Научная статья на тему 'МЕСТО РЕЛИГИИ, РЕЛИГИОЗНОСТИ И МЕТАФИЗИКИ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВИКТОРА ФРАНКЛА'

МЕСТО РЕЛИГИИ, РЕЛИГИОЗНОСТИ И МЕТАФИЗИКИ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВИКТОРА ФРАНКЛА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
716
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПСИХОЛОГИЯ / МЕТААНТРОПОЛОГИЯ / МЕТАФИЗИКА / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ТЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лысиков И.А.

Анализируется система человековедения австрийского врача и философа Виктора Франкла как религиозная философия, в которой главное место занимает Логос, известный в христианстве и других монотеистических религиях как Бог. Научная литература в этой области ссылается на логотерапию и экзистенциальный анализ - дисциплины, возникшие благодаря Франклу. Школа Франкла считается третьей венской школой психотерапии, замыкая тем самым психоанализ Зигмунда Фрейда и индивидуальную психологию Альфреда Адлера. Цель данной работы - демонстрация основных аспектов отличия школы Франкла от других психотерапевтических систем и обозначение перспективы сближения данного направления с теологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF RELIGION, RELIGIOSITY AND METAPHYSICS IN THE ANTHROPOLOGICAL SYSTEM OF VIKTOR FRANKL

The system of human studies of the Austrian physician and philosopher Viktor Frankl is analyzed as a religious philosophy in which the Logos, known in Christianity and other monotheistic religions as God, occupies the main place. The scientific literature in this area refers to logotherapy and existential analysis, disciplines that arose thanks to Frankl. The Frankl School is considered the third Viennese school of psychotherapy, thereby closing the psychoanalysis of Sigmund Freud and the individual psychology of Alfred Adler. The purpose and objectives of this work is to analyze the main aspects of the difference between the Frankl school from other systems and to outline the prospects for the convergence of this direction with theology.

Текст научной работы на тему «МЕСТО РЕЛИГИИ, РЕЛИГИОЗНОСТИ И МЕТАФИЗИКИ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВИКТОРА ФРАНКЛА»



УДК 159.9+233

МЕСТО РЕЛИГИИ, РЕЛИГИОЗНОСТИ И МЕТАФИЗИКИ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВИКТОРА ФРАНКЛА

И. А. Лысиков

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Анализируется система человековедения австрийского врача и философа Виктора Франкла как религиозная философия, в которой главное место занимает Логос, известный в христианстве и других монотеистических религиях как Бог. Научная литература в этой области ссылается на логотерапию и экзистенциальный анализ — дисциплины, возникшие благодаря Франклу. Школа Франкла считается третьей венской школой психотерапии, замыкая тем самым психоанализ Зигмунда Фрейда и индивидуальную психологию Альфреда Адлера. Цель данной работы — демонстрация основных аспектов отличия школы Франкла от других психотерапевтических систем и обозначение перспективы сближения данного направления с теологией.

Ключевые слова: метапсихология, метаантропология, метафизика, религия, религиозность, экзистенциализм, теология.

PLACE OF RELIGION, RELIGIOSITY AND METAPHYSICS IN THE ANTHROPOLOGICAL SYSTEM OF VIKTOR FRANKL

I. A. Lysikov

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The system of human studies of the Austrian physician and philosopher Viktor Frankl is analyzed as a religious philosophy in which the Logos, known in Christianity and other monotheistic religions as God, occupies the main place. The scientific literature in this area refers to logotherapy and existential analysis, disciplines that arose thanks to Frankl. The Frankl School is considered the third Viennese school of psychotherapy, thereby closing the psychoanalysis of Sigmund Freud and the individual psychology of Alfred Adler. The purpose and objectives of this work is to analyze the main aspects of the difference between the Frankl school from other systems and to outline the prospects for the convergence of this direction with theology.

Keywords: metapsychology, metaanthropology, metaphysics, religion, religiosity, existentialism, theology.

Введение. Религия — это всеобъемлющее и очень сложное явление, оно всегда проецируется на сферу субъективности. Разница между подходами к осмыслению феномена религии в жизни человека З. Фрейда и В. Франкла заключается в разной трактовке природы субъективности. Фрейд считает, что религия достигает пределов науки, которую он называет метапсихологией: «Я считаю, что мифологическая идеология, глубоко проникающая в самые современные религии, по большей части является не чем иным, как психологией, спроецированной на внешний мир... Задача науки состоит в том, чтобы преобразовать эту реальность, выходящую за пределы восприятия, обратно в психологию бессознательного. Мы могли бы взять на себя задачу развеять таким образом мифы об Эдемском саде, первородном грехе, Боге, добре и зле, бессмертии и т. д., и превратить метафизику в метапсихологию» [1].

W ( www« \ ^

Основная часть. Во фрейдистских концепциях, предназначенных для описания реальности, метапсихология — это антропологическая модель психоанализа, имеющая довольно простую философскую трактовку: по аналогии с паранойей, это — растворение метафизического мира, воображаемого сверх или за пределами «реальности».

Концепциями «психического аппарата», описанными психоанализом и соответствующими правилам механики, являются первичное ид (Es), рациональное эго (Ich) и сверх-Я (Überich). Исходя из этого, культурные достижения для Фрейда являются специфическими представлениями инстинкта самосохранения и либидо, основными задачами которых являются «защита человека от природы» [1]. И Фрейд всегда подчеркивает, что религия играет выдающуюся роль среди культурных достижений, поскольку она приписывает каждое действие намерению причины, находящейся за пределами нас, и, таким образом, защищает от угрожающих сил природы.

Одним словом, Фрейд помещает религию в мир воображения и исследует проблему «каковы эти идеи в зеркале психологии» [1]. Психология, понимаемая как психоанализ, приходит к выводу, что «я не является господином в своем собственном доме», то есть религия также интерпретируется в связи с последствиями процессов вне поля Я (ума и воли).

Религия, как и культура в целом, является иллюзией, — именно так Фрейд формулирует окончательную концепцию своей редукции. Иллюзии, подобные психиатрическим заблуждениям, можно проследить до человеческих желаний [2].

Психологизм концепции Фрейда ясно предстает перед нами даже после этого краткого обобщающего анализа.

В связи с этим и для того, чтобы представить противоречивую методологию психолога в психотерапии, Франкл говорит о психогенезе психологизма [3]. Психологизм в области психотерапии, в соответствии с таким подходом, может быть разоблачен путем применения его собственных методов к самому себе и, таким образом, нахождения мотивов, лежащих в основе аргументов психолога.

Психоанализ видит маски повсюду. Например, религия и искусство в психоаналитическом восприятии — не что иное, как попытка первобытного человека убежать. Согласно этой схеме, подчеркивает Франкл, психоанализ сам по себе является маской, бегством от задач познания и принятия решений. Другими словами — бегством от реальности и ответственности.

Для Франкла различные типы измов (натурализм, биологизм, социологизм) являются результатом ложного восприятия науки, которые ориентируются на основу ранее принятого детерминистского принципа, нарушая этим ту самую территорию, которая наиболее характерна для человека: ее или его свобода, или, в антропологических терминах, ее или его интеллектуальное измерение.

Как видно из сказанного выше, Франкл отличает интеллектуальное измерение от психофизических проявлений как философскую концепцию, которая, помимо конкретных правил последнего, выражает человеческую свободу и способность принимать решения. Важно подчеркнуть, что Франкл воспринимает это различие исключительно эвристически. Введение дифференцированных терминов души и интеллекта на самом деле предназначено для того, чтобы показать аспекты их неразрывного единства. Следовательно, религиозность включает в себя все существование человека.

В своей книге, посвященной взаимосвязи психотерапии и религии, автор обобщает результаты исследований экзистенциального анализа в трех пунктах. В качестве отправной точки

Ш ( »т« \ ^

исследования он отмечает «древнее феноменологическое состояние человеческого существования как сознательного и ответственного существования» [2].

Таким образом, логотерапия присоединила интеллектуальное измерение к духовному измерению, раскрыв бессознательную духовность человека, которая феноменологически проявляется в экзистенциальных решениях. На третьем этапе развития экзистенциальный анализ Франкла выявил бессознательную религиозность внутри бессознательной духовности человека: обращение к бессознательному Богу. Данное обращение отображает трансцендентное «Ты» за имманентным «Я».

Таким образом, Франкл приходит к определению «бессознательного Бога», которое, однако, относится не к бессознательной природе Бога, а к тому факту, что наши отношения с Богом иногда могут быть бессознательными или даже подавленными [4]. Аналогичным образом, Франкл также обращает внимание на тот факт, что эти утверждения не выходят за рамки эмпиризма, и поэтому они не относятся к «замкнутой» метафизике или «дилетантской теологии»; вместо этого они основаны на методах свободных ассоциаций и интерпретации сновидений, разработанных именно психоанализом.

Однако, с методологической точки зрения, экзистенциальный анализ рассматривает факты как «феноменологические факты», то есть он не переформулирует их в соответствии с предыдущей догматической концепцией науки. Религиозность, утверждает Франкл, носит характер не инстинкта, а скорее решения: «Религиозность либо экзистенциальна, либо отсутствует» [4].

Следовательно, психогигиеническое значение религиозности возрастает в логотерапии, но не без понимания того, что религия — это нечто совершенно иное, нежели психотерапия или логотерапия [5]. Из всего этого следует, что субъективные психологические и антропологические аспекты религии стоят на первом плане исследований экзистенциального анализа, аналогично психоанализу. Франкл, в соответствии со своим феноменологическим подходом, приходит к совершенно иным результатам, чем Фрейд.

С этой точки зрения, не религия разоблачается как иллюзия, а любая, кажущаяся научной псевдометафизическая теория, которая и понимает, и выставляет религию и феномен религиозности как препятствие человечеству и науке, при этом вовсе пренебрегая другими измерениями религиозной реальности: «Экзистенциальный анализ уже давно не стоит там, где стоял психоанализ; нас больше интересует не будущее иллюзии, а вечность реальности. С вечностью, с настоящим, с актуальностью реальности, которую открыла нам религиозность человеческого существа: с реальностью, понимаемой в строго эмпирическом смысле. Реальность, которая может оставаться бессознательной и которая может быть подавлена» [4].

Поэтому религия в глазах Франкла — это не иллюзорное проявление человеческой души, а реальность, которая также может быть искажена религиозностью, выданной авторитетному разуму [6]. Если мы воспринимаем реальность религии как «динамическую совокупность» [5], то в этом всеобъемлющем горизонте смысла религия, интерпретируемая экзистенциально-аналитическим образом, всегда предстает как конкретная религиозность конкретного индивида, как истинная возможность ее или его свободы, решения и ответственности.

Таким образом, религия является независимым феноменологическим фактом, с которым человеческое существо так или иначе соотносится своими решениями. В концепции Франкла религия — это не человек, который задает вопрос, связанный со смыслом жизни, а сама жизнь, и каждый отвечает на него своей собственной жизнью [4].

W ( www« \ ^

В понимании Франкла это означает, что человек — это, прежде всего, ответственное существо. Исходя из этого, на вопрос о религии в каждом отдельном человеке отвечают его ответственные существа. Воспринимает ли отдельный человек этот конкретный вопрос как голос своего сознания или слово личного Бога, не имеет значения с точки зрения логотерапии.

Выводы. На основании вышесказанного можно утверждать, что логотерапия и экзистенциальный анализ радикально порывают с фрейдовской программой метапсихологии, которая проблематична не только с научной, но и с философской, и с теологической точки зрения [1]. Вместо этого Франкл открыто говорит о метафизически нюансированной концепции личности и терапии, которую западные исследователи, используя термин М. Шелера, понимают как метаантропологическую точку зрения [7].

Метаантропология указывает на взаимосвязь «бесконечного и абсолютного существования в потустороннем мире» [5] и единства личности. То есть логотерапия Франкла и экзистенциальный анализ создают концепцию антропологии, которая признает существование измерения за пределами личности, но реализует его только в феномене самопревосхождения.

Библиографический список

1. Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. — Москва: Ренессанс, 1992. — 296 с. — ISBN 5-8396-0095-4.

2. Франкл, В. Воля к смыслу / В. Франкл. — Москва: Апрель-пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368 с. — ISBN 5-04-005753-9.

3. Лэнгле, А. Портрет / А. Лэнгле, В. Франкл. — Москва: Рос. полит. энциклопедия (РОССПЭН): Ин-т экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, 2011. — 247 с. — ISBN 978-5-8243-1497-7.

4. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сб. / под общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — Москва: Прогресс, 1990 — 368 с. — ISBN 5-01-001606-0.

5. Франкл, В. Основы логотерапии. Психология и религия / В. Франкл, пер. В. Шурыгин, Е. Сурпина, А. Боричев. — Санкт-Петербург: Речь, 2000. — 286 с. — ISBN 5-9268-0005-6.

6. Франкл, В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ / В. Франкл. — Москва: Альпина-нон-фикшн, 2017. — 338 с. — ISBN 978-5-91671-616-0.

7. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. — Москва: Гнозис, 1994. — 413 с. — ISBN 5-7333-0447-2.

Об авторе:

Лысиков Иван Алексеевич, магистрант кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), pkit.dstu@mail.ru

About the Author:

Lysikov, Ivan A., Master's degree student, Department of Orthodox Culture and Theology, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), pkit.dstu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.