Научная статья на тему 'Место вменяемости в структуре признаков субъекта преступления'

Место вменяемости в структуре признаков субъекта преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
608
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
субъект / вменяемость / возраст / преступление / состав преступления / subject / sanity / age / crime / corpus delicti

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Андреевна Бекман, Кирилл Сергеевич Брагин

В статье исследована проблема вменяемости как признака субъекта преступления, восприятия субъекта преступления не только как элемента состава преступления, а как недостаточно узнаваемого уголовно-правового и криминологического явления. Рассмотрено определение уголовно-правовой природы, сущности и содержания вменяемости как признака субъекта преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of sanity in the structure of the signs of the subject of the crime

In this study, the problem of sanity as a sign of the subject of a crime, the perception of the subject of a crime not only as an element of the corpus delicti, but as an insufficiently recognizable criminal law and criminological phenomenon is investigated. The definition of the criminal law nature, essence and content of sanity as a sign of the subject of a crime is considered.

Текст научной работы на тему «Место вменяемости в структуре признаков субъекта преступления»

Закон и право. 2022. № 7. С. 146-148. Law and legislation. 2022;(7):146-148.

Научная статья УДК 34.09

EDN: https://elibrary.ru/SRERWM https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-146-148

NIION: 1997-0063-7/22-400 MOSURED: 77/27-001-2022-7-600

Место вменяемости в структуре признаков субъекта преступления

Ольга Андреевна Бекман1, Кирилл Сергеевич Брагин2

1 Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия

2 Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия

1 obekman@inbox.ru

2 braginkirilll@gmail.com

Аннотация. В статье исследована проблема вменяемости как признака субъекта преступления, восприятия субъекта преступления не только как элемента состава преступления, а как недостаточно узнаваемого уголовно-правового и криминологического явления. Рассмотрено определение уголовно-правовой природы, сущности и содержания вменяемости как признака субъекта преступления.

Ключевые слова: субъект, вменяемость, возраст, преступление, состав преступления.

Для цитирования: Бекман O.A., Брагин К.С. Место вменяемости в структуре признаков субъекта преступления // Закон и право. 2022. № 7. С. 146—148. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-146-148. EDN: https://elibrary.ru/SRERWM.

Original article

The place of sanity in the structure of the signs of the subject of the crime

Olga A. Beckman1, Kirill S. Bragin2

1 Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, Volgodonsk, Russia

2 Krasnodar University of the Ministry of internal affairs of Russia, Krasnodar, Russia

1 obekman@inbox.ru

2 braginkirilll@gmail.com

Abstract. In this study, the problem of sanity as a sign of the subject of a crime, the perception of the subject of a crime not only as an element of the corpus delicti, but as an insufficiently recognizable criminal law and criminological phenomenon is investigated. The definition of the criminal law nature, essence and content of sanity as a sign of the subject of a crime is considered.

Keywords: subject, sanity, age, crime, corpus delicti.

For citation: Beckman O.A., Bragin K.S. The place of sanity in the structure of the signs of the subject of the crime // Law and legislation. 2022;(7):146—148. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-146-48. EDN: https://elibrary.ru/SRERWM

Несмотря на значительное внимание к теме вменяемости со стороны ученых, она остается недостаточно разработанной и поэтому дискуссионной, что порождает не только теоретические, но и практические проблемы. Попытаемся в нашей статье исследовать проблему вменяемости как признака субъекта преступления, что будет способствовать усовершенствованию антикриминального

© Бекман О.А., Брагин К.С., М., 2022.

законодательства Российской Федерации и практики его применения. Восприятие субъекта преступления не только как элемента состава преступления, а как недостаточно узнаваемого уголовно-правового и криминологического явления обусловливает необходимость выявления новых аспектов его сущности и содержания. Одним из таких аспектов является определение уголовно-правовой природы, сущности и содержания вменяемости как признака субъекта преступления.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

Касаемо темы нашего исследования рассмотрим, что может случиться в случае отсутствия субъекта как одного из элементов состава. Отсутствие субъекта исключает наличие состава преступления в целом и обусловливает отсутствие оснований для применения к лицу уголовной ответственности. Признаки, характеризующие субъекта, неразрывно соединены со всеми остальными элементами состава преступления. Именно субъект преступления своим виновным (субъективная сторона), общественно опасным деянием (объективная сторона преступления), противоправно воздействуя на предмет преступления, наносит ущерб объекту уголовно-правовой охраны.

С философской точки зрения, субъект (от лат. 8и1цес1ш — содержащийся в основе) является носителем предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источником активности, направленной на объект. Юридический словарь дает следующее определение субъекта: физическое лицо, обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. правосубъектностью). Субъект — это необходимый элемент правоотношений во всех сферах права [1].

Уголовно-правовое определение субъекта преступления по существу является вопросом о лице, совершившем преступление и подлежащем уголовной ответственности. То есть, уголовный закон наделяет субъекта преступления следующими взаимосвязанными признаками:

1) физическое лицо;

2) вменяемое лицо;

3) лицо, достигшее возраста, с которого может наступать уголовная ответственность.

Понятие вменяемости в уголовном праве означает способность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения или способность руководить своими действиями, что присуще только человеку (физическому лицу).

Вина — это психическое отношение личности к своему деянию, и оно не применимо к юридическому лицу, а потому невозможно сочетать принципы вины и индивидуальной ответственности с невинностью и коллективной ответственностью. Уголовное право отрицает объективное вменение, т.е. ответственность за последствия, наступившие в результате какого-либо деяния, без установления вины.

Вменяемость является обязательным признаком субъекта преступления, характеризующего способность лица быть виновным и ответственным за свои общественно опасные действия. Именно поэтому вменяемость — это психическое состояние человека, т.е. физического лица, а никак не юридического.

У юридического лица отсутствует вменяемость, являющаяся обязательным признаком субъекта преступления, из-за чего юридическое лицо ни при каких обстоятельствах не может признаваться субъектом преступления, преступником. При этом юридическое лицо, по мнению некоторых криминалистов, могло бы нести уголовную ответственность, если такую установил бы законодатель, поскольку субъект преступления и субъект уголовной ответственности не всегда должны совпадать.

В части 2 ст. 20 УК РФ устанавливается пониженный возраст уголовной ответственности: четырнадцать лет — за отдельные, конкретно указанные законом преступления (этот список является исчерпывающим), поскольку подростковый возраст исключает устойчивые взгляды и убеждения. Это период формирования человека как личности, ориентации его на совершение социально-полезной функции в обществе. Однако период формирования личности не связан с однозначно определяемым конкретным моментом времени, рубежом. Это достаточно длительный процесс формирования подростка как личности, связанный с разными внешними факторами, проявляющимися под влиянием социальной среды, а также с внутренними физиологическими процессами; процесс индивидуализации «готовности» ребенка к осознанию особенностей собственного поведения. Поэтому в ч. 3 ст. 20 УК РФ законодательно закреплена возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, достигших возраста уголовной ответственности, которые, однако, по разным причинам не могут быть признаны вменяемыми.

Указанное положение, на наш взгляд, позволяет более четко индивидуализировать ответственность в отношении лиц, имеющих задержку в психофизиологическом развитии, и не увязывать установление субъекта преступления с событием, не зависящим от воли подростка; ин-тегративно подходить к определению возможности привлечения к уголовной ответственности с учетом физиологических и психологических свойств личности подростка; создать дополни-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 07-2022

тельные процессуальные и материально-правовые гарантии для несовершеннолетних, совершивших общественно опасное действие. Если есть основания полагать, что несовершеннолетний по своему интеллектуальному развитию не достиг возраста (14, 16 или 18 лет), соответствующего данным Свидетельства о рождении или иного документа, необходимо назначить психолого-психиатрически-педагогическую экспертизу, при помощи которой это можно подтвердить или опровергнуть.

Максимальный же возраст уголовной ответственности законом не установлен, поэтому лицо, совершившее преступление в преклонном возрасте, рассматривается как субъект преступления, однако это обстоятельство на основании ч. 2 ст. 61 УК РФ может быть признано судом в качестве смягчающего.

Итак, вменяемость — это состояние психики, когда человек в момент совершения общественно опасного деяния может осознавать свои действия и управлять ими. Лишь с таким состоянием психики и связана способность личности отвечать за свои действия.

Иными словами, охарактеризованные выше признаки являются обязательными признаками субъекта и характеризуют его как общего субъекта. Именно поэтому они не упоминаются в диспозициях норм Особенной части, поскольку обязательны для всех преступлений.

Подводя итоги нашего исследования, хотелось бы обратить внимание на необходимость теоретического исследования вменяемости в дальнейшем. При этом хотелось бы отметить, что оно должно осуществляться на методологических началах диалектического материализма, предусматривающего применение традиционной для уголовно-правовых исследований прикладного характе-

ра методики, основу которой составляют общетеоретические и специальные методы и приемы познания объективной действительности.

Список источников

1. Большой юридический словарь [В.А. Белов и др.]. Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутс-ких. 2. изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. 703 с. ISBN 5-16-000169-7

2. Кондратов М.А. К постановке вопроса об уголовной ответственности юридических лиц в уголовном праве России (исторический аспект) / М.А. Кондратов, С.С. Медведев // Политематический сетевой электр. науч. журнал Кубанского гос. аграрного университета. 2015. № 106. С. 1013-1023.

3. Хлус А.М. Субъект и объект преступления: современные проблемы понимания и пути их решения // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2020. № 13. С. 233-239.

References

1. Large legal dictionary [V.A. Belov et al.]. Ed. by A.Ya. Sukharev, V.E. Krutskikh. 2 ed., reprint. and additional. M.: INFRA-M, 2003. 703 p. ISBN 5-16-000169-7

2. Kondratov M.A. On the formulation of the issue of criminal liability of legal entities in the criminal law of Russia (historical aspect) / M.A. Kondratov, S.S. Medvedev // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. № 106. Pp. 1013-1023.

3. Khlus A.M. Subject and object of crime: modern problems of understanding and ways to solve them / / Problems of strengthening legality and law and order: science, practice, trends. 2020. № 13. Pp. 233-239.

Информация об авторах

Бекман О.А. — преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Брагин К.С. — преподаватель кафедры специальных дисциплин

Information about the authors

Beckman O.A. — lecturer at the department of general legal disciplines Bragin K.S. — teacher of the department of special disciplines

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.

The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.