МЕТАБОЛИЗМ УГЛЕВОДОВ У ЖЕНЩИН В КЛИМАКТЕРИЧЕСКОМ ПЕРИОДЕ НА ФОНЕ
САХАРНОГО ДИАБЕТА 2 ТИПА
Салиева Шахноза Бахтиёржон кизи Юсупова Шахноза Кадиржановна Эргашева Зумрад Абдукаюмовна
Андижанский государственный медицинский институт
В данной статье приведены данные о распространенности в мире различных нарушений углеводного обмена. Рассмотрен патогенез метаболического синдрома у женщин в период менопаузы (менопаузный метаболический синдром). Описаны его клинико-лабораторные проявления.
Представлены основные принципы лечения - немедикаментозные и медикаментозные. Дана характеристика свойств гипогликемического средства метформина гидрохлорид, приведены показания к его применению; показания и противопоказания к назначению заместительной гормональной терапии у женщин с нарушениями углеводного обмена.
Ключевые слова: менопауза, ожирение, заместительная гормональная терапия.
METABOLISM OF CARBOHYDRATES IN WOMEN DURING CLIMACTERIC PERIOD ON THE BACKGROUND OF TYPE 2 DIABETES MELLITUS
The data on the prevalence of various disorders of carbohydrate metabolism in the world are presented. The pathogenesis of metabolic syndrome in women during menopause (menopausal metabolic syndrome) is considered. Its clinical and laboratory manifestations are described.
The basic principles of treatment are presented - non-drug and medication. The characteristics of the properties of the hypoglycemic agent metformin hydrochloride are given, indications for its use are given; indications and contraindications for the appointment of hormone replacement therapy in women with disorders of carbohydrate metabolism.
Key words: menopause, obesity, hormone replacement therapy.
2-ТУРДАГИ КАНДЛИ ДИАБЕТ ФОНИДА КЛИМАКТЕРИК ДАВРДАГИ АЁЛЛАРДА
УГЛЕВОДЛАР МЕТАБОЛИЗМИ
Ушбу мак;олада дунёдаги углевод алмашинувининг турли хил бузилишларининг тарк;алиши тугрисидаги маълумотлар келтирилган. Менопауза давридаги аёлларда метаболик синдром (менопауза метаболик синдроми) куриб чи;илган. Унинг клиник-лаборатор куринишлари ёритилган.
Даволашнинг асосий принциплари такдим этилган - номедикаментоз ва медикаментоз. Метформин гидрохлорид гипогликемик воситаси хусусиятларининг тавсифи, кулланилишига курсатмалар, углевод алмашинуви бузилишлари булган аёлларда урнини босувчи гормонал давога курсатма ва ;арши курсатмалар келтирилган.
Калит сузлар: менопауза, семириш, урнини босувчи гормонал даво.
Актуальность. Климактерический период занимает существенный отрезок времени в жизни женщин. В течение климактерия на фоне возрастных изменений в организме женщины развиваются инволюционные процессы в репродуктивной системе, характеризующиеся прекращением генеративной и менструальной функции [1,2]. Женщина в этот период проходит три этапа: ранний климактерий - 35-45 лет,
перименопаузальный климактерический период [3] - 46-55 лет, поздний климактерий - 56-65 лет, в течение которых происходят гормональные нарушения и на их фоне развивается различная соматическая патология [8]. На фоне гипоэстрогении у женщин начинает развиваться широкий спектр заболеваний - артериальная гипертония (АГ), дислипидемия, ишемическая болезнь сердца (ИБС) [4,5], сахарный диабет (СД) 2го типа, желчнокаменная болезнь (ЖКБ), а также психосоматические расстройства, депрессия [6,7]. Как правило, женщина уже в начале климактерического периода имеетнесколько соматических (коморбидных) заболеваний. Многопрофильность соматической патологии, развивающейся на фоне гормонального дисбаланса, требует совместных усилий врачей различных специальностей по ведению женщин в этот период [9,10].
Распространенность избыточной массы тела и ожирения в мире неуклонно растет. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2008 г. более 1,4 млрд взрослого населения в возрасте двадцати лет и старше имели избыточный вес, из них свыше 200 млн мужчин, и около 300 млн женщин страдали ожирением. По прогнозам экспертов ВОЗ, к 2025 г. количество лиц с ожирением увеличится практически в 2 раза, а высокие темпы роста и широкая распространенность данного заболевания позволили назвать его новой «неинфекционной эпидемией» [4].
По данным обследования национальной выборки взрослого населения России, распространенность избыточной массы тела и ожирения варьирует от 45 до 56% у мужчин и от 56 до 62% у женщин [5].
Климактерий - естественный биологический процесс перехода от репродуктивного периода жизни женщины к старости, который характеризуется постепенным угасанием функции яичников, снижением уровня эстрогенов, прекращением менструальной и репродуктивной функции. Средний возраст наступления менопаузы для женщин Европейского региона и РФ составляет 50-51 год. При этом в условии дефицита эстрогенов женщины живут практически 1/3 своей жизни [6]. Климактерический синдром (КС), развивающийся в условиях дефицита эстрогенов, сопровождается комплексом патологических симптомов, которые возникают в зависимости от фазы и длительности этого периода. Наиболее ранними признаками КС у женщин без эндокринопатий являются нейровегетативные расстройства (приливы жара, потливость, лабильность артериального давления, приступы сердцебиения, тахикардия, экстрасистолия, головокружение) и психоэмоциональные нарушения (нестабильность настроения, депрессия, раздражительность, утомляемость, нарушения сна), которые у 25-30% пациенток сохраняются более 5 лет [7].
Проблема старения женщины, медицинские и психолого-социальные аспекты периода пременопаузы и постменопаузы в последнее время привлекают внимание широкого круга специалистов. На сегодняшний день около 10 % женской популяции составляют женщины в климактерическом периоде. По литературным данным, ежегодно к их числу прибавляется 25 млн человек. К 2020 г. ожидается увеличение этого количества до 47 млн человек [1].
Климактерический (от греч. «кИтаЙег» — ступень лестницы) период — период жизни женщины, в течение которого на фоне общих возрастных изменений организма доминируют инволюционные изменения в гормонально-зависимых органах, обусловленные угасанием функции яичников. Этот, казалось бы, естественный физиологический процесс может, однако, сопровождаться резким ухудшением состояния здоровья женщины, возникновением целого ряда сомато-психологических расстройств, которые можно отнести к разряду пограничных клинических состояний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, остеопороз, болезнь Альцгеймера.
Старение организма и репродуктивной системы — генетически запрограммированный процесс, в результате которого происходит физиологическое ослабление механизмов регуляции, постепенно прекращается координация физиологических процессов, ослабевают компенсаторные реакции.
К такому возрасту, когда наступает климактерий, уже окончен наиболее активный и сложный период жизни женщины — репродуктивный, течение которого определяют менструальная функция, половая жизнь, беременности, аборты, гинекологические заболевания, стрессовые ситуации, социальные условия, профессиональные вредности, особенности семейной жизни и т. д. Все это может обусловить возникновение разнообразных осложнений в климактерическом периоде.
Многофакторный анализ с учетом возраста больных выявил, что постменопауза является независимым предиктором развития метаболического синдрома (МС). Одним из звеньев патогенеза ожирения при ММС является замедление на фоне дефицита половых стероидов основного обмена (расхода энергии). По данным Healthy Women's Study, в первые три года после наступления менопаузы масса тела в среднем увеличивается на 2,3 кг, а через восемь лет - на 5,5 кг. По данным М.А. Репиной (2003), увеличение массы тела начинается в возрасте 42-46 лет, то есть с началом перименопаузального периода.
Распространенность МС в общей популяции достаточно высока и колеблется от 14% до 24%. Лидируют по этому показателю США, относительно часто встречается МС и в странах Северной Европы. По результатам исследования, проведенного в Финляндии и Швеции, МС, при отсутствии признаков расстройств углеводного обмена, выявлен у 10% женщин и 15% мужчин, при повышенной гликемии натощак и / или нарушении толерантности к глюкозе (НТГ) - у 42% и 64%, а при сахарном диабете (СД) -у 78% и 84% больных соответственно [1, 2]. Распространенность НТГ в мире также довольно велика: она установлена примерно у 314 миллионов человек, а к 2025 году прогнозируется увеличение до 472 миллионов. По данным Zimmet P. (2000 г.), около четверти населения стран Западной Европы имеют НТГ или МС [1, 2, 3].
В настоящее время число больных СД в мире составляет 246 миллионов человек, причем у 90% больных выявляется СД 2 типа (СД2). Немногим менее, чем за 20 лет, число больных СД увеличилось в восемь раз. Согласно прогнозам, при сохранении таких темпов роста к 2025 году численность больных СД превысит 300 миллионов человек. Это означает, что к 2025 году распространенность СД в экономически развитых странах составит 7,6%, в развивающихся - 4,9% [3]. В связи с тем, что СД2 частоне диагностируется в течение длительного времени, предполагают, что его фактическая распространенность в два-три раза превышает регистрируемую. В исследовании диабета, ожирения и образа жизни, проведенном в Австралии, было показано, что на каждый диагностированный случай СД2 приходится один недиагностированный. Третье Национальное исследование здоровья и питания в США также выявило высокий уровень распространенности недиагностированного СД2 среди населения - в среднем 2,7%, а среди мужчин и женщин в возрасте 50-59 лет - 3,3% и 5,8% соответственно [1, 2,
3].
Известно, что в патогенезе МС ведущую роль играет инсулинорезистентность. Основными клиническими проявлениями МС являются НТГ, ишемическая болезнь сердца (ИБС) или другие признаки атеросклероза; данный синдром также рассматривается как «прелюдия» к СД.
Компонентами «диабетической» (метаболической) дислипидемии, развивающейся под влиянием инсулинорезистентности, являются увеличение в крови
содержания триглицеридов (ТГ), уменьшение уровня ЛПВП и гиперпродукция малых плотных частиц ЛПНП. В исследовании Friday K.E. и соавт. отмечалось достоверно значимое снижение постпрандиального увеличения уровней ТГ у женщин с СД на фоне ЗГТ в сравнении с плацебо [25]. Lamon-Fava S. обнаружили достоверно не значимое увеличение уровня ТГ на фоне ЗГТ у пациенток с СД, которое, однако, не отличалось достоверно от такового у женщин без нарушений углеводного обмена. Кроме того, этими авторами было показано, что у женщин с СД увеличение концентрации атеропротективных субпопуляций ЛПВП на фоне ЗГТ достоверно менее выражено в сравнении со здоровыми сверстницами [24].
СД сопровождается неблагоприятными отклонениями в системе гемостаза. Это проявляется в повышении адгезии и агрегации тромбоцитов, в увеличении содержания фибриногена, факторов V, VII и VIII в плазме, в дисбалансе комплекса тромбин-антитромбин, увеличении концентрации ингибитора активатора плазминогена-1, что естественно способствует тромбообразованию. Однако имеющиеся в настоящее время немногочисленные данные о влиянии ЗГТ на систему гемостаза у женщин с СД2 свидетельствуют об улучшении показателей фибринолиза на фоне ее применения [26].
Ожирение, в особенности висцеральный его тип, вносит немалый вклад в общий кардиометаболический риск, значительно увеличивая вероятность развития CC3 и СД2. Известно, что висцеральное ожирение тесно ассоциировано с инсулинорезистентностью, повышенной частотой СД2, атерогенной дислипидемии, артериальной гипертензии и сердечно-сосудистой патологии, независимо от общего количества жировой ткани в организме. Результаты проведенного нами исследования показали, что с возрастом у женщин наблюдается нарастание массы тела, причем особенно значимо увеличивается распространенность висцерального ожирения. Так, если среди женщин моложе 45 лет лишь 10,2% имели ожирение (ИМТ > 30,0) и 28,6% -висцеральное ожирение (ОТ > 80 см), то в возрастной группе старше 55 лет эти показатели составили 34,2 и 82,2% соответственно.
Эти результаты соответствуют данным других исследований, в которых также было продемонстрировано увеличение распространенности ожирения у женщин с возрастом [3].
Сахарный диабет (СД) - это группа метаболических заболеваний, характеризующихся гипергликемией. Подавляющее большинство случаев диабета относится к двум наиболее обширным этиопатогенетическим категориям: сахарный диабет типа 1(СД1) с абсолютным дефицитом инсулина и сахарный диабет типа 2(СД2), при котором хроническая гипергликемия развивается из-за комбинации резистентности к инсулину и неадекватного компенсаторного инсулинсекретного ответа [3,4].
Применительно к климактерическому периоду наибольшую клиническую значимость имеет СД 2. Он составляет 90-95% всех больных СД.
Частота возникновения сахарного диабета значительно увеличивается у женщин старше 50 лет и, возможно, менопауза оказывает определенное влияние на повышение его распространенности среди женщин старшей возрастной группы. По данным регистра СД Алтайского края распространенность СД 2 среди женщин составляет 3,9%. В возрасте 40-49 лет 1,1% женщин болеют СД 2, в возрасте 50-59 лет -2,2%, в возрасте 60-69 лет-8,7% женского населения, в возрасте старше 70 лет-11,3% женщин.
Доказано, что половые гормоны оказывают множественные эффекты на различные органы и ткани. К наиболее значимым последствиям и клиническим
проявлениям эстрогенного дефицита, оказывающего значительно влияние на качество жизни женщин в пери - и постменопаузальном возрасте, относят высокий риск развития атеросклероза, артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца (в 3 раза), острого нарушения кровообращения (в 7 раз). Эти заболевания занимают одно из ведущих мест среди причин смертности у женщин в постменопаузе, причем резкий скачок развития заболеваний происходит после наступления менопаузы. Но и сахарный диабет представляет собой классическую модель микро - и макрососудистых осложнений.
Столь масштабное поражение всего сосудистого русла не происходит ни при одном другом заболевании. Сахарный диабет типа 2 - это заболевание крупных сосудов. Сердечно-сосудистые заболевания и болезни периферических сосудов являются причиной значительно более высокой заболеваемости и смертности у пациентов с СД типа 2, чем классическая триада: нефропатия, нейропатия, ретинопатия, хотя опасность этих заболеваний также очень высока [5]. Сочетание климактерического синдрома и СД создает условия для возможного взаимоотягощения.
Вот почему важно в менопаузе выявлять СД 2 типа и адекватно лечить его и в то же время активно компенсировать те гормональные изменения, которые характерны для климактерического периода.
В течение многих лет существовало мнение, что женщинам с СД противопоказано назначение заместительной гормональной терапии (ЗГТ) для лечения и профилактики менопаузальных расстройств. Основополагающим доводом подобного утверждения служил тот факт, что большинство используемых гестагенов в составе ЗГТ оказывало отрицательное влияние на показатели гемостаза, углеводный и липидный обмен, сводя к минимуму положительное влияние эстрогенов [1,2]
Заключение. Таким образом, женщинам в климактерическом периоде с нарушениями углеводного обмена с целью коррекции менопаузальных расстройств предпочтение следует отдавать использованию эстроген-гестагенных препаратов с трансдермальным путем введения эстрогенного компонента, что снижает риск ухудшений углеводного, липидного обмена, системы гемокоагуляции/фибринолиза и способствует более точному соблюдению пациенткой схемы назначенного лечения. Выбор режима ЗГТ должен определяться индивидуально в каждом конкретном случае.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абдуллаева Д. К. МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ СИНДРОМ У ЖЕНЩИН КЛИМАКТЕРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА //Авиценна. - 2020. - №. 56. - С. 12-14.
2. Аккер Л. В. и др. Сахарный диабет и климакс: современные возможности заместительной гормональной терапии //Медицинский вестник Башкортостана. - 2008. -Т. 3. - №. 5.
3. Бардымова Т. П. и др. Ожирение и гестационный сахарный диабет //Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2015. - Т. 135. - №. 4.
4. Бутрова С. А. и др. Распространенность ожирения, кардиометаболических факторов риска, метаболического синдрома и сахарного диабета среди женщин различных возрастных групп Московского региона //Ожирение и метаболизм. - 2009. - №. 4.
5. Григорян О. Р. Менопаузальный синдром у женщин с сахарным диабетом //Сахарный диабет. - 2013. - №. 3 (60).
6. Григорян О. Р. Применение Феминала в оценке эффективности и коррекции климактерических расстройств у пациенток с сахарным диабетом 2 типа //Проблемы репродукции. - 2014. - Т. 20. - №. 2. - С. 90-93.
7. Григорян О. Р., Андреева Е. Н. Состояние углеводного обмена у женщин в период менопаузы //Сахарный диабет. - 2009. - №. 4.
8. Григорян О. Р., Макарова И. И., Андреева Е. Н. Заместительная гормональная терапия у женщин с сахарным диабетом в период перии постменопаузы: новые данные старых исследований //Вестник репродуктивного здоровья. - 2009. - №. 1.
9. Дедов И. И. и др. Сахарный диабет и репродуктивная система. - 2016.
10. Добрынина И. С. и др. ОСОБЕННОСТИ СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У ЖЕНЩИН В КЛИМАКТЕРИИ //Прикладные информационные аспекты медицины. - 2019. - Т. 22. - №. 1.
- С. 86-93.
11. Колоденко Е. В., Беспоясная В. В., Ермоленко Т. А. Возможности реабилитации женщин с сахарным диабетом в пре-и постменопаузе //Лжи Украши плюс. - 2011. - №. 3. - С. 41-41.
12. Королевская Л. И. Немедикаментозная профилактика и восстановительная коррекция поздних осложнений климактерического синдрома у женщин //Международный эндокринологический журнал. - 2011. - №. 2 (34).
13. Красникова Н. В., Шеметова Г. Н. Коморбидная патология у женщин в климактерическом периоде //Проблемы женского здоровья. - 2013. - Т. 8. - №. 2. - С. 31-35.
14. Красникова Н. В., Шеметова Г. Н. Соматическая патология у женщин в различные декады климактерического периода //Бюллетень медицинских интернет-конференций. -Общество с ограниченной ответственностью «Наука и инновации», 2013. - Т. 3. - №. 3.
15. Красноруцкая О. Н. и др. ОСОБЕННОСТИ КОМОРБИДНОЙ ПАТОЛОГИИ В РАЗЛИЧНЫЕ СТАДИИ КЛИМАКТЕРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА //ББК 51.1 (2) М755. - 2019. - Т. 1. - №. 3. - С. 303.
16. Один В. И. и др. Сахарный диабет у пожилых: коморбидные характеристики пациентов с различными онтогенетическими формами болезни //Успехи геронтологии. -2006. - Т. 18. - С. 90-95.
17. Паневина А. С. и др. Влияние менопаузальной гормональной терапии на содержание провоспалительных цитокинов и иммуноглобулинов при коморбидности сахарного диабета 2-го типа и хронической обструктивной болезни легких в период перименопаузы //Терапевтический архив. - 2018. - Т. 90. - №. 10.
18. Попкова А. С. и др. ВЛИЯНИЕ МЕНОПАУЗАЛЬНОЙ ГОРМОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ НА СОДЕРЖАНИЕ ЦИТОКИНОВ И ИММУНОГЛОБУЛИНОВПРИ КОМОРБИДНОСТИ САХАРНОГО ДИАБЕТА ТИПА II И ХОБЛВ ПЕРИОД МЕНОПАУЗАЛЬНОГО ПЕРЕХОДА //Аллергология и иммунология. - 2016. - Т. 17. - №. 4. - С. 242-246.
19. Рахимова Д. З., Хайдарова Р. Т. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ У ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КЛИМАКТЕРИИ.
20. Савина Н. М., Шохина Е. Е. Хроническая сердечная недостаточность с сохраненной фракцией выброса левого желудочка и сахарный диабет 2 типа: особенности течения у больных пожилого возраста //Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2014. - Т. 13.
- №. S2.
21. Семикина Т. М., Куницына М. А., Кашкина Е. И. Особенности лечения гастроэзофагеальной рефлкжсной болезни у женщин в период климактерия при наличии сахарного диабета второго типа //Саратовский научно-медицинский журнал. - 2016. - Т. 12.
- №. 4.
22. Слупская И. В., Ефимова Н. Н., Шалушкина И. Ф. ПРОФИЛАКТИКА САХАРНОГО ДИАБЕТА У ЖЕНЩИН МЕНОПАУЗАЛЬНОГО ПЕРИОДА //Редакционная коллегия. - С. 173.
23. Чумак З. В. Течение климактерического периода и особенности использования ЗГТ у женщин с сахарным диабетом 2-го типа //Вюник Вшницького державного медичного ушверситету. - 2003. - №. 1-2. - С. 259-261.
24. Яковец С. М., Лызикова Ю. А. Медико-биологические аспекты климактерия //Проблемы здоровья и экологии. - 2013. - №. 1 (35).