Научная статья на тему 'Место русской философии в мировой философии'

Место русской философии в мировой философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4797
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / УЧЕБНИКИ ПО ФИЛОСОФИИ / WORLD PHILOSOPHY / RUSSIAN PHILOSOPHY / TEXTBOOKS ON PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Обухов Валерий Леонидович

В статье рассматривается место русской философии в мировой философии. Автор сопоставляет русскую философию с западной философией и указывает на специфические черты русской философской мысли. Статью завершает вывод о недостаточном внимании к трудам и идеям русских философов в отечественных учебниках по философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Обухов Валерий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Place of Russian Philosophy in World Philosophy

The article discusses the place of Russian philosophy in world philosophy. The author compares Russian philosophy with Western philosophy and points to specific features of Russian philosophical thought. In conclusion the author points out the lack of attention to the works and ideas of Russian philosophers in Russian textbooks on philosophy.

Текст научной работы на тему «Место русской философии в мировой философии»

ПУТИ РУССКОЙ МЫСЛИ

УДК 1 (091) (47)

В. Л. Обухов

Место русской философии в мировой философии

В статье рассматривается место русской философии в мировой философии. Автор сопоставляет русскую философию с западной философией и указывает на специфические черты русской философской мысли. Статью завершает вывод о недостаточном внимании к трудам и идеям русских философов в отечественных учебниках по философии.

The article discusses the place of Russian philosophy in world philosophy. The author compares Russian philosophy with Western philosophy and points to specific features of Russian philosophical thought. In conclusion the author points out the lack of attention to the works and ideas of Russian philosophers in Russian textbooks on philosophy.

Ключевые слова: мировая философия, русская философия, учебники по философии.

Key words: World Philosophy, Russian Philosophy, textbooks on philosophy.

В советское время русская философия рассматривалась у нас как чисто периферийное явление, почти не имеющее никакой самостоятельной ценности. Она существовала вне столбовой дороги мировой (читай - западной) философии, неоспоримой вершиной которой признавалась философия марксизма. И если какие-то достижения за русской философией признавались, то преимущественно как следствие влияния несомненно более высокой западной философии.

Потребовалась мощная переоценка ценностей, произошедшая на рубеже XX и XXI веков, чтобы мы, наконец, стали избавляться от навязанных когда-то стереотипов. Однако и сегодня еще в программах и учебниках рассмотрению западной философии уделено несравненно большее внимание, чем отечественной, при том, что отечественная философия, во-первых, ничем не уступает ни западной,

© Обухов В. Л., 2016

ни восточной, и, во-вторых, будучи квинтэссенцией культуры, наиболее ярким и глубоким выражением духа русской нации, она больше всего может сообщить разуму и сердцу россиянина.

Прежде чем выяснять специфику русской философии, обратимся к вопросу, а существуют ли национальные философии? У нас ведь нет русской геометрии, химии, биологии, так почему же должна существовать русская философия?

Национальный характер философии определяется ее предметом. Исходя из общемировой традиции, философию следует определять как учение о всеобщих характеристиках мира в контексте человеческого существования в этом мире, или, короче, как знание о мире, пропущенное через душу человека. Отсюда следует, что философия не только наука, но и феномен культуры (как искусство или религия, например). Все попытки вырвать из философии какую-то одну составляющую всегда приводили к плачевным результатам. Так, марксистская философия упор делала на свою научную составляющую, вследствие чего философия определялась как наука о наиболее общих законах, действующих в природе, обществе и познании. И недосуг было увидеть в ней германский дух, казарменную составляющую, проявившуюся в идее всевластия государства, являющегося, по Марксу, единственным юридическим лицом. Так же трагической оказалась и судьба экзистенциализма, эксплуатировавшего лишь смыс-ложизненную составляющую философии, но отказавшего ей в праве быть научным знанием о мире. В результате бытие стало пониматься как Пустота, Ничто, единственно истинной характеристикой которого является Смерть.

Философия есть целостное мировидение, осуществляемое вследствие единства научного и вненаучного подходов, разума и чувства, рационального и иррационального, логики и интуиции, отработанной методологии и творческого озарения. Поэтому-то у нас нет русской математики, но есть русская поэзия, русская живопись, русская музыка, есть русская философия.

За всю историю человечества в мире существовало лишь около дюжины государств, у которых была своя собственная, достойная внимания философия. Россия принадлежит к этой дюжине. Конечно, мы не будем проявлять излишнюю гордыню по отношению к тем странам, у которых ее нет. Тем более, что они могли иначе заявить о себе и внести свой вклад в общую сокровищницу человечества. Так, например, у Швейцарии не было своей философии, но она зато делает лучшие в мире часы. Тем не менее мы не можем не испытывать гордость от осознания того факта, что мощнейшая духовная составляю-

щая нашего народа помогла ему родить философию, ставшую вровень с высшими достижениями мировой философской мысли.

Поскольку философия есть не только общечеловеческое, но и национальное духовное явление, постольку неминуемо встает вопрос, а в чем ее национальное своеобразие? в чем ее специфика?

Если оценивать русскую философию с позиции европоцентризма, то придется признать, что она по всем пунктам уступает западной. Но если подходить не предвзято, объективно, то окажется, что русская и западная философия - это равновеликие духовные явления, и русская философия не ниже и не хуже, она просто другая.

Если западная философия рождена из средневековой схоластики, а от нее - из древнеримской культуры, то русская происходит от византийской и древнегреческой философии и культуры. Не случайно поэтому христианский Запад делает упор на закон (Ветхий Завет), а Россия - на благодать (Новый Завет).

Если онтология западной философии выходит на мир в целом, то онтология русской философии обращена, прежде всего, к человеку и социуму, его окружающему. Иными словами, русская философия насквозь антропоцентрична. Именно поэтому у русской философии нет сколь-нибудь развернутых онтологии и гносеологии (некоторым исключением является лишь философия В. С. Соловьева).

Если западная философия ориентирована на поиск истины, понимаемой как бесстрастное теоретическое понимание мира, то в русской философии истина понимается как истина-правда, долженствующая стать основой справедливой жизни человека и человечества. Ведь этимологически слово «справедливость» и происходит от слова «правда» (дружить с правдой, любить правду, служить правде).

Если западная философия в целом рациональна, то русская - рационально-иррациональна. Не случайно Григорий Сковорода утверждал, что мир может быть познан только на основе единства разума (головы) и чувства (сердца), (отсюда известное: «Умом Россию не понять»...). Русская философская реалистическая традиция обосновывает необходимость живознания, органически сочетающего в себе и чувства, и ум, и опыт, и интуицию. Известный русский философ Н. О. Лосский проповедовал гносеологическим реализм, который состоит в том, что «только собрав в единое целое все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическую перцепцию и религиозное созерцание - человек начинает понимать истинное бытие мира.» [3, с. 514]. При этом все эти гносеологические установки применяются не как противоречащие друг другу, а как взаимодополняющие.

Если основным вопросом западной философии зачастую является вопрос о первичности материи или духа, то основным вопросом для русской философии является вопрос о природе и источнике добра, ценности добра, онтологии добра.

Если западная философия стремится к абстрактной систематизации идей и понятий, то русская философия, опирающаяся на интуитивное познание сущности, обычно бессистемна (как бессистемна и сама жизнь россиянина). (Неслучайно Д. И. Менделеев иногда вынужден был оправдываться за свою систему химических элементов, поскольку, по мнению многих российских интеллектуалов, разрабатывать систему - чисто немецкое занятие. Как неслучайно и то, что Станиславский выходил из себя, когда кто-нибудь говорил при нем о «системе Станиславского»).

Если западная философия в своем стремлении все разобрать «по косточкам», часто проявляет односторонность: отдельно эмпирики, отдельно рационалисты, отдельно сторонники дедуктивного метода, отдельно сторонники метода индуктивного, то русские философы, строящие свою теорию на основе живознания, живого опыта и непосредственной данности бытия, с недоумением и иронией относились к односторонности западного человека. Это положение четко обозначил русский философ А. И. Герцен:

«Оконченная, замкнутая личность западного человека удивляет нас сначала своей специальностью, вслед за тем удивляет односторонностью. Он всегда доволен собой, его самонадеянность нас оскорбляет. Он никогда не забывает личных видов, положение его вообще стеснённое и нравы приложены к жалкой среде. Я не думаю, чтоб люди всегда здесь были таковы; западный человек не в нормальном состоянии - он линяет... Мы в жизни, с одной стороны, больше художники, с другой - гораздо проще западных людей, не имеем их специальности, но зато многостороннее их. Развитые личности у нас редко встречаются, но они пышно, разметисто развиты, без шпалер и заборов. Совсем не так, как на Западе» [2, с. 100].

Если западная философия вписана в государственную машину и разрабатывается, в основном, в стенах академических учреждений, и поэтому многие известные западные философы были заведующими кафедрами философии и даже ректорами университетов, то русская философия всегда испытывала к себе неприязненное отношение со стороны самодержавия и церкви. Николай I говорил своим офицерам: «Займитесь службою, а не философией; я философов терпеть не могу, я всех философов в чахотку вгоню» [4, с. 114]. Поэтому отечественная философия получила свое развитие вне стен академических учреждений. Она ушла в искусство, религию, политику, науку. Именно

поэтому изучение русской философии будет неполным без рассмотрения философских взглядов поэтов, писателей, богословов, ученых.

Если на Западе, в силу сказанного, редкие философы придерживались радикальных взглядов, то в России, напротив, несколько поколений философов придерживались радикальных политических воззрений: декабристы, революционные демократы, народники, марксисты. И то, что Россия явилась родиной нескольких грандиозных революций - не случайное явление.

Русская философия не похожа ни на западную философию, ни на восточную. Поэтому она - не середина между ними и не их сумма, а некий синтез, предполагающий новое качество. Это вытекает из самого характера русского человека, его менталитета, хорошо схваченного А. Швейцером: «Русским людям не нужны материалистические "ценности" Запада, не нужны сомнительные достижения Востока в сфере абстрактной духовности, не имеющей ничего общего с реальностью» [5]. И именно поэтому русскую философию, наиболее близкую к реальному миру реального человека, с трудом понимают как на Западе, так и на Востоке (а иногда - и мы сами).

Если западные философы чаще всего уделяют внимание таким понятиям, как материя, движение, причинность, то среди ценностей русской философии ведущее место отводится любви (добру), свободе и красоте.

Любви в русской философии отводится важнейшее место. По учению космической этики, созданной российскими учеными и философами, именно любовь явится той основой, которая поможет человечеству войти в Космос и стать в нем направляющей силой его эволюции. По мнению В. С. Соловьева, Бог сделал шаг на пути к человеку, обратившись в Бого-человека. Теперь очередь за человеком, и стать ему человеко-богом поможет только взаимная любовь мужчины и женщины. По рассуждению Соловьева, если Эрос есть положительная связь двух природ - во вселенной разделенных, а в человеке соединенных лишь внешним образом (душа и тело), то в чем еще может состоять его истинное дело как не в том, чтобы смертную природу сделать бессмертной? Человеческий Эрос имеет целью воскрешение жизни навеки в телах, отнятых у материальных процессов.

Влюбленный человек ощущает в себе такой наплыв великих сил, который позволяет ему творить красоту и красота эта, оставаясь на земле вечно, снимает противоречие между миром реальным (земным) и идеальным (потусторонним), между духом и телом (духовная красота получила телесное воплощение), между вечным и тленным, обеспечивая бессмертие человека уже при жизни (в творениях его), что означает одновременно нахождение человеком своей сущности.

Итак, именно Любовь является той силой, которая посредством Свободы и Творчества созидает Красоту, что одновременно означает наведение мостов между духовным и телесным, вечным и смертным, реальным и трансцендентным.

Значительное место в русской философии занимает и свобода. Восток не считает свободу сколь-нибудь значащей ценностью; Запад, признавая свободу важнейшей ценностью, довольствуется, тем не менее, корзинкой небольших основных свобод, принятых чтобы не затрагивать интересы окружающих («общественный договор»). В западноевропейской философской традиции, идущей еще от Спинозы и Гегеля, свобода понимается как осознанная необходимость. Близка к этому идея общественного договора французских философов XVIII в., по которой свобода понималась как свод определенных правил, ограничивающих личную свободу каждого, чтобы дать каждому необходимый минимум свобод, т. е. свобода одного не должна ущемлять свободу других, отсюда необходимые самоограничения для каждого, выступающие в виде осознанной необходимости. В русской духовной традиции свобода понимается несколько иначе. Свобода есть способность и возможность индивида максимально реализовать свою природу, свою сущность, т. е. свобода здесь предполагает две составляющие: с одной стороны, это признание самим индивидом свободы в качестве высшей ценности, ради которой личность способна идти на любые жертвы, и, во-вторых, это минимум необходимых внешних условий (т. е. демократический режим), создающий "режим наибольшего благоприятствования" для самореализации индивида.

Как отмечал Н. А. Бердяев, достойно внимание глубоко оригинальное суждение русского философа А. С. Хомякова, который свободу ставил выше Бога [1]. Для свободы не может быть авторитета ни в церковной иерархии, ни в Боге - сам Бог не есть авторитет для свободы, ибо Бог, согласно Хомякову, и есть свобода и в свободе лишь может он раскрыться. Свобода тотальна, она есть краеугольный камень сущности человеческого бытия. Свобода есть не право, а обязанность человека. Не человек требует от Бога свободы, а Бог требует ее от человека. Свобода есть бремя и тягота, которую нужно нести во имя высшего достоинства и богоподобия человека. Бог принимает только свободных духом, он не принимает рабского поклонения - таков пафос рассуждений русского философа. Эта идея была поддержана и развита Н. А. Бердяевым в его понимании «Ц^гипё», в котором свобода понимается как первооснова всего сущего.

Свобода связана со способностью человека гармонизировать внутренний и внешний миры и тем самым формировать многосторонний, целостный, непротиворечивый взгляд на мир. На этот аспект

в свое время обратил внимание Бердяев: «Подлинная свобода есть выражение космического (в противоположность хаотическому) состояния вселенной, ее иерархической гармонии, внутренней соединенности всех ее частей» [1]. Через свободу человек как бы творит мир и в этом плане даже превосходит Бога, ибо мир, им созданный, начинает переделывать по образу и подобию своему.

В России особенное отношение к красоте, и только русский философствующий писатель (Ф. М. Достоевский) мог заявить, что красота спасет мир. Как заметил В. Высоцкий: «Купола в России кроют чистым золотом - / Чтобы чаще Господь замечал». Красота является важнейшим действующим началом, способным преобразить мир. Не случайно Горький считал эстетику этикой будущего, т. е. та красота и гармония, которые уже достигнуты в искусстве, являются прообразом тех красивых, гармоничных отношений, которые когда-нибудь установятся на уровне общения между людьми. На это же, но более подробно, указывал известный деятель Серебряного века Ф. Сологуб:

«Искусство - это беспредельное устремление из мира действительности в мир мечты... Искусство должно пересоздать мир в духе и плоти. Первая ступень - создать мир в видениях искусства наперекор действительности жизни. Вторая ступень - пересоздать плоть мира, саму жизнь, - превратить действительность в восторг, уничтожить грань между должным и сущим, слить их воедино так, чтобы мир жизни был так же радостен и эстетичен, как мир искусства... Религия перестала отвечать современной душе, философия убита точными науками, и мятущейся человеческой душе остается искусство, которое возродит мир» [6, с. 281].

Наше образование, нацеленное на западные стандарты, западные ценности, нередко оборачивается самоуничижением. Так, у нас довольно подробно говорится о воздействии западной философской мысли на развитие русской, но практически ничего не говорится об обратном влиянии. А оно было не менее существенным.

Практически во всех наших учебниках сказано, что предтечей экзистенциализма явился датский философ Кьеркегор. И это несмотря на то, что сами философы-экзистенциалисты (А. Камю, например) своим предтечей, отцом-основателем нередко признавали Ф. М. Достоевского. Известно, как чисто по-школярски конспектировал труды Достоевского Ницше, явившийся слабой и в целом неудачной копией великого гуманиста.

Величие русского духа, русской философии особенно ярко выявилось в первые десятилетия XX в., когда многие наши духовные лидеры оказались в Европе. Очень скоро выяснилось, что Леонтьев -экономист № 1 в мире, Питирим Сорокин - социолог № 1 в мире, Бердяев - виднейший мировой философ, написавший более 500 ра-

бот, переведенных на 20 языков народов мира. Изгнанные из России в 1922 г. Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов, И. Ильин, Н. Лосский во многом оплодотворили мировую философскую мысль, и всю западную философию XX в. нельзя понять без того влияния, какое оказала на нее русская философия.

Но нас интересуют, прежде всего, другие вопросы. Какую роль играла, играет и будет играть русская философия в деле осмысления предназначения русской нации и ее возможного будущего? Какова главная система ценностей, что таится в нас, опираясь на которую мы можем достичь поистине фантастических результатов? Что могут и чего не должны делать правители со своим народом для достижения наилучших результатов?

На все эти вопросы можно получить ответы только при вдумчивом, уважительном изучении великой русской философии.

* * *

P.S. В 2007 г. автор получил от одного солидного издательства заказ на учебник философии, который затем должен был распространяться в 500 магазинах по всей России. Наш авторский коллектив решил сломать стереотип и уделил восточной, западной и русской философии одинаковое внимание - по 2 главы, мотивируя это тем, что русская философия ни в чем не уступает ни западной, ни восточной. Издательство сразу же отказалось печатать наш учебник, на том основании, что мы своим утверждением («не уступает») насаждаем вражду между народами, и можем обидеть представителей Запада. Тогда я поинтересовался у моей аспирантки-китаянки, а как обстоит дело в их учебнике философии. Оказалось, что в китайском учебнике философии 8 глав посвящено рассмотрению китайской философии, и одна - мировой философии. Будет ли то время, когда и у нас появятся такие учебники?

Список литературы

1. Бердяев Н. А. О характере русской религиозной мысли XIX века. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/religiozn_misl_xix_1/

2. Герцен А. И. Сочинения в четырех томах. - М., 1988.

3. Лосский Н. О. История русской философии. - М., 1991.

4. Розен А. Е. Записки декабриста. - Иркутск, 1984.

5. Цитаты иностранцев о нраве русского народа. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.imperiyanews.ru/details/8b3a2cef-a235-43d5-bfc5-1fc0443e829f

6. Эрос. Россия. Серебряный век / сост. А. Щуплов. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.