Научная статья на тему 'МЕСТО ТЕМЫ «КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.'

МЕСТО ТЕМЫ «КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хлопководство / орошение / целинные и залежные земли / Голодная степь / ирригационное строительство

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А. Ш. Раимова

В тезисе рассматривается оптимальный способ, позволяющий наиболее быстро и доходчиво изложить суть темы учащимся старших классов. Данный период является довольно противоречивым, в связи с чем необходимо уметь грамотно преподать информацию, показать плюсы и минусы, определить положительные и отрицательные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ТЕМЫ «КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.»

МЕСТО ТЕМЫ «КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.

А. Ш. Раимова

Преподаватель кафедры история ЧГПИ

Аннотация: В тезисе рассматривается оптимальный способ, позволяющий наиболее быстро и доходчиво изложить суть темы учащимся старших классов. Данный период является довольно противоречивым, в связи с чем необходимо уметь грамотно преподать информацию, показать плюсы и минусы, определить положительные и отрицательные результаты.

Ключевые слова: Хлопководство, орошение, целинные и залежные земли, Голодная степь, ирригационное строительство

Аннотация: Тезис мавзунинг мохиятини урта мактаб укувчиларига тез ва аник такдим етишнинг енг яхши усулини куриб чикади. Бу давр анча мунозарали булиб, шунинг учун ахборотни тугри ургатиш, ижобий ва салбий томонларини курсатиш, ижобий ва салбий натижаларни аниклай олиш зарур.

Калит сузлар: Пахтачилик, ирригация, бокира ва кузги бугдой ерлари, оч чул, ирригация курилиши

Abstract: The thesis considers the best way to quickly and clearly present the essence of the topic to high school pupils. This period is quite controversial, and therefore it is necessary to be able to correctly teach information, show the pros and cons, and determine positive and negative results.

Keywords: Cotton growing, irrigation, virgin and fallow lands, Hungry steppe, irrigation construction

Изучая историю Узбекистана, соблюдая принцип объективности, многие события следует изучать более критично, более тщательно, рассматривая объект с различных точек зрения.

Такой сложный период как Советский союз оставил после себя немало последствий. За 70 лет его существования жизнь народа Узбекистана претерпевала сильнейшие изменения, многое из которых мы можем наблюдать и по сей день.

Изучая историю, современное поколение пытается найти ответы на свои вопросы, сравнить изучаемый период с настоящим временем, понять через что прошёл наш народ на пути независимости, определить корень многих современных проблем.

Изучение советского периода довольно противоречиво. Вполне естественно, что, обретя Узбекистаном независимости, научные круги стали описывать в основном минусы прошедшего периода, дабы провести чёткую жирную линию между прошлым и независимым будущим. Но тот период, который выбрали мы для примера обучения молодого поколения имеет действительно множество неприятных последствий, многие из который в настоящий момент превратились в глобальные. Необходимо обязательно отмечать этот факт при выступлении с рассказом перед учениками. Но давайте представим себе подробное изложение сути темы.

Для начала ученикам необходимо дать общее представление о социально-экономической жизни республики в военный и послевоенный период, объяснить систему народного хозяйства в тот период. Здесь будет достаточно и устного рассказа учителя: На тот момент основной отраслью специализации Узбекистана было хлопководство. Хлопок - ценнейшее стратегическое сырье, которое в условиях сложившегося разделения труда давало миллионы рабочих мест в текстильном производстве, экспорт за рубеж в страны СЭВ и т. д. Исходя из этих соображений и непрерывного роста потребности в хлопковом сырье, к руководству республики, в лице её руководителя Шарафа Рашидова, со стороны Центра предъявлялись требования увеличения производства хлопка за счет расширения посевных площадей[1].

Далее лучше использовать хронологические таблицы в качестве наглядного материала или же чертить таблицы самим одновременно с устным рассказом. Так, в результате структуризации сложные даты и названия постановлений будут чуть легче для запоминания учащимся.

Дата Постановление Суть

Август 1950 года «О переходе на новую систему орошения в целях более полного использования орошаемых земель и улучшения механизации сельскохозяйственных работ» [2] В республике развернулась работа по ликвидации мелких каналов, переустройству внутрихозяйственной оросительной и коллекторно-дренажной сети, укрупнению поливных участков и

капитальной планировке земель.

1956 год «Об орошении целинных земель Голодной степи в Узбекской ССР и Казахской ССР для увеличения производства хлопка»[3] Предусматривалось увеличение орошаемых площадей в Голодной степи на 200 тысяч га. К этому времени в Голодной степи орошалось 200 тысяч га.

14 июня 1958 года «О дальнейшем расширении и ускорении работ по орошению и освоению Голодной степи в Узбекской ССР, Казахской ССР и Таджикской ССР» [4] Было решено увеличить площадь новых орошаемых земель в этом районе до 380 тысяч га.

В это же время необходимо отмечать, что первоначально основное внимание было обращено не на новое строительство, а на восстановление запущенных ирригационных сооружений, каналов и дренажной сети. Отсутствие достаточных средств для строительства каналов и освоения целинных земель вынуждало расширять число поливных площадей, главным образом, за счёт освоения перелогов.

Впервые в практике ирригации в Голодной степи был применён метод комплексного освоения больших массивов целинных земель. Была создана мощная производственная база, строительство велось индустриальным методом. Прокладывались железные и автомобильные дороги, линии электропередачи, строились благоустроенные жилые посёлки с инженерными коммуникациями, культурно-бытовые учреждения, производственные объекты.

Далее нужно обратить внимание учеников на постройку и реконструкцию больших каналов республики, которые, к слову сказать, функционируют до сих пор. Здесь конечно же не обойтись без иллюстративного материала.

Большие водохозяйственные работы осуществлялись во многих регионах республики. Для обеспечения Бухарской области водой были построены Аму-Каракульский и Аму-Бухарский каналы. Были построены восемь крупнейших водохранилищ: Куюмазарское - в Бухарской, Южносурханское - в Сурхандаръинской, Чимкурганское - в Кашкадарьинской областях, всего к 1985 году уже функционировало 20 водохранилищ[5].

После основного описания можно перейти к анализу изученных событий. Здесь желательно предоставить ученикам шанс самим во всём разобраться лишь указывая на те или иные события. Цель: получить в итоге от учеников список плюсов и минусов освоения целинных и залежных земель.

Плюсы: комплексное освоение земель предусматривало орошение с одновременным созданием новых хозяйств, строительством жилых поселков, с культурно-бытовыми объектами. Были построены промышленные комплексы, новые города.

Минусы: безудержная гонка за валом привела к тому, что посевы хлопчатника росли быстрее прироста поливных земель. Если площади поливных земель увеличились с 1913 года до 1970 года в 2 раза, то посевы хлопчатника - в 4 раза[6]. Также усиливалась нерешенность продовольственной, экологической проблем, что обостряло социальную напряженность в республике. Строительство каналов и других объектов нередко оказывало негативное влияние на прилегающую местность, поднимая уровень грунтовых вод, засоляя и заболачивая пахотные земли, приводя к гибели сады и виноградники. Непродуманное строительство оросительных сооружений в целях создания новых районов хлопководства стало причиной бесконтрольного использования вод Амударьи и Сырдарьи и трагедии Арала[7].

Под конец занятия, для закрепления материала, можно выполнить несколько заданий. Например, очень действенно заполнить схему «Рыбий скелет». Ученики, выполняя задание, будут чутко знать причины, основные события и итоги. Или же можно дать им подумать над ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), помогает сделать акцент на тех вещах, которые остались не ясны и в то же время ЗХУ показывает, что ученики уже знают. Полезен этот метод для обеих сторон.

Таким образом, если рассматривать данную тему с точки преподавания её учащимся, то можно добиться от учеников не скучного её заучивания, а интересного интерактивного времяпрепровождения, направленного на тщательное изучение поставленной темы.

REFERENCES

[1] Деятельность Ш. Р. Рашидова в сфере сельского хозяйства // https: //sharafrashidov.org/ru/party/activity. html

[2] Зухритдинов Ш. А. Возникновение новых городов и их роль в строительстве социализма в Узбекистане., Т., «Фан», 1982, С. 82

[3] Узбекская Советская Социалистическая республика. Энциклопедия в одном томе. Главный редактор - академик АН УзССР К. А. Зуфаров. Главная редакция УзСЭ, -- Т., 1981. С. 209

[4] Узбекская Советская Социалистическая республика. Энциклопедия в одном томе. Главный редактор - академик АН УзССР К. А. Зуфаров. Главная редакция УзСЭ, -- Т., 1981. С. 209

[5] История Узбекистана (1917-1993 гг.) // Раджапова Р. Я., Каримов Р. Х., Акилов К. А. и др. Под общ. ред. А. А. Аскарова. - Т., 1995, С. 266

[6] Узбекская Советская Социалистическая республика. Энциклопедия в одном томе. Главный редактор - академик АН УзССР К. А. Зуфаров. Главная редакция УзСЭ, -- Т., 1981. С. 196-197

[7] Алимова Д. А. история как история, история как наука / Д. А. Алимова, Отв. ред. Э. В. Ртвеладзе; Предисл.: Ин-т истории АН РУз. Т. 1. История и историческое сознание. - Т.: «Узбекистан», 2008, С. 162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.