ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2019. № 2
ИСТОРИЯ
О.В. Низамутдинова, Р.М. Валеев
МЕСТО ЖУРНАЛА «АЛ-КИРАЗА»
В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ЕГИПЕТСКИХ КОПТОВ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
420008, Казань, ул. Кремлевская, 18
Статья посвящена анализу места и роли официального журнала Коптской Православной Церкви «Ал-Кираза» в жизни коптской общины. Рассматриваются предпосылки его появления, а также характер влияния журнала на целевую аудиторию. Появившийся благодаря усилиям церковных молодежных лидеров 1930-1950-х годов журнал «Ал-Кираза» приобрел особую роль в деле утверждения среди коптов философских взглядов возрожденцев.
Ключевые слова: периодическая печать; «Ал-Кираза»; церковная хроника; богословие.
Книжная культура занимает почетное место в жизни каждого народа. Тем более верно это утверждение, если народ имеет развитый религиозный культ, придерживается одной из мировых религий. Нет необходимости повторять, какое влияние на культуру египетских христиан оказали библейские тексты и творения святых отцов, агиографическая литература и певческая традиция. В данной статье мы затронем несколько иную сферу книжной культуры, а именно связанную с публицистической стезей. Объект нашего исследования - официальное издание Коптской Православной Церкви (далее - КПЦ, Церковь) «Ал-Кираза», предмет исследования - его
Низамутдинова Оксана Викторовна - аспирант кафедры алтаистики и китаеведения Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета ([email protected]).
Валеев Рамиль Миргасимович - доктор исторических наук, профессор кафедры алтаистики и китаеведения Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета (e-mail: [email protected]).
влияние на религиозную жизнь коптов. Новизна нашей работы заключается в том, что до сих пор не издано ни одно систематическое исследование, посвященное этому во всех отношениях очень важному для коптской общины журналу. С целью восполнения этого пробела мы последовательно проанализируем и охарактеризуем предпосылки появления данного журнала в КПЦ, рассмотрим его содержание и сделаем выводы о месте журнала в церковной жизни египетских коптов.
Первые упоминания о зарождении периодической печати в коптской общине встречаются в XIX в., когда и мусульманская, и христианская части населения были затронуты процессом модернизации, переосмысления своей культуры и ее места в мире1. Появившиеся печатные издания ставили перед собой цель изменить Египет путем просвещения и способствовать воспитанию образованного египтянина, свободно читающего и пишущего по-арабски2. Большое влияние на реформирование КПЦ оказало проникновение в страну зарубежных христианских миссий, которые благодаря своей активности, обращали египетских коптов в свое исповедание. При патриархе Кирилле IV (1854-1861 гг.) была осуществлена широкая мобилизация внутренних сил Церкви на религиозное просвещение народа, в результате чего Библия стала доступна не только для духовного сословия. Патриарх открыл 12 учебных заведений нового типа, в которых, помимо религиозных дисциплин, преподавались также светские науки и языки3. Следующий патриарх - Димитрий II открыл еще 16 школ4, а Кирилл V - 95. Патриаршие школы (ал-мадарис ал-'акбат ал-кубра) заменили традиционные куттабы - начальные школы, где обучали чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Резкое повышение образовательного уровня коптов не только сделало их незаменимыми работниками на государственной службе,
1 Подробнее см.: Крымский А.Е., Миллер Б.В. Всемусульманский университет при мечети Азхар в Каире, его прошлое, его современная наука, печать и журнальная деятельность. М., 1903. С. 25.
2 Подробнее см.: HodaA. Yousef. Composing Egypt. Reading, Writing and the Emergence of a Modern Nation 1870-1930. California, 2016.
3 См.: Кобищанов Т.Ю. Коптская Церковь // Православная энциклопедия. Т. XXXVII. М., 2010. С. 541.
4 Там же. С. 542.
5 Там же. С. 543.
но и помогло сформировать Реформистское общество (ал-Джами'а ал-'ислахийа) и Коптское благотворительное общество (ал-Джами'а ал-хайрийа ал-кубтийа), которые выступали за установление надзора мирян над церковным имуществом. Эти общества оказывали постоянное давление на духовенство и, получив согласие властей, организовали особый контролирующий орган - Совет общины.
Что касается книжной культуры, то в источниках XIX в. мы не встретили упоминаний о появлении церковных периодических изданий. Основное внимание образованная часть духовенства сосредотачивала на популяризации наследия Древней Церкви, переводах творений Святых Отцов и их публикации. К концу XIX в. европейски образованная коптская элита, а также беженцы из Леванта создали несколько журналов, которые получили большую популярность среди жителей Египта. Журналы имели дискуссионный характер, в них печатались материалы по межрелигиозным отношениям, переводы западных авторов и заметки о новейших достижениях в сфере науки и техники6.
В 1877 г. копт Михаил ал-Сайид основал еженедельную газету «Ал-Ватан», поддерживавшую патриаршую власть, в отличие от появившейся в 1895 г. (благодаря усилиям Тадруса ал-Манкабади и Адиба Исхака) газеты «Миср», вставшей на сторону Совета общины7. Оба издания имели большое влияние на коптскую общину, публиковали материалы о состоянии внутрицерковных дел, о коптской истории и культуре. Полагаясь на мнение патриарха во время кризиса власти в 1893 г., газета «Ал-Ватан» обвинила иностранные силы в стремлении сместить египетского хедива. Газета «Миср» сочетала выдвижение реформаторских идей с поддержкой британской оккупации, защищала коптов от атак в мусульманской прессе и до 1940-х годов играла важную роль в борьбе за социальные и политические права коптов. К 1910 г. египетскими христианами издавалось более десяти периодических изданий, в том числе первый журнал для женщин «Ал-Джинс ал-латиф»8.
6 Подробнее см.: Umar Ryad. Islamic Reformism and Christianity: A Critical Reading of the Works of Muhammad Rashid Rida and His Associates (1898-1935). The Netherlands, 2008.
7 См.: Кобищанов Т.Ю. Указ. соч. С. 543.
8 Там же. С. 545.
Период со второй половины XIX в. по первую треть ХХ в. можно охарактеризовать как «первую волну» христианского возрождения в стране. Несмотря на ослабление патриаршей власти после смерти Кирилла V, дьякон Хабиб Гиргис и его последователи создали условия для развития в коптской общине энергичной молодежи, фанатично преданной идее возрождения Церкви и коптского языка. Следует сказать, что наиболее яркими фигурами данного «Движения воскресных школ» стали будущий патриарх Шенуда III и его конкуренты в борьбе за патриарший трон - епископ Самуил и иеромонах Матта ал-Мискин. Именно они были активными участниками «второй волны» христианского возрождения, молодые представители которой массово принимали монашеский постриг и отправлялись в древние разрушенные монастыри с целью их возрождения.
Хорошее светское и религиозное образование позволило молодежным лидерам глубоко осмысливать современные проблемы, с которыми сталкивалась Церковь. Не случайно Шенуда III до интронизации возглавлял кафедру религиозного образования. Его проповеди привлекали большое количество слушателей: в конце 1960-х годов в кафедральном соборе Святого Марка его слушали одновременно до 7 тыс. человек9. До ухода в монастырь Шенуда III издавал «Журнал воскресных школ»10, в котором регулярно критиковал церковную иерархию. Наблюдая симонию в Церкви, лидеры Движения воскресных школ ставили вопрос о способности патриарха управлять общиной, осуждали утверждение им непопулярных епископов и открыто протестовали против владык, которые купили свой сан. Ранее, в 1928 г., такой же позиции придерживался известный опальный священник Муркус Саргийус, критиковавший на страницах организованного им журнала «Ал-Манар ал-муркусийа» действия патриархии11.
В 1958 г. группа коптов-предпринимателей основала еженедельник «Ватани», призванный отстаивать интересы коптской общины. Национализация частных земельных владений в 1961 г. привела к падению объемов рекламы и тиража газеты. В 1962 г. Шенуда III,
9 Кривец Е.А. Христиане Востока: культурная самобытность и проблема выживания. М., 2009. С. 81-82.
10 Кобищанов Т.Ю. Указ. соч. С. 549.
11 Там же. С. 547.
будучи в сане епископа религиозного образования, стал выпускать журнал «Ал-Кираза», который задумывался как просветительский проект, призванный ознакомить христиан с актуальным богословием. Впоследствии издание развилось и получило статус официального издания КПЦ. С момента своего появления и до сегодняшнего дня журнал выходит два раза в месяц. В период политического противостояния президента Анвара Садата и патриарха Шенуды III первый распорядился закрыть журналы за их поддержку линии, проводимой патриархом. Однако это не помогло властям расколоть и дезинформировать коптскую общину, которая не признала Временный комитет и местоблюстителя патриаршего престола епископа Самуила.
Журнал «Ал-Кираза» издается уже более полувека, и он не только не утратил свою первоначальную направленность, но и обогатился новой тематикой. «Ал-Кираза», как и любое другое издание, имеет главную тему номера, которой может стать христианский праздник12, внутреннее мероприятие (например, конференция)13, отчет о поездке или другое значимое событие (например, смерть епископа)14. На протяжении десятилетий журнал менял свой внешний вид. До 2015 г. он выпускался в черно-белом формате, редко были представлены цветные фотографии. Заголовки выделялись ярким зеленым или синим цветом15.
На третьей странице публикуется вступительная статья, автором которой является действующий патриарх. С четвертой по девятую страницы расположены заметки в рубрике «Ахбар ал-каниса» (Новости Церкви) или «Ахбар ал-каниса фи сувар» (Новости Церкви в фотографиях). Прежде всего это указы патриарха, епископские хиротонии, информация о монашеских постригах, конференциях, которые КПЦ организовывала или принимала в них активное участие. Здесь же публикуются официальные обращения от имени
12 Пример: Маджалла Ал-Кираза. Сана 45 - ал-'адад 49, 50. Джум'а 10 - Дис-амбар 2017.
13 Пример: Маджалла Ал-Кираза. Сана 46 - ал-'адад 29, 30. Джум'а 3 - 'Угустус 2018.
14 Пример: Маджалла Ал-Кираза. Сана 46 - ал-'адад 23, 24. Джум'а 22 - Йанаир 2018.
15 Пример: Маджалла Ал-Кираза. Сана 31 - Джум'а 3 Йанаир 2003. Ал-'ададани 1, 2.
Церкви. Например, в номере 27-28 за июнь 2017 г. размещено воззвание, осуждающее террористическую атаку в г. Рафах16.
Авторитет основателя журнала - Шенуды III настолько высок, что даже после его кончины, что даже после его смерти проповеди, когда-то им произнесенные и вошедшие в старые выпуски журнала, перепечатываются. Примечательно, что на протяжении своего служения на высшем церковном посту Шенуда III постоянно обращался к опыту своего предшественника, Кирилла VI, тем самым продолжая церковную преемственность.
Сразу после странички Шенуды III помещается проповедь действующего патриарха Тавадроса II, за ней следуют статьи митрополитов и епископов, рассуждающих о богословских проблемах, священной истории и жизни христианина в современном мире. Постоянные авторы этой рубрики - митрополит Бухейры Бахумиус, митрополит Дамиетты Бишой и митрополит Мануфии Беньямин. В журнал также дают свои материалы митрополит Лос-Анджелеса Серапион, епископ юга США Юсуф. Кроме них печатаются и другие популярные священники: Юханна Латиф (Чикаго), Ибрахим Азер (Бани Суэф) и др. О личных религиозных переживаниях часто пишет в журнал мирянка Марианна (Амстердам). Ввиду масштабной эмиграции коптов в западные страны зарубежные митрополии КПЦ занимают важное место во внутренней жизни Церкви, что отражается на составе авторов, публикующихся в журнале.
Каждый выпуск завершается некрологами, поздравлениями, информацией о священнических и дьяконских хиротониях. В выпусках начала XXI столетия иногда публикуются викторины и списки их победителей за прошлые номера.
Относительно общего тона повествования, журнал «Ал-Кираза» отличается сдержанностью и не допускает резких политических высказываний. На его страницах размещается информация, касающаяся только внутренней жизни Церкви: хроника и проповеди. Несмотря на то что в проповедях периодически проскальзывает упоминание о любви к Родине как необходимой части жизни христианина, ассоциации равенства понятий «Родина» и «политический режим» не выстраиваются.
16 Маджалла Ал-Кираза. Ал-сана 45 - ал-'адад 27, 28. Джум'а 13 - Йулйу 2017. С. 5.
Анализ приведенной информации позволяет сделать вывод о том, что журнал «Ал-Кираза» является детищем возрожденческого крыла коптской общины, которая после проникновения западных миссионеров стала копировать их методы ведения проповеди. Воз-рожденцы выступали против невежества, религиозного и светского, а также боролись с симонией и растратой церковных пожертвований. Издания с подобной тематикой появлялись в коптской церковной среде еще до 1962 г., но никогда ранее их редактором не становился первосвященник. До своей интронизации Шенуда III открыто критиковал решения Кирилла VI, что побудило последнего сослать мятежного епископа.
В течение нестабильных 1970-х годов, наполненных противостоянием исламистов и секуляристов, журнал «Ал-Кираза» печатал материалы, раскрывающие точку зрения Шенуды III и его единомышленников на происходившие события. Основная часть журнала - проповеди, в которых образованное духовенство дает жизненные ориентиры своей пастве. Значение и влияние журнала «Ал-Кираза» были настолько велики, что бывший президент Египта Анвар Садат во время нахождения Шенуды III в ссылке распорядился его закрыть.
Шенуду III и Тавадроса II нельзя назвать патриархами - традиционалистами, склонными к скрытому образу жизни и затворничеству. Как и Шенуда III, Тавадрос II совершает множество поездок и встречает делегации в своей каирской резиденции. Ввиду большого количества происходящих мероприятий увеличивается количество страниц, отведенных для их перечисления. Функция журнала как церковной хроники в последние десятилетия постепенно вытесняет его просветительский аспект.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кобищанов Т.Ю. Коптская Церковь // Православная энциклопедия. Т. XXXVII. М., 2010. С. 539-556.
2. Кривец Е.А. Христиане Востока: культурная самобытность и проблема выживания. М., 2009. 244 с.
3. Крымский А.Е., Миллер Б.В. Всемусульманский университет при мечети Азхар в Каире, его прошлое, его современная наука, печать и журнальная деятельность. М., 1903. 31 с.
4. Маджалла Ал-Кираза. Сана ал-вахид ва ал-саласун. Джум'а 3 Йанаир 2003. Ал-'ададани 1, 2.
5. Маджалла Ал-Кираза. Сана 45 - ал-'адад 27, 28. Джум'а 13 - Йулйу 2017.
6. Маджалла Ал-Кираза. Сана 45 - ал-'адад 49, 50. Джум'а 10 - Дисамбар 2017.
7. Маджалла Ал-Кираза. Сана 46 - ал-'адад 23, 24. Джум'а 22 - Йанаир 2018.
8. Маджалла Ал-Кираза. Сана 46 - ал-'адад 29, 30. Джум'а 3 - 'Угустус 2018.
9. Hoda A. Yousef Composing Egypt. Reading, Writing and the Emergence of a Modern Nation 1870-1930. California, 2016. 245 p.
10. Umar Ryad. Islamic Reformism and Christianity: A Critical Reading of the Works of Muhammad Rashid Rida and His Associates (1898-1935). The Netherlands: University of Leiden, 2008. 251 p.
Oksana V. Nizamutdinova, Ramil M. Valeev
THE SIGNIFICANCE OF THE MAGAZINE "AL-KIRAZA" FOR RELIGIOUS LIFE OF EGYPTIAN COPTS
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 19991
This article is devoted to analysis of the role of Coptic Church's journal "Al-Kiraza" in the life of the Coptic community, as well as preconditions of its appearance and character of its influence on the target group. It has been developed thanks to efforts of young church leaders of the 1930s-1950s, so the periodical "Al-Kiraza" played a significant role in promotion of philosophic views of this youth among Copts.
Key words: periodicals; "Al-Kiraza"; church chronicle; theology.
About the authors: Oksana V. Nizamutdinova - Postgraduate student of the Department of Altaic and Chinese studies, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Volga Region) Federal University (e-mail: ok.nizam@yandex. ru); Ramil M. Valeev - Doctor of Sciences (History), Professor of the Department of Altaic and Chinese studies, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Volga Region) Federal University (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Kobishhanov T.J. Koptskaja Cerkov' (Coptic Church). Pravoslavnaja enciklopedija. Vol. XXXVII. M.: Cerkovno-nauchny centr "Pravoslavnaja enciklopedija", 2010, pp. 539-556.
2. Krivec E.A. Hristiane Vostoka: kul'turnaya samobytnost' iproblema vyzhivaniya (Christians of the East: Cultural Identity and the Problem of Survival). M.: Izdatel'skij kompleks MGUPP, 2009. 244 p.
3. Krymsky A.E., Miller B.V. Vsemusul 'manskij universitet pri mecheti Аzkhar v Kaire, egoproshloe, ego sovremennaya nauka, pechat' i zhurnal 'naya deyatel 'nost' (Muslim
University at the Azhar Mosque in Cairo, its Past, its Modern Science, Printing and Journalistic Activities). M.: Tip. i slovolitnya O.O. Gerbeka, 1903. 31 p.
4. Majalla Al-Kiraza. Sana al-vahid va al-salasun. Jum'a 3 janair 2003. Al-'adadani 1, 2.
5. Majalla Al-Kiraza. Sana 45 - al-'adad 27, 28. Jum'a 13 - Julju 2017.
6. Majalla Al-Kiraza. Sana 45 - al-'adad 49, 50. Jum'a 10 - Disambar 2017.
7. Majalla Al-Kiraza. Sana 46 - al-'adad 23, 24. Jum'a 22 - Janair 2018.
8. Majalla Al-Kiraza. Sana 46 - al-'adad 29, 30. Jum'a 3 - 'Ugustus 2018.
9. Hoda A. Yousef. Composing Egypt. Reading, Writing and the Emergence of a Modern Nation 1870-1930. California: Standford University Press, 2016. 245 p.
10. Umar Ryad. Islamic Reformism and Christianity: A Critical Reading of the Works of Muhammad Rashid Rida and His Associates (1898-1935). The Netherlands: University of Leiden, 2008. 251 p.