Научная статья на тему 'Место правового режима контртеррористической операции в системе административно-правовых режимов'

Место правового режима контртеррористической операции в системе административно-правовых режимов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
722
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ / ЭКСТРАОРДИНАРНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРАВООГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д.Н. Рачёв

В статье исследуется понятие «правовой режим, вводимый в исключительных (чрезвычайных, экстраординарных) ситуациях». Автор рассматривает мнения различных ученых, изучающих данные термины и дает свою формулировку понятию «правовой режим контртеррористической операции», определяя его место в системе административно-правовых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место правового режима контртеррористической операции в системе административно-правовых режимов»

(свойств) данных объектов имеет большое значение с точки зрения квалификации преступлений.

2. Увеличение количества криминализируемых деяний, посягающих на отношения в сфере безопасности высокорисковых объектов, и неизбежное расширение вследствие этого объектов уголовно-правовой защиты ведет к усложнению уголовного закона, в частности к чрезмерной казуальности дефиниций некоторых статей. Это проявляется также в увеличении количества бланкетных диспозиций в уголовно-правовых нормах.

3. Происходит ужесточение санкций за совершение преступлений, посягающих на отношения в сфере безопасности высокорисковых объектов, принимая во внимание размеры вреда и его неизбежность в результате подобных противоправных деяний.

4. Очевидным представляется «наполнение» ряда уголовно-правовых норм техническим содержанием вследствие меняющихся под влиянием внедрения новых технологий общественных отношений.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС КосультантПлюс.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации // СПС КосультантПлюс.

3. Аллисон Грэм Т. Ядерный терроризм: самая страшная, но предотвратимая катастрофа. М., 2007.

4. Бикеев И.И. Материальные объекты повышенной опасности в российском уголовном праве: общие и специальные вопросы. Казань, 2007.

5. Высокотехнологичный терроризм: материалы российско-американского семинара. (Москва, 4-6 июня 2001 г.). М., 2002.

6. Губарев О. Тайны воздушного терроризма. М., 2002.

7. Официальный сайт газеты «Газета». URL: www. gazeta.ru.

8. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. М., 2003.

9. Хоффман Б. Терроризм — взгляд изнутри. М., 2003.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

Д.Н. РАЧЁВ,

заместитель начальника Оперативного отдела ГУ МВД России по Московской области

Место правового режима контртеррористической операции в системе административно-правовых режимов

В статье исследуется понятие «правовой режим, вводимый в исключительных (чрезвычайных, экстраординарных) ситуациях». Автор рассматривает мнения различных ученых, изучающих данные термины и дает свою формулировку понятию «правовой режим контртеррористической операции», определяя его место в системе административно-правовых режимов.

правовой режим контртеррористической операции; чрезвычайная, экстраординарная ситуация; правоограничения.

Правовой режим — это официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия, и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования [7, с. 482—483].

С одной стороны, правовой режим объединяет разнообразный юридический инструментарий, с другой — обеспечивает его дифференциацию, создавая различные условия реализации прав и обязанностей в зависимости от целей и задач, времени и места совершения деятельности, обстановки, которая складывается под влиянием факторов внешней среды.

По мнению С.С. Алексеева, правовой режим — это «глубокое, содержательное правовое явление, связывающее воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования, его типами» [7, с. 482-483].

Правовой режим как систему «норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов ... означает, что действия и возникающие при этом отношения урегулированы правом», определяет Д.Н. Бахрах [8, с. 13].

По определению А.В. Мелехина, «правовой режим представляет собой совокупность при-

27

28

емов и методов, применяемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений» [11, с. 45].

Как способ правового регулирования общественных отношений, режимы подразделяются на общие (первичные) и частные (вторичные).

К общим правовым режимам относятся режимы отраслей права и законодательства, к отраслевым — административно-правовой, гражданско-правовой, финансово-правовой и т. д.

Административно-правовой режим сопровождает деятельность органов и должностных лиц государственной администрации при реализации функциональных обязанностей во взаимодействии с гражданами и организациями. Для применения особых мер исполнительной деятельности устанавливаются специальные административно-правовые режимы.

Учеными, административно-правовые режимы классифицируются по различным основаниям [9, с. 45].

Так, И.С. Розанов предлагает классифицировать административно-правовые режимы исходя из их ограниченной цели — предупреждения или затруднения противоправной деятельности. Он выделяет режимы, направленные на обеспечение интересов государственной безопасности страны и охраны общественного порядка; достижение целей и задач отраслей управления; комплексные режимы [13].

На три группы разделяет режимы Ю.А. Тихомиров, а именно режимы государственных состояний, функциональные и легализующие [16, с. 404].

Административно-правовые режимы устанавливаются применительно к их назначению, состоянию обстановки и могут быть классифицированы по степени принадлежности к обеспечению интересов национальной, общественной безопасности или комплексных интересов [15, с. 24-25].

Существуют и другие классификации режимов, которые устанавливаются средствами административного права.

Административно-правовой режим обладает следующим набором общих правовых режимов и специфических отраслевых признаков: это средство административно-правового регулирования, определяющее обязанности лиц без предоставления дозволений, осуществляющее правовое регулирование, связанное со своим носителем, регламентируемое актами применения права. Нарушение режимных предписаний всегда влечет дисциплинарное или административное воздействие, а в уголовно-правовых рамках - применение мер уголовной ответственности.

Таким образом, административно-правовой режим может быть обозначен как общий режим

деятельности государственной администрации [7, с. 482].

В своих научных трудах Д.Н. Бахрах до 2002 г. термин «особый» не использовал и объединял все режимы, применяемые в экстраординарных условиях, аббревиатурой САПР — «специальный административно-правовой режим». В его работах последних трех лет САПР определяет лишь как одна из категорий особых правовых режимов.

Разделяя данную точку зрения, мы полагаем, что специальные административно-правовые режимы являются одной из разновидностей особых правовых режимов, основное предназначение которых состоит в обеспечении конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости, агрессии против Российской Федерации, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков [7, с. 482—483].

Главное отличие особого правового режима от общего (вторичного от первичного) и его отличия от специального (частного) — в том, что при его введении практически полностью меняется структура государственного управления.

Необходимо подчеркнуть, что Конституция РФ закрепляет основополагающие положения и принципы функционирования административно-правовых режимов — это принцип неприкосновенности основных прав и свобод [1, ч. 3 ст. 56], основания ограничения прав и свобод [1, ч. 3 ст. 55], отнесение специальных административно-правовых режимов к совместному ведению РФ и субъектов РФ [1, п. «б», «з», «к» ч. 1 ст. 72].

Таким образом, специальные административно-правовые режимы как разновидность особых правовых режимов устанавливаются в том случае, когда иные меры не позволяют обеспечить правопорядок.

Отдельные ученые предлагают термин «экстраординарные административно-правовые режимы», рассматривая их как «особые правовые режимы жизнедеятельности населения... а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности. признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий» [7, с. 488].

По мнению А.А. Балтовского, экстраординарный правовой режим — это предусмотренные законом правовые ограничения и организационные мероприятия, устанавливаемые на отдельных участках государственного управления, исключающие угрозу жизненным интересам граждан, а в случае возникновения ситуаций, угрожающих безопасности, — скорейшее восстановление нормальной, повседневной жизне-

деятельности [5, с. 31]. К числу экстраординарных А.А. Балтовский относит режимы военного и чрезвычайного положения и правовой режим чрезвычайной ситуации [5, с. 32].

К позиции А.А. Балтовского наиболее близки взгляды ученых Д.Н. Бахраха и В.Б. Рушайло, которые под экстраординарными правовыми режимами понимают особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной (иной) деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности, (или, согласно определению, предложенному В.Б. Рушайло, — экстраординарная ситуация [14, с. 70] и которая признается зоной чрезвычайной ситуации, вооруженного конфликта, военных действий [6, с. 466].

К числу экстраординарных В.Б. Рушайло также относит правовые режимы военного, чрезвычайного и особого положений. Содержание термина «особое положение», предлагаемое, соответствует содержанию термина «режим чрезвычайной ситуации», употребляемому в классификации экстраординарных правовых режимов

A.А. Балтовским.

Другие исследователи объединяют данные режимы в соответствующие правовые институты. Так, Д.В. Котелевский предлагает ввести «институт федерального вмешательства» [10],

B.А Федоров — «правовой институт исключительного положения» [18].

Между определениями слов «исключительный», «чрезвычайный» и «экстраординарный», данными Д.Н. Ушаковым, можно проследить определенную взаимосвязь: экстраординарный понимается как «чрезвычайный, необыкновенный» [17, с. 263], чрезвычайный — как «исключительный, превосходящий все» [17, с. 902], исключительный — как «являющийся исключением» [12, с. 206, 740, 724]. Подобной позиции в толковании вышеуказанных слов придерживается и С.И. Ожегов [12, с. 883].

Таким образом, выбор термина, объединяющего предусмотренные законодательством Российской Федерации правовые режимы, вводимые в исключительных (чрезвычайных, экстраординарных) ситуациях, является спорным.

Для выделения исключительных правовых режимов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, важно использовать два основных критерия — наличие оснований для введения правового режима исключительной ситуации и ограничения конституционных прав и свобод граждан.

В качестве общепризнанных исключительных правовых режимов выступают правовые режимы военного и чрезвычайного положений. Основаниями введения этих режимов являются воору-

женный конфликт (агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии) [2, ст. 3] для военного положения; попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти [3, ст. 3] для чрезвычайного положения. Эти режимы предусматривают исчерпывающий перечень исключительных пра-воограничений граждан [2, ст. 7], которые могут быть применены для ликвидации (минимизации последствий) исключительной ситуации.

«Незыблемость»признания исключительного характера правовых режимов военного и чрезвычайного положений обеспечивается в первую очередь их закреплением в Конституции Российской Федерации [1, ч. 2, 3 ст. 87, 88].

Режим чрезвычайного положения не всегда применим в сложных, чрезвычайных обстоятельствах, при совершении (угрозе совершения) актов терроризма. События 1993—1998 гг. в ряде республик Северо-Кавказского региона не в полной мере позволили использовать этот правовой институт.

Между тем характер угроз безопасности России (в первую очередь угроз террористического характера) позволяет говорить о необходимости разработки и внедрения правового режима, являющегося, с одной стороны, исключительным по своему свойству, с другой — не предполагающего введения таких жестких правоограниче-ний, как военное и чрезвычайное положение.

В качестве такого режима может выступить правовой режим контртеррористической операции (КТО), который вводится «в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий» [4, ч. 1 ст. 11], при условии, что «его пресечение иными силами или способами невозможно» [4, ч. 1 ст. 12]. По нашему мнению, после принятия данного закона появился новый исключительный режим — режим КТО — эффективное средство борьбы с незаконными вооруженными формированиями, актами терроризма и может как существовать самостоятельно, так и устанавливаться в районе, где объявлено чрезвычайное положение.

Исчерпывающий перечень правоограни-чений, применяемых в рамках режима КТО, определен в ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О противодействии терроризму».

Исходя из этого, можно сделать вывод об исключительной природе режима КТО, которая определяется основанием его введения (террористический акт) и перечнем предусмотренных в его рамках ограничений прав гражданина.

Содержание режима КТО изложено в ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35—ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которой правовой режим КТО является исключительным административно-правовым режимом.

29

Правовой режим чрезвычайного положения и правовой режим КТО имеют общие черты и особенности. Меры и временные ограничения, устанавливаемые правовым режимом КТО частично дублируют правовой режим чрезвычайного положения. Общими являются цели введения этих режимов — это обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защита конституционного строя РФ. Схожие обстоятельства, например осуществление террористического акта, могут послужить основанием для их введения. Отметим, что в рамках общей цели введение режима КТО предполагает еще и предупреждение, пресечение и раскрытие террористического акта.

Однако не подменяет ли правовой режим КТО правовой режим ЧП, учитывая, что для их введения имеются одни и те же основания? Тем более что в ФЗ «О противодействии терроризму» закреплено положение, согласно которому для проведения КТО требуются значительные силы и средства и он охватывает территорию, где проживает значительное количество людей. Руководитель ФСБ России уведомляет о введении режима КТО и о территории, в пределах которой она проводится, Президента РФ, Председателя Правительства РФ и иных должностных лиц [4, ч. 3 ст. 12]. О цели уведомления указанных лиц в данном законе не сказано. Думается, что этот пробел должен быть ликвидирован. Представляется, что в таких случаях должен ставиться вопрос о возможности и целесообразности введения на данной территории чрезвычайного положения и в ее границах — КТО.

Содержательная характеристика правового режима КТО изложена в ст. 11 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35—ФЗ. Это позволяет сформулировать определение понятия «правовой режим КТО» следующим образом.

Правовой режим КТО — это исключительный административно-правовой режим, определяющий совокупность мер и временных ограниченный прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, закрепленных Федеральным законом «О противодействии терроризму», вводимых на определенной территории (объекте) в целях предупреждения, пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Список литературы

1. Конституция РФ: принята всероссийским голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.

2. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1—ФКЗ // СЗ РФ. 2002. № 5.

3. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // СЗ РФ. 2001. № 23.

4. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35—ФЗ (с изм. и доп.).URL:http://www.referent.ru.

5. Балтовский А. А. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в условиях действия экстраординарных административно-правовых режимов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

6. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2005.

7. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. 3-е. изд. М., 2008.

8. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2001.

9. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право. М., 2005.

10. Котелевский Д.В. Институт федерального вмешательства в конституционном праве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2002.

11. Мелехин А.В. Основные черты правового режима, устанавливаемого в зоне проведения контртеррористической операции // Тезисы семинара «Совершенствование практики участия ОВД и ВВ МВД России в урегулировании внутренних вооруженных конфликтов» (16 октября 2002 г.). М., 2003.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988.

13. Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. № 9.

14. Рушайло В.Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004.

15. Сапожников А. И. Теоретические подходы к классификации административно-правовых режимов общественной безопасности // Право и безопасность. 2007. № 24—25.

16. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.

17. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., 2007.

18. Федоров В.А. Правовой институт исключительного (военного и чрезвычайного) положения в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.