УДК 111.1 И.И. Докучаев*
метафизические и феноменологические основания и итоги региональной онтологии
В статье анализируется состояние классификации форм сущего и бытия: метафизической и феноменолоигческой. Показано, что ключевые формы бытия в феноменологической классификации - региональная онтология материальной природы и человеческого мира - в ходе анализа их конституирования оказались не различными, а взаимообусловленными регионами. Тот же характер взаимообусловленности можно обнаружить и у выделенных в рамках метафизической классификации форм сущего: природы, культуры, человека и общества. Только синтез этих форм можно определить как субстанцию. Все остальные синтезы, а также чистые регионы сущего можно разделить на две группы: конструкции, выделение которых обусловлено реальным мотивом или строением сущего, и избыточне регионы.
Ключевые слова: феноменолоигя, метафизика, классификация сущего, природа, культура, общество, человек
Metaphysical and phenomenological foundations and outcomes of regional ontology. ILYA I. DOKUCHAEV (Far Eastern Federal University)
The paper deals with the analysis of metaphisical and phenomenological classification of the forms of existence and being. The author demonstrates that the key forms of being in the phenomenological classification - the regional ontology of material nature and of the world of man - turn out to be, in the course of their constitutive analysis, not distinct regions but the ones that are conditioned upon each other. The same type of interconnectedness is revealed in the forms of existent within the metaphisical classification: nature, culture, man, and society. Only a synthesis of these forms can be defined as the "substance". All other syntheses, along with pure regions of the existece, can be organized in two groups: constructs whose delineation is determined by a real motive or by the existent's own organisation/structure, and regions that are redundant.
Keywords: phenomenology, metaphysics, classification of the existence, nature, culture, society, man
Классификация форм сущего и бытия - одна из ключевых тем онтологии и метафизики. Оснований для подобного рода типологий известно немало, и поэтому назрела необходимость соотнести их между собой, чтобы продвинуться в конструировании и формализации сущего и бытия к такой их классификации, которая бы позволяла операционализировать проблемы менее сожного логического порядка. Представ-
ляется, что ключевых видов таких оснований может быть только два: метафизический и феноменологический. В первом случае критерии типологизации сущего и бытия берутся исходя из анализа различных форм сущего, которое структурируется в соответствии с классами сущностей по самым разным принципам. Во втором случае критерии типологизации берутся исходя из анализа способов данности суще-
* ДОКУЧАЕВ Илья Игоревич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. E-mail: dokuchaev.ii@dvfu.ru © Докучаев И.И., 2016
го, то есть форм бытия или сознания сущего. К числу важнейших примеров метафизической классификации бытия и сущего относятся еще Аристотелевы категории [1, с. 51-90], сюда же можно отнести слои бытия Н. Гартмана [3], классификацию космических типов М. Ше-лера [5], типологию сущего М.С. Кагана [4]. К числу важнейших примеров феноменологи-чесокй классификации можно отнести теорию предметов А. Мейнонга [8], категории познания Н. Гартмана [3], региональную онтологию Э. Гуссерля [6].
Феноменологические критерии
региональной онтологии
Эдмунд Гуссерль в работе Идеи II различил три региона сущего (бытия) на основании специфики содержания ноэтико-ноэматической корреляции: конституирование материальной природы, конституирование животной природы и конституирование человеческого мира. Л. Лан-дгребе писал о феноменологическом характере конституирования регионов бытия следующим образом: «разговор о регионах бытия имеет значение только в контексте этой необходимой и сущностной корреляции с модусом сознания, в котором сущее соответствующего региона достигает данности» [7, р. 145]. Конкретный анализ технологий конституирования этих регионов привел к тому, что они оказались взаимосвязанными друг с другом так, что каждая из них конституировалась благодаря другой. Так, всякое конституирование материальной природы возможно лишь в горизонте культуры, созданной человеком; а всякое конституирова-ние человека основано на конституировании материальной природы (конституирование же животной природы так и осталось проектом, по отношению к которому конкретных технологий описано не было).
Речь идёт о концепции аналогизирующей ап-презентации: сначала конституируется временной поток, затем пространство как корреляция между потоком внутренне воспринимаемого живого (собственного, в котором воплощено конституирующее Я) тела и потоком данных внешнему чувству профилей мёртвого тела; затем проводится аналогия между мёртвыми телами конституирующего Я и другого Я; и наконец, делается предположение, что в мертвом теле другого Я тоже воплощен конституирующий дух. Однако затем оказалось, что самый первый феномен - время (а затем и все остальные феномены) - не конституируется непосредствен-
но, но лишь в горизонте человеческого мира, то есть культурной традиции, связанной с бытием других Я. Вот резюме Э. Гуссерля, которое он высказывает об отношении между конституи-рованием духа и конституированием материи: «Если мы уничтожим всех людей в мире, то и природы более не будет. Если же мы уничтожим природу, с другой стороны, с «истинным», объективно-интерсубъективным существованием, то кое-что в любом случае останется - дух как индивидуальный дух. Он только лишится таких возможностей, как социальность, как понимание - изначально предполагающее определенную интерсубъективность тела» [6, s. 297]. Если исходить из единства трансцендентальной субъективности, то региональная онтология Э. Гуссерля есть производный по отношению к ней феномен и ее обоснование в конечном итоге снимает ее собственное содержание, то есть превращает его различия в несущественные оттенки интенциональности.
Аналогичная феноменологии конституиро-вания регионов бытия концепция теории предметов А. Мейнонга исходит из того, что различия между способами данности предметов и различия между самими предметами несводимы к какому-либо фундаментальному единству, более того, именно предметная сторона бытия оказывается основанием для различения стороны актов полагания этих предметов (элементарных переживаний). Вместе с тем предмет есть содержание переживания, а не реально существующая вещь, что сохраняет за концепцией А. Мейнонга феноменологический статус. А. Мейнонг выделяет четыре типа актов и четыре типа соответствующих им предметов: представление - объект (единичные вещи), мышление - объектив (сущности вещей: идеальные, возможные и невозможные), чувство -дигнитатив (ценности: истину, добро и красоту) и желание - дезидератив (должное и цель) [8, s. 5]. И хотя каждый последующий предмет базируется на бытии предшествующего, объектив на объекте, дигнитатив на объективе, дезидера-тив на дигнитативе, - логика этого обоснования остается неочевидной.
Концепция Н. Гартмана уже целиком выводится из классификации сущего, и категории познания оказываются вторичными по отношению к категориям сущего, то есть ее уже можно определить не столько как феноменологическую, сколько как метафизическую. И хотя у Н. Гартмана можно найти похожие на мей-нонговские классификации бытия, например,
PHILOSOPHIA РЕГЕППЮ
различие между реальными (существующими) во времени и идеальными сущими, в целом его онтология уже очень далека от феноменологических проектов.
Метафизические критерии
региональной онтологии
Классификация сущего Аристотеля (сущность, качество, количество, время, место, активность, пассивность, положение, обладание, отношение) не содержит каких-либо критериев и имеет характер интуиции, которую пытались истолковать по-разному, но наиболее убедительно это удалось сделать только в рамках философии языка. Э. Бен-венист детально показал, что все категории Аристотеля - трансформации ключевых категорий греческого языка: сущность - существительное, качество - прилагательное, количество - числительное, положение и обладание - категории переходности и непереходности глагола, активность и пассивность - категории залога глагола, и т.п. [2]. Н. Гартман, различая слои бытия, тоже стремится показать, что каждый из иерархически более высоких слоев включен в фундирующий его низший слой: неорганическое (физически-материальное) бытие включает органическое (живое), это последнее включает душевное бытие, а оно, в свою очередь, - духовное бытие единичного человека и социума [3]. Все эти слои бытия выделяются на основании метафизической интуиции и никаких дедуктивных принципов их выведения не представлено. Космологическая антпрология М. Шеле-ра [5], включающая мир неорганической природы, растений с их экстатическим порывом, животных с их практическим интеллектом и, наконец, человека с его теоретическим интеллектом очень напоминает идеи Н. Гартмана, ибо хотя сама структура сущего у М. Шелера и отличается от гартмановской (Н. Гартман различает индивидуальное и духовное содержание в мире духа, но не отмечает особенностей растительного и животного бытия), они сближаются тем, что в равной мере являются продуктами интуитвной метафизики, не предполагающими каких-либо критериев дедукции.
Попытки же дедуцировать онтологические категории приводят, как ни странно, к противоположному результату - их синтезу. В последней своей крупной работе «Метаморфозы бытия и небытия» М.С. Каган предпринял попытку охарактеризовать структуру сущего как композицию четырех форм: общество - чловек - культура - природа. Формы эти выявлются как диффузные, то есть взаимопересекающиеся, и основанием их выделения служат две пары понятий или четыре формы
сущего (Субъективное (идеальное) - Объективное (материальное) и Естественное - Искусственное) [4]. Следуя этой идее, можно определить категорию природы как форму синтеза естественного и объективного бытия, категорию культуры как форму синтеза искусственного и объективного бытия, категорию человека как форму естественного и субъективного (индивидуального) бытия и, наконец, категорию общества как форму синтеза искусственного и субъективного (коллективного) бытия. Систематической разработки, однако, эта композиция категорий в работах М.С. Кагана не получила.
Итак, феноменологические классификации не дают оснований для построения региональной онтологии, а скорее снимают постановку вопроса о ее содержании, метафизические же классификации не имеют строго определенных критериев дедукции своего содержания. Если же нет возможности обнаружить дедуктивные критерии метафизической классификации сущего, можно попытаться уточнить и конкретизировать эту классификацию. Рассмотрим в этой связи более подробно концепцию М.С. Кагана, ибо она содержит в своем составе значительный эвристический потенциал, открывающий перспективы для содержательного уточнения и наполнения предварительно установленных структурных единиц региональной онтологии.
уточнение метафизической
классификации регионов сущего
Исходя из схемы М.С. Кагана, демонстрирующей структуру сущего (см. Рис. 1), можно сделать следующие выводы. Каждая форма сущего представляет самостоятельное одноименное сущее, но вместе с тем и ряд синтетических образований. Природа существует сама по себе, но также как часть человека, как часть культуры, как часть общества, поскольку оно состоит из людей. Культура существует сама по себе, она также включает природу, человека и общество. Человек существует сам по себе, но есть часть природы, культуры и общества. Наконец, общество существует само по себе, однако есть часть природы, культуры и совокупность людей, а также их часть (человек). Если выделить с помощью цифр каждый такой самостоятельно существующий сектор бытия и каждый сектор, представляющий собой пересечение форм бытия, то можно получить 13 обозначенных на схеме и 15 логически мотивированных секторов (регионов) бытия (два логичиски мотивированных сектора, не видных на схеме, взяты в фигурные скобки).
г
Рис. 1. Регионы сущего, схематически выраженные
посредством пересекающихся круговых фигур
1. Чистая природа;
2. Чистый человек;
3. Синтез природы и человека;
4. Синтез природы, человека и общества;
5. Синтез природы и общества;
6. Чистое общество;
7. Синтез человека и культуры;
8. Синтез природы, человека и культуры;
9. Синтез природы, человека, общества и культуры;
10. Синтез природы, общества и культуры;
11. Синтез человека, общества и культуры;
12. Синтез культуры и общества
13. Чистая культура.
{14. Синтез природы и культуры.}
{15. Синтез чедлвека и общества.}
Первый, второй, шестой и тринадцатый регион - чистые регионы сущего; остальные - смешанные. Среди смешанных регионов сущего выделяются двухсоставные (третий, пятый, седьмой и двенадцатый). Очевидно, что схема не позволяет увидеть еще несколько двухсоставных регионов, а именно два: синтез природы и культуры, а также синтез человека и общества - соответственно четырнадцатый и пятнадцатый регионы. Трехсо-ставные регионы бытия: четвертый, восьмой, десятый и одинадцатый - полностью исчерпывают возможные типы комбинаций исходных чистых регионов. И, наконец, существует один четырех-составный регион - девятый. Таким образом, получается, что теоретически должно существовать пятнадцать регионов сущего, один из которых -
четырехсоставный, четыре региона - чистые (односоставные), четыре - трехсоставные и шесть -двухсо ставные.
Наполнение метафизической
классификации регионов сущего.
Чистые регионы сущего
Попробуем разобраться, все ли сферы на этой схеме наполнены реальным содержанием или можно обнаружить пустые места. Кажется, что чистые регионы сущего наполнены некими сущностями, которые называются соответствующим образом. Однако не всегда легко сказать, что имеется в виду. Так, понятно, что чистая природа - это мир, никак не преобразованный человеком и обществом, в который ни человек, ни общество не включены. Это животный, растительный и неорганический секторы объективного и естественно возникшего мира. Чистый человек есть уже, скорее всего, фикция, ибо он всегда есть часть природы, а также является частью общества. Таким образом, вроде бы обнаруживается первая пустая структура схемы -регион номер два. Чистое общество также невозможно себе представить, ибо оно состоит из людей, каждый из которых есть часть природы, а кроме того общество есть продукт культуры. Вторая кажущаяся пустой структура схемы -регион номер шесть. Невозможно представить себе и чистую культуру, ибо все в культуре есть преобразование природы, осуществленное человеком как социальным существом. Третья предполагаемая пустой структура схемы - регион номер тринадцать.
Однако, с другой стороны, правомерен вопрос, насколько существует природа сама по себе, то есть вне интерпретации ее сознанием человека и общества. Чистая же человеческая субъективность, чистая социальная субъективность и чистая культура возможны в качестве абстракций. Так, телесные и психические формы (типы личности) можно рассматривать как результаты социальной и культурной деятельности, но результаты существующие вполне самостоятельно, то есть в качестве свойств человека как сущего. То же самое можно сказать о формах социума как сущего, а именно о социальных институтах и тенденциях общественного мнения. Наконец, культура, понимаемая как совокупность технологий и продуктов человеческой деятельности, есть абстракция, имеющая право на самостоятельный онтологический статус. Чистые регионы сущего, таким образом, не существуют в качестве полноценных, субстан-
PHILOSOPHIA РЕГЕПП^
циональных сфер, но их можно рассматривать как имеющие реальные, то есть мотивируемые самой реальностью, а не только методологически конструируемые, основания для дифференциации форм сущего.
Наполнение метафизической
классификации регионов сущего.
Смешанные регионы сущего
Теперь можно поставить вопрос о том, сколько существует наполненных субстанциальным содержанием двухсоставных регионов сущего и сколько из них представляют собой реальные абстракции. Всякий синтез интересен только тогда, когда он представляет собой продукт не сложения, а умножения объемов понятий, в результате которого возникает новый и специфический регион сущего, однако обладающий свойствами исходных регионов. Синтез природы и человека, синтез природы и общества, синтез природы и культуры - это материальные стороны их бытия, то есть природа, преобразованная в результате сознательного или эволюционного воздействия. Понятно, что социальное, природное и культурное в этих синтезах с природой представлены всегда, но объективный характер, который придает им природа, позволяет выделять соответствующие синтезы как абстрактные (конструктивные) регионы сущего. Это различные формы означающих знаковых систем, транслирующих содержание культуры, это телесные типы человека, это совокупности людей, составляющие социальные группы. Особое содержание синтеза природы и культуры - материальная сторона произведений искусства, ибо ее невозможно отделить от духовной стороны так, как это делается в других случаях синтеза природы и остальных чистых регионов бытия. Синтез человека и культуры - это типы личности или этнофоров, то есть формы индивидуальной субъективности. Синтез культуры и общества - это социальные институты и духовная сторона культуры. Синтез человека и общества - регион, который полностью повторяет сферу бытия социальных институтов и типов личности, и поэтому сложно говорить о его самостоятельном содержании.
В этой связи можно говорить о синтезе человека, общества и культуры в форме духовной культуры, социальных институтов и типов личности. Духовный характер этого синетза не позволяет его дифференцировать на более элементарные структуры. Остальные трехсо-ставные синтезы: природа - человек - культура, природа - общество - человек, природа -
общество - культура ничего специфического не содержат и могут быть наполнены за счет уже определенного выше содержания двухсо-ставных регионов сущего, то есть за счет его сложения. В первом случае речь опять-таки пойдет о телесных формах бытия человека, во втором и в третьем - о материальном составе социальных групп.
Наконец, единственный четырехсоставный регион сущего - синтез природы, культуры, человека и общества. Этот регион отличается отсутствием оригинального содержания, но зато он оказывается единственным полноценным, то есть субстанциальным регионом сущего.
Субстанциальные,
абстрактные (конструктивные)
и избыточные регионы сущего
Все регионы сущего можно, таким образом, подразделить на субстанциальные, абстрактные (конструкционыне) и избыточные. Субстанциальным регионом сущего оказался только один -синтез природы, культуры, общества и человека. Примечательно то, что и с феноменологической точки зрения, различие на непосредственный регион сущего - материальную природу - и гипостазируемый - живое другое «Я» - оказалось абстрактным и требующим для своего реального осуществления синтеза этих регионов. Остальные регионы сущего - либо абстрактны, либо избыточны. В первом случае они представляют собой мотивируемые реальностью компоненты сущего. Таковых было выделено восемь: четыре чистых региона сущего, три двухсоставных региона сущего и один трехсоставный.
Чистые регионы сущего:
1. Природа - животная, растительная и неорганическая формы объективного и естественно возникшего мира.
2. Человек с его индивидуальной субъективностью.
3. Общество с его коллективной субъективностью.
4. Культура как совокупность технологий и продуктов человеческой деятельности.
Двухсоставные регионы сущего:
1. Синтез природы и культуры - означающие знаковых систем, транслирующих содержание культуры и материальная сторона произведений искусства (элементы социального бытия здесь так же присутствуют).
2. Синтез природы и человека - телесная форма бытия человека (элементы культурного бытия здесь также присутствуют).
3. Синтез природы и общества - совокупности людей, составляющие социальные группы (элементы культурного бытия здесь также присутствуют).
Трехсоставный регион сущего это синтез общества, культуры и человека, то есть духовная культура, социальные институты и типы личности.
Остальные регионы сущего оказались избыточными, ибо их содержание можно получить только путем сложения оригинального содержания других регионов. Это двухсоставные синтезы человека и общества, синтезы культуры и человека, синтезы культуры и общества, а также трехсо-ставные синтезы природы, человека и культуры; природы, общества и человека; природы, общества и культуры.
Если с позиции полученного уточнения и наполнения метафизической классификации регионов сущего еще раз взглянуть на чистые регионы, то получится, что их содержание во многом состоит из тех сущностей, которые были расположены в двухсоставных и трехсоставных регионах. Элиминировав это содержание, можно получить своего рода остатки: в регионе природы останется абстрагированный хаотический мир животных, растений и неорганической материи, своего рода первоматерия как движущая сила всякого антропосоциокультурного оформления. В регионе общества останется общественное мнение, которое лишено формы социального института, то есть не воспринимается конкретными социальными группами как набор определенных правил, но есть вполне реальное содержание поведения сообществ, выделяемых на основании формальных критериев: пола, возраста, образования, профессии и т.п. В регионе человека окажется неструктурированная обществом и культурой субъективность, то есть уникальная и вместе с тем подлежащая сравнению совкупность психических процессов, определяемых свободой и разумом. Наконец, в регионе культуры окажется творческая активность производителя и потребителя ее технологий и продуктов, которая не подчинена социальным институтам и представляет собой пространство импровизации.
Можно попытаться на основании этого уточнения и наполнения метафизической классификации регионов сущего предложить другую - более компактную схему, используя не круги, а квадраты для обозначения регионов сущего (см. Рис. 2). В этой схеме девять регионов, один из которых - субстанциальный (квадрат 5), а остальные восемь - конструкционные (абстрактные). Избыточных регионов нет.
1 2 3
Индивидуал ь- Тип личности Обществен-
ные психи ное мнение
ческие про-
цессы Общество. Искусственн я субъективность
4 5 6
Человек. Естест знная субъективность Социальные
институты
Тело человека Субстанциальная
сфера сущего
Духовная
Природа. Естес. гвенная объективность сторона
культуры
7 Культура. Искусственна объективность
8 9
Неосмыслен- Осмысленная природа
ная природа Импровиза-
Означающие и мате- ция в произ-
риальная сторона водстве и по-
культуры треблении
Рис. 2. Регионы сущего, схематически выраженные посредством пересекающихся квадратных фигур
Эти девять регионов образованы путем пересечения четырех квадратов: квадрат, состоящий из зон 4, 5, 7, 8, - природа; квадрат, состоящий из зон 2, 5, 3, 6, - общество; квадрат, состоящий из зон 1, 5, 2, 4, - человек; и квадрат, состоящий из зон 6, 5, 9, 8, - культура. Схема позволяет хорошо рассмотреть остаточные регионы бытия - то есть то содержание сущего, которое не вошло в состав того или иного синтеза (квадраты 1, 3, 7, 9). Синтетические же регионы (квадраты 2, 4, 6, 8) схема опять-таки позволяет различить не самым лучшим образом. Так понятно, что синтез общества, культуры и природы в форме типа телесности показать на сехме не удалось, то же самое касается и невозможности показать роль культуры в структуре типа личности, и роль человека в структуре социального института и духовной культуры. Материальная сторона культуры и осмысленная сторона природа оказались лишенными социального содержания. К числу плюсов можно отнести то, что схема передает тяготение некоторых компонентов трех-составных синтезов к своим двум ближайшим регионам бытия: типа личности - к обществу и человеку, социального инстиута и духовной стороны культуры - к обществу и культуре, смысла природы и матеириальной стороны культуры - к культуре и природе, типа телесности - к человеку и природе.
Таким образом, хотя ни одна из двух схем не позволяет показать реальное отношение между регионами сущего, вторая схема создает меньше
PHILOSOPHIA PERENNIS
трудностей с интерпретацией этого отношения и больше возможностей сделать эту интерпретацию понятной.
список литературы
1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2. М.: Мысль, 1978.
2. Бенвенист Э. Категории мысли и категории языка / Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. С. 104-114.
3. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник 1988. М.: Наука, 1988.С. 320-324.
4. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно-синергетическом осмыслении. СПб.: Логос, 2006.
5. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.
6. Husserl, E., 1952. Ideen zur einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution. Hague: Martinus Nijhoff.
7. Landgrebe, L., 1981. The phenomenology of Edmund Husserl. Six essays. Ithaca: Cornell University Press.
8. Meinong, A., 1988. Über Gegenstandstheorie. Selbstdarstellung. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
REFERENCES
1. Aristotel, 1978. Sochineniya v chetyrekh tomah. Tom 2. [Papers in 4 volumes. Volume 2]. Moskva: Mysl. (in Russ.)
2. Benvenist, E., 1974. Kategorii mysli i kategorii yazyka [Categories of thought and categories of language]. In: Obshchaya lingvistika. Moskva: Progress, pp. 104-114. (in Russ.)
3. Hartman, N., 1988. Staraya i novaya ontologiya [Old and new ontology]. Istoriko-filosofskii ezhegodnik 1988. Moskva: Nauka, pp. 320-324. (in Russ.)
4. Kagan, M.S., 2006. Metamorfozy bytiya i nebytiya: ontologiya v sistemno-sinergeticheskom osmyslenii [Metamorphoses of existence and non-existence: ontology in system and synergetic comprehension]. St. Petersburg: Logos. (in Russ.)
6. Husserl, E., 1952. Ideen zur einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution [Ideas pertaining to a pure phenomenology and to a phenomenological philosophy. Phenomenological investigations of constitution]. Hague: Martinus Nijhoff. (in German)
7. Landgrebe, L., 1981. The phenomenology of Edmund Husserl. Six essays. Ithaca: Cornell University Press.
8. Meinong, A., 1988. Über Gegenstandstheorie. Selbstdarstellung [About theory of subjects. Self-presentation]. Hamburg: Felix Meiner Verlag. (in German)