Научная статья на тему 'Место туризма в культуре современной Южной Кореи: история и современность'

Место туризма в культуре современной Южной Кореи: история и современность Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3049
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ИСТОРИЯ / "КОРЕЙСКАЯ ВОЛНА" / ХАЛЛЮ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / TOURISM / CULTURE / CULTURAL TOURISM / HISTORY / "KOREAN WAVE" / HALLYU / REPUBLIC OF KOREA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хан Чжихи

Основное внимание в работе сфокусировано на истории развития и характеристике современного состояния культурного туризма в Южной Корее. Представлено описание феномена Халлю («корейской волны»), которым обозначается влияние массовой культуры Южной Кореи на культуры других стран. Показано, что культура «корейской волны» выступила важным фактором, способствовавшим повышению привлекательности Кореи как туристской дестинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF TOURISM IN CULTURE OF CONTEMPORARY SOUTH KOREA: HISTORY AND modernity

In the article the author focuses on history of development and description of the current state of cultural tourism in South Korea. The phenomenon of Hallyu (“Korean Wave”), which denotes influence of mass culture of South Korea on cultures of other countries, is described. It is shown that culture of the “Korean Wave” was an important factor that contributed to increasing attractiveness of Korea as a tourist destination.

Текст научной работы на тему «Место туризма в культуре современной Южной Кореи: история и современность»

Хан Чжихи

МЕСТО ТУРИЗМА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЮЖНОЙ КОРЕИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Основное внимание в работе сфокусировано на истории развития и характеристике современного состояния культурного туризма в Южной Корее. Представлено описание феномена Халлю ("корейской волны"), которым обозначается влияние массовой культуры Южной Кореи на культуры других стран. Показано, что культура "корейской волны" выступила важным фактором, способствовавшим повышению привлекательности Кореи как туристской дестинации. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/3/2017/6-1/50.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 6(80): в 2-х ч. Ч. 1. C. 181-184. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

результативность их применения или надежность. Речь пойдет о студенческих приметах. Отметим некоторые студенческие приметы, в основании которых заложены указанные выше ассоциации.

Вспомним ряд примет, в которых перечисляется то, что не рекомендуется делать перед экзаменом, например: не рекомендуется мыть голову, стричь волосы. В подобных приметах действует ассоциация сходства. Объяснение запрета мыть голову, стричь волосы перед экзаменом в данных приметах содержит указание на то, что так можно избавиться от тех знаний, которые были выучены. Получается, что подобное вызовет подобное: помыли волосы - смыли знания, избавились от знаний; подстригли волосы - срезали знания. Примета, основанная на ассоциации смежности: чтобы сдать экзамен на хорошую оценку, надо дотронуться до отличника, подержаться за отличника. В основе данной приметы заложено действие ассоциации смежности, поскольку примета предполагает, что для получения желаемого результата - высокой оценки на экзамене - надо подержаться за отличника, который уже получил высокую оценку. По «закону соприкосновения» следует, что к тому, кто коснулся отличника, переходит «сила» высокой оценки.

Таким образом, оказывается, что среди примет и ритуалов, которые существуют и поддерживаются в современном мире, есть приметы (среди студенческих примет), построенные в соответствии с принципами ассоциативности. К принципам ассоциативности относятся ассоциация сходства и ассоциация смежности. Наряду с научным взглядом на мир современный человек может сохранять веру в некоторые приметы, что указывает на его восприятие мира в рамках логики мифологического познания.

Список источников

1. Мартишина Н. И. Введение в историю и философию науки. Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2003. 90 с.

2. Мартишина Н. И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. 178 с.

3. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1983. 703 с.

4. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981. 374 с.

ASSOCIATIVITY OF MYTHOLOGICAL COGNITION AND THE MODERN HUMAN'S THINKING

Trofimova Yuliya Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy Omsk State Transport University jual82@mail. ru

The article focuses on such peculiarity of mythological cognition as associativity. The author examines two key associations constituting the basis of myth and magic action (according to J. G. Frazer) - association of similarity and association of contiguity. The paper describes omens well-known in the modern world, in particular, student omens based on association of similarity and association of contiguity.

Key words and phrases: associativity; association of contiguity; association of similarity; non-scientific cognition; myth; mythological cognition; student omens.

УДК 008:379.85 Культурология

Основное внимание в работе сфокусировано на истории развития и характеристике современного состояния культурного туризма в Южной Корее. Представлено описание феномена Халлю («корейской волны»), которым обозначается влияние массовой культуры Южной Кореи на культуры других стран. Показано, что культура «корейской волны» выступила важным фактором, способствовавшим повышению привлекательности Кореи как туристской дестинации.

Ключевые слова и фразы: туризм; культура; культурный туризм; история; «корейская волна»; Халлю; Республика Корея.

Хан Чжихи

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток МурооН[email protected]

МЕСТО ТУРИЗМА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЮЖНОЙ КОРЕИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Туризм Южной Кореи имеет достаточно длительную историю. Ранний этап его развития можно отнести ко времени существования государства Силла (57 г. до н.э. - 935 г.). Тогда были распространены обучающие поездки для аристократии (групповое обучение хваранов - юношей 14-15 лет, которые отбирались особым образом с целью последующего их обучения и воспитания), поездки руководящих чиновников в регионы с инспекциями. Сдача экзаменов, церковная деятельность также предполагали перемещения по территории государства. Это были мелкомасштабные индивидуальные поездки, которые могут быть охарактеризованы

как особые путешествия представителей отдельных классов, предпринятые с определенными политическими, дипломатическими и военными целями.

В поздний период государства Корё (ХШ-ХГУ вв.) и ранний период государства Чосон (XIV-XV вв.) зародилась концепция выездного туризма, что было связано с увеличением числа путешественников, посещающих соседние Китай и Японию. В поздний период государства Корё ученые и духовные лица, ездившие в Китай, составляли так называемые «путевые заметки». Ученый раннего периода эпохи Чосон Со Го Чжон в своей книге «Сагачжип» объясняет значение слова «туризм» как «смотреть на свет других стран» [5, с. 21]. В содержание данного понятия входит знакомство с культурой, обычаями, природой другой страны или региона. Из этого можно сделать вывод, что концепция выездного туризма в исследуемом регионе установилась уже в конце эпохи государства Корё и ранний период эпохи Чосон, то есть около 600 лет назад.

Для жителей провинций поездка в Сеул была делом настолько нечастым, что даже появилось образное выражение «посещение Сеула». Хансон (название города Сеула во времена Чосон), где находился дворец императора, являлся излюбленным местом посещения граждан государства Чосон. Горячие источники, которые также являлись популярными объектами дестинации, могут быть отнесены к сфере медицинского туризма, направленного на лечение дерматологических заболеваний или артритов. Еще одной разновидностью раннего туризма в Корее можно назвать походы в горы, которые совершались с целью духовного самосовершенствования. В соответствии с конфуцианской системой ценностей они были направлены на то, чтобы познать прекрасные места в стране и набраться спокойствия. Ученые эпохи государства Чосон в горах занимались духовными практиками или писали стихи [Там же]. Приверженцы движения «сирхак» во время подобных путешествий не только любовались красотами родной земли, но и собирали материал для создания трудов о Корее, что способствовало развитию науки и культуры. Здесь следует упомянуть мастеров пейзажа Нам Ке У, автора трудов по исторической географии Чон Як Ён [1].

В эпоху Чосон, когда конфуцианство достигло своего высшего расцвета, широкое распространение получил выездной туризм в Китай. Вместе с тем в этот период люди, которые выезжали за пределы страны, были редкостью. Возможность выехать в Китай или Японию имели только коммерсанты, занимавшиеся внешней торговлей, дипломаты и переводчики. Путешествия по знаменитым местам страны остались привилегией небольшого числа граждан и в период аннексии Кореи Японией, и после восстановления ее независимости. Такая ограниченность туризма имела в основном экономические причины, но одним из ключевых факторов можно также назвать ограниченность средств передвижения. В эпоху Чосон таковыми являлись лошади и паланкин, но и ими могли пользоваться только избранные слои общества [5].

После Второй мировой войны, в 1961 г., правительство для привлечения туристов из-за рубежа приступило к строительству крупных туристических комплексов, предназначенных для отдыха, развлечения и проживания. В апреле 1975 г. корейское правительство издало Закон о поддержке строительства туристических комплексов.

Важнейшим событием, способствовавшим подъему туристической отрасли в стране, стали XXIV Летние Олимпийские игры 1988 г. в Сеуле. В Корею приехало 200 млн иностранных туристов [9]. В 2002 г., во время проведения Чемпионата мира по футболу, Корею посетило 139 600 туристов [2]. Это время является периодом организованного крупномасштабного туризма. Туризм превратился в социальный феномен за счет использования свободного времени граждан всех слоев, включая средний класс и простых людей, и широкого стимулирования их деятельности. Благодаря активному содействию общественных организаций и государства компании, стремясь получить прибыль, одновременно способствовали достижению общегосударственных целей, придавая туризму комплексную форму, в конечном итоге вобравшую в себя коммерческую и общественную составляющие.

На рубеже XX-XXI вв. экономика Кореи серьезно изменилась. Настало время креативной экономики. В этот период мир вступил в интенсивную конкурентную борьбу за расширение культурной территории.

Слово «культура» произошло от латинского сикш - «поклонение» - и вначале использовалось в основном значении - «культивация земель». Позднее понятие «культура» применялось в качестве смежной концепции и формировало связь с понятием «хорошая ежедневная работа», подразумевавшим умения и способы деятельности человека. И только впоследствии в объем данного понятия вошли такие смыслы, как изысканность, искусство и прочие принципы личной и общественной творческой жизни.

Культурный туризм в Корее, будучи одной из форм культурной деятельности, включает в себя путешествия с целью изучения культуры, участие в культурных фестивалях и других культурных событиях, посещение старинных памятников.

Понятие «Халлю» («корейская волна») означает явление, которое включает в себя массовую культуру Республики Корея, оно приобрело большую популярность во многих странах за ее пределами. Слово «Халлю» является заимствованным неологизмом, который был введен в обиход в 1990-х гг. в Китае для обозначения влияния, которое оказывает Корея на культуру других стран. Поначалу Халлю в основном ограничивалось популярностью корейских сериалов в Азии, но потом это понятие расширила музыка в стиле К-рор. Активное распространение Халлю наблюдалось в первой половине 2000-х гг. «Корейская волна» началась с сериалов, таких как «Осенняя сказка» (2000), «Зимняя соната» (2002), «Жемчужина дворца» (2004).

«Великая Чан Гым» - это сериал, транслировавшийся с сентября 2003 г. по март 2004 г., о реально существовавшей простолюдинке по имени Чан Гым, которая стала придворным врачом. Сюжет разворачивается на фоне дворцовой культуры Кореи с подробным представлением характерных черт жизни того периода, описанием еды, одежды, традиционной медицины. «Великая Чан Гым» получила большое признание как в самой

Корее, так и за рубежом. Сериал стали показывать в Гонконге, Японии. В Гонконге рейтинг популярности сериала превысил 47% [8, с. 156]. «Великая Чан Гым» транслировалась в 60 странах. В Иране рейтинг популярности этого сериала превысил 86% [3, с. 140].

«Великая Чан Гым» стала символом «корейской волны». После выхода на экраны данного телесериала число посетителей национальной деревни Чеджу, где проходили съемки, возросло с 221 017 до 329 215 человек (Табл. 1). Число иностранных туристов выросло на 49%. Популярность телесериала «Великая Чан Гым» способствовала увеличению туристического потока в Корею.

Таблица 1.

Динамика посещения иностранными туристами деревни Чеджу, 2002-2007

Год Число иностранцев Доля роста или уменьшения числа иностранных туристов

2002 289 498 -0,2

2003 221 017 -23,7

2004 329 215 49,0

2005 378 723 15,0

2006 460 360 21,6

2007 541 274 17,6

Иностранные туристы посещают места съемок, фотографируются, играют в традиционные корейские игры, самостоятельно готовят и пробуют традиционные корейские блюда, показанные в телесериале «Великая Чан Гым», тем самым непосредственно погружаясь в атмосферу, созданную в телесериале. Здесь можно обжечь изделие в гончарной печи, натянуть тетиву лука, испытать свою меткость, метая стрелы в кувшин, выпить макколи (корейский традиционный алкогольный напиток).

Данный сериал оказал влияние на рекламу, музыку, корейскую еду, производство корейской традиционной одежды. В целом экономический эффект, произведенный сериалом, может быть оценен в 1,119 млн вон [4, с. 396].

Поклонники «корейской волны», привлеченные телесериалами, также заинтересовались и корейской поп-культурой. Начало этой тенденции было положено песней исполнителя PSY Gangnam Style. Также известными южнокорейскими исполнителями являются БоА, Би, Донбан Синги.

«Синдром PSY» поведал миру о Южной Корее. В словаре корейского языка слово «синдром» объясняется как явление, которое захлестывает, подобно эпидемии. Популярность данного исполнителя уже превысила простую известность и может оцениваться именно как синдром. «Синдром PSY» распространил песню этого корейского исполнителя по всему миру. Ветер «корейской волны» заставил танцевать весь мир, не стала исключением и Россия. На церемонии награждения самой большой российской музыкальной премии «Муз-ТВ 2013», которая проходила в Москве, специальную награду за мировой хит получила мировая звезда PSY. За месяц до награждения более 1,5 тыс. фанатов PSY, мужчины и женщины, устроили флешмоб, станцевав на стадионе «Олимпийский» танец Gangnam Style [6].

«Корейская волна» наполнила теплом души русских людей. Люди по всему миру очарованы корейской культурой и поэтому приезжают в Корею. Президент США Барак Обама в 2013 г. во время саммита сказал, что многих людей в мире в настоящее время привлекает культура Республики Корея, а также упомянул, что дочери научили его танцу Gangnam Style [7].

Благодаря композиции Gangnam Style район Каннам стал мировым туристическим объектом. В 2013 г. количество иностранных туристов, посетивших Каннам, достигло 5 млн человек (Табл. 2).

Таблица 2.

Динамика посещения иностранными туристами Каннама, 2012-2015

2012 2013 2014 2015

Число иностранных туристов, посетивших Каннам 1 310 000 5 023 000 6 105 000 5 828 000

«Корейская волна» ознаменовала собой новую эпоху корейской культуры, и на нее откликнулся весь мир. Распространенное ранее представление о Корее как маленькой стране изменилось: сейчас Корея является привлекательной туристской дестинацией. Повысилась ценность бренда Южной Кореи, а также возросла гордость корейцев за свою страну.

Если национальная конкурентоспособность экономики определяется уровнем экономического развития государства, то туризм зависит от культуры страны. Для организации более качественной туристической деятельности сегодня открываются новые туристические направления, обладающие особыми, индивидуальными характеристиками даже в условиях массового туризма. Такой туризм можно назвать туризмом нового вида, основными чертами которого являются разнообразие и наличие индивидуальных признаков. Культурный туризм, вне всяких сомнений, может быть признан туризмом нового вида. Доказательством высокой степени влияния культурного туризма на развитие туристической отрасли государства в целом является опыт Южной Кореи.

Список источников

1. Идейное течение «сирхак» [Электронный ресурс]. URL: http://historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000036/st384.shtml (дата обращения: 12.11.2016).

2. 2002 ^а^Й^ // - 2002. ^ 37^ ^ 1S. С. 357-373 (Кан Ин Хо. Корея - Япония: Чемпионат мира по футболу 2002 г. и спортивный туризм // Республика Корея. 2002. Т. 3. № 1. С. 357-373).

3. iw, 2014 (Ким Сон Су. Актуальный представительский культурный контент. Сеул, 2014).

4. W^. 2016 (Ким Пхён Су, Юн Хон Гын, Чан Гю Су. Теория промышленности культурного контента. Сеул, 2016).

5. ФФМ ^^^^^ ^^ Й^И?! (Полвека туризма подняло ценность Республики Корея) [Электронный ресурс]. URL: http://tong.visitkorea.or.kr/ktobiz/upload/public/50th/KTO_50th_16-113.pdf (дата обращения: 11.10.2016).

6. ^ ф Ж^ЗЧ} #^1#...1,500^ Russiai^ Щ (1500 человек приняли участие во флэшмобе, посвященном Gangnam Style PSY) [Электронный ресурс]. URL: http://rus-siafocus.co.kr/ multime-dia/pictures/2013/06/08/1500_42237 (дата обращения: 02.10.2016).

7. o}o]so] (Дети Обамы научили его танцевать Gangnam Style) [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8r23SQ3O8Nw (дата обращения: 02.10.2016).

8. iw, 2013 (Юн Хон Гын. Корейская телевещательная корпорация. Сеул, 2013).

9. 88iw ^^ ^ iw, 1999. 88 с. (Чон бэ хен. Исследование влияния Олимпийских игр 1988 г. на развитие туризма. Сеул, 1999. 88 с.).

PLACE OF TOURISM IN CULTURE OF CONTEMPORARY SOUTH KOREA: HISTORY AND MODERNITY

Han Ji-Hee

Far Eastern Federal University in Vladivostok Муроо[email protected]

In the article the author focuses on history of development and description of the current state of cultural tourism in South Korea. The phenomenon of Hallyu ("Korean Wave"), which denotes influence of mass culture of South Korea on cultures of other countries, is described. It is shown that culture of the "Korean Wave" was an important factor that contributed to increasing attractiveness of Korea as a tourist destination.

Key words and phrases: tourism; culture; cultural tourism; history; "Korean Wave"; Hallyu; The Republic of Korea.

УДК 130.2

Философские науки

В статье ставится под сомнение корректность репрезентации одного из базовых образов философии Ф. Ницше - образа Диониса, через который развертывается система нигилистических положений, составляющих комплекс так называемой философии жизни. Авторы полагают, что Ницше нарушает субординацию между греческими богами, отдавая генеалогическое первенство не светлому Аполлону, а темному Дионису, тем самым повреждая онтологическую структуру мироздания. Данный мифологический казус в дальнейшем вызвал тенденцию роста масштабов деструкции в сфере практической политики.

Ключевые слова и фразы: философия жизни; онтология; нигилизм; аполлоническое и дионисийское; примо-генитура; политическая практика.

Цуканов Евгений Александрович, к. филол. н., доцент Цуканова Ирина Владимировна, к. филос. н.

Белгородский государственный институт искусств и культуры [email protected]; [email protected]

ДИОНИС ИЛИ АПОЛЛОН: ПРОБЛЕМА ПРИМОГЕНИТУРЫ ГРЕЧЕСКИХ БОГОВ В ТВОРЧЕСТВЕ НИЦШЕ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Всемирная история человечества, несомненно, развивается по собственным имманентным законам и принципам, которые, впрочем, иногда удается дешифровать силой творческих изысканий великих мыслителей. К примеру, философское наследие Гегеля содержит достаточно внятное обоснование таких в прошлом скрытых «пружин» прогресса, как закон отрицания отрицания, борьбы и единства противоположностей, перехода количества в качество. Подобные законы, конечно, не могут сравниться по степени достоверности с физическими законами, однако они также позволяют увидеть мир значительно более упорядоченным.

В данной статье мы сосредоточились на одном очень древнем принципе, повлиявшем на ход общественно-исторического развития во многих регионах мира не в меньшей степени, чем указанные законы гегелевской диалектики. Это принцип примогенитуры. На нем основывалась практика передачи власти в древних обществах и обществах феодального типа вплоть до эпохи Нового времени. В самом узком смысле принцип

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.