Научная статья на тему 'Мета-анализ теоретических подходов изучения экономического поведения человека'

Мета-анализ теоретических подходов изучения экономического поведения человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принятие решений / экономическое поведение / теоретические подходы / эмпирические исследования / модель экономического человека / прогнозирование / корректировка / классические работы. / decision making / economic behavior / theoretical approaches / empirical research / model of economic man / forecasting / adjustment / classical works.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуриева Светлана Дзахотовна

В данной работе рассматривается процесс принятия решений человеком в контексте его экономического поведения. Авторы проводят обобщение и систематизацию основных теоретических подходов и феноменов, начиная с классических работ и заканчивая современными теоретическими и эмпирическими исследованиями. Целью работы является понимание, прогнозирование и корректировка человеческого поведения в экономической сфере. В современной науке отсутствует единое определение модели экономического человека, что подчеркивает множественность подходов к изучению данной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meta-analysis of theoretical approaches of the study human economic behavior

This paper examines the decision-making process of a person in the context of his economic behavior. The authors summarize and systematize the main theoretical approaches and phenomena, starting from classical works and ending with modern theoretical and empirical research. The goal of the work is to understand, predict and adjust human behavior in the economic sphere. In modern science there is no single definition of the model of economic man, which emphasizes the multiplicity of approaches to the study of this issue.

Текст научной работы на тему «Мета-анализ теоретических подходов изучения экономического поведения человека»

Мета-анализ теоретических подходов изучения экономического поведения человека

(wj sovman.ru/article/10511/

Meta-analysis of theoretical approaches of the study human economic behavior

Теория и история менеджмента

Авторы

Гуриева Светлана Дзахотовна

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии факультета психологии

Российская Федерация, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

gurievasv@gmail.com Аннотация

В данной работе рассматривается процесс принятия решений человеком в контексте его экономического поведения. Авторы проводят обобщение и систематизацию основных теоретических подходов и феноменов, начиная с классических работ и заканчивая современными теоретическими и эмпирическими исследованиями. Целью работы является понимание, прогнозирование и корректировка человеческого поведения в экономической сфере. В современной науке отсутствует единое определение модели экономического человека, что подчеркивает множественность подходов к изучению данной проблематики.

Ключевые слова

принятие решений, экономическое поведение, теоретические подходы, эмпирические исследования, модель экономического человека, прогнозирование, корректировка, классические работы.

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 122-18-00452 «Психосоциальный дизайн рабочей среды как фактор субъективного благополучия сотрудника и инновационного потенциала организации».

Рекомендуемая ссылка

Гуриева Светлана Дзахотовна. Мета-анализ теоретических подходов изучения экономического поведения человека // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (105). Номер статьи: 10511. Дата публикации: 02.03.2024. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10511/

Authors

Gurieva Svetlana Dzakhotovna

Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head. Department of Social Psychology, Faculty of Psychology

Russian Federation, St. Petersburg State University

gurievasv@gmail.com

Abstract

This paper examines the decision-making process of a person in the context of his economic behavior. The authors summarize and systematize the main theoretical approaches and phenomena, starting from classical works and ending with modern theoretical and empirical research. The goal of the work is to understand, predict and adjust human behavior in the economic sphere. In modern science there is no single definition of the model of economic man, which emphasizes the multiplicity of approaches to the study of this issue.

Keywords

decision making, economic behavior, theoretical approaches, empirical research, model of economic man, forecasting, adjustment, classical works.

Project finance

The study was supported by the Russian Science Foundation grant No. 122-18-00452 "Psychosocial design of the work environment as a factor in the subjective well-being of an employee and the innovative potential of the organization."

Suggested citation

Gurieva Svetlana Dzakhotovna. Meta-analysis of theoretical approaches of the study human economic behavior // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (105). Art. # 10511. Date issued: 02.03.2024. Available at: https://sovman.ru/article/10511/

Введение

На протяжении всей нашей жизни мы принимаем важные решения, последствия которых влияют на нашу жизнь. Решения разного уровня значимости и важности принимаются каждый день и каждый час, определяя вектор развития человека не только как личности, но и как социальной единицы. Некоторые решения принимались коллегиально, некоторые единолично лидерами, руководителями, государственными деятелями, бизнесменами, и, конечно, не все могут быть успешными и удачными. Процесс принятия решений и чрезвычайная вариативность альтернатив изучались такими отечественными учеными-психологами, как А. В. Карпов, О. К. Тихомиров, Ю. Козелецкий, С.А. Корнилов, Е.Л. Григоренко, О.С. Дейнека, Т. В. Корнилова, Д. А. Леонтьев, П. К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Т.А. Нестик и др. Тем не менее, в современных реалиях невозможно избежать принятия решений, по той простой причине, что даже отказ от выбора, является выбором.

В США экономическая психология с 90-х годов ХХ века существует как отдельная отрасль психологии. В Европе - как сфера экономической психологии. В зарубежной литературе понятие «экономическое сознание» используется как «экономическое поведение». В отечественной психологии она заявлена как одна из ветвей социальной психологии - направление экономической психологии. В экономической психологии исследования стали сосредоточиваются преимущественно на изучении: контекста экономического поведения, предпринимательского поведения, финансового поведения, потребительского поведения и т.д.

Было высказано предположение, что существует взаимосвязь ценностей и культуры с поведением человека, подвергнутая тщательной эмпирической проверке (Bardi А., & Schwartz, S. H., 2003). На наличие данной связи было обращено внимание отечественных ученых (Лебедева, Татарко, 2005). Тем не менее, в литературе сложно найти эмпирически подтвержденные данные о тех ценностях, которые определяют и влияют на экономическое поведение, и каким образом эти ценности взаимосвязаны с поведением человека. Данный факт осложняет существование альтернативной теории о том, что поведение человека зависит в большей степени от ситуации, а не от личностных и ценностных характеристик (Росс Л., Нисбетт Р, 1999).

Результаты исследований

Систематизация и структурирование различных подходов, направленных на изучение экономического поведения представлено нами в виде таблицы (Табл. 1).

Таблица 1. — Изучение экономического поведения

Научные принципы, Модели, Содержательные Авторы,

теории феномены определения работы

Экономические теории

Приоритет частного интереса над общественным

Система интересов физиократов

Сущность «естественного экономического порядка» такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех.

Ж. Тюрго 1961, c.198.

Принцип исследования собственного интереса

Модель

«экономического человека» («homo economicus»)

Принцип рационального

экономического

поведения

Модель

«экономического человека»

Каждый человек лучше других знает свои интересы и вправе свободно им следовать: «... не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов».

Закономерным предметом научного экономического анализа является лишь такое поведение людей, которое

продиктовано их личными

интересами, так как «если бы мы предложили любое иное правило поведения, мы не знали бы, где остановиться».

А. Смит

«Исследование

о природе и

причинах

богатства

народов»,

2007, с. 77.

Г.С. Беккер, 2014.

Принцип поведения человека в экономике

Историческая модель Гегеля.

Принцип

институционализма

Принципом удовлетворенности

Модель человека как на

«рационального оптимизатора».

Модель

«рационального максимизатора»

Принцип

«неоинституционализма»

Нормы этики и мотивационные компоненты модели поведения человека

Экономическое поведение человека рассматривается как полностью рациональное, осуществляющееся в условиях полноты информации и нацеленное на максимизацию прибыли, при этом человек в своих поступках в сфере экономики является совершенным эгоистом, т. е. ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его деятельности.

мотивом экономического поведения является стремление к повышению социального статуса

В сложных ситуациях следование правилам

удовлетворительного выбора выгоднее, чем попытки глобальной оптимизации

Экономическое поведение не характеризуется полной

(всеобъемлющей) рациональностью, его важнейшими характеристиками являются ограниченная рациональность и свобода

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 25, ч. II с.452.

Т. Веблена В кн. История экономических учений, 2002.

Г. Саймон, 1991

О. Уильямсон, 1993, с.41.

Психологические теории

Междисциплинарный подход

Макроэкономика

Экономический человек

Эвристика и отклонения

Теория перспектив: суждение и выбор

Модель человека

экономике (REMM,

расшифровывается

как Ресурсный,

Оценивающий,

Максимизирующий

Человек

(Resourceful,

Evaluating,

Maximizing Man).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Эффект владения» (endowment effect)

Эффект

фрейминга (framing effects)

Эффект якоря (anchoring effect)

Экономическая сфера является центральной в жизни общества, следовательно, важно изучить влияние данной сферы на социум и психику человека

Описание человека в экономике: эгоизм, независимость, информированность.

Используемые когнитивные механизмы и суждения упрощают процесс принятия решений; были доказаны

экспериментально: свойственность ограниченной рациональности,

Выражаемые предпочтения зависят от способа, которым они были преподнесены выбирающему

Феномен связанной

произвольности

(coherent

arbitrariness) влияет на предпочтения

Акерлоф Дж., Шиллер Р., 2017.

Brunner, 1987.

Канеман Д., Словик П., Тверски А., 2018.

Kahneman D., Tversky A., 1979.

Ariely et al., 2006.

Факторы социального Эффект контекста Влияние Росс Л.,

контекста и (context effect) социального Нисбетт Р,

взаимодействия контекста может 1999. Antonides

быть связано со G., Kroft M.,

способностью 2005.

людей, которые

могут заботиться о

своем социальном

статусе, и это будет

существенно

корректировать их

поведение

Теория потерь Феномен избегания Сводится к Camerer et al.,

потерь (loss наблюдению, что 1997.

aversion) люди действуют так,

чтобы избежать

краткосрочных

потерь, которые они

«не любят» в

большей степени,

чем «любят»

долгосрочную

прибыль

Теория перспектив Модель Теории перспектив Benzion et al.,

гиперболического учитывается 1989; Horowitz,

временного феномен избегания 1999).

дисконтирования потерь и эффект

(hyperbolic time зависимости от точки

discounting) отсчета

Теории временного Эффект Многие важные O'Donoghue et

контекста безотлагательности решения в жизни al., 1999;

(immediacy effect), человека имеют Akerlof, 1991;

самоконтроль (self- затраты и выгоды, Laibson, 1997;

control) которые возникают в Kumru et al.,

различные периоды 2008.

времени

Теория справедливости. Эффект наказать Люди действуют Kumru et al.,

Справедливость и или вознаградить максимально в 2008.

социальные сторону

предпочтения (fairness собственного

and social preferences) благосостояния, но в

эмпирических

данных выявляется

значительное

влияние

представления о

справедливости на

экономическое

поведение

Модель «черного ящика»

Эффект идентификации проемы и поиска информации

Теория Дирихле

Эффект лояльности к бренду

Модель принятия решения покупки, влияющие факторы: среды (стимулы среды и

маркетинговые) и покупателя (личностные факторы: аттитюды, мотивация, личностные черты; факторы процесса принятия решения: идентификация проблемы, поиск информации, оценка альтернатив и т. д.)

Продолжительная расположенность к бренду может предсказать характеристики лояльности, как доля покупок и средняя покупка, в условиях стабильности рынка

Sandhusen, 2000; Давыдов, 2007; Маевский и др., 2007.

Ehrenberg et al., 1999.

Теория ценностей и Концепция влияния Данная концепция Schwartz S. H.

ценностных ориентаций культуры легла в основу et al., 2001.

разработанного Шварцем нового теоретического и методологического подхода к изучению ценностей.

Конфликтная теория по принятию решений и МОПР

Модель Яниса и Манна

стресс, вызванный

решающим

конфликтом,

является основным

фактором,

определяющим

неспособность

достичь высокого

качества принятия

решений.

Janis I., Mann L., 1977.

Таким образом, анализируя представленные научные подходы и принципы, направленные на изучение и объяснение экономического поведения человека, можно сказать, что определить с высокой долей вероятности, что находится в основе принятых решений, сложно, а порой становится невозможно: логика, интуиция, здравый смыл, месть, желание обогащения и т.д. Главное, что при анализе и интерпретации процесса принятия решения предпринимаются многочисленные

(успешные и неуспешные) попытки учитывания влияние множества факторов, включая недостающую информацию, обдумывание альтернативных вариантов решений и их исход.

Определенно можно утверждать, что, делая выбор, человек сочетает логическое мышление (логику), рациональный расчёт (выгоду), стремление к безопасности (безопасность), эмоциональную оценку происходящего (эмоции), интуицию и готовность или склонность рисковать (риск), уровень неопределенности, актуальность и своевременность (временной фактор), принадлежность к определённому бренду (лояльность бренду) и многие другие.

Не является исключением тот факт, что решение может быть принято автоматически, без такого сложного процесса включения и анализа множества факторов. В настоящее время в отечественной науке развивается большое количество прикладных направлений социальной психологии, в том числе, экономическая психология (Е.С. Атянина, Э.Л. Доржиева, А.Б. Купрейченко, А.Л. Журавлев, О.И. Ларичев, Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, О.С. Дейнека, Шаститко А.Е., и др.).

Заключение

В самом широком смысле можно сказать, что все содержание экономической науки состоит не только из описания человеческого поведения, но и с попытки его понять, прогнозировать, направлять и корректировать. По этой причине единого определения модели экономического человека в современной науке не существует. Имеющиеся различные подходы к его изучению и наличие многочисленных определений, принятые в экономической психологии и экономике не всегда можно назвать исчерпывающими. Перед исследователями стоит задача разработки нового психодиагностического инструментария, направленного на согласование с теоретическими подходами и эмпирическую проверку в контексте современного общества и времени.

Оправить мне на email статью Читайте также

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Акерлоф Дж., Шиллер Р. Охота на простака. Экономика манипуляций и обмана. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Издательство ЛГУ, 1968.

3. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход.

4. Вехи экономической мысли. Теория фирмы. / под ред. В.М.Гальперина. СПб: Экономическая школа, 1999.

5. Дейнека О.С. Экономическая психология: социально-политические проблемы. СПб.: Издательство СПбГУ, 1999.

6. Доржиева Э.Л., Атянина Е.С. Модель экономического поведения человека как фундаментальная составляющая экономики // Вестник ИрГТУ №7 (47) 2010. С. 212-218.

7. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007.

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Избранные труды по экономической теории / Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2013. История экономических учений (современный этап): учебник / под общ. ред. А.Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 2002.

Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределённости: Правила и предубеждения / пер. с англ. - Харьков: Издательство Гуманитарный центр, 2018. 536 с.

Карпов А.В. Методологические основы психологии принятия решения. Ярославль, 2016.

Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. - М., 1998. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Книга по Требованию, 2013. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. Корнилов С.А., Григоренко Е.Л. Методический комплекс для диагностики академических, творческих и практических способностей. Психол. журн. 2010, 31(2), 90-103.

Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: Институт психологии РАН, 1997.

Корнилова Т. В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация // Психологический журнал. 2013. Т.6. №31. С. 4-16. Корнилова Т.В. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов // Психологический журнал. 2013, Т.3. №34. С. 89-100.

Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. М.: Логос, 2000.

Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Толерантность в межкультурном диалоге. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2005.

Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Изд-во Смысл, 1992.

Ломов Б.Ф. Математика и психология в изучении процессов принятия решений // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 2016.

Маевский В., Чернавский Д. О рациональном поведении реальногопотребителя// Вопросы экономики. 2007. № 3. - С. 71-85. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 25, ч. II.

Нестик Т.А. Социальное конструирование времени: теоретический анализ // СОЦИС. 2003. № 8. URL: http://socis. isras.ru/SocIsArticles/2003_08/Nestik.doc Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной псхиологии / Пер. с англ. - М., 1999.

Саймон Г. А. Методологические основания экономики // Системные исследования. 1989-90. — М.: Наука, 1991.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. Тюрго А.Р. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1961. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. Т.1. Вып.3. 1993.

Шаститко А.Е. Модели человека в экономической теории М.: Юрист, 2006. Antonides G., Kroft M. Fairness judgments in household decision making // Journal of Economic Psychology, 2005. Vol. 26. - P. 902-913.

33. Ariely D., Loewenstein G., Prelec D. Tom Sawyer and the construction of value // Journal of Economic Behavior and Organization. 2006. Vol. 60. - P. 1-10.

34. Bardi A., Schwartz S. H. Values and behavior: strength and structure of relations // Personality and social psychology bulletin. 2003. Vol. 29. P. 1207-1220.

35. Brunner K. The perception of Man and the Conception of Society: Two Approaches to Understanding Society// Economic Inquiry. 1987. Vol.25. - P. 367-388.

36. Camerer C., Babcock L., Loewenstein G., Thaler R. Labor Supply of New York City Cab Drivers: One Day at a Time// Quarterly Journal of Economics. 1997. Vol. 112. - P. 407-441.

37. Ehrenberg A., Scriven J. Brand Loyalty// Elgar companion to consumer research and economic psychology/ Ed. by P.E.Earl, S.Kemp. UK, Cheltenham: Edward Elgar pub, 1999. - P 170-179.

38. Benzion U., Rapaport A., Yagil J. Discount Rates Inferred from Decisions: An Experimental Study// Management Science. 1989. Vol. 35. - P. 270-284.

39. Janis I., Mann L. Decision Making: A Psychological Analysis of Conflict, Choice and Commitment. New York: The Free Press, 1977.

40. Kahneman D., Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk // Econometrica. 1979. Vol. 47 (2). P. 263-291.

41. Kumru C., Thanopoulos A. Social security and self-control preferences // Journal of Economic Dynamics and Control. 2008. Vol. 32(3). -P. 757-778.

42. O'Donoghue T, Rabin M. Doing it now or later// American Economic Review. 1999. Vol. 89. - P. 103-124.

43. Sandhusen R. Marketing. USA: Barrons Educational Series Inc, 2000.

44. Schwartz S. et al. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of cross-cultural psychology. 2001. V.32. P. 519-542.

References

1. Akerlof, D., Shiller, R. «Phishing for Phools: The Economics of Manipulation and Deception» [Okhota na prostaka. Ekonomika manipulyatsiy i obmana]. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2017.

2. Ananiev, B.G. «Man as an Object of Cognition» [Chelovek kak predmet poznaniya]. L.: Izdatelstvo LGU, 1968.

3. Becker, G.S. «Human Behavior: An Economic Approach» [Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskiy podkhod].

4. Landmarks of Economic Thought. Theory of the Firm. / Ed. V.M. Galperin. SPb: Economic School, 1999.

5. Deyneka, O.S. «Economic Psychology: Socio-Political Issues» [Ekonomicheskaya psikhologiya: sotsial'no-politicheskie problemy]. SPb.: Izdatelstvo SPbGU, 1999.

6. Dorzhieva, E.L., Atyanina, E.S. «Model of Human Economic Behavior as a Fundamental Component of Economics» [Model' ekonomicheskogo povedeniya cheloveka kak fundamental'naya sostavlyayushchaya ekonomiki]. Vestnik IrGTU No.7 (47) 2010. P. 212-218.

7. Zhuravlev, A.L., Kupreychenko, A.B. «Economic Self-Determination. Theory and Empirical Studies» [Ekonomicheskoe samoopredelenie. Teoriya i empiricheskie issledovaniya]. M.: Izdatelstvo «Institut psikhologii RAN», 2007.

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Selected Works on Economic Theory / Translated from English. M.: GU VShE, 2013. History of Economic Doctrines (Modern Stage): Textbook / Ed. A.G. Khudokormov. M.: INFRA-M, 2002.

Kahneman, D., Slovik, P., Tversky, A. «Judgment Under Uncertainty: Heuristics and Biases» [Prinyatie resheniy v neopredelennosti: Pravila i predrassudki]. Kharkov: Izdatelstvo Gumanitarnyy tsentr, 2018.

Karpov, A.V. «Methodological Foundations of Decision-Making Psychology» [Metodologicheskie osnovy psikhologii prinyatiya resheniya]. Yaroslavl, 2016. Karpov, A.V. «Psychology of Managerial Decision Making» [Psikhologiya prinyatiya upravlencheskikh resheniy]. M., 1998.

Kozelitsky, Yu. «Psychological Decision Theory» [Psikhologicheskaya teoriya resheniy]. M.: Kniga po Trebovaniyu, 2013.

Kozelitsky, Yu. «Psychological Decision Theory» [Psikhologicheskaya teoriya resheniy]. M.: Progress, 1979.

Kornilov, S.A., Grigorenko, E.L. «Methodical Complex for Diagnostics of Academic, Creative, and Practical Abilities» [Metodicheskiy kompleks dlya diagnostiki akademicheskikh, tvorcheskikh i prakticheskikh sposobnostey]. Psikhologicheskiy zhurnal 2010, 31(2), 90-103.

Kornilova, T.V. «Diagnosis of Motivation and Risk Readiness» [Diagnostika motivatsii i gotovnosti k risku]. M.: Institut psikhologii RAN, 1997.

Kornilova, T.V. «Melbourne Decision Making Questionnaire: Russian Adaptation» [Mel'burnskiy oprosnik prinyatiya resheniy: russkoyazychnaya adaptatsiya]. Psikhologicheskiy zhurnal. 2013. Vol.6. No.31. P. 4-16.

Kornilova, T.V. «Psychology of Uncertainty: Unity of Intellectual-Personal Regulation of Decisions and Choices» [Psikhologiya neopredelennosti: edinstvo intellektual'no-lichnostnoy regulatsii resheniy i vyborov]. Psikhologicheskiy zhurnal. 2013, Vol.3. No.34. P. 89-100.

Larichev, O.I. «Theory and Methods of Decision Making, as well as the Chronicle of Events in Wonderland: Textbook» [Teoriya i metody prinyatiya resheniy, a takzhe Khronika sobytiy v Volshebnykh Stranakh]. M.: Logos, 2000. Lebedeva, N.M., Tatarko, A.N. «Tolerance in Intercultural Dialogue» [Tolerantnost' v mezhkul'turnom dialoge]. M.: Institut etnologii i antropologii RAN, 2005. Leontyev D.A. Methodology of studying value orientations [Metodika izucheniya tsennostnykh orientatsiy]. Moscow: Smysl Publishers, 1992.] Lomov B.F. Mathematics and psychology in the study of decision-making processes [Matematika i psikhologiya v izuchenii protsessov prinyatiya resheniy] // Normative and descriptive models of decision-making / Ed. B. F. Lomov and others. Moscow: Nauka, 2016.

Maevskiy V., Chernavskiy D. On the rational behavior of the real consumer [O ratsional'nom povedenii real'nogo potrebiteley] // Questions of Economics. 2007. No. 3. - P. 71-85.

Marx K., Engels F. Collected Works [Sochineniya]. 2nd ed. Vol. 25, part II.

Nestik T.A. Social construction of time: theoretical analysis [Sotsial'noe konstruirovanie

vremeni: teoreticheskiy analiz] // SOCIS. 2003. No. 8. URL:

http://socis.isras.ru/SocIsArticles/2003_08/Nestik.doc

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Ross L., Nisbett R. Man and situation: Perspectives of social psychology [Chelovek i situatsiya]. Translated from English. Moscow, 1999.

27. Simon G.A. Methodological foundations of economics [Metodologicheskie osnovaniya ekonomiki] // Systematic Studies. 1989-90. — Moscow: Nauka, 1991.

28. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations [Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov]. Moscow: Eksmo, 2007.

29. Turgot A.R. Selected Economic Works [Izbrannye ekonomicheskie proizvedeniya]. Moscow: Sotsekiz, 1961.

30. Williamson O. Behavioral assumptions of modern economic analysis [Povedencheskie predposylki sovremennogo ekonomicheskogo analiza] // THESIS. Vol. 1. Issue 3. 1993.

31. Shastitko A.E. Models of Man in Economic TAntonides G., Kroft M. Fairness judgments in household decision making // Journal of Economic Psychology, 2005. Vol. 26. - P. 902-913.

32. Antonides G., Kroft M. Fairness judgments in household decision making // Journal of Economic Psychology, 2005. Vol. 26. - P. 902-913.

33. Ariely D., Loewenstein G., Prelec D. Tom Sawyer and the construction of value // Journal of Economic Behavior and Organization. 2006. Vol. 60. - P. 1-10.

34. Bardi A., Schwartz S. H. Values and behavior: strength and structure of relations // Personality and social psychology bulletin. 2003. Vol. 29. P. 1207-1220.

35. Brunner K. The perception of Man and the Conception of Society: Two Approaches to Understanding Society// Economic Inquiry. 1987. Vol.25. - P. 367-388.

36. Camerer C., Babcock L., Loewenstein G., Thaler R. Labor Supply of New York City Cab Drivers: One Day at a Time// Quarterly Journal of Economics. 1997. Vol. 112. - P. 407-441.

37. Ehrenberg A., Scriven J. Brand Loyalty// Elgar companion to consumer research and economic psychology/ Ed. by P.E.Earl, S.Kemp. UK, Cheltenham: Edward Elgar pub, 1999. - P 170-179.

38. Benzion U., Rapaport A., Yagil J. Discount Rates Inferred from Decisions: An Experimental Study// Management Science. 1989. Vol. 35. - P. 270-284.

39. Janis I., Mann L. Decision Making: A Psychological Analysis of Conflict, Choice and Commitment. New York: The Free Press, 1977.

40. Kahneman D., Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk // Econometrica. 1979. Vol. 47 (2). P. 263-291.

41. Kumru C., Thanopoulos A. Social security and self-control preferences // Journal of Economic Dynamics and Control. 2008. Vol. 32(3). -P. 757-778.

42. O'Donoghue T, Rabin M. Doing it now or later// American Economic Review. 1999. Vol. 89. - P. 103-124.

43. Sandhusen R. Marketing. USA: Barrons Educational Series Inc, 2000.

44. Schwartz S. et al. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of cross-cultural psychology. 2001. V.32. P. 519-542.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.