Научная статья на тему 'Место творчества М. Горького в русской реалистической литературе кон. 19- нач. 20 вв'

Место творчества М. Горького в русской реалистической литературе кон. 19- нач. 20 вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1597
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗМ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РОМАН / ЖАНРЫ / МЕТОД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хунарикова Петимат Хамидовна, Бачалова Инна Бисолтовна

В статье исследуется феномен бытования горьковских текстов в русской литературе ХХ века. Авторами статьи анализируются произведения М.Горького и критические материалы, связанные с оценкой писательского труда и творческого метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место творчества М. Горького в русской реалистической литературе кон. 19- нач. 20 вв»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х

индивидуальности, в то время как в английском языковом сознании, люди видят друг друга, прежде всего, как индивидуальность. «Если английское языковое сознание - сознание социальное, направленное на внешний мир, то русское языковое сознание направлено как на себя, так и на другого индивидуума».

Для решения проблем межкультурной коммуникации разработана стратегия сравнительного изучения ассоциативного поведения в различных языках, цель которой состоит в исследовании особенностей языкового сознания представителей различных культур с последующим созданием методов "межкультурного обучения" [4, с. 15]. Данные исследования вызваны потребностью предотвращения коммуникативных конфликтов в межкультурной коммуникации. Данные ассоциативных экспериментов непосредственно отображают традиционные модели сознания и поведения, специфичного для того или иного общества.

Таким образом, ассоциативные исследования лексических единиц позволяют открыть коммуникативный потенциал отдельных слов и их семантическое содержание. Свободный ассоциативный эксперимент применяется не только как средство изучения межкультурной коммуникации, но и как помощь в исследовании огромного количества методических проблем. Список использованной литературы:

1. Алифиренко Н. Ф., Шэнбо Юй. Этноязыковое пространство: проблемы методологии на фоне сопоставления фраземики русского и китайского языков / Н. Ф. Алифиренко, Юй Шэнбо. 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbuv.gov.Ua/old_jrn/Soc_Gum/Pzs/2009_9/6.pdf (дата обращения: 15.11.2016)

2. Караулов Ю. Н., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Русский ассоциативный словарь. Т. 1,2. М.: АСТ-Астрель, 2002. 782 с., 991 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tesaurus.ru/dict/dict.php (дата обращения: 20.09.2016)

3. Привалова И. В. Языковое сознание: этнокультурная маркированность, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://dissercat.com/content/yazykovoe-soznanie-etnokulturnaya-markirovannost-teoretiko-eksperimentalnoe-issledovanie (дата обращения: 10.10.2016)

4. Сазонова Т. Ю. Моделирование процессов идентификации слова человеком: психолингвистический подход. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2000. 134 с.

5. Уфимцева Н. В. Русские: опыт еще одного самопознания. Этнокультурная специфика языкового сознания.- М.: ИЯ РАН, 1996. С. 139-162.

© Назаркина В. В., 2016

УДК 882

Хунарикова Петимат Хамидовна

к. филол. н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы Чеченский государственный университет Бачалова Инна Бисолтовна к. филол. н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы Чеченский государственный университет

МЕСТО ТВОРЧЕСТВА М. ГОРЬКОГО В РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОН.19- НАЧ.20 ВВ.

Аннотация

В статье исследуется феномен бытования горьковских текстов в русской литературе ХХ века. Авторами статьи анализируются произведения М.Горького и критические материалы, связанные с оценкой писательского труда и творческого метода.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Реализм, творческий процесс, роман, жанры, метод.

Максим Горький - это целая эпоха русской литературы. Он вступает в литературу на рубеже XIX-XX вв., т. е. когда окончательно исчерпывает себя революционность народничества и поднимается во весь свой рост российский пролетариат. Уже в ранних романтических произведениях Горький предвещает грядущую революционную бурю.

В конце 90-х годов Горький обращается к большим видам эпической прозы - повести и роману. Тема «владык жизни», драматические коллизии, которые переживают люди, не исковерканные буржуазной моралью, с эпическим размахом воплощены в повести «Фома Гордеев» (1899). В центре произведения незаурядная личность - молодой Гордеев. Фома - отщепенец своего класса (хотя и нетипичный), оказавшийся чужим в купеческом мире. Человек честный, искренний, стремящийся к справедливости, Гордеев бьется в «золотой клетке»; он вступает в борьбу с купечеством, стремясь вырваться на свободу, но происходит это ценой гибели героя. Ему противостоит идеолог купечества Яков Маякин, открыто проповедующий свою «философию»: «Купец в государстве первая сила, потому что с ним миллионы!»

На страницах крупных эпических и драматургических жанров - повесть «Трое» (1900-1901), драмы «Мещане» (1901), «На дне» (1902) - получают воплощение основные закономерности русской действительности в канун революции 1905-1907 гг. Здесь мы подходим к одной из центральных проблем не только творчества Горького, но и всей литературы нового типа: когда возник метод социалистического реализма вообще и у Горького в частности.

Новый художественный метод подготавливался всем предшествующим развитием искусства; это результат объективного движения истории и литературы. Среди наиболее значимых факторов, обусловивших генезис нового искусства, можно было бы выделить три особенно важных. Во-первых, предпосылки социально- политического характера, а именно: перемещение центра международного революционного и рабочего движения из Западной Европы в Россию. Во-вторых, предпосылки идеологического и философско-гносеологического плана (определение В. И. Лениным принципа партийности литературы, а также ленинская теория отражения, в основе которой лежит образ постигаемого реального мира). И наконец, предпосылки собственно эстетические - реализм русской и мировой классики, законным наследником которой выступило революционное искусство России начала XX в. Заслуга Горького в том, что он первым необычайно талантливо, смело, оригинально претворил эти возможности в действительность.

Во многих произведениях 90-х годов Горький проводит мысль о неизбежности революции, показывает назревание в народных массах России политического протеста. Герои реалистических рассказов и повестей Горького (Коновалов, Орлов, Фома Гордеев) видят «неправильный у жизни ход», но не знают пока выхода из этого положения. В отличие от некоторых прогрессивных писателей (например, Вересаева) Горький тяготеет к революционному, а не к легальному марксизму. Это резко выделяло его из числа писавших о рабочем классе, стало залогом последующих успехов писателя. Развитие пролетарского движения раскрыло невиданные перспективы для изображения борьбы рабочего класса. Повесть «Трое» и драма «Мещане» - важный этап на пути освоения нового жизненного содержания и создания образа революционного рабочего.

С конца 90-х годов Горький последовательно проводит мысль о бесплодности индивидуального, анархического протеста. Илья Лунев (повесть «Трое») - натура сложная, тонко воспринимающая все жизненные перипетии. Герой глубоко задумывается над тем, в чем смысл жизни. Лунев дерзко мстит мещанскому окружению за поруганное стремление к правде и «чистоте» жизни: празднество у околоточного Автономова завершается взрывом анархического бунта. Но бросив злые обличительные слова в муравейник гостей околоточного, Илья почувствовал в груди холодную, темную пустоту: «А дальше что?» Так герой начинает осознавать ограниченность своего протеста. В отличие от Лунева рабочий Павел Грачев уже сближается с социалистическим кружком, где он может получить ответы на волнующие вопросы [1].

Годом позже, в «Мещанах», Горький создает образ рабочего, для которого ясна цель классовой борьбы. «Я этого порядка - не хочу! -заявляет Нил, - Я знаю, что жизнь - дело серьезное, но неустроенное... что оно потребует для своего устройства все силы и способности мои. Я знаю и то, что я - не богатырь, а просто -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

честный, здоровый человек, а я все-таки говорю: ничего! Наша возьмет!..» И хотя рабочая среда, сформировавшая Нила, непосредственно не выведена на сцену, дыхание ее все время ощущается. Нил живет идеями и чувствами передового пролетарского коллектива. В переустройстве общественных условий - смысл жизненной философии Нила, суть его деятельности, которая заражает других людей уверенностью в правоте этой борьбы, смелостью ее идей [4].

Образ рабочего-революционера Нила - художественное открытие Горького, имеющее всемирно-историческое значение. Нил - созидатель нового мира человеческих отношений. Не случайно общероссийский и общеевропейский резонанс получили его знаменитые афоризмы: «Права - не дают, права - берут», «Хозяин тот, кто трудится». Образом Нила по-новому ставится проблема положительного героя, которую долгие годы пыталась разрешить передовая русская литература. В Ниле воплощены лучшие качества русского революционного пролетариата: ясность классового сознания, цельность, несгибаемость натуры, железная логика в споре, воля, решительность, вместе с тем удивительная простота, душевность. Впервые в истории мировой литературы Горький передал -в образе Нила поэзию труда и героизм революционного преобразования жизни.

Пьеса «На дне», по словам автора, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей». В ней не столько завершалась ранняя тема о босяках, сколько в преддверии первой российской революции провозглашалась мысль о необходимости коренных социальных изменений, разоблачались привычные фантомы буржуазной морали и особенно проповедь утешительства. Величие горьковского гуманизма раскрылось с особой полнотой и выразительностью в ряде монологов Сатина, прозвучавших гимном свободному человеку: «Человек! Это -великолепно! Это - звучит... гордо!.. Человек - выше сытости». [2]

Итак, первые открытия нового метода - метода социалистического реализма - связаны с проблемой положительного героя. Поиски героического дела, органическое слияние реализма с высокой романтикой были характерны для начального этапа формирования нового художественного метода.

В романе «Мать» (1906-1907) и драме «Враги» (1906) М. Горький показал не просто отдельные явления предреволюционной эпохи (бунтари-интеллигенты, стачечная борьба, социал-демократические кружки и т. п.). Это было и у его предшественников и современников (повести Вересаева; роман Гусева-Оренбургского «Страна отцов», 1904; рассказы Серафимовича «Мать», 1906, и «Бомбы», 1906). Горький отобразил основные проблемы пролетарского движения тех лет, его закономерности; более того - он создал роман нового типа.

Салтыков-Щедрин отмечал еще в 70-е годы XIX в.: «Русский роман вышел из рамок семейственности». При этом Щедрин учитывал опыт социально-публицистических романов Н. Чернышевского, С. Степняка-Кравчинского и других писателей, в творчестве которых произошли заметные изменения эстетической структуры жанра. В отличие от публицистического романа, где еще не была достигнута необходимая гармония между идеологическим и эмоционально-образным началами, в творчестве Горького это было слито органически.

Новая социально-философская концепция личности, не отвергающая семейно-бытовой канвы, пронизывает ее острейшим политическим, идеологическим смыслом. Социально-классовую доминанту, определяющую поведение человека в обществе, Горький раскрывает как неповторимо личное. Отсюда совершенно новый подход к проблеме становления, формирования и эволюции характера.

Если в начале романа «Мать» Пелагея Ниловна - забитая женщина, которая всего боится, старается даже двигаться бесшумно, как-то боком, то постепенно, вдохновляемая примером сына, она обретает иную поступь, вырастает в человека, по словам Горького, «полного неисчерпаемой мужественной силы». Этот путь Ниловны к социалистическому идеалу глубоко внутренне выстрадан; психологически неотразимо показано движение личности к высотам подлинного гуманизма.

На примере судьбы Павла Власова убедительно раскрыты основные этапы эволюции личности человека, сознательно выбравшего единственно возможный для себя жизненный ориентир - революционную борьбу. При этом Горькому пришлось преодолеть немалые трудности, связанные с постижением сложной и цельной в этой сложности натуры профессионального революционера. Горячо любящая Павла Власова Саша говорит о нем: «Он был всех сильнее и проще, всех суровее, конечно. Он чуткий, нежный, но только стыдится

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

открыть себя». Эту характеристику нравственного облика революционера писатель распространяет и на Николая Ивановича. Даже в самую трудную минуту своей жизни Николай Иванович не теряет внутреннего равновесия: «...он для всех оставался таким же, как и прежде, живущим тайною жизнью внутри себя и где-то впереди людей».

Сдержанность в выражении чувств, беззаветное служение делу народа, «тайная жизнь внутри себя» -все это накладывало сильнейший отпечаток на облик революционера, затрудняя его изображение средствами искусства. Многие из этих трудностей были успешно преодолены Горьким.

В романе «Мать» новаторская социально-этическая концепция личности неразрывно связана с принципиально новым представлением о роли народных масс в истории. Это влечет за собой изменения в области сюжета и композиции. Если раньше эпос и драма, отражавшие этапы постижения рабочей темы, строились по принципу моногеройной композиции, то, начиная с романа «Мать» и пьесы «Враги», на смену приходит многогеройное построение произведения. По - прежнему в фокусе внимания художника судьбы вожаков пролетарского движения, но выписанные психологически несравненно глубже и полнее, чем прежде. Главное же - появляются многочисленные фигуры типических представителей рабочих и крестьян, резко индивидуальные и неповторимые. Таковы образы Андрея Находки, Феди Мазина, Николая Весовщикова, Рыбина, Игната («Мать»), Синцова, Левшина, Ягодина («Враги»).

Это духовное раскрепощение личности совпало с переходом трудящихся масс от борьбы за экономические интересы к активным формам политической борьбы. Так в русской действительности возникает качественно новое явление: слияние протеста передовых людей эпохи с движением масс.

Многие предшественники Горького ограничивались изображением народа как толпы. На страницах романа «Мать» русский народ, обретающий качества сознательной исторической силы, дан в развитии. Показывая народ как движущую силу истории, Горький раскрывает самый механизм социальных бурь. В манифестациях, в сценах митингов, шествий, демонстраций проявляется не «роевое» начало, как у Л. Толстого, и не экспрессионистическое изображение бунтующей толпы, как у Л. Андреева. У М. Горького народные массы сплочены волей борцов за дело социализма.

Значение идейно-эстетических открытий художника так было оценено Стефаном Цвейгом: «Трудно описать, с какой стихийной силой уже первые произведения Горького потрясли Европу: словно разорвалась завеса, треснула стена, и все с изумлением, почти с испугом поняли, что впервые заговорила другая, неведомая дотоле Россия, что этот голос исходит из гигантской стесненной груди целого народа».

В творчестве Горького 1890-900-х годов, несомненно, наиболее мощно было представлено драматическое и героическое жизнеутверждающее начало. Одновременно, по мере того как обострялся общий кризис самодержавно-буржуазной системы, нарастали критические тенденции. Особого взлета сатира Горького достигла в таких произведениях, как цикл очерков «В Америке» и памфлеты «Мои интервью». Здесь получила развитие высокая традиция русской классики XIX в., прежде всего Герцена и Салтыкова-Щедрина [3].

Горький с особой гордостью и любовью отмечал приметы нового в облике советских людей, призывал молодых писателей раскрывать поэзию социалистического обновления земли, «искать вдохновений и материалов в широком и бурном потоке труда, создающего новые формы жизни». Он видел, как повсюду развертываются величественные процессы роста и «воспитания массой» социалистически мыслящей личности. Красота советской действительности - прежде всего в новом человеке, учил современников Горький. В этом ведущий принцип горьковской эстетики.

Список использованной литературы

1. Бурсов Б., «Мать» М. Горького и вопросы реализма, 1951

2. Горький М. роман «Мать». М., 1987

3. История русской литературы конца XIX - начала XX века / Под ред. В. А. Келдыша. В 2 томах. - М., 2007.

4. Революционный путь Горького. М., ГИХЛ, 1933, с. 48.

© Хунарикова П.П., Бачалова И.Б., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.