Место социологии в PR-индустрии The place of sociology in the PR-industry
Байганова Юлия Валерьевна
Студент 3 курса Факультет Заочный факультет Самарский государственный экономический университет Россия, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141 e-mail: baiganovajulie@gmail.com
Baiganova Julie Valeryevna
Student 3 term Faculty of Correspondence faculty Samara State University of Economics Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141 e-mail: baiganovajulie@gmail.com
Чеджемов Герман Асланбекович
Старший преподаватель Самарский государственный экономический университет Россия, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141
e-mail: irongerman@mail.ru
Chedzhemov German Aslanbekovich
Senior Lecturer Samara State University of Economics Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141 e-mail: irongerman@mail.ru
Аннотация.
Реклама давно стала занимать большую часть нашего времени, поэтому постоянно повышается к ней интерес. В статье проводится анализ значения применения социологических знаний в проведении грамотной PR-политики компании для продвижения бренда. В начале освящена главная цель реализации маркетинга для развития предприятия путем увеличения интереса к нему. Кроме того, изучены методы вывода продукта, которые используют организации при обращении к специалистам в PR-индустрии. Продемонстрированы наиболее популярные услуги, которые оказывают маркетологи для повышения успешности продаж компании. Одним из важных разделов статьи демонстрирует, как именно помогают социологические знания анализировать текущую стратегию продвижения бренда, разрабатывать новую и проводить маркетинговые исследования с целью получения актуальных данных от потребителей определенного продукта.
Annotation.
Advertising has long been taking up most of our time, so the interest in it is constantly increasing. The article provides the analysis of the significance of applying sociological knowledge to conduct competent PR-company policy for the promotion of the brand. In the beginning sanctified the main objective of implementation of marketing for enterprise development through increased interest. Also on the analysis methods of the output product, which are used by organizations when referring to professionals in the PR industry. The most popular services provided by marketers to improve the success of the company's sales are demonstrated. One of the important sections of the article demonstrates how sociological knowledge helps to analyze the current strategy of brand promotion, develop new and conduct market research in order to obtain relevant data from consumers of a particular product.
Ключевые слова: PR-индустрия, реклама, маркетинг, маркетинговые исследования, продвижение
бренда.
Key words: PR industry, advertising, marketing, marketing research, brand promotion.
С каждым годом всё больше возрастает интерес к PR-индустрии, потому что она уже долгое время является актуальной сферой. Почему же в современном мире продвижение бренда с помощью маркетинга имеет такое важное значение? Каждый из нас ежедневно сталкивается с большим количеством рекламы, поэтому она активно влияет на наше восприятие окружающей реальности. Реклама нас преследует повсюду: мы постоянно сталкиваемся с ней в большом количестве в Интернете, по телевизору и на улице. В наши дни реклама
представляет собой результативный инструмент формирования жизненных ценностей молодежи и выступает мощным рычагом стереотипов восприятия мира.
Для начала необходимо выяснить, что мы понимаем под определением «РЯ», так как существует множество мнений, как трактуется данный термин. Рассмотрим основные:
продуманные, спланированные и постоянные усилия, имеющие цель установить и поддерживать взаимопонимание между организацией и ее общественностью;
функция менеджмента, которая оценивает отношение общественности, приводит политику и действия человека или организации в соответствие с интересами общественности, планирует и претворяет в жизнь программу действий для того, чтобы завоевать понимание общественности и быть ею принятым;
искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности;
особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью.
Обобщим вышеперечисленные определения в главную направленность, которая заключается в установлении взаимосвязи между коммерческими организациями и общественностью. Данную задачу выполняют маркетологи, работа которых и заключается в грамотном анализе актуальных направлений. Многие компании имеют в штате сотрудников маркетолога или РЯ-менеджера для анализа рынка, на котором представлены предлагаемые товары или услуги. Что важно для специалистов в РЯ-индустрии?
Во-первых, основной целью является изучение востребованности продукта компании, так как от актуальности во многом зависит успех продаж. Допустим, за несколько лет последний лет заметно возрос интерес к здоровому питанию, поэтому люди заинтересованы в покупке продуктов, относящихся к ЗОЖ. Следовательно, данный бизнес в текущее время принесет больше прибыли, чем 10 лет назад, так как целевая аудитория стала существенно шире.
Во-вторых, деятельность маркетолога направлена на изучение рынка, на котором представлен продукт организации. Кроме того, важно понимать особенности конкурирующих брендов, чтобы выявить место компании среди других. Изучение ниши является одним из важнейших аспектов работы в РЯ-индустрии.
В-третьих, ориентированность на целевую аудиторию продукта и понимание того, какую проблему решает продукт. Соответственно, рекламная кампания должна демонстрировать потребность людей, которые заинтересованы в покупке данного товара или получении услуги. Важно составить портрет потребителя, на которого ориентируется компания.
В-четвертых, анализ конкурентных преимуществ и особенностей для демонстрации их в целях увеличения продаж продукта. Необходимо досконально сравнить предлагаемый товар с представленными на рынке, чтобы точно понимать их отличия и использовать данную информацию в целях развития бренда.
В-пятых, рекомендуется проводить маркетинговые исследования для получения обратной связи от потребителей определенного продукта. Часто клиентов стимулируют выразить свое мнение в анкете. Например, покупатель получает своеобразную выгоду в виде скидки, если проходит опрос. Преимущество данного метода кроется в том, что напрямую выясняется мнение потребителя о продукте.
Грамотная РЯ-политика компании позволяет привлечь покупателя и удержать его, поэтому существует определенные специалисты, которые помогают вывести бренд на новый уровень с помощью маркетинга. Мы не сможем узнать информацию в полной мере о товаре, который не так давно поступил в продажу, если не увидим его рекламу, содержащую преимущества продукта. Продажи его, скорее всего, будут низкими, так как будет низкая информированность целевой аудитории, следствием его является отсутствие доверия потребителей.
Однако работа маркетолога необходима не только новым организациям, но тем, которые уже долгое время представлены на рынке.
Существуют несколько типов рекламы, которые различаются направленностью. Как было сказано ранее, она необходима новым компаниям для повышения лояльности потребителей к созданному бренду. Обращаясь к повседневным сферам человеческого общения, реклама создает определенные стереотипизированные формы, выраженные в имиджах, которые являются её специфическим механизмом социализации.
Организации, которые уже имеют положительный образ и долгое время представлены, также нуждаются в проведении рекламных кампаний с целью поддержания внимания аудитории к своему продукту или представления расширения ассортимента товаров или услуг. Любая компания всегда стремится к увеличению числа потребителей, что приведет к росту прибыли от продаж.
Для продвижения бренда на рынке часто применяются услуги PR-специалистов. Одной из категорий является сопровождение маркетинга в типах продаж B2B и B2C. Конечно, маркетинговые стратегии различаются в данных случаях, потому что продукты реализуют совершенно разные функции. Если в случае потребителя чаще используется неформальное представление продукта, то вряд ли этот же способ подойдет для бизнес-продуктов. В компетенцию маркетолога входит разработка и вывод на рынок новых брендов в соответствии с его целевой аудиторией, а также представление продукта со всеми его достоинствами.
Не менее важными являются корпоративные коммуникации в компании, поэтому нередко руководители обращаются для разработки их стратегий. Для любого бренда крайне важна репутация, поэтому PR-специалистами реализуется функция репутационного менеджмента и проведение соответствующих мероприятий для средств массовой информации.
Кризисные коммуникации помогают избегать и предотвращать сложные ситуации в развитии компании. В данную группу относятся следующие задачи PR-специалистов: разработка и реализация программ по антикризисному продвижению бренда; стратегия восстановления компании после сложного периода; проведение тренингов, которые помогают избежать возникновения кризисов.
Так как Интернет занимают большую долю нашей повседневной жизни, необходимо налаживание Digital коммуникаций. Для реализации создаются PR-проекты в Интернет и социальных медиа. Продвижение Интернет-ресурсов компании помогает увеличить узнаваемость за счет подключения дополнительных источников привлечения потенциальных клиентов. Чем выше вовлеченность посетителей размещения бренда в Интернете, тем больше увеличивается заинтересованность к продуктам компании.
В условиях, указанных выше, необходимы социологические знания по многим причинам, которые можно разделить по своеобразным группам.
В первую очередь, рассмотрим изучение рынка продукта, которые предлагает своим клиентам компания. Социологи анализируют актуальность продукта и сравнивают с аналогичными или похожими предложениями конкурирующих брендов. Например, в Интернет-маркетинге социология позволяет подробно проанализировать целевую аудиторию, на которую должна ориентироваться компания при продвижении и разработке рекламных кампаний.
Обратная связь клиентов помогает социологам проанализировать продукт с различных сторон. Например, с помощью проведения исследования можно получить информацию о качестве предлагаемого продукта, что в нем привлекает покупателей, а что следует изменить. Таким образом, мы видим непосредственное применение различных видов опроса. Довольно часто маркетинговые исследования проводятся в форме заполнения подготовленной анкеты, особенно в онлайн-режиме. Популярность данного
способа обусловлена факторами: значительно меньше затрачивается времени, так как нет необходимости присутствовать с каждым респондентом во время опроса; уменьшаются материальные затраты по сравнению с другими видами, потому что нет необходимости содержать большой штат сотрудников, которые будут опрашивать группу людей; возможность получить обратную связь от большего количества людей.
Социология способствует грамотной PR-политике компании не только в взаимодействии с клиентами, но и в репутации компании, так как она влияет на развитие бренда. Хорошая репутация помогает увеличивать продажи и привлекать большее число инвесторов. Существуют некоторые общие правила продвижения бренда на рынке.
Необходимо точно знать своих непосредственных конкурентов и все особенности его продукта. Нередко при разработке рекламных кампаний используется сравнение с определенным брендом, однако данный вид должен использоваться осторожно, а медиа-материалы - составляться внимательно, так как они не должны противоречить признанным нормам рекламы.
Работа с информацией о новом продукте позволяет заинтересовать аудиторию до выхода товара. В этом случае разграничивается взаимодействие с средствами массовой информацией и реклама. Своеобразная утечка информации в СМИ помогает заполучить заинтересованность потенциальных покупателей. Но важно, что реклама, как правило, не опережает официальную презентацию, и полная информация не предоставляется до этого момента.
В последнее время каждому из нас поступает большое количество рекламы ежедневно, на которую мы уже не обращаем внимания, поэтому важно качество рекламных материалов. С учетом целевой аудитории проанализировать, какие преимущества товара особенно важны, так как представленная информация должна легко запоминаться.
Социологические знания помогают избежать ряда ошибок в проведении рекламных кампаний. Значение этого заключается не только в пустой трате бюджета организации, но и в сохранении на прежнем уровне репутации бренда. Некачественная реклама может не только не привлечь новых клиентов, но и отпугнуть тех потенциальных покупателей, которые прежде были заинтересованы в покупке. Кроме того, надо осторожнее относиться к пиару компании, чтобы не разрушить репутацию, которая уже достигнута, потому что далеко не вся информация из средств массовой информации идет на пользу развитию бренда. В компании следует вести грамотную политику конфиденциальности информации, чтобы не допустить утечки некорректных данных, которые могут подорвать репутацию компании.
Кроме того, знания помогают использовать взаимодействие с средствами массовой информации для продвижения компании путем представления бренда с положительной стороны. Конечно, особенно важна деятельность социолога при проведении маркетинговых исследований для анализа мнения покупателей и потенциальных клиентов для выявления обратной связи. Важно изучить результаты и сделать выводы, которые помогут в дальнейшем развитии компании, включая сам продукт и PR-политики представления данного товара.
Список используемой литературы:
1.Кречина А.А., Чеджемов Г.А. Воздействия рекламы на ценностные ориентиры молодежи. // Известия Института систем управления Самарского государственного экономического университета. Самара-2017.№1(15). С.69.
2. PR - связи с общественностью // Энциклопедия Экономиста URL: http://www.grandars.ru/student/marketing/pr.html (дата обращения: 28.05.19).
3.Кречина А.А, Чеджемов Г.А. Воздействия рекламы на ценностные ориентиры молодежи // Известия Института систем управления Самарского государственного экономического университета. Самара-2017.№1(15). С.66
4. Перечень PR услуг в России // Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью URL: http://www.akospr.ru/standarty-industrii/perechen-pr-uslug (дата обращения: 28.05.19).
5.Эл Райс, Лора Райс. Восемь шагов раскрутки бренда с помощью PR / Эл Райс, Лора Райс // PR в России. - 2005. - № 5. С.2-5