Научная статья на тему 'МЕСТО УСЛУГ СРЕДИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ'

МЕСТО УСЛУГ СРЕДИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / РАБОТА / ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ДОГОВОР / КАЧЕСТВО УСЛУГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захарова Алина Сергеевна

В данной статье рассматриваются услуги, как объекты гражданских прав. Проводится сравнительный анализ категорий «работы» и «услуги». Представленный анализ позволяет прийти к выводу о самостоятельности, но в тоже время о взаимосвязи работ и услуг. Выделяются и описываются характерные особенности данного объекта гражданских прав. В работе проводится сравнительный анализ нормативно-правовых актов, содержащих понятие услуга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF SERVICES AMONG THE OBJECTS OF CIVIL RIGHTS

This article discusses services as objects of civil rights. A comparative analysis of the categories of "work" and "services" is carried out. The presented analysis allows us to come to a conclusion about independence, but at the same time about the relationship of works and services. The characteristic features of this object of civil rights are highlighted and described. The paper provides a comparative analysis of regulatory legal acts containing the concept of service".

Текст научной работы на тему «МЕСТО УСЛУГ СРЕДИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ»

референдуме может быть отменено. Однако сделать это возможно только по истечению срока, который составляет два года со дня принятия решения и производится путем принятия нового решения. Если же в организации референдума будут обнаружены нарушения, то отмена решения, принятого на нем, будет произведена судом.

Отмена принятого на местном референдуме решения судом происходит в случаях если:

1) был нарушен установленный порядок проведения референдума из-за чего нет возможности понять истинную волю принимавших в нем участия граждан;

2) будет выявлено несоответствие закону самого муниципального образования или субъекта, на чьих основаниях был проведен референдум, а также их иному законодательству или конституции из-за чего не представляется возможность выявить истинную волю участников референдума;

3) выявлено несоответствие Конституции РФ или Федеральному законодательству7.

Стоит отметить, что если для принятия решения, которое было принято на референдуме, необходимо создавать какой-либо дополнительный нормативный правовой акт то, то он должен быть изготовлен и реализован в течении пятнадцати дней со дня принятия решения.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одной из форм волеизъявления граждан в нашей стране является местным референдум. Он представляет собой голосование граждан на всей территории муниципального образования. Именно с его помощью, в пределах муниципального образования, принимаются самые важные решения по вопросам местного значения. Существуют некоторые особенности для организации проведения референдума, выдвижения инициативы. Поэтому государство изначально заложило через принятие законов правила, порядок и форму проведения

УДК 34

референдума. Необходимо это для обеспечения честного голосования и обеспечения подконтрольности субъектов Российской Федерации. На референдуме должна быть выявлена действительная позиция граждан из-за чего и необходимо регулирование данного вопроса.

Актуальность вопроса проведения местного референдума остается неизменной уже долгое время. Граждане имеют право и обязаны учувствовать в управленческой жизни своих муниципальных образований. Все ограничения, связанные с проведением референдума направлены лишь на защиту основных прав и свобод граждан и для получения более достоверных, эффективных и честных решений.

Референдум необходим для того, чтобы решить самые важные вопросы значимые для определенного муниципального района. К общему мнению по решению этих самых вопросов приходят путем голосования самих граждан. Так воплощается на практике принцип демократичности в нашей стране.

Список использованной литературы

1) Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002г.

2) Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ 28.06.2004 г. «О референдуме Российской Федерации».

3) Астафичев П.А. Муниципальное право России. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, РИОР, 2016. - 368с.

4) Бердникова Е.В. Муниципальное право в схемах. Москва: Проспект, 2015. - 152с

5) Малько А. В. Муниципальное право России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата /. 4- е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 414 с.

МЕСТО УСЛУГ СРЕДИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Захарова Алина Сергеевна

Студентка 2 курса магистратуры Российского государственного университета правосудия Почтовый адрес: 346720, г. Аксай, ул. Донская 20

Тел. 8-918-528-55-48

THE PLACE OF SERVICES AMONG THE OBJECTS OF CIVIL RIGHTS

A.S. Zakharova

В данной статье рассматриваются услуги, как объекты гражданских прав. Проводится сравнительный анализ категорий «работы» и «услуги». Представленный анализ позволяет прийти к выводу о самостоятельности, но в тоже время о взаимосвязи работ и услуг. Выделяются и описываются характерные

7 Бердникова Е.В. Муниципальное право в схемах / Е.В. Бердникова. — Москва: Проспект, 2015. - С. 107

особенности данного объекта гражданских прав. В работе проводится сравнительный анализ нормативно -правовых актов, содержащих понятие услуга».

This article discusses services as objects of civil rights. A comparative analysis of the categories of "work" and "services" is carried out. The presented analysis allows us to come to a conclusion about independence, but at the same time about the relationship of works and services. The characteristic features of this object of civil rights are highlighted and described. The paper provides a comparative analysis of regulatory legal acts containing the concept of service".

Ключевые слова: услуги, работа, объекты гражданских прав, договор, качество услуг.

Keywords: services, work, objects of civil rights, contract, quality of services.

Объектами гражданских прав признаются материальные и нематериальные блага либо деятельность по их созданию, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения, приобретают гражданские права и обязанности.

Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) «Объекты гражданских прав», относит к объектам гражданских прав вещи, в список которых включаются наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, включающие безналичные денежные средства,

бездокументарные ценные бумаги, а также с недавнего времени выделили и отнесли к объектам гражданских прав и цифровые права, результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации,

подразумевающие интеллектуальную

собственность, и нематериальные блага.

Из приведенного списка видно, что услуги наряду с работами составляют самостоятельную группу объектов гражданских прав. Однако надо провести границу между соответствующими объектами гражданских прав. В данном вопросе законодатель дал повод для размышлений о единообразии данных объектов, закрепляя в п. 5 ст. 1 ГК РФ положение о свободном перемещении в РФ наряду с товарами и финансовыми средствами, только услуги, не затрагивая работы. Кроме того, интересный пример можно наблюдать в п. 2 ст. 779 ГК РФ, когда законодатель обращает внимание на то, что правила Главы 39 "Возмездное оказание услуг" не применяются к услугам, оказываемым по договорам подряда, регулируемых главой 37 "Подряд", к услугам, регулируемым главой 38 "выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" и т.д. Таким образом, на приведенном примере мы видим нечеткое разделение между услугами и работами.

Говоря об услугах, как об объектах гражданского права, необходимо обратить внимание, что данный объект динамично развивается: в гражданском обороте появились новые разновидности договоров об оказании услуг, прежде неизвестные отечественной правовой системе. Степанов Д.И. отмечает, что аналогичная тенденция имеет место быть и в зарубежных государствах, объясняя это преобладанием услуг в имущественном обороте над торговлей материальными вещами и технологией. Покровская Л.Л. отмечает, что научно-технический прогресс

играет важнейшую роль в развитии мирового рынка услуг и приводит к появлению новых видов услуг, пользующихся спросом в обществе.

Что собой представляет понятие "услуги"? Обратившись к словарю, можно увидеть, что услугой считают действие, приносящее пользу, помощь другому. Исходя из этого, можно сделать вывод, что услуга, состоит двух элементов: цели, которой является польза, помощь; средств достижения цели - выполнение определенных действий. С помощью них можно выделить услугу среди иных юридических конструкций. Так, не могут относиться к услугам различного рода льготы, скидки, поскольку, несмотря на цели, в соответствии с которыми они устанавливаются, они не предполагают каких-либо действий.

Впервые понятие услуги закрепилось на законодательном уровне в качестве объекта самостоятельного права с принятием первой части ГК РФ. Законодатель упоминает услугу в вышеназванной ст. 128 ГК РФ, а также в статье, посвященной понятию договора возмездного оказания услуг - ст. 779 ГК РФ, не раскрывая её содержания. Несмотря на это, понятие услуги можно вывести из ст. 779 ГК РФ, которое приобретает следующий вид: услуга - это определенные действия, либо определенная деятельность, которую осуществляет одно лицо (исполнитель услуги) в пользу другого лица (заказчика услуги). Однако в отечественном законодательстве все-таки можно встретить законодательное определение услуги. Налоговый кодекс РФ содержит следующее определение услуги: "Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности". Ныне утративший силу нормативно-правовой акт -Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования», также трактовал услугу, как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Раскроем сущность услуги с помощью её признаков. Так, считается, что предметом услуг являются не овеществленный результат, а процесс оказания услуги, конкретные действия, потому предоставление услуг не может идти в разрез с деятельностью лица, оказывающего услуги.

Тихомиров А.В. выделяет такие характеристики услуги, как неосязаемость или нематериальный характер услуги, неразрывность производства и потребления услуги, неоднородность или изменчивость, неспособность услуг к хранению свидетельствующие о важной отличительной черте - сиюминутность услуги. Дроздова называет свойство синхронности оказания и получения услуги с учетом невозможности фиксации и сохранения объединительным термином «моментальная потребляемость услуг». И здесь важно отметить щепетильный момент, возникающий на фоне содержания услуги, как категории объектов гражданских прав -неустойчивости качества услуги. Для определения качества услуги необходимо опираться на определенные критерии для конкретного вида услуги, однако в этом вопросе тоже есть сложности, так как само понятие качества услуги -плавающее, так как, учитывая сиюминутность воспроизведения производства и потребления услуги, много факторов оказывают влияние на процесс оказания услуги. На этот случай можно прибегнуть к различным нормативно-правовым актам, закрепляющим правила для исполнителей услуг, критерии определения качества, благодаря которым можно определить качество оказанной услуги. Однако, если привести в пример, юридические услуги, а именно юридическую консультацию, оказание которой требует теоретических и практических знаний, ориентацию в правовых вопросах, а также мониторинг судебной практики для понимания и прогнозирования решения тех или иных вопросов, то следует обратить внимание на то, что юрист, оказывающий услуги такого рода, не всегда знает, с каким вопросом к нему обратятся, следовательно, он может быть не сведущим в ситуации, с которой ему предстоит столкнуться, оставляя вопрос качества оказания юридических услуг открытым. Хотя в нынешних реалиях ситуацию поправляет информационная-телекоммуникационная сеть «Интернет», предоставляющая доступ к законодательству и тем самым повышая качество оказания услуги, это не гарантирует, что услуга будет оказана качественно, итог во многом зависит от самого исполнителя услуги. Говоря про любой другой вид услуг, также можно привести немало примеров, где поднимается вопрос качества их оказания, что подтверждает выводы о том, что определить качественно или некачественно была оказана услуга не всегда просто, несмотря на законодательные акты, оказывающие правовое регулирование услуг.

С точки зрения обязательства, классическое понимание которого заключается в правоотношении, в силу чего кредитор имеет право требования, в то время, как должник обязан совершить определенное действие, либо воздержаться от такового, услуги - есть обязательство, в котором обязанное лицо должно совершить определенное действие и нет альтернативы пассивного поведения.

В разграничении объектов гражданских прав законодатель дал повод для размышлений о единообразии данных объектов, закрепляя в п. 5 ст. 1 ГК РФ положение о свободном перемещении в РФ наряду с товарами и финансовыми средствами, только услуги, не затрагивая работы. Кроме того, интересный пример можно наблюдать в п. 2 ст. 779 ГК РФ, когда законодатель обращает внимание на то, что правила Главы 39 "Возмездное оказание услуг" не применяются к услугам, оказываемым по договорам подряда, регулируемых главой 37 "Подряд", к услугам, регулируемым главой 38 "выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" и т.д. Таким образом, на приведенном примере мы видим размытие границ между услугами и работами.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч.1): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. № 32.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Ч.11) от 26.01.1996 № 14-Федеральный закон РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 29.01.1996. № 5..

3. Степанов, Д.И. Услуги как объект гражданских прав / Д.И. Степанов. - М.: Статут. -2005.

4. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.

5. Атакуева М. Т. Проблемы соотношения понятий «работы» и «услуги». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -Шрз://суЬег1етпка.ги/а111с1е/п/ргоЬ1ету-5оо1по5Ьетуа-ропуайу-гаЬо1у-1-и51^1

6. Дроздова А.В. Понятие и содержание услуги как объекта гражданских прав. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шрз://суЬег1етпка.ги/а111с1е/п/ропуайе-1-soderzhanie-us1ugi-kak-obekta-grazhdanskih-prav

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.