Научная статья на тему 'Место шариата в жизни населения республик Северо-Кавказского федерального округа'

Место шариата в жизни населения республик Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАРИАТ / СМИ / СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЗАКОНЫ / ПРИВОЛЬНОСТИ / ЯСНЫЙ ПУТЬ / СВЕТСКОЕ ВРЕМЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ЖИЗНЬ / СЕМЕЙНО-РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дзуцев Х.В., Черемных О.О.

Данная статья написана по материалам этносоциологических исследований, проведенных СевероОсетинским отделом социальных исследований Института социальнополитических исследований Российской академии наук и кафедрой социологии СевероОсетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова. Опрос прошел весной 2018 года в республиках СевероКавказского федерального округа Российской Федерации: в Республике Северная Осетия Алания, Чеченской Республике, КарачаевоЧеркесской Республике, Республике Ингушетия, Республике Дагестан, КабардиноБалкарской Республике. Объем выборки составил 1200 человек, в том числе 50 экспертов (журналисты, ученые, чиновники, члены политических партий, работники культуры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место шариата в жизни населения республик Северо-Кавказского федерального округа»

исследования

Социология №1 2019

Место шариата в жизни населения республик Северо-Кавказского Федерального округа

Дзуцев Х.В., Черемных О.О.

Данная статья написана по материалам этносоциологических исследований, проведенных Северо-Осетинским отделом социальных исследований Института социально-политических исследований Российской академии наук и кафедрой социологии Северо-Осетин-ского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова. Опрос прошел весной 2018 года в республиках Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации: в Республике Северная Осетия - Алания, Чеченской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Ингушетия, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике. Объем выборки составил 1200 человек, в том числе 50 экспертов (журналисты, ученые, чиновники, члены политических партий, работники культуры).

Ключевые слова: шариат, СМИ, средневековые законы, привольно-сти, ясный путь, светское время, гражданская жизнь, семейно-род-ственные отношения, правовая система.

Dzutsev Kh.V., Cheremnykh O.O.

Place of Sharia in the life of the population of the republics of the North Caucasus Federal District

This article is based on ethnosociological research conducted by the North Ossetian Social Research Department of the Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences and the Department of Sociology of the North Ossetian State University. K.L Khetagurov. The survey was held in the spring of 2018 in the republics of the North Caucasus Federal District of the Russian Federation: in the Republic of North Ossetia - Alania, the Chechen Republic, the Karachay-Cherkess Republic, the Republic of Ingushetia, the Republic of Dagestan, the Kabardino-Balkarian Republic. The sample size was 1,200 people, including 50 experts (journalists, scientists, officials, members of political parties, cultural workers).

Key words: sharia, media, medieval laws, freedom, a clear path, secular time, civil life, family-kinship relations, legal system.

Сегодня при слове «шариат» содрогаются многие. Но далеко не все имеют четкое представление об этом понятии. Поэтому сегодня существует множество различных гипотез и ошибочных мнений относительно шариата. Из-за искаженной информации, предоставляемой СМИ, некоторые думают, что имеется в виду определенный томик, в котором собраны средневековые законы, рассказывающие о жестоких наказаниях, но это все далеко от четкого определения, что такое шариат. Например, о побитии камнями за небольшие привольности. И это неудивительно, так как в современном мире непродолжительные романчики являются привычным и законным делом. Также имеется мнение, что шариат, который жестоко карает за небольшие шалости, ничего не значит перед серьезными преступлениями, потому что абсолютно любое обвинение строится при наличии не менее четырех свидетелей. Все эти моменты сопровождаются бедными кварталами государств третьего мира, где живут бесправные женщины в парандже и запрещается употребление алкоголя. Что значит понятие «шариат»? Религия ислама имеет множество тонкостей, одной из которых является шариат. Прежде всего, это далеко не Уголовный кодекс. Именно так многие думают, поэтому возникает множество заблуждений относительно этого понятия. Шариат один и не имеет разновидностей по странам. Он представляет собой некоторое божественное установление. Можно сказать, что шариат является Священным Кораном, который прочитан как приказ к действию. Если переводить дословно, это слово трактуется как «ясный путь», который ведет к источнику. Шариатом также считается ориентир, оформляемый жизнь человека и в частном, и в общественном виде. Кроме того, шариат представляет собой путь, который ведет человека к высшей точке

Социол

огия №1 2019

Эмпирические

совершенства. Милостивый и милосердный Аллах открывает этот путь, а также предупреждает о тех вещах, которых нужно остерегаться, и куда необходимо приближаться. Также Аллах предостерегает от большого и малого.

Давая оценку места шариата в жизни северокавказского общества, нельзя скидывать со счетов тот факт, что отдельные его элементы всегда присутствовали в повседневной жизни горцев. Так, по данным наших исследований следует, что мусульманами себя назвали до 90% опрошенных «мусульманских» республик Северного Кавказа, а среди молодежи 95%. Причем религиозность молодежи на 10% превышает религиозность старшего поколенья, жившего в советское время. С другой стороны, по данным соцопросов степень доверия женщин-мусульманок к шариату невысока. К примеру, большая доля респондентов женского пола, указали, что больше всего их защищает светский закон (72,3 %) и лишь 20% упомянули шариат и адат.

Мы пытались выяснить, как относятся граждане СКФО, исповедующие ислам и немусульмане, к введению некоторых положений шариата в правовое, финансовое и личное пространство.

В среднем каждый пятый житель СКФО считает, что шариат должен стать "основным источником закона". Так считают жители ЧР (29,3%), 18,9% ингушей, 17,4% карачаевцев и черкесов, 13,4% представителей народов Дагестана, 12,6% кабардинцев и балкарцев и только 5,4% русских и русскоязычных и 4,0% осетин.

Совсем немного опрошенных считают, что шариат должен стать единственным источником закона. Так ответили 1б,7% чеченцев, 15,9% ингушей, 13,4% респондентов из Дагестана, примерно каждый десятый карачаевец и черкес (11,4%) и совсем немного русских и русскоязычных (1,9%) и осетин (0,8%).

Большая часть респондентов придерживаются мнения, что шариат должен быть одним из многих источников закона. Этот вариант ответа предпочли треть ингушей (35,4%), карачаевцев и черкесов (29,5%), четверть кабардинцев и балкарцев (25,9%), каждый пятый русский и русскоязычный респондент (20,7%), 16,0% осетин, 15,6% респондентов из Дагестана, 14,1% чеченцев.

Более всего голосов (треть) респондентов было отдано в пользу варианта "Шариат дол-

жен быть руководством морального поведения, не регулируемого законом". Так предпочли ответить более трети респондентов Дагестана (35,8%), карачаевцев и черкесов (37,1%), русских и русскоязычных (34,9%) и осетин (34,4%), четверть респондентов из Ингушетии (28,7%) и Чечни (21,2%).

Треть осетин (31,2%) и четверть русских и русскоязычных (24,5%), каждый пятый опрошенный из Дагестана (20,7%), 8,1% чеченцев, 4,5% карачаевцев и черкесов, 1,2% ингушей вообще не разделяют эту точку зрения

Лояльно настроенные к шариату эксперты Чечни и Ингушетии (23,4%), считают, что шариат может занять существенное место в гражданской жизни, так как «светские законы и законы шариата иногда совпадают». «Нормы шариата и российского законодательства согласуются». «... Мы и живем по шариату. Семейно-брачные, се-мейно-родственные отношения регулируются шариатом, законы кровной мести регулируются шариатом и мы рады, что по шариату запрещается мстить».

В Чечне высказывалось и противоположное мнение (12,8%): «Власть поняла, что чеченское общество не готово к вводу шариата, и сегодня население не за идею шариата в регулировании социально-правовых отношений, решении жизненных вопросов. С другой стороны, шариат нередко применяется на местном, бытовом уровне, скажем, человек сам выбирает для себя как урегулировать ситуацию: идти к мировому судье или же к кадию. В обществах с демократией допускается такого рода локальный правовой плюрализм».

Все эксперты Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, были едины во мнении о том, что граждане их республик не готовы принять шариат, как форму регулирования социально-правовых отношений: "Шариат для населения является загадкой. Основное население живет по российским законам". «На нашу повседневную жизнь прямого влияния шариат не оказывает».

Мнение других 60,0% опрошенных Дагестана отражено в следующем высказывании: "Население республики категорически против шариата. Правда, опрос был несколько лет назад. 75% сказали, что не хотели бы жить в исламском государстве с нормами шариата и только 16% сказали, что хотим.

исследования

оциология №1 2019

Каждый десятый эксперт подчеркнул различие взглядов граждан на введение в правовое поле республик СкФО в зависимости от возраста респондента: «Молодёжь считает, что шариат может внести порядок в образ жизни нашего населения, взрослые не приемлют шариат».

Эксперты Северной Осетии высказывались о том, что законы шариата чужды населению их республики: «Дискуссии, наверное, есть, но в нашей республике они не ведутся». Эксперты поведали, что некоторые граждане РСО-А высказывали опасение проникновению шариата в республику.

Результаты опроса показали, что значительная часть жителей СКФО занимает себя мыслями о возможности введения шариата в законодательную базу их республик.

Из материала исследования можно сделать следующее заключение. Шариат может вписываться в правовую систему кавказского и рос-

сийского социума. Большинство респондентов (около трети) выбрали два варианта ответа: "шариат должен быть руководством морального поведения, не регулируемого законом " или " он является одним из многих источников закона". Другая точка зрения о шариате, как о "единственным источником закона", нашла отклик в основном у респондентов Чечни, Ингушетии и Дагестана. При этом опрошенные из Чечни (треть) чаще других высказались в пользу этой версии. Неприятие шариата в обозначенном контексте выражено в ответах русских и русскоязычных респондентов и осетин.

Некоторые респонденты из Чечни, Кабардино-Балкарии, Дагестана и Карачаево-Черкесии практически в равных долях (по трети) высказали мнение о том, что присутствие шариата в современной жизни желательно не только для мусульман, но и для представителей других конфессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.