УДК 811.112.2 DOI: 10.18287/2542-0445-2017-23-3-78-82
М.М. Пензина*
МЕСТО СОВРЕМЕННОГО RADIOFEATURE В СИСТЕМЕ РАДИОЖАНРОВ ФРГ
В статье рассматривается роль современных документально-художественных радиопередач Feature в системе радиожанров ФРГ. В качестве метода описания служит функционально-предметный подход к определению и дифференцированию медиажанров. Статья отвечает на вопросы о задачах публицистического воздействия, характерных для Feature, предметной направленности жанра и особенностях взаимодействия доступных ему формообразующих, композиционных и акустических элементов. Особое внимание уделяется категориям документальности и художественности, являющимся центральными для определения жанрового статуса Radiofeature.
Ключевые слова: радиодискурс ФРГ, радийный медиатекст, радиожанры ФРГ, Radiofeature, немецкий язык.
С момента возникновения Radiofeature в 1924 г. (первоначально das Hörbild, die Hörfolge) его позиция в системе радиожанров ФРГ являлась неоднозначной и на протяжении многих лет вызывала споры среди деятелей радиовещания. Производство передач жанра Feature продолжительное время не имело принадлежности к определенной радиоредакции [1, с. 45]. Само наименование «Feature» в течение десятилетий оставалось для многих практиков и теоретиков жанра альтернативным и использовалось непоследовательно, передачи зачастую категоризировали как радиопостановку (нем. das Hörspiel) или уточняли их жанровую направленность через подзаголовки [1, с. 59; 2, с. 48—60]. Неопределенности положения Radiofeature по отношению к другим жанрам способствовало и долгое (до 1974 г.) отсутствие научных работ, посвященных своеобразию передач данного типа, в отличие, например, от возникшего также в 1920-е гг. Hörspiel, изучение которого имеет долгую и богатую традицию в филологии.
С последовательно развивавшимся в радиопроизводстве ФРГ и успешно описанным теоретически жанром Hörspiel была также связана дискуссия о принципиальной целесообразности выделения Radiofeature в особый жанр, поскольку последний, удовлетворяя требованию документальности в обращении к социальной действительности, являлся, по мнению многих радиопрактиков 1950-х годов, лишь определенной разновидностью новостного радиоотчета (нем. der Bericht), не способной к достаточной художественной самостоятельности [1, с. 65—68].
В условиях современного радиовещания ФРГ к жанру Radiofeature принято относить авторские документально-художественные радиопередачи, обращающиеся к значимым проблемам социальной действительности с помощью открытого критического подхода, который требует сопоставления разных
аспектов и перспектив восприятия того или иного информационного повода. Комплексность и много-аспектность его анализа обеспечивается многоуров-невостью композиционной структуры, способной объединить в рамках одной передачи все семиотические элементы радийного медиатекста (звучащее слово, шумы, музыку) различного пространственно-временного, жанрового и авторского происхождения.
Приведенное определение Radiofeature объединяет наиболее характерные жанрообразующие категории передач данного типа: их функцию, предмет и метод. Анализ данных категорий, выделяемых в рамках функционально-предметного подхода к разграничению медийных жанров [3, с. 32—37], позволит охарактеризовать место Radiofeature в современной системе радиожанров ФРГ.
Функциональная направленность радиопередач определяет наиболее общую дифференциацию жанров: Radiofeature относится наряду с репортажем (нем. die Reportage), радиопортретом (нем. das Poträt) и интервью (нем. das Interview) к медиатекстам интерпретирующего типа, противопоставляемым, согласно типологии Эккарта Ролофф, реферирующим и комментирующим жанрам [4, с. 60]. Подобно передачам реферирующего типа, для Radiofeature характерна опора на фактическую основу информационного повода, однако отбор тех или иных фактов и высказываний социальных акторов, их сопоставление, т. е. принципиальные для жанра композиционные решения, осуществляются в рамках субъективного видения автора, что является обязательным условием функционирования мно-гоаспектности в рассмотрении проблемы. При этом, в отличие от комментирующих радиотекстов, Feature не дает эксплицитного комментария: безусловно, в передачах прослеживается субъективный сценарий анализа проблемы, его критерии и алгоритм, обнажаются наличие полярных мнений
* © Пензина М.М., 2017
Пензина Марина Михайловна ([email protected]), кафедра немецкой филологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
и их относительность, однако от прямых оценок и выводов автор отказывается, предоставляя выбор слушателю. В центре внимания Radiofeature — всегда тема, а не идея [1, с. 58], поэтому функцией таких передач, т. е. задачей их публицистического воздействия, становится комплексное отображение проблемы — факты, события, мнения нанизываются на тематическую ось, обеспечивая тем самым продвижение к сущности проблемы, «вскрытие» глубинных взаимосвязей и противоречий. Radiofeature призван разрушать аффирмативно-пассив-ные установки слушателя к восприятию информационного повода [5, с. 21].
Функциональность каждого медийного жанра направлена на его предмет — «информационную базу», т. е. факты, события, мнения, особенности их развития и соотношения [3, с. 33]. Тематический спектр передач Radiofeature в рамках современного радиодискурса ФРГ необыкновенно широк и затрагивает все сферы человеческой деятельности — политику, экономику, образование, религию, культуру, здравоохранение. Авторы избирают в качестве информационного повода своих передач темы, имеющие значение для общества в национальном и межнациональном масштабах.
Характерным признаком радиожанра Feature является особый тип медийной актуальности: передачи Feature не призваны немедленно реагировать на происходящее социальной действительности — проект каждой передачи, принадлежащей к наиболее распространенной сегодня разновидности жанра большой формы (нем. Große Form; 50— 55-минутных радиопередач), утверждается за несколько месяцев до планируемого выхода в эфир и предполагает сложный процесс производства (тщательный информационный и архивный поиск, длительные командировки и запись интервью, атмосферных и других акустических элементов, озвучивание первично письменных текстов, композиционное упорядочивание полученного гетерогенного аудиоматериала, техническую реализацию). Нередко Radiofeature обращаются к событиям (недавней) истории, стремясь обнаружить их неоднозначность через призму современного восприятия, взаимосвязь с актуальными тенденциями, характер влияния на сегодняшний мир.
Функционально-предметная направленность жанра определяет его метод — набор приемов для решения задачи публицистического воздействия и «овладения предметом» [3, с. 33]. Для жанров радиовещания это совокупность формообразующих, композиционных, лексических и акустических средств. В качестве формообразующих элементов передачам Radiofeature доступны любые семиотические единицы радийного медиатекста. Особое место в композиционной структуре Radiofeature занимают оригинальные записи голосов центральных социальных акторов того или иного информационного повода. Авторы Feature целенаправленно используют не только языковую, но и неязыковую информацию элементов с содержательно-художественной ценностью — характеристики голоса, шумы, музыкальные композиции, и другие акустические эффекты, обеспечивая тем самым
интенсивное публицистическое воздействие на аудиторию через акустический канал. Наиболее полно этот потенциал реализуется в передачах Große Form [6, c. 38-39].
Метод передач Radiofeature широко и эффективно использует динамичность и открытость системы радиожанров. Наряду с оригинальными записями голосов, шумов, музыки, первично и вторично устными элементами различного происхождения, а также авторским текстом (если таковой предусмотрен внешней драматургией передачи), композиционными составляющими синтетического жанра Feature могут становиться методы и формы других радиожанров. Среди гетерогенных композиционных элементов Radiofeature встречаются новостное сообщение (нем. die Nachricht), радиоотчет (нем. der Bericht), репортаж (нем. die Reportage), документальная передача (нем. die Dokumentation), радиокомментарий (нем. der Kommentar), постановочные сцены (нем. die Hörspielszene). Таким образом, сложная композиция передачи интерпретирующего типа способна вместить в себя элементы реферирующих и комментирующих медиатекстов.
Итак, жанровый метод Radiofeature характеризуется многообразием композиционных средств и форм (ср. Polymorphie/ полифморфизм [5, с. 21]) и гетерогенностью элементов по жанровому, авторскому и пространственно-временному происхождению (ср. Diskontinität/ дисконтинуум [5, с. 21]). Те или иные композиционные составляющие объединяются в актуальный медиатекст Radiofeature согласно избранному автором принципу внешней драматургии передачи с помощью художественного монтажа. При этом в рамках передачи Feature возникает новая целостная медийная реальность [2, с. 12-13].
Формирование описанных функции, предмета и метода, свойственных современному Radiofeature, происходило на протяжении долгого исторического развития, переживавшего не только внутренние жанровые преобразования, но и влияние политических процессов и технологического прогресса.
В первый период расцвета жанра, датируемый 1924-1932 гг., Radiofeature (das Hörbild, die Hörfolge) предметной основой передач выступают культурные эпохи и ландшафты, подробно описываемые с помощью комбинирования монологов, диалогов, шумов, музыки и авторского комментария — в это время закладывается принцип разнородности привлекаемого материала. Функциональным приоритетом таких передач была акустическая трансляция зрительного образа, впечатления [2, с. 50].
Послевоенные Radiofeature, относящиеся ко второму периоду расцвета жанра (1945—1957 гг.), обращаются в рамках медийной политики reeducation к актуальным общественно-политическим процессам с целью критического рассмотрения проблемы, обнаружения противоречий и перспектив их преодоления и создают естественную почву для становления принципа открытого критического подхода к информационному поводу [2, с. 74; 5, с. 48]. Звучащее слово становится основным формообразующим и композиционным элементом пе-
редач, а документальность — важным критерием отбора материала. Среди практиков и первых теоретиков радиопроизводства возникает дискуссия о художественной ценности основанного на документальности радиожанра. Впервые идея о художественной состоятельности Radiofeature была высказана уже в 1953 г. Альфредом Андершем, известным радиоредактором и автором передач Feature, который отметил значимость монтажа как приема художественного формирования единой композиции передач [7, с. 96], однако положение жанра Feature между полюсами документальности и художественности еще долгое время оставалось неоднозначным.
С 1963 года, после окончания периода стагнации в развитии жанра, основной публицистической задачей передач Feature становится удовлетворение информационно-просветительских потребностей аудитории [5, с. 85]. Документальность аудио-материала приобретает решающее значение, возникает жанровая разновидность Dokumentarfeature.
С технической точки зрения становление жанра Radiofeature во все представленные периоды происходило в ситуации непрерывного эксперимента (который всегда занимал приоритетное место относительно теоретической рефлексии над своеобразием жанра [2, с. 58]) — активно разрабатывались и применялись новые техники записи, хранения и воспроизведения акустического материала. Однако именно в третий период расцвета жанра произошло наиболее весомое открытие в эволюции данной радиоформы. Появление технологии стереофонии дало толчок развитию нового метода Feature: в совокупности с технологией записей оригинальных голосов и шумов (нем. der Originalton, der O-Ton) стереофония по-новому раскрыла принцип документальности жанра. Первично устные тексты в новой жанровой разновидности O-Ton-Feature заняли приоритетное место относительно столь важных прежде первично письменных отрывков и авторского текста (вплоть до полного отказа от авторского комментария); возник akustisches Feature, активно использовавший художественный потенциал неязыковых эффектов доступного аудиоматериала.
Технические и методологические открытия третьего периода расцвета Radiofeature во многом определили дальнейшее развитие этого жанра. За разновидностью Große Form закрепилось положение субжанра, наиболее успешно решающего публицистическую задачу Feature, эффективно использующего многообразие доступных композиционно-акустических приемов [6, с. 38—39].
Обращение к историческому фону становления жанра позволяет проследить развитие и взаимодействие принципиальных для определения роли Radiofeature в системе радиожанров ФРГ методологических категорий — документальности и художественности. Современные передачи Feature с успехом комбинируют данные категории в решении публицистической задачи жанра, оправдывая особенный статус документально-художественной радиоформы. Центр функционально-предметной направленности Feature способен естественным образом смещаться от передачи к передаче, определяя
тем самым ее ключевые методологические решения, в том числе и поворот к одной из составляющих. Документальность передачи определяется количественной и качественной ролью документальных материалов первично и вторично устного происхождения, а также обращение к формам и методам других документальных жанров. Желая усилить художественную выразительность материала, автор передачи прибегает к методам Hörspiel, используя игровые сцены и другие приемы художественного вымысла, всегда однако четко указывая на фиктивность того или иного элемента, а также уделяет особое внимание художественному монтажу и выразительности звуковых эффектов и впечатлений.
Положение Radiofeature между документальными и художественными радиоформами находит отражение в современных редакционных стратегиях презентации передач. Так, например, радиоканал WDR (Westdeutscher Rundfunk) помещает на под-каст-странице, дающей обзор доступных к прослушиванию текстов Feature, подзаголовок: Spannende Dokumentationen, Reportagen, beeindruckende Geschichten: Das Feature gibt radiophone Einblicke in die Wirklichkeit, где обозначения Dokumentationen, Reportagen, Wirklichkeit указывают на документальность передач, а spannend, Geschichte и beeindruckend обращают внимание реципиента на художественность формы [8].
Другим показательным примером является архивный раздел аудиозаписей радиостанции NDR (Norddeutscher Rundfunk), который открывается следующим описанием: Informativ, unterhaltsam und bewegend — so ist das Feature, das auf NDR [...] gesendet wird. Echte Geschichten, Ereignisse aus dem wahren Leben [...]. Die Geschichten sind präzise und umfassend recherchiert, werden hintergründig und spannend erzählt. In Reportagen, Dokumentationen und Berichten schildert das Feature Storys aus Politik, Wirtschaft, Wissenschaft, Sport, Gesellschaft und Kultur [9]. В данном случае ключевые слова informativ, echt, wahr, präzise, umfassend, recherchiert, hintergründig, Reportage, Dokumentation, Bericht отражают документальную сторону передачи, тогда как обозначения unterhaltsam, bewegend, Geschichte, spannend, Storys подчеркивают наличие художественной составляющей.
Анализ отдельных передач, предлагаемых к прослушиванию на этих и других каналах, позволяет сделать вывод о том, что в практике современного радиопроизводства ФРГ адресованное слушателю упоминание об обращении Radiofeature к формам и методам других радиожанров свидетельствует не о попытке редакции точнее описать принадлежность передачи к тому или иному жанру или отнести ее к иной жанровой форме (что, вероятно, имело место в первые десятилетия развития Feature), а о желании указать на ее ключевые методологические решения. Важно, что рассматриваемые ме-диатексты полностью отвечают принципам функционально-предметной направленности, определяющим жанр Radiofeature, т. е. комплексному многоаспектному обращению к явлениям и проблемам социальной действительности, а выбор метода жанра — его формообразующих и композиционных эле-
ментов, лишь отображает доступность открытой синтетической форме Feature гибкости в выборе метода. Данное наблюдение позволяет сделать вывод о том, что считавшееся раннее проблематичным промежуточное положение Radiofeature между документальными и художественными жанровыми формами сегодня возможно интерпретировать как его важную жанрополагающую черту.
Объединяя гетерогенные по жанровому, авторскому и пространственно-временному происхождению, а также документальной природе композиционные элементы посредством акустической реализации материала и интенционально обусловленной стратегии художественного монтажа, Radiofeature способно аккумулировать новые смыслы в рамках новой медийной реальности. Это свойство, обозначенное Феликсом Крибусом как «собственная медийная продуктивность жанра» (нем. Eigenproduktivität) [2, c. 12—13], позволяет отвести Radiofeature особое место в системе радиожанров ФРГ как универсальному собственно радийному жанру, продуктивно использующему технический и художественный потенциал радиовещания (ср. обозначения жанра Feature как spezifisch funkisch у Т. Ауэр-Крафки [5, с. 16], rundfunkimmanent у Ф. Крибуса [2, с. 218] originäre Darstellungsform — у А. Бонгерс [10, с. 218], eine typische Radioform — у Б. Арнольда [11, с. 235]). Другими словами, подвижная синтетическая природа этой радиоформы, обращающейся к широчайшему спектру тем и способной к собственной продуктивности жанра, наиболее полно отвечает внутренним потребностям и возможностям радио как акустического канала передачи информации.
Библиографический список
1. Hülsebus-Wagner Chr. Feature und Radioessay. Hörfunkformen von Autoren der Gruppe 47 und ihres Umkreises. Aachen: CoBRA Medien, 1982. 276 S.
2. Kribus F. Das deutsche H ö rfunk-Feature: Geschichte, Inhalt und Sprache einer radiogenen Ausdrucksform. Tübingen: Univ., Diss., 1995. 229 S.
3. Смирнов B.B. Жанры радиожурналистики: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 288 с.
4. Böhnisch A. Journalistische Darstellungsformen // Overbeck, Peter [Hrsg.]. Radiojournalismus, Handbuch Journalismus, Konstanz: UVK Verl.-Ges., 2009. S. 59-111.
5. Auer-Krafka T. Die Entwicklungsgeschichte des westdeutschen Rundfunk-Features von den Anfängen bis zur Gegenwart. Wien: Braumüller, 1980. 154 S.
6. Zindel U. [Hrsg.]; Bauernfeind W. Das RadioFeature: inklusive CD mit Hörbeispielen. Konstanz: UVK Verl.-Ges., überarb. Aufl., 2007. 424 S.
7. Andersch A. Versuch über das Feature. Anläßlich einer neuen Arbeit Ernst Schnabels // Rundfunk und Fernsehen. Jahrgang [1], Heft 1 (1953). S. 94-97.
8. WDR Feature-Depot. URL: http://www1.wdr.de/ mediathek/audio/feature-depot/index.html (дата обращения: 01.11.2017).
9. Das Feature. URL: http://www.ndr.de/info/ sendungen/das_feature/index.html (дата обращения: 01.11.2017).
10. Bongers A. Darstellungsformen im Radio. In: Burkhardt St. Praktischer Journalismus. München: Oldenbourg, 2009. S. 217-239.
11. Arnold B-P. Feature // ABC des Hörfunks. Reihe praktischer Journalismus; 14, 2., überarb. Aufl., Konstanz: UVK-Medien, 1999. S. 231-236.
References
1. Hülsebus-Wagner Chr. Feature und Radioessay. Hörfunkformen von Autoren der Gruppe 47 und ihres Umkreises. Aachen: CoBRA Medien, 1982, 276 S.
2. Kribus F. Das deutsche H ö rfunk-Feature: Geschichte, Inhalt und Sprache einer radiogenen Ausdrucksform. Tübingen: Univ., Diss., 1995, 229 S.
3. Smirnov V.V. Zhanry radiozhurnalistiki [Genres of radio journalism]: Uchebnoe posobie dlya vuzov / V.V. Smirnov. М.: Aspekt Press, 2002, 288 p. [in Russian].
4. Böhnisch A. Journalistische Darstellungsformen // Overbeck. Peter [Hrsg.]. Radiojournalismus, Handbuch Journalismus. Konstanz: UVK Verl.-Ges., 2009. S. 59-111.
5. Auer-Krafka T. Die Entwicklungsgeschichte des westdeutschen Rundfunk-Features von den Anfängen bis zur Gegenwart. Wien: Braumüller, 1980, 154 s.
6. Zindel U. [Hrsg.]; Bauernfeind W. Das RadioFeature: inklusive CD mit Hörbeispielen. Konstanz: UVK Verl.-Ges., überarb. Aufl., 2007, 424 s.
7. Andersch A. Versuch über das Feature. Anläßlich einer neuen Arbeit Ernst Schnabels // Rundfunk und Fernsehen. Jahrgang [1], Heft 1 (1953). S. 94-97.
8. WDR Feature-Depot. URL: http://www1.wdr.de/ mediathek/audio/feature-depot/index.html (дата обращения: 01.11.2017).
9. Das Feature. URL: http://www.ndr.de/info/ sendungen/das_feature/index.html (дата обращения: 01.11.2017).
10. Bongers A. Darstellungsformen im Radio. In: Burkhardt St. Praktischer Journalismus. München: Oldenbourg, 2009. S. 217-239.
11. Arnold B-P. Feature // ABC des Hörfunks. Reihe praktischer Journalismus; 14, 2., überarb. Aufl., Konstanz: UVK-Medien, 1999. S. 231-236.
M.M. Penzina*
THE ROLE OF THE MODERN RADIOFEATURE IN THE SYSTEM OF RADIO GENRES IN GERMANY
The article analyzes the role of the modern documentary-fictional radio programs Feature in the genre system in Germany. As a description method serves the functional-objective approach for definition and differentiation of media genres. The article answers the questions about a goal of journalistic impact typical for Feature, objective strategies and an interactive specialty of formal, compositional and acoustic elements accessible for this genre. The distinct aspect is represented by the categories of documentary and fiction which are central for determination of the genre status of Radiofeature.
Key words: radio discourse in FRG, radiogenic media text, radio genres in FRG, Radiofeature, German language.
Статья поступила в редакцию 20/IX/2017. The article received 20/IX/2017.
* Penzina Marina Mikhailovna ([email protected]), Department of German Philology, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.