Научная статья на тему 'МЕСТО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН'

МЕСТО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АСПЕКТЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ФАО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / NATIONAL SECURITY / FOOD SECURITY / ECONOMIC SECURITY / ECOLOGICAL SECURITY / SOCIAL SECURITY / SCIENTIFIC SECURITY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS / FOOD SECURITY ASSESSMENT INDICATORS / SPECTS OF FOOD SECURITY / FAO / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дроздов И.С.

Работа посвящена исследованию показателей продовольственной безопасности, включенных в систему Целей в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР). ЦУР 2 «Ликвидация голода» сущностно характеризует проблему обеспечения продовольственной безопасности, она включает в себя 8 задач и 14 показателей.Проведена классификация показателей в области продовольственной безопасности, на основе которой автором было выделено три группы показателей: источники достижения продовольственной безопасности, ограничения при достижении продовольственной безопасности, результаты достижения продовольственной безопасности. Делается вывод о том, что каждая из групп имеет внутреннее деление на аспекты, обусловленное их фактическим содержанием: экономический, экологический, научно-технологический, социальный. Автор раскрывает содержание указанных аспектов продовольственной безопасности.Анализируется степень интеграции указанных показателей в национальную систему оценки продовольственной безопасности. Автор делает вывод о том, что в контексте показателей ЦУР 2 основное внимание уделяется показателям, характеризующим результаты достижения состояния продовольственной безопасности.Далее в статье анализируется место продовольственной безопасности в системе национальной безопасности, ее взаимосвязь с иными видами безопасности. Программные документы в области национальной и продовольственной безопасности, а также научные исследования в достаточной степени не раскрывают место последней в иерархии системы безопасности. Несмотря на это, автор приходит к выводу о том, что и научное сообщество, и система показателей ЦУР выделяют общие аспекты продовольственной безопасности.На основании исследования установлено, что продовольственная безопасность в общей иерархии системы национальной безопасности находится в подчиненном положении по отношению к экономической, социальной, экологической и научно-технологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дроздов И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF FOOD SECURITY IN THE RUSSIAN NATIONAL SECURITY SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE UN SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS

This work is devoted to the study of food security indicators included in the United Nations Sustainable Development Goals (SDGs). SDG 2 called «End Hunger» essentially characterizes the problem of ensuring food security, it includes 8 targets and 14 indicators.A classification of indicators in the field of food security was carried out, on its basis the author identified three groups of indicators: sources of food security, restrictions in achieving food security, results of achieving food security. It is concluded that each of the groups has an internal division into aspects due to their actual content: economic, environmental, scientific and technological, social. The author disclose the content of these aspects of food security.The degree of integration of these indicators into the national food security assessment system is analyzed. The author makes conclusion that in the context of SDG 2 indicators, the main attention is paid to indicators characterizing the results of achieving the state of food security.Further, the article analyzes the place of food security in the national security system, its relationship with other types of security. Policy documents in the field of national and food security, as well as scientific research, do not sufficiently disclose the place of the latter in the hierarchy of the security system. Despite this fact, the author comes to the conclusion that both the scientific community and the SDG indicator system highlight common aspects of food security.Based on the study, it was found that food security allows us to conclude that food security in the general hierarchy of the national security system is subordinated to economic, social, ecological, scientific security.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН»

УДК 338.439 Статья поступила 16.05.2024

5.2.3. Региональная и отраслевая экономика РО! 10.35524/2227-0280_2024_04_10

МЕСТО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН

V И.С. Дроздов,

адъюнкт, ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Ключевые слова: национальная безопасность, продовольственная безопасность, экономическая безопасность, экологическая безопасность, социальная безопасность, научно-технологическая безопасность, цели устойчивого развития, показатели продовольственной безопасности, аспекты продовольственной безопасности, ФАО, сельское хозяйство

Key words: national security, food security, economic security, ecological security, social security, scientific security, Sustainable Development Goals, food security assessment indicators. aspects of food security, FAO, agriculture

Актуальность темы. Проблема продовольственной безопасности, которая волновала философов еще со времен античности [2], не утратила своей значимости и на современном этапе развития общества. Напротив, можно выявить усложнение данного понятия, впервые закрепленного в 1974 г., заключающееся в приобретении им междисциплинарного характера. Трансформация определения продовольственной безопасности от наличия в любое время необходимых продовольственных запасов1 до наличия физического, экономического и социального доступа к безопасному и питательному продовольствию2 подтверждает множественность проявлений продовольственной безопасности.

Таким образом происходит как расширение системы оценки продовольственной безопасности, так и изменение понимания места продовольственной безопасности в системе национальной безопасности. Данные изменения нашли свое отражение в системе Целей в области устойчивого развития ООН (далее -ЦУР), которая закрепляет ранее не рассматривавшиеся аспекты продовольственной безопасности.

Поскольку выявление всех аспектов, способных оказать влияние на состояние продовольственной безопасности, представляет собой важное условие ее обеспечения, возникает необходимость в анализе и соотнесении существующих научных и нормативно-закрепленных подходов к данной проблеме.

Цель исследования - определение места продовольственной безопасности в системе национальной безопасности путем соотнесения ЦУР с аспектами продовольственной безопасности.

Материалы и методы исследований.

Исследование было проведено на материалах национальных нормативно-правовых актов, международных программных документов, научных публикаций, размещенных в открытых источниках. Были использованы следующие методы: анализ и синтез, группировка данных, сравнение, исторический анализ.

Результаты исследований. На данный момент не существует единого общепринятого подхода к периодизации эволюции понятия «продовольственная безопасность», тем не менее провозглашение ЦУР ознаменовало собой новый этап в деятельности по дости-

1 FAO. 1974. World Food and Agriculture Situation. Rome. Rome : Food and Agriculture Organization of the United Nations, 1974. - URL: http://www.fao.org/37F5340E/ F5340E03.htm#ref13 (дата обращения: 12.05.2024). - Текст : электронный.

2 Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности. Рим, 16-18 ноября 2009.

- URL: http://www.fao.org/fileadmin/ templates/wsfs/Summit/Docs/Final_Declaration/K6050_Rev10_

WSFS_OEWG_ru.pdf (дата обращения: 12.05.2024). - Текст : электронный.

жению глобальной продовольственной безопасности и стабильности.

Всего ООН выделено 17 ЦУР, включающих в себя 169 задач и 232 количественных показателя по их достижению. ЦУР 2 «Ликвидация голода» имеет непосредственное отношение к проблеме обеспечения продовольственной безопасности и включает в себя 8 задач и 14 показателей.

Основную деятельность по мониторингу состояния продовольственной безопасности на основе данных показателей осуществляет Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (далее - ФАО). Также деятельность ФАО ООН направлена на достижение ЦУР 5 «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек» (1 задача, 2 показателя), ЦУР 6 «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и сани-

тарии для всех» (1 задача, 2 показателя), ЦУР 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства» (1 задача, 1 показатель), ЦУР 14 «Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития» (3 задачи, 3 показателя) и ЦУР 15 «Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия» (3 задачи, 3 показателя). Данный перечень подтверждает тезис о том, что на современном этапе продовольственная безопасность рассматривается как комплексное понятие. В таблице 1 представлены задачи и показатели ЦУР 2 «Ликвидация голода».

Таблица 1

Задачи и показатели ЦУР 2 «Ликвидация голода»

Задача ЦУР Показатель ЦУР

2.1 К 2030 г. покончить с голодом и обеспечить всем, особенно малоимущим и уязвимым группам населения, включая младенцев, круглогодичный доступ к безопасной, питательной и достаточной пище 2.1.1 Распространенность недоедания

2.1.2 Уровень умеренного или острого отсутствия продовольственной безопасности населения (по «Шкале восприятия отсутствия продовольственной безопасности»)

2.2 К 2030 г. покончить со всеми формами недоедания, в том числе достичь к 2025 г. согласованных на международном уровне целевых показателей, касающихся борьбы с задержкой роста и истощением у детей в возрасте до пяти лет, и удовлетворять потребности в питании девочек подросткового возраста, беременных и кормящих женщин и пожилых людей 2.2.1 Распространенность задержки роста среди детей в возрасте до пяти лет 2.2.2 Распространенность неполноценного питания среди детей в возрасте до пяти лет в разбивке по виду (истощение или ожирение) 2.2.3 Распространенность анемии среди женщин в возрасте 15-49 лет

2.3 К 2030 г. удвоить продуктивность сельского хозяйства и доходы мелких производителей продовольствия, в частности женщин, представителей коренных народов, фермерских семейных хозяйств, скотоводов и рыбаков, в том числе посредством обеспечения гарантированного и равного доступа к земле, другим производственным ресурсам и факторам сельскохозяйственного производства, знаниям, финансовым услугам, рынкам и возможностям для увеличения добавленной стоимости и занятости в несельскохозяйственных секторах 2.3.1 Объем производства на производственную единицу в разбивке по классам размера предприятий фермерского хозяйства/скотоводства/лесного хозяйства 2.3.2 Средний доход мелких производителей продовольственной продукции в разбивке по полу и статусу принадлежности к коренным народам

Окончание таблицы 1

2.4 К 2030 г. обеспечить создание устойчивых систем производства продуктов питания и внедрить методы ведения сельского хозяйства, которые позволяют повысить жизнестойкость и продуктивность и увеличить объемы производства, способствуют сохранению экосистем, укрепляют способность адаптироваться к изменению климата, экстремальным погодным явлениям, засухам, наводнениям и другим бедствиям и постепенно улучшают качество земель и почв 2.4.1 Доля площади сельскохозяйственных угодий, на которых применяются продуктивные и неисто-щительные методы ведения сельского хозяйства

2.5 К 2020 г. обеспечить сохранение генетического разнообразия семян и культивируемых растений, а также сельскохозяйственных и домашних животных и их соответствующих диких видов, в том числе посредством надлежащего содержания разнообразных банков семян и растений на национальном, региональном и международном уровне, и содействовать расширению доступа к генетическим ресурсам и связанным с ними традиционным знаниям и совместному использованию на справедливой и равной основе выгод от их применения на согласованных на международном уровне условиях 2.5.1 Количество генетических ресурсов а) растительного и Ь) зоологического происхождения, предназначенных для производства продовольствия и сельского хозяйства, которые хранятся на специальных объектах либо среднесрочного, либо долгосрочного хранения 2.5.2 Доля местных пород, относимых к категории находящихся под угрозой исчезновения

2.а Увеличить инвестирование, в том числе посредством активизации международного сотрудничества, в сельскую инфраструктуру, сельскохозяйственные исследования и агропропаганду, развитие технологий и создание генетических банков растений и животных в целях укрепления потенциала развивающихся стран, особенно наименее развитых стран, в области сельскохозяйственного производства 2.а.1 Индекс ориентированности на сельское хозяйство, определяемый по структуре государственных расходов 2.а.2 Совокупный приток официальных средств в сельское хозяйство

2.Ь Устранять и пресекать введение торговых ограничений и возникновение искажений на мировых рынках сельскохозяйственной продукции, в том числе посредством параллельной ликвидации всех форм субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции и всех экспортных мер, имеющих аналогичные последствия, в соответствии с мандатом Дохинского раунда переговоров по вопросам развития 2.Ь.1 Субсидирование экспорта сельскохозяйственной продукции

2.с Принять меры для обеспечения надлежащего функционирования рынков продовольственных товаров и продукции их переработки и содействовать своевременному доступу к рыночной информации, в том числе о продовольственных резервах, с целью помочь ограничить чрезмерную волатильность цен на продовольствие 2.С.1 Показатель ценовых аномалий на рынке продовольствия

Составлено автором на основе1

1 Система глобальных показателей достижения целей в области устойчивого развития и выполнения задач Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. - URL: https:// unstats.un.org/sdgs/indicators/Global%20Indicator%20Framework%20after%20refinement_Rus.pdf (дата обращения: 12.05.2024). - Текст : электронный.

Анализируя представленные показатели, можно сделать вывод о том, что они, во-первых, отражают не только объемы производства и потребления сельскохозяйственной продукции, но также экологические и экономические аспекты продовольственной безопасности. Во-вторых, часть представленных показателей является источником достижения продовольственной безопасности, т.е. напрямую или опосредованно оказывает влияние на экономическую, физическую и социальную доступность продовольствия, другая часть показателей, напротив, отражает результат обеспечения продовольственной безопасности. Отдельные показатели связаны с ограничениями, направленными на создание стабильной и сбалансированной системы продовольственной безопасности.

Классификация показателей достижения ЦУР 2 представлена на рисунке 1.

Согласно представленной классификации, решение задач 1 и 2, суть которых сводится к получению населением достаточного объема питания в целом и в разрезе отдельных социальных групп (женщины и дети), а также вытекающее из этого снижение уровня заболеваемости некоторыми видами болезней (анемия и задержка роста), является конечным результатом достижения ЦУР 2 по обе-

спечению продовольственной безопасности. Решение задач 3-8 направлено на создание условий достижения продовольственной безопасности и установку ограничений при ее достижении, что делает данный процесс более сложным и комплексным.

В качестве источников (условий) достижения продовольственной безопасности выделяется экономический аспект, включающий в себя объемы сельскохозяйственного производства, объемы финансирования агропромышленного комплекса и ценообразование на продовольственные товары. Последний пункт имеет крайне высокое значение, поскольку оказывает прямое влияние на такой элемент продовольственной безопасности, как экономическая доступность продовольствия.

Экологический аспект достижения продовольственной безопасности связан, в первую очередь, с сохранением биологического разнообразия путем создания банков генетических ресурсов растительного и животного происхождения.

К научно-технологическому аспекту достижения продовольственной безопасности относится создание и внедрение продуктивных и неистощительных методов ведения сельского хозяйства, цель которых состоит в достижении интенсивного, а не экстенсивного

Рис. 1. Классификация показателей ЦУР 2

роста объемов сельскохозяйственного производства.

Система ограничений при достижении продовольственной безопасности направлена на формирование условий долгосрочной стабильности продовольственной системы в ущерб возможности обеспечить население продовольствием на достаточном уровне в краткосрочном периоде. Так, в качестве экономического аспекта выделяется показатель 2.Ь.1, направленный на ликвидацию субсидированного экспорта продовольственных товаров, поскольку обратная сторона данного процесса - дешевый импорт, в особенности для развивающихся стран, не способствует развитию собственного сельскохозяйственного производства. Осознание наличия негативных последствий от оказания прямой продовольственной помощи в долгосрочной перспективе стало одной из причин изменения подхода к пониманию продовольственной безопасности в целом [1].

Экологический аспект ограничений по своей сути также направлен на достижение долгосрочной стабильности сельского хозяйства, обусловленной применением неистощитель-ных, ресурсосберегающих методов ведения сельского хозяйства.

В качестве социального аспекта ограничений мы выделяем задачу 3, поскольку в ее содержании прямо указывается необходимость удвоения производительности труда и доходов именно мелких сельхозпроизводителей с защитой уязвимых групп (женщин, семейных хозяйств, коренных народов). Таким образом, на международном уровне отстаивается необходимость поддержки малого бизнеса в сельскохозяйственной отрасли. Несмотря на то, что агропромышленные холдинги в силу эффекта масштаба могли бы быстрее и эффективнее добиться удвоения производительности, а, следовательно, решить проблему достаточности продовольственного обеспечения [4], негативные социальные последствия, связанные с возможным сокращением числа малых сельскохозяйственных предприятий, несут в себе социальные риски, превышающие краткосрочный положительный эффект от достижения продовольственной безопасности.

Переходя к вопросу оценки продовольственной безопасности на национальном уровне, необходимо проанализировать степень инте-грированности показателей достижения ЦУР 2 в национальную статистику. На текущий момент ни по одному из рассмотренных показателей данные не собираются в достаточном объеме:

• ЦУР 2.5.1 - показатель разработан и закреплен, данные не собираются;

• ЦУР 2.1 и 2.2 - показатели разработаны и закреплены на национальном уровне, данные представлены только за 2018 г.;

• ЦУР 2.5.2 - показатель разработан и закреплен, данные представлены с 2018 г.;

• ЦУР 2.3, 2.4, 2.а, 2.Ь, 2.с - показатели не разработаны.

Таким образом, в национальной системе оценки продовольственной безопасности в контексте показателей ЦУР 2, закрепленной Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2021 N 296-р1, основное внимание уделяется показателям, характеризующим результаты достижения состояния продовольственной безопасности.

Для более точного понимания сущности продовольственной безопасности и характеризующих ее аспектов необходимо определить ее место в системе национальной безопасности, выделить взаимосвязи с иными видами безопасности.

В действующей в данный момент Стратегии национальной безопасности определены основные стратегические национальные приоритеты, один из которых, а именно «сбережение народа России и развитие человеческого потенциала», связан с повышением качества и доступности пищевой продукции (п. 10 ст. 33)2. При этом само понятие «продовольственная безопасность», в отличие от иных видов безопасности (экономической, информационной, государственной, общественной), в Стратегии национальной безопасности не упоминается.

Тем не менее можно сделать вывод о том, что обеспечение продовольственной безопасности как одна из задач по повышению качества жизни граждан России является элементом национальной безопасности. Также необ-

1 Российская Федерация. Правительство РФ : Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2021 № 296-р / Российская Федерация. Правительство РФ // Собрание законодательства РФ от 22.02.2021 № 8 (часть II). - Ст. 1385. - Текст : непосредственный.

2 Российская Федерация. Президент. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20 / Российская Федерация. Президент // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 4. - Ст. 345. -Текст : непосредственный.

ходимо отметить, что программные документы в области как национальной, так и продовольственной безопасности1 в достаточной степени не раскрывают место последней в иерархии системы безопасности.

В научном сообществе также не существует единого подхода к определению места продовольственной безопасности в системе национальной безопасности: как составная часть только экономической безопасности [6], экономической и социальной безопасности [5], имеющая в своем составе экономический, социальный и экологический аспекты [3].

Выделенные аспекты также находят свое отражение в системе показателей ЦУР 2 как на уровне источников достижения продовольственной безопасности, так и в системе ограничений при достижении продовольственной безопасности. Отдельно необходимо выделить научно-технологический аспект продовольственной безопасности, важность которого обозначена в «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» 2024 года (п. д, ст. 15)2.

Таким образом, проведенный анализ аспектов продовольственной безопасности позволяет сделать вывод о том, что положение продовольственной безопасности в общей иерархии системы национальной безопасности находится в подчиненном положении по отношению к экономической, социальной, экологической и научно-технической безопасности, поскольку каждый из приведенных аспектов национальной безопасности является источником ресурсов (кадровых, технологических, финансовых, природных) для обеспечения продовольственной безопасности. Место продовольственной безопасности в системе национальной безопасности представлено на рисунке 2.

При этом необходимо отметить, что состояние обеспеченности экономической, экологической, социальной и научно-технологической безопасности ведет к обеспечению продовольственной безопасности, однако, наличие продовольственной безопасности не гарантирует полную обеспеченность вышеуказанных видов безопасности. Также стоит

Социальная безопасность

Рис. 2. Взаимосвязь продовольственной безопасности с иными видами безопасности

отметить, что продовольственная безопасность не является конечным уровнем обеспечения безопасности, а в свою очередь находится в отношениях взаимосвязи и взаимовлияния с такими аспектами национальной безопасности, как общественная безопасность (через снижение количества правонарушений, вызванных невозможностью удовлетворения базовых потребностей в продуктах питания) и социальная безопасность (через повышение общего уровня жизни населения).

Выводы. Существующая система оценки продовольственной безопасности России интегрирована с системой показателей ЦУР только в области оценки результатов достижения продовольственной безопасности.

Система показателей достижения ЦУР в области продовольственной безопасности страны содержит источники достижения продовольственной безопасности и ограничения при достижении продовольственной безопасности. В данной системе показателей выделены экономический, экологический, социальный, научно-технологический аспекты.

1 Российская Федерация. Президент. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 / Российская Федерация. Президент // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 27. - Часть 2. - Ст. 5351. - Текст : непосредственный.

2 Российская Федерация. Президент. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 / Российская Федерация. Президент // Собрание законодательства РФ. - 2024. - № 10. - Часть 1. - Ст. 1373. - Текст : непосредственный.

Вопрос учета названных выше аспектов безопасности при оценке уровня обеспечения продовольственной безопасности России до сих пор не нашел полного отражения в нормативно-правовых актах и научно-исследовательских работах, что свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки системы оценки состояния продовольственной безопасности на национальном уровне.

Библиографический список

1. Белугин, А. Ю. Эволюция понятия «продовольственная безопасность» : история, этапы, современное понимание / А. Ю. Белугин.

- Текст : непосредственный // Научные исследования экономического факультета. - 2019.

- Том 11. - Вып. 2. - С. 124.

2. Кетова, Ф. Р. Генезис категории «продовольственная безопасность» / Ф. Р. Кетова, Н. З. Тлостанова. - Текст : непосредственный // Научные известия. - 2016. - №1-2. - С. 38.

3. Метелев, С. Е. Менеджмент экономической безопасности : учебное пособие / С. Е. Метелев. - Омск : ИП Долгов Р.Н., 2006. - С. 40-41. - Текст : непосредственный.

4. Шагайда, Н. И. Оценка состояния продовольственной безопасности России / Н. И. Шагайда, В. Я. Узун, Е. А. Гатаулина, Е. А. Шишкина ; Институт прикладных экономических исследований РАНХ и ГС. - Москва, 2021. - С. 7. - Текст : непосредственный.

5. Шатравка, А. С. Совершенствование системы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации : специальность 08.00.05 : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Шатравка Алексей Сергеевич. - Москва, 2011. - С. 13. - Текст : непосредственный.

6. Экономическая безопасность России. Общий курс : учебник / под редакцией В. К. Сенчагова. - 2-е изд. - Москва : Дело, 2005.

- С. 72. - Текст : непосредственный.

References

1. Belugin, A. YU. Evolyuciya ponyatiya «prodovol'stvennaya bezopasnost'» : istoriya, etapy, sovremennoe ponimanie / A. Yu. Belugin.

- Tekst : neposredstvennyj // Nauchnye issledovaniya ekonomicheskogo fakul'teta. -2019. - Tom 11. - Vyp. 2. - S. 124.

2. Ketova, F. R. Genezis kategorii «pro-dovol'stvennaya bezopasnost'» / F. R. Ketova, N. Z. Tlostanova. - Tekst : neposredstvennyj // Nauchnye izvestiya. - 2016. - №1-2. -S. 38.

3. Metelev, S. E. Menedzhment ekonomicheskoj bezopasnosti : uchebnoe posobie / S. E. Metelev.

- Omsk : IP Dolgov R.N., 2006. - S. 40-41. -Tekst : neposredstvennyj.

4. Shagajda, N. I. Ocenka sostoyaniya prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii / N. I. Shagajda, V. YA. Uzun, E. A. Gataulina, E. A. Shishkina ; Institut prikladnyh ekonomicheskih issledovanij RANH i GS. - Moskva, 2021. - S. 7. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Shatravka, A. S. Sovershenstvovanie sistemy obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii : special'nost' 08.00.05 : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata ekonomicheskih nauk / Shatravka Aleksej Sergeevich. - Moskva, 2011.

- S. 13. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii. Obshchij kurs : uchebnik / pod redakciej V. K. Senchagova. - 2-e izd. - Moskva : Delo, 2005.

- S. 72. - Tekst : neposredstvennyj.

Контактная информация: Дроздов Илья Сергеевич

адъюнкт адъюнктуры,

ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» 198206, Российская Федерация, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1 E-mail: i.s.drozdov28.07@yandex.ru

Contact Information: Drozdov Ilya Sergeevich

postgraduate, Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» 1, Pilyutova street, Saint-Petersburg, 1982061, Russian Federation E-mail: i.s.drozdov28.07@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.