МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ И ВЛИЯНИЕ АДИПОЦИТОКИНОВ НА ТЕЧЕНИЕ НЕАЛКОГОЛЬНОЙ ЖИРОВОЙ БОЛЕЗНИ ПЕЧЕНИ И САХАРНОГО ДИАБЕТА 2 ТИПА
Бобронникова Л.Р., Беловол А.Н.
Харьковский национальный медицинский университет, Украина
THE METABOLIC EFFECTS AND THE INFLUENCE OF ADIPOCIKINES IN
PATIENTS WITH ASSOCIATED CLINICAL VARIANTS OF NON ALCOHOLIC FATTY LIVER DISEASE AND DIABETES TYPE 2
L.Bobronnikova, A. Belovol
Kharkov national medical university, Ukraine
АННОТАЦИЯ
Проанализированы причины прогрессирования метаболических нарушений в печени у пациентов с сочетанным течением неалкогольной жировой болезни печени и сахарным диабетом 2 типа, из которых наиболее значимыми были инсу-линорезистентность и абдоминальное ожирение, что способствует раннему формированию метаболического синдрома и обусловлено дислипидемией, нарушениями углеводного обмена, развитием и прогрессированием атеросклероза и дисбалансом адипоцитокинов.
ABSTRACT
The causes of the progression of metabolic disorders in the liver in patients with associated clinical variants of nonalcoholic fatty liver disease and diabetes type 2 has been analyzed, the mo& significant were R & D and AD, which promotes early formation of the metabolic syndrome and the activation of fibrogenesis in the liver and is caused by dyslipidemia, impaired glucose metabolism and the development of atherosclerosis and imbalance of adipocytokines.
Ключевые слова: неалкогольная жировая болезнь печени, метаболические нарушения, метаболический синдром, ади-поцитокины.
Keywords: nonalcoholic fatty liver disease, metabolic disorders, metabolic syndrome, adipocitokine.
Неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП) является распространенным заболеванием, причинная связь которого ассоциирована с ожирением, сахарным диабетом (СД) 2-го типа, инсулинорезистентностью (ИР), гиперли-пидемией и атеросклерозом, и рассматривается как одно из манифестирующих проявлений метаболического синдрома [1, 2, 3]. Висцеральное ожирение - это не только фактор прогрессирование метаболических нарушений в печени, но и основной предиктор и маркер метаболического синдрома, который совмещает в себе гормональные и метаболические нарушения, объединенные общим патофизиологическим процессом, инсулинорезистентностью (ИР) [6, 9]. Это обусловлено особенностями висцеральных адипоцитов, которые характеризуются сниженной чувствительностью к антилиполитическому действию инсулина и повышенной чувствительностью к липолитическому действию катехо-ламинов [4]. Предполагается, что важную роль в развитии ИР играет изменение продукции адипоцитокинов, биологически активных белков, которые образуются в жировой ткани, таких как адипонектин (АН), лептин (ЛН), фактор некроза опухолей альфа (ФНО-а) и др. [5, 7, 8]. Возникающий при абдоминальном ожирении дисбаланс между адипо-цитокинами может приводить к возникновению нарушений липидного и углеводного обмена, повышению артериального давления и, следовательно, к формированию метаболического синдрома и его компонентов [9]. Прогрессирование НАЖБП зависит от активности воспалительного процесса и интенсивности фиброза в печеночной ткани, однако причины и взаимосвязи между прогрессированием фиброза печени и нарушениями углеводного обмена, а также влияние
гормонов жировой ткани на сочетанное течение НАЖБП и СД 2 типа изучены недостаточно.
Цель исследования - изучить факторы прогрессирования гормонально-метаболических нарушений в печени у пациентов с сочетанным течением неалкогольной жировой болезни печени и сахарного диабета 2 типа.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 85 пациентов с НАЖБП и СД 2 типа (субкомпенсирован-ным): 1-ю группу составили 45 больных с сочетанным течением НАЖБП и СД 2 типа, 2-ю группу- 40 пациентов с НАЖБП. Контрольная группа (n=20) была максимально сопоставима по возрасту и полу к обследуемым больным. Средний возраст больных составил 56,4±4,6 лет.
Диагностику СД 2 типа и МС проводили согласно критериям Международной Федерации Диабета (IDF, 2005). Клиническое обследование пациентов включало анализ жалоб, сбор анамнеза, физикальный осмотр и оценку антропометрических показателей, в том числе индекс массы тела (ИМТ).
Для верификации диагноза НАЖБП и оценки функционального состояния печени использовали биохимические и инструментальные методы исследований. Исследование гепатобилиарной системы выполнено по стандартной методике на ультразвуковой диагностической системе «Philips HDI-11». Функциональное состояние печени оценивали по стандартным методикам. Концентрацию глюкозы в сыворотке крови натощак (ГКН) определяли глюкозооксидант-ным методом, также определяли уровень инсулина и EbAlc иммуноферментным методом. Показатели липидного спектра сыворотки крови (общий холестерин (ОХС), триглице-риды (ТГ) определяли энзиматическим колориметричеким
методом с использованием наборов «Human» (Германия)). Содержание холестерин липопротеинов низкой плотности (ХЛПНП) рассчитывали по формуле W.T. Friedewald. Оценка уровня инсулинорезистентности проводилась по модели HOMA-IR. Содержание в сыворотке крови ФНО-а определяли методом иммуноферментного анализа (ИФА) с использованием наборов "Протеиновый контур" (С.Петербург). Определяли концентрацию в сыворотке венозной крови адипоцитокинов: ЛН методом ИФА с использованием набора (DRG Diagnoses, Германия); АН методом ИФА с использованием набора («BioVendor» (Германия).
Для выявления субклинических признаков атеросклероза проводили неинвазивный скрининг с помощью исследования экстракраниального отдела сонных и позвоночных артерий с помощью ультразвуковой диагностической системы "Phillips IU", с линейным датчиком с частотой не менее 7 МГц в В-режиме. Использовались пороговые величины (согласно рекомендациям Американского общества эхо-кардиографии, 2008). Статистическая обработка результатов исследований осуществлялась с помощью пакета прикладных программ Stati^ica с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты и их обсуждение. При оценке трофологиче-ского статуса у пациентов с сочетанным течением НАЖБП и СД 2 типа среднее значение ИМТ составило 34,7±4,6 кг/м2 (р<0,05). ИМТ у пациентов с сочетанным течением НАЖБП и СД 2 типа в 1,2 раза превышал аналогичный показатель больных с НАЖБП (р<0,05).
При изучении функционального состояния печени показатели активности АЛТ, АСТ и ГГТП у пациентов 1-й группы были существенно выше в сравнении с показателями больных 2-й группы и контролем (р<0,05). При оценке показателей липидного спектра нарушения липидного обмена было установлено подтверждение роли ИР в прогрес-сировании атеросклеротических процессов еще на этапе отсутствия СД 2 типа, которые были выше, чем в группе контроля (р<0,001), что свидетельствует об ускорении ате-росклеротических процессов даже при отсутствии СД 2 типа. Достоверно выше были показатели при сочетанной патологии: ОХС (6,4+0,13 против 7,8+0,21 ммоль/л, р<0,001), ХСЛПНЩ (4,2+0,04 против 4,8+0,08, р<0,001). Достоверно ниже уровни ЛПВЩ (1,04+0,01 против 1,21+0,014 ммоль/л, р<0,001), аналогичная тенденция наблюдалась при определении уровня ТГ. Эти особенности можно объяснить существенным ускорением атеросклеротических процессов под влиянием ИР. Повышение показателей липидного обмена напрямую зависело от ИМТ (г=0,47, р<0,05; г=0,44, р<0,05; г=0,54, р<0,05; г=0,61, р<0,05; соответственно).
У пациентов 1-й группы отмечался более низкий уровень ХСЛПВП по сравнению со значением этого показателя в группе сравнения (р<0,05). У больных с сочетанным течением НАЖБП и СД 2 типа имело место достоверное повышение уровня ГКН в 1,8 раза относительно контрольной группы (р<0,05). Оценка показателей углеводного профиля и уровня адипокинов у пациентов показала, что при сравнении показателей углеводного обмена (глюкоза, НЬА1с, инсулин, HOMA-IR), уровень АН был достоверно ниже (6,81+0,12 и 8,2+0,05 нг/мл соответственно, р<0,001), а уровень ЛН достоверно выше (14,26+0,12 и 11,24+0,16 нг/мл соответственно, р<0,001) у пациентов с сочетанным течением заболевания, что свидетельствует о влиянии адипоки-нов на углеводный обмен. Установлена отрицательная связь
между уровнем АН и глюкозы (r=-0,36; р<0,001), индексом HOMA-IR (r=-0,32; р<0,001), а также уровнем ЛН с показателем ИМТ (r=0,42; р<0,001), индексом HOMA-IR (r=0,44; р<0,001), что свидетельствует об возможности участия этих гормонов в формировании метаболического синдрома и его компонентов.
Доказано, что уровень ФНП-а был достоверно (р<0,001) выше, нежели у пациентов группы контроля и НАЖБП с СД 2 типа (160,26+5,62 и 184,36+5,86 пг/мл, р<0,01). Также уровень ФНП-а достоверно повышался при увеличении ИМТ (р<0,001).
При исследовании ТИМ ОСА средние показатели у пациентов с НАЖБП составили 0,82±0,07 мм, с сочетанным течением заболевания 0,94±0,09 мм (р<0,05) и коррелировали с ИМТ (r=0,32, р<0,001), что свидетельствовало о начальных признаках атеросклеротического поражения сонных артерий. Показатели ТИМ ОСА ассоциировались с возрастом (p=0,000), ИМТ (p=0,042), и HOMA-IR (p=0,038), что требует мониторинга пациентов, поскольку это может явиться триггерным фактором для развития сердечно-сосудистых осложнений. Таким образом, в обеих группах пациентов выявлены признаки субклинического атеросклероза в виду утолщения ТИМ ОСА (р<0,001).
Выводы. Проанализированы причины прогрессирова-ния метаболических нарушений в печени у пациентов с со-четанным течением НАЖБП и СД 2 типа, из которых наиболее значимыми были ИР и АО, что способствует раннему формированию метаболического синдрома и обусловлено дислипидемией, нарушениями углеводного обмена, показателями функционального состояния печени.
Определена роль гормонов жировой ткани на прогресси-рование метаболических нарушений в печени, что способствует раннему формированию метаболического синдрома, способствует развитию и прогрессированию атеросклероза, значительно увеличивает риск кардиоваскулярных осложнений и зависит от нарушенной массы тела.
Литература:
1. Bhatia L.S. Non-alcoholic fatty liver disease: a new and important cardiovascular risk factor? / Bhatia L.S., Curzen N.P., Calder P.C., Byrne C.D. // Eur. Heart J. - 2012. - Vol. 33. -P. 1190-1200.
2. Chhatriwalla A.K. Low Levels of Low-Density Lipoprotein Chole^erol and Blood Pressure and Progression of Coronary Atherosclerosis / Chhatriwalla A.K., Nicholls S. J., Wang T. H. // J. Am. Coll. Cardiol. - 2009. -V 53. - P. 1110-1115.
3. Musso G. Non-alcoholic fatty liver disease from pathogenesis to management: an update/ G. Musso, R. Gambino, M. Cassader et al.// Obes. Rev. - 2010. - Vol.11. - P. 430-445.
4. Драпкина О.М. Неалкогольная жировая болезнь печени и метаболический синдром / О.М. Драпкина // Справочник поликлинического врача. — 2010. — № 3. — С. 7780.
5. Chen X. TNF-alpha, a potent lipid metabolism regulator / X. Chen, K. Xun, L. Chen, Y. Wang // Cell Biochem. Funct. -2009. - Vol.27(7). - Р. 407-416.
6. Dowman J.K. Pathogenesis of non-alcoholic fatty liver disease / J.K. Dowman, J.W. Tomlinson, P.N. Newsome // QJM. - 2010.- Vol.103. - P. 71-83.
7. Polyzos S.A. Adipocytokines in insulin resi^ance and non-alcoholic fatty liver disease: the two sides of the same coin /
S.A. Polyzos, J. Kountouras, C. Zavos et al. // Med. Hypotheses.
- 2010. - №74 (6). - P. 1089-1090.
8. Procaccini C., Galgani M., De Rosa V. et al. (2010) Leptin: the prototypic adipocytokine and its role in NAFLD / Procaccini C., Galgani M., De Rosa V. et al. // Curr. Pharm. Des.
- 2010. - Vol.43. - P. 119-123.
9. Tilg H. Adipocytokines in nonalcoholic fatty liver disease: key players regulating fleatosis, inflammation and fibrosis / H. Tilg // Curr. Pharm. Des. - Apr 6 2010.
.НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ЛЕЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ C ХРОНИЧЕСКОЙ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Ералина Светлана Нукашевна, Исмаилов Еркинбек Лесбекович,
Абдрасулов Рашид Булатович.
1 .Кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом скорой неотложной помощи Института последипломного образования Казахского
Национального медицинского университета, город Алматы, Казахстан 2. Кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом скорой неотложной помощи Института последипломного образования Казахского
Национального медицинского университета, город Алматы, Казахстан 3. Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом скорой неотложной помощи Института последипломного образования Казахского
Национального медицинского университета, город Алматы, Казахстан
АННОТАЦИЯ
Приведены результаты клинического исследования на основе клинической оценки эффективности препарата Тивортин (Юрия фарм, Украина), в составе комплексной инфузионной терапии у 60 пациентов с c хронической цереброваскуляр-ной недостаточностью, которые случайным образом были разделены на 2 группы. Пациенты основной группы с установленным диагнозом дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭ) II-III стадий, наряду со стандартной терапией получали донатор оксида азота Тивортин 4,2% 100 мл в/в капельно 1 раз в сутки - 10 дней.
Обобщая результаты, полученные в ходе исследования, нужно отметить, что использование в составе терапии у пациентов с ДЭ препарата приводило к достоверному уменьшению выраженности когнитивных нарушений по сравнению с контрольной группой. Препарат хорошо переносился больны-ми.
ABSTRACT
The results of clinical Sudies on the basis of the clinical appraisal of the effectiveness of Tivortin (Yuria Farm, Ukraine) are provided as part of an integrat-ed infusion therapy for 60 patients with chronic cerebrovascular insufficiency, who were randomly divided into 2 groups. In addition to Sandard therapy, treatment group patients diagnosed with discirculatory encephalopathy (DE) II-III Sages took nitric oxide donator Tivortin 4.2% 100 mL I.V by drop infusion once a day during 10 days.
Summarizing the results of the &udy it should be noted that the admini^ra-tion of medication by DE patients as part of the therapy resulted in a significant reduction in the severity of cognitive impairment compared with the observation-al group. The drug was well tolerated by patients.
Ключевые слова: хроническая цереброваскулярная недостаточность, Тивортин, когнитивные нарушения.
Keywords: chronic cerebrovascular insufficiency, Tivortin, cognitive impairment.
Цель исследования
Провести клиническую оценку эффективности препарата Тивортин (Юрия фарм, Украина), в составе комплексной инфузионной терапии у пациентов c хронической церебро-васкулярной недостаточностью.
Материалы и методы исследования.
В исследование включались пациенты, подписавшие информированное согласие и соответствовавшие критериям включения — 60 человек, которые случайным образом были разделены на 2 группы. Основная (1-я) группа состояла из 30 больных с установленным диагнозом ДЭ II—III стадий, у которых были выявлены когнитивные нарушения [2 с.4]. Пациенты этой группы наряду со стандартной те-
рапией ДЭ получали Тивортин 4,2% 100 мл в/в капельно 1 раз в сутки - 10 дней. Контрольную (2-ю) группу составили 30 пациентов, сопоставимых по основным характеристикам с основной группой. Пациенты контрольной группы получали стандартную терапию в соответствии с протоколами диагностики и лечения. В основной группе под наблюдением находились 16 мужчин и 14 женщин, в возрасте от 58 до 80 лет. Во 2-й группе было 12 мужчин и 18 женщин, их возраст составлял 61 - 79 лет. Достоверного различия в обеих группах больных в распределении по полу, возрасту не наблюдалось. Среди обследованных пациентов 1-й группы 12% имели установленный диагноз ДЭ III стадии, а 88% — ДЭ II стадии. В контрольной группе диагноз ДЭ III стадии