Научная статья на тему 'Место под полярным солнцем'

Место под полярным солнцем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ситникова Марина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место под полярным солнцем»

Программа «Урал промышленный — Урал Полярный» — самый масштабный государственный проект развития геостратегически значимых территорий России со времен БАМа. Потенциальным участникам программа будет представлена на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

Марина СИТНИКОВА

Место

под полярным солнцем

На оленях все не вывезти

Сегодня среднее расстояние доставки сырья для предприятий Урала — 2,5 тыс. км. Железная руда для металлургических комбинатов едет из Центральной России, бокситы для «алюминиевых» заводов СУАЛ-хол-динга — с Тиманского месторождения в Республике Коми, уголь везут из Казахстана, Красноярского края и Кемеровской области, с Печоры, медный концентрат — с Алтая.

Предполагается, что в результате освоения новых месторождений на Припо-

лярном и Полярном Урале расстояние для перевозок сократится в четыре-пять раз. Кроме того, металлургия и машиностроение России перестанут зависеть от поставок марганцевых, железных и хромовых руд из Грузии, Украины и Турции, а энергетика — от ввоза угля из Казахстана. Идея проекта родилась в конце девяностых годов в Ханты-Мансийском автономном округе и принадлежит губернатору ХМАО Александру Филипенко. Он же считает 2007 год решающим в судьбе

проекта и выступает за придание идее статуса федеральной целевой программы. Для реализации проекта создано ОАО «Корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный».

В 2007 году корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный» достигла договоренности с Минпромэнерго, Минэкономразвития, Минтранса и Минприроды России, в результате определен оптимальный механизм реализации проекта и роль государства в его осуществле-

EAST NEWS

нии. Заместитель министра Минэкономразвития России Кирилл Андросов, курирующий работу инвестиционного фонда, поддержал идею, заверив, что проект отвечает всем требованиям инвестфонда. Заявка с необходимым пакетом документов должна быть подана в июне 2007 года. 25 мая МЭРТ провел независимую экспертизу проекта и в ближайшее время даст рекомендацию о вынесении заявки на заседание инвестиционной комиссии, где наконец скажут, когда и сколько под программу дадут денег. В апреле завершено составление технико-экономического обоснования, заключены соглашения ОАО «Корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный» с РАО «ЕЭС России» и РАО «РЖД». Общее «дело» по проекту «Урал промышленный — Урал Полярный» заняло три тысячи страниц.

Первый вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов, ознакомившись с проектом на выездном заседании военнопромышленной комиссии в Екатеринбурге, заявил в полпредстве УрФО, что будет поддерживать проект на стадии прохождения инвестиционной комиссии. По последним официальным оценкам специалистов полпредства президента в УрФО, общая инвестиционная емкость проекта на первом этапе — 498 млрд. рублей.

Виктор Басаргин, зам. полномочного представителя президента в УрФО по эконо-

ОАО «Корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный» создана в 2007 году для обеспечения работ, предшествующих непосредственному освоению месторождений Полярного и Приполярного Урала. Она должна обеспечить строительство автомобильных и железнодорожных магистралей, развитие энергетической инфраструктуры. Уставный капитал общества — 300 млн. руб. Основными акционерами являются три субъекта Федерации: Тюменская область, ХМАО-Югра и ЯНАО — по 32,67% акций, а также Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО — 2%.

мике, председатель наблюдательного совета корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный», говорит, что на первом этапе освоения 105 млрд. руб. планируется привлечь из инвестиционного фонда РФ, 74 млрд. руб. — за счет средств субъектов УрФО и 319 млрд. руб. — за счет частных инвестиций.

«Урал промышленный — Урал Полярный», — наиболее масштабный и реальный проект развития геостратегически значимых территорий России со времен БАМа. Ожидаемый экономический эффект от реализации проекта — 4,5 трлн. руб. Вся ресурсная база оценивается в 43 трлн. руб. и это только оценка разведанных месторождений, то есть 10% от всего ресурсного потенциала Полярного и Приполярного Урала. Предполагается, что в случае успеха будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест.

Да будут в тундре свет и связь!

Урал промышленный — Урал Полярный» — наиболее масштабный и реальный г развития геостратегически значимых территорий России со времен БАМа

Проекты глобального освоения территорий не предпринимались в России с 70-х годов. Поэтому финансовым и политическим гарантом проекта, по идее, должно выступить государство. Создание транспортной и энергетической инфраструктуры в основном будет обеспечено за счет государственный казны. Это позволит привлечь для добычи и переработки полезных ископаемых уже частных инвесторов.

Первоначально рассматривалось пять вариантов прокладки железнодорожных путей. В результате дорогу решено вести

ь

Независимые оценки объемов ресурсов превосходят государственные в несколько раз

Полезное ископаемое Единица измерения На государственном учете в 2006 г. Авторские оценки после переоценки

Уголь млрд. тонн 18 36

Хром млн. тонн 302 911

Марганец млн. тонн 310 1 537

Железо млн. тонн 12 914 59 100

Бокситы млн. тонн 433 408

Медь тыс. тонн 3050 25 146

Цинк тыс. тонн 5 250 9 259

Свинец тыс. тонн 230 4 095

Фосфориты млн. тонн 191 468

Уран тыс. тонн * по данным полпредства УрФО. 50 143

| прямые инвестиции /№06 [62] £007 | реальный сектор

инвестиции

инвестиции

вдоль восточного склона Уральских гор. Первая однопутная ветка протянется на 790 км. Пуск ее намечен на 2009 год. «Газпром» уже заключил с корпорацией «Урал Промышленный — Урал Полярный» стратегическое соглашение.

Таким образом, финансируемая «Газпромом» ямальская стройка века—железнодо-рожная линия Обская — Бованенково, ведущая к крупному месторождению газа, стала частью проекта. «Газпром» заинтересован также в том, что чтобы эта линия была состы-

кована с другой железнодорожной трассой, а именно — Обская — Полуночная, которая соединит Полярный Урал со старопромышленными регионами УрФО и станет ядром проекта освоения новой промышленной зоны. Кроме того, в рамках проекта государством будет профинансирована ветка Салехард — Надым, необходимая нефтяникам.

Строительство автомобильных дорог Ивдель — Ханты-Мансийск и Тюмень — Салехард свяжет Свердловскую и Тюменскую области с Тюменью и Ханты-Мансийском напрямую. Вновь созданная транспортная

инфраструктура позволит быстро приступить к освоению природных ресурсов севера Урала и полуострова Ямал.

Второе направление государственных вложений в проект — энергообеспечение новой экономической зоны. Программа предполагает строительство шести электростанций и около 2 тыс. км линий электропередачи. В конце апреля РАО «ЕЭС России» и корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный» уже подписали соглашение о реализации инвестиционных программ в сфере энергетики Уральского ре-

От нефти — к микроэлектронике

Основная цель участия Ханты-Мансийского автономного округа в проекте «Урал промышленный —Урал Полярный» — это диверсификация экономики. О конкретных шагах в рамках проекта в интервью журналу «ВЕСТИ» рассказал директор департамента развития Приполярного Урала при правительстве ХМАО-Югра Александр Шпи-ренко.

— Что подразумевается под диверсификацией экономики ХМАО?

—До 2020 года долю нефтегазового сектора в структуре хозяйства ХМАО предполагается снизить с нынешних 90 до 48%. У округа появляются возможности не только развивать транспортную инфраструктуру, энергетику, но и формировать горнорудный сегмент промышленности. Энергетической базой для развития промышленности и социальной сферы станет строительство новых электростанций на базе северо-сосьвинских бурых углей, залегающих в Березовском районе автономного округа. Транспортный коридор «Урал промышленный — Урал Полярный» свяжет новые горнодобывающие предприятия с промышленным Уралом, сделает доступными порты Северного морского пути — Новый Порт и Харасавэй. Кроме того, отмечу перспективы создания широтного транспортного коридора, который должен соединить два мери-

диональных коридора: Тюмень — Новый Уренгой и Полуночная — Обская. Он пройдет по территории Юг-ры: от действующей транспортной системы запада Юг-ры через Нягань—Ханты-Мансийск — Пыть-Ях с выходом через Нижневартовск на Стрежевой и на действующую транспортную сеть Томской области, и далее — на Транссиб.

—Ваша программа разбита на два этапа...

— Для освоения ресурсов твердых полезных ископаемых, по предварительным расчетам, на первом этапе, до 2010 года, необходимые инвестиции составят 14,6 млрд. руб., на втором этапе, до 2020 года, — 108 млрд. руб. Для развития транспортной инфраструктуры может потребоваться: на строительство железной дороги на территории Югры предположительно 51 млрд. руб. в ценах 2006 года, на сооружение автомобильной дороги — 48 млрд. рублей. Общие объемы капитальных вложений в энергетику, электросетевое строительство и генерацию Приполярного Урала в рамках разработанной правительством Югры концепции оцениваются в 60 —74 млрд. руб. (для двух этапов).

— Кто из инвесторов уже заявил о себе?

— Думаю, правильней было бы говорить не о конкретных инвесторах, а о тех условиях, которые мы как органы государственной власти должны создавать для привлечения

инвесторов в проект. Какие бы финансовые инструменты и инвестиционные схемы ни использовались, инвесторам нужна уверенность в том, что проект имеет поддержку государства.

Такие источники финансирования, как федеральная целевая программа или получение финансирования из инвестиционного фонда РФ, ведомственных федеральных и окружных и инвестиционных программ, по нашему мнению, демонстрируют и подтверждают приверженность государства к таким проектам. Как известно, согласно положению об инвестфонде, одним из условий выделения финансирования является наличие соинвестора с частным капиталом не менее 25% от выделяемой суммы. Сейчас формируется пул частных инвесторов, они входят в локальные проекты по созданию энергетической и транспортной инфраструктуры, а также освоению месторождений твердых полезных ископаемых. Реализация проекта невозможна и без принятия ряда законодательных и нормативных правовых актов как на уровне субъекта РФ, так и на уровне Российской Федерации.

По распоряжению губернатора Югры Александра Филипенко ведется работа по созданию нормативно-правовой базы для формирования правового режима, способствующего благоприятному инвестиционному климату.

С целью максимального сни-

жения рисков инвесторов на начальном этапе правительство Югры уже осуществляет бюджетное финансирование региональных отраслевых целевых программ и финансирование конкретных мероприятий в рамках мега-проекта «Урал промышленный — Урал Полярный».

Сейчас геологоразведочные работы и деятельность по формированию потенциальных горнопромышленных узлов профинансированы из федерального и окружного бюджетов почти на 2 млрд. руб. Работы по формированию транспортного коридора

— из целевой программы «Сотрудничество» на 447,3 млн. руб. На деятельность по формированию энергетической инфраструктуры Приполярного Урала, помимо выполнения проектных работ и работ по формированию концепции развития энергетики, начиная с 2004 года из окружного бюджета выделено 311 млн. рублей.

Создаются новые перерабатывающие производства, например комплекс «Полярный Кварц», продукция которого будет обеспечивать сырьем такие высокотехнологичные отрасли, как микроэлектроника, стекольная промышленность, производство мед-техники. В рамках проекта «Полярный кварц» запущено горнорудное производство, завершается создание обогатительного. Уже сегодня предприятия приступают к промышленному освоению месторождений золота.

реальный сектор | прямые инвестиции / №06 [62] дР07|

Вся ресурсная база Приполярного Урала оценивается в 43 трлн. рублей

гиона, в строительство электростанций и электрических сетей которого, по предварительной оценке, будет вложено 40 млрд. руб. В случае успеха строительство и реконструкция генерирующих станций (за госсчет) должны увеличить производство энергии на 1,3 тыс. мВт при прогнозируемой потребности к 2020 году 570 мВт, увеличить пропускную и распределительную способность сетей, создать условия для присоединения новых потребителей. А развивать пропускную и распределительную способность электросетевого хозяйства будут дочерние компании РАО «ЕЭС России» — ОАО «ФСК ЕЭС» и МРСК Урала и Волги за счет собственных средств.

Уже известно, что за счет средств частных инвесторов, которые пока себя не афишируют, будут построены парогазовая электростанция в Ноябрьске и газотурбинная электростанция в поселке Игрим Ханты-Мансийского автономного округа. На территории ХМАО планируется также строительство трех ГРЭС — Люльинской (600 мВт), Тольинской (1,8 тыс. мВт) и Оторьин-ской (2,4 тыс. мВт), откуда энергия может быть передана на расстояние в сотни километров по линиям электропередачи в район освоения Полярного Урала (400 км), в Ня-ганьский район ХМАО (400 км) и в прилегающие районы Свердловской области (500 км). Кто останется на капитанском мостике ответственным по этому соглашению за развитие электросетевого хозяйства после юридического исчезновения РАО с января 2008 года, пока неясно.

Золотое дно

В зоне Полярного и Приполярного Урала залегают марганцевые и хромовые руды, используемые для производства легируемой стали, бокситы для алюминиевой промышленности, медный концентрат для цветной металлургии, уран для атомных электростанций, нефть и конденсат для нефтехимии. Есть газ и фосфориты. А также тысячи тонн золо-

та, свинца, цинка. По данным Уральского отделения Российской академии наук, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот страны в результате их освоения, — $200 млрд. Реализация проекта транспортного коридора «Урал Промышленный — Урал Полярный» позволит увеличить внутренний региональный продукт в ЯНАО — в 2,7 раза, в ХМАО — в 2,5, в Свердловской и Челябинкой областях — в 3 раза к 20102015 годам, что уже через три год даст России 38% прироста ВВП.

Участки в зоне Полярного и Приполярного Урала будут продаваться с аукциона. Самыми дорогими станут те, что ближе всего расположены к транспортному коридору и там, где больше всего, по прогнозными оценкам, залегает полезных ископаемых. Покупатель в нагрузку к ним будет получать обременение в виде обязательств по развитию социально-экономического обустройства территории.

Полярный округ

ОАО «Полярный кварц» в Нягани (ХМАО)

— первое предприятие, заработавшее на базе месторождений Приполярного Урала. Суммарная стоимость активов предприятия на апрель 2007 года — более 200 млн. руб. Первым банком, который выдал кредит в 1 млрд. руб. на освоение ресурсов Приполярного Урала, стал Сбербанк России, 22 млн. евро было выделено из бюджета ХМАО.

Строительство комбината было начато в 2003 году и закончено в 2005 году. Сегодня предприятие производит кварцевый концентрат высокой степени очистки, который применяется в волоконной оптике, военной промышленности, электронике, компьютерной технике. Плановая производственная мощность предприятия — 10 тыс. тонн. Прогнозные ресурсы по месторождениям кварца — более 1 млн. тонн. Остальная продукция идет за рубеж. Заинтересовались ханты-мансийским кварцем японцы и китайцы. В частности, китайская компания Feilihua Quartz Glass Co.,Ltd. станет третьим по величине потребителем концентрата в мире 2007 году.

С учетом ежегодной добычи 18-20 тыс. тонн кварцевой руды разведанных запасов месторождений ОАО «Полярный Кварц» хватит на 14 лет работы, с проведением дополнительной разведки — еще на 16 лет. В планах предприятия предлагать не только концентрат, но и технологию (режимы тигельной плавки: подаваемая мощность, вид электродов, геометрию их расположения). Нерастворимые соли, остающиеся после химического обогащения кварца (аналог песка), можно использовать при строительстве и ремонте дорог. Ш

| ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ /№06 [6£] £007 | реЭЛЬНЫЙ СЄКТОР

инвестиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.