Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Попова А.В., Фоменко Е.Г. — Место нематериального культурного наследия в государственной политике КНР // Культура и искусство. - 2022. - № 11. - С. 42 - 53. DOI: 10.7256/2454-0625.2022.11.38835 EDN: SDTTRC URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=38835
Место нематериального культурного наследия в государственной политике КНР
Попова Анастасия Викторовна
старший преподаватель кафедры китайского языка, Московский городской педагогический университет
105064, Россия, г. Москва, пер. Малый Казенный, 5-Б, оф. 507
anysta@yandex.ru
Фоменко Ьгения Григорьевна
Старпий преподаватель, кафедра китайского языка, Московский городской педагогический университет
127238, Россия, г. Москва, шоссе Дмитровское, 34, корп. 2, оф. 204
folaoshe@mail.ru Статья из рубрики "Культурное наследие, традиции и инновации"
DOI:
10.7256/2454-0625.2022.11.38835
EDN:
SDTTRC
Дата направления статьи в редакцию:
24-09-2022
Аннотация: Объектом данного исследования является нематериальное культурное наследие Китайской Народной Республики (НКН), предметом - политика государства в области охраны памятников нематериального культурного наследи. В статье на материалах правовых документов проанализирован подход правительства КНР к определению сущности национального нематериального культурного наследия, рассмотрена классификация, выработанная в соответствии с национальными, историческими, культурными особенностями, для типологизации объектов нематериального культурного наследия. Для улучшения охраны нематериального культурного наследия Госсоветом КНР предусмотрена четырехуровневая иерархия памятников НКН: общенациональный, провинциальный, городской и уездный, что способствует более тщательной и эффективной работе с ними. Особое внимание в
работе уделяется рассмотрению концепций, позволивших Китаю полностью интегрировать охрану нематериального культурного наследия в современный политический курс государства. Новизна и актуальность заключаются в исследовании основополагающих принципов, которыми руководствуется Госсовет КНР в работе по изучению объектов нематериального культурного наследия, созданию их номенклатурной базы, продвижению цифровой трансформации в области удовлетворения потребностей общественности в понимании важности и уникальности культурного наследия. Важным вкладом является анализ подходов к обеспечению передачи духовной культуры, создания благоприятных условий для поддержки «представительных наследников» духовной культуры Китая. Основным выводом проведенного исследования является то, что результате предпринятых мер в Китае наметился прогресс в не только в охране нематериального культурного наследия, но и в усилении культурного самосознания, распространении знаний об объектах НКН, развитии традиционных ремесел, изучении и популяризации традиционной духовной культуре.
Ключевые слова:
Китай, нематериальное культурное наследие, государственная культурная политика, классификация, представительный наследник, культурные ценности, культурные памятники, ЮНЕСКО, культурное наследие, охрана культурного наследия
В соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия «нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, - а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, - признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного
разнообразия и творчеству человека [4, с1 5]. Нематериальное культурное наследие представляет собой совокупность культурных успехов, достигнутых страной и народом на протяжении своей истории, а также объекты и пространства, связанные с формами проявления традиционной культуры. Немаловажным является тот факт, что нематериальное культурное наследие отдельной страны в свою очередь является важной составной частью мирового культурного наследия.
Нематериальное культурное наследие (далее - НКН), как оно определено в Конвенции ЮНЕСКО, проявляется, в частности, в следующих областях:
1) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
2) исполнительские искусства;
3) обычаи, обряды, празднества;
4)знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
5) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами [4, с- 5-6].
Однако необходимо отметить, что объекты, которые страны могут вносить в свои списки нематериального культурного наследия, могут различаться. Это объясняется разницей национальных, исторических, культурных особенностей и местной спецификой. Поэтому в каждой стране применяется собственная классификация объектов НКН. В то же время после того, как ООН систематизировала подходы к этой проблематике, и в Конвенции ЮНЕСКО об охране НКН были сформулированы общие принципы политики в данной области, правительство КНР приняло их в качестве руководства при классификации китайских объектов нематериального культурного наследия.
Как постулируется в главе 2, п. 2 «Закона КНР о нематериальном культурном наследии» нематериальное культурное наследие - это различные формы представления и выражения традиционной культуры, а также связанные с ними предметы и пространства, передаваемые каждой нацией от поколения к поколению и признаваемые ею в качестве части своего культурного наследия, в частности:
1) традиционная устная литература и язык, являющийся ее носителем;
2) традиционные искусство, каллиграфия, музыка, танцы, драма, песенно-сказительское ис кус с тв о, и цирк;
3) традиционные ремесла, медицина и календарь;
4) традиционные обряды, праздники и другие народные обычаи;
5) традиционные виды спорта и развлечений;
6) другие формы нематериального культурного наследия 12И.
К материальным ценностям и пространствам, являющимся памятниками культуры, применяются соответствующие положения Закона КНР «Об охране памятников культуры».
Классификация
Примечательным является тот факт, что у китайских специалистов нет единого мнения относительно того, какие категории следует выделять в рамках данной классификации памятников НКН. Например, президент Китайской академии искусств и директор Китайского центра защиты нематериального культурного наследия Ван Вэньчжан
выделяет 13 категорий Г14, с- 7°1. Исследователю из Университета г. Саньмин (КНР) Чэнь Лилун, видится перспективной классификация нематериального наследия Юань Ли и Гу Цзюня, которые выделяют фольклорное наследие, исполнительские искусства, традиционные искусства и ремесла, традиционные производственные знания. По мнению Чэнь Лилуна, предложенная классификация обладает такими характеристиками, как полный охват, равный уровень каждой классификации, сбалансированное количество
каждого типа наследия и единые критерии классификации Г6, с- 951. Однако в экспертной среде Китая наибольший вес имеет концепция Ван Вэньчжана, выделяющего следующие типы НКН:
1) язык;
2) литературный фольклор;
3)традиционная музыка;
4) традиционные танцы;
5) традиционное драматическое искусство;
6) песенно-сказительское искусство;
7) цирк;
8) традиционные боевые искусства, гимнастика и виды спорта;
9) народное искусство и прикладное искусство;
10)традиционные ремесла и технологии;
11)традиционная медицина и фармацевтика;
12) народные обычаи и традиции;
13) культурные пространства [14, с- 70].
Правительственная система мер по охране нематериального культурного наследия
В правительственную систему охраны НКН входят ряд документов и организаций, осуществляющих обеспечение полноценного ее функционирования.
Работу данной системы в первую определяет такой важнейший документ, как Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия, которая была принята на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре 2003 г. Китай присоединился к данной конвенции в 2004 г. В марте 2005 г. Канцелярия Госсовета КНР опубликовала такие документы «Замечания об усилении защиты национального нематериального культурного наследия» и «Временные меры по ходатайству и оценке репрезентативных произведений национального нематериального культурного наследия», что официально положило начало созданию списка репрезентативных произведений НКН по всему Китаю.
Китайское правительство с самого начала последовательно проводит переписи НКН в различных провинциях (муниципалитетах центрального подчинения, автономных районах), а Министерство Культуры организует экспертов для рассмотрения и представления отчета Государственному совету для утверждения.
В декабре 2005 г. Госсовет КНР выпустил «Уведомление об усилении охраны культурного наследия», соответствующим уведомлением Госсовета предусмотрены 4 уровня охраны нематериального культурного наследия: общенациональный, провинциальный, городской и уездный.
А) Общенациональный уровень: было составлено 5 списков объектов общегосударственного значения (2006, 2008, 2011, 2014, 2021 гг.). В «Первый список национального нематериального культурного наследия», обнародованный в 2006 г. вошли 518 объектов нематериального культурного наследия, разделенные по 10 категориям
Категория Количество объектов
Народная литература 31
Народная музыка 72
Народные танцы 41
Традиционное театральное 92
ис кус с тв о
Песенно-сказительское искусство 46
Цирк и состязательный спорт 17
Народное художественное ис кус с тв о 51
Традиционное декоративно-прикладное искусство 89
Традиционная медицина 9
Обычаи 70
Таблица 1 Категории «Первого списка национального нематериального культурного наследия» (2006)
В июне 2021г. был опубликован «Пятый список национального нематериального культурного наследия», насчитывающий 325 объектов. Он охватывает 31 административно-территориальную единицу, включая автономные районы, города центрального подчинения, а также Синьцзянский производственно-строительный корпус, специальные административные районы Гонконг и Макао. Среди них в список включены 103 объекта НКН в 96 бывших бедных округах национального уровня, а также ряд объектов НКН, которые служат средствами к существованию людей и приносят пользу народу.
На сегодняшний день Государственный совет определил в общей сложности 1557 репрезентативных объектов НКН национального уровня, в том числе 167 объектов народной литературы, 189 - традиционной музыки, 144 - традиционных танцев, 171 -традиционной драмы, 145 - народного искусства, 109 - традиционных видов спорта, культурных развлечений и цирковых искусств, 139 видов традиционного изобразительного искусства, 287 объектов народного искусства, 23 объекта
традиционной медицины, 183 объекта в категории народных обычаев
Б) На провинциальном уровне выделяется 31 список по количеству административно-территориальных единиц. Однако в них не включаются Тайвань, Гонконг и Макао. К 2022 году каждая из 31 административно-территориальных единиц опубликовала от 4 до 7 собственных списков.
В) Городской уровень: 334 списка, включая списки объектов нематериального культурного наследия городов Янчжоу, Сюйчжоу, Тяньцзинь и Хэцзэ.
Г) Уездный уровень: 2853 списка, включая списки объектов нематериального культурного наследия городов Гаою и Куньшань, уезда Хэннань.
Важной датой в истории охраны памятников нематериального культурного наследия стало 25 февраля 2011 г., когда Всекитайское собрание народных представителей приняло «Закон Китайской Народной Республики о нематериальном культурном
наследии» (далее - «Закон»), вступивший в силу 1 июня 2011 г. Именно в
результате этих действий «нематериальное культурное наследие» в КНР стало концепцией, полностью интегрированной в современную официальную систему государства.
В ст. 33 «Закона» постулируется, что государство поощряет научно-технические исследования, связанные с нематериальным культурным наследием, исследования методов защиты и сохранения нематериального культурного наследия, поощряет учет
нематериального культурного наследия, деятельность по экспонированию и публикации
репрезентативных объектов нематериального культурного наследия 12И. Согласно этому, КНР осуществляет активные меры по идентификации, учету и классификации объектов НКН.
11 декабря 2021 г. в онлайн-режиме состоялось первое рабочее заседание Национального комитета по номенклатуре нематериального культурного наследия ЙМХ^ЬШ^^^ФЙ^Й^). Главным принципом в его работе стала концепция «установление национального, сотрудничество с международным», которая будет учитывать уже сложившиеся национальные и международные принципы работы с нематериальным культурным наследием для создания полной терминологической базы в области национального нематериального культурного наследия и заложит основу для теоретических и практических исследований данного аспекта культуры в КНР
Немаловажным видится добавить, что в ст. 34 «Закона» также отмечено, что образовательные учреждения Китая, СМИ обязаны осуществлять образовательную и просветительскую, популяризационную деятельность, информировать население страны
об объектах НКН, передавая таким образом знания последующим поколениям Для этого в КНР проводятся следующие праздники и выставки:
A) День культурного и природного наследия
Природное наследие - это природные объекты, а также природные достопримечательные места, имеющие выдающуюся ценность с точки зрения эстетики, науки, сохранения или природной красоты. Культурное наследие - это часть материальной и духовной культуры, созданная представителями прошлых поколений, передаваемая последующим поколениям как нечто имеющее материальную и духовную ценность.
Культурное наследие делится на материальное и нематериальное. В материальное наследие включают исторические города, улицы, архитектурные сооружения, некрополи, памятники, фрески, исторические артефакты, предметы искусства, документы и т. д. Нематериальное культурное наследие, в свою очередь, включает устные традиции, обычаи, праздники, традиционные ремесла и даже культурные пространства.
По мере развития процесса глобализации и социальной трансформации условия для сохранения природного и культурного наследия постоянно ухудшаются. В связи с этим в 2006 г. Госсовет КНР принял постановление, согласно которому 2-я суббота июня объявляется Днем культурного наследия. К 2010 г. в КНР сложились основы системы охраны культурного наследия, а к 2015 г. она превратилась в эффективный инструмент сохранения ценных памятников культуры.
В сентябре 2016 г. Госсовет Китая поддержал предложение министерства жилья, городского и сельского строительства о том, чтобы, начиная с 2017 г., переименовать День культурного наследия в День культурного и природного наследия.
Б) Выставки нематериального культурного наследия Китая, являющиеся важным событием национального масштаба в области НКН. В период с октября 2010 г. по август 2022 г. организовано 7 подобных выставок, местом проведения выставок традиционно является провинция Шаньдун.
B) Ежегодные специализированные тематические выставки, приурочиваемые к Дню культурного и природного наследия спонсируемые
Министерством культуры и туризма КНР. Их организаторами выступают Китайская академия искусств, Китайский центр нематериального культурного наследия. В 2021 г. Министерство культуры и туризма Китая провело целую серию агитационных, рекламных и выставочных мероприятий, посвященных НКН, на тему «Нематериальное наследие народа для народа». В вошли более 4100 онлайн- и офлайн-мероприятий в различных провинциях, автономных районах и муниципалитетах Китая ПШ.
В июле 2022 г. в Пекине прошли видео-выставка нематериального культурного наследия «Прогулки в облаках» и «Фестиваль покупок нематериального культурного наследия», приуроченные ко Дню культурного и природного наследия. В рамках празднования более 6200 мероприятий, пропагандирующих и демонстрирующих нематериальное культурное наследие Китая, были организованы по всей стране Эти мероприятия
направлены на продвижение цифровой трансформации в области удовлетворения потребностей общественности в понимании важности и уникальности НКН, их всестороннем изучении, обучения сохранения и совместного использования ресурсов НКН в КНР.
Благодаря интеграции онлайн и оффлайн, мероприятия этого года объединят выставку и маркетинг, представят достижения Китая в сохранении и продвижении нематериального культурного наследия и приблизят их к повседневной жизни людей, особенно молодежи, сказал министр культуры и туризма Ху Хэпин ^^
Г) Специализированные организации
Из важнейших организаций по охране НКН стоит назвать: Министерство культуры и туризма КНР (Ф^ЛЕЛЙШ^ЬЙШЙнР), Межминистерскую совместную систему совещаний по охране нематериального культурного наследия
Китайский центр охраны нематериального культурного наследия ^ЬШ^'ШЯФ'^), Китайскую ассоциацию охраны нематериального культурного наследия (Ф
тяшхшг&фшё).
В марте 2022 г. Пекине открылся первый в Китае Музей нематериального культурного наследия национального уровня В экспозиции представлено 1300
произведений искусства
Руководящие установки в области охраны памятников нематериального культурного наследия
13 августа 2021 г. Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Замечания о дальнейшем усилении охраны нематериального культурного наследия». В нем был сформулирован девиз организации работы по охране памятников НКН: «Охрана -приоритет, спасение - главное. Использовать рационально, передавать и развивать»
Такая работа в КНР проводится системно, в нее входит руководство со стороны правительства, участие общества, четкое распределение обязанностей, объединение усилий. Важнейшими принципами являются долгосрочное планирование, поэтапная реализация, сочетание частного и общего, нацеленность на практические результаты.
Ниже перечислим некоторые меры, которые могут быть применимы к охране нематериального культурного наследия.
1. Повышение осведомленности о национальном нематериальном культурном наследии Сохранение памятников НКН является важнейшим условием поддержания национальной
культурной и духовной традиции, основой существования той или иной нации. Исчезновение знаний о традиционной культуре означает распад нации. Спасение, защита, наследование и развитие НКН является важной и актуальной проблемой, стоящей перед Китаем в период глобализации и социальных преобразований, поскольку объекты НКН уже не могут быть воспроизведены после исчезновения. Китай признает, что утратил многие культурные ценности. Например, наиболее полные сведения о древнем городе Лоулань, существовавшем с 176 г. до н.э. и внезапно исчезнувшем в 630 г. н.э., а также и самая полная коллекция предметов, относящихся к нему,
находится сейчас за пределами Китая, в Британском музее самые ранние
новогодние лубочные картинки из пров. Хунань - в японских и немецких частных собраниях. Поэтому правительство КНР считает, что необходимо проводить информационную и разъяснительную работу среди населения о значимости НКН. В частности, уже в 2008 г. при поддержке государства были изданы 10 собраний (в 300 томах) по национальной и фольклорной литературе и искусству, их общий объем составляет около 500 млн. иероглифов. Благодаря этим работам удалось спасти и сохранить уникальные памятники НКН
2. Научно-исследовательская работа
Нематериальное культурное наследие всегда испытывает влияние таких факторов, как исторические условия, экономическая ситуация, образ жизни, общественная идеология, особенности конкретной эпохи и др., что требует кропотливой научно-исследовательской работы, создание специализированной и номенклатурной базы. Здесь следует применять междисциплинарный научный подход. К примеру, исследователь Линь Хэ провел сравнительное исследование одного из разделов «Чуских строф» поэта эпохи Чжоу Цюй Юаня 340-278 гг. до н.э.) под названием «Девять песен» и фольклора региона
Юаньтин (пров. Хунань). В написанной им эту тему монографии доказывается, что Цюй Юань в своих «Девяти песнях» использовал местные шаманские песнопения, и обосновывается вывод о том, что «Девять песен» имеют культовый характер. Результаты его исследований получили признание как в Китае, так и за рубежом, причем некоторые
ученые даже видят в них ключ к пониманию «Чуских строф» [16].
3. Создание благоприятных условий для сохранения, передачи и развития НКН
Нематериальное культурное наследие нельзя охранять, как артефакты материального наследия, наоборот, охрана нематериального культурного наследия должна развиваться на основе принципов «передачи» и «наследование» ———38]. В КНР существует специальный термин «представительные наследники», обозначающий человека, владеющего ремеслом или искусством, представляющим НКН. К представительным наследникам также относят обучающихся такому ремеслу или искусству.
Термин «представительные наследники нематериального культурного наследия» впервые появился в «У ведомлении о рекомендации представительных наследников национального нематериального культурного наследия», опубликованном в 2007 году
В нем постулируется, что все регионы и ведомства должны, в соответствии с духом и требованиями Государственного совета по охране нематериального культурного наследия, добросовестно проводить работу по принципам «защиту считать важнейшей, спасение - первостепенным; рационально использовать, передавать по наследству и развивать». Также требуется поощрять и поддерживать национальные проекты нематериального культурного наследия. Наследники-представители в свою очередь должны проводить учебную деятельность и максимально полным образом справляться с
защитой нематериального культурного наследия
В 2008 г. Министерство культуры и туризма КНР выпустило «Временные меры по управлению поиском преемников представителей различных направлений национального нематериального культурного наследия». В данном документе определялись условия, по которым должен осуществляться отбор «наследников» НКН на государственном уровне, закреплялись их права и обязанности
В 2012 г. Министерство финансов и Министерство культуры КНР совместно издали «Меры по управлению использованием целевых финансирований для охраны национального нематериального культурного наследия», в котором декларировали необходимость
учреждения специальные фонды по сохранению НКН 12, с 1011. Средства из этих фондов направляются для поддержки «представительных наследников» различных ремесел и искусств. Средства также могут быть использованы для работ по охране объектов НКН, в том числе планирования и составления охранных проектов, поиски, исследование НКН, научные публикации, обучение и создание баз данных.
В 2019 г. Министерство культуры и туризма КНР опубликовало «Положение о порядке определения и руководства представительными наследниками нематериального культурного наследия национального значения». Согласно данному положению, определение представительных наследников будет проводиться раз в пять лет и будет включать ряд процедур, включая повторную проверку их досье и общественную оценку 191.
По состоянию на декабрь 2021 г. в общей сложности в КНР насчитывается 3062 репрезентативных наследника НКН. Включенные в список представительных наследников лица ежегодно получают от государства субсидии в размере 20 тыс. юаней 181.
Благодаря этим мерам «наследники» различных видов НКН получили поддержку правительства и общества, была упорядочена и активизирована работа по передаче опыта. Эта система поддержки «представительных наследников» НКН стала важной институциональной гарантией защиты и передачи опыта в различных аспектах нематериального культурного наследия КНР.
4. Нематериальное культурное наследие и борьба с бедностью
Повышение уровня национального культурного самосознания и его взаимосвязь с необходимостью охраны НКН нашли отражение в государственной политике. Обладая общенациональным характером, культурное самосознание не обходит и беднейшие регионы Китая.
В 2018 г. Канцелярия Государственного совета по борьбе с бедностью и Министерство культуры и туризма КНР совместно выпустили «Уведомление о поддержке создания артелей нематериального культурного наследия для борьбы с бедностью и способствования занятости», в котором правительство официально сосредоточило внимание на борьбе с бедностью одновременно с поддержкой проектов охраны нематериального культурного наследия.
В результате предпринятых мер в Китае наметился прогресс в не только в охране нематериального культурного наследия, но и в усилении культурного самосознания, распространении знаний об объектах НКН, развитии традиционных ремесел, изучении и популяризации традиционной духовной культуре,
Резюмируя вышесказанное стоит отметить, что к категории нематериального культурного наследия, требующего изучения и сохранения, КНР относят все объекты, имеющие историческую, научную и художественную ценность. Прежде всего это касается фольклора, народной музыки, танцев, сценического искусства, ремесел, обрядов, календарных праздников, народных верований и представлений о мире, традиционных видов гимнастики и единоборств, традиционной медицины, а также традиции, связанные с хозяйственной деятельностью народов, населяющих территорию КНР: способы ведения сельского хозяйства, рыболовства, животноводства, торговлю, подсобные промыслы.
Проанализировав меры, предпринимаемые в КНР для охраны НКН, отличаются тщательностью и методичностью со стороны государственной политики. В подходе к охране нематериального культурного наследия КНР руководствуется тремя основными принципами: всесторонность, репрезентативность и объективность. Для этого активно проводятся меры, укрепляющие культурное информирование и культурное самосознание населения, данная работа отличается цельностью, самобытностью и большим потенциалом. Этот опыт стоит перенимать всем мировым державам для сохранения и передачи будущим поколениям своего национального культурного наследия.
Библиография
1. В Пекине открыт первый в стране Музей нематериального культурного наследия // Китайская глобальная телевизионная сеть (CGTN) [сайт]. 13 марта, 2022. URL: https ://russian.cgtn.com/n/BfJIA-cA-DEA/EacAcA/index.html (дата обращения: 27.08.2022).
2. Ду Цзинюань. Деятельности ЮНЕСКО и Правительства КНР по сохранению культурного наследия Китая в начале XXI века. Выпускная квалификационная работа Уровень образования: магистратура. Направление 41.04.05 «Международные отношения», Основная образовательная программа «Международные гуманитарные связи», Санкт-Петербургский государственный университет / Ду Цзинюань. Сп-Б., 2020.
3. Китай запустит более 6200 мероприятий пропаганды нематериального наследия // ИА Красная Весна [сайт]. 11.06.2022. URL:
https ://rossaprimavera.ru/news/06286df0https ://rossaprimavera.ru/news/06286df0 (дата обращения: 27.08.2022).
4. Основные тексты Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 г. Изд. 2020 г. // UNESCO [сайт]. URL:
https ://ich.unesco.org/doc/src/2003_Convention_Basic_Texts-_2020_version-RU.pdf (дата обращения: 25.08.2022).
5. Уровень жизни и культура в Китае // ФИШ (China.org.cn) [сайт]. - 05-01-2010. URL: http://russian.china.org.cn/china/txt/2010-01/05/content_19185265_8.htm (дата обращения: 25.08.2022).
6. Чэнь Лилун. Охрана нематериального культурного наследия в Китае и России: опыт сравнительного анализа / Чэнь Лилун // Культурная жизнь Юга России. 2022. №2 (85). С. 93-100.
7. (2007) // Ф^лйяаих^а^жй
[сайт]. URL: https://mct.gov.cn/whzx/bnsj/fwzwhycs/201111/t20111128_765128.htm (дата обращения: 29.08.2022).
8. // ФФЛЕЯаИФЛЛЕ&Й
[сайт]. 2016-03-30. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2016-03/30/content_5059852.htm
(дата обращения: 29.08.2022).
9. // Ф^ЛЕ^ПШФ^ЛЕЙЙ. - ФШЙЙИ
[сайт]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2019-12/25/content_5463959.htm? ivk_sa = 1023197a (дата обращения: 29.08.2022).
10. // Ф^ЛЕ^ПШФ^ЛЕЙЙ. - Ф
ШЙЙИ [сайт]. URL:
http://www.gov.cn/govweb/gongbao/content/2008/content_1157918.htm (дата обращения: 29.08.2022).
11. тшЕпж «мт^тгйтжщишх^ш^шмш^йжй», 2021-06-10 // ф^Л
ЕЛЙШФЙЛЕЙЙ. - ФШЙЙИ [сайт]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-06/10/content_5616628.htm (дата обращения: 26.08.2022).
12. шш, ятш^^шш-.^т* / шш, // шш«*. 2019
37-41М.
13. гл. шътшш ЙШИШХ^Ш^? // ФШФ^«^. ^шивдсайт]. 2005^04^300.
URL: https://www.cctv.com/geography/20050430/100308.shtml (дата обращения: 28.08.2022).
14. гхш. ПШШЫЬШ^ШЪ / гхш. 2006.
15. / ш^ш^^жш//ЛЕИ - ЛЕ0ШШШ
[сайт]. 2022%06Д040. URL: http://ent.people.com.cn/n1/2022/0604/c1012-32438060.html (дата обращения: 28.08.2022).
16. П+^. «"ЛЖ" / // nmxit. 1991%02Я. 144М, шм.
17. шшмт^т-йтжшишх^ш^^жй // Ф^ЛЕ^ПШФ^ЛЕЙЙ. - ФШЙ: ЙИ [сайт]. URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2006/content_334718.htm (дата обращения: 26.08.2022).
18. ЯШ. 2021% / ЯШ // Ф1ШЙИ [сайт]. 2021%05Д 27 0. URL: https://www.chinanews.com.cn/cul/2021/05-27/9486830.shtml (дата обращения: 27.08.2022).
19. же. // «ft№0&» [сайт]. 2021%12fl140. 10ffi. URL: https://epaper.gmw.cn/gmrb/html/2021-12/14/nw.D110000gmrb_20211214_2-10.htm (дата обращения: 27.08.2022).
20. Ф^Ф^^ШШ^^ЕРЖ // Ф^ЛЕЛ
ЙШФЙЛЕЙЙ. - ФШЙЙИ[сайт]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2021-08/12/content_5630974.htm (дата обращения: 28.08.2022).
21. (2011%2Д25
£КЖЙ) // Ф^ЛЕ£?ПШФ£:ЛЕЙЙИ [сайт]. URL: http://www.gov.cn/flfg/2011-02/25/content_1857449.htm (дата обращения: 25.08.2022).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Тема культурного наследия всегда представляет интерес, тем более если автор предлагает, например, междисциплинарный аспект в исследовании или рассматривает данную тему в контексте социально-политических процессов. В предложенной статье как раз речь идет о нематериальном культурном наследии в государственной политике КНР. Не совсем, правда, понятно: о каком именно месте культурного наследия в политике идет речь - вероятно, автор все же хотел исследовать нематериальное культурное
наследие как объект государственной политики, но на самом деле этот момент не носит принципиального характера - при должной методологической обеспеченности исследования автор в целом вполне может продемонстрировать такое «место». Между тем, обратившись к содержанию статьи, можно обратить внимание на следующие моменты: прежде всего автор апеллирует к официальному источнику - Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия и именно в контексте данного документа идентифицирует понятие культурного наследия - представляется, что это вполне разумно, хотя следовало бы также обратиться и к другим - научным -источникам, в которых проблематика культурного наследия как такового активно изучается - так бы у автора появилось больше возможностей для концептуализации ключевого понятия применительно к ракурсу своего непосредственного исследования. Но опять же подчеркнем, что этот момент не носит принципиального характера. Примечательно, что автор вполне обоснованно затрагивает проблему классификации памятников нематериального культурного наследия и делает закономерный промежуточный вывод относительно неоднозначности выделения различных оснований для классификации памятников.
В целом статья не носит аналитического характера - автор просто склонен описывать те или иные документы, точки зрения, почти никак не дает им своей собственной оценки -это затрудняет восприятие материала, делает его неинтересным пересказом - казалось бы, что данное обстоятельство серьезным образом снизит уровень статьи в целом, однако, все же полагаем, что автор сумел выйти из столь сложной для себя ситуации. Отметим в связи с этим, что приводимые автором ссылки на первоисточники, а также количественный подсчет единиц нематериального культурного наследия Китая в целом дают представление о том, какое место в действительности политика страны уделяет охране культурного наследия, его всесторонней поддержке со стороны органов власти и программы госполитики. В конечном итоге автор приводит некоторые исторические моменты в развитии госполитики КНР, апеллирует к конкретным событиям и фактам, что позволяет в статье достичь верифицируемости предложенных обобщений. Довольно любопытным материалом является описание руководящих установок в области охраны памятников нематериального культурного наследия - здесь также автор предлагает некоторые обобщения, заслуживающие внимания. Заметим, что в данном случае автор пользуется принципом исторической хронологии и выстраивает события последовательно так, как они имели место быть в истории политики государства. По данной информации мы можем судить о том многообразии мер органов власти Китая, которые предлагаются для охраны памятников нематериального культурного наследия в стране. Также автор затрагивает и социальный аспект проблемы, рассматривая связь нематериального культурного наследия и борьбы с бедностью. Немаловажным является и то, что автор не упускает из вида идентификацию исторической, научной и художественной ценности объектов наследия. Полагаем, таким образом, что при имеющихся некоторых небольших недостатках, статья все же имеет ряд преимуществ и может быть рекомендована к публикации.