; созидание - разрушение; благополучие - сострадание; свобода - принуждение; свобода -счастье.

Онтология души. У человека в душе существует огромное многообразие различных тенденций (положительных и отрицательных). Человек - существо многогранное: он и созидающее, и разрушительное существо в одно и то же время. Человек стремится к счастью и страданию, к саморазрушению и самосохранению.

Каждый человек при желании может найти негативные, позорные, темные устремления в своей душе. Есть в жизни любого человека и недостойные поступки, при воспоминании о которых становится жутковато, стыдно. Но в той же личности есть и добрые намерения, и благородные поступки. Достоевский показывает широту, глубину, полноту и многогранность индивида рода человеческого.

Совесть помогает личности отличать добро и зло, и если это согласуется с волей к жизни, то путь человека устремлен к Богу, а если побеждают разрушительные мотивы, то человек скатывается к Антихристу.

Естественно, что изначально человек находится в каких-то объективных условиях, и тем не менее в конечном счете от человека много зависит, в свете какого вектора будет он двигаться. В этом осмысление проблемы свободы выбора похоже на позицию Ж.-П. Сартра1, но оно фундаментальнее и корректнее, ближе к М. Хайдеггеру2, потому что учитываются и внеличностные параметры.

Важнейший закон бытия личности - преклонение, и оно возможно или перед Богом, или перед идолом. Без идеала человеку очень сложно жить, выносить все тяготы бытия, потому что он может скатиться по жиз-

1 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической антологии / пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М. : ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 2002. С. 3-4.

2 Хайдеггер М. Время и бытие // Время и бытие. Статьи и выступления. М. : Республика, 1993. С. 391-406.

ненной наклонной, впасть в агрессию, а может в отчаянии дойти до самоуничтожения. Если же внутренние желания соответствуют высокому идеалу, то идет мощное духовное развитие личности1.

Природа человека как онтология гуманизма. Первый период творчества Достоевского до «Записок из подполья» можно назвать сентиментальным гуманизмом, второй - розовым, трагическим.

В период сентиментального гуманизма создаются такие произведения, как «Бедные люди» и «Униженные и оскорбленные». Сентиментальный гуманизм - это наивный несвободный гуманизм (Белинский, Петра-шевский). С «подпольного человека» начинается период трагического гуманизма.

Онтология человека у мыслителя содержит фундаментальные принципы бытия человека. «Подпольный человек» иррационален. Он необязательно стремится к выгоде, благополучию, комфорту, счастью, а желает самостоятельного хотения, сохранения личности, даже путем сумасшествия. Человек выгоде предпочитает страдания, потому что они - причина сознания. Критикуя рационализм, благополучие, человек «подполья» хочет разбить это благоразумное умонастроение в пух и прах для того, чтобы опять жить свободно, как самому хочется, а не быть штифтиком. Ему не нужны выгода, гармония, а только свое собственное хотение. Ведь, действительно, самая большая ценность - сохранение себя как личности, даже если это противоречит разуму. А если и это можно разложить рационально по полочкам, то человек, в самом крайнем случае, сам специально сходит с ума для того, чтобы показать, что человек не штифтик.

Человек «подполья» противоречив, иррационален, своеволен, но это необходимый отрезок для бытия человека. Теряя свободу, человек утрачивает человеческое в себе. Достоевский показывает диалектику человеческого существования: своеволие и бунт нивелируют свободу, а значит, и человека. Свобода направляет либо к человекобожеству, где человек самоуничтожается, либо к Богочеловеку, где человек находит свое истинное бытие. Невозможно не согласиться с идеей Я.В. Бондаревой, согласно которой онтологическая идея христоцентризма реализуется во всей русской религиозно-философской мысли2. Когда нет Бога, то нет и человека. Только в Иисусе по-настоящему, фундаментально решается тема личности. Это негативная психологическая антропология. И отсюда путь человека начинается вверх: через страдания осуществляется позитивное движение.

Достоевский и Ницше создают новую онтологическую концепцию человека. Это философия краев, границ. Достоевский показывает образ че-ловекобога, а Ницше - сверхчеловека. Кириллов утверждает, что человек, победивший страх, боль и смерть, становится другим: свободным, Богом. У человека Достоевского два пути: человекобог (от человека к

1 Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М. : Республика, 1996. С. 133-140.

2 Бондарева Я.В. Антропологические основы русской религиозной философии // Вестник МГОУ. Философские науки. 2017. № 1. С. 76.

Богу) и Богочеловек (от Бога к человеку). В этом проявляется полярность человеческой природы. Кириллов представляет одно неполное основание человеческой природы.

Человек Достоевского - не светлое, благородное, а бесконечно сложное, полярное существо. Человек трагически страдает от свободы1.

Трагическая онтологическая концепция человека Достоевского началась в «подполье» и, охватив «Преступление и наказание», «Идиота», «Бесов», «Подростка», завершилась в «Братьях Карамазовых», в «Легенде о Великом Инквизиторе». В «подполье» онтологическая антропология ещё психологична, а в «Легенде» она уже религиозно-философская. В «Легенде» и Иисусу, и человеку важнее всего свобода, свободная вера и великое достоинство человека, а не счастье, принуждение, чудеса. Для человека счастье, благоденствие, гармония возможны только не в свободе. «Подпольный человек» только через трагедию дорастает до свободы в Боге.

Диалектика природы русского человека. Достоевский истинно, до глубины - русский человек, поэтому он и показывает всечеловеческое. Достоевским очень емко отражаются все гаммы русского духа. Мыслитель прозорливо показывает природу и выявляет сущность русского человека.

Природа русского человека полярна, а немцу присущ монизм. Русский антиномичен, противоречив. Для него характерно странничество, скитальчество.

Русский дух заходит за границы: русские или апокалиптики, или нигилисты; германцы - мистики или критицисты; французы - скептики или догматики. Апокалиптика и нигилизм толкают русский народ и человека к краям, границам бытия: религии или атеизму. Достоевский показывает широту, глубину и диалектику бытия человека. Он видит его не в середине, спокойствии, а в экстазе, безумии, преступлении. Его интересует не обычная личность, а человек границы.

Русский человек - отщепенец, а не почвенник. Он многограннее, противоречивее европейца. Душа у русского человека необъятна. Он не дооформлен, более человечен, чем европеец. Западный человек дисциплинирован и беспощаден. В русском человеке заложены и большие опасности, и большие возможности. Русская идея всечеловечности, открытого понимания, примирения всех. Россия должна соединить Азию и Европу, примирить всех в христианском братстве2.

Pro et contra (притяжение и отталкивание мыслителя от других философов).

Духу Достоевского конгениальны Б. Паскаль, Ф. Ницше, С. Киркегор, В.В. Розанов, Л.И. Шестов. С Паскалем Достоевского роднят гениальность и глубина в понимании человека («мыслящий тростник»). С Ницше

1 Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М. : АСТ; Харьков : Фолио, 2004. С. 335-362.

2 Там же. С. 384-419.

объединяет Достоевского то, что они оба тонко предчувствовали свое время и нового человека. Есть и разница в понимании человека, челове-кобога (сверхчеловека) и Богочеловека. По утверждению Шестова, Достоевский - двойник Киркегора, потому что они оба относятся к экзистенциальным философам. Источник философии не в удивлении (Аристотель), не в знании (позитивисты), не в сомнении (Монтень, Декарт), а в трагедии.

Достоевский - великий русский и мировой мыслитель. Его влияние огромно, особенно на построение современной философской антропологии.

Таким образом, мы попытались рассмотреть онтологическую концепцию человека Достоевского. Применяя метод вертикально-горизонтальной картографии при исследовании диалектики природы и сущности человека, мы пришли к тому, что онтология души показывает человека как существо многогранное, которое стремится и к счастью, и к свободе... Фундаментальным принципом бытия человека является преклонение перед идеалом.

В творчестве Ф.М. Достоевского выделяется два периода гуманизма: сентиментальный и трагический.

Онтология трагического человека начинает свой путь в «подполье» (психологическая антропология) и получает свое завершение в «Легенде о Великом Инквизиторе» (религиозно-философская антропология). Человек «подполья» через трагедию идет к свободе во Христе.

Природа русского человека диалектична и полярна: он и апокалиптик, и нигилист; он необъятен. Идея всечеловечности, понимания и примирения Азии и Европы посредством России.

По духу Достоевскому конгениальны многие мыслители: Б. Паскаль, Ф. Ницше, С. Киркегор, В.В. Розанов, Л.И. Шестов.

Капец В.П. Метафизика человека в наследии Ф.М. Достоевского: онтологический аспект. В статье исследуются природа человека в творчестве Ф.М. Достоевского и онтологические основания понимания сущности человека. Анализируется психологическая и религиозно-философская онтологические антропологии, созданные мыслителем. Акцентируется внимание на том, что человек - противоречивое, парадоксальное, иррациональное существо. Осмысливаются параллельные и взаимоотталкивающие идеи Достоевского с другими мыслителями: Б. Паскалем, С. Киркегором, Ф. Ницше, Л.И. Шестовым. Утверждается, что влияние Достоевского на современную культуру и философию огромно.

Ключевые слова: онтология души, диалектика природы и сущности человека, свобода, апокалиптик, нигилист, религиозно-философская онтологическая антропология, вертикально-горизонтальная природа человека, «подпольный человек».

Kapets V.P. Metaphysics of the person in the heritage of F.M. Dos-toevsky: an ontological aspect. This article examines human nature in Dos-

toevsky's works and the ontological bases of the understanding of human nature. The attention is focused on that the person is a contradictory, paradoxical, and irrational being. The parallel and mutually repellant ideas of Dostoyevsky and other thinkers are comprehended: B. Pascal, S. Kierkegaard, F. Nietzsche, and L.I. Shestov. It is inferred that Dostoyevsky's influence on contemporary culture and philosophy is great.

Key words: ontology of soul, dialectics of the nature and essence of the person, freedom, apocalypticist, nihilist, religious and philosophical ontological anthropology, "vertically horizontal human nature", "the underground person".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.