Научная статья на тему 'МЕСТО РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ'

МЕСТО РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ / РЕЛИГИЯ / БУДДИЗМ / ХРИСТИАНСТВА / ИСЛАМ / ИУДАИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шерниязов И.М.

В статье религия рассматривается как фактор формирования и реализации общественных отношений. Функции религии отражены в самых разных концепциях современного богословия. Религия выполняет компенсаторную функцию в жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF RELIGION IN SOCIETY

The article considers religion as a factor in the formation and implementation of social relations. The functions of religion are reflected in a wide variety of concepts in modern theology. Religion performs a compensatory function in people's lives.

Текст научной работы на тему «МЕСТО РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ»

УДК 291.1

Шерниязов И.М.

студент 2 курса магистратуры по специальности философия Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Республика Узбекистан, г. Нукус

МЕСТО РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: В статье религия рассматривается как фактор формирования и реализации общественных отношений. Функции религии отражены в самых разных концепциях современного богословия. Религия выполняет компенсаторную функцию в жизни людей.

Ключевые слова: функция, религия, буддизм, христианства, ислам, иудаизм

Sherniyazov I.M.

2nd year student of the MA in philosophy Karakalpak State University named after Berdakh

Republic of Uzbekistan, Nukus

THE PLACE OF RELIGION IN SOCIETY

Annotation: The article considers religion as a factor in the formation and implementation of social relations. The functions of religion are reflected in a wide variety of concepts in modern theology. Religion performs a compensatory function in people's lives.

Key words: function, religion, Buddhism, Christianity, Islam, Judaism.

Согласно мировым научным представлениям, религия рассматривается как социально-историческое явление. С социологической точки зрения любая религия является существенным элементом социальных отношений своего времени, неотъемлемой частью общественной жизни.

Религия рассматривается как фактор формирования и реализации общественных отношений. В этом случае для оценки религии необходимо правильно понимать выполняемой обязанности религии в обществе.

Представление о роли религии в ответе на вопрос о том, как религия влияет на общество и личность, находит свое отражение. В научной литературе это называется функцией религии.

Функции религии отражены в самых разных концепциях современного богословия. Религия выполняет компенсаторную функцию в жизни людей.

В современном богословии, описывая компенсирующую функцию религии, ученые использовали ее по-разному, в смысле «спасения души» и

43

«укрепления души» по отношению к человеку43.

Немецкий социолог М. Вебер назвал эту функцию религии «значимой» и назвал ее «универсальной» для всех религий. Эта функция религии побуждает человека задуматься об «остановке на мгновение, глядя назад», «смысле жизни», «спасении души». Она дает силы беспомощным и служит психотерапевтическим инструментом для преодоления жизненных

44

трудностей44.

Религиоведы истолковали это как духовный фактор, придающий смысл человеческой жизни. Например, швейцарский психолог К. Юнгта, последователь учения Фрейда, позже, объясняет функцию религии с того же уровня. Согласно, по его мнению, религия делает человеческую жизнь осмысленной, осветляет и обогащает его жизнь, позволяет человеку наслаждаться жизнью, спасает от влияния мира вещей и вовлекает людей в

45

повседневную жизнь и их всегда защищает45.

Немецкий социолог М. Вебер охарактеризовал «мирскую функцию» как «сравнительное отношение религии к обществу» и выделил три типа религий: конфуцианство, даосизм; во-вторых, религии, призывающие к дистанцированию от жизни - индуизм и буддизм; следовательно, религии, которые разрушают мир, - это иудаизм и христианство [1].

Каждый тип религии по-своему выполняет жизненно-светскую функцию. Однако все эти религии служат духовной силой для поддержания и укрепления социального порядка в обществе. Одно только вера объединяет людей46. В исламе эту функцию выполняет шариат, исламский правовой и моральный кодекс.

Еще одна важная функция религии проявляется в функции объединения.

Интегративная функция религии имеет социальное значение. Это происходило в разные исторические периоды, в каждой религии по-своему. Например, когда возникло христианство, рабы и бедняки были собраны вокруг идей закона, чтобы удовлетворить свои духовные потребности. Этот процесс интеграции постепенно укоренился в аристократии Римской империи. Позже император Константин принял христианство в 313 году, объявив христианство официальной религией королевства. Благодаря христианству Римская империя стала единым и могущественным государством. Напротив, в средние века во многих европейских странах христианство стало единственной религией, то есть играло роль интегративной в истинном смысле этого слова.

4343 Ильин В., А.Кармин, Н.Носович. Религиоведение. Спб, 2008, 35-б.

44 Ильин В., А.Кармин, Н.Носович. Религиоведение. Спб, 2008, 36-б.

45 Юнг К.Р.Архитик и символ. М., 1992, с.-81. 21

46 Ильин В., А.Кармин ва бош^алар. Религиоведение, с.-38.

Вышеупомянутую событию можно увидеть в истории ислама. Накануне восстания арабы, жившие в суровом климате, были вынуждены жить в суровых условиях. Благодаря рвению Мухаммеда они были объединены идеями единого и неповторимого Бога.

Французский социолог Э. Дюркгейм изучавший интегративную функцию религии и считавший ее жизненно важной силой в жизни общества, немецкий социолог М. Вебер, заявивший, что протестантская ориентация христианства и моральные нормы закона явились кульминацией цивилизации капитализма, имеет большое научное значение47.

Социология религии больше занимается ролью религии в обществе. С точки зрения социологии при изучении «социальных функций» религии религия считается неотъемлемой частью жизни общества и объясняет это как фактор «реализации и развития» социальных отношений [2]. А также каждая религия выполняет функцию соединения, то есть, каждая религия стремится обеспечить единство своего народа, общества и индивида по отношению друг к другу. Считается, что люди, исповедующие ту или иную религию, общаются с другими людьми своей религии и проводят ритуалы, церемонии, праздники и богослужения.

Принцип или функция религии, гуманизм, реализуются посредством духовного формирования несомненным человеческих существ. В этом смысле исламские учения с их гуманистическими принципами занимают особое место в системе мировых религий. Гуманистический принцип ислама, священной книги ислама, отражен в Коране и хадисах. Идеи ислама и гуманизма ведут к духовному преобразованию человека и общества.

Проникновение ислама в жизнь народов Центральной Азии положило начало новому этапу в формировании и развитии ценностей ислама, истории народа, образа жизни и духовности личности. Причина в том, что «религия по самой своей природе способствует развитию общества, мышлению и духовности людей, а также воспитанию духовно зрелых людей, которые служат этому обществу48.

Еще одна важная функция религии - это верховенство закона, регулирование человеческих отношений и регулирование жизни. Религия требует соблюдения моральных норм и призывает верующих быть добродетельными и благочестивыми. Религия, являющаяся определенным аспектом духовной жизни общества и человека, вобрала в себя и возродила моральные аспекты человечества и превратил его в обязательный кодекс поведения.

В религии, особенно в мировых религиях - буддизме, христианстве и исламе, соблюдение этикета очень важно. По этой причине в последующие годы мировые религии стали называть «духовными религиями» [3].

47 Радугин F. Введение в религиоведение. М., «Центр», 2000, с.22

48 Уватов У. Иймон нури. Т., «Ёзувчи», 1996, с.4

Таким образом роль религии в жизни общества как духовной ценности многогранна. Человек отличается от других существ своей духовностью, которая составляет его сущность. Для этого нам нужно взглянуть на человеческие принципы религиозной доктрины, которая является сущностью человеческого духа. Потому что религия не позволяет обмануть человечество. Религия напоминает скоротечность человеческой жизни и призывает людей проявлять бдительность, уходить от злых путей и оставлять добрый след после себя.

Использованные источники:

1. Гараджа В.И. - Социология религии / Глава IV. Социологические теории религии / Религия и социальное изменение: М. Вебер// http://verigi.ru

2. Матвеенкова Л.Г. М33 Основы политологии: Учеб. пособие/ Карагандинский государственный технический университет. - Караганда: Изд-во КарГТУ, 2010. - 99с

3. Мировая религия// https://ru.wikipedia.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.