Научная статья на тему 'Метафизические основания ньютоновской революции в науке'

Метафизические основания ньютоновской революции в науке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1762
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
НАУКА / НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / МЕТАФИЗИКА / МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / КАРТИНА МИРА / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / SCIENCE / THE SCIENTIFIC REVOLUTION / METAPHYSICS / METAPHYSICAL FOUNDATIONS / WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дмитриева А. В.

В статье рассмотрены метафизические основания ньютоновской научной революции, их истоки, предпосылки и место в новой научной картине мира, а также их последующее влияние на тенденции развития научно-философского знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphysical grounds of Newton’s revolution in science

This article observes metaphysical grounds of Newton’s science revolution, its sources, preconditions and position in new science picture of the world, and also its following influence on development tendencies of science and philosophical knowledge.

Текст научной работы на тему «Метафизические основания ньютоновской революции в науке»

А. В. Дмитриева, аспирант, кафедра философии, культурологии и социальных наук, Нижневартовский государственный университет,

г. Нижневартовск, Россия anastas84@mail.ru

МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НЬЮТОНОВСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В НАУКЕ

Динамика научного знания напрямую зависит от исследовательских стратегий, обусловленных основаниями науки и обеспечивающих рост научного знания. Однако в ходе своего развития наука сталкивается с новыми объектами, вследствие чего происходит изменение методологии познания, а иногда возникает принципиально новое видение реальности. В таком случае основания науки подвергаются рефлексии; при этом коренным образом меняется не только научная картина мира, но также идеалы и нормы науки. Подобные этапы принято называть научными революциями.

Первая научная революция произошла в Древней Греции в V — IV вв. до нашей эры, и в результате сформировалась первая научная картина мира, которую называют аристотелевской. Ее основные чертами были: геоцентризм (положение о том, что Земля является сферичным неподвижным центром мироздания, а Солнце и Луна вращаются вокруг нее), умозрительность =

(попытка натурфилософии увидеть мир в целом, не разбивая его на отдельные составляющие), пантеизм (вера в Божественное начало, Мировой Разум, Душу Вселенной, Логос

Новая научная революция происходила с конца XVI до первой половины XVIII столетия. Это эпоха становления и расцвета классической науки. Именно Исаак Ньютон подвел итог предшествующим исследованиям и открытиям, сформулировал основные принципы новой научной картины мира и задал тенденцию развития последующего научного знания.

и т.д.), циклизм (объяснение мироздания через вечный круговорот явлений, представляющий собой один из основных принципов всего существующего).

Во времена Аристотеля наука и философия представляли собой единое целое, и лишь в Новое время вплоть до XIX века под наукой стало пониматься собственно естествознание. Новая научная революция происходила с конца XVI до первой половины XVIII столетия. Это эпоха становления и расцвета классической науки. Ньютоновской эта революция называется потому, что именно Исаак Ньютон (1643—1727 гг.) подвел итог предшествующим исследованиям и открытиям, сформулировал основные принципы новой научной картины мира и задал тенденцию развития последующего научного знания.

В основании любой научной революции, в частности ньютоновской, лежат имеющиеся в данный период времени метафизические предположения, которые являются структурообразующими факторами науки в целом. Метафизическими элементами в мышлении являются такие вещи и события, которые суть основания самих себя,

которые начинают причинный ряд нашего существования, т. е. явления бытийственные. Будучи теорией и методологией познания, сама по себе метафизика не выводит за пределы опыта, ее суть со- = стоит в правильном объяснении опыта в целом. Она ставит внешний опыт в связь с внутренним и делает последний ключом к первому. Таким путем метафизика выходит за пределы явлений и выявляет скрытое в них содержание, не отрываясь при этом от самих явлений. Она имманентна, а не трансцендентна и служит лишь толкованием опыта1.

Метафизические предпосылки всегда присутствуют в научной картине мира. Поэтому метафизика как теория и методология познания выполняет эвристическую функцию. Так, многие физические гипотезы «фактически базируются на метафизических основаниях и имеют вид математических моделей со слабой, преимущественно опосредованной эмпирической базой»2.

Ньютоновской революции предшествовали: создание гелиоцентрической системы мира Коперника, формулировка законов движения планет вокруг Солнца Кеплера, астрономические открытия Галилея и др. В отличие от средневекового теологического понимания природы как чуда в руках всемогущего Бога, в новоевропейских научных теориях природа мыслится как система, которой управляют естественные объективные законы и в изучении которой прослеживается типология «причина — следствие», а не «причина — значение», как ранее.

Новоевропейскому направлению развития науки способствовала разработка таких концепций, как пантеизм (Спиноза) и деизм (Ньютон). Пантеизм — отождествление Бога с природой, имеющее черты атеизма, — обусловил в то время приоритет интереса к изучению природы. Николай Коперник помещает Солнце в центр Вселенной и опровергает важнейший геоцентрический принцип аристотелевской космологии, а также идею ко-

Метафизические предпосылки всегда присутствует в научной картине мира. Поэтому метафизика, как теория и методология познания, выполняет эвристическую функцию.

Философы и ученые стремились к увеличению власти

над природой путем поиска объективных способов познания ее универсальных законов.

нечности космоса. Вслед за ним Джордано Бруно отождествляет космос с бесконечным божеством и приходит к выводу о бесконечности космоса, наделяя природу атрибутом = Бога — творческим импульсом. Это учение было враждебно средневековому теизму.

Идущий на смену пантеизму деизм фактически утверждал возможность естественных объективных законов, дифференцируя творение как супранату-ральный акт и предполагая натуральные принципы существования сотворенного. Изучение первого (причины мира) составляло вотчину метафизики, а изучение второго (автономно существующего мира как следствия) — физики3.

В Новое время одним из метафизических основоположений науки становится идея всеобщей связи явлений. Впервые эта идея в общих чертах была сформулирована в трудах античных мыслителей (Гераклит, Платон, Аристотель), в классической науке она вновь возрождается в гносеологии. Философы и ученые стремились к увеличению власти над природой путем поиска объективных способов познания ее универсальных законов. Так, Френсис Бэкон считал науку не самоцелью, а средством к познанию причинной связи природных явлений ради использования этих явлений на благо людей. Об этом свидетельствует его лозунг: «Знание — сила!».

В процессе оформления теоретического естествознания важную роль сыграли такие черты новой идеологии, как инстру-ментальность и механистичность. Мир уже не мыслился в виде некого качественно це-~ лого, где все органически связано во всепроникающую и всеохватывающую тотальность. Отныне действительность представлялась в виде качественно неизменного набора форм разной степени общности и существенности. Суть этого подхода передают слова Галилея: «...Никогда я не стану от внешних тел требовать что-либо иное, чем величина,

фигуры, количества, движения...». Эту позицию разделяли Томас Гоббс, Джон Локк, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза.

Гоббс и Спиноза внесли существенный вклад в формирование теории естественной причинно-следственной связи явлений действительности. Гоббс модернизировал теорию Аристотеля о материальных, действующих, формальных и целевых причинах, а Спиноза утверждал, что если бы люди ясно познали весь порядок природы, они нашли бы все так же необходимым, как все то, чему учит математика4.

Декарт также считал принцип причинности столь же достоверным, сколько и мыслящую природу человеческого существа: «Из ничего не выйдет ничего, всякое нечто есть действие производящей причины»5. Эта мировоззренческая позиция активно поддерживалась Ньютоном, который стремился к объективно-закономерному описанию действительности. Согласно классической науке, всеобщая связь явлений заключается в детерминизме и причинности, что в совокупности и представляет собой фундаментальные метафизические сущности.

Концепция системы физической причинности легла в основу классической научной картины мира и также имела под собой обоснования метафизического характера. Окончательно она укрепилась только с появлением ньютоновской механики, и этому способствовало преобладание аналитического характе- = ра мышления у представителей науки этого периода, на что в свою очередь оказало большое влияние гелиоцентрическое учение Коперника. Это учение основано на евклидовом принципе однородности пространства, управляе- : мого законами единого безграничного космоса. Данная идея хорошо отражена в следующих словах Спинозы: «Законы и правила природы, по которым все происходит

Законы и правила природы, по которым все происходит и изменяется, везде всегда одни и те же, а, следовательно, и способ познания природы вещей должен быть один и тот же, а именно - это должно быть познанием из универсальных законов и правил природы

Называя силу тяготения основной

действующей силой своей механики и разрабатывая закон всемирного тяготения, Ньютон

приходит к выводу о том, что во Вселенной присутствует множество гравитационных центров, поэтому она бесконечна.

и изменяется... везде всегда одни и те же, а, следовательно, и способ познания природы вещей. должен быть один и тот же, а именно — это должно быть познанием = из универсальных законов и правил природы»6. На концепции физической причинности основан принцип дальнодействия — один из столпов ньютоновской механики, согласно которому скорость причинного действия бесконечна, и существует возможность установить причинную связь между любыми событиями во Вселенной.

Наряду с изменениями в мировоззрении и трансформацией схоластических традиций Средних веков, в Новое время происходят существенные сдвиги в понимании фундаментальных философских категорий, таких как категории пространства и времени, материи и субстанции и т.д. Схоластическая умозрительная диалектика Средневековья относительно этих категорий достигла границ чистой спекуляции и зашла в тупик. В Новое время эти понятия становятся научными категориями, которыми оперирует естествознание, и которые становятся ядром научных концепций.

В новоевропейской науке категории пространства и времени понимались как всеобщие и необходимые формы бытия материи. В доньютоновской картезианской физике пространство отождествлялось с материей, а следовательно, с протяженностью, и считалось заполненным субстанцией. Субстанцию же Декарт определял как находящуюся во всеобщей связи совокупность вещей, понимая под ней не эмпирически данные предметы, а сущее вообще, которое не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой. Исходя из этого, французский мыслитель пришел к выводу о том, что истинной субстанцией может быть только Бог.

Что касается понятия времени, то Де карт различал время и длительность. Со гласно ему, длительность соприсуща мате риальному миру. Время же соприсуще чело веку и поэтому является модулем мышления. В целом представления о пространстве и времени до Ньютона только подготовили почву для их математического обоснования.

В рамках своей научной системы Ньютон также приходит к метафизическому пониманию пространства и времени, абсолютизируя эти понятия для объяснения окружающих явлений. Английский ученый объявил пространство, время и силы взаимодействия самостоятельными категори-ями7. Под абсолютным временем Ньютон понимал абсолютное, истинно математическое время, существующее само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекающее равномерно, что иначе называется длительностью.

При таком подходе относительное, кажущееся или обыденное время понимает-

Из ничего не выйдет ничего, всякое нечто есть действие производящей причины.

ся как точная или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности. В житейском обиходе она употребляется вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год. Абсолютное пространство, согласно Ньютону, по своей сути безотносительно к любому внешнему воздействию и остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами8.

Позже, размышляя над природой пространства и времени, немецкий ученый и философ Иммануил Кант перенес их внутрь субъекта. По его мнению, на основе этих априорных форм познания должна быть построена трансцендентальная философия. Немецкий мыслитель считал пространство и время чистыми формами всякого чувственного созерцания (а не атрибутами самих вещей), данными до всякого опыта (априори) и являющимися формами, с помощью которых мы группируем наши вос-

приятия. Кант с большим интересом изучал научные труды Ньютона, что явилось важной вехой на пути создания трансцендентальной философии.

В классической ме- -

ханике Ньютона также представлена опирающаяся на метафизические допущения и строгие математические расчеты гравитационная картина мира. Называя силу тяготения основной действующей силой своей механики и разрабатывая закон всемирного тяготения, Ньютон приходит к выводу о том, что во Вселенной присутствует множество гравитационных центров, поэтому она бесконечна. В этом английский ученый соглашается с теорией Джордано Бруно. Следовательно, Ньютон построил физику на основе новой для того времени метафизики, опирающейся на три метафизические категории — пространство, время, сила9.

Все эти понятия и выводы Ньютон систематизировал в своем научном труде «Математические начала натуральной философии». Лагранж, выдающийся французский математик и астроном, назвал этот труд «величайшим произведением человеческого ума»10. В данной работе Ньютон излагает свой взгляд на Абсолют, сохраняя одну из характерных черт классической науки — монизм. Ньютон толковал Бога как первичную субстанцию, сотворившую мир. Именно Бог привел в движение пространство и время, будучи самим по себе существом вне пространства и времени, но имеющим своим атрибутом вечность. Некоторые ученые считают, что написание трактата «Математические начала натуральной философии» было обусловлено стремлением его автора рациональными методами доказать бытие Бога11.

Итак, теория Ньютона основывалась на допущениях метафизического характера и за это периодически подвергалась критике. Но в целом именно благодаря своим метафизическим основа-

Процесс теоретизации научного

знании повлиял не только на формирование механистической картины мира, в которой природа понимается как система машин, но и на формирование метафизической картины мира, где Богу отводится роль заводного механизма системы Мироздания, далее управляемой некими объективно-познаваемыми законами.

Именно благодаря зародившемуся в Новое время теоретическому естествознанию наука открыла электрон и разработала ядерную физику и квантовую механику.

ниям классическая механика может считаться синтетической наукой. Опираясь на эти основания, ученые открыли «на кончике пера» планету Нептун, предсказали в 1910 г.

- появление кометы Галилея и совершили многие другие важные открытия.

Обобщая и предшествующие открытия, и теории выдающихся мыслителей, Ньютон определил спектр понятий классической механики и физики. Его исследования показали, что при наличии недостаточной эмпирической базы, используя возможности философии в сочетании с методологическими возможностями науки, допустимо «выдвигать такие метафизические гипотезы, которые в ходе развития научного познания могут эволюционировать в научные гипотезы, имеющие методологическое значение для развития теории»12.

Разработанное в рамках ньютоновской механики понимание пространства получило дальнейшее развитие в XX в., в частности, в теории относительности и квантовой механики. Создание современной научной картины мира также оказалось неразрывно связанным с наличием метафизических допущений и оснований, «ибо...нет науки, которая не имела бы своей метафизики, если под этим понимать всеобщие принципы, на которых строится определенное учение и которые являются зародышами всех истин, содержащихся в этом учении и излагаемых в нем»13.

Неотъемлемой чертой ньютоновской научной революции стала теоретизация естествознания. Английский ученый был убежден в реальном существовании пространства, времени и материи, а также в существовании объективных законов мироздания, доступных человеческому познанию. Он считал, что в материальном мире все закономерно, а теоретическое естествознание призвано устанав-

ливать закономерности материального мира там, где эксперимент невозможен.

Процесс теоретизации научного знании повлиял не только на формирование механистической картины мира, в которой природа понимается как система машин, но и на формирование метафизической картины мира, где Богу отводится роль заводного механизма системы Мироздания, далее управляемой некими объективно-познаваемыми законами. Это новое направление естественнонаучного знания оказало огромное влияние на тенденции науки в целом и послужило почвой для многочисленных открытий постнеклассической науки. Именно благодаря зародившемуся в Новое время теоретическому естествознанию наука открыла электрон и разработала ядерную физику и квантовую механику.

Таким образом, в результате ньютоновской научной революции окончательно сформировалась классическая наука, имеющая свое отражение в механистической гелиоцентрической научной картине мира. Для новоевропейской науки перестало быть характерным стремление к умозрительному пониманию действительности, напротив, она приобрела черты прагматизма и стала пониматься как средство на пути к порабощению природы.

Важнейшими звеньями науки становятся гносеология и методология. Опираясь на революционные космологические открытия, экспериментально-математическое естествознание выступает ядром науки. В целом наука опирается на метафизические допущения всеобщей связи явлений, идеи бесконечности Вселенной, принципа физической причинности, а также оперирует такими метафизическими категориями, как пространство, время, материя, субстанция, сила.

Метафизические допущения, послужившие основанием новой картины мира, существенно повлияли и на новоевропейское мировоззрение. Средневековая культура с присущим ей созерцательно-теологическим характером познавательной деятельности не знала идеи существования объективных законов, управляющих Мирозданием. Все сводилось к случайной и необъяснимой воле Творца.

С утверждением динамизма в качестве важнейшей мыслительной парадигмы слу-

чайность и неопределенность стали толковаться учеными как показатели неполноты знаний, ибо все события имеют причину и жестко детерминированы. Итогом ньютоновской научной революции также становится отказ от концепции завершенного, гармонично-организованного космоса, что обуславливает дальнейшее развитие науки и техники в разделенном на сферы и отдельные фрагменты социуме. ^

1. См.: Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. - 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2006. С. 56-57, 68-69, 340-341.

2. Симанов А.Л. Метафизические основания представления о пространстве: Часть IV. Концепции объединения // Философия науки (Новосибирск: СО РАН). 2009. № 3 (42). С. 44- 67.

3. См.: Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект; Трикста, 2004. С. 79-80.

4. Спиноза Б. Избр. произв.: в 2 т. М.: Госполитиздат, 1957. Т 1. С. 301.

5. Фишер К. Декарт. Его жизнь, сочинения и учение // История новой философии. СПб.: Мифрил, 1994. С. 330.

6. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. Т 1. С. 456.

7. См.: Владимиров Ю.С. Метафизика. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. С. 59.

8. См.: Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Классики философии. М.: Наука, 1989. С.30.

9. См.: Владимиров Ю.С. Метафизика. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. С. 57.

10. Полак Л.С. Предисловие // Ньютон И. Математические начала натуральной философии (Классики философии). М.: Наука, 1989. С. 9-15.

11. См.: Владимиров Ю.С. Метафизика. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. С. 58.

12. Симанов А.Л. Метафизические основания представления о пространстве: Часть III. Метафизика. Методология. Физика // Философия науки (Новосибирск: СО РАН). 2008. - № 4 (39). С. 49-65.

13. Владимиров Ю.С. Метафизика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.