Научная статья на тему 'МЕСТО ПЕТРОГЛИФОВ В ИСТОРИИ ТАШКЕНТСКОГО ОАЗИСА'

МЕСТО ПЕТРОГЛИФОВ В ИСТОРИИ ТАШКЕНТСКОГО ОАЗИСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ / ПЕТРОГЛИФЫ / ДРЕВНИЕ НАДПИСИ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / НАСКАЛЬНЫЕ НАДПИСИ / ХРОНОЛОГИЯ ПЕТРОГЛИФОВ / ЛЕГЕНДЫ / ЧАТКАЛ / ЧИРЧИК / ХОДЖИКЕНТ / ГЫЗЫЛОЛМАЛИСОЙ / БОШКИЗЫЛСАЙ / ТЕРАКЛИСОЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдурахмонова Д.Н.

В статье рассматривается изучение петроглифов Ташкентского оазиса как исторической материальной культуры, хронология петроглифов, их содержание, специфика петроглифов. Вместе с тем в статье освещается роль и значение петроглифов в истории Ташкентского оазиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF PETROGLIFS IN THE HISTORY OF THE TASHKENT OASIS

The article examines the study of the petroglyphs of the Tashkent oasis as a historical material culture, the chronology of the petroglyphs, their content, the specificity of the petroglyphs. At the same time, the article highlights the role and significance of petroglyphs in the history of the Tashkent oasis.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ПЕТРОГЛИФОВ В ИСТОРИИ ТАШКЕНТСКОГО ОАЗИСА»

Абдурахмонова Д.Н., кандидат исторических наук

доцент

Чирчикский государственный педагогический институт

Ташкентская область

МЕСТО ПЕТРОГЛИФОВ В ИСТОРИИ ТАШКЕНТСКОГО ОАЗИСА

Аннотация: В статье рассматривается изучение петроглифов Ташкентского оазиса как исторической материальной культуры, хронология петроглифов, их содержание, специфика петроглифов. Вместе с тем в статье освещается роль и значение петроглифов в истории Ташкентского оазиса.

Ключевые слова: Древние формы искусства, материальные блага, наскальные рисунки, петроглифы, древние надписи, археологические экспедиции, наскальные надписи, хронология петроглифов, легенды, Чаткал, Чирчик, Ходжикент, Гызылолмалисой, Бошкизылсай, Тераклисой.

Abdurakhmonova J.N., candidate of historical sciences

associate professor Chirchik State Pedagogical Institute, Tashkent Region

THE PLACE OF PETROGLIFS IN THE HISTORY OF THE

TASHKENT OASIS

Annotation: The article examines the study of the petroglyphs of the Tashkent oasis as a historical material culture, the chronology of the petroglyphs, their content, the specificity of the petroglyphs. At the same time, the article highlights the role and significance of petroglyphs in the history of the Tashkent oasis.

Key words: Ancient art forms, material wealth, rock paintings, petroglyphs, ancient inscriptions, archaeological expeditions, rock inscriptions, chronology of petroglyphs, legends, Chatkal, Chirchik, Khodjikent, Gyzylolmalisoy, Boshkizylsay, Teraklisoy.

1. Актуальность темы:

У каждого региона своя история. При изучении истории регионов важную роль играет каждый конкретный для каждого периода источник, будь то материальный источник или письменный источник.

Средняя Азия - регион, где находится важная часть древнего искусства. Древние росписи и наскальные надписи, петроглифы - самые распространенные исторические памятники Ташкентского оазиса.

Общее количество наскальных рисунков и надписей, найденных в Ташкентском оазисе, превысило десять тысяч. Эти бесценные

материальные сокровища отличаются не только количеством, но и хронологическим размахом, тематическим разнообразием, оригинальностью, художественным уровнем и величием каждого изображения. Некоторые наскальные рисунки вокруг Ташкента уникальны среди петроглифов, найденных во многих частях Центральной Азии.

2. Методы и уровень обучения:

Статья основана на принципах общепринятых исторических методов

- исторический, сравнительно-логический анализ, последовательность, объективность. Как это будет разворачиваться.

Найденные в Ташкентском оазисе древние наскальные надписи и росписи были обнаружены при археологических раскопках в верховьях реки Чирчик в начале 1950-х годов.

Исследователь-археолог Х.Алписбоев, услышав от местных жителей легенды о том, что в скалах остались следы легендарного коня халифа Али

- Дулдула, приступил к изучению наскальных рисунков. Животное, изображенное на наскальных рисунках, идентифицирует горного барана как следы скрученных рогов архара. В результате этого исследования ученый записал 23 найденных здесь изображения. Сравнивая эти изображения с другими находками, он утверждает, что эти находки относятся к первому тысячелетию до нашей эры [1].

В связи с необходимостью изучения исторических памятников Ташкентского оазиса в 60-е годы ХХ века были организованы археологические экспедиции. Экспедиция зафиксировала множество наскальных рисунков в бассейнах рек Писком, Коксув, Чаткал, Чимган, а также в горах Карасув, Кунгара, Ахангарон, Арашансайской долине и других районах Ташкентской области.

Археолог А. Кабиров обнаружил в Чаткальском хребте ряд древних наскальных изображений. Одна из таких находок - петроглифы, найденные в Бошкизылсай. Они расположены на западном склоне Чаткальского хребта, на правом берегу Бошкизылсая, в районе села Невич, в 25-30 км от Паркента.

О.М. Ростовцев также обнаружил местонахождение нескольких петроглифов на юго-восточном склоне Чаткальского хребта, в долине реки Ахангарон [3]. Эти фотографии изучались Дж. Кабировым и М.М. Ходжаназаровым в 1966-1967 гг. [4].

3. Результаты исследования:

Ходжакент - древнее поселение, расположенное в 70 км к северо-востоку от Ташкента. Скала, на которой изображены росписи, расположена на левом берегу реки Чирчик, на западном склоне Чаткальского хребта. Здесь начинается долина реки Чирчик. Возле скалы протекал родник. Этот источник до сих пор считается священным.

Росписи в Ходжакенте имеют высоту 12,5 метра и длину 18 метров. Поверхность скалы обращена на северо-запад к реке

Чирчик. Большинство картин расположено у подножия скалы, на высоте, достигающей человеческого роста. Поверхность горных пород сильно размыта под воздействием различных факторов. Изначально на поверхности скалы отражалось множество изображений и символов. Снимки, расположенные очень близко друг к другу, накладываются друг на друга. Помимо изображений, которые хорошо видны на скале, есть также изображения, которые стали затемненными. Из этого ученые сделали вывод, что эти наскальные рисунки были нарисованы в разное время. Здесь можно найти в основном расплывчатые изображения разных животных. Картины в Ходжакенте контурные, силуэтные, штриховые. Также видны изображения человеческих фигур на скалах.

Петроглифы наскальных рисунков Ходжикента в основном выполнены в едином стиле. Первоначально внешняя часть тела человека и животного была маркирована, а затем полностью вырезана. Большинство картин было нарисовано каменным оружием, а небольшая часть -металлическим. Поверхности большинства изображений гладкие [6].

Картины нарисованы на удобной гладкой поверхности скал, большей частью сосредоточенной вокруг водных источников - ручьев и родников. Петроглифы найдены в четырех относительно близких точках -Загдаксой, Яртошсай, Урайликсай и Тутлисой. Во всех них ключевую роль играют изображения коз, верблюдов, собак, лошадей, хищников и человеческих тел. В некоторых из них есть этнографические надписи арабским алфавитом. Большинство фотографий хорошо сохранились, но некоторые из них не позволяют дать четкую оценку, поскольку они размыты. Картины выполнены в виде силуэтов, контуров и линий на отполированной под воздействием природных явлений поверхности скал. Петроглифы в долине реки Ахангарон не отличаются друг от друга по стилю прорисовки.

В 1974 г. были найдены наскальные изображения в реках Чукурсай и Каракиясай, а также в Куле под названием Пискомский археологический отряд. В течение следующих десятилетий исследований древние наскальные рисунки были обнаружены в ряде мест региона, которые отличались богатством сюжетов, оригинальностью сюжетов и высоким художественным достоинством. Они расположены в живописном ущелье на высоте 2500 метров над уровнем моря. Здесь на гладкой поверхности темного черного песчаника и гранита были обнаружены изображения людей, горных козлов, горных баранов (архаров), быков, верблюдов, лошадей, собак, диких животных, змей и различных персонажей. Групповые сцены на картинках более красочны. По сути, их можно разделить на две группы. На простых композиционных фотографиях изображены люди, ведущие верблюдов и лошадей, всадников, лучников. В сложных композиционных картинах можно

увидеть такие сцены, как процесс охоты, караван, карета, танец. На этих картинах также часто встречаются сцены, связанные с домашним бытом и обрядами. Эти фотографии отличаются почти полным изображением животного мира этих гор. Интересно, что звездные символы, которые в основном встречаются в высокогорьях Азии и Европы, также распространены здесь.

Словом, петроглифы Ташкентского оазиса с их художественной и научной ценностью занимают особое место в системе наскального искусства Центральной Азии.

Использованные источники:

1. Алпысбаев X. Новые наскальные изображения Бостандыкского района. -ТИИАЭ АН Каз. Т.1, 1956. С.188

2. Буряков Ю.Ф., Касымов М.Р., Ростовцев О.М., Археологические памятники Ташкентской области. Т. Вентилятор УзССР 1973, С.61

3. Буряков Ю.Ф., Касымов М.Р., Ростовцев О.М., Археологические памятники Ташкентской области. Т. Вентилятор УзССР 1973, С.61

4. Хужаназаров М., Наскальные изображения Ходжакента и Каракиясая, Самарканд, 1995. 8.173

5. Алпысбаев X. Новые наскальные изображения Бостандыкского района. -ТИИАЭ АН Каз. Т.1, 1956. С.182-188.

6. Хужаназаров М., Наскальные изображения Ходжакента и Каракиясая, Самарканд, 1995. 8.173

7. Хужаназаров М., Наскальные изображения Ходжакента и Каракиясая, Самарканд, 1995. 8.55

8. Хужаназаров М., Наскальные изображения Ходжакента и Каракиясая, Самарканд, 1995. 8.173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.